Рекомендации Методические рекомендации по технологии заполнения деформационных швов цементобетонных покрытий битумно-бутилкаучуковой мастикой с применением электрогерметизаторов типа "Стык"
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
СОЮЗДОРНИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ТЕХНОЛОГИИ ЗАПОЛНЕНИЯ ДЕФОРМАЦИОННЫХ ШВОВ ЦЕМЕНТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ
БИТУМНО-БУТИЛКАУЧУКОВОЙ МАСТИКОЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОГЕРМЕТИЗАТОРОВ ТИПА
«СТЫК»
Москва 1987
Утверждены зам. директора Союздорнии
канд. техн. наук Б.С. Марышевым
Одобрены Главдорстроем Минтрансстроя
(письмо ГДС № 5603/516 от 18.08.86)
Даны рекомендации по технологии заполнения пазов деформационных швов цементобетонных покрытий автомобильных дорог и аэродромов битумно-бутилкаучуковыми мастиками (типа Лило) с помощью специальных герметизаторов на примере электрогерметизатора типа «Стык».
Изложены технологические требования , обеспечивающие применение электрогерметизаторов и подобных механизмов , технология заполнения пазов деформационных швов , контроль качества и требования по технике безопасности.
Кроме того , приведены техническая характеристика электрогерметизатора «Стык» и комплект машин и оборудования , необходимых при использовании электрогерметизатора.
Предисловие
Пазы деформационных швов цементобетонных покрытий заполняют мастиками на основе битума после их разогрева до такой температуры (как правило , от 150 до 180 ° С) , при которой обеспечивается необходимая технологическая вязкость материала.
Процесс разогрева мастики , заправка котлов и подручных средств , заполнение пазов швов горячей мастикой создают неудобства и опасность при производстве работ. Продукты сгорания , выделяющиеся при разогреве мастики , загрязняют окружающую среду и являются вредными для человека. Поэтому этот вид работ можно отнести к категории тяжелого ручного труда.
Кроме того , особенность битумно-полимерных мастик вообще и битумно-бутилкаучуковых в частности является чувствительность их к высоким положительным температурам. Не только длительное воздействие высоких температур , но даже одноразовый нагрев и тем более перегрев мастики могут привести к деструкции материала. Мастика становится хрупкой , ухудшается сцепление с бетоном , и в результате резко снижаются качество и долговечность герметизации деформационных швов.
В отечественной практике промышленного и гражданского строительства для герметизации швов нетвердеющими мастиками инъецированием широко применяются электрогерметизаторы различных типов.
Исследования и экспериментальные работы , проведенные в условиях строительства , показали принципиальную возможность применения аналогичной технологии и для герметизации швов цементобетонных покрытий битумно-бутилкаучуковыми мастиками при температуре 40-60 ° С.
Применение новой технологии для заполнения деформационных швов цементобетонных покрытий обеспечивает ликвидацию тяжелого ручного труда (12-15 чел. -дн. на 1 км покрытия) , улучшение условий труда и охраны окружающей среды и повышает качество и долговечность герметизации швов.
Методические рекомендации разработаны канд. техн. наук В.И. Коршуновым при участии кандидатов технических наук А.Г. Гулимова , Г.Н. Фабрикантова и инж. П.Т. Петербургского (Союздорнии).
При составлении настоящих Методических рекомендаций использованы рекомендации инж. Г.Г. Тюпикова (ВНИИкровля).
Замечания и предложения по данной работе просьба направлять по адресу: 143900 , Московская обл. , г. Балашиха-6 , Союздорнии.
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации могут быть использованы при строительстве цементобетонных покрытий автомобильных дорог и аэродромов при заполнении пазов деформационных швов в затвердевшем бетоне битумно-бутилкаучуковыми мастиками , вместо традиционной технологии заполнения деформационных швов горячей мастикой (150-180 ° С).
Применение новой технологии позволяет ликвидировать тяжелый ручной труд , связанный с приготовлением и использованием горячей мастики , а также повысить качество и долговечность герметизации деформационных швов.
