Наставление пикетажисту при изысканиях автомобильных дорог

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР

СО Ю ЗДОРПРОЕК Т

УТВЕ Р ЖДЕНО

Союздорпроекто м

28 сентября 1956 г.

НАСТАВЛЕНИЕ ПИКЕТАЖИСТУ
ПРИ ИЗЫСКАНИЯХ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
АВТОТРАНСПОРТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Москва 1957

СОДЕРЖАНИЕ

I. Общие положения . 1

II. Инструменты .. 2

III. Организация полевых работ . 4

IV. Измерение линии и закрепление трассы на местности . 6

V. Заполнение полевого журнала и зарисовка ситуации . 23

VI. Камеральная обработка . 28

VII. Приложения . 29

Приложение 1 Ведомость линейных промеров трассы .. 29

Приложение 2 Таблица поправок за наклон линии к горизонту ΔД .. 30

Приложение 3 Форма акта о сдаче геодезических знаков, подлежащих охране . 30

Приложение 4 Таблица минимальных расстояний между концами круговых кривых, необходимых для разбивки переходных кривых при сочетаниях различных радиусов закруглений . 32

Приложение 5 Таблица для полевого определения напряжения линии электропередачи . 33

Приложение 6 Мерные приборы проволочного типа . 33

I . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

§ 1. «Наставление пикетажисту» разработано в ра з витие соответствующих п унктов «Ин струкц ии по произ водству топ ог рафо-г еодези чески х работ при и зыскани ях автомобильных дорог» (Авт отран сиз дат , 1956 г.), состав ленн ой Сою здо рпроектом .

С выходом настоящего наставления отменяется « На ставление пикетажисту при производстве подробных технических изысканий автомобильн ых дорог» (Дори зд ат , 1939 г.), составленное Гуш ос дором НКВД СССР.

§ 2 . Пикетаж является составным элементом измер и тельных геодезических работ по разбивке трассы на местности, подготовляющим линию для нивелирования.

§ 3. В задачу пикетажа входят: измерение горизонтального пр и ложени я линии по заранее определенному и провешенному направлению; закрепление и змеренной линии на местности; съемка (зарисовка) ситуаци и п ри трассовой полосы.

§ 4. Пикетаж линии осуществляется звеном под руководством старшего техника-пикетажиста, н азн ачаемого из состава изыскательской партии. В сложных условиях пикетажистом назначается инженер.

§ 5. Обязанности пикетажиста. Пикетажист про и зводит пи кетаж трассы (по основному ходу и вариантам), а также измеряет бази сы для определения неприступных расстояний и планового обоснования при съемках площ адей, привязочны е хода к пунктам государственной геодезической опорной сети и выносным знакам закреплен ия трассы, живые сечения тальвегов, морф остворы и гидростворы при и зысканиях мостовых переходов.

Кроме того, в обязанности пикетажиста входят:

а) приемка инструмента и наблюде н ие за его хранением (см. § 7);

б) организация заготовки пикетных кольев, закрепительных столбов и реперов (через завхоза партии);

в) ведение пикетажного журнала и ежедневная сверка его с журналами других видов работ;

г) сбор да н ных по землепользованию, сносу строений;

д) ведение табеля;

е ) камеральная обработка материалов.

Пикетажист также выполняет отдельные поручения начальника партии.

§ 6. Закрепление трассы столбами, реперами, каменным и пирамид ами, земляными конусами и пр. рекомендуется производить специально выделенным звеном, руководимым техн иком, десятником или опытн ым квали фициров ан ным и грамотн ым рабочим, причем этот вид работ , в зависимости от конкретных условий, может опережать пикетаж или отставать от него, ни при каких услови ях не задерживая промер линии.

Общую ответственность за закрепление трассы несет пи кетажист.

II . ИНСТРУМЕНТЫ

§ 7. По прибытии в район изысканий пикетажист получает от начальника партии (отряда) под расписку следующ и е инструменты и имущество, необходимые для работы.

№ п/п

Наименование

Количество

1

2

3

А. Геодезические инструменты

1

Ленты стальные 20-метровые ..................................

 для промера линии

2

2

Шпильки на двух кольцах (2 к омплекта) в чехлах .

12

3

Рулетки стальные или тесьм яны е, 10- или 20-метровы е (д ля съемки ситуац ии) .....................................

1

4

Экл и метр (д ля измерени я уг лов н аклон а) ........................................................................................................

1

5

В е шка с круглым уровнем к ней и отве с на шнуре (для п ромера линий , н аклонн ых к горизонту) или реп ки ватерп асов очны е ................................................................................................................................

1 (2)

6

Уровень п лотн ичн ый (д ля измерения горизонтального п ролож ени я уступами при ватерпасовке) .

1

7

Эккер (для восстановления перпенд и куляров к трассе) ................................................................................

1

Б. Ш анц ев ый инструмент и и мущество

1

То п оры в че хл ах (для заготовки и забивки пикетных кольев) .......................................................................

1 -3

2

Ло м легки й (для п робив ки лун ок в тве рдом грунте в месте заби вки пи кетн ых кольев ) или клин с кув алдой ....................................................................................................................................................................

1 ( 2 )

3

П и ла поперечн ая (для заготовки пи кетных кольев) ........................................................................................

1

4

Лопаты железные (для окучива н ия пикетных кольев) ...................................................................................

1-2

5

Напильник и слесарн ые и трехгранн ые ..............................................................................................................

По п отребности

6

Костыли железные, гвозди, штыри (для закрепления трассы) .....................................................................

То же

7

Мешк и джутовые или брезен товые (для переноски пикетных кольев) .....................................................

2

8

Сумка полевая .........................................................................................................................................................

1

9

Нож и перочинные ..................................................................................................................................................

1

10

Кист и и краски (для закрепления трассы) .........................................................................................................

По потреб н ости

11

Машинное масло и керосин в п осуде (для смазывания ленты) ..................................................................

То же

В. Техническая литература и чертеж но -канц елярски е при надлежности

1

Наставление пикетажисту .....................................................................................................................................

1

2

Таблицы для разб и вки круговых и переходных кривых, а в горной местности также таблицы разбивки серпантин ...............................................................................................................................................

1 -3

3

Журналы пикетажные ...........................................................................................................................................

По п отребн ости

4

Каран д аши пикетажные (для н адписей на кольях) и простые; резин ки мягкие; шнур для подвешивания резинки и карандаша .................................................................................................................

То же

5

Блокноты или бланки служебных записок; (для связи с трассировщиком и нив елировщиками); бланки полевых табелей (для у чета работ) .......................................................................................................

»

6

Чертеж н о-канц елярски е принадлежн ости для камеральных работ (бумага ватманская и писчая, линейки, угольники, карандаши и резинки чертежные, транспортир и пр.) ............................................

»

7

Бланки необходимых ведомостей .......................................................................................................................

»

§ 8. Приемка инструментов. До выезда на полевы е ра боты пикетажист обязан приня ть участие в отборе и проверке годности и нструмен тов и рабочего ин вентаря.

Основным инструментом пикетажиста является стальная измерительная двадцатиметровая лента с комплектом шпилек.

При получении со склада новых лент по документам склада (геокамеры) проверяется наличие клейма Государстве н ного метрологического учреждения о проведенной п роверке (к омп ари ровании ) лент.

Старые клепа н ые ленты разрешается применять при ус лови и и х проверки и только в том случае, если лента состои т н е более чем из трех частей.

При отсутстви и клейма о компари рован ии на новой лент е (а для старых лент - в о всех случаях) производится сверка ленты с нормальной (комп ари рованн ой ) лентой, которая служи т эталоном. Для этого и спытываемую ленту укладывают на горизонтальную п оверхность и, прид ав ей одинаковое натяжение с эталоном, определяют разн ость длин ы Δ l как полную, так и частну ю , на всех проме жуточных делен иях. В случае, если получаемая лента окаже тся неверн ой и ее не возможно замени ть, то в измерения расстоян ий вводи тся си стематическая поправка и длин а линии будет определяться по формуле: L = (20 ± Δl ), где: L - длин а лин ии , n - число ц елых лент, уложенных при измерении ленты; Δ l - разница в длине между лентой и эталоном. При этом, если лента окажется длиннее эталона, то при измере н ии лини и этой лентой н адо поправ ку Δ l пр и бавлят ь (и н аоборот: лента короче - поправку отн имают). По абсолютной величине Δ l не должна пре в ышать ±3 мм .

Р и с. 1. Измери тельн ая лента: а - оформление конца ленты; б - н умерац ия ли цевой и обо ротной сторон ленты

1 - р учки; 2 - ла тун ь; 3 - вы рез д ля постан ов ки шпи ль ки; 4 - сталь; 5 - н улевой шт рих; 6 - ли цев ая сторон а ленты; 7 - об оротная сто рона ле нты; 8 - бляхи с ци фрами (кратн ые метра м); на полуметров ых делени ях круглые накладки без ци фр

Кроме длины, проверяется правильность нумерации метровых делений ленты (рис. 1 , а), наличие пластинок полуметровых делений и дециметровых отверстий. На ри с. 1, б показано оформление конца ленты. Лента должна быть прямолин ейной, ее поверхность - чи стой, не погн утой , без трещин , ржавчины, заусен цев и други х изъян ов .

Проверяется также исправн о сть металлического кольца, на которое наматывается лента, и правильность ввертыван ия и закрепления стопорных винтов.

Ш пи льки должн ы быть прямые, с заостренн ыми концами, дли ной 30-4 0 см и диаметром 5-6 мм (в зави симости от ши ри ны вырезов в латунных кон цах ленты).

У рулеток проверяется общая длина и прав и льность всех сантиметровых делений. Данные проверки лент и рулеток выписываются на первой страни це пикетажного журнала.

