МДС 12-21.2004 Механизация строительства. Сдача в ремонт и выдача из ремонта строительных машин

МЕТОДИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

цнииомтп

МЕХАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА.
СДАЧА В РЕМОНТ И ВЫДАЧА ИЗ РЕМОНТА
СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН

МДС 12-21.2004

Москва
2004

ПРЕДИСЛОВИЕ

РАЗРАБОТАНА в рамках Технического комитета по стандартизации ТК 376 «Эксплуатация строительно-дорожных машин и оборудования» Центральным научно-исследовательским и проектно-экспериментальным институтом организации, механизации и технической помощи строительству (ЦНИИОМТП) (Колосков В. Н., Корытов Ю. А.) и ООО «СО и С» (Трейлих В. Е.).

Содержание

Введение . 1

1. Область применения . 2

2. Нормативные ссылки . 2

3. Термины и определения . 3

4. Общие положения . 3

5. Требования к машинам и их составным частям, сдаваемым в ремонт . 3

6. Порядок сдачи машин и их составных частей в ремонт . 4

7. Требования к отремонтированным машинам и их составным частям .. 5

8. Порядок выдачи машин и их составных частей из ремонта . 5

9. Гарантия ремонтного предприятия . 6

Приложение 1 Признаки предельного состояния машин . 6

Приложение 2 Акт на сдачу машины в ремонт . 7

Приложение 3 Акт на выдачу машины из ремонта . 8

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время отношения между строительными организациями, сдающими строительные машины и их составные части в ремонт, и ремонтными предприятиями регулируются договорными обязательствами и правилами (положениями), которые содержатся в ГОСТ 24408-80, ГОСТ 24406-80, ГОСТ 24407-80 и ГОСТ 26679-85.

ГОСТ 24408-80 устанавливает общие требования к строительным машинам, сдаваемым в ремонт и выдаваемым из ремонта, а также порядок сдачи их в ремонт и выдачи из ремонта.

ГОСТ 24406-80, ГОСТ 24407-80 и ГОСТ 26679-85 регламентируют технические требования соответственно к экскаваторам, стреловым кранам и автогрейдерам, сдаваемым в ремонт и выдаваемым из ремонта.

Настоящий документ разработан в развитие и дополнение упомянутых стандартов. Он содержит правила, регулирующие взаимоотношения между сторонами, и технические требования, распространяющиеся на все строительные машины. В договорах рекомендуется приводить прямые ссылки на настоящий документ или отдельные его положения, которые договаривающиеся стороны принимают к выполнению.

Документ рекомендуется принять за основу для взаимоотношений между строительными организациями и ремонтными предприятиями, что будет способствовать лучшему взаимопониманию сторон и экономии времени.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

МЕХАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА.

СДАЧА В РЕМОНТ И ВЫДАЧА ИЗ РЕМОНТА

СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН

Mechanisation of construction.

1 . ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий документ устанавливает общие требования к строительным и дорожным машинам (далее - машинам) и их составным частям, сдаваемым в текущий или капитальный ремонт и выдаваемым из ремонта, а также порядок сдачи их в ремонт и выдачи из ремонта.

Положения настоящего документа применяются организациями, занимающимися эксплуатацией и ремонтом машин.

2 . НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем документе использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2.601-95. ЕСКД. Эксплуатационные документы

ГОСТ 2.602-95. ЕСКД. Ремонтные документы

ГОСТ 9.014-78. ЕСЗКС. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования

ГОСТ 12.2.011-75. ССБТ. Машины строительные и дорожные. Общие требования безопасности

ГОСТ 7751-85. Техника, используемая в сельском хозяйстве. Правила хранения

ГОСТ 12969-67. Таблички для машин и приборов. Технические требования

ГОСТ 18322-78. Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения

ГОСТ 18523-79. Дизели тракторные и комбайновые. Сдача в капитальный ремонт и выпуск из капитального ремонта. Технические условия

