Рекомендации Рекомендации по применению углеродистых арматурных сталей в железобетонных конструкциях мостов и труб северного исполнения
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора института
Г.Д. ХАСХАЧИХ
7 сентября
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ УГЛЕРОДИСТЫХ АРМАТУРНЫХ СТАЛЕЙ В ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЯХ
МОСТОВ И ТРУБ СЕВЕРНОГО ИСПОЛНЕНИЯ
Согласованы Главным техническим управлением
Москва 1982
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 2. УСЛОВИЯ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ УГЛЕРОДИСТОЙ АРМАТУРНОЙ СТАЛИ В АВТОДОРОЖНЫХ И ГОРОДСКИХ МОСТАХ И ТРУБАХ 3. УСЛОВИЯ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ УГЛЕРОДИСТОЙ АРМАТУРНОЙ СТАЛИ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ МОСТАХ И ТРУБАХ 4. УКАЗАНИЯ ПО РАСШИРЕНИЮ ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ УГЛЕРОДИСТОЙ АРМАТУРНОЙ СТАЛИ В ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЯХ СЕВЕРНОГО ИСПОЛНЕНИЯ 5. КОНСТРУКТИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ Приложение 1 КОНСТРУКЦИИ, ЭЛЕМЕНТЫ И ДЕТАЛИ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ МОСТОВ И ТРУБ СЕВЕРНОГО ИСПОЛНЕНИЯ, В КОТОРЫХ ДОПУСКАЕТСЯ ПРИМЕНЕНИЕ АРМАТУРНЫХ СТАЛЕЙ КЛАССА А- II МАРОК ВСт5сп2 И ВСт5пс2 (согласно пп. 4.1 и 4.3) Приложение 2 МАКСИМАЛЬНЫЕ ГЛУБИНЫ ПРОНИКАНИЯ ТЕМПЕРАТУР МИНУС 40°С В ЖЕЛЕЗОБЕТОННУЮ ПЛИТУ, м, ЗА 5 СУТОК ПРИ ПОСТОЯННОЙ ТЕМПЕРАТУРЕ ТВ НА НАРУЖНОЙ ОТКРЫТОЙ ПОВЕРХНОСТИ ПЛИТЫ Приложение 3 ПЕРЕЧЕНЬ ДЕЙСТВУЮЩИХ НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ ПО ПРИМЕНЕНИЮ УГЛЕРОДИСТЫХ АРМАТУРНЫХ СТАЛЕЙ |
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящие Рекомендации разработаны в развитие постановления Коллегии Минтрансстроя от 23.03.81 г. (протокол № 9) о замене низколегированных сталей менее дефицитным прокатом.
В Рекомендациях уточняются положения, касающиеся стали марки BCт5сп, изложенные в "Информационном письме по применению углеродистой стали в железобетонных конструкциях мостов и труб северного исполнения" (М., ЦНИИС, 1981). В них также даны разъяснения отдельных положений действующих норм, вызывающих у проектировщиков и строителей неоднозначное толкование по использованию арматурных сталей.
Рекомендации разработаны кандидатами техн. наук В.А. Балючиком, Л.В. Захаровым и инж. Л.И. Коротковым (ЦНИИС). В уточнении отдельных положений принимали участие инж. Г.С. Коледа (Главное техническое управление) В.Б. Семенов (Гипротрансмост), Л.Н. Подольцев (Главмостострой).
Зав. отделением искусственных сооружений |
К.С. Силин |
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Условия и область
применения углеродистых арматурных сталей в железобетонных конструкциях мостов и
труб северного исполнения регламентируются главой СНиП II-Д.7-62 х с учетом
изменений, введенных в действие постановлением Госстроя СССР № 112 от 20 июля
1.2. К конструкциям северного исполнения следует относить сооружения, предназначенные для эксплуатации на территории с расчетной температурой воздуха ниже минус 40°С.
1.3. В соответствии с
действующими нормами (СНиП II-Д.7-62х
с Изменением согласно постановлению Госстроя СССР от 20.07.71 г.,
приведенным в "Бюллетене строительной техники",
1.4. В железобетонных конструкциях арматурная сталь может быть расчетной и нерасчетной.
