ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО
ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТ Р
1.0-2004

Стандартизация в Российской Федерации

Основные положения

Москва

ИПК Издательство стандартов

2005

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г . № 184- ФЗ «О техническом регулировании»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием Всероссийский научно - исследовательский институт стандартизации ( ФГУП ВНИИстандарт )

2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2004 г . № 152- ст

4 ВЗАМЕН ГОСТ Р 1.0-92

ГОСТ Р 1.0-2004

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Стандартизация в Российской Федерации

Основные положения

Standardization in the Russian Federation. Basic provisions

Дата введения - 2005 - 07 - 01

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие правила формирования , ведения и применения положений системы стандартизации в Российской Федерации .

Положения основополагающих стандартов системы стандартизации в Российской Федерации разработаны для применения федеральными органами исполнительной власти , субъектами хозяйственной деятельности , техническими комитетами по стандартизации , общественными объединениями и заинтересованными лицами .

При использовании настоящего стандарта применительно к оборонной продукции ( работам , услугам ), поставляемой для федеральных государственных нужд по государственному оборонному заказу , продукции ( работам , услугам ), используемой в целях защиты сведений , составляющих государственную тайну , или относимой к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации информации ограниченного доступа , продукции ( работам , услугам ), сведения о которой составляют государственную тайну , учитывают также дополнительные требования , изложенные в специальных стандартах , устанавливающих правила разработки указанных документов .

Примечани е - В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 1.1 и ГОСТ Р 1.12 .

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты :

ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации . Термины и определения

ГОСТ Р 1.2-2004 Стандартизация в Российской Федерации . Стандарты национальные Российской Федерации . Правила разработки , утверждения , обновления и отмены

ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации . Стандарты организаций . Общие положения

ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации . Стандарты национальные Российской Федерации . Правила построения , изложения , оформления и обозначения

ГОСТ Р 1.8-2004 Стандартизация в Российской Федерации . Стандарты межгосударственные . Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке , применению , обновлению и прекращению применения

ГОСТ Р 1.9-2004 Стандартизация в Российской Федерации . Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации . Изображение . Порядок применения

ГОСТ Р 1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации . Термины и определения

Примечани е - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты» , который опубликован по состоянию на 1 января текущего года , и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям , опубликованным в текущем году . Если ссылочный документ заменен ( изменен ), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным ( измененным ) документом . Если ссылочный документ отменен без замены , то положение , в котором дана ссылка на него , применяется в части , не затрагивающей эту ссылку .

3 Цели стандартизации

3.1 . Стандартизация осуществляется в целях :

3.1.1 . Повышения уровня безопасности :

- жизни и здоровья граждан ;

- имущества физических и юридических лиц ;

- государственного и муниципального имущества ;

- в области экологии ;

- жизни и здоровья животных и растений ;

- объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера .

3.1.2 . Обеспечения :

- конкурентоспособности продукции , работ , услуг ;

- научно - технического прогресса ;

- рационального использования ресурсов ;

- совместимости и взаимозаменяемости технических средств ( машин и оборудования , их составных частей , комплектующих изделий и материалов );

- информационной совместимости ;

- сопоставимости результатов исследований ( испытаний ) и измерений технических и экономико - статистических данных ;

- сравнительного анализа характеристик продукции ;

- государственных заказов , внедрения инноваций ;

- подтверждения соответствия продукции ( работ , услуг );

- решений арбитражных споров ;

- судебных решений ;

- выполнения поставок .

3.1.3 . Создания :

- систем классификации и кодирования технико - экономической и социальной информации ;

- систем каталогизации продукции ;

- систем обеспечения качества продукции ;

- систем поиска и передачи данных ;

- доказательной базы и условий выполнения требований технических регламентов .

3.1.4 . Содействия проведению работ по унификации .

