ГОСТ Р 1.10-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Правила стандартизации и рекомендации по стандартизации. Порядок разработки, утверждения, изменения, пересмотра и отмены

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО
ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТ Р
1.10- 2004

Стандартизация в Российской Федерации

ПРАВИЛА СТАНДАРТИЗАЦИИ
И
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

Порядок разработки , утверждения , изменения ,
пересмотра и отмены

Москва

ИПК Издательство стандартов

2005

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г . № 184 -ФЗ «О техническом регулировании» , а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации . Основные положения»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием Всероссийский научно - исследовательский институт стандартизации ( ФГУП ВНИИстандарт )

2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2004 г . № 158- ст

4 В настоящем стандарте реализована статья 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г . № 184- ФЗ «О техническом регулировании»

5 ВЗАМЕН Р 50.1.039-2002 в части правил стандартизации и рекомендаций по стандартизации , за исключением правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации

СОДЕРЖАНИЕ

1 Область применения . 2

2 Нормативные ссылки . 2

3 Термины и определения . 3

4 Общие положения . 3

5 Разработка и рассмотрение первой редакции проекта документа . 3

6 Разработка окончательной редакции проекта документа . 4

7 Подготовка окончательной редакции проекта документа к утверждению и утверждение документа . 5

8 Регистрация документа, его издание и введение в действие . 6

9 Порядок отмены документа . 7

Приложение А. Рекомендации по составлению пояснительной записки к проекту документа . 9

Приложение Б. Форма титульного листа правил (рекомендаций) стандартизации . 9

Приложение В. Форма первой страницы правил (рекомендаций) стандартизации . 10

Приложение Г. Форма первой страницы изменения правил (рекомендаций) стандартизации . 10

Приложение Д. Типовая форма заключения Управления технического регулирования и стандартизации Федерального агентства на проект документа . 11

Приложение Е. Типовые формулировки и правила оформления приказов Федерального агентства об утверждении правил, рекомендаций и изменений к ним и/или о введении их в действие . 11

Приложение Ж. Рекомендации по формированию и оформлению дел правил, рекомендаций и изменений к ним .. 12

Приложение И. Типовая форма описи документов, входящих в дело правил (рекомендаций) стандартизации и дело изменения . 13

Приложение К. Форма обложки дела документа . 14

Приложение Л. Рекомендации по регистрации правил, рекомендаций и изменений к ним .. 14

Приложение М. Рекомендации по опубликованию информации об утверждении правил (рекомендаций), изменений к ним и по изданию утвержденных документов . 15

Приложение Н. Типовые формулировки приказа Федерального агентства об отмене правил (рекомендаций) стандартизации . 15

Приложение П. Форма описи документов, входящих в дело отмены правил (рекомендаций) стандартизации . 16

ГОСТ Р 1.10 - 2004

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Стандартизация в Российской Федерации

ПРАВИЛА СТАНДАРТИЗАЦИИ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

Порядок разработки , утверждения , изменения , пересмотра и отмены

Standardization in the Russian Federation.

Rules for standardization and recommendations for standardization.

Order of elaboration, confirmation, amendment, revision and abrogation

Дата введения - 2005 - 07 - 01

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает порядок разработки , утверждения изменения , пересмотра и отмены правил стандартизации и рекомендаций по стандартизации .

Стандарт распространяется на правила стандартизации и рекомендации по стандартизации , утверждаемые Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии ( далее - Федеральное агентство ).

Настоящий стандарт предназначен для применения научно - исследовательскими и иными организациями , а также структурными подразделениями Федерального агентства .

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты :

ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в Российской Федерации . Основные положения

ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации . Стандарты национальные Российской Федерации . Правила построения , изложения , оформления и обозначения

ГОСТ Р 1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации . Термины и определения

ГОСТ Р 1.13-2004 Стандартизация в Российской Федерации . Уведомления о проектах документов в области стандартизации . Основные положения

ГОСТ ИСО 8601-2001 Система стандартов по информации , библиотечному и издательскому делу . Представление дат и времени . Общие требования

Примечани е - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты» , который опубликован по состоянию на 1 января текущего года , и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям , опубликованным в текущем году . Если ссылочный документ заменен ( изменен ), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным ( измененным ) документом . Если ссылочный документ отменен без замены , то положение , в котором дана ссылка на него , применяется в части , не затрагивающей эту ссылку .

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 1.12 .

4 Общие положения

4.1. Правила стандартизации разрабатывают при необходимости конкретизации ( детализации ) отдельных положений соответствующего по назначению основополагающего организационно - методического или общетехнического национального стандарта Российской Федерации , а также в случае нецелесообразности разработки организационно - методического национального стандарта Российской Федерации , когда область применения подобного документа ограничена только организациями и структурными подразделениями Федерального агентства .