§ 9. Правила обращения и хранения инструментов. Стальные мерные ленты и рулетки ломаются от небрежного обращения с н и ми , поэтому при разматывании ленты с кольца нельзя допускать образования петель. Разматывание производится двумя рабочими, находящимися друг против друга. Один из рабочих бер ется за конец ленты, а другой удерживает на весу кольцо с намотан ной лентой, и оба рабоч их постепенно расходятся. Схема разматывани я и зображена на рис. 2. При измерен иях по сущ ествующим дорогам н еобходимо уби рать ленту в сторон у во в ремя прохождения транспорта. При п ереходах рабочие должны все время держать кон цы ленты в руках, н е отпуская их.

Рис. 2. Разматыван и е ленты

Инструмент необходимо содержать в чистоте. Перед навертыванием на кольцо ленту необходимо очищать от грязи. Сталь подвержена ржавчине, поэтому при работе в сырую погоду необходимо по возвраще н ии на стоянку немедленно развернуть мерную ленту (рулетку), тщательно вытереть ее и промазать. Промазку керосином (машинным маслом, вазели ном) необходимо время от врем ени повторять также и при длительном сроке хранения.

Во избежание поломки полотн о металлической рулетки надо вытягивать из футляра (кобуры) и сматывать в футляр по касательной. Если при вытягивании полотно застрянет, то нужно снова втянуть его в кобуру и слегка встряхн уть, чтобы витки уложились в ряд. Св ерты вая рулетку, надо вращать ручку по часовой стрелке, следя при этом, чтобы вн утрь кобуры не попали грязь, пыль и влага.

Т есьмяны е рулетки легко портятся от влаги, поэтому мокрую тесьму надо перед свертыванием в кобуру тщательно вытереть, а затем при первой возможности вытян уть из кобуры и развесить в теплом помещении или на воздухе в солн ечн ую погоду для просушки.

III . ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛЕВЫХ РАБОТ

§ 10. Рабочее звено (бригада) для производства пикетажа организуется в следующем составе:

1. Старший тех ни к-пикетажист (в сложных условиях, например, в горной местности - инженер)

2. Рабочи й IV разряда (сзади на ленте) - 1

3. Рабоч и е III       »                                     - 3,

и з них один совмес тно с рабочим IV разряда промеряет линию лентой, другой забивает пикетные колья и третий подносит колья на трассу, окапывает их или окучивае т камнями.

Пр и работе в сильн о пересеченной или горной местности , а также при проходе через крупные населен ные пун кты состав бри гады пополн яется техником для помощи пикетажисту при обмере строен ий, съемке ситуации, зари совке рельефа и пр.

В случаях производства ватерпасовки (см. § 22) добавляется один рабочий III разряда.

Пр и работе в лесу (по готовой просеке, проложенн ой при трассировании) бригада пополняется одним рабочим III разряда для заготовки пикетных кольев на месте.

Кроме того, по условиям техники безопасности добавляются рабочие в количестве, зависящем от обстановки :

а) при изысканиях по су щ ествующим автомобильн ым дорогам - для регулирования автомобильного и прочего движения;

б) в местах, опасных для изыскателей (оползни, обрывы, крутые косогоры, зоны осыпей, обвалов и т.п.) - для сигнализации, подвешивания на веревках, проб и вки тропы и пр.

Звено по закреплению трассы (см. § 6) состоит и з двух-трех рабочих, имеющих топор, пи лу, 2 лопаты, лом, 3 вешки, ш нур и специ альные колья с н асаженными на них обрезками железных труб (см. § 29).

§ 11. До начала работы в поле пикетажист об я зан озн акомить рабочих с общим порядком работ, правилами техни ки безопасности и сигнализации, обучи ть способу производства работ - протягиванию ленты, закр еплени ю точек кольями, обращен ию с инструмен том и бе режному отношению к нему, а также дать задан ие завхозу партии на своевременную заготовку и доставку на трассу достаточного количества пикетных к ольев, столбов, ре перов , железн ых труб и маячных вех для закреп лени я трассы.

§ 12. Загото в ка пикетных кольев. Колья, как прав и ло, заготовляют цен трализованн ым способом на осн овн ой базе экспед иции или партии и доставляют на трассу автомоби лями, подводами или другими ви дами тран сп орта, в зависимости от н аличия д орог и местных условий .

Р и с. 3. Пикетные колья: а - точка; б - с торожок

Пикетные колья разделяются на «точки» и «сторожки». Точки предназначены для постановки на н их реек при нивелировании трассы, для чего они должн ы и меть ровн ую горизон тальн ую поверхность. На сторожках дел ае тся зате с для н адписи.

Разм е ры пикетных кольев указан ы на рис. 3, а и б .

Точки и сторожки большей длины применяются в мягких гру н тах, меньшей длины - в твердых. На болотах сторожки могут быть длиной до 1 м . На пахотн ых угодьях длин а точек увеличивается до 30-4 0 см (в зависимости от глубин ы вспашки ).

§ 13. Заготовка столбов и временных реперов. Столбы и реперы, как и пи кетные колья, заготовляют либо цент рали зованн о на основной баз е экспедиции или парти и, либо на лесном участке трассы, с доставкой на трассу автомобилями, подводами и ли други ми видами транспорт а.

Р и с. 4. Закрепи тельные знаки: а - закрепительный столб; б - временный репер

Закрепительные столбы и временные деревянные реперы и зготовляют из ошкуренного круглого леса. Сверху и х затесывают на конус, а с лицевой стороны делают срез для н адпи си; на реперах, кроме того, устраивают, выступ для постановки рейки, куда забивается заершенный гвоздь или штырь. Нижняя часть столба (репера), закап ываемая в землю, не ошкуривается. Крестовина, обесп ечи вающ ая уст ойчивость зн ака, устраивается из двух брусьев, вставляемых взаимно перпенди кулярно в пазы.

Размеры закрепительных знаков показаны на р и с. 4, а и б.

§ 14. Связь пикетажиста с трассировщиком, у гломерщ иком и нивелировщиками осуществляется путем оставления запи сок на заменк ах.

§ 15. Пик е тажи ст ежедн евно ведет п олев ой табель своих работ, куда зан осит сведен ия о характере и объеме проделан ной работы, а также о рабочи х и использ ов анном транспорте.

IV . ИЗМЕРЕНИЕ ЛИНИИ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТРАССЫ НА МЕСТНОСТИ

§ 16. Измерение расстоя н ий прои зводи тся 20-метровой стальной лентой по з аранее провешенн ому направлени ю, закрепленн ому временн ыми вешками (« заменк ами») во время трасси рования линии . При проме ре количество вешек в створе (спереди или сзади ленты) должно быть не менее двух.

§ 17. Промер должен быть двойной, пр и чем относительная разность между первым и вторым промерами не должна превышать 1/1000.

Второй промер может производиться л ю бым прибором, дающим достаточн ую точн ость; в частности, рекомендуется примен ять оптический дальн омер. При кон трольном определен ии расстояни й нитян ым дальн омером допускается расхождени е 1/ 200 .

С равн ени е ре зультатов обоих промеров в едется от одн ой вершины угла до другой, но отн юдь н е по пикетам, которые при контрольном промере плюсуются как промежуточн ые точки.

За окончатель н ое протяжени е прини мается сре дне е арифметическое двух измерений , оформляемое составлением ведомости линейн ого промера (форма дается в приложении 1).

§ 18. Лента пр и промере укладывается по пове рхности земли и н атягивается ме жду шпи льками , вкалываемыми в землю через спец иальн ые вырезы, и меющиеся на обоих конц ах ленты (см. § 8). Во избе жа ни е си стематического н акоп лен ия ошибок при и змерении, натягивание ленты производи тся равномерн о и с оди наковой силой. При укла дке по створу вех лента встря хи вается; при этом, во избежани е поломки ле нты, н ельзя допускать перегибов ленты и закручивания ее в петли и спирали.

§ 19. Промер л и нии ведется двумя рабочими в следующей последовательности:

а) н ачин ая промер, передн ий рабочий получает пять шпилек, а задн ий - одну шпильку, которую он ставит в н ачальной точке;

б) п е ре дний рабочий протягивает ленту впере д по створу на в сю ее длину, а задний рабочий зацепляет концевым вырезом ленты за поставленн ую в начальной точке шпи льку и, придерживая ее одной рукой, движен иями другой руки подает переднему рабочему сигналы, уточняющи е положение ленты в створе линии; передний рабочий сначала втыкает шпильку без ленты, а затем, по тряхивая и натягивая ленту, устанавливает шпильку в вырезе ленты окончательно. При этом он держит остальные шпильки в пучке горизонтально, остриями н аружу (от себя), помогая этой же рукой натягивать ленту;

в) по мере продвижения по и змеряемой линии передний рабочий ставит шпильки, а задний собирает их на кольцо;

г) поставив последн ю ю шпильку, передни й рабочий сообщает: «пикет!». При этом пикетажист подходит к переднему концу ленты и наблюдает за последующей передачей шпилек;

д) задний рабочий вынимает поставленную шпильку из в ыреза своего конца лен ты, идет к переднему рабочему и передает ему свои пять собранных шпилек, после чего возвращается к. заднему концу ленты. Передний рабочий берет свой конец ленты и протягивает ее дальше;

е) последняя шп и лька, поставленная первым рабочим, сни маетс я и замен яется пикетной «точкой» после того, как будет окон чате льно поставлена следующая шпилька;

ж) есл и рабочи м приходится отойти от ленты (при поперечных промерах), то они оставляют воткнутые шпи льки в своих концах ленты, а собранные кладут рядом на землю.

§ 20. Пик е тажист разрешает протягивать ленту не раньше, чем будут записаны в се необходимые данные и сделан ы все требующиеся привязки и поперечные промеры.

§ 21. Промеренные расстояния по наклонным ли н иям прив одятся к горизонту.

Поправка за угол наклона вводится при уклонах местности более 3°, по формуле , где:

Д -      измеренная длина по наклон н ой плоскости на местности;

α -      угол наклона линии к горизонту;

ΔД -   поправка, на которую уменьшается длина Д.

