РД 34.10.104 Методика по разработке нормативов потребности в резервном оборудовании и запасных частях для ремонтного обслуживания энергосистем

МИНИСТ Е РСТВО ЭНЕ РГЕТИ КИ И ЭЛЕКТРИФ ИКАЦ ИИ СССР

ГЛАВНОЕ Т ЕХНИЧЕ СКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ЭКСПЛУАТАЦИ И ЭН ЕРГОСИ СТЕМ

МЕТОДИКА
ПО РАЗРАБОТКЕ
НОРМАТИВОВ ПОТРЕБНОСТИ
В РЕЗЕР В НОМ ОБОРУДОВАНИИ
И ЗАПАСНЫХ ЧАСТЯХ
ДЛЯ РЕМОНТНОГО ОБСЛ У ЖИВАНИЯ
ЭНЕРГОСИСТЕМ

РД 34.10.104

СОЮЗТЕХЭНЕРГО

Москва 1980

Составлено Всесоюзным научно-исследовательским институтом электро э нергетики (ВН ИИЭ)

СОГЛАСОВАН О:

Зам ес титель директора

Н ИИПиН

при Госплане СССР

Н.Н. ШАТАЛИН

3 1 ию ля 1 979 г.

УТВЕР Ж ДАЮ:

Заместител ь Министра

энергетики

и электрификации СССР

В .Н. Б УДЕННЫ Й

27 декабр я 1 979 г.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1 .1 . Настоящая методика предназначена для определени я нормативов и норм потребности в резервных изделиях (з апасных частях, сменяемых узлах, оборудовании, механизмах, передвижных электростанциях и подстанциях), находящихся в централизованном запасе эксплуатационных и обменном фонде ремонтных организаций М инэнерго СССР.

1 .2. Норматив п отребности в резервных издели ях - это мак симальное их количество, которое необходимо иметь для обесп ечения эксплуатационной готовности и надежности энергетиче ского оборудования в случаях отказов, отбраковки или не обходимости замены эксплуатируемых издели й по другим при чинам.

Норма потребности в р е зервных из делиях - это удельное значение норматива, приходящееся на единицу работающего оборудования данного типа.

1 .3. Норматив потребности в обменном фон де т ран спортабе льны х узлов, запасны х частей и оборудования - это максимально допустимое их количе ство, которое необходимо име ть ремонтн ой организации (тресту и ме жси ст емн ому ремонтно- механи ческ ому зав оду Главэнергоремон та, производствен ному ремонтн ому предприя тию, цен тральн ому ремонтн о-механическому заводу эне ргосистемы, ремонтн ому цеху электростанции или предприя тия электрических сетей) для обеспечения выдачи капитально отремонтиро ванн ых изделий в за мен сдаваемых на ремонт.

Норма потребности в обмен н ом фонде - это удельное значение норматива, приходящееся на един ицу изделий определенного типоразмера, ремонтируемых в течен ие года данной ремонтной орга низацией .

1 .4. Если ре монтная организация обслуживает оп реде ленное количество изделий, эксплуатируемых в энергосистеме или группе энергосистем, то нормативы потребности изделий в обменном фонде совпадают с нормативами потребности в резервных изделиях, ремонт которых осуществля ется централизованным способом.

1 .5. В составе резерва выделяется страховая (аварийная) составляющ ая, предназначенная для срочн ых замен вышедших из строя и зделий вследствие отказов и п ри обнаружении неисправностей, препя тствующ их эксп луатации оборудования или вводу его в работу после ремонта.

Ремонтная составляющая (разность между нормативом ре з ервного запаса и его с траховой составляющей) п редназначена для замены в плановом порядке п осле отбраковки или обнаружении неисправностей , не препятствующих дальне йшей работе оборудования. Не допускается исполь зование изделий из резерва для план овых ремонтов и модернизации оборудования при сн ижении рез ерва до значения страховой составляющей и ниже.

