МДС 81-5.99 Методические указания по определению величины накладных расходов и сметной прибыли в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ
(ГОССТРОЙ РОССИИ)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВЕЛИЧИНЫ НАКЛАДНЫХ
РАСХОДОВ И СМЕТНОЙ ПРИБЫЛИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ,
ОСУЩЕСТВЛЯЕМОМ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО
СЕВЕРА И МЕСТНОСТЯХ, ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ

МДС 81-5.99

Москва 2000

Методические указания по определению величины накладных расходов и сметной прибыли в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним (МДС 81-5.99)

Методические указания предназначены для использования в практике составления сметной документации на строительство объектов в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним.

РАЗРАБОТАНЫ Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве Госстроя России (руководитель - В.А. Степанов, ответственный исполнитель - Г.П. Шпунт, исполнители - Г.А. Шанин, А.В. Белов).

РАССМОТРЕНЫ на заседании Межведомственной комиссии (Рабочей группы) при Госстрое России по разработке документов по ценообразованию в строительстве.

ВНЕСЕНЫ Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве Госстроя России.

ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 01.01.2000 г. постановлением Госстроя России от 17.12.99 № 78.

ВВЕДЕНИЕ

Настоящие Методические указания определяют порядок расчёта величины накладных расходов и сметной прибыли при исчислении сметной стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним.

Отличительные черты ценообразования и сметного нормирования в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определены комплексным воздействием экономико-географических и экстремальных природно-климатических условий данных районов на строительное производство, а также государственными гарантиями и компенсациями для лиц, работающих и проживающих в этих районах, предусмотренных Законом Российской Федерации от 19.02.93 №4520-1 (с последующими изменениями и дополнениями к нему).

Неблагоприятные местные условия влияют на технологические процессы в строительстве, снижают производительность труда, увеличивают трудоёмкость и сроки строительства, ускоряют физический износ строительной техники, приводят к увеличению заработной платы, расходу материально-технических ресурсов и, как следствие, к общему увеличению стоимости строительной продукции, в том числе и затрат по организации, обслуживанию и управлению строительным производством.

Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей устанавливается законодательными актами Российской Федерации.

Анализ действующих перечней районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей показал их многообразие, связанное с различными принципами их формирования в зависимости от:

условий оплаты труда работников;

условий доставки строительных материалов;

сроков продолжительности строительства;

условий работы строительных машин.

Учитывая, что в структуре накладных расходов затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды составляют до 70% от общей суммы затрат, для целей нормирования накладных расходов на строительные работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях принят перечень районов, сформированный с учётом условий оплаты труда работников.

Положения, приведённые в Методических указаниях, обязательны для всех предприятий и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, осуществляющих капитальное строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов.

Для строек, финансирование которых осуществляется за счёт собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, Методические указания носят рекомендательный характер.

В Методических указаниях учтены требования и положения правовых и нормативно-методических документов по состоянию на 01.10.1999 г.

Замечания и предложения по дальнейшему совершенствованию Методических указаний направлять по адресу:

117987, г. Москва, ГСП-1, ул. Строителей, 8, корп.2, Управление ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве Госстроя России.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Методические указания предназначены для определения величины накладных расходов и сметной прибыли при составлении сметных расчётов (смет) на строительство предприятий, зданий и сооружений, осуществляемых на территории Российской Федерации в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним.

Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей приведён в прил.1.

Накладные расходы, как часть себестоимости строительно-монтажных работ, представляют собой совокупность затрат, связанных с созданием общих условий строительного производства, его организацией, управлением и обслуживанием.

Сметная прибыль - сумма средств, необходимых для покрытия отдельных (общих) расходов строительно-монтажной организации на развитие производства, социальной сферы и материальное стимулирование. Сметная прибыль является нормативной частью стоимости строительной продукции и не относится на себестоимость.

Начисление накладных расходов и сметной прибыли при составлении локальных сметных расчётов (смет) производится в конце расчёта (сметы), за итогом прямых затрат.

2. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ НА СТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

2.1. При определении величины накладных расходов на строительные работы следует руководствоваться нормативно-методическими документами, приведенными в прил.2.

