АВТ Р-107/3 Рекомендации по расчету экономической эффективности капитальных вложений в дорожном строительстве. Методы определения потерь, связанных с дорожно-транспортными происшествиями
ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
1 и здание Разработано совещани е м X I Комис с ии с 21 по 28 мая 1 979 г. в г . Суздале Дата в с тупления в с илу: 3 июля 1 979 г. Прим е чание : |
АВТ |
РЕКОМЕНДАЦИИ
по расчет у эк он омической эффективно ст и
капитальн ых вложений в дорожном строительстве
Методы опре деления поте рь , связанных с до рожно - т ранспо ртными происшествиями
Среди различных методов учета потерь , связанных с дорожно - т р ан спортны ми происшествиями , выделяются 2 метод а :
- учет потерь , обусловленных тем , что продукция н е производится или производится в меньшем о б ъем е ( вследствие событий на м есте происшествия и в связи с последст в иями происшествия );
- учет уменьшения кол и чества производимых товаров ( овеществленного труда ) и непотребленных товаров .
При определении э к ономи ческог о эффекта в дорожном строительстве ре к оменд уется учитывать хотя бы те потери , которые возникают в результате уменьшения про и зводства то в аров .
Изменен и е потерь , связанных с доро жн о - транспортными про и сшествиями , с течением времени можно учесть путе м принятия различных допущений .
При п р иближ енных расчетах рекомендуется принимать из м енени я при рассмотрении их в общегосударственных масштабах ана л огичных национальному доходу или реальному доходу ( перенесение индекса на пересче т потерь ) .
Потери К w методически рассчитываются двумя способами :
- и с ходя из ч и сла происшествий каждого вид а, по фор м уле ( 1);
- исходя из характеристики , по к азывающей число происшестви й на к и лом етр пути, по формуле ( 2):
К w = μ (kw1u1 + kw2u2 + kw3u3) ( 1)
или
( 2 )
1 . Расчет потерь исходя из числа происшествий по их видам
Можно выделить следующие виды происшествий :
- со с ме ртельным ис ходом;
- с получением людьми ранений, при необходимости с последу ю щи м подразделение м на тяже л ые и легкие ранения . Однако при э то м с л едует установить количественный критери й и з а дать его величину ;
- с материа л ьным у щ ербом . Как пра ви ло , материальн ы й ущер б р е гистрируе тся при величине выше опреде л енной границы , которая обычно з а дается . Воз м ож на дальней ш ая класси фи кация п р оисшествий с материальным ущербом , как напри ме р :
- потери, связанные с повреждениями постра д авши х автомобилей, вклю чая содержимое а в томобиля в момент происшестви я ;
- по т ери , связа н ные с повре ж дениями стационарных объекто в ( последствия происшест в ия );
- проч и е потери ( расходы полиции , суда и т . д .).
При классификаци и происшествий по трем вышеперечисленны м вида м в ф о рмуле ( 1) применены следующие обозначения :
μ - коэ ф фициент учета интенсивности движения по таблице № 1 ;
kw 1 , kw 2 , kw 3 - средняя величина потерь от одного п роисшествия вида 1, 2, 3 при нормальных доро ж ных усло в иях ( невысокой интенсивности движения );
u 1 , u 2 , u 3 - число про и сш ествий каждого из трех видов : 1 , 2, 3.
Величину потерь kwi следует определять в соответств и и с де й ствующими в к аж дой стране положениями .
Т а блица 1
Коэффициент учета интенсивности дви ж ен ия
Количество автомобилей, пр оходящих в вечерний час « пик » по одной полосе движен и я в час |
μ |
0 - 1 000 |
1 ,0 |
1 000 - 1 500 |
1 ,5 |
1 500 - 1 800 |
1 ,6 |
свыше 1 800 |
2,0 |
2 . Определение потерь исходя из числа происшествий на километр пути
В формул е ( 2) применены следующие обозначения :
W - число проис ш ествий на миллион к и лом ет ров ;
К w - средний показатель народнохозяйственных потерь на миллио н а в томоби лекиломе тров ;
L - протя ж енность участка дороги в километрах ;
N - суточная интенс ив ность дви ж ения ( авт . - 24 ч ).
Дл я расчета величины W п рим еняют коэффициенты :
- единые для страны в целом ( с индексом « g » ) и
- характерные для различных участков дорог.
( 3)
где Wg - число проис ш ествий на миллион автомобилекилометров как средняя величина для всей страны ;
M s = m 1 · m 2 · m 3 - коэфф и циен т влияния числа происшествий для конкретного участка дороги , о п ределяемы й к ак произве д ение частных к оэффи циен тов по табл . № 2 ;
M sg - то ж е , ч то Ms , только как средняя величина для страны в целом .
Для расчета величины К w можно по аналогии пр им енять следующие коэффициенты :
( 4)
где К wg - средние затраты в единицах стоимости на миллион автомобилекилометров ;
C s = C 1 · C 2 · C 3 - коэф ф ициент влияния для конкретного участка дороги , представляю щ ий собой произ в ед ение частных коэ фф ициентов по табл . № 3 ;
C sg - то ж е , что Cs , но как средняя величина для страны в целом .
