Приказ 32 Об утверждении классификации природной пожарной опасности лесов и классификации пожарной опасности в лесах по условиям погоды, а также требований к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах по условиям погоды

Приказ МПР РФ от 6 февраля 2008 г. N 32

Об утверждении классификации природной пожарной опасности лесов и классификации пожарной опасности в лесах по условиям погоды, а также требований к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах по условиям погоды

В соответствии с пунктом 6 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 28, ст. 3432), приказываю:

Утвердить:

Классификацию природной пожарной опасности лесов согласно приложению 1;

Классификацию пожарной опасности в лесах по условиям погоды согласно приложению 2;

Требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах по условиям погоды согласно приложению 3.

Министр                             Ю.П. Трутнев

Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 марта 2008 г.

Регистрационный N 11302

Приложение 1 Классификация природной пожарной опасности лесов

Приложение 2 Классификация пожарной опасности в лесах по условиям погоды

Приложение 3 Требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах по условиям погоды

Приложение 1

Классификация природной пожарной опасности лесов

Класс природной пожарной опасности лесов

Объект загорания (характерные типы леса, вырубок, лесных насаждений и безлесных пространств)

Наиболее вероятные виды пожаров, условия и продолжительность периода их возможного возникновения и распространения

I (природная пожарная опасность - очень высокая)

Хвойные молодняки. Места сплошных рубок: лишайниковые, вересковые, вейниковые и другие типы вырубок по суходолам (особенно, захламленные). Сосняки лишайниковые и вересковые.

Расстроенные, отмирающие и сильно поврежденные древостой (сухостой, участки бурелома и ветровала, недорубы), места сплошных рубок с оставлением отдельных деревьев, выборочных рубок высокой и очень высокой интенсивности, захламленные гари.

В течение всего пожароопасного сезона возможны низовые пожары, а на участках с наличием древостоя - верховые. На вейниковых и других травяных типах вырубок по суходолу особенно значительна пожарная опасность весной, а в некоторых районах и осенью.

II (природная пожарная опасность - высокая)

Сосняки-брусничники, особенно с наличием соснового подроста или подлеска из можжевельника выше средней густоты. Лиственничники кедрово-стланиковые.

Низовые пожары возможны в течение всего пожароопасного сезона; верховые - в периоды пожарных максимумов (периоды, в течение которых число лесных пожаров или площадь, охваченная огнем, превышает средние многолетние значения для данного района).

III (природная пожарная опасность - средняя)

Сосняки-кисличники и черничники, лиственничники-брусничники, кедровники всех типов, кроме прирученных и сфагновых, ельники-брусничники и кисличники.

Низовые и верховые пожары возможны в период летнего пожарного максимума, а в кедровниках, кроме того, в периоды весеннего и, особенно, осеннего максимумов.

IV (природная пожарная опасность - слабая)

Места сплошных рубок таволговых и долгомошниковых типов (особенно, захламленные).

Сосняки, лиственничники и лесные насаждения лиственных древесных пород в условиях травяных типов леса. Сосняки и ельники сложные, липняковые, лещиновые, дубняковые, ельники-черничники, сосняки сфагновые и долгомошники, кедровники прирученные и сфагновые, березняки брусничники, кисличники, черничники и сфагновые, осинники кисличники и черничники, мари.

Возникновение пожаров (в первую очередь низовых) возможно в травяных типах леса и на таволговых вырубках в периоды весеннего и осеннего пожарных максимумов; в остальных типах леса и на долгомошниковых вырубках в периоды летнего максимума

V (природная пожарная опасность - отсутствует)

Ельники, березняки и осинники долгомошники, ельники сфагновые и прирученные. Ольшаники всех типов

Возникновение пожара возможно только при особо неблагоприятных условиях (длительная засуха)

Примечания: Пожарная опасность устанавливается на класс выше:

для хвойных лесных насаждений, строение которых или другие особенности способствуют переходу низового пожара в верховой (густой высокий подрост хвойных древесных пород, вертикальная сомкнутость полога крон деревьев и кустарников, значительная захламленность и т.п.);

для небольших лесных участков на суходолах, окруженных лесными насаждениями повышенной природной пожарной опасности;

для лесных участков, примыкающих к автомобильным дорогам общего пользования и к железным дорогам.

Кедровники с наличием густого подроста или разновозрастные с вертикальной сомкнутостью полога относятся ко II классу пожарной опасности.

