Рекомендации Рекомендации по изготовлению составов эластичных заполнителей из полимерных материалов и каучуков и заполнению ими швов цементобетонных покрытий дорог и аэродромов

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА СССР

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ
НАУЧНО
- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

СОЮЗДОРНИИ

РЕКО М ЕНД АЦИИ
ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ СОСТАВОВ
ЭЛАСТИЧНЫХ ЗАПОЛНИТЕЛЕЙ ИЗ ПОЛИМЕРНЫХ
МАТЕРИАЛОВ И КАУЧУКОВ И ЗАПОЛНЕНИЮ ИМИ
ШВОВ ЦЕМЕНТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ ДОРОГ
И АЭРОДРОМОВ

Ба л аш иха

Московская область

1967

ПР ЕДИСЛОВИЕ

« Рекомендации по изготовлению составов эластичных заполнителей из полимерных материало в и к аучуков и заполнению ими швов ц емен тобет онны х покрытий автомобильных д орог и аэро д ромов » разработаны в допо л не ние к дейс т вующи м « Техническ и м указ а ниям по пригото в лению м астик и способам заполнени я тем п ературн ых швов це ме нт обетонны х покрытий автомобильных дорог » В СН 43 - 60 ( М. , О р гтран сст рой , 19 60 ).

Постоянные н аблюден ия за работой ц е м ен то бетонны х покрыт ий , м н ог очисленны е данные о состоянии деф ормационны х ш вов с различн ы ми заполнителями п озволили уточнить технические требования , предъявляемые к з апо лн ителю ш вов . Как показали испытания , применяемые в настоящее время би ту морезин овы е и изолов ы е мастики полность ю не отвечают этим требованиям , в результате чего швы в процессе эксплуатации дороги загрязняются , становятся во д опрониц аемыми , что в п оследствии приводит к повреждению кромок швов. С целью повы ш ения долговечности швов в 196 6 г . С ою здорни и совместно с Н ИИРП ом ( Научно - исследовательский институт рези н овой промышленности ) рекомендовали для заполнения ш вов тио к оловы е герметик и , п оказав шие хорошие результаты в лабораторных испытаниях.

Настоящие « Рекомендации содержат сведения н е только по приготовлению герметика У - 30 мэс -10 , лучшего из всех испытанных , и за п олнению им швов , но и позволяют более правильно подойти к выбору заполнителя , наиболее эффективного в определенной доро жн о - кл иматическ ой зоне СССР .

« Рекомен д ац ии » составлены к анд . тех н . н аук А . Н . За щ епиным , инженерами Б . К . Ап естиным и Э . В . П удовой .

Все замечания п росьба направлят ь по адресу : г . Б алаш иха -6 М о сковской области , Со ю зд орнии .

ДИРЕКТОР СОЮЗ Д ОРНИИ

к анд ида т техни ч еских на ук

/ В . МИХ АЙЛ ОВ /

Технические требования к заполнителю швов цементобетонных покрытий

В настоящее время в СССР и за рубежом отсутствуют единые технические требования на материал д ля з аполнения швов ц емен тобетон ны х покрытий . Независимо от климатических условий в большинстве стран ш ироко применяются б и ту морезин овы е мастики . В СССР они используются с 1 953 г .

За после д ние 2 года на дорогах и особе н но на аэродромах стали пр и менять и золовы е мастики как в горячем , так и холодном состоянии . Наблюдени я показали , что , н е смотря на лучшую теплостойкость и гибкость при о т риц ательных т е мпературах , изоловые мастики , так же как и битуморезиновые , не обладают достаточной упругостью , чтобы препятствовать проникновению посторонних пре д метов в шов . Швы постепенно забиваются грязью , песком и мелк и м щ ебнем , становятся водопроницаемыми и перестают в ыполнять свои функ ц ии , что в дальней ш ем при тем п ературных пе ре мещениях плит приводит к п ов режд ению кромок п оп еречных швов и к полному ра з рушению покрытия п ри потере устойчивости основан и я у швов. Кро ме того , засор е ние шв ов в ряде случаев может быть причин ой появлени я про д ольных трещ и н .