3 . Прочие затраты
В кажд ом конкретном иссл е дуемом случае следует проверить необходимость уч е та , помимо э ксплуатационных затрат , зат р ат вре м ени и потерь вследст в ие дорожно - транспортных происшеств ий , также и друг и х затрат , как напри м ер , затрат , связанных с защито й окру ж аю щей среды . Для о пределения затрат , связанных с о х раной окружаю щ ей среды пока еще нельзя предложи т ь общего м е тода .
Таблица № 2
Частные коэффициенты влияни я числа дорожно - транспортных происшествий для участка дороги
Коэф ф иц иент |
О писание |
Е диниц а измерен ия |
Численные значения |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
||||||
m 1 |
Ин т енсивность дв ижени я в 2- х направлениях проез ж ей части*) без разделительной полосы |
СС И Д**) |
500 |
1 000 |
2000 |
3000 |
5000 |
|
|
- |
0,40 |
0,50 |
0,60 |
0,75 |
1 ,00 |
|
|
||
СС И Д |
6000 |
7000 |
8000 |
9000 |
|
|
|
||
- |
1 ,1 5 |
1 ,30 |
1 ,60 |
1 ,75 |
|
|
|
||
m 2 |
Ширина проезжей части с укрепленно й обочиной |
м |
4,5 |
5,5 |
6,0 |
7,5 |
8,5 |
|
|
- |
2,2 |
1 ,5 |
1 ,35 |
1 ,0 |
0,8 |
|
|
||
m 3 |
Ш и рина обочины |
м |
0,5 |
1 ,0 |
1 ,5 |
2,0 |
2,5 |
3,0 |
|
- |
2,2 |
2,7 |
1 ,4 |
1 ,2 |
1 ,1 |
1 ,0 |
|
||
m 4 |
Продольный уклон : |
% |
2 |
3 |
5 |
7 |
8 |
|
|
- при наличии разд е лительной полосы |
- |
1 ,0 |
1 ,25 |
2,5 |
2,8 |
3,0 |
|
|
|
- при отсутствии разделительной полосы |
- |
1 ,0 |
1 ,0 |
1 ,25 |
1 ,4 |
1 ,5 |
|
|
|
m 5 |
Радиус горизонтал ь но й крив ой |
м |
м енее 50 |
1 00 |
1 50 |
2 0 0 - 400 |
400 - 60 0 |
|
|
- |
1 0 |
5,4 |
4,0 |
2,5 |
1 ,6 |
|
|
||
м |
600 - 1000 |
|
1 000 - 2000 |
|
с в . 2 000 |
|
|
||
- |
1 ,4 |
|
1 ,25 |
|
1 ,0 |
|
|
||
m 6 |
Расстоян и е видимости на горизонтальных кривых |
м |
50 |
1 00 |
1 50 |
200 |
250 |
350 |
400 |
- |
3,6 |
3,0 |
2,7 |
2,25 |
2,0 |
1,4 5 |
1, 2 |
||
м |
500 |
|
|
|
|
|
|
||
- |
1 ,0 |
|
|
|
|
|
|
||
m 7 |
Тип пересечения |
|
в разных у словиях |
В одном уровне при интенсивности движения на п ересек ающей дороге в % от су мм арной интенсивности н а 2 дорогах |
|||||
|
|||||||||
- |
1 0 |
1 0 ¸ 20 |
20 |
||||||
- |
0,35 |
1 ,5 |
3,0 |
4,0 |
Табл иц а № 3
Частны е коэфф ицие нты влияния для определе н ия затрат , приходящихся на 1 автомобилекилометр
|
Описа н ие ха р актеристики дороги |
Коэффициент С |
С1 |
Ши рина проезж ей части |
|
4,5 м |
0,7 |
|
6,0 м |
1 ,2 |
|
7,0 - 7,5 м |
1 ,0 |
|
8,0 м |
1, 4 |
|
1 0,5 м |
1 ,2 |
|
1 4,0 м |
1 ,0 |
|
1 5,0 м и более , с разделительной полосой |
0 ,9 |
|
С2 |
Ши рин а обочины |
|
до 2,5 м в ср е днем |
0,85 |
|
свыш е 2,5 " |
1 ,00 |
|
С3 |
Продольные у клоны |
|
до 3 % в среднем |
1 ,00 |
|
с выш е 3 % " |
1 ,25 |
|
С4 |
Радиус го р изонтальных к ривы х |
|
до 350 м в среднем |
0,9 |
|
свыш е 350 м " |
1 ,0 |
|
С5 |
Недостаточная видимость |
0,70 |
Пересеч е ния : |
|
|
в одно й уро вн е |
0,80 |
|
в д вух у р овнях |
0 , 95 |
|
С6 |
Населен н ые пун к ты |
1,6 0 |
С 7 |
Число полос дв и жения |
|
2 |
1 ,1 |
|
3 |
1, 3 |
|
4 |
1 ,0 |
|
С 8 |
Де р евья , стойки и т . д. на обочинах и раздел и тельной полосе |
1 ,5 |
СОДЕРЖАНИЕ
1. Расчет потерь исходя из числа происшествий по их видам .. 1 2. Определение потерь исходя из числа происшествий на километр пути . 2 3. Прочие затраты .. 2 |