Табл и ца поправок дана в приложении 2.

Определение величины угла н аклона прои зводится любым угломерным ин струментом с точн остью до 30′. Если и змерение производится теодоли том при трассирован ии линии, то пикетажисту оставляется на заменк е записка с необходимыми данными: величинами углов наклона и схемой переломов ската.

При пользовании эклиметром измерение углов наклона производит сам пикетажист по схеме, показанной на рис. 5.

Р и с. 5. Схема измерени я углов наклона эклиметром:

1 - эклиметр; 2 - в ешка по отвесу

Пр и определении длины лин ии по дальномеру поправка за наклон ли нии подсчитывается по формуле:

Δ Д = Д sin 2 α .

§ 22. На крутых склонах рекомендуется проектировать лин и ю на горизон тальную п лоскость непосредствен но на местность, для чего при уклонах крутизной от 80 ‰ до 200 ‰ промер линии производи тся горизонтальными уступами, частями ленты дли ной 5-1 0 м , удерживаемыми по возможности горизонтально.

При этом лента одним из своих метровых деле ни й прикладывается к поверхности склона, а от нулевого штр и ха при подн ятого конца, как показано на ри с. 6, а, трижды роняют шпи льку; за окончательн ое положение шпи льки при нимается геометрический центр об разовавшегося треугольника.

При таком промере необходимо быть внимательным , чтобы н е сбиться с общ его счета шпилек, так как нормальный ход промера нарушается.

При укло н ах более 200 ‰ вместо измерения лентой разрешается при менять ват ерп ас овку с соблюдением верти кальности одн ой из реек по отвесу и горизонтальности другой - по уровню. Однако не следует применять ватерпасовку значительных отрезков, ввиду малой точности этого способа.

Р и с. 6. Схема измерения лини й горизонтальными уступами:

а - участкам и ленты; б - с п рименением треугольника, подв ешив аемого точн о на середине шнура

1 - шп и лька; 2 - вешка; 3 - треугольн ик; 4 - шнур

Взамен реек и уровня могут быть пр и менены лента, рулетка, гибкая н ераст яжим ая проволока и ли н едеф ор м ирующий ся (вываренный в масле) шнур, с по двешен ным на середине равнобедренным треугольником на съемных раздвижных кольцах (рис. 6, б ).

Пр и измерении лин ий этим способом отвес совмещае мся с высотой треугольника. Вешки устанавли вают ся вертикально по круглому уровню или отвесу.

§ 23. При промере линия разбивается на отрезки длиной по 100 м , называемые пикетами. В промежутках фиксируются плюсовые точки, характер и зующ ие рельеф и ситуацию. «Плюсы» отмечаются также в местах, на которые необходи мо обратить внимани е съемщику поперечников к трассе. Съемка поперечников обычн о прои зводится звеном второго нивелировщика, но характерные точки н азначает пикетажист.

§ 24. При пересече н ии железн ых и автомобильн ых дорог плюсуются все элеме нты поперечного сечен ия (бровки, кюве ты и канавы, балласт, головки ре льсов , края и ось прое зже й части ).

При п е ресечени и водотоков и в одоемов «плюсы» обрисовывают контур живого сечен ия с выделен ием русла и урезов воды. Промер глубины воды через каждые 5-1 0 м для обрисовки дна при малых глубинах прои зводится одн овременно с промером лин ии; п ри зн ачи те льн ых глубин ах выделяется специ альн ое звен о для проме ра глубин с лодки; такой промер обычн о осущ ествляется после прохода реки пикетажистом.

Рис. 7. Разб и вка живого сечения

При косом пересече н ии тальвегов пикетажи ст разбивает н евдалеке от трассы нормальн ое живое се чени е с закреплением его кольями по схеме, изображенн ом на рис. 7. Кон цы живого сечения привязываются промером по перпендикуляру к трассе.

При пересечении болот плюсуются и х края. Зондировка прои зводится геологом.

Плюсуются также пересекаемые трубопрово д ы, кабели, линии воздушных передач и т.п.

«Плюсы» округляются д о целых метров, за исключением точек вершин углов, головок пересекаемых железнодорожных рельсов, начала и конца кривых при разбивке закруглений, которые плюсуются с точностью до 0, 01 м , а также начала и конца существующих искусственных сооружений и проезжей части пересекаемых автомобильных дорог, п люсуемых с точностью до 0,1 м .

§ 25. Определение неприступных расстояний. Длины линий, которые не могут быть измерены лентой непосредственно на местности, определяются трассировщиком по дальномеру или аналитически, с разбивкой и измерением на местност и двух базисных сторон треугольников, общая сторона которых является определяемым неприступн ым расстоянием.

Замер углов треугольников производится при трасс и ровании теодолитом; базисы измеряются угломерщик ом лентой и ли дальномером повышенной точности. Записка с необходимыми данными (величины замеренных углов, б азисов и аналитический подсчет неприступного расстояния) оставляется угломерщиком у начала препятстви я.

Начало и конец неприступ н ого расстояния обозначаются угломерщиком забитыми колышками с соот ветствующи ми н адпи сями. Пикетажист, дойдя с промером до неприступного расстояния и прочитав записку, произв одит второй промер базисов и проверяет вычисления по определению н еприступного расс тояния.

Расхождения между двумя промерами базисов не должны превышать 1:2000, а между двумя опр е делен иями н еприступных расстояний - 1: 1000; при большем расхождении пикетажист производит повторный промер. Если точки у концов неприступного расстояния расположены н а берегах реки (пруда, озера), то пикетажист с обеих сторон доводит промер и плюсовку до урезов воды.

Связывание двух или более лент (рулеток), а тем боле е н ад вязывани е веревок для промера - не допускается.

В отдельных случаях вместо ленты могут применяться мерные приборы проволочного типа длиной более 20 м (50 или 100 м ), удобные при измерениях базисов , переходах через неширокие реки и пересечени ях оврагов (см. приложение 6).

§ 26. Обход препятствий. Препятствия, встречаемые по трассе и не дающие возможности прямого веше ни я и промера линии, обходятся выносками . Выноски прои зводятся трассировщиком одним из следующих приемов (рис. 8):

а) параллельный снос лини и с построением двух перпендикуляров к трассе;

б ) построение равностороннего или равнобедренного треугольника.

Рис. 8. Обход препятствий

Пр и этом измерение углов производится трассировщиком с помощью теодолита, а повторн ый промер всех вспомогательных расстояний - пикетажистом.

Для получени я достаточной точности при замере углов а ли менты выноски не следует назначать короче 20 м .

П и кетажист использует обноски для точной съемки ситуации, а также для привязки и обмера строени й.

§ 27. Измерение линии при совмещении трассы с осью существующей дороги, имеющей твердое покрытие , производится (в соответствии с правилами техни ки безопасности) по бровке земляного полотна и лишь в случае значительного разрушения бровки - по оси проезжей части.

На закруглениях (при поворотах дороги) промер выносится на ось проезжей части; пр и этом пере ход осуществляется по перпендикулярам, разбиваемым эккером или рулеткой (способом «египетского треугольни ка» со сторонами 3, 4 и 5 м ).

Во всех случаях при работе на существующей дороге, особенно при промерах в пределах проезжей части, в з в ено пикетажиста добавляются рабочие для регулирования движения по дороге.

При сохранившихся километровых знаках промер ве дется участками от одного километрового столба до другого; при этом почти всегда расстояние отли чается от 1000 м , и пикетаж «рубится» н а каждом киломе тровом столб е. Это делается для удобства дальн ейших строительных работ при реконструкции или капитальном ремонте существующей дороги, а также для удобства использования материалов д орожн о-эксплуатаци онн ой службы по мостам и трубам, снегозащите, пучини сты м участкам, промерам дорожной одежды и т.п. Нумерация пикетов при этом должн а совпадать с н омерами километров, увеличе нными вдесятеро (н апример, если км 91, то п к 910).

§ 28. Од н овременн о с разбивкой производи тся закреп лени е пикетажа на местн ости кольями - точками и сторожками (о з аготовке их см. § 12).Т очка забив ается п о створу ли нии в замен вынутой шпи льки на пи кете, а также на промежуточн ых плюсах в характерных пунктах рельефа.

Пом и мо закрепления пикетажа, «точка» предназн ачена для устан овки на н ее нивели ровочной рейки и поэтому должн а иметь горизонтально срезанн ую ровную поверхн ость. Точки забиваются вертикальн о, вровен ь с поверхностью земли ; он и должны прочно сидеть в земле, чтобы под рей кой н е давали о садки. Головки точек не должны быть разби тыми или размочаленн ыми; такие точки заменяются целыми.

Рядом с точкой, на расстоян и и при мерн о 20 см от нее, вперед по ходу пикетажа забивается «сторожок», обращен ный надписью к точке.

Н азначение сторожка - «сторожи ть точку», т.е. служить указателем. На сторожке надписываются номера пикетов (по порядку, начин ая с п к 0) и плюсов специальн ым пикетажным (или плотничным) карандашом; такая надпись не боится влаги. Надписи размещаются, как прави ло, по гори зонтали; при н евозможности - допускается размещение н адписи в вертикальн ом н ап равлении . Сторожки заби ваются п римерн о на полови ну своей длин ы.

В безлес н ых районах пикетные сторожки окапываются по полукругу канавкой, земля из которой присыпается к задней стороне сторожка. При твердых каменистых грунтах окапывание заменяется окучиванием сторожка кам нями , причем перед забивкой пикетных кольев плотная корка пробивается железным кли ном или ломом.

Закрепление пикетажа изображено на рис. 9.

При рекогносцировочных изысканиях точки на плюсах не забиваются; ограничиваются постановко й сторожка.

Рис. 9. Закрепл ени е пикетажа:

1 - трасса; 2 - точка; 3 - сторожок; 4 - курган чик ; 5 - канав ка

§ 29. Закрепление трассы в плановом и высотном отношении столбами, реперами и другими временным и закрепительными знаками прои зводится (см. § 6 ) специальным звеном, действующ и м независимо от звена, прои зв одящего промер линии, но подчиненным пикетажи сту.