1.2. Заполнение пазов деформационных швов битумно-бутилкаучуковой мастикой может производиться с помощью электрогерметизатора «Стык» (прил. 1 и 2) , а также другими электрогерметизаторами или механизмами подобного типа.
1.3. При подготовке паза шва к заполнению его мастикой , кроме настоящих Методических рекомендаций , следует руководствоваться указаниями СНиП 3.06.03-85 , СНиП 3.06.06-86 , а также «Методических рекомендаций по применению новой пластифицированной битумно-бутилкаучуковой мастики для герметизации швов цементобетонных покрытий» (Союздорнии , М. , 1985).
1.4. Заполнение пазов деформационных швов производят битумно-бутилкаучуковыми мастиками: Лило-1 (МББП-65) - для дорожных , Лило-2 (МББП-80) - для аэродромных покрытий.
Указанные мастики выпускаются в соответствии с ТУ 21-27-40-83.
1.5. Мастику рекомендуется применять в виде специальных брикетов , поставляемых заводом-изготовителем или приготовляемых непосредственно на объекте строительства. В последнем случае брикеты следует опудривать тальком во избежание слипания их в процессе хранения.
1.6. Перед заполнением мастикой пазов швов их стенки необходимо подгрунтовывать раствором мастики в керосине в соотношении 1:1.
Без подгрунтовки стенок паза шва применение новой технологии нецелесообразно , так как резко снижаются качество и долговечность герметизации деформационных швов.
2. Технологические требования , обеспечивающие применение электрогерметизатора и подобных механизмов
2.1. Форма брикетов мастики должна быть такой , чтобы мастика легко и надежно захватывалась рабочим органом механизма.
Для электрогерметизатора «Стык» важна форма поперечного сечения брикета. Наиболее оптимальным является поперечное сечение в виде прямоугольника , ориентировочный размер которого составляет 1 ´ 3 см.
Длина брикета для электрогерметизатора «Стык» выбирается из условия удобства производства работ.
2.2. При работе с электрогерметизатором типа «Стык» температуру мастик Лило-1 и Лило-2 в брикетах рекомендуется поддерживать не менее 15 и 30-40 ° С соответственно.
С этой целью , если это необходимо , перед применением брикеты могут храниться в специальных ящиках (шкафах) с требуемой температурой.
2.3. Используемое для заполнения швов оборудование должно обеспечивать температуру мастики на выходе из герметизатора в диапазоне 40-60 ° С.
В случае применения электрогерметизаторов типа «Стык» при температуре бетона ниже 15 ° С рекомендуется иметь температуру мастики на выходе из герметизатора , близкую к максимальной границе диапазона температур.
2.4. Ширина паза должна обеспечивать возможность свободного заглубления и перемещения насадки герметизатора вдоль шва.
При использовании электрогерметизатора «Стык» ширина паза шва должна быть не менее 6-8 мм.
Форму паза рекомендуется нарезать так , чтобы обеспечить ступенчатое сечение с обеих сторон шва.
2.5. Для скорости заполнения паза шва 3 м/мин расход мастики на выходе из герметизатора должен быть не менее 1 кг/мин.
3. Технология заполнения пазов деформационных швов
3.1. Подгрунтовку стенок паза следует производить тщательно , без пропусков , «жирным» слоем , лучше за 2 раза (второй слой наносится после формирования первого).
Необходимо следить за тем , чтобы раствор подгрунтовки в емкости не расслаивался и был однородным.
3.2. Заполнение пазов швов следует начинать не ранее чем через 1 ч и не позднее чем через 3 ч после нанесения подгрунтовки , в зависимости от погодных условий и формирования подгрунтовочного слоя.
3.3. Электрогерметизатор устанавливают над пазом шва , сопло насадки заглубляют в паз на глубину не менее 5-10 мм и в таком положении фиксируют.
