ГОСТ 27259-2006 Вибрация. Лабораторный метод оценки вибрации, передаваемой через сиденье оператора машины. Машины землеройные

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
(МГС)

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION
(ISC)

межгосударственный

стандарт

ГОСТ

27259-

2006

(ИСО 7096:2:2000)

Вибрация

ЛАБОРАТОРНЫЙ МЕТОД ОЦЕНКИ ВИБРАЦИИ ,
ПЕРЕДАВАЕМОЙ ЧЕРЕЗ СИДЕНЬЕ
ОПЕРАТОРА МАШИНЫ

Машины землеройные

ISO 7096:2000 Earth-moving machinery - Laboratory evaluation of operator seat vibration

(MOD)

Москва

Стандартинформ

2008

Предисловие

Цели , основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0- 92 «Межгосударственная система стандартизации . Основные положения» и ГОСТ 1.2- 97 «Межгосударственная система стандартизации . Стандарты межгосударственные , правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации . Порядок разработки , принятия , применения , обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом «Научно - исследовательский центр контроля и диагностики технических систем» на основе собственного аутентичного перевода стандарта , указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 183 «Вибрация и удар»

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации , метрологии и сертификации ( протокол № 29 от 24 июня 2006 г .)

За принятие проголосовали :

Краткое наименование страны по МК ( ИСО 3166) 004 - 97

Код страны по МК ( ИСО 3166) 004 - 97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Кыргызстан

KG

Кыргызстандарт

Молдова

MD

Молдова - Стандарт

Российская Федерация

RU

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Туркменистан

ТМ

Главгосслужба «Туркменстандартлары»

Узбекистан

UZ

Узстандарт

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 7096:2000 «Вибрация . Лабораторный метод оценки вибрации , передаваемой через сиденье оператора машины . Машины землеройные» ( ISO 7096:2000 « Earth - moving machinery - Laboratory evaluation of operator seat vibration » ) путем внесения технических отклонений , объяснение которых приведено во введении к настоящему стандарту .

Степень соответствия - модифицированная ( MOD )

5 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 декабря 2007 г . № 371- ст межгосударственный стандарт ГОСТ 27259 - 2006 ( ИСО 7096:2000) введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2008 г .

6 ВЗАМЕН ГОСТ 27259- 87

Информация о введении в действие ( прекращении действия ) настоящего стандарта публикуется в указателе «Национальные стандарты» .

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе «Национальные стандарты» , а текст изменений - в информационных указателях «Национальные стандарты» . В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе «Национальные стандарты»

Содержание

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины, определения, обозначения и сокращения

4 Общие положения

5 Условия и метод испытаний

6 Приемочные значения

7 Маркировка сиденья

8 Протокол испытаний

Приложение А (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов межгосударственным стандартам, использованным в настоящем стандарте в качестве нормативных ссылок

Библиография

Введение

В процессе работы оператор землеройной машины подвергается воздействию низкочастотной вибрации , обусловленной как движением машины по неровной поверхности , так и выполняемой рабочей операцией . Сиденье оператора представляет собой последний виброизолирующий элемент на пути распространения вибрации к телу оператора . Для эффективного снижения вибрации подвеска сиденья должна быть выбрана в соответствии с динамическими характеристиками машины . Конструкционное решение сиденья и подвески представляет собой компромисс между необходимостью уменьшить механические воздействия на оператора и в то же время обеспечить его надежной опорой для уверенного управления машиной . Поэтому при выборе модели сиденья необходимо принимать во внимание все предъявляемые к нему требования .

Вибрационные характеристики сиденья , полученные в соответствии с настоящим стандартом , могут быть использованы при сравнении сидений разных конструкций от разных изготовителей , а также при определении вибрационной характеристики землеройной машины согласно соответствующему испытательному коду .

Критерии качества сиденья , установленные настоящим стандартом , соответствуют современному уровню развития техники . Они не позволяют в полной мере гарантировать защиту оператора от воздействия вибрации и удара и поэтому могут быть пересмотрены при развитии технологии конструирования подвески .

Параметры испытательных воздействий , установленные настоящим стандартом , получены по результатам обработки большого числа измерений . Эти измерения были проведены в условиях выполнения типичных рабочих операций , сопровождаемых вибрационными воздействиями максимального уровня . Методы испытаний основаны на ГОСТ ИС O 10326-1- 2002, которым установлены общие требования к испытаниям сидений транспортных средств и рабочих машин разного вида .

