Рекомендации Методические рекомендации по технологии заполнения деформационных швов цементобетонных покрытий битумно-бутилкаучуковой мастикой с применением электрогерметизаторов типа "Стык"

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

СОЮЗДОРНИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ТЕХНОЛОГИИ ЗАПОЛНЕНИЯ ДЕФОРМАЦИОННЫХ ШВОВ ЦЕМЕНТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ БИТУМНО-БУТИЛКАУЧУКОВОЙ МАСТИКОЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОГЕРМЕТИЗАТОРОВ ТИПА «СТЫК»

Москва 1987

Утверждены зам. директора Союздорнии
канд. техн. наук Б.С. Марышевым
Одобрены Главдорстроем Минтрансстроя
(письмо ГДС № 5603/516 от 18.08.86)

Даны рекомендации по технологии заполнения пазов деформационных швов цементобетонных покрытий автомобильных дорог и аэродромов битумно-бутилкаучуковыми мастиками (типа Лило) с помощью специальных герметизаторов на примере электрогерметизатора типа «Стык».

Изложены технологические требования , обеспечивающие применение электрогерметизаторов и подобных механизмов , технология заполнения пазов деформационных швов , контроль качества и требования по технике безопасности.

Кроме того , приведены техническая характеристика электрогерметизатора «Стык» и комплект машин и оборудования , необходимых при использовании электрогерметизатора.

Предисловие

Пазы деформационных швов цементобетонных покрытий заполняют мастиками на основе битума после их разогрева до такой температуры (как правило , от 150 до 180 ° С) , при которой обеспечивается необходимая технологическая вязкость материала.

Процесс разогрева мастики , заправка котлов и подручных средств , заполнение пазов швов горячей мастикой создают неудобства и опасность при производстве работ. Продукты сгорания , выделяющиеся при разогреве мастики , загрязняют окружающую среду и являются вредными для человека. Поэтому этот вид работ можно отнести к категории тяжелого ручного труда.

Кроме того , особенность битумно-полимерных мастик вообще и битумно-бутилкаучуковых в частности является чувствительность их к высоким положительным температурам. Не только длительное воздействие высоких температур , но даже одноразовый нагрев и тем более перегрев мастики могут привести к деструкции материала. Мастика становится хрупкой , ухудшается сцепление с бетоном , и в результате резко снижаются качество и долговечность герметизации деформационных швов.

В отечественной практике промышленного и гражданского строительства для герметизации швов нетвердеющими мастиками инъецированием широко применяются электрогерметизаторы различных типов.

Исследования и экспериментальные работы , проведенные в условиях строительства , показали принципиальную возможность применения аналогичной технологии и для герметизации швов цементобетонных покрытий битумно-бутилкаучуковыми мастиками при температуре 40-60 ° С.

Применение новой технологии для заполнения деформационных швов цементобетонных покрытий обеспечивает ликвидацию тяжелого ручного труда (12-15 чел. -дн. на 1 км покрытия) , улучшение условий труда и охраны окружающей среды и повышает качество и долговечность герметизации швов.

Методические рекомендации разработаны канд. техн. наук В.И. Коршуновым при участии кандидатов технических наук А.Г. Гулимова , Г.Н. Фабрикантова и инж. П.Т. Петербургского (Союздорнии).

При составлении настоящих Методических рекомендаций использованы рекомендации инж. Г.Г. Тюпикова (ВНИИкровля).

Замечания и предложения по данной работе просьба направлять по адресу: 143900 , Московская обл. , г. Балашиха-6 , Союздорнии.

1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации могут быть использованы при строительстве цементобетонных покрытий автомобильных дорог и аэродромов при заполнении пазов деформационных швов в затвердевшем бетоне битумно-бутилкаучуковыми мастиками , вместо традиционной технологии заполнения деформационных швов горячей мастикой (150-180 ° С).

Применение новой технологии позволяет ликвидировать тяжелый ручной труд , связанный с приготовлением и использованием горячей мастики , а также повысить качество и долговечность герметизации деформационных швов.

