РД 34.10.104 Методика по разработке нормативов потребности в резервном оборудовании и запасных частях для ремонтного обслуживания энергосистем
МИНИСТ Е РСТВО ЭНЕ РГЕТИ КИ И ЭЛЕКТРИФ ИКАЦ ИИ СССР
ГЛАВНОЕ Т ЕХНИЧЕ СКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ЭКСПЛУАТАЦИ И ЭН ЕРГОСИ СТЕМ
МЕТОДИКА
ПО РАЗРАБОТКЕ
НОРМАТИВОВ ПОТРЕБНОСТИ
В РЕЗЕР В НОМ ОБОРУДОВАНИИ
И ЗАПАСНЫХ ЧАСТЯХ
ДЛЯ РЕМОНТНОГО ОБСЛ У ЖИВАНИЯ
ЭНЕРГОСИСТЕМ
РД 34.10.104
СОЮЗТЕХЭНЕРГО
Москва 1980
Составлено Всесоюзным научно-исследовательским институтом электро э нергетики (ВН ИИЭ)
СОГЛАСОВАН О: Зам ес титель директора Н ИИПиН при Госплане СССР Н.Н. ШАТАЛИН 3 1 ию ля 1 979 г. |
|
УТВЕР Ж ДАЮ: Заместител ь Министра энергетики и электрификации СССР В .Н. Б УДЕННЫ Й 27 декабр я 1 979 г. |
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1 .1 . Настоящая методика предназначена для определени я нормативов и норм потребности в резервных изделиях (з апасных частях, сменяемых узлах, оборудовании, механизмах, передвижных электростанциях и подстанциях), находящихся в централизованном запасе эксплуатационных и обменном фонде ремонтных организаций М инэнерго СССР.
1 .2. Норматив п отребности в резервных издели ях - это мак симальное их количество, которое необходимо иметь для обесп ечения эксплуатационной готовности и надежности энергетиче ского оборудования в случаях отказов, отбраковки или не обходимости замены эксплуатируемых издели й по другим при чинам.
Норма потребности в р е зервных из делиях - это удельное значение норматива, приходящееся на единицу работающего оборудования данного типа.
1 .3. Норматив потребности в обменном фон де т ран спортабе льны х узлов, запасны х частей и оборудования - это максимально допустимое их количе ство, которое необходимо име ть ремонтн ой организации (тресту и ме жси ст емн ому ремонтно- механи ческ ому зав оду Главэнергоремон та, производствен ному ремонтн ому предприя тию, цен тральн ому ремонтн о-механическому заводу эне ргосистемы, ремонтн ому цеху электростанции или предприя тия электрических сетей) для обеспечения выдачи капитально отремонтиро ванн ых изделий в за мен сдаваемых на ремонт.
Норма потребности в обмен н ом фонде - это удельное значение норматива, приходящееся на един ицу изделий определенного типоразмера, ремонтируемых в течен ие года данной ремонтной орга низацией .
1 .4. Если ре монтная организация обслуживает оп реде ленное количество изделий, эксплуатируемых в энергосистеме или группе энергосистем, то нормативы потребности изделий в обменном фонде совпадают с нормативами потребности в резервных изделиях, ремонт которых осуществля ется централизованным способом.
1 .5. В составе резерва выделяется страховая (аварийная) составляющ ая, предназначенная для срочн ых замен вышедших из строя и зделий вследствие отказов и п ри обнаружении неисправностей, препя тствующ их эксп луатации оборудования или вводу его в работу после ремонта.
Ремонтная составляющая (разность между нормативом ре з ервного запаса и его с траховой составляющей) п редназначена для замены в плановом порядке п осле отбраковки или обнаружении неисправностей , не препятствующих дальне йшей работе оборудования. Не допускается исполь зование изделий из резерва для план овых ремонтов и модернизации оборудования при сн ижении рез ерва до значения страховой составляющей и ниже.
