Концепция применения таксофонного оборудования на телефонной сети общего пользования России
Государственный ком итет Российской Федерации
по
связи и информатизации
Утверждено Госкомсвязи России 25 ноября 1997 г.
Одобрено Коллегией Госкомсвязи России 26 сентября 1997 г.
КОНЦЕПЦИЯ ПРИМЕНЕНИЯ
ТАКСОФОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА
ТЕЛЕФОННОЙ СЕТИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
РОССИИ
М оскв а - 1 997
СОДЕРЖАНИЕ
Постановление коллегии № 17-2 от 26.09.97 г. о Концепции применения таксофонного оборудования на телефонной сети общего пользования России . 1 Концепция применения таксофонного оборудования на телефонной сети общего пользования России . 4 Введение . 4 1. Цель и задачи Концепции . 4 2. Состав, классификация таксофонного оборудования . 4 3. Рекомендации по применению таксофонного оборудования . 5 4. Организационно-технические мероприятия по внедрению современных систем таксофонного оборудования с учетом требований пользователей . 6 5. Плотность размещения таксофонов . 8 6. Нормативная база . 8 7. Основные эксплуатационно-технические требования к перспективному таксофонному оборудованию .. 9 Приложение 1 Классификация средств оплаты, используемых в таксофонах . 11 Приложение 2 Классификация таксофонов . 11 Приложение 3 Термины, применяемые в Концепции, и их определения . 13 Приложение 4 Перечень сертифицированного таксофонного оборудования, рекомендуемого к использованию на тфоп России . 14 |
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
КОМИТЕТ РОСС ИЙ СКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ
(Госкомсвяз и Росси и)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОЛЛЕГИИ
26.09.97 г. г. Москва № 1 7-2
Концепция применения таксофонного оборудования на телефонной сети общего пользования России
Заслушав и обсудив док л ад начал ьника УЭС А.Ю. Рокот яна «Концеп ция применения так софонного оборудования на телефонн ой сети общего пол ьзования России» колл егия отмечает.
Для о б еспечения населения обще доступной телефонной связью в городах и сельской местности Российской Федерации на 1 .07.9 7 г. установлено и эксплуатируется 216569 таксофонов (188224 таксофонов местной связи, что составляет 86,91 % от общего количества, 23820 междугородных или 11,0 %, 3363 универсальных или 1,5 5 %, в том числе операторами коммерческих сетей, вх одящих в сети ОП, установлено 1162 таксофон ов, из них 380 универсальных, что составляет 0,54 % обще го их количества).
Основу таксофонного парка составля ет морально устаревшие таксофоны местной связи семейства АМТ -6 9, которые переоборудуе тся под ж етонный и карточный вариант как в производственных условия х, так и на местах силами телефонных сетей с использованием крайне разнородного дополните льного оборудования.
Несмотря на Приказ Минсвязи России от 2 .1 1.93 г. № 289, со гласно которому предприятия связи обязывались до 1.0 4.9 4 г. перевести все таксофоны на платное предоставление услуг телефонной связи, операторы телефонной связи ряда регионов по-п режнему предоставляют эту услугу бесплатно, ссылаясь на указания руководителей регионов и отсутствие средств на закупку жетонов и карт. К числу таких предприятий относятся АО «Лип ецкэ лект рос вязь», АО «Электросвязь» Орловской, Калужской, Омской, Самарской обл., АО «Удмурт Телеком», АО «С вязьин фо рм» Пе нзенской обл., АО « Брян скс вязьин фо рм» и др.
Таксофонное хо з яйство начинает выходить из кризиса путе м внедрения в эксплуатацию карточных таксофонов универсального назначения как отечественного так и зарубежного производства с централиз ованным управлением и защитой от н есанкционированного доступа.
Поя вилс я реальный опыт эксплуатации карточ ных таксофонов (А О «Петербургская телефонная сеть», АО «МГТС», АО «Урал связьин фо рм» , АО «Электросвязь» Владимирской, Новосибирской обл., АО «Л енсвязь» , АО «И втелеком», АО « Тю меньтелеком» , АО « Смо ленскс вязьин фо рм» и др.).
Вм есте с тем необходи мо отметить, что существую щие и н амечаемые опе раторами связи до 2005 г. темпы и объемы переоснащения такс офонн ого парка является недостаточными для обеспечения необходимого количества и качества услуг, предоставляемых с использованием таксофонов.
Так, на настоящий момент удельный вес универсальных карточных таксофонов отечественного и зарубежного производства составляет только 2 % от общего числа таксофонов местной сети . К 2000 г. операторами (сог ласно анкетным данным) планируется довести этот показатель до 23 %, а к 2005 г. - до 29 %, что совершенно недостаточно.
Опыт э ксплуатации универсальных карточных таксофонов поставил перед операторам и ряд задач, которые легче решать централизовано, а именно: приобретение систем таксофонного оборудования, централизованное обучение персонала, ремонт и замена парка таксофонного оборудования, координация взаиморасчетов и т.д .