А. Вершина у г ла закрепляется потайной точкой, обсыпаемой затем земляным конусом. Точка забивается угломер щи ком при трасси ровании линии и в случае н ек ачественности (мягкое дерево, недостаточная толщи на и дли на) - заменяется при закреплении трассы. Для потайных точек рекомендуется применять твердые породы дерева (например, дуб), стойкие в отн ошени и гниения.

Б. На углах поворота ставятся столбы-указатели , выносимые на продолжение обоих направлений («старого» и «нового») за пределы возможн ых землян ых раб от. Места установки столбов, как правило, назн ачает уг ломерщик при трассировании линии; в виде исключен ия допускается закрепление с последующей проверкой правильн ости поставленных столбов по теодоли ту.

Столбы следует выносить в пределах 1 0-2 0 м от вершины угла по схеме, изображенной н а ри с. 10.

Угломер щ ик забивает колья несколько дальше места установки столба с тем, чтобы столб стави лся не на продолжении створа (что недостаточно точно), а в пределах точно пров ешенной линии.

При установке столба поступают следующим образом: две ближайшие замен ки сни маются и замен яются вешками; взамен кола, оставленн ого угломерщ ико м, также ставится вешка и только после этого по створу копается яма, в которую ставится столб.

При постановке столб развертывается «лицом» к вершине угла , и в верх столба забивается гвоздь, на который наводи тся вертикальная линия креста нитей теодолита при проверке правильн ости постановки столба в створе линии.

Р и с. 10. Схема закреплени я углов пов орота:

1 - старое направление трассы; 2 - ве хи; 3 - н ов ое нап равлени е т ра ссы ; 4 - столб; 5 - кол, заменяемый вешкой ; 6 - земляной конус; 7 - потай ная точка

Малые углы (до 5°) закрепляются столбами, выносимым и по линии биссектрисы.

Столб закапывае т ся н а глубину 1, 0-1 ,4 м , причем желательн о дно ямы уплотн ить подручными камнем, щебнем, грави ем или кирпичным щебнем; грунт в яме вокруг столба засыпать равн омерно и послой но с тщательным трамбовани ем ломом, рукояткой лопаты или специальной деревянн ой трамбовкой. Излишек грунта обсыпается вокруг столба в виде конуса и обкладывается дерном (при наличии последнего на месте). Конус окапывается канавкой по кругу.

Пр и использовании существующей дороги с твердым покрыти ем вершина угла закрепляется железнодорожным костылем или штырем, а столбы-указатели выносятся по лин ии би ссектрисы на обрезы дороги .

В. Дл и нн ые п рямые закрепля ются осев ыми столбами в пределах видимости одного знака от другого, т.е. примерно через 50 0-1 000 м . Способ постановки осе вых столбов аналогичен закреплению выносными столбами на углах поворота.

Для точной постановк и зн ака выби рается установленная по теодолиту в ешка, место ее стоянки фикси руется пересечен ием ни тей, н атяги ваемых на в ремен но забивае мы е крестообразно колья, и проверяется отвесом (рис. 11). После постан ов ки столба ни ти вновь н атяги ваются и их пересечени е отмечается гвоздем и ли краской на пов ерхност и столба. Колья по окончани и работы снимаются. Чтобы они могли служи ть долгое время, можно на верхние и х конц ы насади ть отрезки железн ых труб с насечками для натяги вани я нити.

Рис. 11. Схема уста н овки осевого столба:

1 - перп е ндикуляр к трассе; 2 - н аправ ление тра ссы, 3 - кол; 4 - место устан ов ки столба (цен тр зн ака)

На переходах рек , пересечениях железн ых и магистральн ых автомоби льных дорог и с обеих сторон тоннельных пересечений ставятся дополни тельн ые осевые столбы (по два с каждой стороны пересечени я). В случае пересечения трассой населенного пункта, закрывающего видимость, на его границах также устанав ливаются осевые столбы. Столбы обращаются лицевой сторон ой назад по трассе и и меют надпи сь при вязки (пи кет и плюс).

Н адписи на столбах делаются масляной краской по тщательно оструган ной гладкой поверхности затеса. При этом указывает ся расстояние от лицевой поверхности столба до выносимой точки .

Г. Н а высоки х точках трассы , господствующих над местн остью, рекоменд уется установка маячных ве х примерно через 5- 10 км . Для большей устойчивости вехи прибив аются к осевому столбу и обсыпаются земляным конусом.

На рис. 12, а, б и в показаны схемы знаков, закрепляющи х ось трассы.

Рис. 12. Схемы зн а ков , закрепляющи х трассу:

а - о сев ой столб; б - столб с желе зными скобами для постан овки маячной вехи ; в - маячная веха

1 - кана вк а по кругу; 2 - желоб для постанов ки жерди ; 3 - скоб ы

Д. В безлесной или обжитой мест н ости , где затруд н ительн о достать лесоматериал для столбов, закрепление трассы разрешается производить земляными кон усами с потайными точками, каменными пирамидами типа выкладки и ли наброски, металлическими трубами, сте ржн ями или обрезками железнодорожн ых рельсов (ри с. 13, а , б, в и г ). В горной местности допускается закрепление краской н а скалах и отдельно расположенн ых крупных камнях (н адписи при этом делаются аналогичные при вед ен ны м выше).

Рис. 13. Закрепление трассы в безлесной или обж и той местности:

а - камен н ая наб роска; б - землян ой конус с потайной точкой ; в - на существующей мощеной дороге (деревянным колом); г - на грунтовой дороге (деревянным колом или ж.-д. костылем)

§ 30. Пр и восст ановлени и трассы перед началом стро и тельств а прои зв оди тся выноска всех углов пов орота дополни тельн ыми столбами, а также вын оска в сех пи кетов при мерн о н а границ у полосы отвода, за пре делы предполагаемых землян ых работ.

Вы н оска пи кетов (рис. 14) производи тся угломерным ин струме нтом (гони оме тром) или экке ром под п ря мым углом к оси трассы и оформляется столби ками , закапываемыми в зе млю, или свайками , заби ваемыми в землю ручн ой бабой.

Рис. 14. Выноска пикетов при восстановлении трассы:

1 - в ын осные пи кеты; 2 - г раница полосы отвода; 3 - трасса; 4 - место для рей ки

Столб и к (свайка) и меет горизонтальную полочку для постановки рейки , так как при восстановлении трассы одн овременн о п рои зводи тся нивелировани е для переноса высотн ых отметок с точек трассы за пределы землян ых и п рочи х строительных работ.

В населе н ных пунктах разрешается вместо установки столбов делать надпи си краской на стенах или цоколях зданий, оградах, парапетах; на скальных участках надпи си делаются на крупн ых камнях и скальн ых обнажениях. При это м все гда указывается расстоян ие от вын оски до пи кетной точки .

§ 31. Времен н ые реперы устанавливаются не реже чем через 2 км . Време н ными реперами служат пн и деревьев, обтесанн ые в ви де стан дартн ого столба, цоколи или обрезы фун дамен тов здани й, а чаще всего - стандартные деревянн ые столбы, которые закапываются в стороне от оси трассы, при мерно на границе полосы отвода.

Време н ные ре перы устан авливаются по тем же прав илам, что и угловые или осевые закрепительн ые столбы, но на большую глубин у (см. § 13) и с той разни цей , что они вын осятся в сторон у от прои звольного пун кта трас сы , к которому затем пи кетажист привязывает их промеро м лентой и ли рулеткой . Репер стави тся лицев ой сторон ой к трассе, по возможности так, чт обы его можно было зани вели ровать с трассы, н е делая спе ци ально го ход а к н ему. На нем де лается надпи сь с указан ием номера репера и расстояния по перпендикуляру к трассе. Для того, чтобы нивелировщик случайн о не пропустил репера, в пункте трассы, напроти в которого у становлен репер, забивается высокий кол с надписью, указывающей направление н а репер и расстояние до него от трассы.

Вре м енные ре перы одновременно служат выносным закреплением трассы в плане, поэтому под основание столба укладывается простой центр (бетонный монолит или камень с насечкой креста).

§ 32. Постоянные реперы устанавлива ю тся примерно через каждые 25 км , (при отсутствии реперов или марок государственной нивелирной сети), как правило, вблизи больших мостов, мест сосредоточенных земляных работ, тоннелей и пр., обязательно вне п ределов строительных работ и выше горизонта подтопления высокими или паводковыми водами.

В каче ст ве постоянных реперов могут применяться грунтовые и стенные реперы и марки, а также реперы, закладываемые в скалах и отдельно расположенных больших камнях. Они устанавливаются заранее и во всяком случае не позднее чем за сутки до производства ни велиров ки.

А. Стенной нивелирный репер имеет вес около 2 кг и отливается на заводе из чугуна. Репер состоит из двух о тли тых вместе частей: шляпки и хвоста (рис. 15, а). Шляпка репера представляет собой диск с выступающим при ливом (полочкой), острая грань которого служит для установки рейк и при ни велировании.

Хвост репера имеет четырехгран н ую уступчатую форму и окан чи вае тся четырехгранн ым острием; такая форма хвоста позв оляет надежно укреплять репер в стене на цементном растворе.

Стенно й ре пер или марка (рис. 15, б ) закладыв ается в каменной части здан ия или сооружения на высоте примерно 0,5 м от поверхности земли. Для закладки репера при помощи шлямбура выбирается в стене углубление необходимых размеров. Гнездо для диска выдалбливается зубилом так , чтобы плоскость ди ска можно было установить заподлицо со стено й . Когда углубление в стене сделано, его тщательно промывают водой и приготовляют раствор цемента (1 часть цемента и 1 часть чистого речного песка).