Плохое сос т ояние ш вов и малый срок службы заполнителя в швах вызвали необход и мость уточнения д ействующих в н астоящее время техническ и х требований на мат е риал , предназначенный д ля швов ц емен тобет онн ых покрыт ий ( « Техническ и е указания» В СН 43-60).

И сследования показал и , что существующие требования недостаточ н о п олно учитывают такие важные свойства запол н ителя , как с ц епление его с бетоном , предельную раст я жимость и упругость заполнителя в шве покрытия , хотя им и придава л и большое значение .

Н а основе пров ед енных исследований были разработаны следующие требования , которым должен удов л етв оря т ь зап ол нитель , обеспечивающий длительную работу швов ц емен тобетонны х покрытий .

1 . П ри ширине швов 7 - 8 мм заполните л ь може т быть в вид е :

- заранее изготов л енной упругой прокладки ;

- пасты ( з аполнение швов под давлением );

- мастики ( время истечения материала объемом 2,5 л через отверстие диаметром 20 мм должно быть не менее 50 се к *) .

*) Время истечения заполнителя установлено на основе рекомендаций Ц НИИЛ Гушосдора М и нтрансстроя РСФСР

2 . Заполнитель может быть любого цвета . Однако с эстетической точки зрения желательно применять светлосерые материалы .

3 . Материа л должен обладать простотой приготовления , возможностью объединения составляющих непосредственно на месте заливки швов ( в случае применения многокомпонентных материалов ).

4 . Жизнеспособность заполнителя**) должна быть в преде л ах 3 - 8 час . в зависимости от требований производства .

**) Под жизнеспособностью понимается время , в течение которого материал л егко поддается обработке при заполнении швов .

5 . Материал должен обладать упругостью , иметь хорошее сце пл ение с поверхностью бетона и не отрываться от стенок шва в диапазоне годового изменения температур у ( от -40 °С до +50 °С ).

В частности , во II дорожно - кл иматической зоне на дорогах , находящихся в эксплуатации до пяти лет , необходимо применять материалы с модулем упругости Е = 1 ¸ 18 к г / см2 , допускающие относительное удлинение в шве (ε) не менее 130 %, а для дорог , эксплуатируемых более пяти лет , соответственно Е = 1 ¸ 32 кг / см2 , ε = 100 %.

При вы по лнении этого требования следует учесть :

а ) верхний предел модуля упругости получен исходя из прочности бетона при осевом растяжении и из условия , что при максимальном раскрытии шва заполнитель не будет отрываться от стенок шва по бетону . По зако ну Г ук а

σ = Е M max · ε ,

где σ - нормативная прочность бетона при осевом растя ж ении , принимаемая по справочнику*) для бетона марки «350» равная 23 к г / см2 ;

*) Справочник проектировщика . М ., Госстрой и здат 1 959 / Н ИИЖБ /.

Е M max - модуль упругости материала - заполнителя ;

ε = Δl / l - относительное удлинение материала в шве ;

Δl - абсолютное раскрытие шва , см ;

l - ширина шва , см ( в расчете принята ширина шва 8 мм , обычно получаемая при нарезке швов в затвердевшем бетоне ) .

Если швы заполняются после нескольких лет э ксплуатации дороги , предварительно должна быть установлена прочность бетона в покрытии либо по кернам , отобранным из покрытия , либо ориентировочно :

R = R 28 · К,

г д е К - коэффициент увеличения прочности ( по опытным данным Со ю здорн ии , р авный 1 ,7);

б ) нижний предел модуля упругости устанавливается исходя из условия выдавливания заполнителем попавших в шов посторонних предметов при проезде автомобильного транспорта . При этом предполагается , что попа в ший в шов предмет не должен вызывать своим весом деформа ц ии заполнителя более 0,1 мм , так как нижний предел моду л я упругости зависит еще от глубины и ширины заполнения швов , п оэтому с достаточной точностью он может быть выбран одинаковым для любой д орож но-к лиматической зоны ;

