Предложения по повышению эффективности снегозадерживающих насаждений вдоль автомобильных дорог

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО
ТРАНСПОРТНОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ СССР

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ
НАУЧНО
- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

СОЮЗДОРНИИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ПО
ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ
СНЕГОЗАДЕРЖИВАЮЩИХ
НАСАЖДЕНИЙ
ВДОЛЬ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

МОСКВА 1964

ПРЕДИСЛОВИЕ

В связи с интенсивным развитием автомобильного транспорта с каждым годом возрастают требования к обеспечению безопасности и бесперебойности движения на автомобильных дорогах , особенно в зимний период . Большое значение в настоящее время в защите дорог от снежных заносов приобретают , в частности , снегозадерживающие насаждения .

В результате специальных исследований Союздорнии были разработаны конструкция и правила размещения снегозадерживающих насаждений , которые вошли в « Технические правила ремонта и содержания дорог » ( ВСН 22-63, Минавтошосдор РСФСР ). Однако многие из созданных ранее снегозадерживающих полос не обеспечивают защиты дорог от снежных заносов в условиях сильного снегопереноса . Это объясняется прежде всего слишком близким расположением снегозадерживающих насаждений к дороге и , кроме того , неудовлетворительной агротехникой выращивания насаждений .

Отдел ремонта и содержания дорог Союздорнии провел ряд экспериментальных исследований по повышению эффективности снегозадерживающих насаждений , результаты которых отражены в настоящих « Предложениях ».

« Предложения » разработаны канд . с / х наук Г . И . Матякиным при участии в исследованиях и опытных работах мл . научных сотрудников В . Д . Пряхина , З . А . Прохоровой , В . Д . Казанского . В опытных работах также принимали участие работники дорожно - эксплуатационной службы .

Замечания и предложения просим присылать по адресу : г . Балашиха-3, Московской области , Союздорнии .

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА СОЮЗДОРНИИ

кандидат технических наук

Н . ГОРЕЛЫШЕВ

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время , даже на важнейших автомобильных дорогах , имеющих снегоочистительную технику , затруднения в движении , вызываемые снежными заносами , пока остаются систематически повторяющимся явлением .

Снежные заносы резко снижают автомобильное движение . Так , зимой 1955 - 1956 гг . во время снежных заносов на дороге Москва - Харьков и Москва - Куйбышев средняя скорость движения автомобилей составляла от 0,1 до 2,4 км / час .

На автомобильных дорогах с интенсивным движением транспортные потери от перерывов и снижения скорости движения при заносах за одни сутки могут даже превзойти годовые затраты на зимнее содержание дорог .

Правильное сочетание и соотношение мероприятий по снегозащите и сн егоочистке дорог является главным условием рациональной организации зимнего содержания дорог .

Следует учитывать , что снегоочистка или постановка щитов дают временный эффект , т . е . до очередного заноса , тогда как эффективность снегозадерживающих насаждений постоянна , т . е . пока существуют эти насаждения .

Поэтому правильно созданные снегозадерживающие насаждения являются самым надежным и наиболее экономичным средством защиты дорог от снежных заносов . Тем не менее об этом проявляется пока еще мало заботы . Практика дорожного хозяйства показывает , что из денежных средств , расходуемых на зимнее содержание дорог , как правило , не более половины затрачивается на мероприятия по снегозащите , в том числе и на снегозадерживающие насаждения .

Автомобильные дороги еще плохо защищены от снегозаносов , что в значительной степени объясняется низким качеством снегозадерживающих полос , созданных по действовавшим до настоящего времени инструкциям , а также недостаточным учетом объема снегопереноса . Так , при объеме снегопереноса более 50 м3 / пог . м они не могут обеспечить защиту дорог от снежных заносов , а на некоторых участках сформировавшиеся посадки даже способствуют усилению заносов .

Как выяснилось , серьезным недостатком ранее созданных снегозадерживающих полос ( шириной 8 - 12 м и менее ) является их слишком близкое расположение от дороги . Это расстояние редко превышает 20 м , а иногда равно всего лишь 11 - 13 м . В результате длина заветренного шлейфа снежного вала получается больше , чем расстояние от посадок до дороги , и тогда лесная полоса не только не защищает дороги от заносов , но и сама распространяет шлейф снежного вала на проезжую часть .

Например , зимой 1955 - 1956 г . г . на дороге Москва - Харьков , имеющей снегозадерживающие насаждения , на протяжений более 500 км наблюдались заносы , когда снежный вал объемом около 90 м3 / пог . м выходил на дорогу вследствие того , что полосы были расположены на расстоянии 15 - 20 м от бровки земляного полотна ( рис. 1 ).

Характерно , что в тех случаях , когда посадки с противоположной заветренной стороны дороги были небольшой высоты и не создавали подпора ( см . профиль «б» и « в» на рис . 1), снежный вал объемом примерно 90 м3 / пог . м заканчивался на расстоянии около 40 м . Вместе с этим на проезжей части дороги снег отложился высотой около 1,5 м .

В связи с указанными обстоятельствами на дороге Москва - Харьков , где объемы приносимого и дороге снега невелики и редко достигают 100 м3 / пог . м и более , на заносимых участках за существующими полосами обычно устанавливались дополнительные линии щитов , плетней или снежных стенок .

Таким образом , в указанных условиях снегозадерживающие насаждения не предотвращают снежные заносы на дорогах , если не применять дополнительных средств снегозащиты .

Рис . 1 . Снежные заносы при близком размещении снегозадерживающих полос к дороге Москва - Харьков . Стрелка показывает направление ветра

Возникает вопрос , какой объем снега могут задерживать такие снегозадерживающие лесные полосы до того момента , когда снежный вал придвинется вплотную к дороге , но еще не создаст заноса ее проезжей части .

