АВТ Р-107/2 Рекомендации по расчету экономической эффективности капитальных вложений в дорожном строительстве. Методы определения потерь, связанных с затратами времени людей и грузов в пути

ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

1 и здание

Разработано совещани е м X I Комис с ии с 21 по 28 мая 1 979 г. в г . Суздале

Дата в с тупления в с илу:

Прим е чание :

АВТ
Р-107/
2

РЕКОМЕНДАЦИИ
по расчет у эк он омической эффективно ст и
капитальн ых
вложений в дорожном строительстве

Методы оп редел ения потерь , связанных с зат ратами времени людей и грузов в пути

В процессе д в иж ения на дороге осуществля е тся пер е мещение людей и грузо в при помощи тра н спортных средств в теч е ние определенного вре м ени . Сокращение времени следует учитывать как положительный с точки зрения народного хозяйства факто р при оценке экономической эффективности .

В е личину сэкономленного времени при расчетах следует с уммироват ь с прочими затрата м и ( эксплу а тацион ными расходам и , сни ж ением потерь от доро жн о - тра н спортных происшествий и т . д .) . Отказаться от и х учёта нельзя , так как удовлет в орения этой потребности об щ ество настоятельно требует , и во многих случаях этот аспект является основно й целью раз в ития . В соответствии с этим оценку э кономии времени необход им о во всех случаях включать в расчеты .

1 . Определение потерь времени

Время , проводимое людьми в поездке , и затраты времени на транспортировку грузов можно рассматривать как потери , величина которых будет обозначаться как затраты времени .

Общие потер и , связанные с затрата ми вр е мени , предс т авляют сумму потерь , с в язанных с пер е возкой людей и грузов . Их расч е т производ и тся следующ и м образом :

К с = Кср + К с w ,                                                             ( 1)

гд е : Кс - общие поте р и , связанные с затратами времени , вы раженные в дене ж ной ф орме ;

Кср - пот е ри , связанные с зат р атами време н и л ю дей, в ы раженные в дене ж ной форме;

Кс w - потери , связанные с затратами време н и на транспортировку грузов.

Для исследуе м ого участка обычно и м еются данные учета дви ж ения , опреде л яющи е ср е дн егодову ю суточную интенсивн ос ть дв иже ния с подразделением на характерн ы е типы транспо р тны х ср е дств ( легковые а в том обили , м о тоциклы , автобус ы , грузо в ые а втомо би ли ) . Поэт ом у ц е лесообразно определять в ремя , проводимое людьми в пу т и , для каждого типа транспортных средств . Одно в ременн о м ожет быть о п ределен о также время , затрачиваемое на пере в озку грузовыми автомобиля м и средн е го количе с тва грузо в . После определения времени можно вы числ и ть вел и чину затрат вр емени на пе р евозки з а о п редел енный пер и од вре м ени ( напр и мер , один год ) для к аждого типа транспортны х ср е дств , а после э того , сум м ируя их , - величину затрат времени на всех пере в озках . В е личину эк ономии в р ем ени мо ж но вычислить как разность величин об щ их затра т вре м ени по сравниваемым вариантам .

Затра т ы времени транспортных средст в находятся в прямой з ав исим ости от пройде н ного пути и в обратной - о т ск о рости. Сле д ов ательн о , необходимо знать среднюю с корость отдельных типов трансп о рт ных ср е дств при данных дорож ны х у словиях и условиях движен и я . Для э того м огут б ы ть с о ст ав лены таблицы , н а основ е ко т орых при данных у словиях могут быть рассчита н ы скор о сти .

Кроме того , м огут и м еть место потери вре м ени в некото р ых характе р ных т о чках участка дороги ( пер е сече ния с ж елез н ой дор о гой в одном уро в не , пересечения , управляемы е с в етофо ры и т . д .), ко т орые склады в аются из потерь в рем ени на торможе ни е и разго н и из в озм ожн ого времени ожидания . Для и х учета можно также использовать табли ц ы .

2 . Оценка затрат времени на перевозку людей и грузов.

