МРР 6.2.03-97 Положение о стимулировании проектных, строительных организаций за снижение сметной стоимости строительства, экономии материальных и энергетических ресурсов
Правительство Москвы
Комитет по архитектуре и градостроительству Москвы
УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель премьера
Правительства Москвы
В.И. Ресин
ПОЛОЖЕНИЕ
о стимулировании проектных, строительных
организаций за снижение сметной стоимости
строительства, экономии материальных
и энергетических ресурсов
МРР-6.2.03-97
Москва 1997
Положение подготовлено временным творческим коллективом ГУП «НИАЦ» в составе: Ю.В. Минева - зам. начальника координационно-маркетингового Управления Москомархитектуры, Дроновой И.Л. - директора ГУП «НИАЦ», Елисеева Д.В. -заместителя генерального директора АО «Майкл Груп Интернешнл» и других специалистов проектно-строительного комплекса.
Положение предназначено в качестве методического пособия для проектных (проектно-строительных) организаций, заказчиков-инвесторов и т.д.
Положение издано в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 31.12.96 г. № 1036, утвержденным Первым заместителем премьера В.И. Ресиным 1.08.97 г. и введенным указанием по Москомархитектуре от 19.08.97 г. № 34.
ВВЕДЕНИЕ
Основные положения определяют формы, методы и характер стимулирования по результатам деятельности проектных организаций в области экономии финансовых, материальных и других видов ресурсов при реализации проектов.
Основные положения разработаны на основе комплексного, системного подхода к формированию механизма стимулирования проектных организаций за экономию финансовых, материальных, энергетических и других видов ресурсов в процессе проектирования, строительства и эксплуатации объектов жилищно-гражданского назначения (жилые дома, здания соцкультбыта и т.д.).
Система стимулирования экономии ресурсов базируется на основополагающих принципах, присущих методам управления, в которых система стимулирования занимает совершенно определенное место, охватывает весь технологический процесс проектирования, включает предпроектную стадию, стадию разработки ТЭО (проекта) и разработку рабочей документации с учетом декомпозиции проектных решений на основные разделы, в т.ч. архитектурно-строительный, технологический, отопление и вентиляция, водопровод и канализация, наружные сети, благоустройство, автоматика и сигнализация, авторский надзор и другие. В каждом разделе проектирования имеются свои резервы экономии ресурсов, в основе которых, главным образом, положено развитие научно-технического прогресса и совершенствование проектных решений.
Организация системы стимулирования основана на распределении функций управления по нескольким признакам:
• стадии процесса управления - принятие решений, управляющие воздействия, информационно-контрактные и коммуникационные функции;
• подразделение на структурные элементы стадий (фаз) процесса управления - прогнозирование, планирование, организация, контроль, учет, оценка, стимулирование, а также управляющее воздействие.
То есть, стимулирование, как один из элементов процесса управления, нельзя рассматривать обособленно от остальных в совокупности взаимозависимых функций управления.
В качестве основания для формирования системы стимулирования экономии ресурсов принят программно-целевой метод управления с применением нормативно-параметрического подхода к построению основных критериев оценки и показателей.
Механизм стимулирования экономии ресурсов в условиях рыночной экономики основывается на принципе соотношения результатов и затрат и базируется на нормативах расходов ресурсов, приведенных к одному из натуральных показателей (м.кв. общей площади, м. куб., пог.м. и т.д.).
Для эффективного стимулировании экономии ресурсов создана система, отражающая взаимозависимость достигнутых результатов и величины вознаграждения, что позволяет более объективно и справедливо оценивать вклад проектной организации в экономию того или иного вида ресурсов на каждом из этапов реализации проекта:
- предпроектная стадия;
- проектирование;
- согласование.
При разработке «Положения» учтены действующие законодательные и нормативные акты Российской Федерации и г. Москвы, в том числе:
- Федеральный закон «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27 декабря 1991 г. № 2116-1;
- Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах» от 22 декабря 1992 г№ 4178-1;
- Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2270 « О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» (с учетом изменений и дополнений, внесенных Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2292) в части ставок и льгот по налогу на прибыль;
- Федеральный закон «Об энергосбережении» от 3 апреля 1996 г. № 28-ФЗ;
- Постановление Правительства Москвы «О работе предприятий и организаций Москвы по энергосбережению» от 8 августа 1995 г. № 688;
- Распоряжение Премьера Правительствам Москвы «О внедрении в практику временных руководств по проектированию энергоэффективных объектов от 10 октября 1996 г. № 959-РП;
- Постановление Правительства Москвы «О ходе работ по энергосбережению» от 17 декабря 1996 г. № 971.
Работа выполнена временным творческим коллективом под руководством Минаева Ю.В. и состоящим из специалистов ГУП «НИАЦ» Москомархитектуры, АО «Моспроект», а также других представителей проектно-строительного комплекса г. Москвы.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Система стимулирования экономии финансовых, материальных, энергетических и других видов ресурсов на стадии проектирования построена на основе комплексного системного подхода, ориентированного на создание оптимальных условий, способствующих повышению заинтересованности всех участников инвестиционного процесса в достижении результатов при экономии ресурсов.