Величина этого объема зависит прежде всего от плотности полосы . Однако плотность насаждения обычно имеет пределы , поэтому об объеме задержанного снега можно составить определенное представление на основании конкретных наблюдений .

Так , например , на дороге Москва - Куйбышев ( км 593 + 700) наблюдали набольшой снежный занос , вызванный метелью северного направления . В связи с тем , что северные метели в данном районе бывают весьма редко , линии щитов за полосами с северной стороны дороги не устанавливаются и в пункте наблюдения единственной снегозащитой служила 8- рядная снегозадерживающая полоса шириной 8 м, расположенная на расстоянии 21,5 м от бровки земляного полотна .

Схема смешения пород в полосе :

1 и 2 ряды ( с поля ) - боярышник

3 ряд                                    - тополь

4 ряд                                    - береза

5 ряд                                    - береза , тополь

6 ряд                                    - боярышник

7 ряд                                    - береза , тополь

8 ряд                                    - шиповник .

Береза и тополь имели высоту около 6 м , а кустарники - около 1 м . При узких междурядьях шириной 1 м тополь и береза явно угнетали кустарники ( особенно внутри насаждения - в 6- м ряду ) и подавляли их рост и развитие . Тем не менее отпад в насаждений еще не наступил , и густота посадки сохранилась в основном первоначальная .

В таких условиях метель северного направления , продолжавшаяся несколько часов , создала занос . Общий объем задержанного полосой снега составлял 54 м3 / пог . м , причем на самой дороге отложилось 5,7 м3 / пог . м снега ( рис. 2 и 3).

Таким образом , довольно типичная для автомобильных дорог полоса снегозадерживающих насаждений , причем в хорошем состоянии и сохранившая первоначальную густоту , даже при задержании незначительного количества снега (54 м3 ) вынесла шлейф снежного вала на дорогу . По - видимому , предел нормального снегозадержания этой полосы ( без заноса ) не превышает 35 - 40 м3 / пог . м снега .

Небольшая высота снежного вала объясняется в данном случае плохим развитием и малой высотой кустарников , а также излишней ветропроницаемостью насаждения в приземной части . Кроме того , очевидно , и высота полосы в 6 м способствовала в данном случае отложению снега на расстоянии 20 - 30 м .

Рис . 2 . Снежный занос на автомобильной дороге Москва - Куйбышев ( км . 593 + 700, 10 марта 1961 г .).

Объем снежных отложений      - 54 м3 / пог . м

в том числе на дороге                - 5,7 -"-

в лесной полосе                           - 4,8 -"-

заветренный шлейф                    - 33,0 -"-

наветренный шлейф                    - 16,2 -"-

Но основная причина заноса проезжей части дороги заключалась в несоответствии расстояния от посадок до дороги объему снегопереноса .

Анемометрические съемки около снегозадерживающих полос в осеннем безлистном состоянии на дороге Москва - Куйбышев показали , что скорость ветра на высоте 0,25 м и 1 м на дороге , расположенной в 15 - 21 м от полосы , уменьшается при косом направлении на 20 - 30 %, а при перпендикулярном - почти вдвое ( рис . 4). Естественно , что такое сокращение скорости ветра при продвижении снежного вала способствует отложению снега на дороге .

В связи с изложенным возникает проблема , как повысить эффективность снегозадерживающих лесных полос , с тем чтобы при объеме снега , приносимого к дороге , свыше 40 - 50 м3 / пог . м, не применять ежегодно дополнительные средства снегозащиты .

Рис . 3 . Обрез снежного вала после расчистки заноса роторным снегоочистителем

СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СНЕГОЗАДЕРЖИВАЮЩИХ НАСАЖДЕНИЙ

Способы повышения эффективности снегозадерживающих лесных полос вдоль автомобильных дорог могут быть разнообразными . Их выбор и применение должны определяться местными условиями ( заносимость , отводы земли и т . п .).

Эти способы направлены на то , чтобы снегозадерживающие насаждения без ежегодного применения дополнительных средств снегозащиты задерживали большее количество снега .

К таким способам относятся :

1 ) создание дополнительных снегозадерживающих полос ;

2 ) уширение существующих снегозадерживающих полос ;

3 ) уплотнение существующих снегозадерживающих полос ;

4 ) создание придорожных плодовых садов .

1- й способ. Создание дополнительных снегозадерживающих полос.

Наиболее экономичным и действенным способом повышения эффективности снегозадержания является создание дополнительной лесной полосы на некотором расстоянии от существующей .

Рис . 4 . Скорость ветра у производственных полос в осеннем безлистном состоянии при косом ( а , б ) и при перпендикулярном ( в ) направлении ветра .

1 - скорость ветра на высоте 1 м ; 2 - скорость ветра на высоте 0,25 м

Целесообразность этого способа подтверждается , во - первых , массовым опытом дорожно - эксплуатационной службы по установке дополнительных линий щитов , плетней и снежных стенок на различных расстояниях от существующих снегозадерживающих лесных полос , а , во - вторых , положительным примером дополнительных узких лесных полос , специально созданных на различных автомобильных дорогах по методическим указаниям Союздорнии .

Эти опытные полосы создавались , как правило , из крупномерного посадочного материала , что позволило в первую же зиму вести наблюдения за динамикой снегоотложения и ветрозащитным действием полос .