2.2. Величина накладных расходов может определяться на основе:

- укрупненных нормативов по видам строительства;

- нормативов по видам строительных и монтажных работ;

- индивидуальной нормы накладных расходов для конкретной строительной, монтажной и ремонтно-строительной организации;

- предельных норм накладных расходов на строительные работы, введенных в действие с 01.01.84 или 01.01.91, для определения базисного уровня стоимости строительства.

Решение о выборе варианта определения величины накладных расходов принимается заказчиком (инвестором) и подрядной организацией.

2.3. Накладные расходы следует нормировать в процентах от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов, занятых в основной деятельности. Перечень затрат на оплату труда определён п.2.10. «Типовых методических рекомендаций по планированию и учёту себестоимости строительных работ», утвержденных Минстроем России от 04.12.95 № БЕ-11-260/7.

Порядок определения средств на оплату труда рабочих, используемых в качестве базиса для исчисления величины накладных расходов и сметной прибыли, приведен в прил.3.

2.4. При определении величины накладных расходов на основе укрупнённых нормативов по основным видам строительства следует руководствоваться данными таблицы № 1.

Таблица № 1

Виды строительства

Размеры в % от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов, для

Область применения

районов Крайнего

 Севера

местностей, приравненных к районам Крайнего

 Севера

1

2

3

4

Промышленное

129

118

Объекты производственного назначения для всех отраслей народного хозяйства, кроме объектов энергетического и сельскохозяйственного строительства

Жилищно-гражданское (кроме крупнопанельного и объёмно-блочного жилищного)

135

124

Объекты жилищно-гражданского назначения для всех отраслей народного хозяйства, кроме крупнопанельного и объёмно-блочного жилищного строительства

Крупнопанельное и объёмно-блочное

205

190

Комплекс строительных работ по возведению крупнопанельных и объемно-блочных жилых домов, кроме работ по нулевому циклу, встроенным и пристроенным помещениям, прокладки внешних коммуникаций, благоустройства, монтажных, электромонтажных, слаботочных и внутренних санитарно-технических работ

Сельскохозяйственное

132

120

Объекты сельского хозяйства производственного назначения, за исключением водохозяйственного строительства

Транспортное

127

116

Объекты железнодорожного, морского, речного, автомобильного и воздушного транспорта

Водохозяйственное

122

111

Объекты мелиорации, включая сельхозводоснабжение

Энергетическое

131

119

ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ и другие объекты

Капитальный ремонт жилых и общественных зданий

109

100

Прочие отрасли

120

110

Нормативы, приведенные в таблице № 1, определены на основе данных федерального государственного статистического наблюдения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) подрядных организаций с учётом результатов анкетного опроса участников инвестиционно-строительного процесса, а также отдельных организаций-представителей, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Указанные нормативы целесообразно использовать для разработки инвесторских смет и на стадии подготовки тендерной документации при проведении подрядных торгов.

2.5. При определении величины накладных расходов на основе нормативов по видам строительных и монтажных работ, следует руководствоваться данными, приведенными в прил.4.

Эти нормативы используются на стадии разработки рабочей проектно-сметной документации и для расчётов за выполненные работы между заказчиком и подрядчиком.

2.6. Укрупнённые нормативы накладных расходов по видам строительства и нормативы накладных расходов по видам строительных и монтажных работ могут корректироваться Госстроем России в связи с изданием новых законодательных и нормативных актов, а также по результатам наблюдений и анализа фактических затрат по накладным расходам строительных организаций.

Внесение изменений и дополнений другими инстанциями в утверждённые Госстроем России нормативы накладных расходов не допускается.

2.7. Расчёт индивидуальных норм накладных расходов рекомендуется осуществлять расчётно-аналитическим методом, путём прямого калькулирования по статьям затрат накладных расходов. Перечень статей затрат накладных расходов в строительстве приведён в прил.5.

При расчёте индивидуальной нормы накладных расходов не должны учитываться затраты V раздела указанного Перечня «Затраты, не учитываемые в нормах накладных расходов, но относимые на накладные расходы», т.к. эти затраты могут включаться, при соответствующем обосновании, в главу 8 «Временные здания и сооружения» и главу 9 «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчёта стоимости строительства.

