МДС 12-21.2004 Механизация строительства. Сдача в ремонт и выдача из ремонта строительных машин
МЕТОДИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
цнииомтп
МЕХАНИЗАЦИЯ
СТРОИТЕЛЬСТВА.
СДАЧА В РЕМОНТ И ВЫДАЧА ИЗ РЕМОНТА
СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
МДС 12-21.2004
Москва
2004
ПРЕДИСЛОВИЕ
РАЗРАБОТАНА в рамках Технического комитета по стандартизации ТК 376 «Эксплуатация строительно-дорожных машин и оборудования» Центральным научно-исследовательским и проектно-экспериментальным институтом организации, механизации и технической помощи строительству (ЦНИИОМТП) (Колосков В. Н., Корытов Ю. А.) и ООО «СО и С» (Трейлих В. Е.).
Содержание
Введение . 1 1. Область применения . 2 2. Нормативные ссылки . 2 3. Термины и определения . 3 4. Общие положения . 3 5. Требования к машинам и их составным частям, сдаваемым в ремонт . 3 6. Порядок сдачи машин и их составных частей в ремонт . 4 7. Требования к отремонтированным машинам и их составным частям .. 5 8. Порядок выдачи машин и их составных частей из ремонта . 5 9. Гарантия ремонтного предприятия . 6 Приложение 1 Признаки предельного состояния машин . 6 Приложение 2 Акт на сдачу машины в ремонт . 7 Приложение 3 Акт на выдачу машины из ремонта . 8 |
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время отношения между строительными организациями, сдающими строительные машины и их составные части в ремонт, и ремонтными предприятиями регулируются договорными обязательствами и правилами (положениями), которые содержатся в ГОСТ 24408-80, ГОСТ 24406-80, ГОСТ 24407-80 и ГОСТ 26679-85.
ГОСТ 24408-80 устанавливает общие требования к строительным машинам, сдаваемым в ремонт и выдаваемым из ремонта, а также порядок сдачи их в ремонт и выдачи из ремонта.
ГОСТ 24406-80, ГОСТ 24407-80 и ГОСТ 26679-85 регламентируют технические требования соответственно к экскаваторам, стреловым кранам и автогрейдерам, сдаваемым в ремонт и выдаваемым из ремонта.
Настоящий документ разработан в развитие и дополнение упомянутых стандартов. Он содержит правила, регулирующие взаимоотношения между сторонами, и технические требования, распространяющиеся на все строительные машины. В договорах рекомендуется приводить прямые ссылки на настоящий документ или отдельные его положения, которые договаривающиеся стороны принимают к выполнению.
Документ рекомендуется принять за основу для взаимоотношений между строительными организациями и ремонтными предприятиями, что будет способствовать лучшему взаимопониманию сторон и экономии времени.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
МЕХАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА.
СДАЧА В РЕМОНТ И ВЫДАЧА ИЗ РЕМОНТА
СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
Mechanisation of construction.
1 . ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий документ устанавливает общие требования к строительным и дорожным машинам (далее - машинам) и их составным частям, сдаваемым в текущий или капитальный ремонт и выдаваемым из ремонта, а также порядок сдачи их в ремонт и выдачи из ремонта.
Положения настоящего документа применяются организациями, занимающимися эксплуатацией и ремонтом машин.