4.2. Рекомендации по стандартизации разрабатывают в случае целесообразности предварительной проверки на практике неустоявшихся , еще не ставших типовыми , организационно - методических положений в соответствующей области , т . е . до принятия национального стандарта Российской Федерации , в котором могут быть установлены эти положения .

4.3. Правила ( рекомендации ) не должны дублировать положения национальных стандартов Российской Федерации .

4.4. Разработку правил , рекомендаций и изменений к ним ( далее - правила и / или рекомендации ) осуществляют в следующей последовательности :

- организация разработки документа ;

- разработка первой редакции проекта документа и рассылка его на рассмотрение ;

- разработка окончательной редакции проекта документа ;

- подготовка проекта документа к утверждению и его утверждение ;

- регистрация документа , его издание и введение в действие .

4.5. Пересмотр правил ( рекомендаций ) осуществляют путем разработки взамен этих правил ( рекомендаций ) документа того же статуса и назначения , что и действующий . При этом соблюдают тот же порядок , что и при разработке нового документа .

5 Разработка и рассмотрение первой редакции проекта документа

5.1. Организация - разработчик в соответствии с техническим заданием на разработку готовит первую редакцию проекта правил ( рекомендаций ), пояснительную записку к нему ( см . приложение А ), проект перечня рассылки на отзыв , а также проект сопроводительного письма Федерального агентства для рассылки первой редакции проекта документа .

Указанные выше документы организация - разработчик представляет в Управление технического регулирования и стандартизации Федерального агентства ( далее - Управление ).

5.1.1. Построение , изложение и оформление правил ( рекомендаций ) стандартизации и изменений к ним - по ГОСТ Р 1.5 .

5.1.2. В наименовании правил ( рекомендаций ) групповой заголовок и / или подзаголовок не используют . При этом наименование приводят с прямым порядком слов и печатают строчными буквами с первой прописной .

5.1.3. Групповой заголовок и / или подзаголовок может быть использован в наименовании рекомендаций , если они являются прототипом будущего национального стандарта Российской Федерации .

5.1.4. В правилах ( рекомендациях ) могут быть использованы ссылки на правила и рекомендации и другие нормативные документы .

5.1.5. Титульный лист и первую страницу правил ( рекомендаций ) стандартизации оформляют в соответствии с приложениями Б и В .

5.1.6. Информация об изменениях к правилам ( к рекомендациям ) публикуется в указателе «Руководящие документы , рекомендации и правила» , а текст изменений и правил - в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты» .

Первую страницу изменения правил ( рекомендаций ) стандартизации оформляют в соответствии с приложением Г .

5.2. Управление рассматривает проект правил ( рекомендаций ) на соответствие их содержания техническому заданию ( ТЗ ) и пояснительную записку - на полноту и объективность приведенной в ней информации .

5.2.1. При положительных результатах рассмотрения Управление утверждает перечень рассылки на отзыв проекта правил ( рекомендаций ) и подписывает сопроводительное письмо для этой рассылки .

5.2.2. При отрицательных результатах рассмотрения документы возвращаются на доработку с соответствующим обоснованием .

5.2.3. Доработанные организацией - разработчиком документы рассматриваются Управлением в соответствии с 5.2.

5.3. После утверждения перечня рассылки на отзыв и подписания сопроводительного письма организация - разработчик рассылает первую редакцию проекта правил ( рекомендаций ) и пояснительную записку к нему в соответствии с этим перечнем .

Управление осуществляет также рассылку первой редакции проекта правил ( рекомендаций ) на рассмотрение структурным подразделениям Федерального агентства .

5.4. Организации , указанные в перечне рассылки , рассматривают первую редакцию проекта правил ( рекомендаций ) и готовят отзывы на нее . Для обеспечения возможности учета отзывы представляют организации - разработчику не позднее установленной ею даты .

5.4.1. В отзывах приводят результаты оценки актуальности разработки проекта правил ( рекомендаций ) и их содержания .

5.4.2. Все замечания и предложения излагают конкретно и обоснованно . При этом автору отзыва целесообразно приводить предлагаемые редакции отдельных пунктов , подпунктов , абзацев , таблиц , приложений и изображений графического материала .

6 Разработка окончательной редакции проекта документа

6.1. Организация - разработчик готовит окончательную редакцию проекта правил ( рекомендаций ) с учетом отзывов на его первую редакцию , которые поступили до установленной даты их получения , а также с учетом замечаний и предложений Управления .

6.1.1. Отзывы , поступившие после установленной даты , могут быть учтены , если это не препятствует соблюдению сроков разработки данных правил ( рекомендаций ), которые установлены .

6.1.2. Результаты учета отзывов на первую редакцию проекта документа представляют в виде сводки отзывов .

6.2. После проведения работ по подготовке окончательной редакции проекта правил ( рекомендаций ) организация - разработчик представляет в Управление следующие документы :

- окончательную редакцию проекта правил ( рекомендаций );

- пояснительную записку к нему ;

- сводку отзывов на первую редакцию .

