ГОСТ 31329-2006 Шум. Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ , МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
( МГС )
INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION
(ISC)
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ |
ГОСТ |
ШУМ
ИЗМЕРЕНИЕ ШУМА СУДОВ НА ВНУТРЕННИХ
ЛИНИЯХ И В ПОРТАХ
ISO 2922:2000
Acoustics - Measurement of airborne sound emitted by vessels
on inland waterways and harbours
(MOD)
Москва
Стандартинформ
2007
Предисловие
Цепи , основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0- 92 «Межгосударственная система стандартизации . Основные положения» и ГОСТ 1.2- 97 «Межгосударственная система стандартизации . Стандарты межгосударственные , правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации . Порядок разработки , принятия , применения , обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом «Научно - исследовательский центр контроля и диагностики технических систем» на основе собственного аутентичного перевода стандарта , указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации , метрологии и сертификации ( протокол № 29 от 24 июня
За принятие проголосовали :
Краткое наименование страны по МК ( ИСО 3166) 004 - 97 |
Код страны по МК ( ИСО 3166) 004 - 97 |
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджан |
AZ |
Азстандарт |
Кыргызстан |
KG |
Кыргызстандарт |
Российская Федерация |
RU |
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии |
Таджикистан |
TJ |
Таджикстандарт |
Украина |
UA |
Госпотребстандарт Украины |
4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту СО 2922:2000 «Акустика . Измерение воздушного шума судов на внутренних водных путях и в портах» ISO 2922:2000 « Acoustics - Measurement of airborne sound emitted by vessels on inland waterways and harbours » ) путем внесения технических отклонений , объяснение которых приведено во введении к настоящему стандарту .
Степень соответствия - модифицированная ( MOD )
5 Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от
29 июня
6 ВЗАМЕН ГОСТ 17.2.4.04- 82 в части методов измерения шума
Информация о введении в действие ( прекращении действия ) настоящего стандарта публикуется в информационном указателе «Национальные стандарты» .
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в информационном указателе «Национальные стандарты» , а текст изменений - в информационных указателях «Национальные стандарты» . В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе «Национальные стандарты».
Содержание
1 Область применения 2 Нормативные ссылки 3 Термины, определения и обозначения 4 Измеряемые величины 5 Неопределенность измерений 6 Средства измерений 7 Требования к месту испытаний и окружающему пространству 8 Измерительный участок и измерительное расстояние 9 Режим работы 10 Местоположение микрофона 11 Методика испытаний 12 Протокол испытаний
|
Введение
В настоящем стандарте раздел «Нормативные ссылки» изложен в соответствии с ГОСТ 1.5- 2001 и выделен сплошной вертикальной линией , расположенной слева от приведенного текста .
В тексте стандарта соответствующие ссылки выделены подчеркиванием сплошной горизонтальной линией .
В настоящий стандарт включены следующие дополнительные по отношению к международному стандарту ИСО 2922:2000 положения :
- заменена на слово «методы» часть первой фразы в разделе 1, имеющей в ИСО 2922 следующую редакцию : « ... устанавливает условия , обеспечивающие получение воспроизводимых и сравнимых результатов измерений воздушного шума , излучаемого ... » ;
- исключены нормативные ссылки на не введенные в качестве межгосударственных международные стандарты МЭК 61672-1, МЭК 61260 и МЭК 60942, которые даны как справочные в библиографии ;
- исключены из 3.5 следующие примечания , не имеющие практического значения при применении стандарта :
«Уровень воздействия шума L AE численно равен уровню звукового давления единичного сигнала ( события ) L p , 1 s продолжительностью Т 0 = 1 с , как определено , например , в ИСО 3744.
