КТП 10.2.2002 Карта трудового процесса. Разравнивание щебеночных и гравийных материалов автогрейдером 120Н "Катерпиллер"
организации труда и экономических
методов управления
(Центроргтруд)
СБОРНИК
КАРТ
ТРУДОВЫХ
ПРОЦЕССОВ НА РЕКОНСТРУКЦИЮ
ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИМПОРТНОЙ ТЕХНИКИ
Карта трудового процесса
Разравнивание
щебеночных и
гравийных материалов
автогрейдером 120Н «Катерпиллер»
КТП-10.2-2002
Издание второе, переработанное и дополненное
(Выпуск 10)
Москва, 2002 г.
Сборник карт трудовых процессов на реконструкцию дорожной одежды автомобильных дорог с использованием импортной техники. Выпуск 10. М.: Центроргтруд, 2002.
Карты трудовых процессов предназначены для совершенствования организации труда рабочих, занятых на реконструкции дорожной одежды автомобильных дорог с использованием импортной техники.
Карты определяют прогрессивную технологию работ, рациональное использование рабочего времени, технологическую последовательность выполнения работ на основе передовых приемов и методов труда.
Карты могут быть использованы при разработке организационно-технологической документации при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (ППР и другие), планировании работ, а также в учебных целях при подготовке высококвалифицированных рабочих.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Область и эффективность применения карты .. 1 2. Подготовка и условия выполнения процесса . 2 3. Исполнители, предметы и орудия труда . 3 4. Технология и организация процесса . 4 5. Приемы труда . 4 |
Карта |
Разравнивание щебеночных и |
Разработана ГП |
КТП-10.2-2002 |
Взамен КТ |
1 . Область и эффективность применения карты
1.1 . Карта предназначена для рациональной организации труда при разравнивании щебеночных и гравийных материалов автогрейдером 120Н при устройстве оснований (покрытий) автомобильных дорог.
1.2 . Показатели производительности труда:
№ п/п |
Наименование показателей |
Единица измерения |
Величина показателей |
1. |
Выработка на 1 чел.-день |
1000 м2 |
7,48 |
2. |
Затраты труда на 1000 м2 |
чел.-час |
1,07 |
Примечание : В затраты труда по карте включено время на подготовительно-заключительные работы - 5 % и отдых - 10 %.
1.3 . Повышение производительности труда достигается за счет рекомендуемой организации труда машиниста автогрейдера, установки углов ножа автогрейдера (резания, захвата и наклона), правильной схемы проходов автогрейдера, последовательности циклов проходов авто грейдера.
2 . Подготовка и условия выполнения процесса
2.1 . Перед началом работы машинист автогрейдера осматривает участок работы, профилем основания (покрытия) и определяет оптимальную длину захватки.
Для сокращения потери времени на развороты длину рабочей захватки принимают от 400 до 500 м.
2.2 . Выполнение работы при положительной температуры воздуха материал увлажняется поливом водой автополивочной машиной с расходом воды 0,9 - 1 м3 на 100 м2 основания (покрытия).
2.3 . Пробег автополивочной машины нормируется отдельно в зависимости от расстояния.
2.4 . Система регулирования автогрейдера позволяет регулировать разравнивание щебеночных и гравийных материалов за три цикла.
В течение первого цикла производится грубая планировка (6 проходов): срезаются выпуклости и выравниваются впадины, лишний материал перемещают к оси дорожной одежды, причем заднее колесо автогрейдера в начале работы должно проходить на расстоянии 80 - 100 см от кромки дорожного основания (покрытия) и отвал располагается на таком же расстоянии.
Затем отвал автогрейдера устанавливают в рабочее положение для грубой планировки и срезания выпуклостей с углом захвата 60 - 75° и углом наклона до 2°.
Угол резания в течение всей работы автогрейдера должен быть равен 45 - 50 ° .
Углы установки ножа автогрейдера
Рабочие операции |
Угол установки ножа, градус |
||
захват |
резание |
наклон |
|
Разравнивание |
60 - 75 |
45 - 50 |
2 |
Планировка |
90 |
45 |
0 |
Второй цикл (проходы 7 - 14) - тщательное выравнивание основания (покрытия) согласно проектному поперечному профилю (автогрейдер движется по кольцевой схеме).
Толщина срезаемого слоя - 5 - 8 см.
Третий цикл (проходы 15 - 21) окончательная планировка основания (покрытия), угол захвата 90°, угол резания 45°, угол наклона 0°. Движение, как и прежде, по кольцевой схеме.
Схема проходов автогрейдера при планировке основания (покрытия) шириной 8 - 10 м
а) первый цикл - грубая планировка основания (покрытия);
б) выравнивание основания (покрытия);
в) окончательная планировка
2.5 . До выполнения работ по разравниванию производится завоз материалов, ограждение места производства работ типовыми ограждениями и знаками безопасности. С участка должны быть убраны посторонние предметы.
2.6 . В процессе разравнивания дорожный мастер осуществляет контроль качества разравнивания, требуемого уклона и высотных отметок.
2.7 . К работе допускается машинист автогрейдера, прошедший инструктаж по безопасности труда.
2.8 . Работа должна производиться в соответствии с Правилами охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог, СНиП III-4-80 , СНиП 12-03-2001 , инструктаж по охране труда.
3 . Исполнители, предметы и орудия труда
3.1 . Исполнители
1. |
Машинист автогрейдера |
6 разряд (М) |
1 |
3.2 . Машины, оборудование, инструменты, приспособления, инвентарь.
№ п/п |
Наименование |
Кол-во |
1 |
2 |
3 |
1. |
Автогрейдер 120Н |
1 |
2. |
Комплект инструментов |
1 |
3. |
Комплект типовых ограждений и знаков безопасности |
1 |
3.3 . Спецодежда и спецобувь
1 . Комбинезон хлопчатобумажный 1
2 . Рукавицы комбинированные 1 пара
3.4 . Картой предусмотрено разравнивание материалов в один слой толщиной не свыше 18 см.
4 . Технология и организация процесса
4.1 . При разравнивании щебня (гравия) при устройстве однослойного основания (покрытия) толщиной не свыше 18 см работа выполняется в следующей последовательности:
- приведение агрегата в рабочее положение;
- разравнивание и планировка материала;
- подъем и опускание ножа;
- развороты в конце захватки (участка).
4.2 . График трудового процесса
5 . Приемы труда
№ п/п |
Наименование операций |
Характеристика приемов труда |
1 |
2 |
3 |
1. |
Приведение агрегата в рабочее положение |
М устанавливает отвал в рабочее положение для грубой планировки, срезания выпуклостей и выравнивания обочин: угол захвата - 60 - 75°; угол резания - 45 - 50°; угол наклона - 2°. |
2. |
Разравнивание, выравнивание и планировка |
М в процессе работы при переходе на планировку меняет положение рабочих органов и устанавливает отвал в рабочее положение: угол захвата - 90°, резания - 45°, угол наклона - 0°. |
3. |
Развороты в конце участка (захватки) |
Достигнув конца участка (захватки) М поднимает отвал в транспортное положение и производит разворот после каждого прохода. |