Материалы наблюдений за работой системы из двух полос - опытной дополнительной и производственной - послужили основой для разработки предлагаемых мероприятий . Проведенные сотрудниками Союздорнии наблюдения за распределением снежных отложений в системах железнодорожных и полезащитных полос , за работой моделей полос в условиях естественного поземка и в аэродинамической трубе имели сопутствующее , подсобное значение , поскольку эти наблюдения проводились не в производственных дорожных условиях .

Наблюдения показали , что дополнительная полоса обеспечивает достаточно полное задержание снега и предотвращает заносы на дороге при объемах приносимого снега примерно до 120 м3 / пог . м . В то же время при объемах задержанного снега значительно выше 120 м3 / пог . м чересчур большая нагрузка ложится на придорожную лесную полосу и шлейф снежного вала от полосы выходит на дорогу , создавая занос .

Эффективность снегозадержания дополнительной полосой , расположенной с полевой стороны , и существующей полосой , расположенной с дорожной стороны , зависит от конструкции этих полос и расстояния между ними . Наблюдения за снежными отложения показывают , что разрывы между дополнительной полосой и придорожной должны быть шириной от 25 до 35 м. Такие расстояния более снегоемки и их удобнее использовать как сельскохозяйственную площадь.

Так , на дороге Москва - Куйбышев (602 - 603 км ) была заложена опытная дополнительная 3- рядная полоса насаждений высотой около 4 м на расстоянии 26 м от 12- рядной дорожной полосы . Зимой 1960 г . эта система снегозащиты ( прежде всего дополнительная 3- рядная пол о са ) собрала 92,8 м3 / пог . м снега и обеспечила защиту дороги от заносов без применения каких - либо других снегозащитных средств ( рис. 5 , 6 ). Другая дополнительная полоса была заложена в 32 м от основной , и было собрано 115,6 м3 / пог . м снега .

На 974 км дороги Москва - Куйбышев ширина разрыва между дополнительной 4- рядной полосой и придорожной равнялась 42,5 м . В этом случае основная масса снега задерживалась в разрыве , причем общий объем снега достигал 115 м3 / пог . м; заноса дороги не наблюдали.

На 611 км той же дороги при 3- рядной дополнительной полосе и ширине разрыва в 35 м было задержано в разные зимы 127 и 151 м3 / пог . м . При этом объеме снегозадержания на дороге наблюдалось образование снежных заносов . Правда , в данном случае дополнительная полоса , созданная посадкой тополей высотой 5 - 5,5 м , была слишком ветропроницаемой , что увеличивало нагрузку на дорожную полосу . Придорожная же лесная полоса , хотя и была довольно плотной , но расположена всего лишь в 16 м от дороги , поэтому не могла уместить на этом пространстве собираемый снег .

На этом же опытном участке проводились наблюдения за снегозадержанием дополнительных полос , отстоящих от основных полос на 60 и 85 м . Такие разрывы оказались слишком широки . Снежный вал от дополнительной полосы заканчивался примерно на расстоянии 40 м , а далее образовывалась зона выдувания снега , который переносился к придорожной полосе , а затем и на дорогу ( рис . 7 ).

На 729 км дороги Ленинград - Киев при двух 2- рядных плотных полосах насаждений ( дополнительной и придорожной ) с шириной разрыва 10 , 20 и 30 м объем снегозадержания колебался от 124 до 149 м3 / пог . м .

Рис. 5 . Скорость ветра у дополнительной 43 - рядной опытной полосы ( слева ) при перпендикулярном ( а ) и косом ( б ) направлениях ветра :

1 - скорость ветра на высоте 14 см ; 2 - снегоотложение

Рис . 6 . Эффективность 3- рядной дополнительной полосы , усиливающей производственную 12- рядную полосу ( Москва - Куйбышев , км 602 - 900)

Несмотря на это , снегозанос наблюдался во всех трех случаях , причем при разрыве 10 м снежный вал был резко смещен в сторону дороги , усиливая занос дороги ( рис . 8 ). Занос в данных случаях объясняется слишком близким расположением придорожных полос к дороге . Следует отметить в этом примере весьма хорошее заполнение разрывов снегом . Средняя высота снега , собранного даже в разрыве шириной 30 м , была около 2,5 м . Таким образом , целесообразность дополнительных узких , мало - рядных полос насаждений очевидна . Создание таких полос ведет к сокращению ежегодных затрат на дополнительные снегозадерживающие средства или к сокращению площади , отводимой под дополнительные насаждения . Интересный пример эффективности узкой дополнительной полевой полосы в железнодорожных снегозащитных насаждениях наблюдался около ст . Тауш ( за Уфой ). Там имелись две широкие полосы посадки 1937 г ., которые ранее не обеспечивали снегозащиту при местных объемах снегопереноса , и в 1953 г . были посажены еще две дополнительные полосы шириной 50 и 12 м . В марте 1961 г . мы наблюдали , как одна 12- метровая полевая полоса , имеющая всего три довольно редких ряда деревьев ( рис . 9 , 10 ) и несколько рядов сравнительно низких кустарников , задержали большую часть приносимого снега . Данные ж . д . дистанции защитных насаждений за предыдущие два года подтвердили характер ее снегозащитного действия в 1961 г . ( рис . 11 ).

Рис . 9 . Продольный вид узкой дополнительной полевой полосы около ст . Тауш

При посадке древесных и кустарниковых пород в дополнительных снегозадерживающих полосах руководствоваться следующим .

1 . Создавать ряды насаждений с широкими тракторопроходимыми междурядьями , равными 2,5 м , с расстояниями между сеянцами в рядах около 0,4 м ( с учетом механизации работ по уходу за почвой в посадках ).