Р и с. 15. Стенной нив елирный репер:
а - реп е р; б - марка

Таким раствором заполняют отверст и е, после чего вдавливают репер в углубление, следя за тем, чтоб ы диск принял отвесное положение и по мести лся в плоскости стены, а ребро выступа было горизонтально. С наружной стороны стена аккуратно штукатурится остатками цемента. Выбор здания и места для постановки репера делается с таким расчетом, чтобы при нивели ровке ройку можно было поставить на репер строго вертикальн о и отсчет по рейке сделать без затруднени й. В частности, воспрещается располагать репер под окном.

При закладке репера соста в ля ется эски зный чертеж с привязочны ми промерами. После закладки репера, во избежание порчи или даже уничтожен ия его, на некоторое время необходимо оставить рабочего-сторожа, пока цемент достаточно не затвердеет.

Реперы этого типа применяются также в горной местности для закладки в отвесно стоящие скалы. В последнем случае для опознания репера высекают на скале окружность диаметром 0,8 м и глубиной 0, 02 м , в центре которой помещают репер.

Б. Марка, закладываемая в скалу. В случае, есл и репер необходимо заложить в скале, выступающей наружу при горизонтальном залегании, применяют тип, изображенный на рис. 16, а.

В месте, выбранном для закладки репера, в скале вырубается круглое гнездо для марки, заполняемое затем густым цементным раствором (1 : 4), в который закладывается нивелирная марка так, чтобы ее верхняя плоскость была наравне с поверхностью скалы. После схватыван ия цемента, в целях сохранности и опознавания, над маркой складыв ается из подручных камней «кон ец» - возвышение круглой формы, а примерно в 5 м к северу - «тур» - призматическое возвышение из крупн ых камне й; в обоих случаях кладка производится насухо, без раствора, за исключением случаев расположен ия тура в населенном пункте, когда кладка устраивается на растворе.

При залега н ии поверхности скалы под слоем почвы па глубине до 1 м применяется тип репера, изображенный на рис. 16, б .

Р и с. 1 6. Марка, закладываемая в скалу горизонтального залегания:

а - скала, в ыступающая н аружу; б - скала, залегающая под слоем почвы до 1 м

В в ыб ранн ом для закладки репера месте обнажается поверхн ость скалы, для ч его отрывается н еобходимых размеров котлов ан. В обн аженной поверхн ости ск алы вы рубается гне здо, заполняемое цементным раствором 1:4, в который затем закладывается ни вели рная марка так, чтобы ее верхняя плоскость была н аравн е с поверхностью цеме нтной пробки. После схватывания цемента марка зак рывается нескольки ми рядами камн ей сухой кладки , све рху которой насыпается землян ом кон ус, окружаемый кан авой.

В. Пр и отсутствии подходящих прочн ых здан ий и сооружен ий устан авливаются грунтовые реперы.

Ос н овным требовани ем для установки репера является вы бор надежн ого места, не подверженн ого затоплени ю, размыву, действи ю оползней и другим смещени ям почвы .

Репер закладывается таким образом, чтобы основание его располагалось н и же слоя грунта, подверженного значительному сезонному промерзанию.

Трубчатый грунтовый репер (рис. 17, а) состоит из металлической трубы, заделываемой в бетонный монолит; на верх трубы наваривается чугунная марка. Для предохранения от ржавления труба обмазывается смолой, а внутри заливается раствором цеме н та или заполняется п еском.

Рис. 17. Грунтовые реперы:
а - трубчатый гру н товый репер; б - дерев янная форма для и згот овлени я бет онного монолита; в - рельсовый грунтовый репер

Мо н олит репера заклад ывается ниже глубин ы промерзания и во всяком случае не менее чем на 1, 8 м . При близком залега нии скалы (от 1 до 2 м ) бетон ны й монолит в резается в скалу на глубину 0,2-0 ,3 м .

Для и згот овлени я бет онн ого монолита составн ые компоненты (цемент , песок, гравий или щебень) берутся и пропорции 1:2:1 и ли 1:2:2 . Сначала цемент тщательно перемеш ивается с сухим песком до при обретения однородного цвета смеси, после чего в нее засыпается щебень или гравий, и смесь снова тщательно перемешива ется. Затем, продолжая перемешивание, в смесь понемногу п одливают воду из ле йки с сеткой и ли через веник до тех пор, пока на поверхности при п охлопывании не выступит влага.

Пример н о через полчаса после приготовления бетон начн ет схватываться, поэтому не следует делать больших замесов, так как оставшийся не заложенным в формы бе тон не может быть использован.

Пр и готовленн ый бетон набивается слоями в деревянную форму, изображенную на рис. 17, б , и каждый слой трамбуется до появления влаги. Перед набивкой формы н а дно ее устанавливается в вертикальном положении труба с п родетым в отверстие стержнем; закончив н абивку формы, выравнивают верхнюю поверхность бетона и заделыв ают в него кованый гвоздь с загнутым конц ом. После того как бетон хорошо схватится, форму разбирают и поливают монолит раствором чистого цемента. Вынутые из формы мон олиты не менее пяти дней выдержи ваются в тен и, при чем в течение первых двух дней они должн ы быть накрыты мокрыми рогожами и два-три раза поли ваться водой.

Рел ь совый грун товый репер (рис. 17 , в ) устраивается аналоги чно п редыдущему с той разни цей, что вместо трубы в бетонный монолит заделывается обрезок старого рельса широкой или узкой колеи.

Таблица

Название репера

Марка бетона

Объем, м3

Цемент, кг

Песок

Гравий или щебень для бетона

Вода, л

Общий вес (без воды), кг

м 3

кг

м 3

кг

Стенно й (цен тр)

110

0,0141

3,1

0 ,0 063

1 0,08

0,0119

21,42

2,8

34,6

Гру н товый (монолит)

90

0,0735

14,8

0,0333

53,3

0,063

113,4

14, 8

181, 5

Выступающий из земли конец рельса (яблоко) обтачивается под полусферу, причем полка срезается наклонно. На подошве рельса выбиваются началь н ые буквы учреждени я, год изысканий и номер репера.

Выше помещена таблица расхода материалов дл я установки постоянного репера.

§ 33. Столбы и реперы, закрепляющие трассу, явля ю тся геодезическими знаками и подлежат сдаче на хранение местным советам по акту (форма акта дается в приложении 3 ).

§ 34. Кроме закрепления столбами и реперам и , трасса в удобн ых местах привязывается к постоянным предметам: пням, деревьям, углам строений и оград, опорам воздушных ли ний связи и электропередачи и т.п. (рис. 18).

Рис. 18. Пример привязки к постоянным предме т ам:

а - в лесу; б - по существующей дороге в пределах населенного пункта;

1 - трасса; 2 - столб; 3 - затес на дереве

Привязка в этих случаях совмещается с угловым и, и ли румбическими засечками, осуществляемыми углом ерщик ом. Обязательно привязываются или закрепляются начальный и конечн ый пункты трассы.

§ 3 5. На поворотах трассы измерение линии и разб и вка пикетажа производятся с учетом закругления, сопрягающего оба направления трассы («старое» и «новое»).

Элементы кр и вой вычисляются угло мерщ ик ом по таблицам разбивки кривых в соответств ии с и змеренн ым и м углом поворота α и заданным трассировщи ком радиусом закругления R ; записка с вычислениями оставляется п и кетажисту у вершины угла.

Вычисляются следующие элементы кругово й кривой (рис. 19):

танге н с - длина касательной от вершины угла до начала (конца) крив ой,

;

кривая - длина круговой дуги в пределах закругления,

;

домер - разница между длиной по ломаной линии и длиной по дуге круга ,

Д = 2T - K;

биссектриса - расстоян и е от вершины угла до середины кривой по линии, делящей центральный угол пополам,

.

Рис. 19. Схема э лемен тов закруглени я

Дойдя с промером до вершины угла, где трассировщ и ком ( угломерщик ом) забита точка, и заплю совав ее с точностью до 0,01 м , пи кетажист прочитывает оставлен ную записку и проверяет правильность вычислений, после чего отмеряет величины Т , Д и Б на местн ости.

Рис . 20. Схема ведения пикетажа на углах поворота:

1 - ход п и кетажа; 2 - шпильки; 3 - точка в вершине уг ла; 4 - вешка в в ершин е угла; 5 - « старое» н аправлен ие трассы; 6 - «новое» направ лени е трассы

I - первоначальное положение ленты; II - око н чательное положение ленты

В перву ю очередь должно быть получено истинное протяжение линии, для чего ленту, дотянутую до вершины угла, протягивают по новому направлению и, как показано на рис. 20, переставляют шпильку вперед на величину домера 2 T - K , учитывающего разн и цу между длиной по ломаной линии и длиной по дуге круговой кривой. После этого дальнейший промер производится обычным порядком.

Во вторую очередь производ и тся отби вка точек начала, середины и конца кривой на местности, для чего пикетажист сначала вычи сляет их пикетажное положение в следую щем порядке (при мер):

α = 30° 00′

R = 1000 м

T = 267 ,95 м

К = 523,60 м

Д = 12,30 м

Б = 35,28 м

  м

Проверка:

Зако н чив вычи сления, пикетажист возвращает лен ту к началу кривой, отмеряя расстояни е до нее от бли жайшего пикета; затем переходи т к вершине угла и по н аправлен ию на колышек, выставлен ный угломерщик ом , отмеряет вели чину би ссектрисы, после чег о переходит к последнему забитому пикету и, продолжая промер дальше, попутно плюсует кон ец кри вой.

Мож н о отмерять Т 1 и Т2 , откладывая величи ну тангенса от вершины угла по обоим направлениям (н азад - по старому и вперед - по новому створу). Это яви тся контролем вычисленного положения НК и КК на местности.

Если направление биссектрисы не задано угломерщиком, то пикетажист устанавливает его путем построен ия двух равных треугольников. Для этого от вершины угла точно по направлени ю тангенсов Т 1 и Т2 отмеряются равные расстояния; к найденным точкам (1 и 2 ) прикладываются концы ленты (рулетки), ко торую затем натягивают, держась за середину ее. Найденная таким образом точка (3) и вершин а угла (точка 0 ) образуют направление биссектрисы (рис. 21, а).