К ним относятся:

- пособия в связи с потерей трудоспособности из-за производственных травм, выплачиваемые работникам на основании судебных решений;

- налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком (за исключением отчислений на социальные нужды);

- затраты на платежи (страховые взносы) по добровольному страхованию, в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком, средств транспорта (водного, воздушного, наземного), имущества гражданской ответственности организаций - источников повышенной опасности, гражданской ответственности перевозчиков, профессиональной ответственности, по добровольному страхованию от несчастных случаев и болезней, а также медицинскому страхованию;

- отчисления в резерв на возведение временных (титульных) зданий (сооружений) в тех случаях, когда средства на их возведение предусмотрены в свободной (договорной) цене строительства;

- затраты по перевозке работников, проживающих от места работы на расстоянии более 3 километров, к месту работы и обратно автомобильным транспортом (собственным или арендованным), если коммунальный или пригородный транспорт не в состоянии обеспечить их перевозку и нет возможности организовать перевозку путём организации специальных маршрутов городского пассажирского транспорта; дополнительные затраты, связанные с привлечением на договорной основе с местными органами исполнительной власти средств строительной организации для покрытия расходов по перевозке работников маршрутами наземного, городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси), сверх сумм, определённых исходя из действующих тарифов на соответствующие виды транспорта;

- дополнительные затраты, связанные с осуществлением подрядных работ вахтовым методом;

- затраты на перебазирование строительных организаций и их подразделений на другие стройки;

- предусмотренные законодательством Российской Федерации затраты, связанные с набором рабочей силы, включая оплату выпускникам средних профессионально-технических училищ и молодым специалистам, окончившим высшее или среднее специальное учебное заведение, проезда к месту работы, а также отпуска перед началом работы;

- дополнительные расходы, связанные с использованием на строительстве объектов студенческих отрядов, военно-строительных частей и других контингентов (производимые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации);

- расходы на проведение специальных мероприятий по обеспечению нормальных условий труда (по борьбе с радиоактивностью, силикозом, малярией, гнусом, энцифалитным клещом и др.);

- затраты, связанные с командированием рабочих для выполнения строительных, монтажных и специальных строительных работ. Для целей налогообложения указанные затраты принимаются в размерах, установленных законодательством Российской Федерации;

- текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения (очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов), очисткой сточных вод и другими видами текущих природоохранных затрат;

- другие расходы, возмещаемые заказчиками в соответствии с действующими постановлениями и положениями.

Применение расчётно-аналитического метода определения массы накладных расходов предусматривает калькулирование:

по нормируемым статьям затрат - на основе действующих законодательных и нормативных документов, регулирующих их величину;

по ненормируемым статьям затрат - в соответствии с данными бухгалтерского учёта подрядных организаций, отражающими фактическую величину затрат.

Порядок определения величины накладных расходов по статьям затрат подрядной организации приведен в прил. 6.

2.8. Для экспертной оценки расходов по статьям накладных расходов может быть использована усреднённая структура накладных расходов на строительные работы по статьям затрат и элементам для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, приведенная в прил. 7 и 8.

2.9. При определении стоимости строительства в базисном уровне цен в локальных сметных расчётах (сметах) на строительство объектов в районах Крайнего Севера и местностях приравненных к ним, могут использоваться повышенные нормы накладных расходов, установленные для применения с 01.01.91 (01.01.84) соответствующими министерствами и ведомствами для подведомственных строительно-монтажных организаций.

2.10. Порядок применения нормативов накладных расходов в сметах в зависимости от метода определения сметной стоимости (ресурсный, базисно-индексный) и стадийности проектирования объектов, изложен в главе 4 Методических указаний по определению величины накладных расходов в строительстве МДС 81-4.99, утвержденных постановлением Госстроя России от 17.12.99 № 76.

3. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ СМЕТНОЙ ПРИБЫЛИ

3.1. При определении величины сметной прибыли следует руководствоваться нормативно-методическими документами, приведенными в приложении 2.