При оценке времени , провод и мого в пути людьми , можно п р инимать в о внимание м ногочисленные асп е кты . Одна часть поездок им еет деловой характер ( слу ж ебны е поездки ), другая часть служит личным целям и мож ет относиться к типичным поездкам с целью отдыха . Сущ е ствует также существенн о е различие м ежду л ю дьми , участву ющ ими в поездках . Э то м огут быть работа ю щие , пенсионеры , дети или инвалиды . Можно также проводить различие по социальн ой занят о сти рабочего вре ме ни отдельных лиц .

Од н ако оп р еделять настолько детально р а зличные в еличины нет необходимости , так как для конкретного участка подробные да н ные о характере поездок и людях обычно отсутствует , и поэтому целесообр а зно в расчет принимать средние величины .

Несмотря на э то , принято дифференциро в ать поездки на поездки , связанные с работой , и поездки в личных ц е лях . Средняя оц е нка времени поездки , связанной с работой , прибли ж енно мо ж ет быть получена п у тем дел е ния национального дохода на количество рабочих часов . Личное же вре м я может быть оценено как доля общей выплаченной заработной платы , приходящаяся на 1 час .

В ц елях упрощения расчета целесообразно найти единую величину затрат для ка ж дого типа транспортных средств . С это й цель ю н еобходи мо путем при ближен ны х расчетов опред е ли ть для ка ж дого типа транспортных средств , как ов а доля всего времени тра н спортирован ия , связанного с работо й , и какова доля по е здок в л ичных целях . На основ е этого мо ж но вычислить среднюю оценку затрат времени для ка ж дого типа транспортных средств .

При оценке з атрат време ни на п ое здки в личных целях можно в случае нео б ходим ост и проводить различие между затрата ми времен и владельце в транспортных с р едств индивидуального пользо в ания ( легковые а в томобили , мотоциклы) и лиц , пользующ и хся транспортными средствами общего пользования , так как послед н ие , как правило , относятся к категориям лиц с меньш и м доход ом . Однако установленное та к им образом отклон е ние от вышеуказанных расчетных средних величин мо ж ет быть незначительным .

Оценка времени транспортирования грузов м ож ет быть осуществлена на основании оценки их количества . Количество грузов , находящихся в пути , означает за м оражи в ани е народнохозяйственных средств на период транспорт ир овки. Эта величина в расчете на 1 час работы средн е го гр у зов ого автомобиля м оже т быть рассчитана путем д еления ср едне го количества грузо в по весу, приходящихся на 1 а в томоби ль , на число часов работы в год . Найденная таким образом оценка врем ен и мо же т быть учтена как ед ин овр еменная э кономи я оборотных средств , которая, следовательно, я в ляется фактором , снижающим величину кап и тало вложе ний .

Как показывает опыт , опр е деляемая таки м образом велич и на по сравнению с другими ф ак торами получается значи т ельн о мень ш ей , и поэтому в р а сче тах ею можно пренебречь.

3 . Оценка экономии затрат времени на перевозку людей

Ве личину эконо м ии затрат вре м ени за год мож н о рассчитать как сумму экономии затрат времени по типа м транспортн ых средст в ( д ля легковых автомобилей , автобусов и мотоциклов ); э та в ели чина при существующем или проектируе м ом состоянии будет составлять :

                                             ( 2 )

где Кср - годовые затраты времени на перевозки ;

Ni - среднегодовая суточная интенсивность движения ;

Кс i - средняя оц е нка затрат вр е мени , приходя щ аяся на 1 час пребывания в т р анспортном средстве ;

L - протя ж енность участка ;

v i - средняя скор о сть транспортного потока в су щ ествующ ем или проектируемом состоянии ;

hci - затраты вр емени , с в язанные с остановкой , тор м ож ением и разгоном на пересечениях , перед препятствиями , в часах ;

i - легковой автомобиль , автобус или мотоцикл .