По сравнению с примененным международным стандартом ИСО 7096:2000 в текст настоящего стандарта внесены следующие изменения :

- добавлена ссылка на ГОСТ 12.1.012- 2004 , чтобы показать место настоящего стандарта в комплексе стандартов , относящихся к вибрационной безопасности ;

- ссылки на введенные международные стандарты заменены ссылками на соответствующие межгосударственные стандарты , а ссылки на не введенные на момент разработки настоящего стандарта международные стандарты ИСО 6061 и ИСО 6165 перенесены из раздела 2 в дополнительно введенный элемент «Библиография» ;

- для приведения в соответствие с требованиями ГОСТ 1.5- 2001 изменена нумерация таблиц ( таблица 1 стала таблицей 4, номера всех остальных таблиц сдвинуты на единицу вниз ).

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Вибрация

ЛАБОРАТОРНЫЙ МЕТОД ОЦЕНКИ ВИБРАЦИИ , ПЕРЕДАВАЕМОЙ ЧЕРЕЗ СИДЕНЬЕ ОПЕРАТОРА МАШИНЫ

Машины землеройные

Vibration . Laboratory evaluation of operator seat vibration. Earth-moving machinery

Дата введения - 2008 - 07 - 01

1 Область применения

Настоящий стандарт , являющийся испытательным кодом по вибрации ( см . ГОСТ 12.1.012 ), устанавливает лабораторный метод оценки эффективности работы подвески сиденья оператора землеройной машины ( способности сиденья ослаблять передаваемую через него вибрацию в вертикальном направлении в диапазоне частот от 1 до 20 Гц ). Настоящий стандарт соответствует ГОСТ ИСО 10326-1 , который устанавливает общие требования к проведению лабораторных измерений вибрации сидений транспортных средств , в том числе рабочих машин . Настоящий стандарт устанавливает также критерии приемки сидений для землеройных машин ( далее - машины )1).

Настоящий стандарт распространяется на следующие машины :

- самосвалы с жесткой рамой снаряженной массой свыше 4500 кг 2) ;

- самосвалы с шарнирно - сочлененной рамой ;

- скреперы без амортизирующей подвески мостов или рамы 3) ;

- колесные погрузчики снаряженной массой свыше 4500 кг ;

- грейдеры ;

- колесные бульдозеры ;

- колесные катки ;

- погрузчики с обратной лопатой ;

- гусеничные погрузчики ;

- гусеничные бульдозеры снаряженной массой менее 50000 кг 4) ;

- мини - самосвалы снаряженной массой менее 4500 кг ;

- мини - погрузчики снаряженной массой менее 4500 кг ;

- погрузчики с бортовым поворотом снаряженной массой менее 4500 кг .

Каждой из перечисленных машин поставлен в соответствие спектральный класс испытательного вибрационного воздействия .

Настоящий стандарт не распространяется на следующие машины , для которых вибрация в вертикальном направлении в диапазоне частот от 1 до 20 Гц невелика и не требует снижения за счет работы подвески сиденья :

- экскаваторы , включая шагающие и канатные экскаваторы 5) ;

- траншеекопатели ;

- тракторы-уплотнители закладки отходов ;

- катки вальцовые ;

- фрезы дорожные ;

- трубоукладчики ;

- финишеры ;

- катки вальцовые вибрационные .

Настоящий стандарт распространяется на сиденья машин обычных конструкций . Сиденья машин специальной конструкции могут потребовать применения других методов испытаний .

Настоящий стандарт не рассматривает вибрацию , передаваемую на тело оператора не через сиденье , а через другие области контакта с машиной ( платформу , педали управления , рулевое колесо и т . д .).

1) Определение классов землеройных машин по [ 1].

2) Определение снаряженной массы по [ 2].

3) Для скреперов на базе трактора с подвеской допускается использование сидений без подвески либо с подвеской с высоким демпфированием .

4) Для гусеничных бульдозеров массой более 50000 кг использования сидений с мягкой подушкой достаточно для эффективного снижения передаваемой через них вибрации .

5) Для экскаваторов преобладающей является вибрация в продольном направлении ( ось Х ).

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты :

ГОСТ 12.1.012- 2004 Система стандартов безопасности труда . Вибрационная безопасность . Общие требования

ГОСТ ИСО 8041- 2006 Вибрация . Воздействие вибрации на человека . Средства измерений

ГОСТ ИСО 10326-1- 2002 Вибрация . Оценка вибрации сидений транспортных средств по результатам лабораторных испытаний . Часть 1. Общие требования

ГОСТ 24346- 80 Вибрация . Термины и определения

ГОСТ 31191.1- 2004 ( ИСО 2631-1:1997) Вибрация и удар . Измерение общей вибрации и оценка ее воздействия на человека . Часть 1. Общие требования

ГОСТ 31194.1- 2004 ( ИСО 13090-1:1998) Вибрация и удар . Меры безопасности при проведении испытаний с участием людей . Общие требования

ГОСТ 31316- 2006 ( ИСО 5007:2003) Вибрация . Лабораторный метод оценки вибрации , передаваемой через сиденье оператора машины . Тракторы сельскохозяйственные колесные

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов на территории государства по соответствующему указателю стандартов , составленному по состоянию на 1 января текущего года , и по соответствующим информационным указателям , опубликованным в текущем году . Если ссылочный стандарт заменен ( изменен ), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим ( измененным ) стандартом . Если ссылочный стандарт отменен без замены , то положение , в котором дана ссылка на него , применяется в части , не затрагивающей эту ссылку .