1.2. Целью формирования системы стимулирования (мотивации) экономии финансовых, материальных и энергетических ресурсов является установление с помощью программно-целевого и нормативно-параметрических методов четкой зависимости между эффектом, достигнутым в результате проведения мероприятий по экономии ресурсов и характером (величиной) вознаграждения.
В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
- создание эффективной системы стимулирования по экономии ресурсов с использованием программно-целевого метода;
- создание автоматизированной информационной системы (АИС) управления экономией ресурсов;
- создание банка данных базовых удельных показателей, определяющих оптимальный уровень расходования финансовых, материальных и энергетических ресурсов по этапам реализации проекта с применением методов математической статистики и программно-технических средств;
- разработка и внедрение для всех участников инвестиционного процесса единой системы заданий и отчетности по снижению сметной стоимости проектирования, строительства и эксплуатации, а также экономии материальных, энергетических и иных видов ресурсов;
- разработка Целевой программы по совершенствованию методов и средств, направленных на экономию ресурсов;
- создание городского внебюджетного фонда эффективного использования ресурсов.
1.3. В основу механизма стимулирования (мотивации) положен проблемно-целевой подход, на основе которого появляется возможность наиболее эффективно использовать нормативно-параметрический метод при построении математической модели, определяющей размеры экономии ресурсов (по отношению к базовому уровню) в зависимости от эффекта, достигнутого в результате снижения стоимости строительства, расходования материальных, энергетических и других видов ресурсов.
1.4. При анализе деятельности проектных организаций в области экономии финансовых, материальных, энергетических и других видов ресурсов следует исходить из оптимального состава критериев, позволяющих объективно оценить достигнутые результаты.
1.5. Система стимулирования (мотивации) за экономию финансовых, материальных и энергетических ресурсов, является составной частью системы управления экономией ресурсов, которая в свою очередь состоит из функций прогнозирования (планирования), организации (координации), контроля, учета, анализа, оценки и наконец, стимулирования.
Таким образом, система стимулирования может эффективно функционировать только при наличии адекватных систем, связанных с соответствующим планированием, составляющим задание по экономии ресурсов, организационными мероприятиями по созданию нормальных условий для периодического контроля, учета анализа и оценки результатов экономии основных видов ресурсов.
Система заданий и отчетности, а также базовые удельные показатели приведены в «Рекомендациях по составлению заданий и отчетности по снижению сметной стоимости строительно-монтажных работ и экономии материальных и трудовых ресурсов».
Система управления экономией ресурсов представлена на блок-схеме приложения № 1.
1.6. Система стимулирования охватывает прединвестиционную, инвестиционную и эксплуатационную стадии, при этом она ориентирована как на текущие (оперативные) цели, так и на долгосрочные (стратегические).
1.7. По группам объектов управления выделяются две основополагающие подсистемы:
1. Снижение потребности в материальных, энергетических и иных видах ресурсов, повышение их качества.
2. Повышение эффективности использования ресурсов.
- снижение объемов затрат на привлекаемые ресурсы, совершенствование нормирования, планирования и учета материальных (энергетических) и иных ресурсов;
- совершенствование структуры ресурсов;
- повышение качества ресурсов, совершенствование входного и выходного контроля;
- снижение потерь ресурсов на стадии приобретения, транспортировки и хранения;
- снижение и соблюдения норм расхода ресурсов;
- совершенствование технологических процессов, системы планирования, учета, контроля, стимулирование экономии ресурсов.
1.8. Система стимулирования направлена на широкое использование всего арсенала эффективных экономических механизмов и рычагов в т.ч.:
1.8.1. Предоставление налоговых и кредитных льгот для проектировщиков и всех участников инвестиционного процесса при проведении организационно-технических мероприятий по экономии финансовых, материальных, энергетических и иных ресурсов.
1.8.2. Создание городского фонда эффективного использования ресурсов (финансовых, материальных, энергетических и прочих), средства которого формируются из отчислений от сумм, образующихся в результате проведения мероприятий по экономии ресурсов.
1.8.3. Введение льготных ставок при формировании себестоимости услуг при реализации мероприятий по экономии ресурсов.
1.8.4. Использование системы скидок (надбавок) к тарифам на коммунальные и т.п. услуги, а также к размерам арендных платежей, в зависимости от получаемых результатов, обеспечивающих экономию ресурсов.
1.8.5. Образование чистой прибыли в зависимости от результатов экономии финансовых, материальных, энергетических и иных ресурсов. При этом, механизм регулирования размера чистой прибыли должен формироваться за счет системы льготных ставок (взимания налогов и представления кредитов), введение дополнительных налоговых ставок за превышение норм расхода ресурсов, т.д.
1.9. Оплату за проведение мероприятий по сбережению ресурсов следует осуществлять в два этапа:
- на 1 этапе, помимо оплаты стоимости проектных работ, выплачивается аванс в размере 20% от вознаграждения за экономию ресурсов, которое определяется в соответствии с нормативом от ожидаемой дополнительной прибыли в результате проведения мероприятий по экономии различных видов ресурсов. Выплаты вознаграждения за экономию ресурсов на 1 этапе осуществляются из городского фонда эффективного использования ресурсов.