4 Принципы стандартизации

4.1 . Основные принципы стандартизации в Российской Федерации , обеспечивающие достижение целей и задач ее развития , заключаются в :

- добровольности применения стандартов ;

- достижении при разработке и принятии стандартов консенсуса всех заинтересованных сторон ;

- использовании международных стандартов как основы разработки национальных стандартов ;

- комплексности стандартизации для взаимосвязанных объектов ;

- недопустимости установления в стандартах требований , противоречащих техническим регламентам ;

- установлении требований в стандартах , соответствующих современным достижениям науки , техники и технологий с учетом имеющихся ограничений по их реализации ;

- установлении требований в стандартах , обеспечивающих возможность объективного контроля их выполнения ;

- четкости и ясности изложения стандартов , с тем чтобы обеспечить однозначность понимания их требований ;

- исключении дублирования разработок стандартов на идентичные по функциональному назначению объекты стандартизации ;

- недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции , выполнению работ и оказанию услуг в большей степени , чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации ;

- доступности представления информации по стандартам всем заинтересованным лицам , за исключением оговоренных законодательством случаев .

4.2 . Национальный стандарт применяют на добровольной основе . Обязательность соблюдения национальных стандартов наступает при прямом указании на это в действующем законодательстве , договорах , контрактах , правомерно принятых нормативных документах федеральных органов исполнительной власти или предприятий любых форм собственности .

Обязательность соблюдения требований национальных стандартов , принятых до 1 июля 2003 года , сохраняется ( до принятия соответствующих технических регламентов ) в части :

- защиты жизни или здоровья граждан , имущества физических или юридических лиц , государственного или муниципального имущества ;

- охраны окружающей среды , жизни или здоровья животных и растений ;

- предупреждения действий , вводящих в заблуждение приобретателей , и необходимости госконтроля ( госнадзора ) за их соблюдением .

4.3 . Международные и региональные стандарты отражают передовой опыт экономически развитых стран мира , результаты научных исследований , требования широкого круга потребителей и государственных органов и представляют собой правила , общие принципы или характеристики для большинства стран , поэтому применение международных ( региональных ) стандартов при разработке национальных стандартов является одним из важных условий выхода отечественной продукции на мировой рынок .

4.4 . Преимущественное использование международных стандартов как составной части ( основы ) разработки национальных стандартов должно иметь место как таковое , за исключением случаев , когда такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации , техническим и ( или ) технологическим особенностям или по иным основаниям , либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступила против международного стандарта или отдельного его положения .

4.5 . Продукция , соответствующая требованиям национальных стандартов либо международных и региональных стандартов при отсутствии соответствующего национального , имеет приоритетное применение при формировании государственных контрактов на ее разработку , производство и поставку .

4.6 . Открытость процессов разработки национальных стандартов должна обеспечиваться на всех стадиях , начиная от планирования , разработки до принятия стандарта . Это достигается :

- публикацией программ разработки национальных стандартов и уведомлений об их разработке , завершении публичного обсуждения и утверждении ;

- публичностью обсуждения проектов национальных стандартов ;

- единством и непротиворечивостью правил разработки и утверждения национальных стандартов с обязательной экспертизой всех проектов стандартов .

4.7 . Разработка национальных стандартов должна выполняться открыто с участием технических комитетов по стандартизации , объединяющих на добровольной основе наиболее компетентные юридические и / или физические лица , заинтересованные в стандартизации того или иного объекта .

4.8 . Официальная информация о разрабатываемых и утвержденных национальных стандартах , а также сами стандарты должны быть доступны для пользователей , за исключением оговоренных законодательством случаев .

4.9 . Национальные стандарты должны утверждаться при отсутствии серьезных возражений по существенным вопросам у квалифицированного большинства сторон , т . е . при общем согласии ( консенсусе ). Это достигается в результате процедуры публичного обсуждения проекта стандарта , при которой учитываются мнения всех сторон и сближаются несовпадающие точки зрения . При этом принимают во внимание все замечания , поскольку участвующие в обсуждении стороны равноправны .

4.10 . Целесообразность разработки национальных стандартов определяется их социальной , экономической и технической значимостью и приемлемостью при применении , которые могут быть в свою очередь обусловлены принятием технических регламентов . До принятия решения о разработке национального стандарта должна быть оценена возможность применения в Российской Федерации действующего международного и регионального стандарта , распространяющегося на соответствующий объект стандартизации .