Наиболее уязвимой составля ю щей таксофонной системы оказались таксофонные карты. Физи чески е х арактеристики примен яемых магнитных и э лектронных карт регламентируются международными стандартами ISO 7810, 7811 и 7816. Однако вышеприведенные стандарты ISO не регламентируют степень защиты карт и связанных с этим протоколов для определения подлинности э лектронной карты. Данная область относится к компетенции производителя или эмитента карт.
П роблема безопасности производства и э миссии карт для таксофонов сети ОП России може т быть решена только централизованно путем об ъединения и координации сил и средств всех операторов и поставщиков. Пр облема несанкционированной эми ссии карт не может быть решена только техническими средствами (переходом на смарт-карту, введением в аппаратуру модуля SAM и др .), необходима разработка и принятие ведомственных нормативно- технических документов, подкрепленных конкретными требованиями к системам без опасн ости.
С целью обеспечения эффективности таксофонного хозяйства для операторов связи и удобства пользователей необходимо принятие К онцепции, ре гламенти рующе й этот аспект деятельности операторов сети обще го пользования.
Целью «Концепции применения таксофонного оборудования на телефонной сети общего пользования России» является выработка основных положений и требований, позволяющих обеспечить необходимые пре дп осылки и условия для наиболее эффективного использования таксофонного оборудован ия и удовлетворения потребностей населения в услугах телефонной связи с таксофона путем централизации управления сетью таксофонов, внедрения новых видов услуг, унификации используемого оборудования и средств оплаты.
Основными задачами Концепции явля ет ся:
- поддержка статуса таксофонов, как рента б ельного общед оступного средства телефонн ой связи;
- определение номенклатуры таксофонного оборудования, рекомендуемого для использования на ТФ О П, и основных эксплуатационно-т ехнических требований к перспективному таксофонному оборудован ию;
- выработка общих подходов к построению систем таксофонного оборудования с единой сетью центров управления таксофонами;
- определение приоритетных направлений разработок и внедрения перспективного таксофонного оборудования и нормативной базы;
- определение стратегии применения таксофонов на ТФ ОП;
- выработка предложений по единой таксофонной карте.
Коллегия ПОСТА НОВЛЯ ЕТ :
1 . Одобрить проект «Ко н цепции применения таксофонного оборудования на телефонной сети общего пользования России» с учетом высказанных замечаний и предлож ении.
2 . УЭС (Рокот ян), ЛОНИИС (Г олубев), Ц КБ (М ягков) в срок до 01.1 1.97 г. представить на утверж дение окончательный вариант Концепции применения таксофонного оборудования на телефонной сети общего пользования России.
3 . Первому заместителю Председателя Госкомсвязи России Н.С. М ардеру, УЭС (Рокотян), ЛОНИИС (Голубев), ЦКБ (Мягков), СПТ (Афанасьев) до 01.0 1.9 8 г. подготовить предложения по созданию Ас соци ации Операторов, научных организаций и производителей та ксофонного оборудования для оперативного и эффективного решения вопросов унификации применяемого оборудования, создания предпосылок для перехода на единые для большинства операторов сетей общего пользования средства оплаты услуг, предоставляемых с таксофонов.
4 . ЛОНИИС (Голубев), ЦКБ (Мягков) в сро к до 01.01.98 г. представить на утверждение в УЭС (Рокотян) перечень подлежащих пересмотру существующих и разработки новых нормативных, эксплуатационно-технических и инструктивных документов по таксофо нам.
НТ У (Ми шенко в) предусмотреть финансирование разработок.
5 . УЭС (Рокот ян), ЛОНИИС (Голубе в), ЦКБ (Мягков), начиная с 01.01.98 г. организовать опыт ные зоны - региональные системы таксофонного оборудования для отработки организационно-т ехнических, финансовых и других аспектов создания и эксплуатации систем таксофонного обо рудования различных уровней.
6 . АО «Связьинвест» ( Ис маило в).
6.1 . Рассмотреть возмо ж ность закупки таксофонного оборудования п о лизингу и до 01.01.9 8 г. представить в Госкомсвязи России предложения по централизованному приоб ретению таксофонного оборудования и его унификации.
6.2 . Через представительство в Совете директоров зависимых АО поставить в оп рос о платном предоставлении услуг с таксофонов, в регионах где сохраняется бесплатное предоставлени е таких услуг.
7 . УС (Е мельянов) с 01.1 0.9 7 г. не принимать заявки на сертификацию таксофонного оборудования модернизированного на базе таксофонов АМТ -69 и ТГС -1514, а также дополнительного оборудования к таксофонам АМТ -69 и ТГС -1 51 4 для работы их с же тонами и картами.
8 . УЭП (Тимошенко), УЭС (Рокотян) до 01.0 1.9 8 г. подготовить предлож ения ФС ЕМС (Горячев) в части тарификации услуг, предоставляемых с таксофонов.
9 . Руководителям организаций связи :
9 .1 . Составить до 01.02 .9 8 г. план основных мероприятий по реализации Концепции с соб лю дением сроков, указанных в Концепции.
9 .2 . Продолжить внедрение в э ксплуатацию универсальных таксофонов с оборудованием дистанционного управления и контроля, ап паратурой защиты.
9 .3 . До 1.0 7.9 8 г. перевести все таксофоны местной связи на платное предоставление услуг и представить доклад в УЭС.