- на 2 этапе (после ввода объекта в эксплуатацию и проведения аудиторской проверки) выплачивается оставшаяся часть вознаграждения в размере, установленном в соответствии с дифференцированной нормативной шкалой в зависимости от реально достигнутого эффекта. В случае превышения аванса над окончательной суммой вознаграждения (по реальному результату) по вине ошибочного прогнозирования проектной организацией, разница возмещается проектной организацией. В случае перерасхода ресурсов по вине заказчика-застройщика с него взимается штраф.
Структура коммуникаций фонда представлена в приложении № 2.
2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ (МОТИВАЦИИ) ЭКОНОМИИ МАТЕРИАЛЬНЫХ, ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ И ИНЫХ РЕСУРСОВ
2.1. Основными принципами, на которых базируется система стимулирования экономии материальных, энергетических и иных ресурсов, являются:
-внедрение технологии, обеспечивающей повышение эффективности использования материальных и энергетических ресурсов;
- обязательность коммерческого учета расходов материалов и энергоносителей на всех стадиях их производства и использования;
- проведение многофакторного анализа и контроля за процессом формирования фонда стимулирования и его использования, направляемых на стимулирование экономии материальных, энергетических и иных ресурсов;
- широкое использование эффективного механизма стимулирования (мотивации), направленного на корректировку и координацию деятельности проектных организаций и других участников проекта с целью их ориентации на экономию материальных, энергетических и иных ресурсов в расчете на конечный результат;
- сохранение баланса интересов проектировщиков, заказчиков-застройщиков, производителей, поставщиков и потребителей материальных, энергетических и иных видов ресурсов;
- применение программно технических средств, для организации учета и планирования экономии ресурсов.
2.2. Система стимулирования обеспечивает:
- создание эффективного механизма материального поощрения проектных организаций и отдельных работников, направленного на экономию материальных и энергетических ресурсов, с учетом формирования научно обоснованной нормативной базы, определяющей нормативный уровень расходования финансовых, материальных и энергетических ресурсов, включая утилизацию;
- развитие нормативно-законодательной базы, формирующей благоприятную среду для реализации технических и проектных решений, обеспечивающих повышение эффективности использования финансовых, материальных и энергетических ресурсов;
- применение современного оборудования и иных технических средств, обеспечивающих учет и оптимизацию расходования материальных, энергетических и других видов ресурсов;
- регулярное и обязательное проведение аудиторских проверок, направленных на снижение уровня расходования материальных и энергетических ресурсов;
- поддержка инновационных решений в проектах со стороны экспертизы;
- внедрение технического прогресса в процессы производства (преобразования) и потребления материальных и энергетических ресурсов;
- организация рекламно-информационных и пропагандистских кампаний.
3. КЛАССИФИКАЦИЯ И НОМЕНКЛАТУРА ФАКТОРОВ,
ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА СТИМУЛИРОВАНИЕ
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЭКОНОМИИ РЕСУРСОВ
3.1. Система стимулирования (мотивации) за экономию ресурсов классифицируется, исходя из задач и функций, которые положены в основу всей инвестиционной деятельности на:
- предпроектной стадии;
- стадии проектирования;
в т.ч. разработки стадий: ТЭО (проект), рабочей документации.
3.2. На предпроектной стадии снижение затрат (в т.ч. при реализации будущих стадий) может быть достигнуто за счет:
- контроля за соблюдением утвержденной инвестиционной программы (перечень строек, титульные списки проектных работ и строительства);
- участия в организации и проведении инвестиционных конкурсов и конкурсов подряда проектных работ;
- обоснования экономической и коммерческой эффективности инвестиций на основе разработанных и согласованных бизнес-планов (ТЭО - инвестиций);
- выбора наиболее рациональных решений, в т.ч. трасс инженерных коммуникаций и оптимизации других внешних технических условий;
- составления заданий на проектирование с указанием норм расхода ресурсов и других показателей научно-технического прогресса;
- сокращения сроков оформления пакета исходно-разрешительной документации.
3.3. На стадии проектирования экономия ресурсов и снижение стоимости строительства может быть достигнуто за счет:
- контроля за соблюдением в проектно-сметной документации норм расхода ресурсов, рационального использования материалов и конструкций, инженерного оборудования и проч.;
- соблюдения норм продолжительности проектирования;
- снижения норм расхода ресурсов и достижение других показателей научно-технического прогресса, утвержденных в задании на проектирование;
- заложение на стадии проектирования прогрессивных ресурсосберегающих решений и технологий с учетом будущей эксплуатации;
- сокращения периода времени между проектированием и строительством.