Нерасчетной следует считать арматурную сталь, которая не учтена в проекте конструкций в расчетах на прочность, трещиностойкость, выносливость и используется в виде сварных или вязаных каркасов, сеток или отдельных стержней.
1.5. Расчетам на выносливость подлежат железобетонные элементы, подвергающиеся воздействию железнодорожного подвижного состава, за исключением фундаментов, массивных опор и труб (в зависимости от глубины засыпки). В железобетонных элементах, рассчитываемых на выносливость, может быть арматурная сталь, которую не рассчитывают на выносливость (сжатая арматура, арматура, поставленная по условиям транспортировки, хомуты железнодорожных пролетных строений мостов, хомуты свай, ригелей и др.).
1.6. Для монтажных (подъемных) петель следует использовать арматурную сталь класса А- II марки ВСт3сп2 и класса А- II марки 10ГТ.
1.7. В железобетонных конструкциях мостов и труб северного исполнения применять импортные арматурные детали запрещается.
1.8. При определении области и условий применения углеродистых арматурных сталей классов A- I и А- II различных марок рекомендуется руководствоваться приведенной ниже таблицей.
1.9. Во всех случаях применения арматурных сталей (в вязаных или сварных каркасах и сетках) допускаются сварные стыковые соединения в соответствии с указаниями СН 365-67.
2. УСЛОВИЯ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ УГЛЕРОДИСТОЙ АРМАТУРНОЙ СТАЛИ В АВТОДОРОЖНЫХ И ГОРОДСКИХ МОСТАХ И ТРУБАХ
2.1. В конструкциях
автодорожных и городских мостов и труб, которые эксплуатируются или
подвергаются загружению на стадии производства работ при расчетных
отрицательных температурах ниже минус
сталь марки ВСт3сп2
диаметром 6 -
сталь марок ВСт3пс2 и
ВСт3Гпс2 диаметром 6 -
2.2. Арматурную сталь класса А- II марки ВСт5сп2 допускается применять в конструкциях автодорожных и городских мостов и труб, которые эксплуатируются или загружаются на стадии производства работ при расчетной отрицательной температуре от минус 40°С до минус 55°С в качестве расчетной ненапрягаемой арматуры только в вязаных каркасах и сетках, если динамический коэффициент не более 1.1.
Перечень применяемых расчетных углеродистых арматурных сталей в железобетонных конструкциях мостов и труб в зависимости от характера нагрузок и температурных воздействий
Ненапрягаемая стержневая горячекатаная арматурная сталь |
Диаметр стержней, мм |
Документы, регламентирующие качество стали |
Арматура, рассчитываемая |
|||||||
на прочность |
на прочность я выносливость |
|||||||||
вид |
класс |
марка по действующим государственный стандартам |
|
|
|
|
||||
при температуре |
||||||||||
до -30°С включительно |
до -40°С включительно |
ниже -40°С |
до -30°С включительно |
до -40°С включительно |
ниже -40оС |
|||||
Гладкая |
A-I |
ВСт 3 сп 2 |
6 - 40 |
ГОСТ 5781-75 и ГОСТ 380-71х |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+3 |
ВСт 3 пс 2 |
6 - 10 |
+ |
+ |
+ 1 |
+ |
+ 1 |
- |
|||
ВСт 3 сп 2 |
12 - 16 |
+ |
+ 1 |
- |
+ |
+ 1 |
- |
|||
ВСт 3 пс 2 |
18 - 40 |
+ |
+ 1 |
- |
+I |
- |
- |
|||
ВСт 3 Гпс 2 |
6 - 10 |
+ |
+ |
+ 1 |
+ |
+ 1 |
- |
|||
ВСт 3 Гпс 2 |
12 - 16 |
+ |
+ 1 |
- |
+ |
+ 1 |
- |
|||
ВСт 3 Тпс 2 |
18 |
+ |
+ 1 |
- |
+ 1 |
- |
- |
|||
ВСт3кп2 |
6 - 10 |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
|||
Ст3сп3 |
6 - 10 |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
|||
Ст3пс3 |
6 - 10 |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
|||
Ст3кп3 |
6 - 10 |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
|||
Периодического профиля |
А- II |
ВСг5сп2 |
10 - 40 |
+ |
+ |
+125 |
+125 |
+ |
- |
|
ВСт 5 пс 2 |
10 - 16 |
+ |
+ 1 |
+ |
+ |
+ 1 |
- |
|||
B С т5пс2 |
18 - 404 |
+ |
- |
- |
+ 1 |
- |
- |
Примечание: Полуспокойную аппаратную
сталь марок В C т5пс2, ВСт3Гпс2 и ВСт3пс2 в железобетонных конструкциях пролетных строений допускается
применять диаметром не более 16 мм при расчете на выносливость и не более
+ допускается; - не допускается;
1 - только в вязаных каркасах и сетках;
2 - кроме хомутов и арматуры, работающей на сжатие в пролетных строениях железнодорожных мостов;
3 - только диаметром 6 -
4 - в конструкциях пролетных строений железнодорожных мостов не допускается:
5 - если динамический коэффициент не более 1,1.
