Методические рекомендации Методические рекомендации по установке знаков ограничения скорости на автомобильных дорогах (нормирование скорости движения)

МВД СССР

Всесоюзный
научно - исследовательский институт
безопасности
дорожного движения

СОГЛАСОВАНО
с Главным управлением Госавтоинспекции
МВД СССР

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО
УСТАНОВКЕ ЗНАКОВ
ОГРАНИЧЕНИЯ
СКОРОСТИ
НА
АВТОМОБИЛЬНЫХ
ДОРОГАХ

( Нормирование скорости движения )

Москва 1983

Ограничение скорости движения , действующее в нашей стране , в целом отвечает состоянию дорожной сети . Однако на опасных участках дорог возникает необходимость введения дополнительного местного ограничения . Прежде всего - это участки дорог , проходящие через населенные пункты , расположенные на кривых в плане малого радиуса , а также участки с недостаточной видимостью , узкой проезжей частью и низким коэффициентом сцепления колеса автомобиля с покрытием . Проведение мероприятий по ликвидации опасных участков дорог в короткие сроки связано с определенными трудностями , поэтому обоснованное местное ограничение скорости является одним из эффективных средств регулирования дорожного движения .

Методические рекомендации предназначены для работников ГАИ и служб эксплуатации автомобильных дорог .

Рекомендации подготовлены М . Б . Афанасьевым , Б . Н . Баваровым , В . В . Новизенцевым .

1 . Общие положения

1.1 . Ограничение скорости - один из наиболее распространенных методов регулирования дорожного движения , который применяется для повышения уровня его безопасности во многих странах мира ( приложение 1 ).

1.2 . Ограничение скорости движения может быть общим или местным .

1.3 . Общее ограничение вводится на всей дорожной сети страны с учетом состояния дорог , категории транспортных средств и классификации водителей . Такое ограничение скорости в СССР было введено Правилами дорожного движения с 1 января 1976 г .

1.4 . Местное ограничение скорости распространяется на отдельные опасные участки дорог . Это участки , при въезде на которые коэффициент безопасности наиболее быстроходных автомобилей ( отношение скорости на данном участке к скорости на подходах к нему ) меньше 0,6, а также участки с интенсивным движением пешеходов и зоны ремонтных работ и т . п .

1.5 . Величину местного ограничения скорости следует выбирать на уровне 85 %- ной обеспеченности по кумулятивной кривой фактически наблюдаемых скоростей движения на рассматриваемом участке по методике , приведенной в приложении 2 .

1.6 . На подходах к опасным участкам дорог знак 3.24 « Ограничение максимальной скорости » целесообразно устанавливать совместно с предупреждающим знаком , информирующим водителей о причинах вводимого ограничения . Например , на кривой в плане знак 3.24 устанавливается со знаком 1.11.1 или 1.11.2 ( рис . 1 ).

1.7 . Установка знака ограничения скорости , как правило , должна рассматриваться в качестве временной меры до устранения причин , вызвавших необходимость такого ограничения .

Рис . 1 . Пример расположения предупреждающего и запрещающего знаков на полной опоре

1.8 . Знак 3.24 « Ограничение максимальной скорости » следует устанавливать с табличкой 7.5.4, указывающей время его действия , если ограничение вводится на определенные часы , например , у школ , заводских проходных и т . п .

1.9 . Минимальный предел ограничения скорости на дорогах не должен быть ниже 40 км / ч , кроме случаев , когда ограничение вводится на участках со скользким покрытием ( гололедица , снежный накат ).

1.10 . Если максимально допустимая скорость ниже установленной Правилами дорожного движения , ограничение распространяется на весь транспортный поток .

2 . Местное ограничение скорости на опасных участках дорог

2.1 . Величина допустимой скорости движения в населенных пунктах зависит от их протяженности , расстояния от края проезжей части до линии застройки ( табл . 1 ), интенсивности пешеходного движения и т . п .