Рис . 7 . Снегоотложение у опытных дополнительных полос ( слева ) при разрывах 35 , 60, 85 м

Рис . 8 . Снегоотложение у опытных дополнительных полос ( слева ) при разрывах 10 , 20, 30 м

При уширении междурядий целесообразно применять густую посадку сеянцев в рядах ( до 0,4 м ), поскольку площадь питания растений при этом не изменяется . Густота посадки в рядах повышает эффективность снегозадержания , сокращает затраты труда на уходы за почвой в рядах и на работы по пополнению посадок .

Рис . 10 . Снежный вал около узкой дополнительной полосы при разрыве шириной 26 м ( в период снеготаяния )

2 . При посадке не смешивать разные породы в ряду во избежание межвидовой борьбы растений .

3 . Размещать кустарники только с полевой стороны снегозадерживающих полос , так как сначала снежный вал должна собирать полевая кустарниковая опушка полосы , а затем более высоко расположенные кроны древесных пород полосы . Кустарники , размещенные с дорожной стороны или внутри полосы , не могут играть значительной снегозащитной роли : они находятся в зоне затишья за снежным валом , собранным полевой кустарниковой опушкой , и засыпаются надвигающимся на них снежным валом . Кроме того , кустарники внутри полосы , под пологом древесных пород , как правило , с течением времени угнетаются и отпадают .

Древесные и кустарниковые породы надо размещать в полосе с учетом их высоты и так , чтобы кроны освещались хотя бы с одной стороны ; только при хорошем освещении образуются хорошо разветвленные плотные кроны .

Рис . 11 . Снегоотложение за узкой снегозадерживающей лесной полосой , дополнительной к системе трех широких полос около ст . Тауш

2- й способ. Уширение существующих снегозадерживающих полос

Слишком большое уширение существующих снегозадерживающих полос , без разрывов между старыми и новыми посадками или с узкими разрывами , следует считать нерациональным способом усиления , тем более , что выяснены преимущества узких и недостатки широких полос ( снеголом и большие затраты труда , средств и времени на создание полос и ухода за ними ).

Однако в тех случаях , когда объемы приносимого снега невелики и не могут вызвать значительного снеголома , а существующая полоса не может обеспечить достаточно полного снегозадержания , небольшое уширение придорожных лесных полос может быть целесообразным .

В большинстве случаев такое уширение по существу создает плотную и густую полевую опушку , которая устранит излишнюю ветропроницаемость полосы в нижней ее части и преобразует пологую форму снежного вала в крутую .

Так , на рис . 2 видно , что занос был вызван излишней ветропроницаемостью полосы , поскольку максимальная высота снежного вала не превышала 1,3 м . Ветропроницаемость в данном случае была обусловлена слабым развитием кустарников , произрастающих в тесной близости к быстрорастущим древесным породам .

Очевидно , создание дополнительной плотной опушки из кустарников и низкокронных древесных пород привело бы к образованию достаточно высокого снежного вала небольшой ширины . Кроме того , за счет некоторого уширения снегосборного пространства , а также смещения максимальной высоты снежного вала в полевую сторону объем снегозадержания также увеличился бы .

Только одна такая опушка способна задержать значительное количество снега при сравнительно коротком заветренном шлейфе . Так , например , двухрядная полоса из лоха и вяза обыкновенного задержала 61,4 м3 / пог . м снега при длине заветренного шлейфа 34 м ( рис . 12).

В то же время две такие полосы - опушки с интервалом в 6 м задержали 87,4 м3 / пог . м снега при длине заветренного шлейфа в 26 м . На рис . 12 также видно , что менее плотная 13- рядная полоса шириной 18 м задержала всего 54 м3 / пог . м.

В нашем примере заноса расстояние от полосы до дороги и ширина полосы составляли 21,5 + 7 = 28,5 м . Если уширить полосу добавлением 4- рядной опушки из густокронных пород при междурядьях шириной 2,5 м , то зона снегозадержания увеличится на 10 м и полоса сможет задержать примерно 60 м3 / пог . м, что для северной стороны дороги Москва - Куйбышев может быть достаточным .

Однако , с конструктивной точки зрения , нерационально проводить дополнительную посадку вплотную к усиляемой полосе . В этом случае мы как бы лишаемся двух опушек , а опушки обычно являются самой разветвленной и плотной частью полосного насаждения . При дальнейшем росте посадок произойдет смыкание полога первоначальной полосы и дополнительных рядов , и затененные смежные ряды будут изреживаться .

Рис . 12 . Снегоотложения около 2- и 4- рядных плотных полос и 13- рядной полосы меньшей плотности

Поэтому между существующей полосой и дополнительной при уширении следует оставлять интервал , равный ширине двух - трех междурядий , т . е . 5 - 7,5 м , в зависимости от состава пород , быстроты их роста и густоты крон . При таком интервале пространство для снегозадержания увеличится и объем снега приблизится к объему , который можно задержать , применяя более эффективный способ закладки дополнительной полосы при широком разрыве .

Ранее упоминалось , что широкие разрывы ( около 30 м ) можно и должно использовать как сельскохозяйственную площадь . Они получают много дополнительной влаги за счет снегозадержания ( как правило , свыше 500 мм ), и их целесообразнее засевать влаголюбивыми культурами , притом не требующими сложной механизации работ по уходу и уборке урожая .

Узкие интервалы (5 - 7,5 м ) использовать даже для выкашивания травы будет значительно сложнее . Тем не менее при объемах приносимого снега свыше 50 - 60 м3 / пог . м эти интервалы необходимы .

3- й способ. Уплотнение существующих снегозадерживающих полос

Уплотнение существующих снегозадерживающих полос можно осуществить двумя способами : путем конструктивных рубок и путем посадки растений в изреженные полосы .