1 .6. Разрабатываемые нормативы и нормы потребности в резервн ых изде лиях должны учитывать:
состав эксплуатируемого оборудования, надежность и взаимозаме н яемость его отдельных узлов, затраты на создание, содержан ие и транспортировку изделий, экономические потери от задержек в доставк е на объект ы и временного отсут ствия необходимых изделий на ба зах хране ния;
н еобходимость сокращения запасов материальных ценностей и их эффективного использования путем максимально в озможн ой цен трализации резерва, сокращения времени ремонта неисправных транспортабельных узлов и оборудования, сокращения времени поставок узлов и обо рудован ия с заводов-изгото ви теле й (ре комендации по выбору ур овней централизац ии и сп особов уп равле ния зап асами приве де ны в п риложе нии 1).
1 .7. Перечен ь о борудова ни я и э нергоустано вок, для которых не обход имо создавать резерв, устанавлива ет ся на основе ан ализа экономи ческ ой э ффективности. Ре зерв эк ономи ческ и це лесообразен в тех случ ая х, когда затраты н а его созда ние и сод ержа ние окуп аются за нормативный срок.
1 .8. Номенклатура ре зерва устанавливается на основе анализа надежности и взаимозаменяе мости изделий, системы технического обслуживания и ремонтов, а также и технико- экономических расчетов.
2. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ НОРМАТИВОВ И НОРМ РЕЗЕРВА
2. 1 . Нормы потребности в ре зе рвных изделиях разрабатываются на перспективный плановый период, как п равило, без распределе ния по годам этого периода. Нормативы потребности в резервных из делиях уточняются п о мере изменения количества работающего оборудования.
2.2. Типовые нормативы и нормы потреб н ости в резервных изделиях раз рабатываются научно- исследовательскими и пр оектно- конструкторски ми организациями, рассматриваются Главным техническим управлением по эксплуатации э нергосистем и утверждаются Минэнерго СССР.
2.3. Местные нормативы потребности в р е зервных изделиях, как правило, разрабатываются на осн ове типовых нормативо в и норм отделами и службами эксплуатационных и ремонтных организаций, на уровне управления которых централизованы запасы, и утв е рж даются руководителями этих организаций. Местные нормативы по мере необходимости пересматриваются на стадии подготовки техп ромфин плана.
2.4. Указа н ные в п. 2.3 организации могут разрабатывать совместно с вы чи слите льными центрами ме стные н орма тивы потре бности в резервных изделиях, которые отличаются от типовых и учитывают состояние оборудования, условия эксплуатации, ремонта и транспортировки.
Эти нормативы утверждаются вышестоящей организацией.
2.5. Номенкл а тура и количество резервных изделий централизованного хран ения Министерства устанавливаются специальным распоряжением Минэнерго СССР.
2.6. Одновременно с утв е ржден ием нормативов потребности в резервных изделиях (обменного фонда) утверждается порядок исполь зова ния , хран ения и пополнения запаса резе рвных изделий, централизованных на данном уровне управления.
3. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
3 .1 . Основными исходными данными для расчета нормативов и норм потре бности в ре зервных изделиях служат:
показатели расходования запас а - среднее количество требований на изделия из резерва в единицу времени (ин тенсивн ости требований) на расчетных интервалах планируемого года и количество изделий в каждом из требовани й;
п оказатели пополнения запаса - время восстановления неисправных изделий путем ремонта, время от мом ен та подачи заявки до моме нта поставки новых изделий с заводов-изготовителей, минимальна я норма заказа из делий;
п равила принятия решен ий.
3.2. Показатели расходования за п аса оп ределяются одним из сле дующих спо собов:
по утвержденным нормам расхода изделий на ремо н тно-э ксплу атац ионн ые нужды;
по статическим данным об удельных расходах за 2 - 5 предшествующих пл а новому периоду года;
на основе характеристик надежности и системы технического об служивания и ремонтов оборудования.
3.3. Показатели пополнения запаса о п ределяются одн им из следующих способов:
по утвержденным нормам на продолжительность ремонта или по п роектным показа теля м времени ремон та изде лий на ремонтном п редп рия тии;
по статистическим данным о в ремени ремонтов и периодично сти поста вок изде лий в запа с.