2 . НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем документе использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 2.601-95. ЕСКД. Эксплуатационные документы
ГОСТ 2.602-95. ЕСКД. Ремонтные документы
ГОСТ 9.014-78. ЕСЗКС. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования
ГОСТ 12.2.011-75. ССБТ. Машины строительные и дорожные. Общие требования безопасности
ГОСТ 7751-85. Техника, используемая в сельском хозяйстве. Правила хранения
ГОСТ 12969-67. Таблички для машин и приборов. Технические требования
ГОСТ 18322-78. Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения
ГОСТ 18523-79. Дизели тракторные и комбайновые. Сдача в капитальный ремонт и выпуск из капитального ремонта. Технические условия
ГОСТ 18524-85. Тракторы сельскохозяйственные. Сдача тракторов в капитальный ремонт и выпуск из капитального ремонта. Технические условия
ГОСТ 20831-75. Система технического обслуживания и ремонта техники. Порядок проведения работ по оценке качества отремонтированных изделий
ГОСТ 23887-79. Сборка. Термины и определения
ГОСТ 24406-80. Система технического обслуживания и ремонта строительных машин. Одноковшовые экскаваторы и их составные части, сдаваемые в капитальный ремонт и выдаваемые из капитального ремонта. Технические требования
ГОСТ 24407-80. Система технического обслуживания и ремонта строительных машин. Стреловые краны и их составные части, сдаваемые в капитальный ремонт и выдаваемые из капитального ремонта. Технические требования
ГОСТ 24408-80. Система технического обслуживания и ремонта строительных машин. Правила сдачи в капитальный ремонт и выдача из капитального ремонта машин и их составных частей. Общие требования
ГОСТ 25646-95. Эксплуатация строительных машин. Общие требования
ГОСТ 26679-85. Система технического обслуживания и ремонта строительных машин. Автогрейдеры и их составные части, сдаваемые в капитальный ремонт и выдаваемые из капитального ремонта. Технические требования
ГОСТ 27252-87. Машины землеройные. Консервация и хранение
3 . ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Текущий ремонт - ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности машины и состоящий в замене и (или) восстановлении отдельных частей (по ГОСТ 18322)
Капитальный ремонт - ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановления ресурса машины с заменой или восстановлением любых ее частей, включая базовые (по ГОСТ 18322)
4 . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
4.1 . Машины и их составные части сдают в ремонт и выдают из ремонта согласно правилам настоящего документа и стандартов (технических условий) на сдачу в ремонт и выдачу из ремонта машин конкретных видов (марок).
4.2 . Сдачу в ремонт производит организация, эксплуатирующая машину, именуемая в дальнейшем заказчик, а приемку в ремонт производит ремонтное предприятие, именуемое в дальнейшем исполнитель.
Взаимоотношения между исполнителем и заказчиком регулируются положениями настоящего документа и договорами (контрактами), заключаемыми ими. При необходимости в договоре (контракте) может быть оговорена модернизация и (или) реконструкция машины.
4.3 . Строительные машины сдают в ремонт и выдают из ремонта в соответствии с ГОСТ 24408 .
Одноковшовые экскаваторы, стреловые краны и автогрейдеры сдают в ремонт и выдают из ремонта соответственно по ГОСТ 24406, ГОСТ 24407 и ГОСТ 26679.
4.4 . Тракторы сельскохозяйственные, включая тракторы, на базе которых созданы машины, сдают в ремонт и выдают из ремонта в соответствии с ГОСТ 18524 , а дизельные двигатели тракторного типа, применяемые на машинах, - по ГОСТ 18523 .
4.5 . При первом ремонте машин не обезличивают, как правило, их базовые детали. Перечень не обезличиваемых базовых деталей приводят в технических условиях на ремонт соответствующих машин.
Примечание - Определение базовой детали - по ГОСТ 23887.
4.6 . Машины (составные части), ожидающие ремонта или отправки заказчику после ремонта более 10 дней, ставятся на хранение.
Подготовка и постановка машин на хранение, условия хранения должны соответствовать требованиям инструкций заводов - изготовителей машин.
Правила хранения машин и их составных частей - по ГОСТ 7751 и ГОСТ 27252.
Временную противокоррозионную защиту машин выполняют с учетом требований ГОСТ 9.014.
4.7 . Транспортирование машин (составных частей) в ремонт или из ремонта - в соответствии с требованиями ГОСТ 25646 , настоящего документа и правилами, действующими на транспорте соответствующего вида.