Для уровня звукового давления единичного сигнала { события ) иногда применяют аббревиатуру SEL » ;
- при написании формул в 7.4.2.2 и 11.1.4 исключены единицы времени ( с ) и расстояния ( м ) соответственно . В ИСО 2922 формулы имеют следующий вид :
L AE (back) = LpAeq (back) + 10 lg (T/1 s) – в 7.4.2.2 ,
L AE,25 = LAE,d + k lg (d/25 m) – в 11.1.4 ;
- в 6.3 указаны требования к точности калибратора звука ; из 6.3 исключен следующий текст : «Не реже чем один раз в 2 года шумомер поверяют в испытательной лаборатории по МЭК 61672-1. Дата поверки должна быть указана согласно МЭК 61672-1.
Калибратор звука для калибровки шумомера поверяют в испытательной лаборатории ежегодно по первичным эталонам лаборатории» .
Текст исключен в связи с тем , что сроки поверки средств измерений установлены иными нормативными документами ;
- из структурного элемента «Библиография» в соответствии с ГОСТ 1.5- 2001 исключены справочные ссылки на ИСО 3744, ИСО 12001 и ИСО 14509;
- в текст внесены отдельные уточняющие слова и выражения , облегчающие понимание и применение стандарта .
Указанные дополнительные положения выделены курсивом .
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Шум
ИЗМЕРЕНИЕ ШУМА СУДОВ НА ВНУТРЕННИХ ЛИНИЯХ И В ПОРТАХ
Noise. Measurement of airborne sound emitted by vessels on inland waterways and harbours
Дата введения - 2008 - 01 - 01
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает методы измерений шума речных и морских судов всех видов на внутренних водных путях , в портах и гаванях , исключая малые прогулочные суда .
Настоящий стандарт распространяется также на малые морские суда , портовые суда , драги и все другие малые суда , включая неводоизмещающие , применяемые или могущие быть примененными как средства водного транспорта .
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты :
ГОСТ 17168- 82 Фильтры электронные октавные и третьоктавные . Общие технические требования и методы испытаний ( МЭК 61260:2002 «Электроакустика . Фильтры с шириной пропускания в октаву и долю октавы» , NEQ )
ГОСТ 17187- 81 Шумомеры . Общие технические требования и методы испытаний ( МЭК 61672-1:2002 «Электроакустика . Шумомеры . Часть 1. Требования» , NEQ )
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов на территории государства по соответствующему указателю стандартов , составленному по состоянию на 1 января текущего года , и по соответствующим информационным указателям , опубликованным в текущем году . Если ссылочный стандарт заменен ( изменен ), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим ( измененным ) стандартом . Если ссылочный стандарт отменен без замены , то положение , в котором дана ссылка на него , применяется в части , не затрагивающей эту ссылку .
3 Термины, определения и обозначения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями и обозначениями :
3.1 приемочные испытания судна [ acceptance test for vessels ( acceptance test )]: Измерения в движении или на стоянке шума судна в том виде , в каком оно произведено предприятием - изготовителем , для проверки соответствия требованиям по шуму или нормам шума .
3.2 контрольные испытания судна [ monitoring test for vessels ( monitoring test )]: Измерения шума судна в движении или на стоянке для проверки соответствия нормам шума и отсутствия заметных различий в шуме после первичной приемки судна или у его позднейших модификаций .
3.3 максимальный уровень звука L pASmax , дБА ( maximum AS - weighted sound pressure level ): Максимальный уровень звука , измеренный во время движения судна при заданных условиях .
3.4 воздействие шума Е А , Па 2 ·с ( A - weighted sound exposure ): Величина , представляющая собой интеграл по времени от квадрата мгновенного корректированного по частотной характеристике А звукового давления на установленном временном интервале или во время определенного события .
Примечание - Воздействие шума ЕА в течение определенного события ( например , за время прохода судна мимо микрофона ) определяют по формуле
1)
где p 2 A ( t ) - квадрат мгновенного корректированного по частотной характеристике А ( далее - корректированное по А ) звукового давления как функция текущего времени t ;
t 1 и t 2 - начало и конец интервала интегрирования ( 11.1.1).
3.5 уровень воздействия шума L AE дБА ( Л - weighted sound exposure level ): Величина , представляющая собой десятикратный десятичный логарифм отношения воздействия шума Е А к опорному значению воздействия Е 0 , равному произведению квадрата опорного звукового давления р 0 = 20 мкПа на опорную продолжительность воздействия шума T 0 = 1 с ( Е 0 = р0 2 Т 0 = 4 · 10-10 Па 2 ·с ).