Рис. 21. Разбивка направлений с помощью рулетки:

а - определение направления биссектрисы; б - восст а новлени е перпен дикуляра к трассе

Аналог и чным образом можно восстановить перпендикуляр при выносе точек с касательной на кривую (ри с. 21, б ). При больших ординатах необходимо применять угломерный и нструмент (теодолит, гониометр) или эккер.

§ 36. Вынос точек с касатель н ой на кривую производится в случаях, когда по условиям местности ( к осогорны й рельеф, зас троенн ость и пр.) положение пикетных и плюсовых точек на кривой существенно отличается от положения этих точек на касательной, что особенно часто встречается в условиях пересеченного и горного рельефа.

В равн и нной местности вынос точек производится при величине би ссектрисы более 20 м .

Вынос точек с касательной на кривую производится с помощью таблиц, методом построения ординат, перпенд и кулярных к направлению тангенса, или другими способами (по хордам и пр.). Наиболее употребителен способ вын оски точек на кривую по ординатам (схема выноски дана на рис. 22, а и б ), причем абсциссы X и ординаты Y определяются по следующим формулам:

X = Rsinβ; Y = R (1 - cosβ).

Вынос точек ведется от концов кривой к середине.

Величины «кривая» K и «кривая без абсциссы » K - X отмеряются по тангенсу; величины ординат Y откладываются от концов абсцисс X , как показано на чертеже, по перпендикуляру в сторону центра кривой.

Детальная разбивка кривых производится при подробных изысканиях лишь в исключительных (сложных) случаях.

Рис. 22. Схема выноски точек на кривую:
а и б - выноска пике тн ых точек с касательной на крив ую методом ординат; в - фикси рование характерных точек на кривой:

1 - кривая; 2 - та н генс; 3 - характерн ая точка; 4 - суходол

Разбивка ведется через 20 , 30, 40, 50 или 60 м . При этом на местности могут оказаться характерные точки между вынесенными точками кривой. В этом случае (при расстоянии между соседними точками кривой не более 10 м ) дуга может быть условно, без большой ошибки, заменена хордой (рис. 22, в ). Очевидн о, полученное п оложение характерной точки на кривой будет несколько отличаться от первоначального, намеченного ориентировочн о при промере линии по касательной.

§ 37. Переход н ые кривые разби в аются полностью лишь в горной местности, на отдельных сложных участках и при восстановлении трассы. В равнинной и пересеченной местности разбивка переходных кривых сводится к проверке возможности их размеще ния на прямой вставке между двумя смежными основными кривыми, направлен ными в разные стороны.

При недостаточности расстояния пикетажист сообщает об этом начальнику партии, который по своему усмотрению уменьшает величину радиуса закругления или же изменяет направление участка трассы.

Соответствующая таблица дается в приложени и 4.

Разбивка п роизводится по таблицам для кривых переменн ого радиуса закруглени й, аналогично разбивке кругов ых крив ых постоянного радиуса.

§ 38. Серпантины разбиваются на горных участках трассы при разв и тии линии. Разбивка ведется по специальным таблицам с проверкой возможности размещения на местности ми нимальных расстояний между концом соп ря гающей кри вой одной серпантины и началом сопрягающей кривой другой серпантины.

§ 39. Увязка вариантов производится в местах примыкания к основному ходу. При промере по трассе вар и ан та пикетаж ведется как продолжение пикетажа основного хода, т.е. пикетное положение начала варианта и пункта основного хода, от которого ответвляется вариант, совпадают. За начало варианта принимается пикет на прямом участке трассы основного хода, ближайши й к началу кривой отмыкани я.

Р и с. 23. Схема при мыкания варианта

На примыкании вариант а к основному ходу (рис. 23) фиксируются пи кетное положение вершины угла смыкания и конца кривой как по пикетажу варианта, так и п о пикетажу осн овн ого хода. За конец варианта при нимается бли жайший пикет основного хода, расположен ный за пределами разбиваемого закругления.

При смыкании варианта с осно в ным ходом, а также основного хода с ходами других изыскательских партий допускаются рубленые пикеты, длиной от 50 до 150 м , с соответствующей записью их в пикетажном журнале.

V . ЗАПОЛНЕНИЕ ПОЛЕВОГО ЖУРНАЛА И ЗАРИСОВКА СИТУАЦИИ

§ 4 0. Пикетажный журнал является документом, в который заносятся все да н ные, характеризующие положение трассы в плане. Он изготовляется из двусторонне й качественной миллиметровой бумаги размером 10×15 см в переплете из твердого картона.

Титульный л и ст журнала заполняется перед н ачалом работ. Все страницы журнала нумеруются и на последней странице после заполнения журнала, т.е. окончани я полевых работ, делается запись о количестве пронумерован ных и заполненных листов. После заполнения журнал подписывается исполнителем (пикетажистом) и сдается начальнику партии для камеральной обработки.

§ 41. Все записи и зарисовки в пикетажном журнале ведутся простым м я гким карандашом и должны быть ясными, четкими и исчерпывающе полным и, без сокращений (за исключением общепринятых: тангенс - Т , кривая - К, километр - км , метр - м и т.д.). При зарисовках прямых линий (существующая дорога, контуры строен ий и территорий и т.п.) желательно пользоваться прозрачными угольником или линейкой.

§ 42. Зарисовка трассы и ситуации ведется н а одно й (лицевой) стороне листа развернутого пикетажного журнала. Вторая (оборотная) сторона отводится для вычи слений, схем закрепления трассы и привязки трассы к постоянным предметам, а также для других вспомогательных записей и схем.

Трасса изображается красной линией, проводимой п осредине, вдоль листа журнала.

В условиях равнинной местности трасса наносится развернутой в прямую линию, следствием чего является вы н ужденное искажен ие контуров ситуации на поворотах трассы. При горном ходе трас са зарисовывается без искажения, ломаными линиями, с изображением действительного положения и величины углов и ситуации.

Зарисовка ситуации местности делается в принятом масштабе , который для обычных условий принимается 1:2000 (1 см - 20 м ), т.е. на одной страни це журнала размещается 3 пикета; при сложной ситуации, например, п ри проходе через населенн ые пункты - масштаб можно принять более крупный (1:1000, 1:5 00, 1:2 00).

Предметы и контуры, находящиеся вдали от трассы, заносятся сдв и нутыми (с цифровым указанием расстояни я при точности до 5-1 0 м ), чтобы поместить их в пределах ли ста журнала. Все замеры производятся от трассы.

§ 43. Положение пикетов и плюсовых точек отмечается поперечной черточкой на линии, обозначающей трассу, причем справа у черточки пишется цифровое обозначение. Цифры плюсовых точек, не закрепляемых на местност и и имеющих только ситуационное значение (оси дорог, гран ицы угодий и т.д.), обводятся кружком.

У г лы поворота трассы показываются кружком со стрелкой, направленной примерно под 45° в сторону поворота. Рядом с номером угла выписываются элементы круговой кривой и данные подсчета пикетного значения элементов закругления. На рис. 24, а и б приводится образец заполне н ия страницы пикетажного журнала.

При изысканиях для реконструкции существующих дорог в местах увеличения радиусов закруглений выписываются элементы как кривых проектируемых радиусов, так и существующих кривых, прич е м радиусы последних определяются по углу поворота и величинам тангенсов и биссектрисы.

§ 44. Одновременно с занесением данных по промеру линии и разбивке пикетажа в журнал заносятся данные ситуации.

Съемка ситуации производится на ширину по 50 м в каждую сторону от трассы в равнинной и пересеченной местности и по 25 м в горной местност и .

На ширину по 20 м в каждую сторону отдельные сооружения и предметы наносятся точ н о, по данным промера лентой или рулеткой. За пределами 20 м съемка производится глазомерн о и ли с применен ием новых н ормативны х при боров, напри мер телемера, представ ляющего собой оптическую трубку, определяющую расстояния по принципу совмещения изображени й.

Р и с. 24. Образец зап олн ени я страницы пи кетажного журнала:

а - в равнинной местности; б - в горной местности

Ситуацион н ой съемке подлежат расп оложенн ые до 50 м в каждую сторону от трассы: гран ицы болот, лесов и прочих угодий; овраги, реки, пруды, колодцы, отдельные строени я; железны е и автомобильные дороги; воздушные линии связи и электропередачи; указательные знаки подземн ых соо ружений (столбики и смотровые колодцы кабелей и трубопроводов); существующие мосты и трубы; крутые косогоры (изображаемые условными горизонталями с показанием стрелками направлени й склонов) и пр. Кроме того, пикетажистом отмечается в журнале положение и границы наи более характерн ых пунктов, расположенных вне 50-метровой полосы, как-то: ближайших селений, колхозных ферм, совхозов, МТС, железн ых и автомобильных дорог, месторождений стройматериалов, рек, крупных болот, лесных массивов, горн ых ц епей и пр.

Съемка с и туации производится любым способом: перпендикулярами от трассы или линейными засечками, а при н аличии угломерного ин струмента - комбин иров анно: лин ейн ыми и угловыми засечками.

§ 45. При проложе ни и трассы через н аселенные пункты в п икетажный журнал заносятся: кон туры строений и ли нии оград с указан ием мест въездов в усадьбы и дворы домовладений; ширина улиц (как тех, по которым проложена трасса, так и поп еречных улиц и переулков для возможности дальнейшего проектирования переездов и съездов); колодцы, водозаборные колонки, смотровые колодцы и пр.

§ 46. Строения, подлежащие сносу , заносятся в пикетажный журнал с их характеристикой, в которую входят:

а) адрес (область , район, сельсовет, селение);

б ) п ринадлежность строения (наименование организации или имя, отчество, фамилия владельца);

в) назначе н ие постройки (жилое или нежилое, склад, сарай, мастерская и т.п.) и материал (камен ь, кирпич, дерево, шлакоблоки и пр.) стен, кровли, пристроек;

г) ос н овн ые размеры строения по наружному обмеру (длина, ши рина, высота);

д) состояние сооружения (хорошее, удовлетвор и тельн ое, ветхое) и степень или процент годности.