3 Термины, определения, обозначения и сокращения

3.1 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 24346 , а также следующие термины с соответствующими определениями :

3.1.1 общая вибрация : Вибрация , воздействующая на тело сидящего оператора через его ягодицы .

3.1.2 спектральный класс вибрационного воздействия : Заданное вибрационное воздействие , определенное для группы машин с разными механическими характеристиками , но схожими параметрами вибрации в точке крепления сиденья .

3.1.3 снаряженная масса : Масса базовой машины со штатным оборудованием , порожними присоединенными устройствами , полными топливными баками и гидравлической системой с учетом массы оператора (75 кг ).

3.1.4 сиденье оператора : Часть машины , предназначенная служить опорой ягодицам и спине сидящего оператора , включающая в себя систему подвески и другие механизмы ( например , регулировки положения сиденья ).

3.1.5 частотный анализ : Представление сигнала вибрации в виде совокупности частотных составляющих .

3.1.6 период измерений : Интервал времени , в течение которого собирают данные сигнала вибрации для последующего анализа .

3.2 Обозначения и сокращения

В настоящем стандарте применены следующие обозначения и сокращения :

  - измеренное среднеквадратичное значение вертикальной составляющей ускорения на платформе ( см . рисунок 1) на частоте резонанса ;

  - заданное среднеквадратичное значение вертикальной составляющей ускорения на платформе ( см . рисунок 1) в диапазонах частот соответственно от f 1 до f 2 и от f 3 до f 4 ;

  - измеренное среднеквадратичное значение вертикальной составляющей ускорения на платформе ( см . рисунок 1) в диапазонах частот соответственно от f 1 до f 2 и от f 3 до f 4 ;

  - измеренное на частоте резонанса среднеквадратичное значение вертикальной составляющей ускорения на диске сиденья ( см . рисунок 1) при возбуждении вибрации на частоте резонанса ;

  - заданное среднеквадратичное значение вертикальной составляющей корректированного ускорения на платформе под сиденьем ( см . рисунок 1) в диапазонах частот соответственно от f 1 до f 2 и от f 3 до f 4 ;

  - измеренное среднеквадратичное значение вертикальной составляющей корректированного ускорения на платформе под сиденьем ( см . рисунок 1) в диапазоне частот от f 1 до f 2 ;

  - измеренное среднеквадратичное значение вертикальной составляющей корректированного ускорения на диске сиденья ( см . рисунок 1) в диапазоне частот от f 1 до f 2 ;

B e - разрешение по частоте ;

f - частота ;

fr - частота резонанса ;

G p ( f ) - измеренная спектральная плотность мощности вертикальной составляющей вибрации на платформе ( основании сиденья );

  - заданная спектральная плотность мощности вертикальной составляющей вибрации на платформе ( основании сиденья );

  - нижний предел измеренной спектральной плотности мощности вертикальной составляющей вибрации на платформе ( основании сиденья );

  - верхний предел измеренной спектральной плотности мощности вертикальной составляющей вибрации на платформе ( основании сиденья );

H ( fr ) - значение передаточной функции на резонансе ;

СПМ - спектральная плотность мощности ;

с . к . з . - среднеквадратичное значение ;

SEAT - коэффициент передачи сиденья ;

T s - период выборки .

1 - спинка сиденья ; 2 - подушка сиденья ; 3 - диск с закрепленным акселерометром на подушке сиденья ( S ); 4 - подвеска сиденья ; 5 - платформа ; 6 - акселерометр , установленный на поверхности платформы ( Р ); 7 - опора сиденья

Рисунок 1 - Положение испытателя

4 Общие положения

4.1 Заданное воздействие вибрации в вертикальном направлении , воспроизводимое лабораторным вибростендом и определяемое через спектральный класс вибрационного воздействия , сформировано в результате анализа данных , полученных в жестких , но типичных рабочих условиях применения землеройных машин . Спектр вибрационного воздействия представляет собой огибающую СПМ ускорения , полученных в наихудших ( с точки зрения вибрации ) условиях эксплуатации машин данного класса .

4.2 Для оценки качества сиденья используют два критерия :

- коэффициент передачи сиденья SEAT в соответствии с ГОСТ ИСО 10326-1 ( но с применением функции частотной коррекции по ГОСТ 31191.1 );

- максимальный коэффициент передачи , полученный в результате испытания для определения характеристик демпфирования по ГОСТ ИСО 10326-1 .

4.3 Средства измерений должны соответствовать ГОСТ ИСО 8041 и ГОСТ ИСО 10326-1 . Функция частотной коррекции должна включать в себя передаточную функцию полосового фильтра и соответствовать ГОСТ 31191.1 .