1 .6. Разрабатываемые нормативы и нормы потребности в резервн ых изде лиях должны учитывать:

состав эксплуатируемого оборудования, надежность и взаимозаме н яемость его отдельных узлов, затраты на создание, содержан ие и транспортировку изделий, экономические потери от задержек в доставк е на объект ы и временного отсут ствия необходимых изделий на ба зах хране ния;

н еобходимость сокращения запасов материальных ценностей и их эффективного использования путем максимально в озможн ой цен трализации резерва, сокращения времени ремонта неисправных транспортабельных узлов и оборудования, сокращения времени поставок узлов и обо рудован ия с заводов-изгото ви теле й (ре комендации по выбору ур овней централизац ии и сп особов уп равле ния зап асами приве де ны в п риложе нии 1).

1 .7. Перечен ь о борудова ни я и э нергоустано вок, для которых не обход имо создавать резерв, устанавлива ет ся на основе ан ализа экономи ческ ой э ффективности. Ре зерв эк ономи ческ и це лесообразен в тех случ ая х, когда затраты н а его созда ние и сод ержа ние окуп аются за нормативный срок.

1 .8. Номенклатура ре зерва устанавливается на основе анализа надежности и взаимозаменяе мости изделий, системы технического обслуживания и ремонтов, а также и технико- экономических расчетов.

2. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ НОРМАТИВОВ И НОРМ РЕЗЕРВА

2. 1 . Нормы потребности в ре зе рвных изделиях разрабатываются на перспективный плановый период, как п равило, без распределе ния по годам этого периода. Нормативы потребности в резервных из делиях уточняются п о мере изменения количества работающего оборудования.

2.2. Типовые нормативы и нормы потреб н ости в резервных изделиях раз рабатываются научно- исследовательскими и пр оектно- конструкторски ми организациями, рассматриваются Главным техническим управлением по эксплуатации э нергосистем и утверждаются Минэнерго СССР.

2.3. Местные нормативы потребности в р е зервных изделиях, как правило, разрабатываются на осн ове типовых нормативо в и норм отделами и службами эксплуатационных и ремонтных организаций, на уровне управления которых централизованы запасы, и утв е рж даются руководителями этих организаций. Местные нормативы по мере необходимости пересматриваются на стадии подготовки техп ромфин плана.

2.4. Указа н ные в п. 2.3 организации могут разрабатывать совместно с вы чи слите льными центрами ме стные н орма тивы потре бности в резервных изделиях, которые отличаются от типовых и учитывают состояние оборудования, условия эксплуатации, ремонта и транспортировки.

Эти нормативы утверждаются вышестоящей организацией.

2.5. Номенкл а тура и количество резервных изделий централизованного хран ения Министерства устанавливаются специальным распоряжением Минэнерго СССР.

2.6. Одновременно с утв е ржден ием нормативов потребности в резервных изделиях (обменного фонда) утверждается порядок исполь зова ния , хран ения и пополнения запаса резе рвных изделий, централизованных на данном уровне управления.

3. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ

3 .1 . Основными исходными данными для расчета нормативов и норм потре бности в ре зервных изделиях служат:

показатели расходования запас а - среднее количество требований на изделия из резерва в единицу времени (ин тенсивн ости требований) на расчетных интервалах планируемого года и количество изделий в каждом из требовани й;

п оказатели пополнения запаса - время восстановления неисправных изделий путем ремонта, время от мом ен та подачи заявки до моме нта поставки новых изделий с заводов-изготовителей, минимальна я норма заказа из делий;

п равила принятия решен ий.

3.2. Показатели расходования за п аса оп ределяются одним из сле дующих спо собов:

по утвержденным нормам расхода изделий на ремо н тно-э ксплу атац ионн ые нужды;

по статическим данным об удельных расходах за 2 - 5 предшествующих пл а новому периоду года;

на основе характеристик надежности и системы технического об служивания и ремонтов оборудования.

3.3. Показатели пополнения запаса о п ределяются одн им из следующих способов:

по утвержденным нормам на продолжительность ремонта или по п роектным показа теля м времени ремон та изде лий на ремонтном п редп рия тии;

по статистическим данным о в ремени ремонтов и периодично сти поста вок изде лий в запа с.