2.3. Арматурную сталь класса А- II марок ВСт5сп2 и ВСт5пс2, класса A- I марок ВСт3сп2, ВСт3Гпс2 и ВСт3пс2 допускается применять без ограничений в конструкциях северного исполнения в качестве нерасчетной арматуры.
2.4. Арматурную сталь класса А- II марки ВСт5пс2 запрещается применять в качестве расчетной арматуры в конструкциях автодорожных и городских мостов и труб, эксплуатируемых или загружаемых на стадии производства работ при расчетных отрицательных температурах ниже минус 40°С.
3. УСЛОВИЯ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ УГЛЕРОДИСТОЙ АРМАТУРНОЙ СТАЛИ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ МОСТАХ И ТРУБАХ
3.1. В конструкциях
железнодорожных мостов, которые эксплуатируются или подвергаются загружению на
стадии производства работ при расчетных отрицательных температурах ниже минус
40°С, допускается применять арматурную сталь класса A- I марок ВСт3сп2, ВСт3пс2 и ВСт3Гпс2 диаметром 6 -
сталь марки ВСт3сп2 во всех конструкциях, за исключением хомутов пролетных строений;
сталь марок ВСт3пс2 и ВСт3Гпс2 во всех конструкциях, за исключением хомутов пролетных строений, в вязаных каркасах и сетках.
3.2. Арматурную сталь класса А- II марки ВСт5сп2 допускается применять в конструкциях железнодорожных мостов и труб, эксплуатируемых или загружаемых на стадии производства работ при расчетной температуре от минус 40°С до минус 55°С, в качестве расчетной ненапрягаемой арматуры только в вязаных каркасах и сетках, если она согласно указаниям СН 365-67 не подлежит расчету на выносливость,
3.3. Арматурную сталь класса А- II марки ВСт5сп2 запрещается применять в качестве хомутов и для арматуры, работающей на сжатие в пролетных строениях железнодорожных мостов северного исполнения.
3.4. Арматурную сталь класса А- II марки ВСт5пс2 запрещается использовать в качестве расчетной арматуры в конструкциях железнодорожных мостов и труб, эксплуатируемых или загружаемых на стадии производства работ при расчетной температуре ниже минус 40°С.
3.5. Арматурную сталь класса A- I марок ВСт3сп2, ВСт3Гпс2 и BСт3пс2 и класса А- II марок ВСт5сп2 и ВСт5пс2 разрешается применять без ограничений в конструкциях железнодорожных мостов и труб наварного исполнения в качестве нерасчетной арматуры»
4. УКАЗАНИЯ ПО РАСШИРЕНИЮ ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ УГЛЕРОДИСТОЙ АРМАТУРНОЙ СТАЛИ В ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЯХ СЕВЕРНОГО ИСПОЛНЕНИЯ
4.1. В развитие глав 2 и 3 настоящих рекомендаций углеродистые арматурные стали класса А- II марок ВСт5сп2 и ВСт5пс2 допускается применять в качестве расчетной арматуры в элементах конструкций мостов и труб северного исполнения, которые не подвергаются при эксплуатации или загружении на стадии производства работ воздействию расчетных температур ниже минус 40°С.
4.2. Рекомендуемый перечень конструкций элементов и деталей железобетонных мостов и труб северного исполнения, армирование которых может быть выполнено углеродистыми сталями класса А- II марок ВСт5сп2 и ВСт5пс2, приведен в приложении 1.