3.4. Правила приняти я решения рекоме ндуется выбирать из следующего перечня:
ми н имум п риведенных за трат на создание и соде ржание запаса с учетом потерь , связанных с задержкой в удовлетворе ни и требова н ий на изделия из резе рва;
вероятность задержки в удовлетворении аварийных требований не более 0,02 (отношение количества задержанных в удовлетворении требований к общему их количеству );
вероятность задержки в удовлетворении требования для плановых и реконструктивных работ - устанавливается лицом, которое поручает разработку нормативов;
вероятность дефицита изделий н е более 0,005 (отношение времени задержки аварийных требований к общему времени функционирован ия системы).
3.5. Способ определения исходных данных и правила при н ятия решений выбираются организацией- разработчиком типовых нормативов и норм. Допускаетс я использование метода экспертных оценок при определении показателей расходования и пополнения запаса.
4. МЕТОДЫ РАСЧЕТОВ НОРМАТИВОВ И НОРМ ПОТРЕБНОСТИ В РЕЗЕРВЕ
4. 1 . Способ расчета нормативов и норм по требности в резерве выбирается организацией-разработчиком из приведенных ниже ме тодов в завис имос ти от вида оборудования и особе нностей его ремонтного обслуживания, наличия исходн ой информации и сре дств вы чис лительн ой техники.
4.2. Методы расчета делятся на аналитич е ские и им митационные.
Выбираемый аналитический метод долже н по возможности ближе отражать реальную ситуацию расходования и пополн ения запа са. Аналитиче ские методы позволяют п рименя ть только вероятностные правила принятия реше ний. Иммитаци онны й метод, при котором си туац ии рас ходован ия и пополнения запасов моде лируются на ЭВ М, не имеет ограничений в применении.
4.3. Расч е ты н а ЭВМ серии «РЯД», М ин ск- 32, М -220, М-222 и БЭСМ- 4 нормативов ре зерва взаимозаме ня емых изде лий и их наил учшего распределения между возможными базами хранения производятся с исполь зованием комплекса методов и п рограмм, разработанны х для настоящей Методики. Указанный комплекс м е тодов поз воляет наиболе е полно учесть конкретные ситуации расходования и пополнения запаса изделий и рассчитать их оптима льное количество.
4.3. 1 . Основные положения комплекса программ приведены в приложении 2. Тексты программ и инструктивные материалы содержатся в рабочей документации по задаче первой очереди ОАСУ Энергия «Расчет централизованного запаса и определение баз хранения важнейших зап асных частей серийного энергетического оборудования электроста нций».
4 .3.2 . При необходимости расчета резерва, измеряемого в н епрерывных е дин ицах (тоннах, километрах и т.п.), следует запросить во ВНИИ Э тексты дополнительных блоков программ .
4.4. Аналитическим м е тодом Н ИИПиН при Госплане СССР нормативы и нормы потребности в резерве оборудования рассчитываются в следующем порядке.
4.4. 1 . Рассчитывается вероятн ость выхода един ицы оборудования из строя:
где Σ t в - суммарная длительность восстановительных ремонтов оборудования (с моме н та отказа до окончания ремонта) за год;
Т - годовой фонд времени работы данного оборудования.
4.4. 1 . Определяются норматив потребности в страховом резер ве
и н орма потре бности в страховом резерве
np.c = Np.c : N э ,
где N э - количество эксплуатируемых изделий, для которых определяется норматив потребности в резерве;
Np . c и np . c - норматив и норма потребности в резервных изделиях соответственно.
4.4.2. Норматив потребности в ремонтном резерве
Np .р = Кп.р · t ср
и норма потребности в ремонтном резерве
np .р = Np .р : N э ,
где Кп.р - ожидаемое за год расчетное количество плановых ремонтов и модернизаций объектов, когда необходим де монтаж старого и использование взамен него нового (отремонтированного) изделия из резерва;
t ср - среднее время ремонта демонтированного изделия в долях год а.
4.5. Аналитический метод расчета нормативов и норм п отребности в резерве ремонтируемых изделий для ситуаций: неисп равная единица оборудования выводится в ремонт и вместо нее устанавли вается взятая из резерва; неисправн ая единица после ремон та поп олняет резерв.
