АВТ Р-107/3 Рекомендации по расчету экономической эффективности капитальных вложений в дорожном строительстве. Методы определения потерь, связанных с дорожно-транспортными происшествиями

ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

1 и здание

Разработано совещани е м X I Комис с ии с 21 по 28 мая 1 979 г. в г . Суздале

Дата в с тупления в с илу: 3 июля 1 979 г.

Прим е чание :

АВТ
Р-107/3

РЕКОМЕНДАЦИИ
по расчет у эк он омической эффективно ст и
капитальн ых
вложений в дорожном строительстве

Методы опре деления поте рь , связанных с до рожно - т ранспо ртными происшествиями

Среди различных методов учета потерь , связанных с дорожно - т р ан спортны ми происшествиями , выделяются 2 метод а :

- учет потерь , обусловленных тем , что продукция н е производится или производится в меньшем о б ъем е ( вследствие событий на м есте происшествия и в связи с последст в иями происшествия );

- учет уменьшения кол и чества производимых товаров ( овеществленного труда ) и непотребленных товаров .

При определении э к ономи ческог о эффекта в дорожном строительстве ре к оменд уется учитывать хотя бы те потери , которые возникают в результате уменьшения про и зводства то в аров .

Изменен и е потерь , связанных с доро жн о - транспортными про и сшествиями , с течением времени можно учесть путе м принятия различных допущений .

При п р иближ енных расчетах рекомендуется принимать из м енени я при рассмотрении их в общегосударственных масштабах ана л огичных национальному доходу или реальному доходу ( перенесение индекса на пересче т потерь ) .

Потери К w методически рассчитываются двумя способами :

- и с ходя из ч и сла происшествий каждого вид а, по фор м уле ( 1);

- исходя из характеристики , по к азывающей число происшестви й на к и лом етр пути, по формуле ( 2):

К w = μ (kw1u1 + kw2u2 + kw3u3)                                                 ( 1)

или

                                                  ( 2 )

1 . Расчет потерь исходя из числа происшествий по их видам

Можно выделить следующие виды происшествий :

- со с ме ртельным ис ходом;

- с получением людьми ранений, при необходимости с последу ю щи м подразделение м на тяже л ые и легкие ранения . Однако при э то м с л едует установить количественный критери й и з а дать его величину ;

- с материа л ьным у щ ербом . Как пра ви ло , материальн ы й ущер б р е гистрируе тся при величине выше опреде л енной границы , которая обычно з а дается . Воз м ож на дальней ш ая класси фи кация п р оисшествий с материальным ущербом , как напри ме р :

- потери, связанные с повреждениями постра д авши х автомобилей, вклю чая содержимое а в томобиля в момент происшестви я ;

- по т ери , связа н ные с повре ж дениями стационарных объекто в ( последствия происшест в ия );

- проч и е потери ( расходы полиции , суда и т . д .).

При классификаци и происшествий по трем вышеперечисленны м вида м в ф о рмуле ( 1) применены следующие обозначения :

μ - коэ ф фициент учета интенсивности движения по таблице № 1 ;

kw 1 , kw 2 , kw 3 - средняя величина потерь от одного п роисшествия вида 1, 2, 3 при нормальных доро ж ных усло в иях ( невысокой интенсивности движения );

u 1 , u 2 , u 3 - число про и сш ествий каждого из трех видов : 1 , 2, 3.

Величину потерь kwi следует определять в соответств и и с де й ствующими в к аж дой стране положениями .

Т а блица 1

Коэффициент учета интенсивности дви ж ен ия

Количество автомобилей, пр оходящих в вечерний час « пик » по одной полосе движен и я в час

μ

0 - 1 000

1 ,0

1 000 - 1 500

1 ,5

1 500 - 1 800

1 ,6

свыше 1 800

2,0

2 . Определение потерь исходя из числа происшествий на километр пути

В формул е ( 2) применены следующие обозначения :

W - число проис ш ествий на миллион к и лом ет ров ;

К w - средний показатель народнохозяйственных потерь на миллио н а в томоби лекиломе тров ;

L - протя ж енность участка дороги в километрах ;

N - суточная интенс ив ность дви ж ения ( авт . - 24 ч ).

Дл я расчета величины W п рим еняют коэффициенты :

- единые для страны в целом ( с индексом « g » ) и

- характерные для различных участков дорог.

                                                              ( 3)

где Wg - число проис ш ествий на миллион автомобилекилометров как средняя величина для всей страны ;

M s = m 1 · m 2 · m 3 - коэфф и циен т влияния числа происшествий для конкретного участка дороги , о п ределяемы й к ак произве д ение частных к оэффи циен тов по табл . № 2 ;

M sg - то ж е , ч то Ms , только как средняя величина для страны в целом .