10 . Контроль за выполнением постановления Коллегии во з ложить на УЭС (Рокотян).
Председатель Коллегии
Председатель Госко м итета
Российской Ф е дерации по
связи и информатизации А . Е. К рупн ов
Секретарь Коллегии И .П. Ж елт ова
Концепция применения таксофонного оборудования на телефонной сети общего пользования России
Введение
Концепция отражает вопросы перспектив использования и путей развития таксофонного оборудования на телефонной сети общего пользования России (ТФОП ).
Концепция базируется на анализе опыта эксплуатации и применения зарубежного и отечественного таксофонного оборудования, опыте выполненных разработок и выпуска таксофонного оборудования в России, анализе потребностей операторов телефонной связи России, результатах сертификационных испытаний таксофонного оборудования и исследовательских работ.
1 . Цель и задачи Концепции
Целью Концепции является определение основных положений и требований, позволяющих обеспечить необходимые предпосылки и условия для наиболее эффективного использования таксофонного оборудования и удовлетворения потребностей населения в услугах телефонной связи с использованием таксофонов.
Основными задачами Концепции являются:
- поддержка статуса таксофонов, как рентабельного общедоступного средства телефонной связи, обеспечивающего высокое качество и широкий спектр предоставляемых услуг;
- определение стратегии применения таксофонов на ТФОП;
- выработка общих подходов к построению систем таксофонного об о рудования с единой сетью центров управления таксофонами;
- определение основных эксплуатационно-технических требований к перспективному таксофонному оборудованию;
- определение приоритетных направлений разработок и внедрения перспективного таксофонного оборудования и нормативной базы;
- выработка предложений по единой телефонной карте;
- обеспечение возможности создания за три ближайших года систем таксофонного оборудования с централизованным управлением и унифицированными средствами оплаты, включая единую карту оплаты услуг, предоставляемых с таксофонов, с одновременным внедрением в практику необходимой нормативно -т ехнической, э ксплуатационно-технической и методологической базы по таксофонам.
2 . Состав, классификация таксофонного оборудования
2.1 . Под системой таксофонного оборудования понимается оборудование в составе:
- таксофоны;
- средства оплаты (карты оплаты любых видов , м онеты, ж етоны);
- оборудование централизованного дистанционного управления и контроля таксофонов;
- аппаратура защиты таксофонов от несанкционированного доступа к абонентской линии;
- дополнительное сопутствующее оборудование, обеспечивающее функци о нирование конкретных таксофонных устройств;
- другие технические средства электросвязи, обеспечивающие предоставление абонентам услуг телефонной связи с таксофонов, а также передачу необходимых служебных сообщений, при соблюдении определенных принципов построения системы, способов оплаты и тарификации предоставляемых услуг, принципов организации технической эксплуатации таксофонного оборудования, расчетов с другими операторами телефонной связи и взаимодействия с телефонной сетью.
Системы таксофонного оборудования являются функциональными частями ТФОП, действуют в ее рамках и могут иметь выход на сети передачи данных.
2.2 . Классификация средств оплаты, используемых в таксофонах, приведена в приложении 1 .
Классификация таксофонов приведена в приложении 2.
Термины, применяемые в Концепции, и их определения приведены в приложении 3.
3 . Рекомендации по применению таксофонного оборудования
3 .1 . На момент принятия настоящей Концепции для использования на ТФОП России рекомендуется сертифицированное таксофонное оборудование, перечень которого приведен в приложении 4 .
С целью снижения цены, обеспечения эксплуатационного обслуживания, совместимости целесообразно на перспективу внедрять на ТФОП не более 3 - 4 типов таксофонного оборудования. Госкомсвязи России, АО «Связьинвест», операторам связи необходимо предпринять шаги по сокращению номенклатуры применяемого импортного таксофонного оборудования при одновременном увеличении объема поставок одним производителем, с учетом обеспечения приоритета национального производства (включая производство на совместных предприятиях) и поддержки отечественных производителей.
Примечание. Приведенный в приложении 4 перечень рекомендуемых к применению таксофонов должен уточняться с периодичностью, устанавливаемой Госкомсвязи России.
3.2 . С 0 1.01 .2 00 0 г. разв итие таксофонного парка на ТФОП должно осуществ ляться за счет универсальных карточных таксофонов и карточных таксофонов местной связи, обеспечивающих возможность работы с унифицированной картой оплаты.
Применение карточных таксофонов местной связи следует рассматривать как переходный этап к универсальным таксофонам.
В качестве карточных таксофонов местной связи как правило исполь з уются тех же типы универсальных таксофонов, для которых средствами телефонной сети запрещен выход на междугородную и международную связь.
3.3 . До 01.07 .1 998 г. должен быть осуществлен перевод всех имеющихся на телефонных сетях «бесплатных» таксофонов местной связи на систему с оплатой предоставляемых разговоров путем внедрения универсальных карточных таксофонов, переоборудования монетных таксофонов местной связи в карточные или, при не возможности этого - в жетонные с помощью выпускаемого отечественными производителями сертифицированного оборудования.