В случае большого объема работ по обмеру строений, послед н ий целесообразно прои зводить техн ику, специальн о выделяемому для этой цели начальником из состава изыскательской партии , причем все данные по обмеру должны быть затем занесены в пи кетажный журнал.

§ 47. Сбор сведений для отвода земель осуществляется специально выделе н ным сотрудни ком изыскательской партии с передачей сведений пикетажисту для занесения в журнал.

В пикетажный журнал, помимо этого, в ходе с и туационной съемки заносятся следующие данные:

а) о землепо л ьзователях и точных границах землеп ользовании;

б) о характере занимаемых угодий по состоянию н а период изысканий, например: пашня - ози мые или яр овые посевы; сады, огороды, ягодники, вин оградни ки, бахчи и другие культуры; лесопитомники и пр. В дальнейшем по этим данн ым составляется ведомость занимаемых земель для согласования их отчужден ия с правлением колхоза, дирекцией совхоза или другим землепользоват елем.

При пересечении садов, виноградников, ягодн и ков и т.п. подсчитывается число отдельных фруктовых деревье в, ягодных кустов и других насаждений, подлежащих пересадке.

§ 48. При сборе сведений и съемке ситуац и и при проходе по городским улицам следует руководствоваться инструкциями Министерства коммунального хозяйства РСФСР и других союзных республик по изысканиям и проектированию городских дорог.

Привязка к трассе всех городских зданий и сооруже н ий может не производиться, если имеются материалы д остаточно точной городской съемки, которые могут быть получены от городских организаций.

§ 49. При проложении трассы через лес в п и кетажном журнале отмечаются: породы деревьев, средн яя крупность и густота (число деревьев на единицу площади), средняя высота и диаметр деревьев. В журнал заносятся также квартальные и прочие просеки, с промером их ширины.

При проходе по вырубке указывается диаметр пней и густота (для составления ведомости корчевки ).

§ 50. Род грунта в пикетажном журнале не указывается, однако характерные геолог и ческие и гидрологические особенн ости (оползни , осыпи, болота, карстовые ворон ки, зон ы обвалов и пр.) тщательно зарисовываются с указанием визуально определяемых гран иц.

§ 51. При пересечении водотоков в журнале указывается название водотока, направлени е стока и характеристика: река, ручей, суходол, овраг, балка, грязекаменный (селевой) поток; фиксируются также элементы мик рорел ьефа (чашки, ямы, котловины, курган ы и межевые, водоотводные, осушительные канавы).

§ 52. При пересечении воздушных линий связи и электропередачи записываются: пикет и плюс места пересечения, число проводов и тросов , номера, тип и материал опор и расстояния от трассы до ближайших опор с каждой стороны, зарисовываются схемы четырех ближайших к трассе опор с указани ем расположения п роводов и тросов на опорах.

По числ у п одв есн ых (тарельчатых) и золяторов, или по форме крюков штыревых изоляторов, либо по наличи ю траверз определяется напряжение линии (см. приложен ие 5).

Из угломерного журнала пикетажист вып и сывает угол пересечения и высоту подвески проводов (подробно об этих работах смотреть в наставлении по замеру углов и план овой привязке трассы). По условиям техники безопасности категорически запрещается определять высоту подвески электропроводов путем перебрасывания через провод ленты и ли рулетки, либо путем поднятия рейки, ввиду возможности соприкосновения рейки с проводом.

Р и с. 25. Промер по трассе ЛЭП (образец заполнени я журнала)

Если п о указанию начальника партии пикетажи сту поручается промер по трассе пересекаемой линии электропередачи, то промер производится на расстоян ии между ближайшими анкерными опорами. При этом в пределах, трех ближайши х пролетов зарисовывается ситуация на ширину по 25 м в каждую сторону; в случае взаимных пересечений коммуникаций данные по ни м определяю тся в том же объеме, что и для Л ЭП, пересекаемой трассой автомобильн ой дороги.

На рис. 25 по к азан образец заполнен ия страни цы пи кетажн ого журн ала при промере по трассе ЛЭП.

Что касается технических данных пересекаемой лин и и связи или электропередачи, то они собираются специально выделенн ым техником, который выясн яет органи зацию (владельца линии) и ее адрес, направление лини и, напряжение, материал, марку и сечение проводов и тросов, а так же требования в ладельца по переустройству ЛЭП. Все эти данные (кроме последнего) вн осятся в пикетажный журнал.

§ 53. При пересечении железных и автомобильных дорог записывается угол пересечения (выписывается из угломерного журнала), тип дороги и ее покрытие, на п равлен ие (ближайшие населенные пункты, ж. д. станции и т.д.). Пересечение привязывается к километражу пересекаемой дороги.

Кроме того, при пересечении железнодорожного полотна фиксируются головки рельсов (с точ н остью до 0,01 м ), бровки и подошвы балластн ой призмы, бровки земляного полотна, дн о кюв ета или лотка (по две точки с каждой стороны), резервы, водоотводн ые кан авы, кавальеры, полосы озеленения и снегозащиты. Необходима также плановая привязка к ближайшим ж.-д. указателям (уклон, кривая и т.п.) для возможн ого проектирования путепровода.

При пересечении железной дороги по сущес т вую щему переезду указывается его тип, состояни е и пр.; при отсутствии переезда отмечается расстояние до ближайшего существующего ж.-д. переезда.

§ 54. При проходе трассы по существующей автомобильной дороге в пикетажном журнале отмечаются:

а) места изменения ширины полосы отвода дорог и и перехода насыпей в нулевые отметки или выемки;

б) пересече ни я дорог, съезд ы и переезд ы;

в) расположени е подз емны х коммуникаций;

г ) сущест вующие укреп лен ия откосов и обочин (включая от мостки), подзоров, лотко в и кюветов;

д ) расположение, размеры, состояние тротуаров и бордюров;

е) местоположе н ие существующих капав, продол ьного и поперечн ого водоотвод а, а также дренажных устройств с указан ием их с остоя ни я;

ж) положение сущес т вующих дорожных знаков, в том числе километровых, сиг нальных и других, оградительн ых приспособлений, снегозащитных устройств, озеленения;

з) положение и размеры существующих подпорных стен и прочих инженерных сооружений;

и) положен и е и размеры существующих ис кусств енных сооружений (как по трассе, таи и вне ее - на соседних линиях); для труб - материал, отверстие, длина, визуально - состояние; для мостов - материал, пикетажное положение начала и конца моста, габарит проезда и ширина между перилами; для малых мостов, кроме того, визуально - состояние;

подроб н ое обследование искусственных сооружений, в том числе зари совка схем конструкций и определение годности материала, прои зводится специально выделенным и нженером или техником-мостовиком с оформлением в отдельн ом журнале или тетради ;

к ) положение берегозащитных и регуляционных сооруже ний как по трассе, так и расположенн ых вн е трассы с указанием материала, к онструкции , основ ных размеров и состояния сооружени й;

л) гра н ицы различных типов дорожного покрытия, род, материал и состояние дорожной одежды, ширина проезжей части, обочин и земляного полотна (с замерами н е реже чем через каждые 200-3 00 м ), при чем детальн ые данн ые о состоянии дорожной одежды и размерах ее конструктивн ых элементов получаются в результате обследования специальным звеном с участием геологов при промере коры;

м) неблагоприятные в почве нн о-грунтовом и гидрогеологическом отношении участки дороги (пучины, оползн и, выходы грунтовых вод, осыпи и пр.).

VI . КАМЕРАЛЬНАЯ ОБРАБОТКА

§ 55. Ежедневно, после возвращения с трассы на стоянку, пикетажист сверяет свой журнал с журналами исполнителей других видов изыскательских работ.

Трассировщику он сообщает о своих замечани я х по трассе, в частности о случаях, когда расстояни я между углами поворота оказались недостаточными для размещения переходных кривых; о местах излишнего приближения трассы к строениям или зан ятым территори ям и т.п.

С угл о мерщико м сверяет элементы разбивки кривых, результаты обносок и определения неприступных расстояний.

С ни в елировщиками св еряет плюсы харак терных точек, подлежащих продольному или попере чному нивелированию ; сообщает данные о поставленных реперах, разбитых по нормали: живых сечениях при пе ре сечении тальвегов и результаты промеров глубин рек.

С геологом увязывает положение мест, н еблагоприятных в геологическом и гидрогеологическом отношении.

У лица, веда ю щего зак реплением трассы, пикетажист берет выписку-схему о поставленных знаках с тем, чтобы не пропустить их при привязке.

У лиц, занимающихся обследова н ием искусственн ых сооружений, обмером строений и сбором данных по отводу земель, он берет необходимые сведения, подлежащие внесению в пикетажный журнал.

§ 56. Пикетажист принимает участие в повсед н евной камеральной обработке, составлении и проверке следующих документов:

а) ведомость линейных промеров трассы;

б) ведомость углов поворота, прямых и кривых;

в) план трассы;

г) продольный профиль (план лин и и и ситуация);

д) ведомость закрепления трассы;

е) ведомость р е перов;

ж) все ведомости, относящиеся к отводу земель, сносу строений и пересече н иям;

з) график отвода земель.

VII . ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1 (к § 17 )

Ведомость линейных промеров трассы

№ вершин углов и теодолитных стоянок

Пикетажное значение

Длины линий (горизонтальные приложения)

Домеры

Разность за неправильные (рубленые) пикеты

Примечания

1-й промер

2-й промер

контрольный

средняя длина

5

92 + 12,52

Пикетаж разбит с вв еден ием поправок за наклон линий

187,48

187,56

187,52

6

94 + 00,00

350 ,0 0

350 ,3 0

350,15

7

97 + 50,00

150 , 00

150,12

150,06

8 В У

99 + 00,00

110,34

110,32

110,33

3 , 59

9

100 + 06,75

162,02

1 62,00

162,01

10 В У

101 + 68,77

136,82

136,94

136,88

5 ,5 9

11

103 + 00,00

10 9 6,66

1097,24

1096,95

9,18

Постраничный контроль:

1. Сумма длин по первому промеру равна разности между ко н ечным и началь ным пикетами плюс сумма домеров, плюс разни ца за рубле ные пикеты.