в ) ориентировочно абсолютное раскрытие шва в годовом цикле температур может быть установлено расчетным путем по формуле

l ф = l р + l у - l т - l с - l ш ,

где l ф - абсолютное сре д не е фактическое раскрытие шва ;

l р - раскрыт и е шва при свободном перемещении плит , l р = α · L 0 · Δt ;

L 0 - длина плиты ц ем ен тобетон ног о покрытия ;

Δt - температурный перепад за период зима - лето ;

l у - раскрытие ш ва за счет усадки бетона ;

l т - несостоявшееся раскрытие шва в результате сил трен и я , сцеплен и я плиты с осно в анием ;

l с - несостоявш е еся раскрытие шва в результате смерзания плиты с основан и ем ;

l ш - несостоявшееся раскрытие шва в результате сил сопротивле ни я штырей ;

α - коэффициент линейного расширения бетона , равный 0,00001.

Основываясь на многоч и сленных о пытах , при подсчете l у можно при н имать среднюю усадку плит 0,1 мм / м . Р а счеты l т и l с удобно проводить исходя из упругих де формаций оснований , уст а навли ва емых по диагр а ммам изменения удельной с и лы со п ротивления основа н ия в з ависимо сти от пер е мещения п л иты . Практически е дан ные и р а счет показы вают , что величиной l т ; l с и l ш можно пренебречь для пл и т длиной менее 1 0 м ;

г ) поскольку в процессе экс п луатац ии дороги швы расширения постепенно уменьшаютс я , а поперечные ш вы сжатия раскры в аются , более точно в еличин у фактического раскрытия швов можно устанавли в ать п о данны м н епосредственных замеров на эксплуатируемых покр ы ти ях ( по од н ой из дорог II д орож но - кли мати ческо й зон ы т аки е данные приведены на ри с . 1).

Наблюдения за раскрытием швов в процессе эксплуатации показывают , что в первые годы ( до 5 лет ) возможен наибольший диапазон их раскр ы тий , который по мер е уве л ичения срока с л ужбы покрытия уменьшается . В то же время увеличивае т ся число ш вов с одинаковым ра с кры тием . Эти данные позволяют предъявить заполнит е лю вновь строящихся дорог более жестки е требования .

Кром е того , замече н о , ч т о швы на по лос е д вижения по с ле 3 - 4 лет эксплуатаци и раскрываются в среднем на 0 ,5 - 1 мм больше , чем н а полосе обгона . Это объясняется уменьшением сил сопр о тивления при т ем пературных перемещен иях плит в момент про ез да автомобилей и до лж но учи тывать ся при выборе за п олн ителя ш вов ц емен тобет онны х покрытий ;

д ) установленная величи н а фактического относительного удлинения заполнителя в шве должна быть увеличена на 10 - 30 % в зависимости от периода эксплуатации дороги , чтобы исключить местное повреждение заполнителя при попадании в шов посторонних предметов ( меньшие значения принимаются для дорог с небольшим периодом эксплуатации ).

Рис . 1 . Возможные раскрытия швов шириной 8 мм на дороге МКАД - Домоде д ово при разных температурах воздуха :

1 - при t = +20 ° С ; 2 - п ри t = 0 ° С ; 3 - при t = -20 ° С

6 . К моменту сдачи дороги в эксплуатацию к заполнителю шва не должны прили п ать посторонние предметы ( ре з ина , железо , камень , дерево и др .) .

Исп ы тан ие заполнителей в л абораторных условиях

7 . Испытание за п олнителей на растяжимость при различных температурах рекомендуется проводить либо с помощью сп е циально сконструированного стенда , либо с помощью машины типа Ц ДМК -30. Такие машины предназначены для испытаний образцов на растяжение и сжатие пр и нагрузках до 30 тонн - сил и температурах от -60 °С до +10 0 °С .

8 . Испытан и е следует проводить на моделях швов , представляющих собой две сближенные на ширин у шва ба л очки из цементопесчаного раствора состава 1:2 размером 4 ´ 4 ´ 16 см . Они образуют паз шва длиной 16 см , шириной 8 мм и переменной , в зависимости от целей испытания , г л убиной ( рис . 2 ).