6.3. Управление рассматривает в течение 10 дней представленные ( согласно 6.2 ) документы , проверяет и оценивает полноту учета замечаний и предложений , высказанных по результатам рассмотрения первой редакции проекта правил ( рекомендаций ). При необходимости проект документа может быть направлен на согласование в другие структурные подразделения Федерального агентства , если установленные в нем положения затрагивают вопросы , относящиеся к компетенции этих подразделений .

6.3.1. При отрицательных результатах проверок , указанных в 6.3, Управление возвращает в организацию - разработчик на доработку документы , представленные согласно 6.2.

6.3.2. Организация - разработчик в десятидневный срок устраняет выявленные при проверке недостатки и представляет доработанные документы в Управление .

7 Подготовка окончательной редакции проекта документа к утверждению и утверждение документа

7.1. При положительном решении Управлением вопроса об утверждении проекта правил ( рекомендаций ) организация - разработчик направляет экземпляр проекта правил ( рекомендаций ) в ИПК Издательство стандартов на издательское редактирование .

7.2. ИПК Издательство стандартов осуществляет издательское редактирование проекта правил ( рекомендаций ) в срок не более пяти рабочих дней .

В обоснованных случаях ( при значительном объеме проекта документа или большом количестве проектов документов , одновременно поступивших на редактирование ) указанный срок может быть увеличен до 30 дней .

7.2.1. При наличии редакционных замечаний организация - разработчик вносит необходимые исправления в проект правил ( рекомендаций ) и направляет его вместе с черновиком , содержащим редакционные замечания , в ИПК Издательство стандартов .

7.2.2. ИПК Издательство стандартов проводит окончательное редактирование проекта правил ( рекомендаций ), проставляет штамп «В НАБОР» на каждом листе исправленного экземпляра и возвращает его организации - разработчику вместе с черновиком , содержащим редакционные замечания и завизированным редактором .

7.3. Организация - разработчик после получения проекта правил ( рекомендаций ) из ИПК Издательство стандартов снимает копию с его первого экземпляра и готовит первый и второй экземпляры проекта для направления в Федеральное агентство на утверждение , проставляя на них визу исполнителя в верхнем левом углу на оборотной стороне каждого листа .

Копию первого экземпляра проекта правил ( рекомендаций ) выполняют на белой бумаге с использованием любого способа копирования ( кроме диазокопирования ). При этом добиваются выполнения требований ГОСТ 13.1.002 , предъявляемых в микрографии к документам для съемки . Поэтому текст , а также табличный и графический материал на копии каждой из страниц проекта правил ( рекомендаций ) должен быть полным , четким и контрастным на чистом ( без затемнений ) фоне , а контраст - равномерным .

7.4. В пояснительную записку к окончательной редакции проекта правил ( рекомендаций ) организация - разработчик в дополнение к сведениям , указанным в приложении А , включает следующий раздел :

- «Сведения о согласовании проекта» ( если оно проводилось ).

7.5. Организация - разработчик направляет в Управление следующие документы :

- докладную записку , подписанную руководителями Управления и организации - разработчика ;

- первый экземпляр проекта правил ( рекомендаций );

- второй экземпляр проекта правил ( рекомендаций );

- пояснительную записку к проекту правил ( рекомендаций ).

7.6. Управление проверяет :

- правильность оформления проекта приказа Федерального агентства ;

- наличие виз , подписей и штампа ИПК Издательство стандартов ;

- обоснованность предлагаемой даты введения документа в действие ( исходя из объема мероприятий , необходимых для его внедрения ), а также иных предложений организации - разработчика .

7.6.1. После проведения указанных проверок сотрудник Управления , подготавливающий проект приказа об утверждении документа , ставит свою визу ( указывая после нее свою фамилию , инициалы и дату визирования ) в правом верхнем углу оборотной стороны титульного листа второго экземпляра проекта правил ( рекомендаций ) и проставляет штамп о принятии документа на его первой странице . Затем он составляет заключение на проект документа по форме , приведенной в приложении Д , и готовит проект приказа Федерального агентства об утверждении документа , используя типовые формулировки и правила оформления , приведенные в приложении Е .

7.6.2. Начальник Управления рассматривает заключение на проект правил ( рекомендаций ), подписывает его , визирует проект приказа Федерального агентства об утверждении документа и направляет их вместе со вторым экземпляром проекта правил ( рекомендаций ) и пояснительной запиской к нему в юридический отдел Федерального агентства .

Юридический отдел Федерального агентства рассматривает проект приказа Федерального агентства , а при необходимости и проект правил , проверяя их на соответствие законодательству Российской Федерации . После этого начальник юридического отдела визирует проект приказа и возвращает документы в Управление .