Приложение 2

Классификация пожарной опасности в лесах по условиям погоды

Класс пожарной опасности в лесах

Величина комплексного показателя

Степень пожарной опасности

I

0. ..300

Отсутствует

II

301. ..1000

Малая

III

1001. ..4000

Средняя

IV

4001. ..10000

Высокая

V

Более 10000

Чрезвычайная

Примечания:

Классификация пожарной опасности в лесах по условиям погоды определяет степень вероятности (возможности) возникновения и распространения лесных пожаров на соответствующей территории в зависимости от метеорологических условий, влияющих на пожарную опасность лесов. Для целей классификации (оценки) применяется комплексный показатель, характеризующий метеорологические (погодные) условия.

В зависимости от величины комплексного показателя устанавливается класс пожарной опасности в лесах по условиям погоды.

Комплексный показатель определяется ежедневно по состоянию на 12-14 часов.

Формула расчета класса природной пожарной опасности в лесах по условиям погоды определяется как сумма произведения температуры воздуха (t°) на разность температур воздуха и точки росы ( h ) за n дней без дождя (считая день выпадения более 3 мм осадков первым (1) днем бездождевого периода:

Приложение 3

Требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах по условиям погоды

1. В целях пожарной безопасности в лесах осуществляются следующие мероприятия:

а) противопожарное обустройство лесов;

б) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности;

в) мониторинг пожарной опасности в лесах;

г) разработка планов тушения лесных пожаров;

д) тушение лесных пожаров;

е) иные меры пожарной безопасности в лесах.

2. Противопожарное обустройство лесов включает:

разграничение территории лесов по способам обнаружения и тушения лесных пожаров на зоны наземной и авиационной охраны;

распределение лесов по классам их природной пожарной опасности;

строительство, реконструкцию и содержанию дорог противопожарного назначения;

устройство посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов;

прокладку просек, противопожарных разрывов;

устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам воды;

другие меры.

3. Меры по созданию и содержанию систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров заключаются в:

устройстве противопожарных минерализованных полос, мест отдыха и курения в лесу, стоянок автотранспорта, мест для разведения костров и тому подобных элементов благоустройства территории лесов;

приобретении и поддержании в исправном состоянии пожарной техники, оборудования, снаряжения и инвентаря;

организации системы связи и оповещения;

строительстве и содержании пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря, пожарных химических станций;

снижении природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений, своевременного проведения санитарных рубок, очистки лесов от захламленности и очистки лесосек от порубочных остатков;

проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания горючих материалов;

создании резерва горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в лесах;

выполнении других мероприятий.

4. Мониторинг пожарной опасности в лесах включает:

наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах;

организацию системы обнаружения лесных пожаров и наблюдения за их динамикой с использованием наземных, авиационных или космических средств в зависимости от зоны охраны и целевого назначения лесов;

своевременное оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах;

иное.

5. Разработка планов тушения лесных пожаров заключается в установлении:

мер по подготовке противопожарных систем и средств к пожароопасному сезону;

мероприятий по предупреждению лесных пожаров и противопожарному обустройству лесов;

порядка привлечения населения, противопожарной техники и транспорта к тушению лесных пожаров, обеспечения противопожарных формирований средствами передвижения, питанием, медицинской помощью;

состава лесопожарных формирований из числа лиц, привлекаемых на тушение лесных пожаров, и мер по обеспечению их готовности к немедленному выезду на тушение пожаров;

объема и мер по созданию необходимого на пожароопасный сезон резерва горюче-смазочных материалов;

мероприятий по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров.

6. Тушение лесных пожаров включает:

обследование (наземное или авиационное) очага лесного пожара с целью уточнения вида и интенсивности пожара, его границ, направления движения, выявления возможных опорных рубежей для локализации, источников воды, подъездов к ним и к очагу пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения огня;

доставку людей и средств к месту тушения пожара и обратно;

обеспечение радио или телефонной связи между всеми группами участников тушения пожара;

организацию питания, первой медицинской помощи и отдыха лиц, работающих на тушении пожара;

локализацию очага пожара;

окарауливание локализованного очага пожара и ликвидацию пожара.

7. К иным мерам пожарной безопасности в лесах относятся:

организация противопожарной пропаганды;

регулирование посещаемости лесов населением в зависимости от их класса природной пожарной опасности и пожарной опасности по условиям погоды с созданием системы контрольно-пропускных пунктов;

организация государственного контроля и надзора за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах;

организация пунктов приема донесений в зонах авиационной охраны лесов;

организация наземного и авиационного патрулирования лесов в целях своевременного обнаружения лесных пожаров, включая установление маршрутов, кратности и времени патрулирования в зависимости от целевого назначения, природной пожарной опасности лесов и пожарной опасности в лесу по условиям погоды;

создание пожарных формирований для тушения лесных пожаров;

подготовка руководителей тушения лесных пожаров;

обучение работников пожарных формирований тушению лесных пожаров, проведение тактических учений и тренировок;

оборудование помещений для временного проживания лиц, участвующих в тушении лесных пожаров;

другие.