3.4. На стадии строительства экономия ресурсов и снижение объема капитальных вложений может быть достигнуто за счет:
- своевременной и тщательной подготовки территории строительства с минимальными затратами;
- контроля за своевременной поставкой материалов, конструкций и оборудования;
- создания действенного механизма контроля за уровнем декларируемых поставщиками цен на материалы, изделия и оборудование;
- осуществления отбора поставщиков и подрядчиков только на конкурсной основе;
- использования прогрессивных технологических процессов и механизмов при выполнении работ;
активного осуществления авторского и технического надзора, своевременного контроля за соблюдением сроков действия технических условий и нормативных показателей, внедрения прогрессивных материалов, конструкций, оборудования;
- осуществления управления проектированием и строительством на основе современных методов с применением программно-технических средств в составе отраслевой информационной сети;
- сокращение сроков строительства.
3.5. На стадии эксплуатации:
- тщательная и заблаговременная подготовка маркетингового плана и плана эксплуатации;
- оптимизация системы эксплуатации на основе внедрения современных ресурсосберегающих технологий, в т. ч. управленческих;
- осуществление действенного и своевременного контроля за всеми сферами эксплуатации, особенно в области текущих затрат и соблюдения норм расходования ресурсов.
4. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРОЕКТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МАСШТАБА ЭКОНОМИИ МАТЕРИАЛЬНЫХ, ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ И ИНЫХ РЕСУРСОВ
4.1 Математическую модель системы стимулирования (мотивации) за экономию ресурсов следует формировать исходя из основных принципов и приемов, используемых в нормативно-параметрическом методе при построении алгоритмов расчета на стадиях разработки и внедрения.
В качестве математической модели, описывающей процесс экономии ресурсов в зависимости от достигнутого уровня научно-технического прогресса принята экспоненциальная функция с порогом развития, которая может быть представлена в следующем виде:
Обобщенная формула, отражающая процесс развития достигнутой технологии производства материальных и энергетических ресурсов, а также технологии строительства обеспечивающей экономию ресурсов выглядит следующим образом:
Э i > Эб × (1-е ( D К/К i ) ) × a к ,
где:
Э i - достигнутый в проекте удельный показатель расхода каждого вида ресурсов (при его положительном значении, которое соответствует условию (Э i /Эб)< 1);
Эб - базовый удельный показатель расхода каждого вида ресурса К i ;
D К - доля капитальных вложений, вызвавшая достигнутый эффект;
е - основание натурального логарифма (равное 2,718...);
D Э i ; - изменение эффективности при возрастании капитальных вложений для достижения намеченного результата;
D К i - уровень капитальных вложений (КВ), которые необходимы для достижения поставленной цели;
a к - корректирующий коэффициент.
4.2. В качестве обобщенной зависимости (векторного типа) имитирующей взаимосвязь между величиной экономии ресурсов и материальным вознаграждением за принятие мер, направленных на внедрение новейших достижений науки и техники (в том числе «ноу-хау») в результате организационно-технических мероприятий, позволяющих экономить конкретные виды ресурсов, принята следующая математическая модель.
Пусть будут определены следующие параметры:
- Рб i - базовый уровень расходования i-го ресурса, i = 1,..., n , где n - кол-во ресурсов;
- Р i - достигнутый уровень расходования i-го ресурса , i = 1 ,..., n ;
- (Рб i - Р i ) / Рб i - достигнутый уровень экономии i-го ресурса, Рб i >Р i , i =1, , n ;
- b i - удельный вес экономии i-го ресурса, приведенный к удельному показателю (кв.м. оющ. пл. и проч.), i=1 ,..., n ;
- b эк = ( b 1 , b 2 , ..., b n ) - вектор удельной совокупной экономии (по всем видам ресурсов);
- a j - норматив вознаграждения от дополнительной прибыли в результате экономии ресурсов, полученной на j-ом этапе освоения проекта, j =1,..., m (от j-го источника дополнительного дохода), где m - количество этапов освоения проекта (количество источников дополнительной прибыли, в т.ч. снижение налогов и проч.);
- a эк =( a 1 , a 2 ,..., a m ) - вектор норматива вознаграждения, j=1,..., m ;
- k i , j - коэффициенты приоритетности (коррелирующие), i=1,..., n , j=1,...,m, образующие матрицу К размером m ´ n .
Тогда «основная формула определения норматива вознаграждения» запишется следующим образом:
,
или в векторном виде:
a å возн. = b эк · К· a эк Т ,
где:
a å возн. - совокупный норматив вознаграждения;
a эк Т - транспонированный вектор норматива вознаграждения.
Наглядно взаимосвязь приводимых параметров представлена следующим образом:
где:
Д доп.= å å D Д i,j - дополнительный доход, полученный от всех источников за все этапы реализации проекта в результате экономии ресурсов;
D П, D Н, D Клг, D Алг - получение дополнительной прибыли в результате снижения налогов, льготного кредитования, снижение арендной платы и т.д.
Графическая модель формирования фонда стимулирования за экономию ресурсов представлена в Приложении №3.
