ГОСТ 28296-89 Краны мачтовые. Требования безопасности
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
КРАНЫ МАЧТОВЫЕ
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
ГОСТ 28296-89
(СТ СЭВ 6555-88)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
КОМИТЕТ СССР ПО УПРАВЛЕНИЮ
КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ И СТАНДАРТАМ
Москва
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
КРАНЫ МАЧТОВЫЕ Требования безопасности Derrick cranes. Safety requirements |
ГОСТ (СТ СЭВ 6555-88) |
Срок действия с 01.01.91
до 01.01.9 6
Настоящий стандарт распространяется на мачтовые краны (далее - краны), а также на грузоподъемные устройства, работающие по принципу мачтовых кранов, например стрелы, прикрепленные к зданиям, закрепленные канатами мачты без стрелы и т.д., и устанавливает к ним требования безопасности.
Стандарт не распространяется на плавучие краны.
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Краны, их конструкция и оборудование должны соответствовать требованиям «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», утвержденных Госгортерхнадзором СССР, с учетом требований настоящего стандарта.
2. ТРЕБОВАНИЯ К ЯКОРЯМ
2.1 . Якоря, закладываемые в грунте, должны быть изготовлены из стали и обеспечивать соответствующую прочность в течение всего времени работы. Применение для этой цели стальных канатов не допускается.
2.2 . Якоря должны быть защищены от коррозии. У якорей, расположенных в грунте, натяжной канат и место его присоединения не должны находиться в грунте.
2.3 . Оттяжки якорей должны крепиться к якорям в направлении усилий с помощью
2.4 . Порядок и глубина заложения якорей с учетом характеристик грунта должны быть указаны в инструкции по эксплуатации крана. При этом должно быть учтено, как минимум, следующее:
максимальная глубина выемки грунта;
положение стенок ямы;
требования к заполнению ямы грунтом;
мероприятия, проводимые при наличии грунтовых вод;
мероприятия, назначаемые при отклонении направления тягового усилия от расчетного.
2.5 . В случае, когда для крепления одного натяжного каната используются два якоря, должно быть обеспечено равномерное распределение нагрузки на каждый якорь.
2.6 . Коэффициент запаса устойчивости против вырывания якоря из грунта (Ку) должен быть не менее 2,0 и определяться по формуле
,
где F 1 - максимальное статическое тяговое усилие от прикрепленных к якорю натяжных канатов, Н;
F 2 - сила сопротивления грунта вырыванию якоря, Н.
3. ТРЕБОВАНИЯ К ФУНДАМЕНТНОЙ РАМЕ
3.1 . Фундаментная рама должна быть выполнена так, чтобы возникающие из-за нагрузки деформации не привели к превышению применяемого в расчете удельного давления на грунт.
Удельное давление на грунт не должно превышать 10 Н/см2.
3.2 . На фундаментной раме должны быть предусмотрены места для крепления устройств, предотвращающих изменение положения рамы в вертикальном и горизонтальном направлениях. Должны быть также предусмотрены места для крепления устройств, обеспечивающих поворот и перемещение крана. При этом должно быть учтено, что прикрепленный к одному заднему углу фундаментной рамы тяговый канат для поворота образует с продольной кромкой рамы угол от 0,786 рад (45°) до 1,571 рад (90°).
3.3 . На фундаментной раме должны быть предусмотрены места, к которым могут прикрепляться грузовые крюки при круто стоящей стреле во время поворота или перемещения крана. Места прикрепления должны быть расположены перед пятой стрелы.
4. ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУКЦИИ
4.1 . Требования к мачте и стреле
4.1.1 . Мачта должна крепиться к фундаментной раме шарнирно.
Поворотные мачты должны вращаться вдоль трех осей, неподвижные - вдоль двух горизонтальных осей, а А-образные мачты - вдоль одной горизонтальной оси.
Мачты треугольного типа (треноги) и башни должны образовывать с фундаментной рамой жесткую пространственную конструкцию.
4.1.2 . Предельное отклонение поворотной мачты от вертикали не должно превышать 5 %.
Краны, стрела которых прикреплена к поворотной мачте, поворачиваемой с помощью центрального механизма поворота на угол от 3,142 рад (180°) до 6,283 рад (360°), должны иметь устройство для постоянного контроля вертикального положения ее оси вращения при нагрузке крана.
4.1.3 . Краны, пята стрелы которых установлена отдельно от пяты мачты, должны иметь устройство для контроля наклона оси вращения (соединительной линии между пятой стрелы и центром устройства на вершине мачты для прикрепления натяжных канатов) назад на угол от 0 рад (0°) до 0,0524 рад (3°) при нагрузке крана.
4.2 . Требования к несущим органам и натяжным устройствам
4.2.1 . В качестве стыковых соединений канатов допускаются:
заплетка;
клиновой замок с канатными зажимами на конце каната;
двухрядный роликовый коуш, имеющий не менее пяти канатных зажимов на каждом конце каната;
коуш, имеющий не менее пяти канатных зажимов на конце каната.
4.2.2 . Для крепления натяжных канатов и канатов поворота должны применяться клиновые замки с канатными зажимами на конце каната или роликовые коуши ( D / d ³ 4), имеющие не менее пяти зажимов на конце каната.
4.2.3 . Для канатов поворота и передних натяжных канатов должны быть предусмотрены отдельные якоря в грунте.