5 . ТРЕБОВАНИЯ К МАШИНАМ И ИХ СОСТАВНЫМ ЧАСТЯМ, СДАВАЕМЫМ В РЕМОНТ
5.1 . В ремонт сдают машины (составные части), утратившие работоспособность из-за предельного состояния, а также в случае аварийных повреждений. Критерии предельного состояния машин (составных частей) конкретных марок устанавливаются эксплуатационной по ГОСТ 2.601 и ремонтной по ГОСТ 2.602 документацией.
Если машина достигла предельного состояния, не выработав установленного ресурса, то возможная причина неполной выработки ресурса указывается в акте на сдачу машины в ремонт.
5.2 . Составные части машин направляют в ремонт при наличии у них одного из признаков предельного состояния, указанных в приложении 1 (графа 2).
5.3 . У сдаваемых в ремонт машин (составных частей) могут быть признаки предельного состояния составных частей (базовых деталей), при которых ремонт нецелесообразен. Эти признаки приведены в приложении 1 (графа 3).
Машины (составные части), имеющие указанные признаки, могут быть приняты в ремонт на условиях, которые оговариваются в договоре между заказчиком и исполнителем.
5.4 . Машины (составные части), сдаваемые в ремонт, должны быть укомплектованы сборочными единицами и деталями, предусмотренными конструкторской документацией.
Допускается сдавать в ремонт и выдавать из ремонта машины без огнетушителей, средств индивидуальной защиты, светозащитных козырьков и других составных частей, перечень которых приводится в актах на сдачу машины и на приемку машины из ремонта (приложения 2 и 3).
5.5 . Сборочные единицы, составные части и детали должны быть закреплены, как это предусмотрено конструкцией машины.
Допускается для машин, сдаваемых в ремонт, отсутствие до 30 % крепежных деталей (болтов, гаек, винтов, шплинтов) от их числа, предусмотренного конструкторской документацией, и отдельных мелких деталей (крышек баков и радиаторов, дверных ручек, запоров капотов, головок рычагов управления и т.п.).
5.6 . Машины и их составные части, сдаваемые в ремонт, должны быть очищены заказчиком от загрязнений, наружные не окрашиваемые поверхности (штоки гидроцилиндров, пневмоцилиндров и др.) покрыты консервирующей смазкой, отверстия внутренних полостей сборочных единиц (впускные и выпускные каналы двигателей, гидронасосов, гидромоторов и др.) закрыты.
У машин, направляемых в ремонт, должны быть слиты охлаждающая жидкость и топливо, из картеров должно быть слито масло, кабина и капот должны быть опломбированы.
С машины могут быть сняты отдельно сборочные единицы и детали (фары, рычаги, щетки стеклоочистителей и т.п.). На них составляют опись.
5.7 . При несоответствии комплектности по п. 5.4 , при наличии дефектов базовых деталей, устранение которых не предусмотрено ремонтной документацией, при наличии сборочных единиц и деталей, отремонтированных ранее способом, исключающим возможность последующего их использования или ремонта (например, сварка вместо предусмотренного крепления болтами), машины и их составные части могут быть приняты в ремонт на условиях, которые оговариваются в договоре между исполнителем и заказчиком.
6 . ПОРЯДОК СДАЧИ МАШИН И ИХ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ В РЕМОНТ
6.1 . Вместе с машиной заказчик направляет исполнителю:
- опись составных частей, снятых с машины для удобства транспортирования или по другим причинам;
- аварийный акт, если машину направляют в ремонт вследствие аварии;
- паспорта (формуляры) машины и ее составных частей, предусмотренные предприятиями-изготовителями.
6.2 . При сдаче в ремонт отдельной составной части заказчик отправляет исполнителю документы, аналогичные указанным в п. 6.1 .
При одновременной отправке нескольких составных частей в одном упаковочном месте на них составляется опись.
6.3 . Документация, отправляемая вместе с машиной (составной частью), должна быть водонепроницаемо упакована, закреплена и опломбирована на пульте управления машины или на составной части, если ее направляют в ремонт отдельно.
6.4 . При приемке поступившей в ремонт машины (составной части) исполнитель проверяет наличие документации по п. 6.1 , правильность записей в ней, комплектность машины (составной части), оценивает техническое состояние машины (составной части).