7.7. Управление представляет для визирования заместителю руководителя Федерального агентства , а затем для подписи руководителю Федерального агентства проект приказа Федерального агентства вместе с первым экземпляром проекта правил ( рекомендаций ), пояснительной запиской к нему и заключением на проект документа .

После подписания приказа Федерального агентства об утверждении правил ( рекомендаций ) начальник Управления ставит свою визу на штампе о принятии документа и направляет в организацию - разработчик полный комплект ранее поступивших документов , а также подписанный приказ Федерального агентства и заключение на проект документа .

8 Регистрация документа, его издание и введение в действие

8.1. Регистрации принятого документа предшествуют работы по формированию и оформлению дела этого документа , которые выполняет организация - разработчик в соответствии с приложениям и Ж , И , К .

8.2. Регистрацию принятых правил ( рекомендаций ) в Российской Федерации осуществляет ВНИИКИ в соответствии с рекомендациями , приведенными в приложении Л .

8.2.1. При регистрации правил ( рекомендаций ) стандартизации им присваивают обозначение , состоящее из следующих реквизитов :

- индекса «ПР» , означающего правила , или индекса «Р» , означающего рекомендации ;

- отделенного от него интервалом кода Федерального агентства « 50 » ( по Р 50.1.034 );

- отделенного от него точкой условного цифрового обозначения кода направления деятельности правил или рекомендаций ( так , например , цифра 1 означает стандартизацию );

- отделенного от него точкой трехзначного регистрационного номера документа ;

- отделенных от него тире четырех цифр года принятия документа .

Пример

ПР 50.1.002 - 2000 - обозначение правил стандартизации

8.2.2. При пересмотре правил ( рекомендаций ) стандартизации сохраняют обозначение действующего ранее документа , меняя только цифры , означающие год его принятия .

8.3. Публикацию информации об утвержденных и введенных в действие в Российской Федерации правилах ( рекомендациях ), а также издание этих документов осуществляет ИПК Издательство стандартов в соответствии с рекомендациями , приведенными в приложении М .

9 Порядок отмены документа

9.1. Действующие правила ( рекомендации ) отменяют в следующих случаях :

а ) при утверждении и введении в действие взамен данных правил ( рекомендаций ) других правил или рекомендаций , в том числе при включении положений данных правил ( рекомендаций ) в другой пересматриваемый или изменяемый документ того же статуса ;

б ) при утверждении и введении в действие национального стандарта Российской Федерации , который распространяется на тот же объект и аспект стандартизации ;

в ) при полном прекращении проведения работ , которые осуществлялись по данным правилам ( рекомендациям );

г ) в других случаях , когда правила ( рекомендации ) утратили свою актуальность в связи с изменением направлений работ в данной области деятельности .

9.2. Заинтересованные организации направляют предложения об отмене действующих правил ( рекомендаций ) в Федеральное агентство .

Управление после рассмотрения поступивших предложений об отмене правил ( рекомендаций ) направляет эти предложения разработчику документа , сообщая свое мнение о целесообразности реализации этих предложений .

9.3. Организация - разработчик организует рассмотрение предложений об отмене правил ( рекомендаций ) с участием других заинтересованных организаций .

Если правила ( рекомендации ) отменяют в случаях , указанных в 9.1, перечисления а ) и б ), то согласование возможности отмены правил заменяется согласованием проекта документа , который будет действовать вместо отмененных правил .

В случаях , указанных в 9.1, перечисления в ) и г ), организация - разработчик предварительно направляет уведомление о предложении отменить правила ( рекомендации ) в редакцию ИПК Издательство стандартов Федерального агентства для публикации соответствующей информации в информационном указателе стандартов ( далее - ИУС ).

9.4. Если отмена правил ( рекомендаций ) противоречит интересам какой - либо организации , применяющей данный документ , то эта организация может направить письмо о нецелесообразности отмены документа в организацию - разработчик или Федеральное агентство .

9.5. При согласии с предложением указанной в 9.4 организации об отмене правил ( рекомендаций ), а также при отсутствии писем других заинтересованных сторон о нецелесообразности отмены правил ( рекомендаций ) организация - разработчик готовит и направляет в Управление заключение о целесообразности отмены документа . Кроме того , организация - разработчик готовит проект приказа Федерального агентства об отмене правил ( рекомендаций ) с использованием типовых формулировок , приведенных в приложении Н , и правил оформления , приведенных в Ж.8 ; Ж.9 ( приложение Ж ), и направляет его в Управление в одном экземпляре вместе со следующими документами :

- письмом с предложением об отмене правил ( рекомендаций ), если это предложение исходит не от организации - разработчика ;

- подлинными документами , подтверждающими согласование возможности отмены правил ( рекомендаций ) с организациями , ранее согласовавшими правила ( рекомендации ).

В заключении о целесообразности отмены документа указывают , какой документ будет действовать взамен отменяемого документа или сообщают о его отмене без замены .