9 . Перед за п олнением шва исследуемым материалом сте н ки паза необходимо тщательно очистить и протереть ацетоном или бензином Б -70 для обезжиривания поверхности , а затем произвести грунтовку , соответствующую определен н ому за п олнителю ( разжиженный битум , г ерметик , водостойкий клей 78 Б Ц С или эпоксидная смо л а ).

10 . Глубина зап о лн ен ия паза регулиру е тся д еревянным и реечками т олщ ин ой , рав н ой ширине паза шва и длиной 16 см . Чтобы п ре дотврати ть сцепление за п олнителя с ре е чками , поверх н ость их пред в арительно обмазывается 5 % -ны м раствором п олии зо бути лен а в бензине (5 % п олии зобути лен а , 95 % бе н зина ) . Чтобы материал не вытекал из паза , на торцы шва н аклеива ются полоски бумаги .

1 1 , Для укрепления модели шва в захватах испытательной машины используются металлические держатели , котор ы е одной стороной приклеиваются к балочкам шва, другой выдвигаются в захваты . Для приклеивания держателей к балочкам лучше использовать клей на основе эпо к сидной смолы и цемента в составе ( в . ч .):

эпоксидная смола ЭД - 6 ................................................ 100

отвердитель ( по л иэти лен полиами н ) ........................... 1 5

пластификатор ( д и бутилф талат ) ................................. 20

цемент ( любой ) .............................................................. 150 - 2 00

Прочность склеивания достигается через 1 - 2 суток при температуре отвер ж ден ия смол ы 15 - 1 8 °С .

12 . Опыт п о казыв ает , что в процес с е э кспл уатации це ментобетонн ого покрытия швы раскрываются со скоростью 0,5 - 0,8 мм / час и менее в зависимости от климатических условий . П оэтом у при испытании на машине ЦД МК - 30 рекомендуется устанавливать минимально возможную д л я д анной ма ш ины с ко рост ь растяжения запо л нителя шва 30 мм / час .

Рис . 2 . Модель шва :

1 - растворные балочки 4 ´ 4 ´ 1 6 см ; 2 - металлические держатели ; 3 - материал для заполнения шва ; 4 - деревянная реечка длиной 16 см , шириной 0,8 см и переменной высотой

13 . Перед испытанием подготовленные обра з цы пре д варительно выдерживаются в лабораторных условиях при темп е ратуре воздуха + 20 ° С в течение 2 - 8 суток с момента их заливки , в зависимости от свойств материалов . Так , на п ример , чтобы з акончился процесс вулканизации тиоколов ы х герметико в по оптимуму физико - механических показателей , требуется период выдержки образцов 7 - 8 суток . Непосредственно перед испыта н ием образцы должны выдерживаться около двух часов при заданной температуре испытаний .

14 . Испытание образцов проводится при температурах + 50 °С , +20 °С , 0 °С и -20 ° С . Для установления модуля упругости за п олнителей и силы сцепления их с бетоном фиксируются усилия растяжения при различных относительных удлинениях заполнителя в шве .

15 . Исследования показывают , что форма сечения заполнителя влияет на его работоспособность в шв е . Различные заполнители по - разному реагируют на изменение формы сечения . Относительное удлинение одних материалов почти не изменяется , в то в ремя как относите л ьное удлинение других резко уменьшается или увеличивается при изменении их формы сечения . Поэтому прежде чем сравнивать испытываемые за п олнители , н еобходимо провести выбор их рационального сечения в шве . Для этой цели изготавливают не ме н ее трех серий образцов . Каждая серия состоит из 5 образцов , которые отличаются друг от друга только формой сечения заполнителя ( например , 8 ´ 8; 8 ´ 16 ; 8 ´ 32; 16 ´ 8; 32 ´ 8 мм ). Каждое сечение характеризуется относительной глубиной заливки паза :

λ = h / b,

где h - глубина заливки шва , мм ;

b - ширина паза , мм .

Испытание образцов проводится при постоянной температуре , например при +20 ° С .

16 . Оценка растяжимости за п олнителей производится по результ а там испытаний не менее 3 образцов .