6.5 . При сдаче в ремонт машины (составной части) заказчик и исполнитель составляют акт по форме приложения 2 .
7 . ТРЕБОВАНИЯ К ОТРЕМОНТИРОВАННЫМ МАШИНАМ И ИХ СОСТАВНЫМ ЧАСТЯМ
7.1 . Отремонтированные машины (составные части) должны соответствовать требованиям ремонтной документации, разработанной в соответствии с ГОСТ 2.602 . Показатели назначения, эргономики, экологии, технологичности, надежности (кроме послеремонтного ресурса), транспортабельности и безопасности отремонтированных машин (составных частей) должны быть на уровне новых машин (составных частей).
Послеремонтный ресурс машины должен быть согласован с заказчиком и указан в договоре и акте на выдачу из ремонта.
7.2 . Отремонтированные машины (составные части) должны пройти приемо-сдаточные испытания в соответствии с техническими условиями на их ремонт, приняты службой технического контроля исполнителя, в паспорте (формуляре) машины (составной части) должна быть произведена запись о проведенном ремонте, а на составную часть, не имеющую паспорта (формуляра), нанесено клеймо службы технического контроля.
7.3 . Приемо-сдаточные испытания отремонтированных машин (составных частей) производятся по программам, разрабатываемым исполнителем. Результаты испытаний оформляются протоколом.
Порядок проведения приемо-сдаточных испытаний отремонтированных машин должен соответствовать требованиям ГОСТ 20831.
В приемо-сдаточных испытаниях могут участвовать представители заказчика.
7.4 . Отремонтированные машины должны соответствовать требованиям безопасности по ГОСТ 12.2.011 . На машине исполнителем должны быть восстановлены все надписи, предусмотренные конструкторской документацией на новую машину.
7.5 . Счетчики учета наработки машин (составных частей) должны быть установлены исполнителем на начало отсчета и опломбированы.
7.6 . На отремонтированной машине (составной части) исполнитель должен закрепить табличку по ГОСТ 12969 (этикетку), содержащую следующие данные:
- наименование и товарный знак ремонтного предприятия;
- год и месяц проведения ремонта;
- обозначение технических условий, в соответствии с которыми выполнен ремонт.
7.7 . Отремонтированные машины должны быть заправлены маслами (смазками) и рабочими жидкостями в соответствии с требованиями, указанными в инструкции по эксплуатации. Машины, отправляемые заказчику своим ходом, заправляются топливом в объеме, согласованном с заказчиком.
7.8 . Кабина и капот машины, отправляемой заказчику транспортом, должны быть опломбированы. Документация упаковывается и опломбируется согласно п. 6.3 .
7.9 . Машины (составные части), отправляемые заказчику транспортом, подвергаются исполнителем консервации по согласованию с заказчиком.
7.1 0 . Комплектность выдаваемых из ремонта машин (составных частей) должна соответствовать конструкторской документации предприятия-изготовителя.
Изменение комплектности машин (составных частей) должно быть согласовано с заказчиком.
8 . ПОРЯДОК ВЫДАЧИ МАШИН И ИХ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ ИЗ РЕМОНТА
8.1 . Выдачу машин и составных частей из ремонта оформляют, актом, форма которого приведена в приложении 3 .
8.2 . К выдаваемой из ремонта машине (составной части) исполнитель прилагает:
- паспорт (формуляр) с соответствующими записями в нем о проведенном ремонте, а для грузоподъемных машин и компрессоров - с записью о первом техническом освидетельствовании;
- акт на выдачу машины (составных частей) из ремонта;
- паспорта отдельных составных частей, представленные заказчиком;
- опись составных частей, снятых с машины для удобства транспортирования или по другим причинам;
- документ о консервации и упаковке - по ГОСТ 2.601 (при транспортировании заказчику).
Примечание - Вместо документа о консервации и упаковке могут быть сделаны соответствующие записи в формуляре (паспорте) машины (составной части).