9.6. Управление в трехдневный срок после получения документов на отмену оценивает целесообразность отмены правил ( рекомендаций ) и полноту согласования возможности отмены .

При согласии с предложением об отмене начальник Управления визирует проект приказа Федерального агентства об отмене правил ( рекомендаций ) и направляет его вместе с другими документами , указанными в 9.5, в юридический отдел Федерального агентства .

9.7. Юридический отдел Федерального агентства ( в срок , не превышающий трех рабочих дней ) рассматривает документы для отмены правил ( рекомендаций ). При согласии с предложением об отмене данного документа начальник юридического отдела визирует проект приказа Федерального агентства . Затем проект приказа об отмене правил ( рекомендаций ) представляют для визирования заместителю руководителя Федерального агентства и на подпись руководителю Федерального агентства . После подписания приказа его передают организации - разработчику с полным комплектом документов , ранее поступивших в соответствии с 9.5.

9.8. Организация - разработчик в срок не более трех дней после получения подписанного приказа Федерального агентства формирует дело отмены правил ( рекомендаций ) в соответствии с приложением П , используя при этом порядок оформления , аналогичный указанному в приложении Ж . Затем организация - разработчик направляет сформированное дело , а также пять копий приказа Федерального агентства во ВНИИКИ для проведения регистрации отмены правил ( рекомендаций ).

9.9. ВНИИКИ в срок не более пяти рабочих дней осуществляет :

- присвоение номера приказу Федерального агентства ;

- проверку представленного дела отмены правил ( рекомендаций );

- проставление соответствующей отметки в соответствующем реестре .

После регистрации ВНИИКИ в срок не более трех рабочих дней направляет две копии приказа Федерального агентства в ИПК Издательство стандартов и по одной копии в Управление и библиотеку Федерального агентства , а также в организацию - разработчик .

9.10. ИПК Издательство стандартов на основании копии приказа об отмене правил ( рекомендаций ) публикует соответствующую информацию в очередном номере ИУС и учитывает ее при подготовке указателя «Руководящие документы , рекомендации и правила» на следующий год .

9.11. После опубликования официальной информации об отмене правил ( рекомендаций ) любое применение и распространение отмененного документа не допускается , за исключением случаев , когда в Федеральное агентство обращаются организации или физические лица , которым известно об отмене правил ( рекомендаций ), но которые заинтересованы в их использовании в качестве источника информации . Опубликование официальной информации является основанием прекращения ссылок на данный документ при разработке новых нормативных документов , а также при пересмотре действующих документов ( или при внесении в них изменений ).

Приложение А

(обязательное)

Рекомендации по составлению пояснительной записки к проекту документа

А .1. В пояснительной записке к проекту правил ( рекомендаций ) указывают :

- стадию разработки документа ;

- основание для разработки документа ;

- краткую характеристику объекта стандартизации ;

- обоснование целесообразности разработки документа в статусе правил ( рекомендаций );

- сведения о соответствии проекта правил ( рекомендаций ) федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации ;

- сведения о взаимосвязи проекта правил ( рекомендаций ) с национальными стандартами Российской Федерации , другими правилами и рекомендациями , а также предложения по их пересмотру , изменению или отмене ;

- сведения о публикации информации о начале разработки проекта правил ( рекомендаций ), а также о применении иных форм уведомления об этом , в том числе предусмотренных ГОСТ Р 1.13 ;

- предложения по рассылке первой редакции проекта правил ( рекомендаций ) на отзыв * ;

* Вместо этих предложений в пояснительной записке к окончательной редакции проекта документа указывают сведения о рассылке его первой и окончательной редакций .

- перечень исходных документов и другие источники информации , использованные при разработке правил ( рекомендаций );

- сведения о разработчике правил ( рекомендаций ) с указанием его почтового адреса , номера контактного телефона и адреса электронной почты .

А .2. Пояснительную записку подписывает руководитель разработки и исполнитель , подготовивший пояснительную записку .

Приложение Б

(обязательное)

Форма титульного листа правил (рекомендаций) стандартизации

Федеральное агентство
по техническому регулированию и метрологии

Правила стандартизации

( рекомендации по стандартизации )

ПР ( Р ) 50.1. ______________

регистрационный номер

_________________________

год утверждения ( регистрации )

________________________________________________________________________

Наименование правил стандартизации ( рекомендаций по стандартизации )

Издание официальное

________________________________________________________________________

выходные данные по ГОСТ 7.4 ( пункт 3.3.6)

Приложение В

(обязательное)

Форма первой страницы правил (рекомендаций) стандартизации

ПР ( Р ) 50.1. _______________

ПРАВИЛА СТАНДАРТИЗАЦИИ
(РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ)

_______________________________________________________________________

наименование документа

Дата введения - ___________

год , месяц , число

________________________________________________________________________

Издание официальное

Приложение Г

(обязательное)

Форма первой страницы изменения правил (рекомендаций) стандартизации

ОКС ____________

Изменение ___________                                                    _____________________

обозначение и наименование документа

Утверждено и введено в действие ________________________________________

наименование документа

от ___________ ___________________                                   № ___________________

дата ( цифрой ), месяц ( прописью ), год

Дата введения* - ________________

( Продолжение см . с . ____ )

_________

номер страницы

* Дату введения приводят в полном представлении календарной даты в расширенном формате по ГОСТ ИСО 8601 ( используя тире для разделения элементов : «год» , «месяц» , «число» ).