Примечания
1 Уровень воздействия шума за время определенного события ( например , за время рейса судна ) продолжительностью Т = t 2 – t 1 , с , выражают через эквивалентный уровень звука LpAeq , T no формуле
|
(2) |
где - зависящий от времени t квадрат мгновенного корректированного по А звукового давления .
2 В настоящем стандарте уровень воздействия шума характеризует звуковое излучение судна ( эмиссию ), а не влияние шума на человека .
3.6 фоновый шум ( background noise ): Шум всех других источников , кроме шума судна .
Пример - Шум ударяющихся о борта судна волн , шум на берегу , шум других судов или оборудования и шум ветра .
4 Измеряемые величины
4.1 Измерения проводят на частотной характеристике А шумомера .
4.2 Должны быть приняты меры для исключения влияния фонового шума на результаты измерений , например шума ветра у микрофона , электрических помех или шума иных источников .
4.3 Измеряемыми величинами при приемочных и контрольных испытаниях являются уровень воздействия шума L AE при работе судна и максимальный уровень звука L pASmax .
4.4 Если дополнительно к измерению уровня воздействия шума в приемочных испытаниях необходимы спектральный анализ или определение некоторых специальных акустических характеристик судна , то измеряют на временной характеристике S шумомера максимальные некоррелированные или корректированные по частотной характеристике С шумомера октавные или третьоктавные уровни звукового давления , или некоррелированные или корректированные по частотной характеристике С октавные или третьоктавные уровни воздействия шума .
4.5 Если измерения выполняют на некотором расстоянии от источника , то результаты зависят от метеорологических условий . Например , затухание звука в воздухе зависит от температуры и влажности воздуха . Кроме этого , на результатах измерений в контрольной точке может сказываться рефракция звуковых волн , обусловленная наличием ветра и температурного градиента . Рекомендуется избегать измерений в экстремальных или нетипичных условиях . Если возможно , то , кроме результатов измерений в типичных климатических условиях , в протокол испытаний включают диапазон значений величин , полученных в других климатических условиях .
4.6 При постоянном шуме , как в случае работающего в постоянном режиме двигателя судна , измеряемой величиной является эквивалентный уровень звука L pAeq .
5 Неопределенность измерений
В таблице 1 приведены вероятные источники неопределенности измерений и оценки стандартных отклонений воспроизводимости для каждого из них , полученные по опытным данным . Источники неопределенности считают независимыми друг от друга . Поэтому для каждой измеряемой величины оценка общего стандартного отклонения воспроизводимости равна квадратному корню из суммы квадратов стандартных отклонений воспроизводимости источников неопределенности .
Таблица 1 - Стандартное отклонение воспроизводимости
Значение в дБА
Источник неопределенности |
Максимальный уровень звука L ASmax |
Уровень воздействия шума L ae |
Эквивалентный уровень звука L pAeq на расстоянии , м |
|
25 |
1 |
|||
Расстояние от источника шума |
0,25 |
0,15 |
0,0 |
1,0 |
Средства измерений |
1,0 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
Условия распространения звука |
1,5 |
1,2 |
1,2 |
0,0 |
Волны , течения , приливы и отливы |
1,5 |
1,5 |
0,0 |
0,0 |
Субъективный фактор [ влияние оператора ( ов )] |
0,2 |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
Условия места испытаний |
1,0 |
1,0 |
1,5 |
1,0 |
Режим работы |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
Оценка общего стандартного отклонения воспроизводимости |
2,6 |
2,3 |
2,1 |
1,7 |
6 Средства измерений
6.1 Требования к средствам измерений
Средства измерений , включая микрофоны , кабели и рекомендованный изготовителем ветровой экран , а также любые дополнительные приборы ( например , измерительный магнитофон и / или самописец уровня ) должны быть применены согласно инструкциям изготовителя и соответствовать шумомерам 1- го класса по ГОСТ 17187 или по [ 1].