3.4 . С 01.01.1998 г. морально устаревший таксофон А М Т-69 не должен вновь устанавливаться в эксплуатацию при развитии сети таксофонов местной связи.
Эксплуатируемые и введенные в эксплуатацию до 01.0 1. 1998 г. таксофоны АМТ-69, а также их жетонные и карточные модернизации могут использоваться до 2001 г. при условии соблюдения нормированных техническими условиями параметров э того таксофона, наличия сертификата соответствия и обеспечения идентификации карты для карточных модификаций таксофона.
3.5 . Начиная с 2001 г. на сетях допускается использование только универсальных таксофонов и карточных таксофонов местной связи, работающих как со специализированными картами местной связи, так и с унифицированными картами оплаты, оборудованием дистанционного управления и аппаратурой защиты абонентских линий.
С этого же времени (2001 г.) использование монетных и жетонных таксофонов старых образцов допускается по согласованию с Госкомсвязи России только в целях обеспечения социального заказа на общедоступную по стоимости и месту телефонную связь с таксофонов.
3 .6 . До 01 .0 1.2 000 г. должна быть произведена з амена эксплуатируемых междугородных таксофонов устаревших моделей, включая модернизации АМТ -69, на системы карточных универсальных таксофонов с оборудованием дистанционного управления и контроля.
3.7 . Начиная с 1998 г. операторам местной телефонной связи, в экономически обоснованных случаях рекомендуется обеспечивать внедрение радиотаксофонов, работающих в системах сотовой связи или системах радиодоступа к телефонной сети, включая радиоудлинители абонентских линий, с целью организации связи с удаленными от АТС пунктами, в том числе вдоль автомобильных дорог, в сельской местности, в городах, в районах новостроек и др.
3 .8 . В перспективных системах таксоф о нного оборудования, помимо предусмотренных ОСТ 45.5 8-95, должна быть предусмотрена возможность применения таксофонов с дополнительными видами обслуживания, включая факсимильную связь, другие телематические службы, мультимедиа на базе ЦСИ О, а также таксофонов работающих в интеллектуальной сети и мультиоператорном режиме, с различными средствами безналичной оплаты. Для этого в таксофонных системах должно применяться терминальное оборудование различного функционального назначения.
3.9 . При построении систем таксофонного оборудования разных уровней необходимо обеспечить унификацию их отдельных составных частей (таксофоны местной связи, междугородные и универсальные таксофоны, средства оплаты и т.д.) в рамках одной системы, включая региональные системы, охватывающие сети нескольких операторов связи.
В этом случае должна предусматриваться возможность организац и и таксофонного роу минга в пределах региона, а в дальнейшем и всей России.
3.10 . Операторы связи обязаны вести разъяснительную работу с пользователями о правилах получения услуг с использованием таксофонов, включая предупреждения о возможных подделках телефонных карт при приобретении их у случайных лиц, разъяснения принципов оплаты и т.п.
4 . Организационно-технические мероприятия по внедрению современных систем таксофонного оборудования с учетом требований пользователей
4.1 . С целью стимулирования процесса создания единых систем таксофонного оборудования на всех уровнях, оперативного и э ффективного решения вопросов унификации применяемого оборудования, создани я единой информационной базы и т.д., целесообразно образование Ассоциации операторов и производителей таксофонного оборудования с привлечением к ее деятельности научных и проектных организаций и центров сертификации таксофонной техники.
4.2 . С целью отработки организационно-технических, финансовых и других аспектов создания и эксплуатации систем таксофонного оборудования различных уровней считать целесообразным организовать в 1998 - 1999 гг. опытные зоны на базе оборудования с универсальными таксофонами фирмы АОЗТ « Сан кт-Петербургские Таксофоны», других операторов таксофонов с последующим объединением указанных зон в единую систему таксофонного оборудования с таксофонным роумингом и кросс- биллинговы м центром на базе единых средств оплаты и системы безопасности расчетов и взаиморасчетов.
При организации опытных зон должны быть учтены требования к современной таксофонной базе (активная аутентификация карт с использованием « Еврочипа» , SAM -модуля и т.д.).
4.3 . Объединение систем таксофонного оборудования нижних (местного и регионального) уровней в системы более высокого (межрегионального) уровня должно осуществляться с едиными для них средствами оплаты, общими центрами управления таксофонами и расчетными центрами.
Управление едиными системами таксофонного оборудования высокого уровня может осуществляться специальным координационным региональным (межрегиональным) органом (советом ), обеспечивающим контроль за развитием парка таксофонов, осуществляющим эмиссию средств оплаты и регулирование тарифов в соответствии с установленными правилами, а также взаиморасчеты между операторами связи.
4 .4 . При вводе в обращение предоплаченн ы х карт эмитенты карт и операторы связи должны обеспечить выпуск наряду с картами высокого и среднего платежного актива также и карт низкого платежного актива, доступных по стоимости основной массе абонентов.
4.5 . По мере организации систем таксофонного оборудования с центрами дистанционного управления, должны вводиться в обращение дополнительно к предоплаченным телефонным картам также телефонные абонентские карты (карты отложенного платежа ), предоплаченны е универсальные карты, карты типа «электронный кошелек», а также обеспечиваться возможность оплаты услуг связи, предоставляемых с таксофонов, с исп ользованием банковски х кредитных карт.