Приложение Д

(обязательное)

Типовая форма заключения Управления технического регулирования и стандартизации Федерального агентства на проект документа

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

_________________________________________________________________________

наименование управления

на проект ________________________________________________________________

статус документа и наименование документа

1 _____________________________________________________________________

обоснование целесообразности разработки правил ( рекомендаций ) и характеристика степени

_________________________________________________________________________

способности проекта обеспечить решение задач его разработки

2 По проекту __________________________ предлагается следующее решение :

статус документа

_________________________________________________________________________

предложения по принятию документа в рабочем порядке или по рассмотрению его на научно - технической

_________________________________________________________________________

комиссии ( НТК ) Федерального агентства с обоснованием этого предложения

3 Предлагаемая дата введения ___________________________________ в действие

статус документа

_________________________________________________________________________

дата и ее обоснование , в т . ч . предложение о целесообразности предоставления хозяйствующим субъектам

_________________________________________________________________________

права досрочного применения документа

Начальник ________________________ ________________ ____________________

сокращенное наименование управления                    личная подпись                        инициалы и фамилия

Исполнитель ______________________ ________________ ____________________

должность                                    личная подпись                           инициалы и фамилия

Приложение Е

(обязательное)

Типовые формулировки и правила оформления приказов Федерального агентства об утверждении правил, рекомендаций и изменений к ним и/или о введении их в действие

Е . 1. Для правил стандартизации , разработанных впервые , применяют следующую формулировку :

« 1 Утвердить правила ______________________ ПР 50.1. ______________________

назначение

__________________________________________________________________________

наименование правил

с датой введения в действие ________________________________.

число , месяц , год

2 Закрепить принятые правила за ___________________________________________

полное наименование заказывающего управления

3 _______________________________________________________________________

поручения подразделениям и организациям Федерального агентства

Е .2. Для правил стандартизации , разработанных взамен действующего нормативного документа , применяют следующую формулировку :

« 1 Утвердить правила _______________________ ПР 50.1. _____________________

назначение

__________________________________________________________________________

наименование правил

с датой введения в действие ___________________ взамен _______________________.

число , месяц , год                                              обозначение документа

2 ______________________________________________________________________

поручения подразделениям и организациям Федерального агентства по вопросам применения правил

Е . 3. Для изменения к правилам стандартизации применяют следующую формулировку :

« 1 Утвердить изменение № _____________________ ПР 50.1. ___________________

с датой введения в действие ________________________________

число , месяц , год

2 ______________________________________________________________________

поручения подразделениям и организациям Федерального агентства

Е .4. Если принятые правила полностью заменяют два и более нормативных документов Федерального агентства , то используют формулировку , приведенную в Е .2 , с указанием обозначения этих документов в пункте 1 приказа .

Пример - ... взамен ПР 50-74 - 94 и РД 50-696 - 90.

Е .5. Если принимаемые правила заменяют другой документ ( другие документы ) не полностью , а только его часть , то в пункте 1 приказа указывают обозначение этого документа , наименование и номер ( обозначение ) заменяемого структурного элемента ( раздела , подраздела , пункта , приложения ) или наименование объекта стандартизации , на который распространяются принимаемые правила .

Е .6. Для рекомендаций по стандартизации и изменений к ним применяют формулировки приказов Федерального агентства , аналогичные указанным в Е .1 - Е .5 для правил .

Е .7. Приказ оформляют на гербовом бланке Федерального агентства .

Е .8. На оборотной стороне приказа Федерального агентства помещают визы следующих должностных лиц Федерального агентства :

- заместителя руководителя Федерального агентства ;

- начальника Управления ;

- начальника юридического отдела .

Приложение Ж

(обязательное)

Рекомендации по формированию и оформлению дел правил, рекомендаций и изменений к ним

Ж .1. Организация - разработчик в срок не более пяти рабочих дней после получения подписанного приказа Федерального агентства на утверждение правил ( рекомендаций ) или изменений к ним формирует дело . При этом не допускается формирование одного дела на два и более документов .

Ж .2. Состав документов , входящих в дело правил ( рекомендаций ), указан в типовой описи , приведенной в приложении И .

Ж . 3. В дело подшивают оригиналы документов , за исключением ТЗ на разработку правил ( рекомендаций ), оригинал которого , как правило , остается у организации - разработчика , а также копий принятых правил ( рекомендаций ).