ГОСТ 18524-85. Тракторы сельскохозяйственные. Сдача тракторов в капитальный ремонт и выпуск из капитального ремонта. Технические условия

ГОСТ 20831-75. Система технического обслуживания и ремонта техники. Порядок проведения работ по оценке качества отремонтированных изделий

ГОСТ 23887-79. Сборка. Термины и определения

ГОСТ 24406-80. Система технического обслуживания и ремонта строительных машин. Одноковшовые экскаваторы и их составные части, сдаваемые в капитальный ремонт и выдаваемые из капитального ремонта. Технические требования

ГОСТ 24407-80. Система технического обслуживания и ремонта строительных машин. Стреловые краны и их составные части, сдаваемые в капитальный ремонт и выдаваемые из капитального ремонта. Технические требования

ГОСТ 24408-80. Система технического обслуживания и ремонта строительных машин. Правила сдачи в капитальный ремонт и выдача из капитального ремонта машин и их составных частей. Общие требования

ГОСТ 25646-95. Эксплуатация строительных машин. Общие требования

ГОСТ 26679-85. Система технического обслуживания и ремонта строительных машин. Автогрейдеры и их составные части, сдаваемые в капитальный ремонт и выдаваемые из капитального ремонта. Технические требования

ГОСТ 27252-87. Машины землеройные. Консервация и хранение

3 . ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Текущий ремонт - ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности машины и состоящий в замене и (или) восстановлении отдельных частей (по ГОСТ 18322)

Капитальный ремонт - ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановления ресурса машины с заменой или восстановлением любых ее частей, включая базовые (по ГОСТ 18322)

4 . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1 . Машины и их составные части сдают в ремонт и выдают из ремонта согласно правилам настоящего документа и стандартов (технических условий) на сдачу в ремонт и выдачу из ремонта машин конкретных видов (марок).

4.2 . Сдачу в ремонт производит организация, эксплуатирующая машину, именуемая в дальнейшем заказчик, а приемку в ремонт производит ремонтное предприятие, именуемое в дальнейшем исполнитель.

Взаимоотношения между исполнителем и заказчиком регулируются положениями настоящего документа и договорами (контрактами), заключаемыми ими. При необходимости в договоре (контракте) может быть оговорена модернизация и (или) реконструкция машины.

4.3 . Строительные машины сдают в ремонт и выдают из ремонта в соответствии с ГОСТ 24408 .

Одноковшовые экскаваторы, стреловые краны и автогрейдеры сдают в ремонт и выдают из ремонта соответственно по ГОСТ 24406, ГОСТ 24407 и ГОСТ 26679.

4.4 . Тракторы сельскохозяйственные, включая тракторы, на базе которых созданы машины, сдают в ремонт и выдают из ремонта в соответствии с ГОСТ 18524 , а дизельные двигатели тракторного типа, применяемые на машинах, - по ГОСТ 18523 .

4.5 . При первом ремонте машин не обезличивают, как правило, их базовые детали. Перечень не обезличиваемых базовых деталей приводят в технических условиях на ремонт соответствующих машин.

Примечание - Определение базовой детали - по ГОСТ 23887.

4.6 . Машины (составные части), ожидающие ремонта или отправки заказчику после ремонта более 10 дней, ставятся на хранение.

Подготовка и постановка машин на хранение, условия хранения должны соответствовать требованиям инструкций заводов - изготовителей машин.

Правила хранения машин и их составных частей - по ГОСТ 7751 и ГОСТ 27252.

Временную противокоррозионную защиту машин выполняют с учетом требований ГОСТ 9.014.

4.7 . Транспортирование машин (составных частей) в ремонт или из ремонта - в соответствии с требованиями ГОСТ 25646 , настоящего документа и правилами, действующими на транспорте соответствующего вида.

5 . ТРЕБОВАНИЯ К МАШИНАМ И ИХ СОСТАВНЫМ ЧАСТЯМ, СДАВАЕМЫМ В РЕМОНТ

5.1 . В ремонт сдают машины (составные части), утратившие работоспособность из-за предельного состояния, а также в случае аварийных повреждений. Критерии предельного состояния машин (составных частей) конкретных марок устанавливаются эксплуатационной по ГОСТ 2.601 и ремонтной по ГОСТ 2.602 документацией.