Таблица 1

Расстояние от края проезжей части до линии застройки , м

Допустимая скорость ( км / ч ) в населенных пунктах протяженностью

менее 1 км

более 1 км

Менее 5

50

40

5 - 10

60

50

10 - 15

60

60

15 - 25

70*

60

25 - 35

80**

70*

* Ограничение скорости в населенных пунктах , обозначенных знаком 5.24 ( с голубым фоном ).

** Ограничение скорости для легковых автомобилей и междугородных автобусов .

2.2 . Допустимую скорость движения в зоне пешеходных переходов , расположенных в населенных пунктах , рекомендуется определять с учетом интенсивности движения пешеходов :

Интенсивность движения пешеходов , чел / ч           Допустимая скорость , км / ч

Менее 50                                                                         60

50 - 100                                                                            50

Более 100                                                                         40

2.3 . В населенных пунктах , где в непосредственной близости от проезжей части дороги расположены магазины , столовые и т . д ., а стоянки для автомобилей не оборудованы , скорость движения рекомендуется ограничивать до 50 км / ч . При интенсивном движении пешеходов ( более 100 чел / ч ) предел допустимой скорости движения следует устанавливать также с учетом интенсивности их движения ( см . п . 2.2 ).

2.4 . Если протяженность участка между населенными пунктами не превышает 2 км и фактические скорости движения больше , чем в населенных пунктах , то при интенсивном движении ( более 500 авт / ч ) на таком участке дорог следует запретить обгон .

2.5 . Расстояние видимости - важнейший показатель транспортно - эксплуатационных качеств дорог . Во многих случаях он определяет выбор безопасной скорости движения .

2.6 . Величину ограничения скорости на участках дорог с недостаточной видимостью ( кривые в плане и профиле ) следует определять исходя из минимального расстояния видимости , обеспечивающего безопасность движения при данной скорости ( видимость встречного автомобиля1 ):

1 Видимость встречного автомобиля - расстояние , на котором предмет , установленный на высоте 1,2 м над проезжей частью , виден наблюдателю ( глаз его находится на высоте 1,2 м ).

Видимость встречного автомобиля , м                     Допустимая скорость движения , км / ч

Менее 100                                                                      40

100 - 120                                                                         50

120 - 150                                                                         60

150 - 200                                                                         70

200 - 250                                                                         80*

* Ограничение скорости только для легковых автомобилей и междугородных автобусов .

2.7 . На кривых в плане малого радиуса с обеспеченной видимостью допускается применение знака 5.18 « Рекомендуемая скорость ». Значение скорости в э том случае определяется по фактически наблюдаемым скоростям движения 50 %- ной обеспеченности ( см . приложение 2 ).

2.8 . В целях повышения пропускной способности на участках затяжных подъемов , имеющих дополнительную полосу , необходимо регламентировать минимальную скорость движения по полосам .

2.9 . Значение минимально допустимой скорости движения по левой полосе в сторону подъема ( рис . 2 ) определяют с учетом его длины :

Длина подъема , км                           Минимально допустимая скорость движения

по левой полосе , км / ч

0 ,5 - 0,7                                                                    60

0 ,7 - 1,0                                                                    50

Более 1,0                                                                  40

Значение установленной скорости указывают на знаке 5.8.3.

2.10 . Ограничение скорости движения на спусках целесообразно вводить , если спуск заканчивается кривой в плане малого радиуса , мостом с шириной проезжей части , равной или меньшей ширине проезжей части дороги и т . д . При определении максимального предела ограничения скорости в конце спусков необходимо учитывать дорожные условия :

Дорожные условия в конце спуска              Допустимая скорость , км / ч

Радиус кривой , м :

менее 100                                                        40

100 - 200                                                         50

200 - 400                                                         60

Ширина проезжей части

малого моста и дороги

равна                                                               60

меньше на 1 м                                                40

Рис . 2 . Применение знака 5.8.3 для введения минимально допустимой скорости движения по левой полосе

2.11 . На прямых горизонтальных участках дороги перед малыми мостами с узкой проезжей частью максимально допустимая скорость определяется для всего транспортного потока :

Ширина проезжей части моста и дороги                       Допустимая скорость , км / ч

Равна                                                                                   70

Меньше на 1 м                                                                    50

2.12 . Предел ограничения скорости на мокром покрытии выбирается с учетом следующих значений коэффициента сцепления ( j ):

50 км / ч при j = 0,35 ¸ 0,45;

40 км / ч при j = 0,25 ¸ 0,35.