4.4 Меры безопасности при испытаниях - по ГОСТ 31194.1 .

В процессе испытаний должны быть использованы упругие упоры или другие устройства , применяемые в серийных модификациях испытуемого сиденья с целью ограничить ход подвески .

5 Условия и метод испытаний

5.1 Общие положения

Общие требования к проведению испытаний - по ГОСТ ИСО 10326-1 .

На вибростенде , способном воспроизводить вибрацию в вертикальном направлении , устанавливают платформу , размеры которой близки к размерам платформы , служащей опорой сиденью оператора в машине ( см . рисунок 1).

При необходимости возбуждения вибрации , соответствующей классам ЕМ 1 и ЕМ 2, вибростенд должен обеспечивать воспроизведение синусоидальной вибрации с амплитудой не менее 7,5 см на частоте 2 Гц ( см . 5.4.1).

5.2 Испытуемое сиденье

Испытуемое сиденье должно соответствовать серийно выпускаемым изделиям данной модели по конструкции , статическим и динамическим свойствам и другим характеристикам , которые могут оказать влияние на результат испытаний . До начала испытаний сиденья должны пройти приработку в условиях , указанных изготовителем . При отсутствии таких указаний период приработки должен составить 5000 циклов колебаний с проведением измерений через 1000 циклов .

В процессе приработки сиденье нагружают грузом массой (75 ± 1) кг и регулируют в соответствии с инструкциями изготовителя . В отсутствие таких инструкций начальное положение сиденья устанавливают по центру хода подвески . Сиденье вместе с подвеской закрепляют на платформе вибростенда , которая в процессе испытаний воспроизводит синусоидальные колебания на частоте , близкой к собственной частоте колебаний подвески с закрепленным грузом . Размах перемещения платформы выбирают таким , чтобы вызвать перемещение подвески , составляющее приблизительно 75 % ее полного хода . Для этого , как правило , достаточно , чтобы размах перемещения платформы составлял 40 % полного хода подвески сиденья . Следует избегать перегрева амортизатора подвески в процессе приработки , для чего , при необходимости , используют принудительное охлаждение амортизатора .

Период приработки считают завершенным , если по результатам трех последовательных измерений коэффициент передачи сиденья в вертикальном направлении остается в пределах ± 5 %. Период между измерениями , в течение которого сиденье подвергают непрерывному воздействию синусоидальной вибрации , должен составлять не менее получаса и включать в себя не менее 1000 периодов колебаний .

Сиденье регулируют по массе испытателя в соответствии с инструкцией изготовителя . Если сиденье способно перемещаться взад - вперед , его устанавливают посередине диапазона перемещений .

Сиденья , у которых полный ход подвески не зависит от регулировки по высоте сиденья или массе испытателя , должны быть отрегулированы по центру хода подвески .

Сиденья , у которых полный ход подвески зависит от регулировки по высоте сиденья или массе испытателя , должны в процессе испытаний быть выведены в самое нижнее положение , при котором еще обеспечен полный рабочий ход подвески , указанный изготовителем .

Спинка сиденья , если конструкция допускает регулировку ее положения , должна быть установлена почти вертикально с небольшим наклоном назад ( приблизительно 10 ° ± 5 ° ).

5.3 Испытатели

Испытания проводят с участием двух испытателей . Масса одного испытателя должна составлять от 52 до 55 кг , из которых не более 5 кг может приходиться на утяжеляющий пояс вокруг талии . Масса другого испытателя должна составлять от 98 до 103 кг , из которых на утяжеляющий пояс вокруг талии может приходиться не более 8 кг .

Испытатель должен располагаться на сиденье выпрямившись , в естественной позе ( см . рисунок 1), сохраняя ее в течение всего испытания .

До 10 % разброса в результатах испытаний может быть обусловлено разницей в позах испытателя . Поэтому следует строго выдерживать угловые соотношения для коленей и лодыжек , указанные на рисунке 1, и при необходимости принять меры , позволяющие изменять их положение .

5.4 Воспроизводимая вибрация

5.4.1 Испытания для оценки коэффициента передачи сиденья SEAT

Настоящий стандарт устанавливает девять спектральных классов вибрационного воздействия ( ЕМ 1 - ЕМ 9) в целях определения коэффициента SEA Т сидений машин . Согласно ГОСТ ИСО 10326-1 SEA Т определяется выражением

Входное воздействие для определения SEAT установлено в соответствии с ГОСТ ИСО 10326-1 , однако используемая функция частотной коррекции должна соответствовать ГОСТ 31191.1 . Каждый спектральный класс вибрационного воздействия ( далее - спектральный класс ) определен через спектральную плотность мощности , , и с . к . з ., , ускорения платформы в вертикальном направлении ( вдоль оси Z )1).