4.2.4 . Если допускаются зоны поворота до 2,618 рад (150°), то каждый передний натяжной канат должен выдерживать грузоподъемность минимум в 2 раза большую, чем один задний натяжной канат. Если для передней оттяжки применяют более одного натяжного каната, то все якоря должны быть расположены перед поперечной осью пяты мачты и быть равномерно нагружены.
4.2.5 . Натяжной угол (угол между направлением тягового усилия натяжного каната и горизонтальной плоскостью) должен быть не более 0,872 рад (45°).
4.2.6 . Отклонение направления тягового усилия у якоря (угол между нормалью к балке или плите якоря и направлением тягового усилия натяжного каната) не должно превышать ±0,262 рад (15°).
4.2.7 . Натяжные канаты должны иметь коэффициент запаса прочности не менее 4,5. Коэффициент запаса прочности (Кп) определяется по формуле
,
где Р - разрывное усилие каната, Н;
S - максимальное статическое тяговое усилие в канате, H .
4.2.8 . Предварительное удельное натяжение в задних натяжных канатах должно быть не менее 60 Н/мм2.
4.3 . Требования к приводным механизмам и устройствам безопасности
4.3.1 . Приводные механизмы должны быть надежно закреплены.
4.3.2 . Крюковые подвески или канатный блок с крюком, применяемые в качестве обводных роликов, должны быть предохранены от отцепления.
4.3.3 . У кранов с механизмом поворота и механизмом изменения вылета с двигателем тяговое усилие в канатах поворота должно быть ограничено с помощью устройств безопасности (предохранитель каната поворота). При достижении предельного значения этого усилия должны быть выключены все механизмы. Перед срабатыванием предохранителя каната поворота должен включаться световой или звуковой предупредительный сигнал.
4.3.4 . Для передвигающихся с грузом кранов действительны также соответствующие требования, установленные в других стандартах для кранов стрелового типа.
4.4 . Требование к месту управления краном
4.4.1 . Управление краном должно осуществляться из кабины или с поста управления.
4.4.2 . В случае отсутствия кабины зона, необходимая для управления краном, должна иметь жесткое перекрытие для безопасного пребывания там человека. Находящиеся в этой зоне канаты и обводные ролики должны иметь ограждение.
4.4.3 . Допускается оборудовать кран центральным постом управления (управление осуществляется одним человеком) при выполнении следующих условий:
тяговое усилие в канатах поворота ограничено с помощью устройства безопасности - предохранителя усилия поворота;
скорость каната в механизме поворота не более 0,125 м/с;
предусмотрена возможность одновременного управления механизмом поворота и механизмом изменения вылета.
4.5 . Требования к электрооборудованию
Подвод электроэнергии к крану должен быть оборудован отдельным выключателем, снабженным приспособлением для запирания его в отключенном положении.
5. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИСПЫТАНИЯМ
5.1 . Испытания крана должны проводиться после его монтажа.
5.2 . Испытание параметров должно включать проверку угла и скорости поворота.
5.3 . При внешнем осмотре необходимо контролировать:
правильность монтажа секций мачты и стрелы;
положение и установку якорей, заложенных в грунт, места закладки якорей, обводные ролики лебедки согласно монтажному чертежу;
предохранение применяемых в качестве обводных роликов крюковых подвесок и канатных блоков от расцепления.
5.4 . При функциональном испытании без нагрузки должны проверяться:
ограничение движения каната поворота;
навивка канатов на барабаны лебедок;
опирание фундаментной рамы и ее горизонтальное положение;
натяжной угол, направление тягового усилия и предварительное удельное натяжение натяжных канатов.
5.5 . При статическом испытании должно контролироваться:
положение оси поворота крана;
отсутствие трещин в грунте у якорей, заложенных в грунт, а также состояние других мест анкерных креплений;
состояние закреплений концов канатов канатными зажимами;
отсутствие проседания грунта под фундаментной рамой.
6. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПАСПОРТУ И ПРИЛАГАЕМОЙ К НЕМУ ДОКУМЕНТАЦИИ
6.1 . Паспорт должен содержать следующие данные:
условный угол поворота оси к вертикали и зону допусков на этот параметр;
значение предварительного удельного натяжения в натяжных канатах;
угол поворота стрелы и крана;
максимальное давление на грунт под фундаментной рамой;
максимальное тяговое усилие в натяжных канатах с учетом допускаемого отклонения угла натяжения и направления тягового усилия;
значение усилия срабатывания предохранителя каната поворота.
6.2 . В прилагаемой к паспорту документации должны содержаться:
чертежи монтажа и установки с данными всех натяжных и приводных канатов и их расположением, вид крепления концов канатов, вид и положение лебедок и обводных роликов, данные о положении якорей, заложенных в грунт, и других мест анкерного крепления;
план и указания по опиранию фундаментной рамы;
данные о якорях, заложенных в грунт, их закладка и несущая способность при различных характеристиках грунта, углов натяжения и направлений тяговых усилий натяжных канатов. Данные о других якорях и требования к местам анкерного крепления;
данные о возможных перемещениях и повороте фундаментной рамы;
требования к грунту.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1 . РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством тяжелого машиностроения СССР
РАЗРАБОТЧИКИ
А. С. Липатов, Н. М. Колпаков
2 . УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета по управлению качеством и стандартам от 23.10.89 № 3136
3 . Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 6555-88.
4 . ВВ ЕДЕН ВПЕРВЫЕ
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие требования . 1 2. Требования к якорям .. 1 3. Требования к фундаментной раме . 2 4. Требования к конструкции . 2 5. Дополнительные требования к испытаниям .. 3 6. Дополнительные требования к паспорту и прилагаемой к нему документации . 4 |