3.4. Правила приняти я решения рекоме ндуется выбирать из следующего перечня:

ми н имум п риведенных за трат на создание и соде ржание запаса с учетом потерь , связанных с задержкой в удовлетворе ни и требова н ий на изделия из резе рва;

вероятность задержки в удовлетворении аварийных требований не более 0,02 (отношение количества задержанных в удовлетворении требований к общему их количеству );

вероятность задержки в удовлетворении требования для плановых и реконструктивных работ - устанавливается лицом, которое поручает разработку нормативов;

вероятность дефицита изделий н е более 0,005 (отношение времени задержки аварийных требований к общему времени функционирован ия системы).

3.5. Способ определения исходных данных и правила при н ятия решений выбираются организацией- разработчиком типовых нормативов и норм. Допускаетс я использование метода экспертных оценок при определении показателей расходования и пополнения запаса.

4. МЕТОДЫ РАСЧЕТОВ НОРМАТИВОВ И НОРМ ПОТРЕБНОСТИ В РЕЗЕРВЕ

4. 1 . Способ расчета нормативов и норм по требности в резерве выбирается организацией-разработчиком из приведенных ниже ме тодов в завис имос ти от вида оборудования и особе нностей его ремонтного обслуживания, наличия исходн ой информации и сре дств вы чис лительн ой техники.

4.2. Методы расчета делятся на аналитич е ские и им митационные.

Выбираемый аналитический метод долже н по возможности ближе отражать реальную ситуацию расходования и пополн ения запа са. Аналитиче ские методы позволяют п рименя ть только вероятностные правила принятия реше ний. Иммитаци онны й метод, при котором си туац ии рас ходован ия и пополнения запасов моде лируются на ЭВ М, не имеет ограничений в применении.

4.3. Расч е ты н а ЭВМ серии «РЯД», М ин ск- 32, М -220, М-222 и БЭСМ- 4 нормативов ре зерва взаимозаме ня емых изде лий и их наил учшего распределения между возможными базами хранения производятся с исполь зованием комплекса методов и п рограмм, разработанны х для настоящей Методики. Указанный комплекс м е тодов поз воляет наиболе е полно учесть конкретные ситуации расходования и пополнения запаса изделий и рассчитать их оптима льное количество.

4.3. 1 . Основные положения комплекса программ приведены в приложении 2. Тексты программ и инструктивные материалы содержатся в рабочей документации по задаче первой очереди ОАСУ Энергия «Расчет централизованного запаса и определение баз хранения важнейших зап асных частей серийного энергетического оборудования электроста нций».

4 .3.2 . При необходимости расчета резерва, измеряемого в н епрерывных е дин ицах (тоннах, километрах и т.п.), следует запросить во ВНИИ Э тексты дополнительных блоков программ .

4.4. Аналитическим м е тодом Н ИИПиН при Госплане СССР нормативы и нормы потребности в резерве оборудования рассчитываются в следующем порядке.

4.4. 1 . Рассчитывается вероятн ость выхода един ицы оборудования из строя:

где Σ t в   - суммарная длительность восстановительных ремонтов оборудования (с моме н та отказа до окончания ремонта) за год;

Т    - годовой фонд времени работы данного оборудования.

4.4. 1 . Определяются норматив потребности в страховом резер ве

и н орма потре бности в страховом резерве

np.c = Np.c : N э ,

где      N э - количество эксплуатируемых изделий, для которых определяется норматив потребности в резерве;

Np . c и np . c - норматив и норма потребности в резервных изделиях соответственно.

4.4.2. Норматив потребности в ремонтном резерве

Np = Кп.р · t ср

и норма потребности в ремонтном резерве

np = Np : N э ,

где Кп.р - ожидаемое за год расчетное количество плановых ремонтов и модернизаций объектов, когда необходим де монтаж старого и использование взамен него нового (отремонтированного) изделия из резерва;

t ср - среднее время ремонта демонтированного изделия в долях год а.