8.3 . Получая машину (составную часть) из ремонта, заказчик проверяет:
- наличие паспорта (формуляра) и записей в нем о проведенном ремонте и первом послеремонтном техническом освидетельствовании машин, техническое состояние которых контролируется Госгортехнадзором;
- комплектность и техническое состояние машины (составной части);
- правильность оформления акта на выдачу машины (составной части) из ремонта.
9 . ГАРАНТИЯ РЕМОНТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
9.1 . Исполнитель должен гарантировать соответствие качества отремонтированной машины (составной части) требованиям нормативной документации.
9.2 . Значения гарантийных сроков и наработок машин (составных частей) устанавливаются в соответствии с нормативной документацией и указываются исполнителем в акте на выдачу их из ремонта.
9.3 . Гарантийный срок исчисляют с даты получения отремонтированной машины (составной части) заказчиком, а гарантийную наработку - с даты ввода отремонтированной машины (составной части) в эксплуатацию.
9.4 . Если в период гарантийного срока машина (составная часть) находилась в ремонте по вине исполнителя, то гарантийный срок продлевается на продолжительность простоя машины в ремонте.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЗНАКИ ПРЕДЕЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МАШИН
Наименование составных частей |
Признаки, при которых составную часть направляют в ремонт |
Признаки, при которых ремонт составных частей нецелесообразен |
Двигатель внутреннего сгорания |
Снижение мощности более 15 % номинального значения; трещины и пробоины блока цилиндров, кроме указанных в графе 3 |
Пробоины на стенках водяной рубашки или на картере блока цилиндров (кроме поддона); трещины или обломы, проходящие через гнезда под втулки распределительного вала, ребра жесткости или выходящие из плоскости разъемов; обломы стенок гнезда вкладышей коренных подшипников, захватывающие более 0,25 поверхности гнезда |
Электродвигатель, силовой генератор, стартер |
Трещины корпуса менее половины его длины; трещины, не выходящие на посадочные места подшипников; замыкание или обрыв обмоток; износ посадочных мест в подшипниках, износ шеек вала, коллектора, дисбаланс ротора, трещины вала; снижение сопротивления изоляции более нормативного; повреждение коллекторных пластин генератора |
Трещины корпуса более половины его длины; трещины, выходящие на посадочные места подшипников; излом более двух лап; излом вала |
Компрессор |
Трещины блока, не проходящие через цилиндры или каналы для прохода воздуха |
Трещины блока, проходящие через цилиндры или каналы для прохода воздуха; трещины или пробоины водяной рубашки |
Коробка передач, редуктор, мосты |
Износ зубьев зубчатых передач более 15 % первоначальной толщины; предельный износ мест под подшипники; трещины валов; трещины в корпусе, не проходящие через посадочные места под подшипники |
Трещины в корпусе, проходящие через посадочные места под подшипники; трещины более чем на половину корпуса |
Турботрансформатор |
Снижение КПД более чем на 15 %; трещины зубьев и лопаток; трещины корпуса, не проходящие через посадочные места под подшипники |
Трещины корпуса, проходящие через посадочные места под подшипники |
Гидронасос и гидромотор |
Снижение полного КПД более чем на 15 %; трещины корпуса, не проходящие через посадочные места под подшипники; предельный износ мест под подшипники, шлицев; скручивание и поломка выходного вала |
Трещины корпуса, проходящие через посадочные места под подшипники |
Гидрораспределитель |
Внутренние перетечки более 0,45 % объема рабочей жидкости при нейтральном положении золотника |
Трещины корпуса; продольные риски на поверхности трения глубиной более 0,1 мм; излом фланца крепления |
Гидроцилиндр |
Наружные утечки рабочей жидкости; предельные внутренние перетечки (скорость перемещения штока составляет более 3 мм в 1 мин); трещина одной из проушин; изгиб или обрыв штока |
Трещина гидроцилиндра; предельные риски на поверхности трения глубиной более 0,2 мм |
Опорно-поворотный круг |
Наличие более трех участков сплошного выкрашивания дорожки качения; пластическое оттеснение металла за пределы дорожек качения более 1 мм; поломка (выкрашивание) вершины зубьев до 0,33 их высоты; трещина, захватывающая до 10 % сечения полуобоймы венца; разрушение тел качения (роликов, шаров) или сепарирующих устройств |
Трещины, захватывающие более 10 % сечения полуобоймы (венца), или разрывы; излом зуба венца; трещина, расположенная у основания зуба венца; предельный износ зубьев венца |