2.13 . Дополнительное средство нормирования скорости и повышения уровня безопасности дорожного движения в определенных условиях - частичное или полное запрещение обгонов .

2.14 . Ограничение обгонов должно вводиться на основе анализа интенсивности и состава транспортного потока , геометрических элементов дороги , фактической видимости , погодно - климатических условий , состояния покрытия и т . д .

2.15 . Периоды , на которые вводится ограничение обгонов , должны определяться с учетом изменения интенсивности движения ( табл . 2 )

Таблица 2

Вводимая мера

Ширина проезжей части , м

Интенсивность ( авт / ч ), свыше которой рекомендуется ограничивать обгон при состоянии покрытия

сухом

мокром

Запрещение обгона грузовым автомобилям

6,0 - 6,5

300

170

7,0 - 7,5

500

300

9,0 - 9,5

700

400

Полное запрещение обгона

6,0 - 6,5

500

300

7,0 - 7,5

750

500

9,0 - 9,5

800

700

3 . Введение повышенного предела ограничения скорости вне населенных пунктов

3.1 . Скорость транспортных средств может быть увеличена на участках дорог , где условия обеспечивают безопасность движения с более высокими скоростями ( п . 9.5 Правил дорожного движения ). На таких участках устанавливают соответствующие дорожные знаки .

3.2 . Повышенные пределы скорости ( для легковых автомобилей - до 110 км / ч , грузовых - до 80 км / ч ), как правило , вводятся на дорогах , имеющих не менее четырех полос для движения в обоих направлениях , разделительную полосу и пересечения в разных уровнях . При этом устанавливается знак 3.24 с табличками 7.4.1 и 7.4.3 ( рис . 3 ).

3.3 . Введение повышенного предела скорости допускается и на дорогах с четырьмя полосами движения , проходящими через населенные пункты , при наличии разделительной полосы и отсутствии пересечений в одном уровне . В этом случае величину верхнего предела скорости определяют на основе анализа данных о дорожно - транспортных происшествиях и режимах движения .

Рис . 3 . Применение знака 3.24 с табличками 7.4.1 и 7.7.3 для введения повышенного предела скорости движения на автомагистралях

4 . Ограничение скорости в местах проведения работ

4.1 . В целях обеспечения безопасности дорожного движения в зоне ремонтных работ , как правило , возникает необходимость ограничения скорости движения транспортных средств .

4.2 . Непосредственно в зоне работ на дорогах вне населенных пунктов ограничивать скорость ниже 40 км / ч нецелесообразно . Более низкие пределы скорости допускается вводить в тех случаях , когда характер ремонтных работ и качество покрытия не обеспечивают безопасности дорожного движения с этой скоростью .

4.3 . На подходах к участку , где проводятся работы следует вводить ступенчатое ограничение скорости движения . Оптимальный интервал скоростей между двумя последовательно установленными знаками - 20 км / ч . Знаки располагают на расстоянии 150 - 200 м .

4.4 . Выбор допустимой скорости движения зависит от характера и места работ ( обочина , полоса движения , разделительная полоса и т . д .).

4.5 . При ремонтных работах на обочине двухполосных дорог движение рекомендуется организовывать по схеме ( рис . 4 ). Скорость движения на подходах к таким участкам должна быть ограничена до 50 км / ч .

4.6 . Если ремонтные работы ведутся на одной из полос двухполосной дороги , транспортные средства пропускают по свободной полосе в обоих направлениях ( рис . 5 ). Для постепенного ограничения скорости движения автомобилей за 400 м до начала ремонтируемого участка устанавливается знак 3.24 со значением скорости 60 км / ч , а за 200 м - со значением 40 км / ч .