4.5. Аналитический метод расчета нормативов и норм п отребности в резерве ремонтируемых изделий для ситуаций: неисп равная единица оборудования выводится в ремонт и вместо нее устанавли вается взятая из резерва; неисправн ая единица после ремон та поп олняет резерв.

Норматив обменного фонда рассчитывается в следующем пор яд ке.

4.5. 1 . Определяется средняя интенсивность требований на изделия из резерва - λ (шт. за год).

4.5.2. Определяется средняя интенсивность пополнения резерва отремонтированными изделиями μ = 1/ t ср , гд е t ср - сред н яя продолжительность восстановитель ного ремонта единицы изделия в годах.

4.5. 3 . П оследовательным расчетом по формуле

дл я различных значений резерва Np опред е ля ется то нормативное его значение , при котором вероятность за держки требования p ( Np ) удовлетворяет принятому критерию (см. п. 3.4).

На графиках (см. рисунок) пр ив едены зависимости p ( Np ) от отно ш ен ия λ / μ для ра з личных Np .

4.5.4. Норма потребности в резервном запасе определяется делением норматива потребности н а то количество изделий, которое образует принятую в расч ет среднюю интенсивность требований на изделия из рез ерва.

4.5.5. Норма потребности в обменном фонде ремонтных предприяти й , когда неизвестно количество обслуживаемого эксплуатируемого оборудования , может определяться делением норматива потребности на фактиче ски отремонтированное количество изде лий за год, п ре дшествующий планируемому периоду.

4 .6 . Ан алитический ме тод расчета нормативов и норм потребности резерва неремонтируемых изделий для ситуации: резерв рассчитывается н а фиксированный промежуток време ни, к концу которого желательно иметь минимальный остаток этих изделий; пополнения запаса на фиксированн ом отрезке времени не предусматривается. Норматив резерва рас считы вается в сле дующе м п орядке.

4.6. 1 . Определяется среднее ожидаемое количество требований на фиксированном отрезке времени - Nc р .

4.6.2. Последовательным расчетом по формуле

для различных значений резерва N р определяется то его нормативное значение, при котором вероят н ость дефицита p ( Np ) удовлетворяет принятому критерию (см. п. 3.4).

В таблице приведены отношения N р : Nc р для р а злич ных вероятностей дефицита из делий в резерве .

Средний расход

Отношение N р : Nc р для нормативного значения вероятности дефицита p ( Np )

0, 1

0,06

0,02

0,0 1

0, 1

2 1

25

29

30

0,5

6

6,2

7,8

7,8

1

3,7

4,4

5,0

5,5

2

2,7

2,9

3,5

3,8

1 0

1 ,6

1 ,7

1 ,9

2,0

25

1 ,2

1 ,3

1 ,4

1 ,5

50

1 ,2

1 ,2

1 ,3

1 ,3

75

1 ,1 5

1 ,1 7

1 ,24

1,27

1 00

1 ,1 2

1 ,1 5

1 ,21

1 ,23

200

1 ,09

1 ,11

1 ,15

1 ,1 7

400

1 ,06

1 ,08

1 ,1 0

1, 1 2

600

1 ,05

1 ,06

1 ,08

1,1 0

1 000

1 ,04

1 ,05

1 ,06

1 ,07

4.7. Н орм ати вы и нормы потребности рассчитываются для всего возможного диа пазона изменения количеств эк сплуатируе мы х изделий.

4.8. Р е зульта ты расчетов п редставляю тся в виде та блиц зависимостей нормативов и норм потребности в резерве от количества эксплуатируемых изделий.

Приложение 1

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ УРОВНЕЙ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ И СПОСОБОВ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ

В целях сокраще н ия запасов резерв (обменный фонд) из делий должен цен трализоваться на возможно высоком уровне управления.

Реком е ндуются следующие уровни централизации:

на уровне Минэн е рго СССР централизуется управление запасными частями, уз лами и деталями стоимостью более 1 тыс. р уб. к турбогенер аторам 1 00 МВт и выше, оборудование 330 к В и выше, тран сформаторы 220 кВ и выше, передвижные газотурбин ные электростанции;

на уровне районных э нергетических управлений централизуется управление запасами оборудования вспомогательн ого оборудования электростанции, оборудования 35 - 220 кВ, трансф орматоров 6 - 11 0 кВ мощностью 250 к ВА и выше.