Норматив обменного фонда рассчитывается в следующем пор яд ке.
4.5. 1 . Определяется средняя интенсивность требований на изделия из резерва - λ (шт. за год).
4.5.2. Определяется средняя интенсивность пополнения резерва отремонтированными изделиями μ = 1/ t ср , гд е t ср - сред н яя продолжительность восстановитель ного ремонта единицы изделия в годах.
4.5. 3 . П оследовательным расчетом по формуле
дл я различных значений резерва Np опред е ля ется то нормативное его значение , при котором вероятность за держки требования p ( Np ) удовлетворяет принятому критерию (см. п. 3.4).
На графиках (см. рисунок) пр ив едены зависимости p ( Np ) от отно ш ен ия λ / μ для ра з личных Np .
4.5.4. Норма потребности в резервном запасе определяется делением норматива потребности н а то количество изделий, которое образует принятую в расч ет среднюю интенсивность требований на изделия из рез ерва.
4.5.5. Норма потребности в обменном фонде ремонтных предприяти й , когда неизвестно количество обслуживаемого эксплуатируемого оборудования , может определяться делением норматива потребности на фактиче ски отремонтированное количество изде лий за год, п ре дшествующий планируемому периоду.
4 .6 . Ан алитический ме тод расчета нормативов и норм потребности резерва неремонтируемых изделий для ситуации: резерв рассчитывается н а фиксированный промежуток време ни, к концу которого желательно иметь минимальный остаток этих изделий; пополнения запаса на фиксированн ом отрезке времени не предусматривается. Норматив резерва рас считы вается в сле дующе м п орядке.
4.6. 1 . Определяется среднее ожидаемое количество требований на фиксированном отрезке времени - Nc р .
4.6.2. Последовательным расчетом по формуле
для различных значений резерва N р определяется то его нормативное значение, при котором вероят н ость дефицита p ( Np ) удовлетворяет принятому критерию (см. п. 3.4).
В таблице приведены отношения N р : Nc р для р а злич ных вероятностей дефицита из делий в резерве .
Средний расход |
Отношение N р : Nc р для нормативного значения вероятности дефицита p ( Np ) |
|||
0, 1 |
0,06 |
0,02 |
0,0 1 |
|
0, 1 |
2 1 |
25 |
29 |
30 |
0,5 |
6 |
6,2 |
7,8 |
7,8 |
1 |
3,7 |
4,4 |
5,0 |
5,5 |
2 |
2,7 |
2,9 |
3,5 |
3,8 |
1 0 |
1 ,6 |
1 ,7 |
1 ,9 |
2,0 |
25 |
1 ,2 |
1 ,3 |
1 ,4 |
1 ,5 |
50 |
1 ,2 |
1 ,2 |
1 ,3 |
1 ,3 |
75 |
1 ,1 5 |
1 ,1 7 |
1 ,24 |
1,27 |
1 00 |
1 ,1 2 |
1 ,1 5 |
1 ,21 |
1 ,23 |
200 |
1 ,09 |
1 ,11 |
1 ,15 |
1 ,1 7 |
400 |
1 ,06 |
1 ,08 |
1 ,1 0 |
1, 1 2 |
600 |
1 ,05 |
1 ,06 |
1 ,08 |
1,1 0 |
1 000 |
1 ,04 |
1 ,05 |
1 ,06 |
1 ,07 |
4.7. Н орм ати вы и нормы потребности рассчитываются для всего возможного диа пазона изменения количеств эк сплуатируе мы х изделий.
4.8. Р е зульта ты расчетов п редставляю тся в виде та блиц зависимостей нормативов и норм потребности в резерве от количества эксплуатируемых изделий.
Приложение 1
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ УРОВНЕЙ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ И СПОСОБОВ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ
В целях сокраще н ия запасов резерв (обменный фонд) из делий должен цен трализоваться на возможно высоком уровне управления.