Вид СПМ для каждого спектрального класса ЕМ 1 - ЕМ 92) показан на рисунках 2 - 10 соответственно . Уравнения , определяющие вид СПМ ускорения на этих рисунках , приведены в таблице 1. Кривые СПМ , определяемые этими уравнениями , являются заданными характеристиками вибрации , которая должна быть воспроизведена на платформе у основания сиденья в процессе испытаний по 5.5.2.

Таблица 1 - Задание спектральных классов вибрационного воздействия

Спектральный класс вибрационного воздействия

ЕМ 1

2,82 (НР24)2 ( LP 24 )2

ЕМ 2

2,72 (НР24)2 ( LP 24 )2

ЕМ 3

1,93 (HP24)2 (LP24)2

ЕМ 4

0,60 (НР24)2 ( LP 24 )2

ЕМ 5

1,11 (HP24)2 (LP6)2

ЕМ 6

0,79 (НР12)2 ( LP 12 )2

ЕМ 7

9,25 (НР48)2 ( LP 48 )2

ЕМ 8

1,45 (HP24)2 (LP12)2

ЕМ 9

2,10 (HP24)2 (LP12)2

(LP6) = 1/(1+S);

(LP12) = 1/(1 + 1,414S + S2);

(LP24) = 1/(1 + 2,613S + 3,414S2 + 2.613S3 + S4);

(LP48) = 1/(1 + 5,126S + 13,137S2 + 21,846S3 + 25,688S4 + 21,846S5 + 13,137S6 + 5,126S7 + S8);

(HP12) = S/(1 + 1,414S + S2);

(HP24) = S4/(1 + 2,613S + 3.414S2 + 2,613S3 + S4);

(HP48) = S8/(1 + 5.126S + 13,137S2 + 21,846S3 +25,688S4 + 21,846S5 + 13,137S6 + 5,126S7 + S8),

где S = j f / f c ; ; f - частота, Гц; f c - частота среза фильтра, Гц, как указано в таблице 2.

Примечание - HP и LP обозначают фильтры Баттерворта, соответственно, верхних и нижних частот.

Параметры вибрационного воздействия должны быть определены без учета составляющих , лежащих вне диапазона частот ( f 1 , f 2 ).

Детальное описание параметров вибрационного воздействия для реальных СПМ вибрации на платформе у основания сиденья приведено в таблице 3.

В соответствии с ГОСТ ИС O 10326-1 проводят по три испытания с каждым испытателем для каждого вида входного воздействия . Время воздействия вибрации в процессе каждого испытания должно составлять не менее 180 с .

Значения SEAT , полученные в результате трех последовательных испытаний с одним испытателем , не должны отличаться от среднеарифметического этих значений более чем на ± 5 %. В противном случае испытания продолжают до тех пор , пока указанное условие не будет выполнено .

Период выборки T s , с , и разрешение по частоте В е , Гц , должны удовлетворять соотношениям :

2Be Ts > 140;

B е < 0,5.

1) Настоящий стандарт не устанавливает способ получения заданной СПМ и с . к . з . ускорения , относя это к компетенции испытательной лаборатории .

2) Спектральный класс ЕМ 1 используют также для испытаний сидений сельскохозяйственных колесных тракторов класса 1 ( см . ГОСТ 31316 ).

Таблица 2 - Частоты среза фильтров

Спектральный класс вибрационного воздействия

Частота среза фильтра f c , Гц

(LP6)

(LP12)

(LP24)

(LP48)

(HP12)

(HP24)

(нр48)

ЕМ 1

-

-

2,5

-

-

1,5

-

ЕМ 2, ЕМ 3, ЕМ 4

-

-

3,0

-

-

1,5

-

ЕМ 5

3,5

-

-

-

-

1,5

-

ЕМ 6

-

9,0

-

-

6,5

-

-

ЕМ 7

-

-

-

3,5

-

-

3,0

ЕМ 8

-

3,0

-

-

-

3,0

-

ЕМ 9

-

4,0

-

-

-

3,5

-

Примечание - HP и LP обозначают фильтры Баттерворта соответственно верхних и нижних частот. Число в обозначении фильтра указывает крутизну спада характеристики (в дБ/октава). Данные настоящей таблицы полностью определяют характеристику соответствующего полосового фильтра через частоту среза и крутизну спада.