После прогрева насадки электрогерметизатора на холостом ходу в приемный бункер подают мастику. По мере заполнения шва мастикой оператор продвигает электрогерметизатор вдоль шва. Дозаполнение паза путем повторного прохода ухудшает качество герметизации. Поэтому скорость подачи мастики в загрузочное отверстие и скорость движения насадки в пазе шва необходимо выбирать такие , чтобы не было пропусков и больших излишков мастики на поверхности покрытия.
3.4. Излишки мастики после заполнения рекомендуется срезать вровень с покрытием сразу или после остывания мастики. Последнюю срезают острым скребком.
Если мастика срезается непосредственно после заполнения , то это необходимо делать горячим скребком медленно и плавно; если после остывания - также горячим скребком , но резким движением.
Во всех случаях следует следить за тем , чтобы не нарушалось сцепление мастики с бетоном стенок паза шва.
3.5. После срезки излишков мастики рекомендуется тонким слоем подгрунтовки , например с помощью кисти , покрыть зону шва на поверхности покрытия.
3.6. При устройстве контрольных швов через две плиты и более ширину паза контрольных швов следует устраивать не менее 10-12 мм.
3.7. Заполнение пазов деформационных швов с помощью электрогерметизаторов можно производить после набора бетоном прочности не менее 2-4 МПа. При этом необходимо следить , чтобы насадка герметизатора не разрушала кромки паза.
3.8. Коэффициент формы мастики в шве (отношение глубины заполнения к ширине паза шва) рекомендуется не более 2 , 5.
4. Контроль качества производства работ
4.1. Контроль качества заполнения швов с применением электрогерметизаторов и подобных механизмов в принципе не отличается от контроля качества заполнения швов горячей мастикой.
Особое внимание при новом способе заполнения деформационных швов следует уделять контролю качества мастики.
4.2. Такие параметры , как ширина паза шва , качество подгрунтовки и время заполнения , также следует контролировать с особой тщательностью.
4.3. Движение построечного транспорта по покрытию с заполненными швами , если это не противоречит другим требованиям , можно открывать на следующий день.
5. Основные требования техники безопасности
5.1. При подаче брикета в приемное окно электрогерметизатора следует исключить возможность приближения руки к вращающемуся шнеку.
5.2. Необходимо соблюдать меры безопасности при эксплуатации передвижной электростанции , преобразователя тока и электрогерметизатора.
5.3. Из условия электробезопасности запрещается выполнять работы с применением электрогерметизатора в сырую и влажную погоду.
Приложение 1
Техническая характеристика электрогерметизатора "Стык"
Производительность, л/мин |
0,5 |
Частота вращения шнека, об/мин |
460 |
Электродвигатель: |
|
мощность, кВт |
1,06 |
напряжение, В |
36 |
Нагреватель электрический: |
|
мощность, Вт |
150 |
напряжение, В |
36 |
Масса (без кабеля), кг |
5,8 |
Приложение 2
Комплект машин и
оборудования при использовании
электрогерметизатора "Стык"
Комплект машин должен включать: грузовой автомобиль типа ГАЗ-53А, передвижную электростанцию (8-12 кВт), преобразователь частоты тока типа ИВ-9405, ручное трехколесное шасси для перемещения электрогерметизатора во время работы, электрогерметизатор "Стык".
Кроме того, для продувки швов и подачи подгрунтовочного состава необходимо иметь электрический компрессор и красконагнетательный бак типа СО-12А вместимостью 20 л.
Электрогерметизатор "Стык" выпускается Тучковским экспериментальным предприятием ППО "Полимерстройматериалы" (Московская обл., пос. Тучково, ул. Партизан, 49).
Содержание
Предисловие 1. Общие положения 2. Технологические требования, обеспечивающие применение электрогерметизатора и подобных механизмов 3. Технология заполнения пазов деформационных швов 4. Контроль качества производства работ 5. Основные требования техники безопасности Приложение 1. Техническая характеристика электрогерметизатора "Стык" Приложение 2. Комплект машин и оборудования при использовании электрогерметизатора "Стык" |