Способ конструктивных рубок ухода за насаждениями - наиболее простой и эффективный . Насаждения вдоль автомобильных дорог в большинстве молоды , пластичны и обладают хорошей порослевой способностью . Конструктивные рубки позволяют путем изменения конструкций существующих снегозадерживающих полос повысить эффективность их снегозащитного действия . Например , учитывая слишком близкое расположение насаждений к автомобильной дороге , зачастую необходимо увеличить плотность , а иногда одновременно уменьшить высоту насаждений с таким расчетом , чтобы повысить и укоротить собираемый снежный вал .

Способ конструктивных рубок , как один из видов рубок ухода за снегозадерживающими насаждениями , вошел в разработанные Союздорнии « Указания по проведению рубок ухода в снегозащитных насаждениях вдоль автомобильных дорог » ( ВСН 18-62 Минавтошосдор РСФСР ).

Большинство деревьев и кустарников после рубки , обрезки или стрижки образуют многочисленные порослевые побеги , в результате чего повышается густота и плотность насаждений . Кроме того , порослевые побеги , пользуясь материнской корневой системой, в первые 1 - 2 года растут быстро ; годичный прирост их достигает 2 м и более .

Зато в последующие годы , с восстановлением соответствия между надземной и подземной частями растений , прирост в высоту резко замедляется . В лесном хозяйстве для увеличения роста в высоту и формирования крупных стволов деревьев применяют к этому времени прореживание поросли . В придорожных же насаждениях прореживать поросль нецелесообразно , чтобы не уменьшать густоту и плотность и не увеличивать чрезмерно высоту насаждения , которая способствует удлинению заветренного шлейфа снежного вала .

Конструктивные рубки в основном направлены на создание плотной полевой кустарниковой опушки путем рубки « на пень » и на создание плотного древесного полога путем рубки деревьев на высоте 1,5 - 2 м .

Для придорожных насаждений рубка древесных пород « на высоте », как показали специальные опытные рубки , является специфическим приемом , позволяющим формировать наиболее эффективную конструкцию снегозадерживающих полос . При такой конструкции плотная полевая кустарниковая опушка во время первых же метелей формирует снежный вал , дальнейший рост которого в высоту и по направлению к дороге осуществляется под ветрозащитным влиянием плотного полога древесных крон .

Способ уплотнения изреженных придорожных полос путем посадки растений в ряды взамен отпавших очень трудоемкий , дорогой и практически неприменим , за исключением отдельных случаев . Его применяют лишь для пополнения совсем молодых посадок в местах отпада растений , но и такое пополнение на второй - третий год по уплотнившейся почве менее результативно , чем первоначальная посадка .

Посадки более старшего возраста , где в результате группового отпада растений возникают крупные изреженные участки , можно пополнять сеянцами по подготовленной почве .

Полосные насаждения , изреженные отпадом более или менее равномерно , следует пополнять крупными саженцами быстрорастущих пород , которые лучше приживаются внутри насаждения х ) .

х ) Указанные общие рекомендации о ремонте и пополнении изреженных посадок были экспериментально разработаны Всесоюзным научно - исследовательским институтом агролесомелиорации ( ВНИАМИ ) и вошли в практику полезащитного лесоразведения .

4- й способ. Создание придорожных плодовых садов

В настоящее время приобретает широкую популярность мероприятие комплексного характера , а именно : обсадка автомобильных дорог лентами плодовых садов шириной 100 - 150 м в целях удобства вывозки садовой продукции и создания декоративного оформления дороги .

Наряду с этим придорожные сады имеют большое значение в снегозадержании . Наблюдениями Союздорнии установлено , что высота задерживаемого садами снега в 2 - 2,5 раза больше , чем в открытой степи . В снегозащитном отношении очень важно выращивать в придорожных плодовых садах ягодные кустарники , а сады с полевой стороны окаймлять садозащитными лесными полосами . Снегомерные съемки на 954 - 956 км дороги Москва - Куйбышев показали , что в придорожных садах с ягодниковыми кустарниками средняя высота снега равнялась 65 см , без кустарников - 50 см , в молодой плодовой посадке - всего лишь 25 см , а в открытой степи - около 20 см .

Если принять ширину плодового сада за 100 м , среднюю высоту снега - 60 см , а дополнительное задержание снега садозащитной полосой и дорожной живой изгородью - 60 м3 / пог . м , то суммарный объем задержанного снега будет около 120 м3 / пог . м . При ширине сада 150 м объем задержанного снега достигнет 150 м3 / пог . м .

Придорожные плодовые сады обычно создают совхозы и колхозы на своей земле и за счет собственных средств , но так как дорожно - эксплуатационная служба заинтересована в усилении снегозащитного действия этих садов , то дорожники должны добиваться того , чтобы в продольные ряды плодовых деревьев вводились ягодные кустарники и одновременно с посадкой садов закладывались садозащитные полосы с полевой стороны .

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УСИЛЕНИЮ СНЕГОЗАДЕРЖИВАЮЩИХ ЛЕСНЫХ ПОЛОС

В целях повышения эффективности снегозадерживающих полос , с таким расчетом , чтобы не применять ежегодно другие дополнительные средства снегозащиты , Союздорнии предлагает следующие способы усиления существующих полос с соблюдением определенных правил их применения .

1 . Создание дополнительных 4 - 6 рядных снегозадерживающих полос , на расстоянии 25 - 35 м от основной полосы - из расчета задержания приносимого к дороге снега до 120 м3 / пог . м .

2 . Уширение существующих основных снегозадерживающих полос на 3 - 4 ряда с интервалом в 5 - 7,5 м - из расчета задержания приносимого снега до 75 м3 / пог . м.