Рис . 4 . Организация движения при ремонтных работах на обочине двухполосных дорог

Рис . 5 . Организация движения при ремонтных работах на полосе движения двухполосной дороги

4.7 . При ремонтных работах на одной полосе трехполосной дороги движение организуют по схеме , приведенной на рис 6 . За 400 м до начала опасного участка необходимо установить знак 3.24 со значением скорости 60 км / ч , а за 200 м - со значением 40 км / ч .

4.8 . Расстановка знаков , предупреждающих о ремонтных работах на внешней полосе четырехполосной дороги с разделительной полосой , осуществляется по рекомендуемой схеме ( рис . 7 ). Для ступенчатого ограничения скорости за 500 м до начала участка устанавливается знак 3.24 со значением скорости 70 км / ч , а за 350 м - со значением 50 км / ч .

Рис . 6 . Организация движения при ремонтных работах на полосе движения трехполосной дороги

Рис . 7 . Организация движения при ремонтных работах на четырехполосной дороге с запрещением движения по одной полосе

Если интенсивность движения по левой полосе превышает 400 авт / ч и в составе потока имеются грузовые ( более 40 %), а также крупногабаритные автомобили , дорожные знаки , установленные на обочине , должны быть продублированы на разделительной полосе .

4.9 . При дорожных работах , проводимых на половине проезжей части четырехполосной дороги с разделительной полосой , знак 3.24 устанавливается за 300 м до начала участка со значением скорости 60 км / ч , а за 100 м - со значением 40 км / ч ( рис . 8 ).

4.10 . Указатель перестроения на другую проезжую часть рекомендуется изготавливать по аналогии со знаком 5.31. « Схема объезда » ( на желтый фон наносятся обозначения черного цвета ).

Рис . 8 . Организация движения при ремонтных работах на четырехполосной дороге с запрещением движения по двум полосам

Приложение 1

Эффективность систем ограничения скорости, существующих в различных странах

Во многих странах , начиная с 1974 г . наблюдается тенденция к снижению числа погибших в ДТП ( табл . 3). В значительной степени это обусловлено ограничением скорости во время энергетического кризиса . Установлено , что в случае возникновения ДТП при скорости 100 км / ч вероятность смертельного исхода в 4 раза выше , чем при скорости 70 км / ч . В США , благодаря введению ограничения скорости , только в период с 1974 по 1977 г . была сохранена жизнь 16 тыс . человек . В СССР скорость на автомобильных дорогах ограничена с 1 января 1976 г . Анализ аварийности за 1976 - 1980 гг . позволяет предположить , что показатели аварийности в среднем стабилизировались на уровне 1975 г .

Положительный эффект от введения ограничения скорости достигается лишь в том случае , если водители соблюдают установленные скоростные пределы , и на дорогах организован постоянный контроль за скоростным режимом .

Об этом свидетельствуют итоги Всесоюзного рейда « Скорость », проведенного с 1 по 10 июля 1977 г . в соответствии с указанием МВД СССР от 18 марта 1977 г . № 41. За этот период количество ДТП , возникших по вине водителей , снизилось на 12 % по сравнению с показателями за аналогичный период 1976 г ., погибших - на 9 % и раненых - на 11,7 %. Количество происшествий , возникших вследствие превышения установленной скорости , сократилось на 16,8 %, а число погибших и раненых в них - соответственно на 18 и 14,4 %.

Из - за ослабления контроля за скоростным режимом на одной из дорог Московской области (1977 г .) средняя скорость движения по сравнению с 1976 г . увеличилась на 9,6 %, причем скорость превысили 11 % водителей легковых автомобилей и 15 % грузовых . Это обстоятельство сказалось и на основных показателях аварийности . За год количество ДТП , число погибших и раненых в них увеличилось соответственно на 21; 12,8 и 35 %.