1.2. Заполнение пазов деформационных швов битумно-бутилкаучуковой мастикой может производиться с помощью электрогерметизатора «Стык» (прил. 1 и 2) , а также другими электрогерметизаторами или механизмами подобного типа.

1.3. При подготовке паза шва к заполнению его мастикой , кроме настоящих Методических рекомендаций , следует руководствоваться указаниями СНиП 3.06.03-85 , СНиП 3.06.06-86 , а также «Методических рекомендаций по применению новой пластифицированной битумно-бутилкаучуковой мастики для герметизации швов цементобетонных покрытий» (Союздорнии , М. , 1985).

1.4. Заполнение пазов деформационных швов производят битумно-бутилкаучуковыми мастиками: Лило-1 (МББП-65) - для дорожных , Лило-2 (МББП-80) - для аэродромных покрытий.

Указанные мастики выпускаются в соответствии с ТУ 21-27-40-83.

1.5. Мастику рекомендуется применять в виде специальных брикетов , поставляемых заводом-изготовителем или приготовляемых непосредственно на объекте строительства. В последнем случае брикеты следует опудривать тальком во избежание слипания их в процессе хранения.

1.6. Перед заполнением мастикой пазов швов их стенки необходимо подгрунтовывать раствором мастики в керосине в соотношении 1:1.

Без подгрунтовки стенок паза шва применение новой технологии нецелесообразно , так как резко снижаются качество и долговечность герметизации деформационных швов.

2. Технологические требования , обеспечивающие применение электрогерметизатора и подобных механизмов

2.1. Форма брикетов мастики должна быть такой , чтобы мастика легко и надежно захватывалась рабочим органом механизма.

Для электрогерметизатора «Стык» важна форма поперечного сечения брикета. Наиболее оптимальным является поперечное сечение в виде прямоугольника , ориентировочный размер которого составляет 1 ´ 3 см.

Длина брикета для электрогерметизатора «Стык» выбирается из условия удобства производства работ.

2.2. При работе с электрогерметизатором типа «Стык» температуру мастик Лило-1 и Лило-2 в брикетах рекомендуется поддерживать не менее 15 и 30-40 ° С соответственно.

С этой целью , если это необходимо , перед применением брикеты могут храниться в специальных ящиках (шкафах) с требуемой температурой.

2.3. Используемое для заполнения швов оборудование должно обеспечивать температуру мастики на выходе из герметизатора в диапазоне 40-60 ° С.

В случае применения электрогерметизаторов типа «Стык» при температуре бетона ниже 15 ° С рекомендуется иметь температуру мастики на выходе из герметизатора , близкую к максимальной границе диапазона температур.

2.4. Ширина паза должна обеспечивать возможность свободного заглубления и перемещения насадки герметизатора вдоль шва.

При использовании электрогерметизатора «Стык» ширина паза шва должна быть не менее 6-8 мм.

Форму паза рекомендуется нарезать так , чтобы обеспечить ступенчатое сечение с обеих сторон шва.

2.5. Для скорости заполнения паза шва 3 м/мин расход мастики на выходе из герметизатора должен быть не менее 1 кг/мин.

3. Технология заполнения пазов деформационных швов

3.1. Подгрунтовку стенок паза следует производить тщательно , без пропусков , «жирным» слоем , лучше за 2 раза (второй слой наносится после формирования первого).

Необходимо следить за тем , чтобы раствор подгрунтовки в емкости не расслаивался и был однородным.

3.2. Заполнение пазов швов следует начинать не ранее чем через 1 ч и не позднее чем через 3 ч после нанесения подгрунтовки , в зависимости от погодных условий и формирования подгрунтовочного слоя.

3.3. Электрогерметизатор устанавливают над пазом шва , сопло насадки заглубляют в паз на глубину не менее 5-10 мм и в таком положении фиксируют.