3 . Уплотнение существующих снегозадерживающих полос путем проведения конструктивных рубок ухода - из расчета задержания приносимого к дороге снега до 50 м3 / пог . м.

4 . Создание придорожных плодовых садов шириной 100 - 150 м с ягодными кустарниками в продольных плодовых рядах и садозащитной лесополосой с полевой стороны - из расчета задержания снега 120 - 150 м3 / пог . м .

Указанные объемы снегозадержания являются ориентировочными и, прежде всего, зависят от того , на каком расстоянии от дороги расположены основные полосы , а также , от плотности и ширины снегозадерживающей полосы .

Плотность полос в ее аэродинамическом значении практически не имеет удобных измерителей , поэтому приблизительный расчет возможного объема снегозадержания в результате осуществления указанных мероприятий рекомендуется производить по эмпирической формуле

Wp = L · hcp ,

где Wp - объем снегозадержания , который можно получить в результате мероприятий по усилению снегозадерживающих полос ;

L - расстояние от бровки земляного полотна до крайнего ряда насаждений с полевой стороны ;

hcp - средняя высота снега по линии L , равная от 1,3 до 1,7 м , в зависимости от плотности насаждений и от общей ширины зоны снегозадержания ( чем шире общая зона снегозадержания насаждениями , тем больше средняя высота снега ).

Таким образом , прежде чем выбрать тот или иной способ усиления существующих полос , необходимо знать наибольшие объемы приносимого снега для данного участка . Этот объем проще всего вычислить на основании объема снега , задерживаемого около лесных полос или переносных щитов в наиболее снежные зимы за последние 10 лет .

Если этот объем достигает 120 м3 / пог . м , то применяется способ закладки дополнительной полосы с шириной разрыва 25 - 35 м . При объеме снега до 75 м3 / пог . м ( если невозможно создать дополнительную полосу ) можно производить уширение существующей полосы , а при объеме до 50 м3 / пог . м - уплотнение .

Первые два способа можно применять совместно с уплотнением , и за счет этого объем снегозадержания повысится примерно на 15 - 20 м3 / пог . м .

При объемах приносимого к дороге снега значительно больше 120 м3 / пог . м возникает необходимость закладки второй дополнительной полосы , исходя из расчета , что одна дополнительная полоса при указанных разрывах задерживает 75 м3 / пог . м снега .

1 . Создание дополнительных снегозадерживающих полос

Дополнительные снегозадерживающие полосы создаются 4 или 6- рядными с шириной разрыва от 25 до 35 м в зависимости от объема снега , приносимого к дороге со стороны поля .

Так , например , при объемах до 90 м3 / пог . м можно принимать 4- рядную полосу при разрыве 25 м , а при объемах 110 - 120 м3 / пог . м следует принимать 6- рядную полосу при разрыве 35 м . Междурядья принимаются шириной 2,5 м , а густота посадки сеянцев в ряду - около 0,4 м .

При отсутствии тракторов для ухода за почвой или при размещении полос очень короткими отрезками на большом удалении друг от друга и т . п . принимаются междурядья шириной 1,5 м , а г у стота посадки сеянцев в ряду около 0,7 м . В этих случаях число рядов в дополнительных полосах увеличивается до 6 - 9.

Участки земли в широких разрывах между полосами насаждений остаются в ведении совхозов и колхозов и используются как сельскохозяйственная площадь . В их интересах , независимо от объема приносимого к дороге снега , можно принимать более широкий разрыв в 35 м , но не шире 40 м .

В участки земли , отводимые под дополнительные полосы , следует включать внешние « закрайки»х ) полос шириной по 1 ,5 м , которые до смыкания крон насаждения подвергаются культивации , а впоследствии используются для опашки полос .

х ) Закрайками лесных полос называют земельную площадь , расположенную между крайними рядами насаждений и границей отвода земли для насаждений . Закрайки используют для ухода за почвой по краям полос , опашки опушек . Закрайки до некоторой степени предусматривают естественное расширение полосы в процессе роста насаждения .

Древесные и кустарниковые породы в 4 - 6- рядных дополнительных полосах размещаются с расчетом создания кустарниковой опушки с полевой стороны и древесного полога - с дорожной стороны ( при этом кроны должны освещаться хотя бы с одной стороны ). Поэтому в первом ряду ( с полевой стороны ) размещается низкий кустарник ( смородина , шиповник , спирея , дерен , жимолость , вишня степная ); во втором ряду - высокий кустарник ( акация желтая , лох , лещина , алыча , ирга , клен татарский , сирень , можжевельник , тамарикс ); в третьем и шестом рядах - низкокронные деревья ( вяз обыкновенный , берест , ильм , груша , яблоня , абрикос , шелковица белая , клен ясенелистный ); в четвертом и пятом рядах - высококронные деревья ( тополь , береза , сосна , ель , вяз мелколистный ).

В 4- рядных полосах в 3 и 4- м рядах рассаживают в основном низкокронные древесные породы . В случае посадки высококронных деревьев нельзя допускать крупных просветов между пологом древесных крон и кустарниками во избежание большой продуваемости полосы .

Каждый отдельный ряд должен состоять из одной породы деревьев или кустарников .

2 . Уширение существующих снегозадерживающих полос

Уширение существующих снегозадерживающих полос производится , как правило , на 3 - 4 ряда с интервалом между крайним полевым рядом существующей полосы и придорожным рядом уширения шириной 5 - 7,5 м (2 - 3 междурядья ).