4.11 . Изложение национальных стандартов должно быть четким и ясным , а для обеспечения однозначного понимания их требований :

- содержание разрабатываемых стандартов не должно повторять и противоречить требованиям взаимосвязанных с ними действующих на федеральном уровне нормативных , правовых документов и технических регламентов ;

- в национальных стандартах должны быть приведены сведения о технических регламентах , выполнение которых обеспечивается при соблюдении требований данного национального стандарта ;

- принимаемые стандарты должны быть пригодны для подтверждения соответствия , в том числе для проведения работ по сертификации .

4.12 . Не допускается дублирование разработок стандартов на идентичные по функциональному назначению объекты стандартизации .

4.13 . Требования национальных стандартов должны устанавливаться на основе использования современных достижений науки , технологии и практического опыта с учетом последних редакций международных стандартов или их проектов и обеспечивать оптимальную степень упорядочения и максимально возможную эффективность в определенной области , не сдерживая инициативу пользователей стандартов в освоении новых видов продукции , процессов и услуг .

4.14 . При проведении работ по национальной стандартизации необходимо обеспечить целенаправленное и планомерное установление и применение системы взаимоувязанных требований как к самому объекту стандартизации в целом и его составным частям , так и к другим материальным и нематериальным факторам , влияющим на объект стандартизации , путем согласования их показателей , норм и требований .

5 Организация работ по стандартизации

5.1 . Организацию работ по стандартизации осуществляет национальный орган по стандартизации Российской Федерации ( далее - национальный орган по стандартизации ). Правительство Российской Федерации определяет орган , уполномоченный на исполнение функций национального органа по стандартизации .

Функции национального органа по стандартизации возложены Правительством Российской Федерации на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии [ 1].

5.2 . Национальный орган по стандартизации выполняет следующие функции :

- утверждение национальных стандартов ;

- принятие программ разработки национальных стандартов ;

- организацию экспертизы проектов национальных стандартов ;

- обеспечение соответствия национальной системы стандартизации интересам национальной экономики , состоянию материально - технической базы и научно - техническому прогрессу ;

- осуществление учета национальных стандартов , правил стандартизации , норм и рекомендаций в этой области и обеспечение их доступности заинтересованным лицам ;

- создание технических комитетов по стандартизации и координацию их деятельности ;

- организацию опубликования национальных стандартов и их распространение ;

- участие в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечение учета интересов Российской Федерации при их принятии ;

- утверждение изображения знака соответствия национальным стандартам ;

- представление Российской Федерации в международных организациях , осуществляющих деятельность в области стандартизации .

5.3 . Организация и разработка национальных стандартов , согласование , организация экспертизы национальных стандартов , в том числе представленных субъектами хозяйственной деятельности , осуществляются техническими комитетами по стандартизации ; непосредственным разработчиком стандарта может быть любое лицо или рабочая группа , состоящая из представителей заинтересованных сторон .

В состав технических комитетов по стандартизации на паритетных началах и добровольной основе могут входить представители федеральных органов исполнительной власти , научных организаций , саморегулируемых организаций , общественных объединений предпринимателей и потребителей .

Правила создания , формирования и функционирования технических комитетов по стандартизации устанавливает национальный орган по стандартизации в соответствии с типовым положением о техническом комитете по стандартизации [ 2].

Заседания технических комитетов по стандартизации являются открытыми , если не связаны с обсуждением проблем , отнесенных действующим законодательством к информации ограниченного доступа . В последнем случае порядок допуска на заседания технических комитетов определяется законодательством в области сохранения государственной тайны .

6 Документы в области стандартизации и требования к ним

6.1 . К документам в области стандартизации , используемым на территории Российской Федерации , относятся :

- национальные стандарты ;

- национальные военные стандарты ;

- межгосударственные стандарты , введенные в действие в Российской Федерации ;

- правила стандартизации , нормы и рекомендации в области стандартизации ;

- общероссийские классификаторы технико - экономической и социальной информации , применяемые в установленном порядке ;

- стандарты организаций .