Для расчета величины К w можно по аналогии пр им енять следующие коэффициенты :

                                                             ( 4)

где К wg - средние затраты в единицах стоимости на миллион автомобилекилометров ;

C s = C 1 · C 2 · C 3 - коэф ф ициент влияния для конкретного участка дороги , представляю щ ий собой произ в ед ение частных коэ фф ициентов по табл . № 3 ;

C sg - то ж е , что Cs , но как средняя величина для страны в целом .

3 . Прочие затраты

В кажд ом конкретном иссл е дуемом случае следует проверить необходимость уч е та , помимо э ксплуатационных затрат , зат р ат вре м ени и потерь вследст в ие дорожно - транспортных происшеств ий , также и друг и х затрат , как напри м ер , затрат , связанных с защито й окру ж аю щей среды . Для о пределения затрат , связанных с о х раной окружаю щ ей среды пока еще нельзя предложи т ь общего м е тода .

Таблица № 2

Частные коэффициенты влияни я числа дорожно - транспортных происшествий для участка дороги

Коэф ф иц иент

О писание

Е диниц а измерен ия

Численные значения

1

2

3

4

m 1

Ин т енсивность дв ижени я в 2- х направлениях проез ж ей части*) без разделительной полосы

СС И Д**)

500

1 000

2000

3000

5000

-

0,40

0,50

0,60

0,75

1 ,00

СС И Д

6000

7000

8000

9000

-

1 ,1 5

1 ,30

1 ,60

1 ,75

m 2

Ширина проезжей части с укрепленно й обочиной

м

4,5

5,5

6,0

7,5

8,5

-

2,2

1 ,5

1 ,35

1 ,0

0,8

m 3

Ш и рина обочины

м

0,5

1 ,0

1 ,5

2,0

2,5

3,0

-

2,2

2,7

1 ,4

1 ,2

1 ,1

1 ,0

m 4

Продольный уклон :

%

2

3

5

7

8

- при наличии разд е лительной полосы

-

1 ,0

1 ,25

2,5

2,8

3,0

- при отсутствии разделительной полосы

-

1 ,0

1 ,0

1 ,25

1 ,4

1 ,5

m 5

Радиус горизонтал ь но й крив ой

м

м енее 50

1 00

1 50

2 0 0 - 400

400 - 60 0

-

1 0

5,4

4,0

2,5

1 ,6

м

600 - 1000

1 000 - 2000

с в . 2 000

-

1 ,4

1 ,25

1 ,0

m 6

Расстоян и е видимости на горизонтальных кривых

м

50

1 00

1 50

200

250

350

400

-

3,6

3,0

2,7

2,25

2,0

1,4 5

1, 2

м

500

-

1 ,0

m 7

Тип пересечения

в разных у словиях

В одном уровне при интенсивности движения на п ересек ающей дороге в % от су мм арной интенсивности н а 2 дорогах

-

1 0

1 0 ¸ 20

20

-

0,35

1 ,5

3,0

4,0

Табл иц а № 3

Частны е коэфф ицие нты влияния для определе н ия затрат , приходящихся на 1 автомобилекилометр

Описа н ие ха р актеристики дороги

Коэффициент С

С1

Ши рина проезж ей части

4,5 м

0,7

6,0 м

1 ,2

7,0 - 7,5 м

1 ,0

8,0 м

1, 4

1 0,5 м

1 ,2

1 4,0 м

1 ,0

1 5,0 м и более , с разделительной полосой

0 ,9

С2

Ши рин а обочины

до 2,5 м в ср е днем

0,85

свыш е 2,5        "

1 ,00

С3

Продольные у клоны

до 3 % в среднем

1 ,00

с выш е 3 %    "

1 ,25

С4

Радиус го р изонтальных к ривы х

до 350 м в среднем

0,9

свыш е 350 м    "

1 ,0

С5

Недостаточная видимость

0,70

Пересеч е ния :

в одно й уро вн е

0,80

в д вух у р овнях

0 , 95

С6

Населен н ые пун к ты

1,6 0

С 7

Число полос дв и жения

2

1 ,1

3

1, 3

4

1 ,0

С 8

Де р евья , стойки и т . д. на обочинах и раздел и тельной полосе

1 ,5

СОДЕРЖАНИЕ

1. Расчет потерь исходя из числа происшествий по их видам .. 1

2. Определение потерь исходя из числа происшествий на километр пути . 2

3. Прочие затраты .. 2