Таблица 3 - Параметры возбуждаемой вибрации для различных машин

Категория машин

Спект-
ральный
класс вибра-
ционного воздейст-
вия

Заданная СПМ вибра-
ции в верти-
кальном направлении на платформе
,
(м/с2)2 Гц
( max )

Диапазон частот o т f 1 до f 2

Диапазон частот от f 3 до f 4

f 1 , f2, Гц

Заданное
с.к.з.
ускорения
на плат-
форме
, м/с2

Заданное
с.к.з.
корректи-
рованного ускорения
на плат-
форме
, м/с2

f 3 , f4, Гц

Заданное
с.к.з.
ускорения на плат-
форме
, м/с2

Заданное
с.к.з.
корректи-
рованного ускорения
на плат-
форме
, м/с2

Самосвалы с жесткой или сочлененной рамой массой > 4500 кг a

ЕМ 1

2,21

f 1 = 0,89
f2 = 11,22

1,71

1,02

f 3 = 1,50
f 4 = 2,50

1,39

0,75

Скреперы без подвески моста (рамы) b

ЕМ 2

2,41

f 1 = 0,89
f2 = 11,22

2,05

1,34

f 3 = 1,50
f 4 = 3,00

1,75

1,04

Колесные погрузчики массой > 4500 кг a

ЕМ 3

1,71

f 1 = 0,89
f2 = 11,22

1,73

1,13

f 3 = 1,50
f 4 = 3,00

1,48

0,87

Грейдеры

ЕМ 4

0,53

f 1 = 0,89
f 2 = 11,22

0,96

0,63

f 3 = 1,50
f 4 = 3,00

0,82

0,49

Колесные погрузчики, колесные катки, погрузчики с обратной лопатой

ЕМ 5

0,77

f 1 = 0,89
f2 = 17,78

1,94

1,68

f 3 = 1,50
f 4 = 5,00

1,42

1,11

Гусеничные погрузчики, гусеничные бульдозеры c массой < 50000 кг a

ЕМ 6

0,34

f 1 = 0,89

f 2 = 17,78

1,65

1,61

f 3 = 5,00
f 4 = 12,00

1,39

1,42

Мини-самосвалы массой < 4500 кг a

ЕМ 7

5,55

f 1 = 0,89
f2 = 11,22

2,26

1,89

f 3 = 2,90
f 4 = 3,60

1,82

1,51

Мини-погрузчики массой < 4500 кг a

ЕМ 8

0,40

f 1 = 0,89
f2 = 17,78

1,05

0,96

f 3 = 2,50
f 4 = 5,00

0,87

0,77

Погрузчики с бортовым поворотом массой < 4500 кг a

ЕМ 9

0,78

f 1 = 0,89
f2 = 17,78

1,63

1,59

f 3 = 3,00
f 4 = 6,00

1,33

1,31

а Снаряженная масса.

b Для скрепера с подвеской может быть использовано сиденье без подвески или с высоким демпфированием.

c Для гусеничных бульдозеров массой свыше 50000 кг требования к сиденью будут удовлетворены при использовании сиденья с мягкой подушкой.

Примечание - Данные значения получены на основе комплексных аналитических функций частотной коррекции (с учетом полосовой фильтрации), установленных в ГОСТ 31191.1 , для шага по частоте D f = 0,001 Гц. Использование другого шага дискретизации или приближенных функций частотной коррекции приведет к несколько отличным результатам.

Рисунок 2 - СПМ для спектрального класса ЕМ 1 ( самосвал с жесткой или шарнирно - сочлененной рамой снаряженной массой более 4500 кг )

Рисунок 3 - СПМ для спектрального класса ЕМ 2 ( скрепер без подвески мостов или рамы )

Рисунок 4 - СПМ для спектрального класса ЕМ 3 ( колесные погрузчики массой более 4500 кг )

Рисунок 5 - СПМ для спектрального класса ЕМ 4 ( грейдеры )

Рисунок 6 - СПМ для спектрального класса ЕМ 5 ( колесные бульдозеры , колесные катки , погрузчики с обратной лопатой )

Рисунок 7 - СПМ для спектрального класса ЕМ 6 ( гусеничные самосвалы , гусеничные бульдозеры , гусеничные погрузчики массой менее 50000 кг )

Рисунок 8 - СПМ для спектрального класса ЕМ 7 ( мини - самосвалы массой менее 4500 кг )

Рисунок 9 - СПМ для спектрального класса ЕМ 8 ( мини - погрузчики массой менее 4500 кг )

Рисунок 10 - СПМ для спектрального класса ЕМ 9 ( погрузчики с бортовым поворотом массой менее 4500 кг )

5.4.2 Испытание для оценки демпфирования

Испытание для оценки демпфирования состоит из двух этапов : сначала определяют резонансную частоту подвески , после чего определяют коэффициент передачи подвески на резонансе .

Сиденье нагружают грузом массой (75 ± 1) кг и подвергают воздействию синусоидальной вибрации в диапазоне частот , нижняя граница которого равна половине , а верхняя - удвоенному ожидаемому значению резонансной частоты подвески . При необходимости груз фиксируют на поверхности сиденья , чтобы избежать его перемещений и падения .