Условия хранения, приготовление и заполнение швов цементобетонных покрытий дорог и аэродромов тиоколовым герметиком У-30 мэс-10

17 . По ре з ультатам проведенных л а бораторных исследований рекомендуется для опытной проверки в производственных условиях герметик У -30 мэс -10, п оказавший дост а точную растяжимость и хорошее сцепление с бетоном пр и отрицательных температурах . Кроме того , герметик обладает высокой теплоустойчивостью ( до +150 °С ).

18 . Герметик У -30 мэс -10 является материалом серийного изготовления и выпускается в соответствии с техническими условиями М РТУ -3 8-5-6039-65, выпущенными в за мен С ТУ - 55-302-61. Герметик У -30 мэс -10 п редставля ет собой уплот ни те льны й материал пастообразной консисте н ции черного цвета .

Герметик поставляется в виде трех составных частей :

- герметизирующей пасты У -30 э - 1 0;

- вулканизующей паст ы № 9;

- уско р ителя п роц ессов вулканизации - дифен и лгуан идин а ( ДФ Г ).

Герм е тизирующая паста У -30 э -10 поставляется в металлической таре ( алюминиевая или железная оцинкованная ) весом нетто не более 45 кг . Тара должна иметь плотно закрывающуюся крышку , на этикетке которой указываются : завод - изготовитель , марка герметика , дата и зготовлени я , номер партии , номер ТУ , вес брутто , вес нетто , ш тамп О ТК завода - изготовителя .

Вулкан и зующая паста № 9 и ДФГ упаковываются в стек л янную герметич н о закрывающуюся банку ( вес нетто не более 2 кг ) с этикеткой , на которой указываются : марка материала , дата выпуска , вес нетто .

Каждая партия герметика сопровождается паспортом , в котором указываются результаты испытаний этого матери а ла в соответствии с техническими требованиями и до зи ров к а вулкани з ующей пасты № 9 и ДФ Г , при которой опре д еляли свойства этого герметика .

19 . До изготовления герметика герметизирующая паста У - 30 э -10 и вулканизующая паста № 9 должны храниться в складских условиях отдельно друг от друга при температуре от 0 до +25 ° С и относительной влажности воздуха 50 - 85 % . Срок хранения герметизирующей пасты У - 30 э -10 три месяца , вулканизующей пасты № 9 - шесть меся ц ев . Пос л е гарантийного срока хранения пасты могут быть использованы по назначению только при условии соответствия свойств герметика , приготовленн о го на этих пастах , техническим требованиям к заполнителю швов цементобето нны х покрытий , проверя е мых не реже одного раза в месяц в период использования герметика на стройке . Срок и условия хранения ДФГ до л жны соответствовать ГОСТ 40 -40 « Дифени л гуанидин ( технический )». По истечении одного меся ц а хранения ДФГ перед введением в герметизирующую пасту должен просеиваться через сито № 0 1 4 ( ГОСТ 6613 -53).

20 . Гермети к изготавливается на строящейся дороге , непосредственно перед заполнением швов , путем смешени я в холодном состоянии герметизирующей и вулканизующей паст , ДФГ и ацетона в следующих ко л ичествах по весу ( в . ч .):

герметизирующая паста У -30 э -10 ........................................ 100

вулканизующая паста № 9 ..................................................... 15

дифе н илгуани дин ( ДФГ ) ....................................................... 0 - 1

растворитель ( ацетон ) ............................................................ 12 - 15

Количество ДФГ устанавливается по графикам рис . 3 и 4 в зависимости от температуры воздуха во время производства работ и требуемой жизнеспособности герметика. Учитывая , что в разных партиях свойства герметика несколько отличаются друг от друга необходимо перед пр и готовлением герметика уточнить жизнеспособность его путем пробных замесов с раз н ым количеством ДФГ .

В случае получения герметика густой консистен ц ии количество ацетона можно увеличить до 20 в . ч . При этом необходим о помнить , что а ц етон является не только рас т ворителем герметика , но и з начительно сокращает жизнеспособность его . Применение более 20 в . ч . ацетона не д опустимо , так как это может привести к образованию крупнопористой структуры заполнителя с показателями по от н осительному удлинению , не соответствующими техническим условиям .