4.3. Разрешается также применение арматурных сталей класса А- II марок ВСт5сп2 и ВСт5пс2 в качестве расчетной арматуры в элементах конструкций, мостов и труб северного исполнения, которые имеют достаточную степень защищенности от воздействия температуры воздухе ниже минус 40°С (п. 2.3 дополнений к СНиП II-Д.7-62х).
4.4. Величину заглубления элементов конструкций мостов и труб, указанных в графе 2 приложения 1, или назначение вида их защиты от воздействия температур ниже минус 40о C необходимо обосновывать соответствующими теплотехническими расчетами [ 10, 11].
4.5. Нормативные колебания температуры для проведения теплотехнических расчетов необходимо принимать в зависимости от изотерм соответствующих месту расположения сооружения.
4.6. При расчете распределения температур в вечномерзлом грунте (для назначения заглубления элементов конструкций мостов и труб в зависимости от нормативной температуры наружного воздуха) рекомендуется использовать условный обобщенный график (рис. 1)х).
х) График предложен канд. техн. наук Н.А. Цукановым (отделение ВМ ЦНИИСа).
Рис. 1 . Условный обобщенный график распределения температур по глубине вечномерзлого грунта при односуточном и пятисуточном понижений температуры воздуха:
___ при ТВ минус 60°С; ---- при ТВ минус 50°С; -×-×- при ТВ минус 45°С
4.7. Для условий сезонного промерзании грунтов распределение температур в зависимости от нормативной температуры наружного воздуха и глубины промерзания грунта следует определять по схеме, приведенной на рис. 2.
Глубина промерзания грунта принимается согласно СНиПу или вычисляется по Методическим рекомендациям [ 12].
4.8. Величину заглубления конструкции или ее элементов, полученную по распределению температуры в грунте, необходимо проверить расчетом на проникание температуры ниже минус 40°С по материалу конструкции от ее открытой поверхности.
4.9. В тех случаях, когда требуемый температурный режим (не ниже минус 40°С) в зоне расположения арматуры не обеспечивается при нормативной температуре наружного воздуха, следует изменить заглубление или защитить теплоизоляцией открытую поверхность конструкции (например, в виде слоя асфальтокерамзитбетона).
Рис. 2 . Схема распределения температуры по глубине грунта (для условий сезонного промерзания), Trpi - температура грунта в i -м слое
При подборе параметров теплоизоляционного покрытия следует руководствоваться данными приложения 2 или произвести специальные расчеты.
5. КОНСТРУКТИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
5.1. При защите железобетонных конструкций от воздействия низких температур грунтом необходимо:
обсыпку производить грунтом, не подверженным при промерзании пучению;
подошву ростверка (плит)
свайных фундаментов заглублять не менее
грунт по периметру конструкции укладывать послойно с уплотнением;
в случае укладки грунта
без уплотнения заглублять подошву свайного ростверка не менее чем на
запретить защиту конструкций от воздействия низких температур крупнопористым обломочным грунтом и каменной обсыпкой.
В случае обсыпки конуса устоя слоем крупнообломочного сортированного материала из скальных пород последний следует размещать над поверхностью конуса, отсыпанного из песчаного грунта ( рис. 3).
5.2. Стыкование стержневой арматуры в конструкциях сварного исполнения (соединения стержней по длине) рекомендуется выполнять сварными стыками всех типов согласно требованиям пп.5.29, 5.32, 5.33 СН 365-67, как для конструкций обычного исполнения.
Примечание . Пункт 5.33 СН 365-67
следует применять в уточненной редакции: "В растянутых зонах элементов
сварные стыки заводские и монтажные следует располагать вразбежку, но не ближе
5.3. Допускается выполнение сварных стыков арматурных стержней из сталей различных классов, марок (например, стержни из стали марки 10ГТ приваривать к стержням из стали марки 25Г20) и диаметров, с предъявлением требований к стыку по худшей прочности и свариваемой стали согласно СН 393-78 [ 13] и с учетом п.3.32 СН 365-67.