Для определения точного значения резонансной частоты указанный диапазон частот сканируют с постоянной скоростью или с дискретными приращениями частоты не более 0,05 Гц . При этом независимо от способа изменения частоты необходимо сначала пройти от нижней границы диапазона до верхней , а затем в обратном направлении . Продолжительность сканирования частоты должна составлять не менее 80 с , при этом поддерживают постоянный размах перемещения платформы , равный наименьшему из двух значений : 40 % полного хода подвески , определенного изготовителем , или 50 мм .

Испытание на демпфирование и расчет коэффициента передачи H ( fr ) на резонансе выполняют в соответствии с ГОСТ ИС O 10326-1 . При этом размах перемещения платформы должен составлять 40 % полного хода подвески ( даже если это значение превышает 50 мм ).

На резонансной частоте подвески сиденья проводят только одно испытание .

5.5 Допуски на воспроизводимую вибрацию

5.5.1 Общие положения

Общие требования к допуску на воспроизводимую вибрацию - по ГОСТ ИСО 10326-1 . Испытания считают соответствующими настоящему стандарту , если выполнены требования 5.5.2 и 5.5.3.

5.5.2 Функция распределения

Строят гистограмму распределения амплитуды ускорения на платформе вибростенда по данным выборки , полученным с частотой дискретизации сигнала не менее 50 Гц , для классов ускорения , ширина которых не превышает 20 % истинного с . к . з . ускорения . При этом отличие эмпирического распределения от идеального гауссовского распределения в пределах диапазона ± 200 % истинного с . к . з . ускорения не должно превышать ± 20 %, и , кроме того , в выборке не должно быть данных , превышающих ( по модулю ) 350 % истинного с . к . з . ускорения . Здесь под истинным с . к . з . понимают значение , указанное в таблице 3.

5.5.3 Спектральная плотность мощности и среднеквадратичное значение

Спектральная плотность мощности ускорения , измеренная на платформе вибростенда , может быть признана соответствующей заданной СПМ , только если удовлетворены все нижеперечисленные требования :

a) во всем диапазоне частот f 1 £ f £ f 2 выполнено соотношение

,

где , если ;  если ;

b ) выполнено соотношение

;

c) выполнено соотношение

Допуски на G p ( f ) показаны на рисунках 2 - 10. Форма G p ( f ) определена передаточными характеристиками фильтров , как показано в таблице 1. Значения f 1 , f 2 , f 3 , f 4 , ,   и   приведены в таблице 3.

6 Приемочные значения

6.1 Коэффициент SEAT

Значение коэффициента SEAT для сиденья машины заданного спектрального класса должно удовлетворять требованиям , установленным в таблице 4.

Таблица 4 - Коэффициент SEAT для разных спектральных классов вибрационного воздействия

Спектральный класс вибрационного воздействия

Коэффициент SEAT

ЕМ 1

< 1,1

ЕМ 2

< 0,9

ЕМ 3

< 1,0

ЕМ 4

< 1,1

ЕМ 5

< 0,7

ЕМ 6

< 0,7

ЕМ 7

< 0,6

ЕМ 8

< 0,8

ЕМ 9

< 0,9

Примечание - Хорошие ( с точки зрения защиты от вибрации ) сиденья должны вызывать небольшое повышение вибрации на низких частотах , но при этом существенно снижать , в зависимости от системы подвески , вибрацию в более высоком диапазоне частот . Испытания на вибрацию с СПМ , соответствующими спектральным классам ЕМ 1 и ЕМ 4, ограничены низкочастотным диапазоном , поскольку в случае ударных нагрузок от сиденья требуется высокое демпфирование . Это приводит к тому , что коэффициент SEAT , полученный в результате испытаний , становится близким к единице и даже несколько превышает ее .

6.2 Характеристики демпфирования

Коэффициент передачи на резонансе H ( fr ) = a s ( fr ) / ap ( fr ) вдоль вертикальной оси должен быть менее чем :

- 1,5 для спектральных классов ЕМ 1, ЕМ 2, ЕМ 3, ЕМ 4 и ЕМ 6;

- 2,0 для спектральных классов ЕМ 5, ЕМ 7, ЕМ 8 и ЕМ 9.

7 Маркировка сиденья

Чтобы показать , что сиденье данного типа прошло испытания в соответствии с настоящим стандартом , оно должно иметь маркировку , размещенную на видном месте . Маркировка должна содержать следующие сведения :

- наименование фирмы - изготовителя и ее логотип ;

- указание типа сиденья ( например , номер модели );

- спектральный класс ( или классы ) вибрационного воздействия ( например , ЕМ 1, ЕМ 2 и т . д .), сопровождающийся указанием «по ГОСТ 27259- 2006 » .

8 Протокол испытаний

В протокол испытаний включают все данные , необходимые для правильного понимания , интерпретации и применения результатов , полученных в соответствии с настоящим стандартом .

Результаты измерений должны быть сопоставлены с приемочными критериями и внесены в протокол испытаний по формам , указанным на рисунках 11 и 12.