Примечание - Предпочтительны шумомеры , способные фиксировать измеренные значения максимального уровня звукового давления на характеристике S .
Если применяют измерительный магнитофон , то его динамический диапазон должен соответствовать измеряемому сигналу .
Для спектрального анализа шума применяют фильтры 1- го класса по ГОСТ 17168 или по [ 2].
Скорость ветра измеряют анемометром с точностью ± 10 %.
Частоту вращения измеряют тахометром с точностью ± 50 об / мин .
6.2 Ветровой экран
Ветровой экран применяют для уменьшения влияния ветра на результаты измерений , если индуцированный ветром сигнал может изменить средний уровень звукового давления шума испытуемого судна не менее чем на 10 дБ ( дБА ).
6.3 Калибровка
Для калибровки средств измерений применяют калибратор звука по [ 3] с точностью ± 0,3 дБ . Средства измерений проверяют калибратором звука по инструкции изготовителя до начала и после каждой серии измерений и по меньшей мере в начале и в конце дня проведения измерений .
7 Требования к месту испытаний и окружающему пространству
7.1 Условия испытаний
Испытания проводят при следующих условиях :
- при движении судна с соблюдением требований 7.2.1, 7.3 и 7.4;
- при стоянке судна у причала или на якоре с соблюдением требований 7.2.2, 7.3, 7.4 и 7.5.
7.2 Требования к месту испытаний
7.2.1 Движущееся судно
Ближе
Вблизи микрофона не должно быть препятствий , которые могут внести искажения в звуковое поле . Поэтому не должно быть людей между микрофоном и источником шума , а все наблюдатели должны находиться в местах , откуда исключено их влияние на показания шумомера .
Между судном и микрофоном должен быть участок с открытой водой без каких - либо поглощающих или отражающих звук объектов .
7.2.2 Стоящее судно
На расстоянии до
7.3 Окружающее пространство
7.3.1 При скорости ветра свыше 7 м / с измерения не проводят .
7.3.2 Испытания не следует проводить при дожде или других осадках и / или когда волны ( или прибой ) высоки по сравнению с размерами судна .
7.4 Фоновый шум
7.4.1 Приемочные испытания
Максимальный уровень звука , уровень воздействия шума и / или усредненный по времени уровень звукового давления от других источников шума ( например , шум ударяющихся о борта испытуемого судна волн , шум других судов , отдельных промышленных и других источников шума ) и от ветра должны быть по меньшей мере на 10 дБА ниже соответствующих характеристик шума судна .
Если проводят спектральный анализ , то разность между уровнем шума судна и фоновым шумом в октавных или в третьоктавных полосах частот должна быть не менее 10 дБ .
7.4.2 Контрольные испытания
7.4.2.1 Коррекции для L pASmax и L pAeq
Значения L pASmax и L pAeq фонового шума должны быть по меньшей мере на 6 дБА ниже соответствующих результатов измерений , полученных во время прохода судна мимо микрофона ( для L pASmax ) и / или на периоде измерений ( для L pAeq ). Результаты измерений корректируют в соответствии с таблицей 2.
7.4.2.2 Коррекция для L AE
Уровень воздействия фонового шума L AE ( back ) рассчитывают по эквивалентному уровню звука фонового шума L pAeq ( back ) по формуле
, (3)
где Т 0 = 1 с .
Lae ( back ) должен быть по меньшей мере на 6 дБА ниже уровня воздействия шума , определенного по результатам измерений во время прохода судна . Коррекцию определяют по таблице 2.
Таблица 2 - Коррекции на фоновый шум результатов измерений при контрольных испытаниях
Значения в дБА
Разность между максимальным уровнем звука , уровнем воздействия шума 1) и / или эквивалентным уровнем звука2) и соответствующим фоновым шумом |
Коррекция измеренного максимального уровня звука , уровня воздействия шума1) и / или эквивалентного уровня звука2) |
≥ 10 |
0 |
От 6 до 9 |
-1 |
1) Оба значения получены во время прохода судна . 2) Значение получено на периоде измерений . |
7.5 Измерения при стоянке судна
В протокол испытаний ошвартованного судна у причала или в других местах , где большие отражающие поверхности находятся ближе
Примечания
1 Результаты измерений могут быть действительны только для данного места и не обязательно коррелируют с результатами измерений в другом месте .