Посадка новых рядов производится так же , как и при закладке дополнительных полос ( междурядья шириной 2 ,5 м и расстояния между сеянцами в рядах - около 0,4 м ). Древесные и кустарниковые породы размещаются так же , как и в 4- рядной дополнительной полосе .

Способом уширения создают невысокую , но плотную полевую опушку . Чтобы не происходило угнетения новых посадок , соблюдаемый интервал должен обеспечивать освещение смежных рядов старой и новой посадки . Кроме того , при глубокой вспашке интервал предотвращает повреждение корней старой посадки , залегающих близко к поверхности , и ослабляет их угнетающее действие на корневые системы новых посадок .

Интервал , например , необходим в случае , когда производится уширение старых полос , изреженных отпадом кустарников , вследствие чего полоса стала излишне ветропроницаемой в нижней части .

Кроме того , интервал имеет значение для размещения определенного объема снега до дороги .

Однако когда нет опасности угнетения новой посадки и не требуется увеличить площадь для задерживаемого снега , можно производить новую посадку без интервала , или точнее , отступив от крайнего полевого ряда старой посадки на ширину одного междурядья на 2,5 м .

Для создания плотной полевой опушки рационально применять метод посева . При посеве без особых дополнительных затрат в первые же годы получаются загущенные ряды , способные задерживать снег .

Для посева используются породы с сравнительно крупными семенами , способными давать хорошую всхожесть , при заделке семян в почву , как правило , не менее 3 см . Наилучшие результаты посевы дают на структурных черноземных почвах .

Наиболее выгодно засевать желтую акацию в первом ряду , лох узколистный - во втором и клен ясенелистный - в третьем и четвертом рядах уширения . Эти породы ежегодно обильно плодоносят , семена их легко собираются и крайне дешевы , отличаются хорошей грунтовой всхожестью , а всходы отличаются хорошей сохранностью .

Осенний посев производится в течение октября до замерзания почвы свежесобранными семенами лоха и клена , а также семенами акации , собранными в июне - июле , без какой - либо предварительной подготовки ( стратификациих) , намачивания и т . п .).

х ) Стратификация - выдерживание семян в увлажненном песке при определенном температурном режиме и доступе к ним воздуха .

Весенний посев производится в течение 5 дней по созревании почвы . Круглые семена акации и лоха можно высевать овощными сеялками , а семена крылатки клена при отсутствии специальных сеялок - только вручную . Ручной посев производится в бороздки , подготовленные специально изготовленным по ширине междурядья маркером .

Глубина заделки семян при осеннем посеве принимается для лоха и клена 4 см , для акации - 3 см , а при весеннем посеве соответственно 5 см и 4 см .

Следует учитывать , что всходы посевов нуждаются в своевременном проведении первого ухода за почвой ( в момент массового появления всходов сорняков ).

Норму высева семян 1- го сорта следует принимать из расчета около 30 - 40 семян на 1 пог . м ряда ( бороздки ), т . е . около 1 кг семян акации , 2 кг - клена ясенелистного и 4 кг лоха узколистного на 1 пог . км ряда .

3 . Уплотнение существующих снегозадерживающих полос

Снегозадерживающие полосы , излишне ветропроницаемые , у которых снежный вал формируется низким и пологим с растянутым заветренным шлейфом , нуждаются в уплотнении . Полосы нормальной плотности должны в снежные и метелевые зимы собирать снежный вал высотой не менее 2 м . Если же полоса собирает низкий и пологий снежный вал , а его заветренный шлейф выходит на дорогу и создает занос , необходимо уплотнить полосу .

Уплотнение снегозадерживающих полос в основном производится путем конструктивных рубок ухода или же путем ремонта и пополнения насаждений , изреженных отпадом .

Существует несколько приемов конструктивных рубок :

1 ) рубка для создания плотной опушки ;

2 ) рубка для создания плотного древесного полога ;

3 ) рубка для понижения высоты полосы ;

4 ) рубка слабокустящихся пород в молодых посадках ;

5 ) стрижка живых изгородей .

1 . Создание плотной полевой опушки достигается путем рубки « на пень » 1 - 3 крайних рядов полосы с полевой стороны . Количество вырубаемых рядов определяется в зависимости от условий снегозаносимости и состояния насаждения .

При наличии сорняков в рядах и междурядьях после рубки проводится уход за почвой . Рубка опушечных рядов сопровождается опашкой полосы , хотя бы только с вырубаемой стороны .

2 . Создание плотного древесного полога достигается путем рубки ( опиливания ) древесных стволов на высоте 1,5 - 2 м в зависимости от толщины стволов .

Старые ветви ниже среза ствола , как правило , также срезают , но в случае чрезмерного изреживания полога полосы высокие ветви , которые войдут в порослевую крону , - оставляются .

Во избежание загнивания ствола срезы замазывают масляной краской , разведенной натуральной олифой , или же специальной садовой замазкой после смачивания 5 %- ным раствором железного купороса или креозотом .

3 . Для уплотнения и резкого понижения высоты полосы , расположенной слишком близко к дороге , применяется рубка « на пень » с расчетом на загущение поросли и последующее замедление ее роста в высоту . В связи с этим применяемый в лесном хозяйстве уход за порослью - постепенное прореживание - не применяется .

4 . Рубка « на пень » слабокустящихся пород производится , как правило , на 2 - 3-й год после посадки . Ее рационально осуществлять в процессе посадки уже запенькованных сеянцев . Этот прием следует применять при посадке крупных , развитых сеянцев , а также саженцев.

5 . Стрижку живых изгородей производят в общепринятом порядке .

Уплотнение снегозадерживающих полос , сильно изреженных в результате отпада , производится в порядке ремонта и пополнения .