8. В защитных и эксплуатационных лесах осуществляются все перечисленные в пунктах 1- 7 мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), проектом мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, разработанным при лесоустройстве, и проектом освоения лесов на арендованных лесных участках.

9. В резервных лесах весь комплекс мероприятий по обеспечению пожарной безопасности выполняется на лесных участках, примыкающих к населенным пунктам и объектам экономики. На остальной территории резервных лесов ведется мониторинг пожарной опасности в лесах в части обнаружения лесных пожаров и наблюдения за их динамикой с использованием преимущественно космических и авиационных средств.

10. При I классе пожарной опасности в лесах по условиям погоды:

наземное патрулирование проводится в местах огнеопасных работ в целях контроля за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах;

авиационное патрулирование и дежурство на пожарных наблюдательных пунктах не ведутся.

11. При II классе пожарной опасности в лесах по условиям погоды:

наземное патрулирование проводится на лесных участках, отнесенных к I и II классам природной пожарной опасности лесов, а также в местах массового отдыха людей в лесах;

авиационное патрулирование, проводится через 1-2 дня, а при наличии пожаров - ежедневно в порядке разовых полетов;

дежурство на пожарных наблюдательных пунктах и на пунктах приема донесений о пожарах от экипажей патрульных самолетов и вертолетов осуществляется во время проведения наземного и авиационного патрулирования.

12. При III классе пожарной опасности в лесах по условиям погоды:

наземное патрулирование проводится на лесных участках, отнесенных к первым трем классам природной пожарной опасности лесов, а также в местах проведения работ и в местах, наиболее посещаемых населением;

авиационное патрулирование проводится 1-2 раза в течение дня;

дежурство на пожарных наблюдательных пунктах и на пунктах приема донесений о пожарах от экипажей патрульных самолетов и вертолетов осуществляется во время проведения наземного и авиационного патрулирования;

наземные и авиационные пожарные команды, если они не заняты на тушении пожаров, в полном составе находятся на местах дежурства;

по местным радиотрансляционным сетям и с помощью звукоусилительных установок на самолетах и вертолетах авиационной охраны лесов, особенно в дни отдыха, передаются напоминания о необходимости осторожного обращения с огнем в лесу;

может ограничиваться разведение костров и посещение отдельных участков лесов.

13. При IV классе пожарной опасности в лесах по условиям погоды:

наземное патрулирование проводится с 8 до 21 часа;

авиационное патрулирование проводится не менее двух раз в день;

дежурство на пожарных наблюдательных пунктах и на пунктах приема донесений о пожарах от экипажей патрульных самолетов и вертолетов ведется с 9 до 21 часа;

силы и средства пожаротушения, в том числе резервные, должны находиться в состоянии готовности к тушению пожаров;

организуется предупреждение населения о высокой пожарной опасности в лесах;

организуется ежедневное дежурство ответственных лиц с 9 до 24 часов;

у дорог при въезде в лес устанавливаются щиты, предупреждающие об опасности пожаров в лесах;

ограничивается посещение отдельных наиболее пожароопасных участков леса (первого-третьего классов природной пожарной опасности лесов), запрещается разведение костров в лесах.

14. При V классе пожарной опасности в лесах по условиям погоды:

наземное патрулирование лесов проводится в течение всего светлого времени суток, а в наиболее пожароопасных местах - круглосуточно;

авиационное патрулирование проводится не менее 3 раз в день;

дежурство на пожарных наблюдательных пунктах и на пунктах приема донесений о пожарах от экипажей патрульных самолетов и вертолетов ведется с 9 до 21 часа;

силы и средства пожаротушения, в том числе резервные, должны находиться в состоянии готовности к тушению пожаров;

противопожарная пропаганда должна быть максимально усилена, передачи напоминаний об осторожном обращении с огнем в лесу по местным ретрансляционным сетям проводятся через каждые 2-3 часа;

максимально ограничивается въезд в леса средств транспорта, а также посещение леса населением, закрываются имеющиеся на дорогах в лес шлагбаумы, устанавливаются щиты, предупреждающие о чрезвычайной пожарной опасности, выставляются посты на контрольно-пропускных пунктах.

15. Привлечение юридических лиц и граждан для тушения лесных пожаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Похожие документы