6.2 . Национальные стандарты разрабатывают , утверждают , обновляют и отменяют в соответствии с ГОСТ Р 1.2 .

Национальный стандарт применяют добровольно , после чего все его требования становятся обязательными для соблюдения .

Применение национального стандарта на продукцию , работы и услуги подтверждается знаком соответствия национальному стандарту по ГОСТ Р 1.9 .

6.3 . Общие правила построения , изложения , оформления и обозначения национальных стандартов , а также требования к их содержанию - по ГОСТ Р 1.5 .

6.4 . Разработчик документа в области стандартизации в праве добровольно отказаться от авторского права на документ , а также передать права на издание и распространение этого документа национальному органу по стандартизации по договору ( соглашению ) о передаче прав .

6.5 . Национальные стандарты , содержащие патентованные требования , применяют в соответствии с нормами действующего законодательства .

Экспертизу на патентную чистоту проводит технический комитет по стандартизации , который представляет проект стандарта на утверждение в национальный орган по стандартизации .

6.6 . Проведение экспертизы проектов национальных стандартов или изменений к ним , устанавливающих основополагающие требования , обеспечивающие безопасность производства и применения продукции , совместимость и взаимозаменяемость технических средств , защиту национальных интересов и национальную безопасность , осуществляют научные организации , уполномоченные национальным органом по стандартизации .

6.7 . Общероссийские классификаторы технико - экономической и социальной информации ( далее - общероссийские классификаторы ) - документы в области стандартизации , распределяющие технико - экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификационными признаками на классификационные группировки ( классы , группы , виды ) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и при межведомственном обмене информацией .

Разработку , принятие , введение в действие , ведение и применение общероссийских классификаторов технико - экономической и социальной информации в социально - экономической области ( в том числе в области прогнозирования , статистического учета , банковской деятельности , налогообложения , при межведомственном информационном обмене , создании информационных систем и информационных ресурсов ) осуществляют в соответствии с Положением , утвержденным Правительством Российской Федерации [ 3].

6.8 . Программы разработки национальных стандартов составляют в порядке , устанавливаемом национальным органом по стандартизации .

6.9 . Стандарты организаций , в том числе коммерческих , общественных , научных ; саморегулируемых организаций ; объединений юридических лиц могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандартов : для целей , указанных в разделе 3 настоящего стандарта ; для совершенствования производства и обеспечения качества продукции , выполнения работ , оказания услуг , а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований ( испытаний ), измерений и разработок .

Порядок разработки , утверждения , учета , изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно с учетом положений раздела 4 настоящего стандарта и ГОСТ Р 1.4 .

Проект стандарта организации может представляться разработчиком в технический комитет по стандартизации , который организует проведение экспертизы данного проекта . На основании результатов экспертизы данного проекта технический комитет по стандартизации готовит заключение , которое направляет разработчику проекта стандарта .

Стандарты организаций применяются равным образом и в равной мере независимо от страны и ( или ) места происхождения продукции , осуществления процессов производства , эксплуатации , хранения , перевозки , реализации и утилизации , выполнения работ и оказания услуг , видов или особенностей сделок и ( или ) лиц .

6.10 . При проведении экспертизы стандартов проводят оценку их технического уровня для обеспечения интересов национальной экономики и безопасности .

7 Виды стандартов

7.1 . В зависимости от объекта и аспекта стандартизации , а также содержания устанавливаемых требований разрабатываются стандарты следующих видов :

- стандарты на продукцию ;

- стандарты на процессы ( работы ) производства , эксплуатации , хранения , перевозки , реализации и утилизации продукции ;

- стандарты на услуги ;

- стандарты основополагающие ( организационно - методические и общетехнические );

- стандарты на термины и определения ;

- стандарты на методы контроля ( испытаний , измерений , анализа ).

7.2 . Стандарты на продукцию устанавливают для групп однородной продукции или для конкретной продукции требования и методы их контроля по безопасности , основным потребительским свойствам , а также требования к условиям и правилам эксплуатации , транспортирования , хранения , применения и утилизации .