5.4. Сварку пересекающихся стержней при изготовлении сеток и каркасов, приварку наклонных стержней, подкладок и т.д. рекомендуется производить с соблюдением требований п.п. 5.30, 5.31 СН 365-67, как для конструкций обычного исполнения.
5.5. Монтажную сварку арматуры и стальных закладных деталей железобетонных конструкций следует производить при температуре воздуха не ниже минус 30°С для сталей класса A- I марки Ст3 и не ниже минус 20°С для всех других сталей с учетом пп. 4.94 - 4.99 СН 393-78, а также п. 5.4 ВСН 151-78.
При более низких температурах окружающего воздуха должны применяться меры по обогреву рабочего места сварщика.
Рис. 3 . Схема обсыпки конуса насыпи столбчатого устоя камнем:
1 - устой; 2 - граница обсыпки; 3 - конус насыпи; 4 - каменная обсыпка
Приложение
1
КОНСТРУКЦИИ, ЭЛЕМЕНТЫ И ДЕТАЛИ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ МОСТОВ И ТРУБ СЕВЕРНОГО
ИСПОЛНЕНИЯ, В КОТОРЫХ ДОПУСКАЕТСЯ ПРИМЕНЕНИЕ АРМАТУРНЫХ СТАЛЕЙ КЛАССА А- II МАРОК ВСт5сп2 И ВСт5пс2 (согласно пп. 4.1
и 4.3 )
№ п/п |
Конструкции и элементы |
Примечание |
|
A . Устои |
|
1 |
Фундаменты на естественном основании, бетон и грунт на уровне обреза которых .имеет температуру на ниже минус 40°С |
Величина заглубления от уровня дневной поверхности грунта может быть
уточнена теплотехническими расчетами (см. рис. 1 и 2) или назначена не менее |
2 |
Свайное или столбчатое основание высоких и низких свайных р остверков: плита р остверка и столбы или сваи при обеспечении в них температуры минус -40° C и выше |
то же |
3 |
Обсыпные устои с обсыпкой дренирующими и ли гравийно-песчаными грунтами: средние и крайние по отношению к насыпи стойки и столбы [14, 15] |
- |
4 |
Массивные монолитные и сборно-монолитные устои: контурные блоки и в качестве нерасчетной арматуры тела или ядра и прокладников |
- |
5 |
Части железобетонных устоев, находящихся в теле насыпи и и меющих температуру не ниже минус 40°С |
.- |
|
Б. Промежуточные опоры |
|
6 |
Фундаменты на естественном основании и опускные колодцы при обеспечении их расчетной температуры на ниже минус 40°С |
Величина заглубления от уровня дневной поверхности грунта или межени
может быть уточнена теплотехническими расчетами (см. рис. 1 и 2) или назначена на менее |
7 |
Фундаменты в виде низких свайных ростверков; сваи и столбы при обеспечении их расчетной температуры на нижа минус 40°С |
- |
8 |
Фундаменты в виде высоких свайных ростверков: сваи и столбы при обеспечении их расчетной температуры не ниже минус 40°С |
Величина заглубления от уровня дневной поверхности грунта или межени
может быть уточнена теплотехническими расчетами (см. рис. 1 и 2) или назначена на менее |
9 |
Безростверковые опоры из столбов и оболочек - нижние звенья (ниже
низкой межени на менее |
то же |
10 |
Массивные опоры в качества нерасчетной арматуры контурных блоков, тела ядра и прокладников |
- |
|
В. Водопропускные трубы |
- |
11 |
Водопропускные трубы отверстием 1,5 м: средние части (за исключением трех звеньев от конца трубы) при обеспечении четкой маркировки всех элементов трубы и строгом соблюдении порядка установки звеньев |
- |
Примечания : 1. При определении расчетных температур грунта за расчетную отметку грунта в устоях следует считать поверхность конуса насыпи, в промежуточных опорах - поверхность ледостава или грунта (вне русловой части) с учетом размыва.
Температуру на этих отметках рекомендуется принимать согласно требованиям главы СНиП "Строительная климатология и геофизика" или по материалам управлений гидрометеорологической службы с учетом п. 4.4.
2. Диаметры стержневой арматуры назначаются согласно требованиям таблицы настоящих Рекомендаций.