4 . Создание придорожных плодовых садов

Для усиления снегозащитной роли придорожных плодовых садов следует включать ягодные кустарники в продольные ряды плодовых деревьев и создавать садозащитные лесополосы с полевой стороны , которые предусматриваются агротехническими требованиями по плодоводству . При отсутствии ранее заложенных снегозадерживающих полос с дорожной стороны садов следует создавать низкую живую изгородь из кустарников , чтобы не ухудшать декоративного оформления дороги .

5 . О временных мерах по усилению снегозадержания

Мероприятия по повышению эффективности снегозадерживающих лесных полос , как было указано выше , представляют собой разного рода дополнительные посадки и конструктивные рубки ухода за насаждениями . Эти мероприятия не могут дать немедленного эффекта , так как необходимую для снегозадержания высоту и плотность посадки и поросль достигают не раньше , чем через 3 - 4 года ( за исключением случаев применения крупномерного посадочного материала ). Очевидно , на этот период для защиты дороги от снега необходимо ежегодно применять другие средства : переносные щиты , плетни , снежные стенки , снегопахание и т . д .

Исследования Союздорнии , проводимые в процессе изучения системы комплексного снегозадержания на придорожных полях , а также опыт дорожно - эксплуатационных организаций ( Омской обл. , Татарской АССР и др .) показывают , что из этих способов наименее трудоемким , но достаточно эффективным является способ траншейного снегопахания двухотвальными тракторными плужными снегоочистителями , бульдозерами или прицепными угольниками .

Траншейное снегопахание целесообразно применять еще и потому , что оно способствует повышению урожая на придорожных полях , так как задерживает снег на сравнительно широком пространстве , защищает почву от промерзания и способствует ее увлажнению , причем не создает вредного увлажнения почвы у самой дороги .

В связи с отсутствием конкретных указаний по траншейному снегопаханию вдоль автомобильных дорог ниже приводятся некоторые рекомендации по этому вопросу .

На основании предварительных , но согласующихся между собой данных метелемерных , анемометрических и снегомерных наблюдений , проводимых Союздорнии , можно считать , что в зоне траншейного снегопахания задерживается свыше половины переносимого метелями снега . Этот объем снегозадержания довольно высок , если учесть , что однорядные линии щитов ( с просветностью 43 %) задерживают около 65 % переносимого снега . В то же время щиты при своевременной их перестановке являются надежной защитой от заносов .

При этом следует учитывать , что задерживаемая часть снега представляет наиболее инертную массу снега , опасную в отношении заноса дороги , а снег , проникающий через зону снегозадержания , является измельченным , подвижным и , как правило , не откладывается на дороге .

Траншейное снегопахание рекомендуется проводить с самого начала зимы при установлении снежного покрова слоем около 10 см . В связи с малой высотой снежного покрова первую траншею следует проходить с полевой стороны снегозадерживающей полосы , рядом с полевой опушкой , по наветренному шлейфу снежного вала . Следующие траншеи пропахивают также с полевой стороны на расстоянии около 20 м между продольными осями траншей .

Если при малой высоте снежного покрова траншеи и валы получаются мелкими , то сразу после заноса эти траншеи следует повторно пропахать с таким расчетом , чтобы высота валов от поверхности земли достигала 1 - 1,5 м . В случае заноса нескольких таких полноценных траншей пропахивают новые траншеи в середине 20- метровых промежутков .

Для траншейного снегопахания целесообразнее всего использовать двухотвальные снегоочистители , которые дают наименее обтекаемые валы с крутыми откосами . Высота гребней валов получается равной примерно трехкратной высоте снежного покрова , считая от дна траншеи , и двухкратной , считая от нетронутой поверхности снега . В начале зимы при малой высоте снежного покрова для устройства первых валов можно использовать широкий угольник или риджеры .

Наблюдения показывают , что третья траншея начинает интенсивно заноситься снегом лишь после того , как занесена первая траншея с наветренной стороны . Исходя из этого рекомендуется в опасные периоды заносов иметь три траншеи , не заполненные снегом .

Траншейное снегопахание следует по возможности производить во время оттепелей , безветренной погоды или когда направление ветра совпадает с направлением траншей , а также когда снежный покров в значительной мере слежался и уплотнился .

Правильная организация зимнего содержания дороги , и в первую очередь правильное размещение снегозадерживающих насаждений и своевременный уход за ними , предотвратят снежные заносы дорог и обеспечат бесперебойное движение автомобильного транспорта .

ЛИТЕРАТУРА

1 . Бялобжеский Г . В ., Матякин Г . И ., Прохорова З . А ., Пряхин В . Д .

Применение узких снегозащитных лесных полос на автомобильных дорогах . М ., Автотрансиздат , 1960.

2 . Матякин Г . И ., Пряхин В . Д ., Прохорова З . А . Снегозащитные лесные полосы . М ., Автотрансиздат , 1962.

3 . Технические правила содержания и ремонта автомобильных дорог

( ВСН 22-63 Минавтошосдор РСФСР ). М ., Автотрансиздат , 1963.

4 . Указания по проведению рубок ухода в снегозащитных насаждениях вдоль автомобильных дорог ( ВСН 18-62 Минавтошосдор РСФСР ). М ., Автотрансиздат , 1963.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие . 1

Введение . 1

Способы повышения эффективности снегозадерживающих насаждений . 5

1-й способ. Создание дополнительных снегозадерживающих полос. 5

2-й способ. Уширение существующих снегозадерживающих полос . 10

3-й способ. Уплотнение существующих снегозадерживающих полос . 11

4-й способ. Создание придорожных плодовых садов . 12

Предложения по усилению снегозадерживающих лесных полос . 13