Рис . 3 . Жизнеспособ н ость герметика , содержа щ его 1 в . ч . д иф ени лг уан идин а , в зависимости от тем п ературы вулканизации

Пе ред приготовлением герметика вулкан и зующ ая паста № 9 д ол жна быть тщательно перемешана . С мелью облегчения смешения компонентов и для получения высокой однородности герметик а необходимо соблюдать очередность перемешивания : отвешивается необходимое количество а ц е тона , в котором последовательно растворяетс я Д Ф Г и вулканизующая паста № 9. Полученный раствор добавляется к герметизирующей пасте У -30 э - 10 и тщательно переме ш ивается до получения однородной по цвету и консистенции п асты . Однород н ость перемешивания определяется отсутствием на стекля н ной пластинке видимых крупинок вулканизующего агента при нанесении тонкого слоя герметика .

Р и с . 4 . Жизнеспособность герметика в зависимости от количества д и фени лг уани дин а при постоянной тем п ературе вулканиза ц ии , равной +20 ° С . Без диф енил гуан идин а вулканизация наступает чере з 4 - 5 суток

Следует учесть , ч то при необходимости пригото в ления большого количества герметика допускается сме ш ение его компонентов без дифенилгуанидина на базе , ч то позволяет значительно растянуть время вулканиза ц ии герметика . В этом случае необходимое кол и чество дифени лг уанидина доба в ляют непосредствен н о на строящейся дороге по мере расходования герметика . Смешение компонентов герметика с дифе н илгуан идином не представляет трудности , если пр е дварит ел ьн о д иф ени лгуан идин развести в 1 - 5 в . ч . ацетона .

При малых объемах работ смешение можно производить вручную в фарфоровой или металлической сухой чистой ( обезжиренной ) таре пестиком и ли ш п ателем . При больших объемах работ целесообразнее использовать специальные мешалки , конструкция которых п озволи т легко очищать внутренние детали смесителя от ост а тков герметика .

Очистку смесителя наиболее удобно про и зводить о п илк ами , смоченными в растворителе - ацетон е или э тил ацетате .

21 . Перед заполнением швов т и ок оловы м герметиком У -30 мэс - 10 необходимо подготовить их сле д ующим образом . Паз шва тщательно очищают от грязи , песка , каменной мелочи либо стальными крюками , либо жесткими щетками и дополнительно про д увают сжатым воздухом от ко мп рессора . От качества выполнения этих работ зависит надежность сцепления герметика с бетоном , а, с л едовательно , срок служб ы герметика в шве . Затем с помощью к исти или стального стержня с намот а нной на конце материей стенки шва протираю т ацетоном или бензином дл я обе з жиривания поверхности и подсушивают сжатым воздухом . Поскольку э ф фективное сечени е т и околовог о заполнителя достигается при соотношен и и ширины з аполнения к глубине , равном 1:3 , а в настоящее время глубина нарезаемого паза лежит в пределах 5 - 8 см ( в зависимости от толщины покрытия ), необходимо низ паза заполнить либо деревянными планками , либо чистыми сухими опилками н а высоту 3 - 4 см соответственно . Опилки необходимо т щат ельн о разровнять и слегка утрамбовать . Запрещается для этой цели применять песок , грунт и другие твердые и пачкающие материалы . В дальнейшем при устройстве ступенчатого шва эта проблема будет исключена .

После этой операции , стенки шва грунтуются либо разжиженным герметиком ( в случае прим е нени я свежих ком п онентов и ли при требовани и относительного удли н ения заполнителя до 50 - 80 %), либо клеем 78 БЦС , либо эпоксид н ой смолой ( при требовании относительного удлин е ния более 80 % при с тарых компонентах герметика , с м . п . 19).

22 . Заполняют швы гермети к ом У - 30 мэс -10 сразу после грунтовки . При малых объемах работ эта опера ц ия производится вручную шпателем или специальным ручным шприцем *) . При больших объемах работ целесообразно применять пневматический шприц для нанесения тиоколового герметика*) .