2. Сумм а длин в торого промера должна отличаться от суммы п ерв ого промера на заданную точность измерения (н е ни же 1:1000).

3. Сумма средн и х длин должна отличаться от суммы длин первого и второго промеров примерно на половину разности 1-го и 2-го промеров.

Составил:                                                                                 Провери л .

Приложение 2 (к § 21 )

Таблица поправок за наклон линии к горизонту ΔД (в сантиметрах)

Углы наклона

Расстояния, м

градусы

минуты

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

3

-

1

3

4

5

7

8

10

11

12

14

30

2

4

6

7

9

11

13

1 5

17

19

4

-

2

5

7

10

12

15

17

20

22

24

30

3

6

9

12

15

18

22

25

28

31

5

-

4

8

11

15

19

23

27

31

34

38

30

5

9

14

18

23

28

32

37

41

46

6

-

5

11

16

22

27

33

38

44

49

55

30

6

13

19

26

32

39

45

51

58

64

7

-

8

15

22

30

37

45

52

60

67

75

30

9

17

26

34

43

51

60

69

77

86

8

-

10

20

29

39

49

58

68

78

88

97

30

11

22

33

44

55

66

77

88

99

110

9

-

12

25

37

49

62

74

86

99

111

123

30

14

27

41

55

69

82

96

110

123

137

10

-

15

30

46

61

76

91

105

122

137

152

3 0

17

34

50

67

84

100

117

134

151

167

11

-

18

37

55

74

92

111

129

148

166

18 4

30

20

40

61

81

101

121

141

162

182

202

12

-

22

44

66

87

109

131

153

175

197

218

30

24

47

71

95

118

142

166

189

213

237

13

-

26

51

77

102

128

153

179

205

230

256

30

28

55

83

110

138

166

193

221

248

276

1 4

-

30

59

89

119

1 49

178

208

238

267

297

30

32

64

96

127

159

191

223

255

287

318

15

-

34

68

102

136

170

204

238

272

306

341

30

36

73

109

146

182

218

254

291

327

363

16

-

39

77

116

154

193

232

270

309

347

386

30

41

8 2

124

165

206

247

288

330

371

412

17

-

44

87

131

174

218

262

305

349

392

436

30

46

92

139

18 5

231

277

323

370

416

462

18

-

49

93

146

195

244

293

342

390

439

488

30

52

103

155

206

258

310

361

413

461

516

19

-

54

109

16 3

218

272

326

381

435

490

544

30

57

115

172

229

286

344

401

458

515

573

20

-

6 0

120

181

240

301

361

421

482

542

602

Приложение 3 (к § 33 )

Форма акта о сдаче геодезических знаков, подлежащих охране (пример)

Я, н и жеподписав ши йся, техник Союзд орпроекта Морозов Юрий Николаеви ч, на осн ов ании постанов ления СНК СССР от 14 мая 1932 г. за № 717, сдал на хранени е, а я, нижеподписавшийся, председатель Ив ановского сельсовета, Звенигородского района, Московской об ласти, Михайлов Петр Семенови ч, при нял на хранение геодези чески е знаки :

1. Рельсов ы е реперы - два (2).

2. Трубчатый забетон и рованный репер - один (1).

3. Деревя н ны е реперы - три (3).

4. Угловые деревя н ные вкоп анные столбы - пятнадцать (15).

Знаки расположены на территории Ивановского сельсовета Звен и городского района.

Акт соста в лен в коли честве трех экземпляров, из которых один х рани тся в Ивановском сельсовете, другой вручен технику-изыскателю т. Морозов у Ю. Н., третий направлен уполномоченному Госг еон адзора МВД СССР по Московской области.

К акту п ри лагается схема расположения знаков и привязки их к трассе.

Круглая печа т ь Ив анов ског о сель совета                                 Подписи:

Сда л

Принял

По н ятые:


Приложение 4 (к § 37 )

Таблица минимальных расстояний между концами круговых кривых, необходимых для разбивки переходных кривых при сочетаниях различных радиусов закруглений, м

Величина радиуса кривой, м

Величины радиусов кривых, м

Величина радиуса кривой, м

Длина переходной кривой, м

60-70

80-90

100

125

150

175-200

250

300

400

500

600

700

800

900

1000

1100

1200-1300

1400-1500

60-7 0

80

85

90

95

100

110

120

130

140

150

160

150

140

130

120

110

100

90

60-70

40

80-90

85

90

95

100

105

115

1 25

135

145

155

165

155

145

135

125

115

105

95

80-9 0

45

100

90

95

100

10 5

110

120

130

140

15 0

160

170

160

150

140

130

120

110

100

100

50

125

95

100

105

110

115

125

135

145

155

165

175

1 65

155

145

135

125

115

105

125

55

150

100

105

110

115

120

130

140

15 0

160

1 70

18 0

1 70

160

150

140

130

120

110

150

60

175-200

110

5

120

125

130

140

150

160

170

1 80

190

180

17 0

160

150

140

130

120

175- 200

70

250

120

125

130

1 35

140

150

160

170

180

190

200

190

180

170

160

150

140

130

250

80

300

130

135

140

145

150

160

170

180

190

200

210

200

190

180

170

160

150

140

300

90

400

140

145

150

155

160

170

180

1 90

200

210

220

210

200

190

180

170

160

150

400

100

500

150

155

160

165

170

180

190

200

210

220

230

220

210

200

190

18 0

170

160

500

110

600

160

1 65

170

1 75

180

190

200

210

22 0

230

240

230

220

210

200

190

180

170

600

12 0

700

150

155

160

165

170

180

190

200

210

220

230

220

210

200

190

180

17 0

16 0

700

110

80 0

140

145

150

155

160

170

180

190

200

210

2 20

210

200

190

180

170

160

150

800

100

900

130

135

140

145

150

160

170

180

190

200

210

200

190

180

170

160

150

14 0

900

90

1000

120

125

130

135

14 0

150

160

170

18 0

190

200

190

180

170

16 0

150

140

130

1000

80

1100

110

115

120

125

130

140

150

160

1 70

1 80

190

180

170

160

150

140

130

1 20

1100

70

1200-1300

100

105

110

115

120

130

140

150

160

170

180

170

160

150

140

130

120

110

1 200-1300

60

1400-1500

90

95

100

105

110

120

130

140

150

160

170

160

150

140

130

120

110

100

1400-1500

50


Приложение 5 (к § 52 )

Таблица для полевого определения напряжения линии электропередачи

I . ПО ЧИСЛУ ТАРЕЛЬЧАТЫХ ИЗОЛЯТОРОВ

Напряжение линии в киловольтах

Промежуточные опоры (с поддерживающими гирляндами)

Анкерные опоры (с оттяжными гирляндами)

деревянные

металлические

деревянные

металлические

35

2

3

3

4

110

6

7

7

8

154

9

11

10

12

220

12

14

14

16

Р и с. 26. Схема подвески проводов ЛЭП на ан керных и промежуточны х деревянных опорах:

1 - анкер н ая опора I ; 2 - промежуточная опора; 3 - анкерна я опора II

II . ПО НАРУЖНОМУ ВИДУ КРЮКО В ШТЫРЕВЫХ ИЗОЛЯТОРОВ ИЛИ НАЛИЧИЮ ТРАВЕРЗ

Приложение 6 (к § 25 )

Мерные приборы проволочного типа

Так и е приборы могут применять ся в отдельных случаях на подробн ых и зыскани ях вме сто ленты при и змерени ях бази сов, пере ходах через неши рокие реки, пересечении оврагов и п ри рекогносцировочных изысканиях.

Мерная проволока прибора имеет дл и ну более 20 м , рекомен дуемая длина - 5 0 м .

Экспериментальный экземпляр одного из так и х при боров (мерный прибор Лукерьина) описан в учебни ке геодезии П. И. Шилов а, издания 1952 г.

Измерение лин ии проволочным прибором производится так же , как и лентой, с натяжени ем. Натяжение осуществляется простейшим динамомет ром с силой от 5 до 10 кг , что практически обеспечивает прямолинейность мерной проволоки и дает минимальное провисани е, не создавая остаточного растяжени я. Ди намометр (типа пружинного безмена) при крепляется к одному концу проволоки; ручки устраиваются с обеих сторон.

Р и с. 28. Мерный прибор проволочного типа

В серийное производство при боры п одобного тип а пока не поступили, если не считать рулеток с тросом, применяемых для промеров глубин рек и буровых скважи н. Для их изготовления можно применять любую проволоку достаточной гибкости, не дающую остаточного растяжения при натяжениях указанным выше дин амометром, не ржавеющую и не дающую значительных температурных деформаций (нап ример, ин варн ая и другие проволоки ).

Что касается пробных экземпляров мерного прибора , то они изготовлялись из стальных полевых телефонных пров одов, показавших значительную растяжимость при н атягивании до 10 кг . Так как деления, наноси мые на изоляцию провода, оказали сь непрочными (при работе истирались), то на мерной пров олоке метровые (с цифрами ) и деци метровые делен ия следует обозна чать муфточками , привариваемыми к проволоке; для удобства работы желательно, чтобы цвет металла муфточек отли чался от цвета проволоки. Мерная проволока, подобно ленте, наматывается н а кольцо и ли бобину (ри с. 28).

Такой прибор портативен и легок. Точность измерения и скорость проходки при работе с н и м выше, чем при измерени и лентой. Так же, как и лента, прибор подлежит обязательному компарированию.