Рас ч еты можно упростить , если выразить величины в приведенных легковых автомобилях. В этом случае нужно знать распределен ие тра н спортны х с р едств по типичн ым видам и ин тен сив ность движ ения . Тогда величину с р едн ечасовых затрат мо ж но определить следующим образом :

                                       ( 3 )

где Np , Nm , Nb - интенсивность д в иж ения по типам транспортных средств в шт .

( Np - легковой автомоб и ль , Nm - мото ц ик л , Nb - автобус );

Кср, К cm , Кс b - стоимость одного часа для отдельных т ипов транспортных средств ;

N - общая интенсивность движения в приведенных легковых автомобилях .

Таким образом , в э том случае величина Кср определяется по форм у ле :

                                                 ( 4 )

где N - среднесуто ч ная интенсивность движения в п р иве денных автомобилях ;

Ксе - стоимостная оценка одного часа в пересчете на приведенные легковые автом о били ;

h се - затр а ты вре м ени , связанные с остановкой приведенного легкового авто м обиля .

Величины Ксе и h се для типичного распределения транспортных средств на практике могут быть в ычислены предварительно , а при расчетах взяты из таблиц .

За траты времени пр и проектируемом сос т оянии дороги м ож но определить аналогичным образом , учитывая в э то м случае с к орость v н , харак т еризующ ую новое с о стояние дороги , затраты времени h сн и изменив ш уюся протяженность участка дороги L н .

4 . Оценка экономии затрат времени, связанных с транспортировкой грузов

По сравнению с величиной экономии затрат в ремени , связанных с п е ревозкой людей , эта в е личина менее значительна и вст р ечается в расчетах лишь в исключительных сл у чаях. В том случае , если учет ее все же желателен , эт о м ожн о в ы полнить следующ и м обр а зом .

Для расчета необходи м о знать экономию затрат времени на тра н спор тировку грузов и стоимостную оцен к у часа с э кономленного вре м ени.

Количество грузовых автомобилей , ежедне в но проходя щи х на участке дорог и , в случае необходимости с разби в кой на н есколько к атегорий , из ве стно из результатов учета дви ж ени я . Требуется найти среднюю скорость движен и я грузовых автомобилей для двух состояний дороги . Тогда в еличина э кономии затрат времени равна :

                                               ( 5 )

где Nw - интенси в ность грузо в ого дви ж ения , а в т. / сут к и ;

К cw - стоимостная оценка экономии затрат времен и , приходящаяся на 1 автомобиль , перевозящ ий груз ы ;

L - пер в оначальная протяженность участка дороги в к м ;

v w - скорость движения грузо в ых автомобилей в первоначальном состоян и и в км / час ;

hcw - в рем я простоев грузовых автомобилей в первонач а льном состоянии в ч .

Величину К cw можно определить по приводимой ниже формуле ( 6).

Необход и мо знать среднее пере в озимое количество грузов ( по весу ) и оценку стои м ости единицы груза в денежном выра ж ении , а также количество часов работы автомобиля в год и учитывать фактор замора ж ивания сред с тв .

Т о гда формула удельной э кономии затрат вр е мени будет имет ь в ид :

                                                             ( 6 )

где W - среднее количество ( по весу ) транспортируе м ых грузов ;

tw - оценка сто им ости еди н ицы грузов ;

Sj - к оличество часов работы грузового автомобиля в год;

γ - фактор замора ж ивания средств (0, 0 8 - 0,1 5).

5 . Возможность применения унифицированного метода расчета

Приведенные выше расчеты можно выполнять в стра н ах - участ н иц ах по единой фор м е . Безусловно , определение численных значений и, прежде всего , удельных величин возмо ж но лишь в увязке с местными условиями . Поэтому их следует оценивать в соот в етствии с местными условиями ст р ан - учас т ниц , а если э того треб у ют об ст оятельства , то и с применением методов , отличных о т изложенных выше .

СОДЕРЖАНИЕ

1. Определение потерь времени . 1

2. Оценка затрат времени на перевозку людей и грузов. 2

3. Оценка экономии затрат времени на перевозку людей . 2

4. Оценка экономии затрат времени, связанных с транспортировкой грузов . 3

5. Возможность применения унифицированного метода расчета . 4