Ж .4. Повреждения листов документов ( или их копий ), помещаемых в дело , а также помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста на этих документах не допускаются . Копии документов должны соответствовать требованиям , указанным в 7.3 настоящего стандарта .

Ж .5. Опись документов , входящих в дело документа , подшивают первой , не нумеруя и не учитывая при нумерации листов .

В описи документов указывают номера ( разделенные тире ) первого и последнего листов каждого из входящих в дело документов .

Ж .6. Если при формировании дела документа окажется , что необходимо подшить более 200 листов , то формируют новую папку , которую обозначают как второй том . При этом каждый том должен иметь свою отдельную порядковую нумерацию и опись включенных в него документов .

Ж .7. На каждый том дела должна быть наклеена обложка по форме , приведенной в приложении К .

Ж . 8. Организация - разработчик по окончании формирования дела документа направляет его на регистрацию во ВНИИКИ вместе со следующими документами :

- первый экземпляр принятого документа ;

- черновик с издательскими правками ;

- три копии первого экземпляра принятого документа ;

- пять копий приказа Федерального агентства .

Ж .9. Если тем же приказом Федерального агентства одновременно с принятием правил ( рекомендаций ) отменяют ( или прекращают действие на территории Российской Федерации ) другие правила ( рекомендации ), стандарт или иной документ ( два или более документов ), взамен которого ( которых ) утверждены данные правила ( рекомендации ), то к делу утвержденных правил ( рекомендаций ) дополнительно прилагают по одной копии этого приказа для помещения ее в дело каждого отменяемого документа . Дополнительную копию приказа Федерального агентства также прилагают , если принятые правила ( рекомендации ) частично заменяют другой действующий документ ( без его отмены ).

Приложение И

(обязательное)

Типовая форма описи документов, входящих в дело правил (рекомендаций) стандартизации и дело изменения

ОПИСЬ

документов , входящих в дело ПР ( Р ) 50.1. ____ ( изменения № ____ ПР ( Р ) 50.1. ____)

Наименование документа

Стр .

1 Письмо организации - разработчика о представлении проекта документа в Федеральное агентство для утверждения

2 Пояснительная записка к проекту документа

3 Документы , подтверждающие согласование проекта правил *

4 Заключение Управления

5 Второй экземпляр документа , принятого Федеральным агентством **

6 Приказ Федерального агентства об утверждении документа и введении его в действие

7 Сопроводительное письмо организации - разработчика о направлении проекта документа на регистрацию

Руководитель отдела

организации - разработчика ___________________            _______________________

личная подпись                                                  инициалы и фамилия

Исполнитель ____________________ _________________ _____________________

должность                                    личная подпись                             инициалы и фамилия

* Данные документы включают в дело документа при проведении соответствующих процедур .

** Экземпляр со штампом «Принят» .

Приложение К

(обязательное)

Форма обложки дела документа

Ф . _____________

Оп . _____________

________________________________*________________________________

полное наименование Федерального агентства

ДЕЛО

ПР ( Р ) 50.1. _____ ___________________**                                          Том _____*

____________________________________*____________________________________

наименование документа

_______________________*_______________________

год оформления дела

Ф . № _________                                                                           На _____________ листах

Оп . № ________                                                                           Хранение ПОСТОЯННОЕ

Примечани е - Для записи на обложке дела фондового номера и номера описи используют соответствующие условные обозначения «Ф . №» и «Оп . №» соответственно .

* Заполняет организация - разработчик .

** При оформлении обложки дела изменения к правилам ( рекомендациям ) вместо индекса «ПР 50.1. ____ » или «Р 50.1. _____ » приводят слова : «Изменение №» и указывают номер данного изменения , а далее приводят полное обозначение документа , в который внесено это изменение .

Приложение Л

(обязательное)

Рекомендации по регистрации правил, рекомендаций и изменений к ним

Л .1. ВНИИКИ осуществляет регистрацию принятых правил ( рекомендаций ) или изменений к ним в срок не более пяти рабочих дней со дня получения принятого документа . При этом ВНИИКИ проверяет :

- правильность приведения в документах , помещенных в дело правил ( дело рекомендаций , дело изменения ), справочно - информационных данных о правилах [ рекомендациях или изменении к правилам ( рекомендациям )], которые необходимы для принятия решения о их регистрации ( присвоении им соответствующих обозначений ) и опубликования официальной информации о принятом документе ;

- комплектность и правильность оформления дела документа ;

- наличие всех необходимых виз , подписей и штампов .

Л .2. При положительном результате указанных проверок ВНИИКИ присваивает номер приказу Федерального агентства и вносит сведения о документе в соответствующий реестр , а при отрицательном результате возвращает организации - разработчику все поступившие от нее документы , приводя обоснование этого решения в устной или письменной форме .