Однако либо коэффициент приоритетности k i , j , либо норматив вознаграждения a j ; должен зависеть от b i , т.к. конечная зависимость совокупного норматива вознаграждения a å возн. = ( b эк , К, a эк ) не должна быть линейна по параметру b эк , (чем больше достигнутый уровень экономии ( b эк ), тем меньше совокупный норматив вознаграждения a å возн , что при увеличении дополнительной прибыли дает больший объем вознаграждения). Это значительно усложняет задачу определения уровня вознаграждения от экономии ресурсов в строгом математическом виде . Кроме того коррелирующие коэффициенты k i , j должны содержать дисконтирующие множители по j (то есть по времени реализации проекта).
После исследования полученных формул и математического моделирования приведенной зависимости , взаимосвязь между уровнем экономии ресурсов и уровнем вознаграждения в удобном для применения виде может быть представлена в виде системы следующих таблиц и графиков:
Зависимость между экономией ресурсов (в%)
и величины вознаграждения (в%)
Таблица №1
b å эк % |
a å возн. % |
Норматив вознаграждения |
||||
экономии |
вознаграждения |
+ a 1 ( D П) |
- a 2 ( D Н) |
- a 3 ( D Клг) |
- a 4 ( D Алг) |
k i , j |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
Приоритеты ресурсов представлены в следующем порядке:
- энергоресурсы (К = 2);
- материальные ресурсы (К = 1,5);
- финансовые ресурсы (К = 1,0);
- трудовые ресурсы (К=0,8).
Расчет коэффициента приоритетности осуществляется по следующей формуле:
К j =ki /( å ki ).
Расчетный норматив величины вознаграждения (в %), полученный в результате проведения мероприятий, обеспечивающих реальную экономию конкретного вида ресурсов, определяется в зависимости от категории факторов, позволивших уменьшить удельный расход ресурса (снижение стоимости строительства, расхода материальных и энергетических ресурсов) и стадий инвестиционного процесса. Для каждой стадии процент экономии ресурсов и норматив вознаграждения определяется в зависимости от совокупных затрат.
Таблица № 2
а) - на предпроектной стадии
b å эк в% |
Норматив вознаграждения (предпр.) |
Отч. в гор. фонд |
|||
|
a 1 в % |
a 2 в % |
a 3 в % |
a 4 в % |
в % от экономии |
2 |
0,4 |
- |
- |
- |
4,0 |
5 |
1,0 |
- |
- |
- |
10,0 |
8 |
1,3 |
- |
- |
- |
13,6 |
10 |
1,4 |
1,5 |
6,0 |
6,8 |
14,4 |
12 |
1,6 |
1,6 |
6,6 |
7,2 |
15,2 |
15 |
1,8 |
1,8 |
8,0 |
8,4 |
17,2 |
17 |
1,9 |
1,9 |
8,8 |
9,0 |
18,4 |
20 |
2,0 |
2,0 |
10,0 |
10,0 |
20,0 |
б) - на стадии проектирования
b å эк в% |
Норматив вознаграждения (проект.) |
Отч. в гор. фонд |
|||
|
a 1 в % |
a 2 в % |
a 3 в % |
a 4 в % |
в % от экономии |
2 |
0,6 |
- |
- |
- |
|
5 |
1,5 |
- |
- |
- |
|
8 |
2,0 |
- |
- |
- |
|
10 |
2,1 |
2,25 |
9,0 |
10,2 |
|
12 |
2,3 |
2.35 |
9,9 |
10,8 |
|
15 |
2,7 |
2,64 |
12,0 |
12,6 |
|
17 |
2,8 |
2,76 |
13,2 |
13.5 |
|
20 |
3,0 |
3,0 |
15,0 |
15,0 |
|
в) - на стадии строительства
b å эк в% |
Норматив вознаграждения (строит.) |
Отч. в гор. фонд |
|||
|
a 1 в % |
a 1 в % |
a 1 в % |
a 1 в % |
в % от экономии |
2 |
1,0 |
- |
- |
- |
|
5 |
2,5 |
- |
- |
- |
|
8 |
3,2 |
- |
- |
- |
|
10 |
3,5 |
3,7 |
15,0 |
17,0 |
|
12 |
3,8 |
3,9 |
16,5 |
18,0 |
|
15 |
4,5 |
4,4 |
20,0 |
21,0 |
|
17 |
4,4 |
4,6 |
22,0 |
22,5 |
|
20 |
5,0 |
5,0 |
25,0 |
25,0 |
|
Таблица № 4
Источн.дополн. поступления |
Пр |
Н |
Кр |
Ар |
Порог, % экономии |
20% |
10% |
10% |
10% |
Лимит поступлений |
10% |
20% |
50% |
50% |
4.3. Относительная величина снижения стоимости строительства (экономии материальных, энергетических и иных ресурсов), рас, определяется по формуле:
,
где:
БУПб - базовый удельный показатель стоимости строительства, расхода материальных и энергетических ресурсов, определяемый в соответствии с «Рекомендациями по составлению заданий и отчетности по снижению сметной стоимости строительно-монтажных работ и экономии материальных, энергетических и трудовых ресурсов»;
УПд - достигнутый удельный показатель расхода материальных (энергетических) ресурсов и стоимости строительства , приведенный к 1 кв.м общей площади объекта;
Тр - темп уменьшения (роста) расходования ресурса.