Приложение
2
МАКСИМАЛЬНЫЕ ГЛУБИНЫ ПРОНИКАНИЯ ТЕМПЕРАТУР МИНУС 40°С В ЖЕЛЕЗОБЕТОННУЮ ПЛИТУ,
м, ЗА 5 СУТОК ПРИ ПОСТОЯННОЙ ТЕМПЕРАТУРЕ ТВ
НА НАРУЖНОЙ ОТКРЫТОЙ ПОВЕРХНОСТИ ПЛИТЫ
Состояние конструкции |
Максимальные глубины проникания температур при ТВ |
|||
-60°С |
-55°С |
-50°С |
-45°С |
|
При открытой поверхности |
1,0 |
1,0 |
0,65 |
0,30 |
При защите поверхности теплоизоляцией с термическим сопротивлением Р, м2ч°С/ккал: |
|
|
|
|
0,1 |
- |
0,60 |
0,40 |
0,15 |
0,25 |
0,55 |
0,40 |
0,20 |
- |
0,5 |
0,20 |
0,10 |
- |
- |
Примечания : 1. Плита на всю высоту должна быть обсыпана песчаным грунтом.
2. Обсыпку следует производить с тщательным послойным уплотнением укладываемого грунта для исключения его последующей осадки.
3. Термическое сопротивление Р = 0,1; 0,25; 0,5 м2ч°С/ккал
соответствует, например, слоям асфальтокерамзитобетонной теплоизоляции толщиной
2,5 и
Приложение
3
ПЕРЕЧЕНЬ ДЕЙСТВУЮЩИХ НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ ПО ПРИМЕНЕНИЮ
УГЛЕРОДИСТЫХ АРМАТУРНЫХ СТАЛЕЙ
1. СНиП II-Д.7-62х. Мосты и трубы. Нормы проектирования.
2. Изменения к СНиП II-Д.7-62х. "Бюллетень строительной техники", 1971, № 10 и № 11.
3. Указания по
проектированию железобетонных и бетонных конструкций железнодорожных,
автодорожных и городских мостов и труб". СН 365-
4. Инструкция по
проектированию и строительству железобетонных и бетонных конструкций
железнодорожных мостов и труб северного исполнения. ВСН 151-
5. Указания по
проектированию и строительству железобетонных и бетонных конструкций
автодорожных и городских мостов и труб, предназначенных для эксплуатации в
условиях низких температур (северное исполнение). ВСН 155-
6. Рекомендации по применению углеродистой стержневой полуспокойной арматурной стали классов A- I и А- II в железобетонных конструкциях железнодорожных мостов. М., ЦНИИС, 1974.
7. Рекомендации по применению углеродистой стержневой полуспокойной арматурной стали классов A- I и А- II в железобетонных конструкциях автодорожных и городских мостов. М., ЦНИИС, 1974.
8. Постановление Госстроя СССР от 12.05.75 г. № НК 2093-1
о применении стали марок ВСт3пс2, В18Гпс2 и ВСт3Гпс2 диаметром 6-
9. Письмо Госстроя СССР от 21.05.81 № АБ-2960-1. О применении арматурных сталей железобетонных конструкций мостов.
10. Рекомендации по методике прогноза изменений мерзлотногрунтовых условий при строительстве и эксплуатации сооружений на трассе БАМ. M., ЦНИИС, 1976.
11.
Технические указания по определению нормативной глубины промерзания грунта
расчетом. ВСН 45-
12. Методические рекомендации по определению глубины промерзания грунта теплотехническим расчетом. М., ЦНИИС, 1977.
13.
Инструкция по сварке соединений арматуры и закладных деталей железобетонных
конструкций. СН 393-
14. Проектирование и строительство искусственных сооружений (справочно-методическое руководство) БАМ. В помощь строителям. М., Транспорт, 1978.
15. Руководство по проектированию и постройка столбчатых фундаментов и опор малых и средних мостов БАМ на вечномерзлых грунтах, используемых в основаниях по принципу I. М., ЦНИИС, 1978.
16. Инструкция по
проектированию малых и средних мостов БАМ. ВСН 187-
17. Временные рекомендации по применению импортных арматурных сталей в железобетонных конструкциях искусственных сооружений. М., ЦНИИС, 1975.