7.3 . Стандарты на процессы и работы устанавливают основные требования к организации производства и оборота продукции на рынке , к методам ( способам , приемам , режимам , нормам ) выполнения различного рода работ , а также методы контроля этих требований в технологических процессах разработки , изготовления , хранения , транспортирования , эксплуатации , ремонта и утилизации продукции .

7.4 . Стандарты на услуги устанавливают требования и методы их контроля для групп однородных услуг или для конкретной услуги в части состава , содержания и формы деятельности по оказанию помощи , принесения пользы потребителю услуги , а также требования к факторам , оказывающим существенное влияние на качество услуги .

7.5 . Основополагающие стандарты устанавливают общие организационно - методические положения для определенной области деятельности , а также общетехнические требования ( нормы и правила ), обеспечивающие взаимопонимание , совместимость и взаимозаменяемость ; техническое единство и взаимосвязь различных областей науки , техники и производства в процессах создания и использования продукции ; охрану окружающей среды ; безопасность здоровья людей и имущества и другие общетехнические требования , обеспечивающие интересы национальной экономики и безопасности .

7.6 . Стандарты на термины и определения устанавливают наименование и содержание понятий , используемых в стандартизации и смежных видах деятельности .

7.7 . Стандарты на методы контроля , испытаний , измерений и анализа устанавливают требования к используемому оборудованию , условиям и процедурам осуществления всех операций , обработке и представлению полученных результатов , квалификации персонала .

8 Применение документов в области стандартизации

8.1 . Документы в области стандартизации применяют федеральные органы исполнительной власти , субъекты хозяйственной деятельности на стадиях разработки , подготовки продукции к производству , ее изготовления , реализации ( поставки , продажи ), использования ( эксплуатации ), хранения транспортирования и утилизации ; при выполнении работ и оказании услуг ; при разработке технической документации ( конструкторской , технологической , проектной ), в том числе технических условий , каталожных листов и описаний на поставляемую продукцию ( оказываемые услуги ).

8.2 . Дату введения в действие документа в области стандартизации устанавливают в организационно - распорядительном документе об его утверждении с учетом времени , необходимого для издания .

В случае распространения национального стандарта в электронном виде эта дата определяется датой введения стандарта в действие .

8.3 . Заказчик и исполнитель включают в договор условие о соответствии продукции , выполняемых работ и оказываемых услуг обязательным требованиям национальных стандартов по безопасности * .

* До разработки соответствующего технического регламента .

8.4 . Необходимость применения документов в области стандартизации в отношении продукции ( услуг ), производимой ( оказываемых ) не территории Российской Федерации с целью вывоза с ее территории , определяет контракт ( договор ), за исключением случаев , установленных законодательством Российской Федерации .

8.5 . Продукция , в том числе импортируемая , не подлежит реализации или передаче для реализации по назначению , если она не соответствует обязательным требованиям , предусмотренным в действующих стандартах , или если продукция , подлежащая обязательной сертификации , не имеет сертификата и знака соответствия , выданных или признанных в установленном порядке уполномоченным на то органом* .

8.6 . Импортируемая продукция должна соответствовать обязательным требованиям по безопасности и экологии, действующих в Российской Федерации национальных стандартов , что должно подтверждаться соответствующим сертификатом * .

* До разработки соответствующего технического регламента .

8.7 . Международные , региональные и национальные стандарты других стран применяют на основе международных соглашений ( договоров ) о сотрудничестве или с разрешения соответствующих региональных организаций и национальных органов по стандартизации .

8.8 . Международные и региональные стандарты ( при условии присоединения к ним Российской Федерации ), а также национальные стандарты других стран ( при наличии соответствующих соглашений с этими странами ) применяют на территории Российской Федерации в качестве национальных стандартов .

Применение в Российской Федерации международных , региональных стандартов , документов ЕЭК ООН и других международных , региональных организаций , а также национальных стандартов других стран осуществляют утверждением национального стандарта , представляющего собой :

- аутентичный текст соответствующего документа на русском языке ( идентичный стандарт ) или

- аутентичный текст соответствующего документа на русском языке с дополнительными требованиями , отражающими специфику потребностей национальной экономики ( модифицированный стандарт ).