Приложение 2

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОМПЛЕКСА ПРОГРАММ РАСЧЕТОВ НА ЭВМ НОРМАТИВОВ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО РЕЗЕРВА ИЗДЕЛИЙ И ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПО БАЗАМ ХРАНЕНИЯ

Матем а тиче ское обеспе че ние отрасле вой ме тодики п о разработке нормативов потре бности в резервн ом оборудовании и запасных частях для ремон тного обслуживан ия энергосистем состоит из:

комплекса программ «Запас», который позволяет определить размеры норматив н ого запаса взаимозаме няемы х изде лий, оптимального с точки зре ния п ринятого критерия;

комплекса программ «Базы», который позволяет для заданного норматива запаса оптимально разместить его между возможным и базами хранения.

Комплекс программ «Запас» может использоватьс я автономно, если нет необходимости искать лучшее размещение запаса по базам хранения. Комплекс программ «Базы» исполь зует выходную информацию комплекса «Запас» (списки событий на магнитной ленте или барабане) и может работа ть только совместн о с этим к омплексом.

Комплексы программ разработаны на алгоритмическом языке Ф ортран- IV с использованием автокода и предназначены для эксплуатации на ЭВМ серии «Ряд», М- 220, М-222, БЭСМ- 4 и М инск-32.

Программы воспроизводят на ЭВМ следующую модель. На определенной территории имеются объекты потребления, каждый из которых характеризуется:

количеством и возрастным составом оборудования, им е ющего узлы (детали), для которых необходимо рассчитать резерв;

интенсивностью потока аварийных и плановых требований на изделие из резерва;

координатами нахождения.

На той же территории имеются возможные пункты (б азы) хранения запаса, координаты которых связаны с объектами потребления матрицей транспортных потерь.

Любой из объектов потребления может и с пользовать запас с любой из баз хранения, но при этом используется запас те х баз, для которых минимальны транспортные издержки и для план овых требований не используется страховой (аварийный) запас.

Процедура поиска лучшего реше н ия состоит в многократном выполнении сле дующих действий: моде лирование системы управления запасами при данном значении но рматива резерва, оценка осн овных параметров системы с точки зрения удовлетворения принятому правилу выбора решения и в случае необходимости расче т при нов ом значении норматива резерва и т.д. Процесс п овторя ется до получения требуе мых результатов. Если в каче стве критерия оптимальности исп ользуется минимум приве денных затрат, то п оиск лучше го решения производится автоматически.

Л

и

н

и

я

 о

т

р

ы

в

а

КАРТА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННОЙ СПО СОЮЗТЕХЭНЕРГО

1. Просим з аполнить карту и в недельный срок со дня ее поступления вернуть в СПО Союзтехэнерго по адресу: 1 05023, Москва, Семеновский пер., д. 1 5

2. Название и адрес предприятия, организации ______________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

3. Наименование работы, выполненной СПО Союзтехэнерго

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

4. Какая информация Вас заинтересовала ___________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

5. Какая информация использована в Вашей работе __________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

6. Ваши пожелания и з амечания ___________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

7. Общая оценка работы (хорошо, удовлетворительно)

_______________________________________________________________________

При оценке работы «удовлетворительно» необходимо ука з ать выявленные недостатки и имеющиеся замечания.

Руководитель предприятия,

организации                                                        _______________________

                                            (должность, фамилия)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения . 1

2. Порядок разработки и утверждения нормативов и норм резерва . 2

3. Исходные данные . 3

4. Методы расчетов нормативов и норм потребности в резерве . 3

Приложение 1 Рекомендации по выбору уровней централизации и способов управления запасами . 6

Приложение 2 Основные положения комплекса программ расчетов на эвм нормативов централизованного резерва изделий и их распределения по базам хранения . 6