4.4. Величина экономии от достигнутых результатов снижения расхода материальных , энергетических ресурсов и сметной стоимости строительства определяется по формуле:
Эк i = БУПб × (1 - b i ) × S об ,
где
Экi - величина экономии материальных, энергетических и иных ресурсов и сметной стоимости строительства;
b i - относительная экономия ресурса в %;
S об - общая площадь объекта.
4.5. Суммарный дополнительный доход в результате увеличения прибыли, снижения налогов, льготного кредитования, снижения арендной платы, (системы вознаграждения за экономию) складывается из трех составляющих по каждому виду ресурса, достигнутых на предпроектной стадии, стадии проектирования и стадии строительства.
å Дi =Дпред.+Дпр.+Дстр.,
где:
Дпред = ( D Пi × a 1,1 + D Н i × a 1,2 + D Крi × a 1,3 + D Ар i × a 1,4 ) × Ккат(i) × Кi,j
Дпр. = ( D Пi × a 2,1 + D Н i × a 2,2 + D Крi × a 2,3 + D Ар i × a 2,4 ) × Ккат(i) × Кi,j
Дстр. = ( D Пi × a 3,1 + D Н i × a 3,2 + D Крi × a 3,3 + D Ар i × a 3,4 ) × Ккат(i) × Кi,j
где:
D Пi - часть прибыли, полученная в результате достигнутой «экономии» на данном этапе инвестиционного процесса;
D Нi - часть величины налога на прибыль, полученная в результате достигнутой «экономии»;
D Крi - величина платы за кредит, взятый на период выполнения данного инвестиционного этапа;
D Арi - арендная плата на период выполнения данного этапа;
a i , j - норматив вознаграждения, определяемый по таблицам выше;
Ккат(i) - коэффициент категории сложности факторов, позволяющих снизить стоимость строительства;
Кi,j - коррелирующий коэффициент приоритетности.
Величина дохода может формироваться из различных сочетаний источников в зависимости от поступлений на счет.
Кроме того, величина дохода (за исключением аванса) должна приводиться путем дисконтирования с помощью дисконтирующего множителя g i (значения дисконтирующего множителя приведены в Приложении № 6)
Единовременное снижение стоимости строительства в результате целенаправленной деятельности всех участников инвестиционного процесса может быть получено от ускорения ввода объекта в эксплуатацию.
Дополнительная прибыль, в этом случае рассчитывается по формуле:
D П=П × (Тн-Тф)
где
D П - дополнительная прибыль за счет сокращения срока строительства;
Тн - нормативный срок строительства
Тф - срок строительства по проекту.
5. СИСТЕМА СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРОЕКТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗА ЭКОНОМИЮ МАТЕРИАЛЬНЫХ, ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ И ДРУГИХ ВИДОВ РЕСУРСОВ
5.1. «Система стимулирования» предусматривает возможность поощрения деятельности проектных организаций по обеспечению экономии ресурсов различных видов на протяжении всего инвестиционного
периода.
5.2. Инвестиционный период с учетом масштаба принимаемых решений и финансирования разбит на четыре стадии:
- предпроектная,
- проектная,
- строительство,
- эксплуатация (завершение).
5.3. На предпроектной стадии принимаются основополагающие решения и определяются основные технико-экономические показатели и требования, которые должны быть достигнуты на последующих стадиях.
На стадии проектирования разрабатываются условия и правила, которые позволяют достигнуть требуемых технико-экономических показателей.
На стадиях строительства и эксплуатации осуществляется реализация решений принятых на предыдущих стадиях.
Таким образом, в соответствии с таблицей № 3 раздела 4 на предпроектной стадии масштаб потенциальной экономии наибольший при наименьшем объеме финансирования; на проектной стадии масштаб потенциальной экономии снижается и возрастает объем финансирования;
на стадии строительства масштаб экономии зависит, преимущественно, от организационных мероприятий и стоимости материалов, конструкций и оборудования при наибольшем объеме финансирования.
5.4. Совокупный доход (Д å ) от обеспечения экономии ресурсов на предпроектной и проектной стадиях состоит из двух частей:
1. аванс в размере 10% направляемый из городского фонда эффективного расходования ресурсов;
2. окончательное вознаграждение осуществляется после завершения строительства.
Стимулирование проектной организации по снижению сметной стоимости строительства и экономии ресурсов на всех стадиях инвестиционного процесса осуществляется в 2 этапа из городского фонда стимулирования и окончательно из совокупного дохода , из всех источников поступлений для каждого вида ресурсов.
5.5. Величина отчислений в городской фонд стимулирования определяется в соответствии с дифференцированными нормативами. Схема формирования фонда стимулирования за экономию ресурсов приведена в Приложении № 3.
5.6. Оставшаяся часть дохода, полученного в результате экономии материальных и энергетических ресурсов, направляется в городской бюджет.
5.7. Величина вознаграждения проектной организации за достигнутые результаты по экономии материальных, энергетических и иных видов ресурсов определяется по нормативам ( a i ) от полученной дополнительной прибыли с учетом стадии инвестиционного периода и категории сложности мероприятий, способствовавших снижению сметной стоимости строительства.