Обозначение и оформление национальных стандартов , подготовленных на основе международных , региональных или национальных стандартов других стран , а также сведения об их соответствии - по ГОСТ Р 1.5 .

8.9 . В национальном стандарте , подготовленном на основе международного , регионального или национального стандарта другой страны и содержащем ссылки на стандарты , уже примененные ранее в качестве национальных или по своим требованиям аналогичные соответствующим национальным стандартам , приводят ссылки на такие национальные стандарты .

Если международный , региональный или национальный стандарт другой страны , подлежащий применению , содержит ссылки на стандарты , не примененные в Российской Федерации , и при этом отсутствуют эквивалентные национальные стандарты , необходимо до его утверждения решить вопрос о применении этих стандартов .

8.10 . Межгосударственные стандарты , к которым присоединилась Российская Федерация , применяют на ее территории без переоформления с введением их в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и опубликованием соответствующей информации в информационном указателе национальных стандартов Российской Федерации .

8.11 . Национальный стандарт , который принят в качестве межгосударственного стандарта , продолжают применять на территории Российской Федерации с прежним номером в соответствии с ГОСТ Р 1.8 .

Межгосударственный стандарт с собственным номером применяют при поставках продукции в страны СНГ .

Правила проведения работ по разработке , применению , обновлению и прекращению применения межгосударственных стандартов - по ГОСТ Р 1.8 .

8.12 . Изготовление и поставка продукции на экспорт в соответствии с требованиями международных , региональных и национальных стандартов других стран и стандартов фирм зарубежных стран возможны по предложению потребителя ( заказчика ) этих стран на договорной ( контрактной ) основе .

8.13 . Юридические и физические лица , допустившие нарушение основополагающих требований стандартов , несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации .*

* До разработки соответствующего технического регламента .

8.14 . Документы в области стандартизации Российской Федерации могут применять другие государства , их юридические и физические лица на основе соответствующих соглашений ( договоров ) о сотрудничестве или с разрешения соответствующих органов и организаций Российской Федерации , утвердивших эти документы .

9 Информация о документах в области стандартизации, их опубликование и распространение

9.1 . Доступность пользователей , в том числе зарубежных , к информации о разрабатываемых и утвержденных национальных стандартах , общероссийских классификаторах технико - экономической информации , а также к самим этим документам Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии обеспечивает , организуя публикацию официальной информации об этих документах , а также о международных , региональных стандартах , правилах , нормах и рекомендациях по стандартизации , национальных стандартах других государств , о международных договорах в области стандартизации и правилах их применения .

9.2 . Опубликование национальных стандартов и общероссийских классификаторов осуществляют в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации положением [ 4 ].

9.3 . Документы национальной системы стандартизации , международные стандарты , правила стандартизации , нормы стандартизации и рекомендации по стандартизации , национальные стандарты других стран и правила их применения , информация о международных договорах в области стандартизации и подтверждениях соответствия составляют Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов .

Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов является государственным информационным ресурсом .

Правила создания и ведения Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов , а также правила пользования этим фондом устанавливаются Правительством Российской Федерации .

9.4 . В Российской Федерации в порядке и на условиях , которые установлены Правительством Российской Федерации , создается и функционирует Единая информационная система , предназначенная для обеспечения заинтересованных лиц информацией о документах , входящих в состав Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов .

Заинтересованным лицам обеспечивается свободный доступ к создаваемым информационным ресурсам , за исключением случаев , если в интересах сохранения государственной , служебной или коммерческой тайны такой доступ должен быть ограничен .

9.5 . Исключительное право официального опубликования и распространения в установленном порядке национальных стандартов и общероссийских классификаторов принадлежит национальному органу по стандартизации .

9.6 . Издание национальных стандартов других стран организует и осуществляет национальный орган по стандартизации в соответствии с договорами и соглашениями с этими странами .

9.7 . Издание , переиздание и распространение стандартов организаций осуществляют принявшие их организации .

10 Международное сотрудничество в области стандартизации

10.1 . Национальный орган по стандартизации в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях , осуществляющих деятельность в области стандартизации .