Если машина достигла предельного состояния, не выработав установленного ресурса, то возможная причина неполной выработки ресурса указывается в акте на сдачу машины в ремонт.

5.2 . Составные части машин направляют в ремонт при наличии у них одного из признаков предельного состояния, указанных в приложении 1 (графа 2).

5.3 . У сдаваемых в ремонт машин (составных частей) могут быть признаки предельного состояния составных частей (базовых деталей), при которых ремонт нецелесообразен. Эти признаки приведены в приложении 1 (графа 3).

Машины (составные части), имеющие указанные признаки, могут быть приняты в ремонт на условиях, которые оговариваются в договоре между заказчиком и исполнителем.

5.4 . Машины (составные части), сдаваемые в ремонт, должны быть укомплектованы сборочными единицами и деталями, предусмотренными конструкторской документацией.

Допускается сдавать в ремонт и выдавать из ремонта машины без огнетушителей, средств индивидуальной защиты, светозащитных козырьков и других составных частей, перечень которых приводится в актах на сдачу машины и на приемку машины из ремонта (приложения 2 и 3).

5.5 . Сборочные единицы, составные части и детали должны быть закреплены, как это предусмотрено конструкцией машины.

Допускается для машин, сдаваемых в ремонт, отсутствие до 30 % крепежных деталей (болтов, гаек, винтов, шплинтов) от их числа, предусмотренного конструкторской документацией, и отдельных мелких деталей (крышек баков и радиаторов, дверных ручек, запоров капотов, головок рычагов управления и т.п.).

5.6 . Машины и их составные части, сдаваемые в ремонт, должны быть очищены заказчиком от загрязнений, наружные не окрашиваемые поверхности (штоки гидроцилиндров, пневмоцилиндров и др.) покрыты консервирующей смазкой, отверстия внутренних полостей сборочных единиц (впускные и выпускные каналы двигателей, гидронасосов, гидромоторов и др.) закрыты.

У машин, направляемых в ремонт, должны быть слиты охлаждающая жидкость и топливо, из картеров должно быть слито масло, кабина и капот должны быть опломбированы.

С машины могут быть сняты отдельно сборочные единицы и детали (фары, рычаги, щетки стеклоочистителей и т.п.). На них составляют опись.

5.7 . При несоответствии комплектности по п. 5.4 , при наличии дефектов базовых деталей, устранение которых не предусмотрено ремонтной документацией, при наличии сборочных единиц и деталей, отремонтированных ранее способом, исключающим возможность последующего их использования или ремонта (например, сварка вместо предусмотренного крепления болтами), машины и их составные части могут быть приняты в ремонт на условиях, которые оговариваются в договоре между исполнителем и заказчиком.

6 . ПОРЯДОК СДАЧИ МАШИН И ИХ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ В РЕМОНТ

6.1 . Вместе с машиной заказчик направляет исполнителю:

- опись составных частей, снятых с машины для удобства транспортирования или по другим причинам;

- аварийный акт, если машину направляют в ремонт вследствие аварии;

- паспорта (формуляры) машины и ее составных частей, предусмотренные предприятиями-изготовителями.

6.2 . При сдаче в ремонт отдельной составной части заказчик отправляет исполнителю документы, аналогичные указанным в п. 6.1 .

При одновременной отправке нескольких составных частей в одном упаковочном месте на них составляется опись.

6.3 . Документация, отправляемая вместе с машиной (составной частью), должна быть водонепроницаемо упакована, закреплена и опломбирована на пульте управления машины или на составной части, если ее направляют в ремонт отдельно.

6.4 . При приемке поступившей в ремонт машины (составной части) исполнитель проверяет наличие документации по п. 6.1 , правильность записей в ней, комплектность машины (составной части), оценивает техническое состояние машины (составной части).