Кабина (металлоконструкции) |
Трещины пола кабины; повреждение мест крепления дверей |
- |
Рама |
Трещины, деформации, коррозия и другие дефекты, исправление которых требует демонтажа машины (отсоединения от рамы установленных узлов и агрегатов) |
Сквозная трещина, захватывающая более 50 % поперечного сечения несущего элемента рамы; более двух сквозных трещин, каждая из которых захватывает менее 50 % поперечного сечения несущего элемента рамы; коррозия несущего элемента рамы, превышающая 15 % первоначального сечения |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
АКТ
НА СДАЧУ МАШИНЫ В РЕМОНТ
Настоящий акт составлен представителем ____________________________________ (наименование ремонтного предприятия (исполнителя), ___________________________________________________________________________ должность, Ф. И. О.) c одной стороны, и представителем ____________________________________________ (наименование организации (заказчика), ___________________________________________________________________________ должность, Ф. И. О.) с другой стороны, о том, что произведена сдача в ремонт __________________________ (наименование, марка или модель) ___________________________________________________________________________ обозначение машины (составной части), заводской номер, год изготовления, паспорт (формуляр) № _________ Наработка с начала эксплуатации - ________ (мото-часов), в том числе после капитального ремонта - ________(мото-часов) Причина неполной выработки ресурса _______________________________________ (низкое качество изготовления (предыдущего ремонта), ___________________________________________________________________________ несовершенство конструкции, несоблюдение условий и режимов эксплуатации, авария) Перечень передаваемых исполнителю документов: ____________________________ Отсутствуют следующие составные части: ____________________________________ Составные части, отремонтированные способом, исключающим возможность последующего их использования или ремонта: ___________________________________ Базовые детали, имеющие дефекты, не предусмотренные ремонтной документацией: ___________________________________________________________________________ Признаки и значения параметров предельного состояния: ______________________ Комплектность соответствует _______________________________________________ (наименование нормативно-технической документации) Заключение: _______________________________________________________ (наименование машины (составной части)) в ремонт принята ______________ (дата приемки). Представитель исполнителя ___________________________ (подпись, должность, Ф. И. О.) Представитель заказчика ___________________________ (подпись, должность, Ф. И. О.) |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
АКТ
НА ВЫДАЧУ МАШИНЫ ИЗ РЕМОНТА
Настоящий акт составлен представителем ____________________________________ (наименование ремонтного предприятия (исполнителя), ___________________________________________________________________________ должность, Ф. И. О.) c одной стороны, и представителем ____________________________________________ (наименование организации (заказчика), ___________________________________________________________________________ должность, Ф. И. О.) с другой стороны, о том, что произведена приемка из ремонта _____________________ (наименование, марка или модель) ___________________________________________________________________________ обозначение машины (составной части), заводской номер, год изготовления, паспорт (формуляр) № _________ Перечень возвращаемых заказчику документов: _______________________________ Отсутствуют следующие составные части, которые не были переданы заказчиком при сдаче в ремонт: __________________________________________________________ Техническое состояние и комплектность машины (составной части) соответствуют ___________________________________________________________________________ (наименование ремонтных, нормативно-технических документов) Ресурс отремонтированной машины (составной части) составляет ________________ (значение показателя ресурса) Ремонтное предприятие гарантирует исправную работу машины (составной части) в течение ____________________________________________________________________ (гарантийный срок, гарантийная наработка) Представитель исполнителя ___________________________ (подпись, должность, Ф. И. О.) Представитель заказчика ___________________________ (подпись, должность, Ф. И. О.) |