2 Шум ошвартованного у причала судна , измеренный на берегу , существенно зависит от формы причала . Высокие сплошные причалы будут существенно ограничивать влияние волн и течения .
8 Измерительный участок и измерительное расстояние
8.1 Измерительный участок должен проходить по глубинам , достаточным для нормальной работы судна .
8.2 Судно должно проходить от микрофона на расстоянии , установленном в разделе 10.
8.3 Судно должно двигаться против течения ( или прилива ) или по стоячей воде . Независимо от этого измерения проводят со стороны наиболее шумного борта ( см . 11.1.2).
Примечание - Возможно потребуется ожидать подходящего приливного или отливного течения.
8.4 Расстояние между микрофоном и бортом судна должно быть измерено с точностью ±
9 Режим работы
9.1 Расстояние до микрофона
Измерительный участок должен начинаться на достаточном расстоянии от микрофона , чтобы при проходе мимо микрофона двигатель судна работал в установившемся режиме .
9.2 Нагрузка
Нагрузка , количество , тип и размещение груза и осадка судна должны быть указаны в протоколе испытаний . Для малых судов распределение масс , включая число и размещение сидячих мест , должно быть зафиксировано . При приемочных испытаниях судно должно иметь минимальную нагрузку .
9.3 Главный двигатель
9.3.1 Во время испытаний главный двигатель должен иметь обороты 95 % или более номинальной частоты вращения или должна быть обеспечена номинальная частота вращения винтов в соответствии с требованиями контракта в части приемочных испытаний . В случае снаряженного к плаванию судна двигатель должен работать на постоянной максимальной частоте вращения .
9.3.2 При измерении шума стоящего в выбранном месте судна двигатель останавливают , если это является обычным для условий порта .
9.4 Вспомогательные машины
Все вспомогательные машины и оборудование , необходимые для нормальной работы систем судна , должны работать с нормальной частотой вращения и при нормальной нагрузке .
9.5 Люки и двери
При приемочных испытаниях измерения вначале выполняют при закрытых , а затем при открытых световых люках , иллюминаторах и дверях машинного отделения .
10 Местоположение микрофона
10.1 Микрофон должен быть расположен на высоте
(3,5 ± 0,5) м над водой и , если он установлен
на акустически жесткой поверхности , то на высоте
10.2 Расстояние от микрофона до борта проходящего судна должно быть (25 ± 5) м .
Примечание - В зависимости от направленности излучения максимальное показание шумомера может не соответствовать моменту , когда судно находится в наибольшей близости от микрофона . Максимальное показание может быть на расстоянии более
10.3 Если наименьшее расстояние между судном и микрофоном отличается от
10.4 При измерениях шума стоящего на якоре судна , например шума землечерпалки , спасательного судна , водолазного судна , микрофоны должны быть расположены на расстоянии (25 ± 2) м от борта и в нескольких точках вокруг судна . Оборудование судна должно работать на нормальных оборотах как при стоянке судна или при работе с нормальной нагрузкой .
10.5 При измерении уровней звукового давления всасывания или выпуска двигателя , кондиционеров или охлаждающих систем рекомендуется размещать микрофон вне газовой ( воздушной ) струи на
расстоянии
11 Методика испытаний
11.1 Движущееся судно
11.1.1 Измеряют уровень воздействия шума при каждом проходе судна от момента , когда шум приближающегося судна впервые превосходит фоновый шум , до момента , когда шум уходящего судна уже не различается в фоновом шуме . Измеряют также максимальный уровень звука при проходе судна . В последнем случае исключают значения максимального уровня звука , которые явно отличаются от других показаний шумомера .