В протокол испытаний должны входить следующие сведения :

a ) наименование и адрес фирмы-изготовителя сиденья ;

b ) модель сиденья , серийный номер изделия ;

c ) дата проведения испытаний ;

d ) подробности процедуры приработки сиденья ;

e ) тип используемого измерительного диска : полужесткий или жесткий ;

f ) спектральный класс вибрационного воздействия ;

g ) вибрация , передаваемая на тело испытателя , при подаче заданного воздействия :

- вибрация на платформе awP 12 ;

- вибрация на диске сиденья awS 12 ;

- масса испытателя , кг ;

- коэффициент SEA T ;

h ) вычисленный коэффициент передачи на резонансе и значение резонансной частоты ;

i ) лицо , проводившее испытания ;

j ) данные об испытательной лаборатории ;

k ) место нанесения маркировки ( см . раздел 7).

Испытуемое сиденье : ........................................................................................................................

Спектральный класс : ........................................................................................................................

=............................................................................................................................................м / с 2

=...........................................................................................................................................м / с 2

a p 12 ,
м / с 2

a wp 12 ,
м/ с 2

a ws 12 ,
м / с 2

SEAT

Легкий оператор .......... кг

1- е испытание

2- е испытание

Добавленная масса .......... кг

3- е испытание

Среднеарифметическое

Тяжелый оператор .......... кг

1- е испытание

2- е испытание

Добавленная масса .......... кг

3- е испытание

Среднеарифметическое

Требование , предъявляемое к коэффициенту SEAT для спектрального класса .... выполнено : Да / Нет

Рисунок 11 - Форма протокола испытаний с воспроизведением заданной вибрации для получения оценки коэффициента SEAT (ось Z )

Испытуемое сиденье :...........................................................................................................................

Размах перемещения платформы :................................................................................................. мм

fr =...................................................................................................................................................... Гц

ap ( fr )=............................................................................................................................................... м / с 2

as (fr) =.............................................................................................................................................. м / с 2

H (fr) = as(fr) / ap(fr) =.............................................................................................................................

Расчетное значение коэффициента передачи H ( fr ), менее / более

Спектральный класс

1,5

ЕМ 1, ЕМ 2, ЕМ 3 , ЕМ 4, ЕМ 6

2,0

ЕМ 5, ЕМ 7, ЕМ 8, ЕМ 9

Примечание - Протокол испытаний может быть дополнен графиком функции передачи .

Рисунок 12 - Форма протокола по результатам испытаний для оценки расчетного значения коэффициента передачи H ( fr ) ( испытание на демпфирование , ось Z )

Приложение А
(справочное)
Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов межгосударственным стандартам, использованным в настоящем стандарте в качестве нормативных ссылок

Таблица А .1

Обозначение ссылочного межгосударственного стандарта

Обозначение и наименование ссылочного международного стандарта и условное обозначение степени его соответствия ссылочному межгосударственному стандарту

ГОСТ ИСО 8041- 2006

ИСО 8041:2005 «Воздействие вибрации на человека . Средства измерений» ( IDT )

ГОСТ ИСО 10326-1- 2002

ИСО 10326-1:1992 «Вибрация . Лабораторный метод оценки вибрации сидений транспортных средств . Часть 1. Общие требования» ( IDT )

ГОСТ 24346- 80

ИСО 2041:1990 «Вибрация и удар . Словарь» ( NEQ )

ГОСТ 31191.1- 2004

( ИСО 2631-1:1997)

ИСО 2631-1:1997 «Вибрация и удар . Оценка воздействия общей вибрации на человека . Часть 1. Общие требования» ( MOD )

ГОСТ 31194.1- 2004

( ИСО 13090-1:1998)

ИСО 13090-1:1998 «Вибрация и удар . Меры безопасности при проведении испытаний и экспериментов с участием людей . Часть 1. Воздействие общей вибрации и повторяющихся ударов» ( MOD )

ГОСТ 31316- 2006

( ИСО 5007:2003)

ИСО 5007:2003 «Тракторы сельскохозяйственные колесные . Сиденье оператора . Лабораторный метод измерения передаваемой вибрации» ( MOD )

Примечание - В настоящей таблице использованы следующие условные обозначения степени соответствия стандартов :

- IDT - идентичные стандарты ;

- MOD - модифицированные стандарты ;

- NEQ - неэквивалентные стандарты .

Библиография

[1] ИСО 6165:1997

Машины землеройные . Основные типы . Термины и определения

(ISO 6165:1997)

(Earth-moving machinery - Basic types - Vocabulary)

[2] ИСО 6061:1998

Машины землеройные . Методы измерения массы машины , ее оборудования и компонентов

(ISO 6061:1998)

(Earth-moving machinery - Methods of measuring the masses of whole machines, their equipment and components)

Ключевые слова : вибрация , землеройные машины , сиденье оператора , испытательный код по вибрации , испытание , возбуждение вибрации , демпфирование , критерии приемки