3.2. Сметная прибыль предназначена для покрытия затрат организаций на:

развитие производства, в том числе на модернизацию оборудования и реконструкцию основных фондов;

- частичное пополнение собственных оборотных средств;

- материальное стимулирование работников, включая материальную помощь и проведение мероприятий по охране здоровья и отдыха;

- организацию помощи и бесплатных услуг учебным заведениям;

- уплату налога на прибыль.

3.3. Величина сметной прибыли может определяться на основе:

а) укрупнённых нормативов, рассчитанных в процентах по отношению к:

- фонду оплаты труда рабочих (строителей и механизаторов) в составе прямых затрат;

- сметной себестоимости работ в текущих ценах;

б) индивидуальной нормы сметной прибыли для конкретной организации, определяемой путём калькулирования по статьям затрат, учитываемых в нормативной прибыли.

3.4. При определении величины сметной прибыли на основе укрупнённых нормативов для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей следует руководствоваться данными таблицы № 2.

Таблица 2

Показатели

Районы Крайнего Севера

Местности, приравненные к районам Крайнего Севера

Укрупнённые нормативы сметной прибыли (в процентах):

- к фонду оплаты труда рабочих -(строителей и механизаторов)

75

70

- к сметной себестоимости работ

12

12

3.5. Указанные нормативы сметной прибыли не включают затраты, связанные с инфраструктурой строительно-монтажной организации.

3.6. К затратам, связанным с инфраструктурой строительно-монтажной организации, относятся средства, направляемые на:

содержание находящихся на балансе строительно-монтажных организаций объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений и лагерей отдыха, жилищного фонда, а также на покрытие расходов при долевом участии организаций;

строительство жилья и других объектов непроизводственного назначения;

строительство новых объектов производственного назначения.

3.7. Затраты на развитие инфраструктуры строительно-монтажной организации при соответствующем обосновании, согласованном с заказчиком, допускается включать в главу 9 «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчёта стоимости строительства.

3.8. Расчёт индивидуальной нормы сметной прибыли следует производить расчётно-аналитическим методом путём прямого калькулирования по статьям затрат, перечисленных в п.3.2.

Приложение 1
ПЕРЕЧЕНЬ РАЙОНОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЕЙ

Регионы

Районы Крайнего Севера

Местности, приравненные к районам Крайнего Севера

1

2

3

Мурманская область

Вся территория области

-

Архангельская область

Ненецкий АО, г. Северодвинск

Все остальные районы и города области

Республика Коми

Города: Воркута, Печора, Инта;

 районы: Усинский (за исключением Усть-Лыжинского сельсовета), Печорский, Ижемский, Усть-Цилемский

Районы: Вуктыльский, Сосногорский, Троицо-Печорский, Удорский, Княжпогостский, Койгородский, Корткеросский, Прилузский, Сыктывдинский, Сысольский, Усть-Вымский, Усть-Куломский, Ухтинский;

города: Ухта, Сыктывкар, Усть-Лыжинский сельсовет Усинского района

Тюменская область

Ямало-Ненецкий АО

Ханты-Мансийский АО,

Уватский район

Пермская область

Коми-Пермяцкий АО;

районы: Гаинский, Косинский, Качевский

Республика Саха (Якутия)

Вся территория республики

-

Магаданская область

Вся территория республики

-

Камчатская область

Вся территория республики

-

Сахалинская область

районы: Курильский, Ногликский, Охинский, Северо-Курильский, Южно-Курильский, г. Оха;

все острова Северного Ледовитого океана и его морей, а также острова Берингова и Охотского морей

Все местности, за исключением местностей, перечисленных в перечне районов Крайнего Севера

Республика Карелия

районы: Беломорский, Кемский, Лоухский, Калевальский;

г. Костомукша

районы: Кондопожский, Лахденпохский, Медвежьегорский, Муезерский, Олонецкий, Питкярантский, Прионежский, Пряжинский, Пудожский, Сегежский, Суоярвский;

города: Петрозаводск, Сортавала

Томская область

районы: Александровский, Бакчарский, Верхнекетский, Каргасокский, Колпашевский, Кривошеинский, Молчановский, Парабельский, Тегульдетский, Чаинский

г.г. Колпашево, Стрежевой, Кедровый