Наблюдения показывают , что ограничение скорости способствует не только снижению уровня аварийности , но и формированию однородного транспортного потока благодаря уменьшению диапазона между максимальными и минимальными скоростями . Скорость сообщения ( средняя скорость прохождения маршрута с учетом задержек в пути ) остается неизменной или снижается , но незначительно .

Таблица 3

Страна

Год введения ограничения

Ограничение скорости для легковых автомобилей , км / ч

Количество погибших , тыс . чел .

1973

1974

1975

1976

1977

1978

1979

1980

1981

США

1973

88

55,6

46,2

46,6

45,4

46,88

50,0

51,1

52,6

-

ФРГ

1973

100

16,3

14,6

14,9

14,8

14,97

14,66

13,2

13,0

11,8

Франция

1974

90

15,5

14,2

13,2

13,6

13,1

12,8

12,8

12,5

12,4

Италия

-

100

10,7

9,6

9,5

8,9

8,22

8,0

8,3

8,5

-

Япония

1973

60, 100

14,6

11,4

10,8

9,7

8,9

8,8

8,5

8,8

8,6

Австрия

1973

100

2,5

2,2

2,2

1,9

1,86

1,88

1,9

1,74

-

Бельгия

1971

90

2,9

2,7

2,5

2,5

2,5

2,63

2,33

2,4

-

Финляндия

1973

80

1,1

0,86

0,91

0,8

0,7

0,6

0,65

0,55

-

ВНР

1975

100

1,8

1,8

1,8

1,9

1,6

1,8

2,0

1,75

1,63

ГДР

1964

90

2,1

2,0

2.1

2,3

2,42

2,64

2,3

2,0

2,0

Окончание табл . 3

Страна

Изменение числа погибших

% 1974 г . к 1973 г .

%1975 г к 1974 г

% 1976 г . к 1975 г .

% 1977 г . к 1976 г .

% 1978 г . к 1977 г .

% 1979 г . к 1978 г .

% 1980 г . к 1979 г .

% 1981 г . к 1980 г .

США

-17,0

+0,9

-2,6

+3,2

+6,3

+2,2

+2,9

-

ФРГ

-10,4

+2,1

-0,7

+0,1

-2,1

-10,3

-1,5

-9,2

Франция

-8,8

-6,9

+3,0

-3,7

-2,3

-4,7

+2,5

-0,8

Италия

-10,3

-1,1

-6,3

-0,7

-2,7

+3,75

+2,4

-

Япония

-22,0

-5,3

-10,2

-8,2

-1,1

-3,4

+3,5

-2,3

Австрия

-12,0

0

-13,6

-3,1

+1,0

+1,1

-10,5

-

Бельгия

-7,0

-14,8

+8,6

± 0

+4,0

-1,5

+4,3

-

Финляндия

-18,2

+5,2

-12,1

-12,2

-14

+8,3

-15,4

-

ВНР

-

+5,6

-15,8

+12,5

+11

-2,5

-11,1

-

ГДР

-4,8

+5,0

+9,5

+5,2

+9,1

-1,5

-13

0

Ограничение скорости оказывает существенное влияние и на экономию топлива . По данным США , реальный расход топлива благодаря введению ограничения скорости движения в 1974 г . уменьшился по сравнению с 1973 г . на 3,7 млрд . л . Расчеты , выполненные во ВНИИБД МВД СССР после введения ограничения скорости в 1976 г ., показали , что по сравнению с 1975 г . экономический эффект от снижения расхода топлива в целом по стране составил около 45 млн . руб . Данные , полученные в ГДР , свидетельствуют , что снижение предела скорости позволило сократить удельный расход топлива в среднем на 0,6 л /100 км для легкового автомобиля , на 0,8 л /100 км - для мотоцикла , на 0,3 л /100 км - для грузового автомобиля .

В ходе исследования , проведенного в 1981 - 1982 гг . ВНИИБД МВД СССР , установлено , что на двухполосных дорогах при введении ограничения скорости движения 60 км / ч вместо 70 км / ч ( при интенсивности движения 250 - 400 авт / ч в одном направлении ) экономия топлива для грузовых автомобилей достигает 4,5 ¸ 5 %.

