Ускорение оборачиваемости запасов

Категория: Логистика

При дефиците оборотных средств самым важным фактором для управления ими является скорость оборачиваемости товарных запасов.

Некоторые менеджеры складов, опасаясь возможной нехватки товаров, в целях подстраховки систематически создают избыточные запасы. Это приводит к излишним расходам и сокращению прибыли.

Товарные запасы являются наименее ликвидными краткосрочными активами. Запасы - это замороженные денежные средства, которыми нельзя пользоваться. Большинство предприятий избегает больших запасов с низкой оборачиваемостью, так как это связано с риском. Вместо этого предпочтительнее иметь больше свободных средств и принимать меры к ускорению оборачиваемости запасов.

Фирмы стремятся увеличить товарооборачиваемость, чтобы при меньшей площади складов и меньших затратах на содержание запасов получить наибольший объем продаж и, следовательно, прибыли. Разумеется, идеальной была бы продажа «с колес», без всякого хранения. Однако такая торговля для многих видов товаров невозможна, поэтому оборачиваемость запасов является важным критерием, который тщательно анализируется фирмами.

Поскольку оборот товарных запасов находится в прямой зависимости от объема реализации, финансовый директор предприятия должен использовать все возможные методы стимулирования сбыта и ускорения оборачиваемости товарных запасов.

Одним из методов стимулирования сбыта является либерализация условий кредита, с тем чтобы покупатели могли приобретать больше товаров. В случае если предприятие уже имеет больше дебиторской задолженности, чем оно в состоянии себе позволить, финансовый директор может передать счета дебиторов факторинговой компании для продолжения продаж в кредит.

Другим способом ускорения оборачиваемости товарных запасов является вложение минимальных денежных средств в товарные запасы.

На основании учета и анализа движения товарных запасов следует рассчитывать показатели оборачиваемости товарных запасов, для того чтобы определить, какой темп оборачиваемости является наилучшим для каждого наименования товара.

Применяются два показателя оборачиваемости товарных запасов:

• отношение чистого объема реализации к среднему объему товарных запасов. Его получают делением годового объема реализации на стоимость товарных запасов по балансу. Если полученный коэффициент слишком велик (по сравнению с предыдущим периодом или со средними данными), это показывает недостаточность запасов. Если же коэффициент слишком мал, это может означать, что товарные запасы чрезмерны или устарели и не пользуются спросом;

• отношение объема товарных запасов к чистому объему оборотных средств получают делением стоимости товарных запасов, указанной в балансе, на чистый объем оборотных средств. Если это отношение показывает, что высокий процент краткосрочных оборотных средств вложен в товарные запасы, предприятие может столкнуться с недостатком оборотных средств, и ему будет трудно выполнять свои обязательства в срок. Обычно отношение стоимости товарных запасов к объему оборотных средств не должно превышать 80%.

Чем выше оборачиваемость запасов, тем меньше вероятность убытков из-за морального износа товаров и их порчи, тем выше ликвидность предприятия, и предприятие может спокойно проводить операции с более низким коэффициентом ликвидности. В этих условиях необходим более строгий контроль над запасами, обеспечивающий минимальные вложения средств в них.

Достижение высокой оборачиваемости - нелегкая задача для крупных дистрибьюторов, поскольку они вынуждены хранить на складах часть запасов номенклатуры нерегулярного спроса. Если для экономически эффективной торговли необходимо поддерживать высокий уровень оборачиваемости запасов, то для обеспечения спроса на любой товар, включенный в торговую номенклатуру, необходимо хранить широкий ассортимент редко продающихся товаров, что тормозит оборачиваемость запасов.

Учитываются несколько видов оборачиваемости запасов: оборачиваемость каждого наименования товара в количественном выражении; оборачиваемость всего запаса по стоимости; оборачиваемость групп товаров разной степени спроса. К каждому виду оборачиваемости запасов предъявляются свои требования.

Одной из причин низкой оборачиваемости запасов является большой объем «мертвых» и бездействующих, или «спящих», запасов. К «мертвым» запасам относят товары, на которые вообще нет спроса в течение года, к бездействующим - товары, спрос на которые был случайным или очень редким. Получить точную картину средней оборачиваемости можно, только выявив и те, и другие товары. После избавления от них оборачиваемость возрастает.

При увеличении оборачиваемости возрастают объем реализации и прибыль. Стоимость содержания запасов на складах растет из года в год вследствие инфляции, роста стоимости аренды помещений, расходов на заработную плату, накладных расходов и т.д., что вызывает естественное стремление снизить уровень запасов за счет более частого заказа товаров меньшими партиями. Зависимость увеличения прибыли от ускорения оборачиваемости показана в табл. Увеличение оборачиваемости вдвое увеличивает прибыль втрое.

Однако если в результате снижений уровня хранимых запасов склад потеряет возможность удовлетворять запросы клиентов, то потерянная при этом прибыль может превысить стоимость содержания соответствующих запасов.

Таблица

Зависимость увеличения прибыли от ускорения оборачиваемости

Показатели

Оборачиваемость запасов

1 раз в год

2 раза в год

Среднегодовой запас, руб.

20000

20000

Объем продаж, руб.

20000

40000

Валовый доход, руб., 24% от продаж

4800

9600

Издержки прямые, руб., 10% от продаж

2000

4000

Накладные расходы, руб., 7% от запаса

1400

1400

Прибыль до уплаты налога, руб.

1400

4200

Для крупного дистрибьютора размещение у поставщиков слишком большого числа срочных заказов может привести к существенному снижению получаемой им торговой скидки и, следовательно, к снижению прибыли. Эти проблемы вызвали применение современных методов управления запасами, которые обеспечивают одновременное увеличение оборачиваемости и прибыли.