6.5 . При сдаче в ремонт машины (составной части) заказчик и исполнитель составляют акт по форме приложения 2 .

7 . ТРЕБОВАНИЯ К ОТРЕМОНТИРОВАННЫМ МАШИНАМ И ИХ СОСТАВНЫМ ЧАСТЯМ

7.1 . Отремонтированные машины (составные части) должны соответствовать требованиям ремонтной документации, разработанной в соответствии с ГОСТ 2.602 . Показатели назначения, эргономики, экологии, технологичности, надежности (кроме послеремонтного ресурса), транспортабельности и безопасности отремонтированных машин (составных частей) должны быть на уровне новых машин (составных частей).

Послеремонтный ресурс машины должен быть согласован с заказчиком и указан в договоре и акте на выдачу из ремонта.

7.2 . Отремонтированные машины (составные части) должны пройти приемо-сдаточные испытания в соответствии с техническими условиями на их ремонт, приняты службой технического контроля исполнителя, в паспорте (формуляре) машины (составной части) должна быть произведена запись о проведенном ремонте, а на составную часть, не имеющую паспорта (формуляра), нанесено клеймо службы технического контроля.

7.3 . Приемо-сдаточные испытания отремонтированных машин (составных частей) производятся по программам, разрабатываемым исполнителем. Результаты испытаний оформляются протоколом.

Порядок проведения приемо-сдаточных испытаний отремонтированных машин должен соответствовать требованиям ГОСТ 20831.

В приемо-сдаточных испытаниях могут участвовать представители заказчика.

7.4 . Отремонтированные машины должны соответствовать требованиям безопасности по ГОСТ 12.2.011 . На машине исполнителем должны быть восстановлены все надписи, предусмотренные конструкторской документацией на новую машину.

7.5 . Счетчики учета наработки машин (составных частей) должны быть установлены исполнителем на начало отсчета и опломбированы.

7.6 . На отремонтированной машине (составной части) исполнитель должен закрепить табличку по ГОСТ 12969 (этикетку), содержащую следующие данные:

- наименование и товарный знак ремонтного предприятия;

- год и месяц проведения ремонта;

- обозначение технических условий, в соответствии с которыми выполнен ремонт.

7.7 . Отремонтированные машины должны быть заправлены маслами (смазками) и рабочими жидкостями в соответствии с требованиями, указанными в инструкции по эксплуатации. Машины, отправляемые заказчику своим ходом, заправляются топливом в объеме, согласованном с заказчиком.

7.8 . Кабина и капот машины, отправляемой заказчику транспортом, должны быть опломбированы. Документация упаковывается и опломбируется согласно п. 6.3 .

7.9 . Машины (составные части), отправляемые заказчику транспортом, подвергаются исполнителем консервации по согласованию с заказчиком.

7.1 0 . Комплектность выдаваемых из ремонта машин (составных частей) должна соответствовать конструкторской документации предприятия-изготовителя.

Изменение комплектности машин (составных частей) должно быть согласовано с заказчиком.

8 . ПОРЯДОК ВЫДАЧИ МАШИН И ИХ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ ИЗ РЕМОНТА

8.1 . Выдачу машин и составных частей из ремонта оформляют, актом, форма которого приведена в приложении 3 .

8.2 . К выдаваемой из ремонта машине (составной части) исполнитель прилагает:

- паспорт (формуляр) с соответствующими записями в нем о проведенном ремонте, а для грузоподъемных машин и компрессоров - с записью о первом техническом освидетельствовании;

- акт на выдачу машины (составных частей) из ремонта;

- паспорта отдельных составных частей, представленные заказчиком;

- опись составных частей, снятых с машины для удобства транспортирования или по другим причинам;

- документ о консервации и упаковке - по ГОСТ 2.601 (при транспортировании заказчику).

Примечание - Вместо документа о консервации и упаковке могут быть сделаны соответствующие записи в формуляре (паспорте) машины (составной части).