Примечание - На практике начало и окончание измерений уровня воздействия шума некритичны при условии , что измерительный интервал охватывает значения в пределах 10 дБА от верхнего значения измеряемой величины , наблюдаемого при проходе судна .
11.1.2 При приемочных испытаниях следует осуществлять по меньшей мере два прохода . Округляют уровни воздействия шума и среднеарифметическое значение уровня звукового давления до целого .
Если шум заметно асимметричен относительно продольной оси судна , то измерения выполняют со стороны , где уровень звукового давления более высокий . Разность между результатами измерения воздействия шума в двух проходах не должна быть более 3 дБА , иначе следует повторить измерения .
11.1.3 При контрольных испытаниях допустимы небольшие отклонения от условий , установленных для приемочных испытаний в отношении места испытаний , фонового шума , режима работы и расстояния между микрофоном и судном . Например , может быть уменьшено число точек измерений и число работающих машин .
11.1.4 Если расстояние d , м , между микрофоном и судном при максимальном приближении судна не равно
, (4)
где k = 20 для расчета L pASmax ,
k = 20 для расчета L AE .
11.1.5 В протоколе испытаний указывают наличие яснослышимых тонов или импульсного шума .
11.2 Стоящее судно
Продолжительность измерения эквивалентного уровня звука L pAeq судна в целом и / или при работе систем и оборудования по 10.4 и 10.5 соответственно должна быть не менее 30 с .
В протоколе испытаний указывают наличие яснослышимых тонов или импульсного шума .
12 Протокол испытаний
Протокол испытаний должен включать в себя следующую информацию :
a ) указание , что испытания проведены в соответствии с настоящим стандартом ;
b ) вид испытаний ;
c ) место испытаний , водные условия ; метеорологические условия ( включая температуру , давление , скорость ветра ); при измерениях шума стоящего судна приводят детальное описание места испытаний , если невозможно обеспечить расстояние не менее
d ) средства измерений с указанием даты последней поверки ;
e ) максимальный уровень звука фонового шума и уровень воздействия фонового шума ;
наименование и тип судна , главного двигателя , частота вращения двигателя и гребного вала при испытаниях и шаг регулируемого винта или крыльчатого движителя Фойт - Шнайдера ;
g ) вспомогательные машины и оборудование и их режим работы ;
h ) загрузка судна , количество , тип и эскиз размещения груза . Для малых судов - распределение масс , включая число и размещение сидячих мест ;
i ) местоположение микрофонов ;
j ) уровни воздействия шума L AE ,25 и L AEd , максимальные уровни звука L pASmax ,25 и L pASmax , d , на расстоянии 25 или d , м , соответственно при испытаниях стоящего судна , эквивалентный уровень звука LpAeq . Дополнительно может быть приведен спектр шума . Если возможно , то в протокол испытаний включают как значения величин , полученные при типичных климатических условиях , так и диапазон значений при других климатических условиях ( см . 4.5);
k ) наличие яснослышимых тонов и импульсного шума ;
l ) указание о том , были открыты или закрыты люки , иллюминаторы и двери машинного отделения ;
m ) особые детали места испытаний и работы двигателя по 7.5 , 9.3.2 и 10.5;
n ) особые детали размещения микрофона по 10.5.
Библиография
[1] МЭК 61672-1:2002 ( IEC 61672-1:2002) |
Электроакустика. Шумомеры. Часть 1. Требования (Electroacoustics - Sound lever meters - Part 1: Specifications) |
[2] МЭК 61260:2002 ( IEC 61260:2002) |
Электроакустика. Фильтры с шириной пропускания в октаву и долю октавы ( Electroacoustics - Octave - band and fractional - octaveband filters ) |
[3] МЭК 60942:2001 ( IEC 60942:2001) |
Электроакустика - Калибраторы звука( Electroacoustics - Sound calibrators ) |
Ключевые слова : шум ; судно ; приемочные и контрольные испытания ; внутренние водные пути ; уровень воздействия шума ; максимальный уровень звука ; методика и условия испытаний ; движущееся судно ; стоящее судно ; измерительный участок ; измерительное расстояние