5.8. Оплата вознаграждения (дополнительный доход) проектной организации за экономию материальных и энергетических ресурсов до окончания строительства авансируется с использованием следующих источников:
- из прибыли, полученной в результате экономии материальных и энергетических ресурсов (городской фонд стимулирования);
- за счет снижения налогов городского уровня;
- за счет снижения ставки кредита банка;
- за счет снижения уровня арендной платы.
5.9. Льготные снижения ставок, предоставляемые в соответствии со степенью совокупной экономии ресурсов, в результате не должны превышать:
- по налогообложению - не более, чем на 20%, при условии экономии ресурсов не менее 10%;
- по долгосрочному целевому кредитованию - не более, чем на 50%, при условии экономии ресурсов не менее 10%;
- по арендной плате - не более, чем на 50%, при условии экономии ресурсов не менее 10%.
5.10. Предельные значения использования указанных источников получения дополнительного дохода за экономию материальных и энергетических ресурсов определяются нормативами, представленными в таблице раздела 4.
5.11. В общем виде система прогрессивного стимулирования проектных организаций за максимальную экономию ресурсов представлена в Приложении № 7.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1
Приложение № 2
СТРУКТУРА КОММУНИКАЦИЙ ФОНДА СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИИ РЕСУРСОВ
Первый этап
(до реализации проекта)
Второй этап
(после завершения)
БЛОК-СХЕМА МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ СОВОКУПНОГО ДОХОДА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЭКОНОМИИ МАТЕРИАЛЬНЫХ, ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ И ИНЫХ РЕСУРСОВ
(графическая модель формирования фонда стимулирования за экономию ресурсов)
Приложение № 3
Приложение № 4
КЛАССИФИКАТОР
категорий сложных факторов, позволяющих уменьшить удельный расход ресурсов (снижение стоимости строительства, расхода материальных и энергетических ресурсов).
№ п |
Наименование факторов |
Категория сложн. |
Эффект, примечания |
||
I |
II |
III |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Предпроектная стадия |
|||||
1.1. |
Контроль за соблюдением утвержденной инвестиционной программы (перечень строек, титульные списки...). |
+ |
|
|
Эффект выражается в сохранении ресурсов в результате отказа от строительства объектов, не обеспеченных необходимой предпроектной документацией. |
1.2. |
Участие в организации и проведении инвестиционных конкурсов, конкурсов подряда проектных работ. |
|
|
+ |
Эффект выражается в сокращении объемов инвестиций на основе выбора оптимальных проектных и иных решений. |
1.3. |
Обоснование экономической и коммерческой эффективности инвестиций на основе согласованных бизнес-планов (ТЭО инвестиций). |
|
|
+ |
Эффект выражается в сокращении объема стартового капитала, в увеличении скорости его оборота и в получении прибыли в оптимальные сроки в оптимальном объеме. |
1.4. |
Выбор наиболее рациональных трасс инженерных коммуникаций и оптимизация др. внешних технических условий. |
|
+ |
|
Эффект выражается в сокращении затрат ресурсов на инженерное обеспечение объекта и затрат на обустройство внешних сетей. |
1.5. |
Составление заданий на проектирование с указанием норм расхода ресурсов и других показателей НТП. |
|
|
+ |
Эффект выражается в экономии ресурсов за счет внедрения прогрессивных технологий, материалов, изделий и оборудования. |
1.6. |
Сокращение сроков оформления пакета исходно-разрешительной документации. |
+ |
|
|
Эффект выражается в экономии за счет сокращения сроков инвестирования и получения дополнительной прибыли от оборота капитала. |
2. Стадия проектирования |
|||||
2.1. |
Контроль за соблюдением норм расхода ресурсов, их рационального использования при разработке ПСД. |
|
+ |
|
Эффект выражается в достижении экономии ресурсов, обусловленной нормами проектирования и заданием на проектирование. |
2.2. |
Соблюдение норм продолжительности проектирования |
|
+ |
|
Эффект выражается в сокращении потерь от увеличения инвестиционного периода. |
2.3. |
Снижение норм расхода ресурсов и достижение других показателей НТП, утвержденных в задании на проектирование. |
|
|
+ |
Эффект выражается в экономии ресурсов за счет достижения результатов по внедрению прогрессивных нормативных показателей, достижений НТН. |
2.4. |
Сокращение периода между проектированием и строительством. |
|
+ |
|
Эффект выражается в сокращении сроков инвестирования и получения прибыли за счет ускорения оборота капитала. |
3. Стадия строительства |
|||||
3.1. |