8.3 . Получая машину (составную часть) из ремонта, заказчик проверяет:

- наличие паспорта (формуляра) и записей в нем о проведенном ремонте и первом послеремонтном техническом освидетельствовании машин, техническое состояние которых контролируется Госгортехнадзором;

- комплектность и техническое состояние машины (составной части);

- правильность оформления акта на выдачу машины (составной части) из ремонта.

9 . ГАРАНТИЯ РЕМОНТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

9.1 . Исполнитель должен гарантировать соответствие качества отремонтированной машины (составной части) требованиям нормативной документации.

9.2 . Значения гарантийных сроков и наработок машин (составных частей) устанавливаются в соответствии с нормативной документацией и указываются исполнителем в акте на выдачу их из ремонта.

9.3 . Гарантийный срок исчисляют с даты получения отремонтированной машины (составной части) заказчиком, а гарантийную наработку - с даты ввода отремонтированной машины (составной части) в эксплуатацию.

9.4 . Если в период гарантийного срока машина (составная часть) находилась в ремонте по вине исполнителя, то гарантийный срок продлевается на продолжительность простоя машины в ремонте.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЗНАКИ ПРЕДЕЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МАШИН

Наименование составных частей

Признаки, при которых составную часть направляют в ремонт

Признаки, при которых ремонт составных частей нецелесообразен

Двигатель внутреннего сгорания

Снижение мощности более 15 % номинального значения; трещины и пробоины блока цилиндров, кроме указанных в графе 3

Пробоины на стенках водяной рубашки или на картере блока цилиндров (кроме поддона); трещины или обломы, проходящие через гнезда под втулки распределительного вала, ребра жесткости или выходящие из плоскости разъемов; обломы стенок гнезда вкладышей коренных подшипников, захватывающие более 0,25 поверхности гнезда

Электродвигатель, силовой генератор, стартер

Трещины корпуса менее половины его длины; трещины, не выходящие на посадочные места подшипников; замыкание или обрыв обмоток; износ посадочных мест в подшипниках, износ шеек вала, коллектора, дисбаланс ротора, трещины вала; снижение сопротивления изоляции более нормативного; повреждение коллекторных пластин генератора

Трещины корпуса более половины его длины; трещины, выходящие на посадочные места подшипников; излом более двух лап; излом вала

Компрессор

Трещины блока, не проходящие через цилиндры или каналы для прохода воздуха

Трещины блока, проходящие через цилиндры или каналы для прохода воздуха; трещины или пробоины водяной рубашки

Коробка передач, редуктор, мосты

Износ зубьев зубчатых передач более 15 % первоначальной толщины; предельный износ мест под подшипники; трещины валов; трещины в корпусе, не проходящие через посадочные места под подшипники

Трещины в корпусе, проходящие через посадочные места под подшипники; трещины более чем на половину корпуса

Турботрансформатор

Снижение КПД более чем на 15 %; трещины зубьев и лопаток; трещины корпуса, не проходящие через посадочные места под подшипники

Трещины корпуса, проходящие через посадочные места под подшипники

Гидронасос и гидромотор

Снижение полного КПД более чем на 15 %; трещины корпуса, не проходящие через посадочные места под подшипники; предельный износ мест под подшипники, шлицев; скручивание и поломка выходного вала

Трещины корпуса, проходящие через посадочные места под подшипники

Гидрораспределитель

Внутренние перетечки более 0,45 % объема рабочей жидкости при нейтральном положении золотника

Трещины корпуса; продольные риски на поверхности трения глубиной более 0,1 мм; излом фланца крепления

Гидроцилиндр

Наружные утечки рабочей жидкости; предельные внутренние перетечки (скорость перемещения штока составляет более 3 мм в 1 мин); трещина одной из проушин; изгиб или обрыв штока

Трещина гидроцилиндра; предельные риски на поверхности трения глубиной более 0,2 мм