В настоящее время ограничение скорости действует в большинстве стран мира , причём применяется как общее , так и местное ограничение скорости ( табл . 4). Система ограничения скорости учитывает во многих случаях категорию дорог , характеристики транспортных средств , другие факторы .


Таблица 4

Категория дороги

Категория транспортного средства

Ограничение скорости , км/ч

ФРГ

Австрия

НРБ

Дания

США

Финляндия

Франция

ВНР

Италия

ГДР

Англия

Швеция

СССР

Автомагистрали

А

130*

130

100

100

88

120

130

80

130

100

112

110

70

В

130*

130

120

100

88

120

130

100

140

100

112

110

80

С

80

80

100

70

88

90

90

80

80

80

112

90

70

Д

80

100

100

70

88

100

130

80

80

80

112

90

70***

Автомобильные дороги

А

130*

100

70

80

88

80**

110

70

130

80

112

110

70

В

130

100

80

80

88

80**

110

80

140

80

112

110

90

С

80

70

70

70

88

80

110

70

60

80

64

90

70

Д

80

80

70

70

88

80

110

70

60

80

80

90

70***

Прочие

А

100**

100

70

80

88

80**

90

70

100

80

97

70

70

В

100**

100

80

80

88

80**

90

80

110

80

97

70**

90

С

80

70

70

70

88

80

90

70

60

80

64

70

70

Д

80

80

70

70

88

80

90

70

60

80

80

70

70***

* Максимальная скорость , превышать которую не рекомендуется .

** Дорожные знаки могут разрешать более высокую скорость движения .

*** Междугородные автобусы могут двигаться со скоростью 90 км / ч .


Приложение 2

Методика обработки данных наблюдений за скоростями движения автомобилей

Необходимое количество замеров скоростей движения определяют с учетом интенсивности движения . С ее увеличением разница в значениях скоростей отдельных автомобилей в потоке снижается , поэтому количество замеров можно уменьшить :

Интенсивность движения                      Необходимое количество замеров

в одном направлении , авт / ч

Менее 50                                                     150

50 - 100                                                       100

100 - 200                                                     70 - 100

Более 200                                                    50 - 70

Полученные результаты заносят в таблицу ( табл . 5) и обрабатывают методами математической статистики .

Таблица 5

Разряды , км / ч

Сводка

Частота , ед.

Частость , %

Накопленная частость , %

35 - 40

3

2,2

2,2

40 - 45

19

13,8

16,0

45 - 50

20

14,5

30,5

50 - 55

29

21,0

51,5

55 - 60

44

31,9

83,4

60 - 65

11

8,0

91,4

65 - 70

6

4,3

95,7

70 - 75

5

3,6

99,3

75 - 80

1

0, 7

100

Всего                                                 138

Используя данные табл . 5, строят кривую распределения и кумулятивную кривую , на основании которых делаются выводы о скоростях движения . При построении кривой распределения ( рис . 9, а ) по вертикальной оси откладывают значения частостей , по горизонтальной - разряды . Кумулятивную кривую значений скоростей движения строят на основе данных о величине накопленных частостей в каждом разряде ( рис . 9, б ). Значения скоростей при 85 %- ной обеспеченности принимают за максимально допустимые на данном участке и по ним вводят местное ограничение скорости движения . Значения скорости при 50 %- ной обеспеченности принимают в случае установки знаков 5.18 « Рекомендуемая скорость » ( на рис . 9 такое значение соответствует скорости 51 км / ч . В последующем это число округляется ).

Рис . 9 . Обработка результатов наблюдений :

а - кривая распределения ; б - кумулятивная кривая

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения . 1

2. Местное ограничение скорости на опасных участках дорог . 2

3. Введение повышенного предела ограничения скорости вне населенных пунктов . 4

4. Ограничение скорости в местах проведения работ . 5

Приложение 1. Эффективность систем ограничения скорости, существующих в различных странах . 7

Приложение 2. Методика обработки данных наблюдений за скоростями движения автомобилей . 11