После прогрева насадки электрогерметизатора на холостом ходу в приемный бункер подают мастику. По мере заполнения шва мастикой оператор продвигает электрогерметизатор вдоль шва. Дозаполнение паза путем повторного прохода ухудшает качество герметизации. Поэтому скорость подачи мастики в загрузочное отверстие и скорость движения насадки в пазе шва необходимо выбирать такие , чтобы не было пропусков и больших излишков мастики на поверхности покрытия.

3.4. Излишки мастики после заполнения рекомендуется срезать вровень с покрытием сразу или после остывания мастики. Последнюю срезают острым скребком.

Если мастика срезается непосредственно после заполнения , то это необходимо делать горячим скребком медленно и плавно; если после остывания - также горячим скребком , но резким движением.

Во всех случаях следует следить за тем , чтобы не нарушалось сцепление мастики с бетоном стенок паза шва.

3.5. После срезки излишков мастики рекомендуется тонким слоем подгрунтовки , например с помощью кисти , покрыть зону шва на поверхности покрытия.

3.6. При устройстве контрольных швов через две плиты и более ширину паза контрольных швов следует устраивать не менее 10-12 мм.

3.7. Заполнение пазов деформационных швов с помощью электрогерметизаторов можно производить после набора бетоном прочности не менее 2-4 МПа. При этом необходимо следить , чтобы насадка герметизатора не разрушала кромки паза.

3.8. Коэффициент формы мастики в шве (отношение глубины заполнения к ширине паза шва) рекомендуется не более 2 , 5.

4. Контроль качества производства работ

4.1. Контроль качества заполнения швов с применением электрогерметизаторов и подобных механизмов в принципе не отличается от контроля качества заполнения швов горячей мастикой.

Особое внимание при новом способе заполнения деформационных швов следует уделять контролю качества мастики.

4.2. Такие параметры , как ширина паза шва , качество подгрунтовки и время заполнения , также следует контролировать с особой тщательностью.

4.3. Движение построечного транспорта по покрытию с заполненными швами , если это не противоречит другим требованиям , можно открывать на следующий день.

5. Основные требования техники безопасности

5.1. При подаче брикета в приемное окно электрогерметизатора следует исключить возможность приближения руки к вращающемуся шнеку.

5.2. Необходимо соблюдать меры безопасности при эксплуатации передвижной электростанции , преобразователя тока и электрогерметизатора.

5.3. Из условия электробезопасности запрещается выполнять работы с применением электрогерметизатора в сырую и влажную погоду.

Приложение 1

Техническая характеристика электрогерметизатора "Стык"

Производительность, л/мин

0,5

Частота вращения шнека, об/мин

460

Электродвигатель:

мощность, кВт

1,06

напряжение, В

36

Нагреватель электрический:

мощность, Вт

150

напряжение, В

36

Масса (без кабеля), кг

5,8

Приложение 2

Комплект машин и оборудования при использовании
электрогерметизатора "Стык"

Комплект машин должен включать: грузовой автомобиль типа ГАЗ-53А, передвижную электростанцию (8-12 кВт), преобразователь частоты тока типа ИВ-9405, ручное трехколесное шасси для перемещения электрогерметизатора во время работы, электрогерметизатор "Стык".

Кроме того, для продувки швов и подачи подгрунтовочного состава необходимо иметь электрический компрессор и красконагнетательный бак типа СО-12А вместимостью 20 л.

Электрогерметизатор "Стык" выпускается Тучковским экспериментальным предприятием ППО "Полимерстройматериалы" (Московская обл., пос. Тучково, ул. Партизан, 49).

Содержание

Предисловие

1. Общие положения

2. Технологические требования, обеспечивающие применение электрогерметизатора и подобных механизмов

3. Технология заполнения пазов деформационных швов

4. Контроль качества производства работ

5. Основные требования техники безопасности

Приложение 1. Техническая характеристика электрогерметизатора "Стык"

Приложение 2. Комплект машин и оборудования при использовании электрогерметизатора "Стык"