Опорно-поворотный круг

Наличие более трех участков сплошного выкрашивания дорожки качения; пластическое оттеснение металла за пределы дорожек качения более 1 мм; поломка (выкрашивание) вершины зубьев до 0,33 их высоты; трещина, захватывающая до 10 % сечения полуобоймы венца; разрушение тел качения (роликов, шаров) или сепарирующих устройств

Трещины, захватывающие более 10 % сечения полуобоймы (венца), или разрывы; излом зуба венца; трещина, расположенная у основания зуба венца; предельный износ зубьев венца

Кабина (металлоконструкции)

Трещины пола кабины; повреждение мест крепления дверей

-

Рама

Трещины, деформации, коррозия и другие дефекты, исправление которых требует демонтажа машины (отсоединения от рамы установленных узлов и агрегатов)

Сквозная трещина, захватывающая более 50 % поперечного сечения несущего элемента рамы; более двух сквозных трещин, каждая из которых захватывает менее 50 % поперечного сечения несущего элемента рамы; коррозия несущего элемента рамы, превышающая 15 % первоначального сечения

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

АКТ

НА СДАЧУ МАШИНЫ В РЕМОНТ

Настоящий акт составлен представителем ____________________________________

(наименование ремонтного предприятия (исполнителя),

___________________________________________________________________________

должность, Ф. И. О.)

c одной стороны, и представителем ____________________________________________

(наименование организации (заказчика),

___________________________________________________________________________

должность, Ф. И. О.)

с другой стороны, о том, что произведена сдача в ремонт __________________________

(наименование, марка или модель)

___________________________________________________________________________

обозначение машины (составной части), заводской номер, год изготовления, паспорт (формуляр) № _________

Наработка с начала эксплуатации - ________ (мото-часов), в том числе после капитального ремонта - ________(мото-часов)

Причина неполной выработки ресурса _______________________________________

(низкое качество изготовления (предыдущего ремонта),

___________________________________________________________________________

несовершенство конструкции, несоблюдение условий и режимов эксплуатации, авария)

Перечень передаваемых исполнителю документов: ____________________________

Отсутствуют следующие составные части: ____________________________________

Составные части, отремонтированные способом, исключающим возможность последующего их использования или ремонта: ___________________________________

Базовые детали, имеющие дефекты, не предусмотренные ремонтной документацией:

___________________________________________________________________________

Признаки и значения параметров предельного состояния: ______________________

Комплектность соответствует _______________________________________________

(наименование нормативно-технической документации)

Заключение: _______________________________________________________

(наименование машины (составной части))

в ремонт принята ______________ (дата приемки).

Представитель исполнителя                                           ___________________________

(подпись, должность, Ф. И. О.)

Представитель заказчика                                              ___________________________

(подпись, должность, Ф. И. О.)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

АКТ

НА ВЫДАЧУ МАШИНЫ ИЗ РЕМОНТА

Настоящий акт составлен представителем ____________________________________

(наименование ремонтного предприятия (исполнителя),

___________________________________________________________________________

должность, Ф. И. О.)

c одной стороны, и представителем ____________________________________________

(наименование организации (заказчика),

___________________________________________________________________________

должность, Ф. И. О.)

с другой стороны, о том, что произведена приемка из ремонта _____________________

(наименование, марка или модель)

___________________________________________________________________________

обозначение машины (составной части), заводской номер, год изготовления, паспорт (формуляр) № _________

Перечень возвращаемых заказчику документов: _______________________________

Отсутствуют следующие составные части, которые не были переданы заказчиком при сдаче в ремонт: __________________________________________________________

Техническое состояние и комплектность машины (составной части) соответствуют ___________________________________________________________________________

(наименование ремонтных, нормативно-технических документов)

Ресурс отремонтированной машины (составной части) составляет ________________

(значение показателя ресурса)

Ремонтное предприятие гарантирует исправную работу машины (составной части) в течение ____________________________________________________________________

(гарантийный срок, гарантийная наработка)

Представитель исполнителя                                            ___________________________

(подпись, должность, Ф. И. О.)

Представитель заказчика                                                 ___________________________

(подпись, должность, Ф. И. О.)