4.6 . Операторы связи обязаны доводить до сведения пользователей информацию о фирменном наименовании оператора связи, типах карт, принимаемых к оплате с таксофона и ближайшем месте их приобретения, месте нахождения оператора связи, режиме работы и т.д ., путем помещения ее на абонентских пунктах таксофонов.
Каждый абонентский пункт таксофонов должен быть иметь фирменный знак оператора связи.
4.7 . В 1998 г. должны быть разработаны технические предложения по введению единой для всей территории страны карты д ля оплаты услуг телефонной связи, предоставляемых с таксофонов. При этом должна быть обеспеч ена ее совместимость с перспективной общеевропейской телефонной картой путем создания, в случае необходимости, внутрироссийского роу минга и роуминга с зарубежными странами по таксофонам.
4.8 . В пределах системы таксофонного оборудования одного регионального оператора, должны действовать одинаковые тарифы на каждый из видов услуг связи (местной, междугородной, международной), предоставляемых с таксофонов.
4.9 . В 1998 г. должна быть разработана методика определения тарифов на услуги телефонной свя з и, осуществляемых с таксофонов.
4.10 . Для обеспечения удобства поль з ователей при наличии в регионе нескольких операторов сетей таксофонов между операторами должно быть заключено соглашение, предусматривающее:
возможность исполь з ования пользователями единых средств оплаты услуг связи, получаемых с таксофонов, независимо от оператора;
порядок эмиссии средств оплаты, включая определение эмитента;
общий порядок оплаты услуг, предоставляемых всеми применяемыми системами таксофонного оборудования;
номиналы (величины платежных активов) применяемых средств оплаты;
порядок взаиморасчетов операторов связи за услуги, предоставленные пользователем с использованием таксофонов;
порядок управления системами таксофонного оборудования;
согласованные меры по обеспечению безопасности систем оплаты услуг, включая меры по пресечению несанкционированной эмиссии средств оплаты и их подделки.
4.11 . В 1998 г. должны быть разработаны предложения по введению единого порядка классификации и идентификации телефонных карт при их производстве и вводе в обращение и с учетом этого определены требования к отечественным унифицированным телефонным картам, к организации их эмиссии, в том числе требования по защите от подделок телефонных карт.
4.12 . В течение 1997 - 1998 гг. должна быть подготовлена нормативно-техническая, эксплуатационно-техническая документация согласно разделу 6 Концепции.
5 . Плотность размещения таксофонов
5 .1 . На основании данных анкетирования операторов связи России и зарубежных данных, в качестве значения таксофонной плотности, обеспечивающей достаточную доступность услуг, предоставляемых с использованием таксофонов в целом по России к 2000 г. можно считать 2 - 3 таксофона на 1000 жителей.
При этом количество таксофонов в зависимости от емкости АТС, соответствующая указанной таксофонной плотности и перспективной телефонной плотности, составит по России к указанному сроку, ориентировочно, около 1 % .
Для крупных городов при таксофонной плотности, равной 3 - 4 таксофона на 1000 жителей, и телефонной плотности, равной 40 - 50 телефонов на 100 жителей, этот показатель будет в пределах 0 ,6 - 1,0 %.
5 .2 . Показатель плотности размещения таксофонов для конкретных операторов связи должен определяться с учетом таких факторов как уровень телефонизации, рентабельность таксофонов, наличие мест сосредоточения населения (транспортные узлы, туристические центры, магазины и т .п.), обеспечение населения телефонной связью с экстренными службами и т.п. Т аким образом должен быть реализован маркетинговый подход, позволяющий охватить наибольшее количество прибыльных мест, определить наиболее важные тенденции рынка и правильно сконфигурировать таксофонную сеть.
5.3 . Значения плотности ра з мещения таксофонов, задаваемые при лицензировании деятельности операторов телефонных сетей, должны определяться с учетом вышеизложенн ого, и для сетей с общей монтированной емкостью более 2000 номеров определяться в объеме не менее 0,5 % от номерной емкости сети связи лицензиата, имеющей право выхода на ТФОП , и согласовываться с органами местного самоуправления.
Для сетей с общей монтированной емкостью до 2000 номеров включительно плотность размещения таксофонов должна определяться самим лицензиатом и согласовываться с органами местного самоуправления.
6 . Нормативная база
6 .1 . Разработка и усовершенствование таксофонного оборудования, его сертификация и организация технической эксплуатации, проек т ирование систем таксофонного оборудования должны базироваться на действующих, а также подлежащих разработке или пересмотру нормативно-технических, эксплуатационно-технических документах.
6 .2 . Для реализации Концепции необходима разработка и принятие в 1997 - 1 998 гг. следующих новых нормативно-т ехнических, эксплуатационно-технических и документов:
Методика метрологического обеспечения, первичной аттестации и поверки таксофонного оборудования в части учета продолжительности телефонного соединения, согласованная с Госстандартом.
Единый порядок классификации, идентификации и обеспечения безопасности при производстве и обращении средств платежей, применяемых в таксофонах.