Л . 3. ВНИИКИ после регистрации правил ( рекомендаций ) или изменений к ним в срок не более пяти рабочих дней направляет следующие документы :

- ИПК Издательство стандартов - первый экземпляр принятого документа , его копию и черновик с издательскими замечаниями , а также две копии приказа Федерального агентства ;

- Управлению - копию приказа Федерального агентства и копию принятого документа ;

- в библиотеку Федерального агентства - копию приказа Федерального агентства ;

- в организацию - разработчик - копию приказа Федерального агентства .

Л .4. Если зарегистрированные правила ( рекомендации ) полностью заменяют другой действующий нормативный документ ( с его отменой ), то ВНИИКИ в срок не более трех рабочих дней после регистрации принятых правил ( рекомендаций ) осуществляет закрытие дела отмененного документа , помещая в него копию приказа Федерального агентства об отмене документа , и проставляет соответствующую отметку в реестре .

Л .5. Если зарегистрированные правила ( рекомендации ) заменяют другой действующий документ только частично ( без его отмены ), то ВНИИКИ помещает копию соответствующего приказа Федерального агентства в дело документа , заменяемого частично , и проставляет отметку об этом решении в соответствующем реестре .

Приложение М

(обязательное)

Рекомендации по опубликованию информации об утверждении правил (рекомендаций), изменений к ним и по изданию утвержденных документов

М .1. ИПК Издательство стандартов публикует информацию об утвержденном документе в очередном номере ИУС и учитывает ее при подготовке указателя «Руководящие документы , рекомендации и правила» на следующий год , а также публикует текст утвержденного изменения в этом номере ИУС и учитывает его в случае переиздания правил ( рекомендаций ), соблюдая при этом требования ГОСТ Р 1.5 ( раздел 5).

М .2. В обоснованных случаях ( при большом объеме изменения или если оно затрагивает графический материал или таблицы большого формата ) допускается не публиковать текст изменения в ИУС , а осуществлять переиздание правил ( рекомендаций ) с включением в них изменения . При этом документ должен быть переиздан не позднее трех месяцев до даты введения изменения в действие .

М . 3. ИПК Издательство стандартов издает утвержденные правила ( рекомендации ) в срок , как правило , не превышающий трех месяцев со дня их регистрации . С учетом объема правил ( рекомендаций ) и / или сложности их полиграфического исполнения срок издания документа может быть увеличен по согласованию с Управлением до шести месяцев , если после издания правил до даты их введения в действие останется не менее шести месяцев .

М .4. Корректуры особо сложных правил ( рекомендаций ) рекомендуется согласовывать с исполнителем организации - разработчика для их проверки .

Приложение Н

(обязательное)

Типовые формулировки приказа Федерального агентства об отмене правил (рекомендаций) стандартизации

Н .1. Если правила ( рекомендации ) отменяют с заменой , то применяют следующую формулировку :

« 1 Отменить _________________________________ с _________________________.

обозначение и наименование документа                                                  число , месяц , год

2 Принять к сведению , что взамен отмененных ______________________________

обозначение документа

будет действовать ________________________________________________________ » .

обозначение и наименование документа ( документов ), который будет действовать взамен указанных правил ( рекомендаций )

Н .2. Если правила ( рекомендации ) отменяют без замены , то применяют следующую формулировку :

« 1 Отменить _________________________________ с ________________________ г .

обозначение и наименование документа                                             число , месяц , год

2 Принять к сведению , что _____________________________ отменены без замены

обозначение правил ( рекомендаций )

в связи с ___________________________________________ » .

обоснование причины отмены

Приложение П

(обязательное)

Форма описи документов, входящих в дело отмены правил (рекомендаций) стандартизации

ОПИСЬ

документов , входящих в дело отмены правил ( рекомендаций ) стандартизации

______________________________________________________________

обозначение и наименование документа

Наименование документа

Стр .

1 Письмо с предложением отмены *

2 Документы , подтверждающие согласование возможности отмены правил **

3 Заключение о целесообразности отмены правил ( рекомендаций )

4 Приказ Федерального агентства об отмене правил ( рекомендаций )

5 Сопроводительное письмо организации - разработчика о направлении документов для регистрации отмены правил ( рекомендаций )

Руководитель отдела

организации - разработчика _______________         ____________________________

личная подпись                                           инициалы и фамилия

Исполнитель ________________     _________________     ______________________

должность                               личная подпись                               инициалы и фамилия

* Если предложение об отмене поступило от организации , которая не является организацией - разработчиком . Если инициатива отмены исходит от организации - разработчика , то соответствующее предложение излагают в заключении о целесообразности отмены .

** Данные документы включают в дело отмены при проведении соответствующих процедур .

Ключевые слова : правила стандартизации и рекомендации по стандартизации ; порядок разработки , утверждения , регистрации , изменения , пересмотра и отмены