*) Инструменты и оборудование для герметизации стыков в крупнопанельных зданиях . Альбом рабочих чертежей НИ ИОМТП Госстроя СССР . М ., Стро йи здат , 1 9 64

Т е хническая характеристика пневматического ш прица :

полезная емкость , л ................................................................ 1,25; 1,7 5 ; 2,25

вес без пасты , кг ...................................................................... 1,86; 1,93; 2

максимальный ход поршня , мм ............................................. 280; 350; 450

диаметр поршня , мм ............................................................... 80; 80; 80

рабочее давление , кг / см2 ........................................................ до 5

Пере д употреблением в се внутренние поверхности шприца , соприкасающиеся с герметиком , промазывают 5 % - н ы м р а створом п олиизобутилена в бензине для того , чтобы облегчить очистку шприца после окончания работ . Шп риц заполняют герметиком вручную непосредственно на месте работ . Для получения сжатого воздуха может быть исполь з ован ком п рессор производительностью 0,25 - 0,5 м3 / мин воздуха , создающий давление до 6 кг / см2 . После заправки шприца герметиком наконечник шприца вводится в шо в , чтобы обеспечить заполнение шва снизу вверх . Только в этом случае достигается высокое качество работ . В завис и мости от ширины швов можно использовать различные сменные наконечники к шприцу . Н еобходимо следить , чтобы герметик в шве не выступал над поверхностью бетонных плит . Излишки герметика до вулканизации срезают шп ателем и выравнивают заподлицо с п окрытием .

После окончания этих работ детали шприца тщательно промывают в ацетоне и протирают насухо материей .

23 . Заполнение швов гер м етик ом необходимо производить только при положительной температуре воздуха . Время вулкани з ации герметика рассчитывают исходя из условия , чтобы герметик в период вулканизации не подвергался воздействию отрицате л ьных температур . Заполненный шов в период вулканизации герметика необходимо укрывать бумагой , пленками , рогожей и др . только в случае дождя . При заполнении швов при температуре воздуха , близкой к + 5 ° С , с целью ускорения вулканизации герметика можно утеплять швы войлочными матами , опилками , сеном и др .

24 . В зависимости от условий производства , при большом периоде ву л канизации герметика (1 - 4 суток ), можно ускорить вулканизацию поверхностного слоя запо л нителя обработкой герметика закреп л яющим раствором - 3 - 7 %- ны м ацетоновым раствором дифенилгуа н идин а .

Раствор должен быть прозрачным , бесцвет н ым или слегка желтоватого оттенка и не содержать никаких посторонних включений . В случае необходимости раствор может быть профильтрован . Во избежание улетучивания растворителя , приводящего к увеличению концентрации дифе нил гуани дин а , закрепляющий раствор должен храниться в плотно закрытой герметичной таре .

25 . Открывать движение по покрытию разрешается только после вулканиза ц ии герметика .

 « Рекомендации по изготовлению составов эластичных заполнителей из полимерных материалов и к аучук ов и заполнению ими швов ц емен тобетонны х покрытий дорог и аэродромов ». Со ю здорнии , Балашиха Московской обл ., 19 67.

« Рекомендац ии » разработаны в дополнение к действу ющ им « Техническ и м указаниям по приготовле н ию мастик и способам заполнения температурных швов цементобето н ных покрытий автомобильных дорог » ВСН 43-60.

Постоянные наб л юдения за работой цементобетонных покрытий , многочис л енные данные о состоянии деформационных ш вов с различными заполнителями , позволили уточнить т е хнические требования , предъявляемые к заполнителю ш вов . В « Рекомендациях » даетс я методика ис п ытания заполнителей швов в лабораторных услов и ях , позволяющая проверить такие важные сво й ства матер и алов , как предельная р а стяжимость пр и различ ны х температурах , с ц епление с бе тон ом и требуемая у п ругость .

О п исывается с п особ изготовле н ия тиоколово г о гермет и ка У -30 м эс -10 , з а полнен ие им швов ц е мент обе тонны х покрытий .

Илл юст раций - 4.

СОДЕРЖАНИЕ

Технические требования к заполнителю швов цементобетонных покрытий . 2

Условия хранения, приготовление и заполнение швов цементобетонных покрытий дорог и аэродромов тиоколовым герметиком У-30 мэс-10 . 6