Технические предложения по единой электронной карте оплаты для таксофонов, поэтапному переходу к единой таксофонной карте и ро у мингу.
Руководящий документ по идентификации кристаллов электронных карт.
Общие технические требования к кристаллам электронных карт и к артоприемник ам таксофонов по обеспечению безопасности расчетов в соответствии с существующими требованиями.
Общие технические требования к электронным картам (стандарт ).
Положение о сертификации и лицензировании производства карт оплаты для таксофонов.
Рекомендации по построению систем таксофонного оборудования разных уровней с едиными центрами управления таксофонами.
Методика расчета оптимальной величины тарифа для местных телефонных соединений, устанавливаемых с таксофонов, утвержденная ФС ЕМС России.
6.3 . Одновременно должны быть проведены работы по пересмотру существующих нормативно -т ехнических и эксплуатационно-т ехнических документов по таксофонам.
7 . Основные эксплуатационно-технические требования к перспективному таксофонному оборудованию
7.1 . В ближней п е рспективе (до 2000 г.) приоритет должен быть предоставлен таксофонам, работающим с телефонными предоп лаченны ми картами, являющ имися эквивалентом наличных денег и имеющими определенные преимущества в сравнению с кредитными и абонентскими картами в отношении реализации системы платежей, большей ее эффективности для операторов связи, простоты и удобства пользования для абонентов.
В дальнейшем, по мере внедрения технических средств централизованного управления таксофонами и систем электронных платежей, предусматривается применение телефонных абонентских карт, универсальных пр ед оплаченных и кредитных карт.
7.2 . В качестве карт оплаты следует применять преимущественно электронные карты на элемент а х памяти или на микроп роцессорах, обладающие функциями пассивной и активной защиты.
Указанные карты могут быть восстанавливаемыми при условии обес п ечен ия необходимого уровня их защищенн ости.
Возможно применение карт оплаты других видов, обладающих достаточной степенью защиты при соблюдении об щи х технических требований, установленных для карт оплаты стандартом ISO 7810.
Электронные карты с контактными площадками должны соответствовать требовани я м стандарта ISO 7816.
С целью повышения надежности ра б оты электронных карт с карт осчиты вающи м устройством и п овышения степени их защиты необходимо обеспечить в перспективе внедрение бесконтактных э лек тро нных карт.
7.3 . Перспективные таксофоны универсального назначения (универсальные местно- меж д угородно- международные таксофоны) должны и меть программное управление на всех уровнях своего функциониров ания , обеспечивать безопасность использования карт и быть рассчитаны на работу с централизованным оборудованием дистанционного управлени я и контроля таксофонов (ОДУКТ) , обеспечивающим сбор и накопление всех необходимых статистических данных по нагрузке и техническому состоянию таксофонов, данных по использ уемым с ними картам опла ты, управление операционными п араметрами таксофона и тарифными данными, получение от таксофона аварийны х сообщений.
Для взаимодействия таксофонов с ОДУКТ по автоматически коммутируемой телефонной сети общего пользования должно использоваться преимущественно модемное оборудование, соответствующее рекомендациям М СЭ-Т серии V .
7.4 . Перспективные уни в ерсальные так софоны должны строиться с соблюдением принципа модульности конструкции, обеспечивающим возможность формирования на основе базовой конструкции семейства таксофонов с различными функциональными возможностями и использованием карт оплаты различного наз начения.
С целью обеспечения высокой гибкости таксофонной системы должна быть предусмотрена функция частичной или полной замены программного обеспечения таксофона через систему дистанционного управления или иным способом.
7.5 . Перспективные универсальные таксофоны должны обеспечивать возможность как автономной, так и централизованной тарификации с использованием тарифных сигналов 16 кГ ц.
Списание платежного актива со средства оплаты может при этом производиться либо поедин и чно, либо поминутно, что должно устанавливаться программным способом оператором системы таксофонного оборудования.
Пользователь должен в реальном масштабе времени получать информацию об имеющемся на таксофонной карте платежном активе, а также должен получать предупреждение об исчерпании этого актива во время получения услуг связи.
7 .6 . Перспективные таксофоны и карты оплаты должны иметь конструктивные особенности, обеспечивающие возможность пользования ими слепыми абонентами, а таксофоны, кроме того - и абонентами с ослабленным слухом.
7.7 . Таксофоны должны обеспечивать возможность установления соединения и ведения бесплатного разговора с э кстренными и выделенными специальными службами.
7.8 . Питание перспективных универсальных таксофонов должно осуществляться от станционного источника постоянного тока без использования сети переменного тока.
7 .9 . Перспективные таксофоны местной телефонной связи должны быть рассчитаны на работу с предоплаченными картами или на комбинированную оплату - карта / жетон или карта/ монета.
7 .1 0 . Централизованный дистанционный контроль таксофонов местной связи может осуществляться с помощью систем пассивного контроля типа С К ТА, АЦК Т или других разрешенных к использованию систем контроля.
7.11 . Для использования с перспективными универсальными таксофонами должна быть предусмотрена аппаратура защиты таксофонов от несанкционированного доступа к абонентской линии.