Реком е ндуются следующие уровни централизации:
на уровне Минэн е рго СССР централизуется управление запасными частями, уз лами и деталями стоимостью более 1 тыс. р уб. к турбогенер аторам 1 00 МВт и выше, оборудование 330 к В и выше, тран сформаторы 220 кВ и выше, передвижные газотурбин ные электростанции;
на уровне районных э нергетических управлений централизуется управление запасами оборудования вспомогательн ого оборудования электростанции, оборудования 35 - 220 кВ, трансф орматоров 6 - 11 0 кВ мощностью 250 к ВА и выше.
Приложение 2
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОМПЛЕКСА ПРОГРАММ РАСЧЕТОВ НА ЭВМ НОРМАТИВОВ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО РЕЗЕРВА ИЗДЕЛИЙ И ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПО БАЗАМ ХРАНЕНИЯ
Матем а тиче ское обеспе че ние отрасле вой ме тодики п о разработке нормативов потре бности в резервн ом оборудовании и запасных частях для ремон тного обслуживан ия энергосистем состоит из:
комплекса программ «Запас», который позволяет определить размеры норматив н ого запаса взаимозаме няемы х изде лий, оптимального с точки зре ния п ринятого критерия;
комплекса программ «Базы», который позволяет для заданного норматива запаса оптимально разместить его между возможным и базами хранения.
Комплекс программ «Запас» может использоватьс я автономно, если нет необходимости искать лучшее размещение запаса по базам хранения. Комплекс программ «Базы» исполь зует выходную информацию комплекса «Запас» (списки событий на магнитной ленте или барабане) и может работа ть только совместн о с этим к омплексом.
Комплексы программ разработаны на алгоритмическом языке Ф ортран- IV с использованием автокода и предназначены для эксплуатации на ЭВМ серии «Ряд», М- 220, М-222, БЭСМ- 4 и М инск-32.
Программы воспроизводят на ЭВМ следующую модель. На определенной территории имеются объекты потребления, каждый из которых характеризуется:
количеством и возрастным составом оборудования, им е ющего узлы (детали), для которых необходимо рассчитать резерв;
интенсивностью потока аварийных и плановых требований на изделие из резерва;
координатами нахождения.
На той же территории имеются возможные пункты (б азы) хранения запаса, координаты которых связаны с объектами потребления матрицей транспортных потерь.
Любой из объектов потребления может и с пользовать запас с любой из баз хранения, но при этом используется запас те х баз, для которых минимальны транспортные издержки и для план овых требований не используется страховой (аварийный) запас.
Процедура поиска лучшего реше н ия состоит в многократном выполнении сле дующих действий: моде лирование системы управления запасами при данном значении но рматива резерва, оценка осн овных параметров системы с точки зрения удовлетворения принятому правилу выбора решения и в случае необходимости расче т при нов ом значении норматива резерва и т.д. Процесс п овторя ется до получения требуе мых результатов. Если в каче стве критерия оптимальности исп ользуется минимум приве денных затрат, то п оиск лучше го решения производится автоматически.
Л и н и я о т р ы в а |
КАРТА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННОЙ СПО СОЮЗТЕХЭНЕРГО1. Просим з аполнить карту и в недельный срок со дня ее поступления вернуть в СПО Союзтехэнерго по адресу: 1 05023, Москва, Семеновский пер., д. 1 5 2. Название и адрес предприятия, организации ______________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ 3. Наименование работы, выполненной СПО Союзтехэнерго _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ 4. Какая информация Вас заинтересовала ___________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ 5. Какая информация использована в Вашей работе __________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ 6. Ваши пожелания и з амечания ___________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ 7. Общая оценка работы (хорошо, удовлетворительно) _______________________________________________________________________ При оценке работы «удовлетворительно» необходимо ука з ать выявленные недостатки и имеющиеся замечания. Руководитель предприятия, организации _______________________ (должность, фамилия) |
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения . 1 2. Порядок разработки и утверждения нормативов и норм резерва . 2 3. Исходные данные . 3 4. Методы расчетов нормативов и норм потребности в резерве . 3 Приложение 1 Рекомендации по выбору уровней централизации и способов управления запасами . 6 Приложение 2 Основные положения комплекса программ расчетов на эвм нормативов централизованного резерва изделий и их распределения по базам хранения . 6 |