Своевременная и тщательная подготовка территории строительства с минимальными затратами |
+ |
|
|
Эффект достигается за счет сокращения инвестиционного периода и экономии ресурсов при рациональном использовании возможностей площадки. |
3.2. |
Контроль за своевременной поставкой и качеством материалов, конструкций и оборудования. |
|
+ |
|
Эффект достигается за счет сокращения потерь от простоев и неритмичности строительного производства. |
3.3. |
Создание действенного механизма контроля за уровнем декларируемых поставщиками цен на материалы, оборудование и проч. |
|
+ |
|
Эффект достигается за счет сокращения потерь от необоснованного изменения цен на рынке строительного производства. |
3.4. |
Осуществление отбора поставщиков и субподрядчиков только на конкурсной основе |
|
|
+ |
Эффект достигается за счет обеспечения своевременной поставки материалов, оборудования и т.п. по оптимальным ценам. |
3.5. |
Использование прогрессивных технологических процессов и механизмов при выполнении строительно-монтажных работ. |
|
|
+ |
Эффект достигается за счет сокращения сроков строительства, повышения его качества и конкурентоспособности объектов на рынке недвижимости. |
3.6. |
Активное осуществление технического надзора, своевременного контроля за соблюдением сроков действия, технических условий в нормативных показателей, внедрением прогрессивных материалов, конструкций, оборудования. |
|
+ |
|
Эффект достигается за счет сокращения потерь в результате переделок и достижения современного уровня строительного производства. |
3.7. |
Осуществление управления проектированием и строительством на основе современных методов с применение» программно-технических средств в составе отраслевой информационной сети. |
|
+ |
|
Эффект достигается за счет более четкой организации строительного производства, сокращения непредвиденных потерь времени, материальных, энергетических и иных ресурсов, сокращения инвестиционного периода. |
Приложение № 5
ГРАФИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НОРМАТИВОВ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ
1. НОРМАТИВ ОТ ПРИБЫЛИ
2.НОРМАТИВ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
3. НОРМАТИВ ЛЬГОТ ПО КРЕДИТУ И АРЕНДНОЙ ПЛАТЕ
Приложение № 6
ТАБЛИЦА
определения дисконтирующего множителя ( g 1 )
Годы |
Процентная ставка |
|||||||||||||||
|
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
9091 |
9009 |
8929 |
8850 |
8772 |
8696 |
8621 |
8547 |
8475 |
8403 |
8333 |
8264 |
8197 |
8130 |
8065 |
8 |
2 |
8264 |
8116 |
7972 |
7831 |
7695 |
7561 |
7432 |
7305 |
7182 |
7062 |
6944 |
6830 |
6719 |
6610 |
6504 |
64 |
3 |
7513 |
7312 |
7118 |
6931 |
6750 |
6575 |
6407 |
6244 |
6086 |
5934 |
5787 |
5645 |
5507 |
5374 |
5245 |
512 |
4 |
6830 |
6587 |
6355 |
6133 |
5921 |
5718 |
5523 |
5337 |
5158 |
4987 |
4823 |
4665 |
4514 |
4369 |
4230 |
4096 |
5 |
6209 |
5935 |
5674 |
5428 |
5194 |
4972 |
4761 |
4561 |
4371 |
4190 |
4019 |
3855 |
3700 |
3552 |
3411 |
3277 |
6 |
5645 |
5346 |
5066 |
4803 |
4556 |
4323 |
4104 |
3898 |
3704 |
3521 |
3349 |
3186 |
3033 |
2888 |
2751 |
2621 |
7 |
5132 |
4817 |
4523 |
4251 |
3996 |
3759 |
3538 |
3332 |
3139 |
2959 |
2791 |
2633 |
2486 |
2348 |
2218 |
2097 |
8 |
4665 |
4339 |
4039 |
3762 |
3506 |
3269 |
3050 |
2848 |
2660 |
2487 |
2326 |
2176 |
2038 |
1909 |
1789 |
1678 |
9 |
4241 |
3909 |
3606 |
3329 |
3075 |
2843 |
2630 |
2434 |
2255 |
2090 |
1938 |
1799 |
1670 |
1552 |
1443 |
1342 |
10 |
3855 |
3522 |
3220 |
2946 |
2697 |
2472 |
2267 |
2080 |
1911 |
1756 |
1615 |
1486 |
1369 |
1262 |
1164 |
1074 |
Приложение № 7
БЛОК-СХЕМА СИСТЕМЫ ПРОГРЕССИВНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ЗА МАКСИМАЛЬНОЕ СНИЖЕНИЕ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ . 1 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ .. 2 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ (МОТИВАЦИИ) ЭКОНОМИИ МАТЕРИАЛЬНЫХ, ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ И ИНЫХ РЕСУРСОВ .. 3 3. КЛАССИФИКАЦИЯ И НОМЕНКЛАТУРА ФАКТОРОВ, 4 ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА СТИМУЛИРОВАНИЕ . 4 ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЭКОНОМИИ РЕСУРСОВ .. 4 4. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРОЕКТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МАСШТАБА ЭКОНОМИИ МАТЕРИАЛЬНЫХ, ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ И ИНЫХ РЕСУРСОВ .. 5 5. СИСТЕМА СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРОЕКТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗА ЭКОНОМИЮ МАТЕРИАЛЬНЫХ, ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ И ДРУГИХ ВИДОВ РЕСУРСОВ .. 8 ПРИЛОЖЕНИЯ .. 9
|