7 .1 2 . Конструкция перспективных таксофонных кабин должна обеспечивать надежное крепление кабин в местах их установки и таксофонов к кабинам . Э лементы конструкции кабин должны обеспечивать защиту от вандализма.
7.13 . Основные параметры и общие технические требования к таксофонному оборудованию с безналичным расчетом за предоставляемые услуги приведены в ОСТ 45.58-95, которым следует руководствоваться при разработке нового и модернизации существующего таксофонного оборудования, а также при его сертификации.
Приложение 1
КЛАССИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ ОПЛАТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ТАКСОФОНАХ
Приложение 2
КЛАССИФИКАЦИЯ ТАКСОФОНОВ
Приложение 3
Термины, применяемые в Концепции, и их определения
Термин |
Определение |
СРЕДСТВА ОПЛАТЫ |
|
1. Средство оплаты |
Карта, монета или жетон, используемые для расчетов с потребителями за услуги, предоставляемые с таксофонов |
2. К а рта оплаты Карта |
Сред с тво оплаты многоразового пользования, выполненное в виде пластины прямоугольной формы, содержащее з акодированную машинным способом информацию, используемую для оплаты услуг |
3. Телефонная карта (Таксофонная карта) |
Карта, предназначенная для оплаты услуг в сфере телефонной связи |
4. Универсальная карта |
Карта, предназначенная для оплаты в двух или более сферах предоставления услуг |
5. Предварительно оплаченная карта Предоплачен н ая карта |
Карта, приобретаема я пользователем за наличный расчет и рассчитанная на оплату одноразово или многоразово предоставляемой услуги в пределах фиксированного платежного актива карты |
6. Карта типа «электронный кошелек» |
Карта, аналогичная по функциям предоплаченной карте , с возможностью пополнения платежного актива на требуемую величину |
7. Кредитная карта |
Карта, содержащая идентификационный номер банковского счета ее владельца и предназначенная для оплаты предоставляемых услуг посредством перечисления их стоимости с банковского счета владельца карты |
8. Абонентская карта |
Карта, содержащая идентификационный номер телефонного счета ее владельца и предназначенная для оплаты предоставляемых услуг телефонной связи посредством отнесения их стоимости на телефонный счет владельца карты |
9. Электронная карта |
Карта со встроенной интегральной микросхемой з апоминающего устройства или микропроцессора |
10. Жетон |
Средство оплаты одноразового пользования, выполненное из твердого материала в виде диска с простым или фигурным профилем и приобретаемое пользователем за наличный расчет |
11. Платежный актив средства оплаты Платежный актив |
Закодированные определенным образом или присвоенные средству оплаты количество единиц оплаты или денежная сумма для произведения расчетов |
12. Единица оплаты Тарифная единица |
Дискретная составляющая платежного актива, несущая присвоенное ей определенное денежное значение |
13. Восстанавливаемость карты оплаты |
Возможность восстановления платежного актива карты оплаты с помощью специализированных технических средств |
14. Защита средств оплаты |
Комплекс технических, технологических и организационных средств, обеспечивающих защиту средства оплаты от подделок и несанкционированного использования |
1 5 . Идентификационный номер |
Записанный на карте оплаты видимый номер, предназначенный для идентификации владельца карты и заключающий в себе идентификационные номера банковского счета владельца карты, отрасли промышленности и организации, выпустивших карту |
16. Персональный идентификационный номер (ПИН) |
Индивидуальный номер, использующийся по усмотрению субъекта, выпустившего карту оплаты, для идентификации ее владельца, записанный в секретном коде на карте или указанный непосредственно владельцем карт ы |
17. Таксофонный роуминг |
Обеспечиваемая определенными техническими средствами возможность осуществления телефонной связи с таксофонов различных региональных операторов с помощью карт оплаты, эммитированн ы х любым оператором |
18. Таксофон |
Оконечное абонентское телефонное устройство, предназначенное для установления телефонных соединений, предоставления абонентам разговоров и дополнительных услуг и содержащее устройства для расчета за них с абонентами посредством монет или средств безналичной оплаты |
19. Таксофон местной связи |
Таксофон, предназначенный для осуществления телефонных соединений в пределах местной телефонной сети |
2 0. Междугородный такс о фон |
Таксофо н, предназначенный для осуществле ния междугородных и международных телефонных соединений |
21. У н иверсальный таксофон |
Таксофон, предназначенный для осуществления местных, междугородных и международных телефонных соединений |
22. Таксофон с картами оплаты К а рточный таксофон |