10.2 . Основными задачами международного сотрудничества в области стандартизации являются :

- гармонизация системы стандартизации в Российской Федерации с международными , региональными , прогрессивными национальными системами стандартизации других стран ;

- совершенствование фонда документов в области стандартизации , используемых в Российской Федерации , на основе применения международных , региональных и национальных стандартов других стран и максимального использования достижений научно - технического прогресса ;

- гармонизация национальных стандартов Российской Федерации с международными , региональными стандартами и национальными стандартами других стран , в особенности с применяемыми для целей сертификации ;

- повышение качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке ;

- разработка международных и региональных стандартов на основе национальных стандартов Российской Федерации на новые конкурентоспособные виды продукции и технологии , в том числе созданные в результате двустороннего и многостороннего сотрудничества ;

- улучшение нормативного обеспечения торгово - экономического и научно - технического сотрудничества Российской Федерации с другими странами и участие Российской Федерации в международном разделении труда ;

- обеспечение защиты национальных интересов Российской Федерации при разработке международных и региональных стандартов ;

- обеспечение единства измерений при взаимодействии с другими странами .

10.3 . Международное сотрудничество по стандартизации осуществляют по линии международных и региональных организаций по стандартизации , а также на двусторонней и многосторонней основе с соответствующими организациями других стран на базе соглашений , договоров и протоколов о сотрудничестве , обязательств , вытекающих из участия Российской Федерации в деятельности международных и региональных организаций по стандартизации .

10.4 . Международное сотрудничество Российской Федерации по линии международных организаций по стандартизации включает в себя непосредственное участие в работе этих организаций , в первую очередь в разработке международных и региональных стандартов , а также обеспечение их применения в национальной экономике и договорно - правовых отношениях со странами - партнерами .

Двустороннее или многостороннее сотрудничество по стандартизации включает работы по гармонизации с национальными стандартами , совместную разработку стандартов , проведение совместных научных исследований , обмен опытом и информацией , взаимные консультации , обучение кадров и др .

10.5 . Организация и проведение работ по международному сотрудничеству в области стандартизации осуществляется в порядке , установленном национальным органом по стандартизации и зафиксированном в соответствующих правилах по стандартизации [ 5 ], с учетом методических документов , принятых ИСО , МЭК и другими международными и региональными организациями , занимающимися вопросами стандартизации , а также документами , действующими в стране и определяющими порядок проведения работ по двустороннему научно - техническому сотрудничеству Российской Федерации со странами - партнерами .

10.6 . В соответствии с Законом Российской Федерации «О техническом регулировании» , если международным договором Российской Федерации установлены иные правила , чем те , которые содержатся в законодательстве Российской Федерации по стандартизации , то применяются правила международного договора .

Библиография

[1 ] Положение о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии , утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 года № 294 «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии» .

[2 ] Правила по стандартизации Временное типовое положение о техническом комитете по стандартизации ПР 50-688 - 92

[3 ] Положение о разработке , принятии , введении в действие , ведении и применении общероссийских классификаторов технико - экономической и социальной информации в социально - экономической области , утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г . № 677 «Об общероссийских классификаторах технико - экономической и социальной информации в социально - экономической области»

[4 ] Положение об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико - экономической и социальной информации , утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2003 г . № 594 «Об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико - экономической и социальной информации»

[5 ] Правила по стандартизации Организация и проведение работ по международной стандартизации в Российской Федерации ПР 50.1.008 - 95

Ключевые слова : стандартизация , цели стандартизации , принципы стандартизации , документы по стандартизации , виды стандартов , международное сотрудничество , применение документов в области стандартизации , информация о документах в области стандартизации

СОДЕРЖАНИЕ

1 Область применения . 1

2 Нормативные ссылки . 2

3 Цели стандартизации . 2

4 Принципы стандартизации . 3

5 Организация работ по стандартизации . 5

6 Документы в области стандартизации и требования к ним .. 6

7 Виды стандартов . 7

8 Применение документов в области стандартизации . 8

9 Информация о документах в области стандартизации, их опубликование и распространение . 10

10 Международное сотрудничество в области стандартизации . 10