Таксофон, использующий карты в качестве средства оплаты предоставляемых услуг |
23. Жетонный таксофон |
Таксофон, использующий жетоны в качестве средства оплаты предоставляемых услуг |
24. Таксофон с комбинированной оплатой |
Таксофон, испо л ьзующий для оплаты предоставляемых услуг неско лько разных видов средств оп латы |
25. Радиотаксофон |
Таксофон, предназначенный для осуществления телефонной связи по радиоканалу от таксофона до АТС или в сети сотовой связи и оснащенный приемопередатчиком и антенным устройством |
26. Факста к софон |
Таксофон с возможностью передачи факсимильных сообщений |
2 7. Централизованная тарификация |
Тарификация, осуществляемая посредством тарифных сигналов, передаваемых в таксофон от телефонной станции |
28. Автономная тарификация |
Тарификация, при которой тарифные сигналы вырабатываются непосредственно в таксофоне |
2 9 . Оборудование дистан ци онного управления и контроля таксофонов (ОДУК Т) |
Оборудование, размещаемое в центре технической эксплуатации (на АТС или выделенном центре ), обеспечивающее обмен информацией между такс офоном и центром по каналу перед ачи данных |
30. Аппаратура з ащиты таксофона (АЗТ) |
Аппаратура защиты абонентской линии таксофона от несанкционированного доступа, осуществляемого с целью уклонения от оплаты п редоставляемых с таксофона услуг |
3 1. SAM - м одуль (Secure Application mobile) |
Модуль безопасного применения. Устанавливается в таксофоне для обеспечения криптографической защиты процедур по оплате услуг от различного рода фальсификаций |
Приложение 4
ПЕРЕЧЕНЬ СЕРТИФИЦИРОВАННОГО ТАКСОФОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ, РЕКОМЕНДУЕМОГО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НА ТФОП РОССИИ
Наименование оборудования |
Предприятие-изготовитель |
Номер сертификата и срок действия |
Средства оплаты |
Примечания |
Таксофон ТМ Г С- 1 5280 с оборудованием дистан ц. управления и аппаратурой защиты* |
АО « Телта» , г. Пермь |
О С /1-Т-94 |
Электронная предопл . к арта, в перспективе с Еврочипом |
* с 1998 г. Разрабатывается версия таксофона с SAM - м одулем |
Таксофон Эк ситон-201 М с бл. защиты Эк ситон 201-5 и централ из. системой контроля ЦСКТ* |
Завод « Экситон» г. П авловский Посад, Московской обл., НИИ «Научный центр», г. Зеленоград |
О С /1-Т-231 О С /1-Т-232 05.2000 г. |
Электронная предопл . к арта ТК-3. В перспект. ТК-4 с аналогом Еврочипа |
* с 1998 г. В перспективе - оснащение блоком секретности |
Таксофон ТМС-1517К с оборудованием дистанц. управления и аппаратурой защиты * |
ГП «Вектор», г. Ек атеринбург |
О С /1- Т-182 11 .1 999 г. |
Электронная предоп л. к арта. В перспективе - с аналогом Еврочипа |
* с 1998 г. В перспективе - оснащение блоком секретности |
Таксофон Мод. 1502 с оборудованием дистанц. управления С -9 0 и аппаратурой защиты DAM 12/16 |
URMET S . P . A . , Италия |
О С /1-Т-66 05.2000 г. |
Предопл. магнитная карта |
Более 1200 таксофонов в Москве |
Таксофон ТСР-94С с оборудованием дистанц. управления С -9 0 и аппаратурой защиты DAM 12/16 |
URMET S . P . A . , Италия |
О С /1-Т-221 05.2 000 г. |
Э лектронная предопл. к арта Возможн. использования карт с Еврочипом |
Возможность использования в таксофоне SAM -м одуля |
Та к софон GNT -8 07 ( RUS -8 07) с оборудованием дистанц. управления таксофонов типа PMS100, PMS 220 и аппаратурой за щи ты LU -807 |
Ascom Nordic, Дания |
О С /1-Т-77 05 .2 000 г. |
Электронная предопл . к арта Возможн. использования карт с Еврочипо м |
Таксофон оснащен модулем секретности, в перспективе SAM -м одул ем. Около 1500 таксофонов в С.-Петербурге |
Таксофон ТР М / S , с оборудованием дистанц. управления и контроля SETM и системой идентификации U1 |
AMPER-ELASA, Испания |
О С /1-Т-145 05 .1 999 г. |
Электронная предопл . к арта с Еврочипом. Магнитная кредитная карта (возможн.) |
Таксофон оснащен SAM -модулем. Около 1500 таксофонов в Москве |
Электронный та ксоф он ный тарификатор ТЭТ -15 с резисторной картой ТК-1 5 |
Т ОО «Р УСВЕСТ» , АООТ ЧП З « Элара» |
О С /1-Т-130 О С /1-Т-134 06 .2 000 г. |
Резисторная предопл . к арта на 15 е д. |
Для таксофона АМТ -6 9 |
Устройство таксофонное обработки электронных карт УТЭ К -01 |
ТОО МФ «ТАРИФ», С.- Петербург |
ОС/ 1- Т-2 39 07 .2 000 г. |
Электронная предопл . к арта |
Для таксофона АМТ-69 |
Жетон телефонный городской ГТА-1, ГТА-2 |
г. Ч елябинск |
О С /1-Т-222 05 .2 000 г. |
|
Для таксофонов АМТ-69 , Т ГС -1 51 4 |
Безмонетный электронный блок БТМ-0 1 |
ЗАО «Сигма- М» , г. Калуга |
О С /1-Т-218 12 .1 999 г. |
Электронная карта |
|
Таксофон PF 08С и система управл. С SY+ |
Schlumberger, Франция |
О С /1-Т-240 |
Электронная предопл . к арта Возможн. использ ов. Еврочип |
|