Рекомендации Рекомендации по применению конструкций деформационных швов с резиновыми компенсаторами при строительстве и ремонте пролетных строений автодорожных мостов и путепроводов

МИНИСТЕРСТВО АВТ ОМ ОБИЛЬНЫХ ДОРО Г Р СФСР

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОРОЖНЫЙ
ПРОЕКТНО
- ИЗЫ СКА ТЕЛЬ СКИЙ И
НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
ГИПРОДОРНИ И

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ КОНСТРУКЦИЙ
ДЕФ
О РМАЦИОННЫХ ШВОВ
С РЕЗИНОВЫМИ КОМПЕНСАТОРАМИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
И РЕМОНТЕ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ АВТОДОРОЖНЫХ
МОСТОВ И ПУТЕПРОВОДОВ

Утв ер ждены

Минавтодором РСФСР

Протокол № 14 от 2.04.86

Москва
1986

В Рекомендациях рассмотрен ы три вида конструкций швов: К8- 55, 2К8-1 00, 3К8-1 50 с максимальными перемещениями соответственно до 55 мм, 1 00 и 1 50 мм.

Изложены основные требования по расчету узлов их крепления, технологии монтажа и ремонтных рабо т, а также даны основные положения расчета самих конструкций швов, которые могут быть использованы при усовершенствовании или разработке разновидностей швов.

Новизна Рекомендаций заключается в наличии модульных конструкций (2К8 -1 00 и 3К8-1 50), предложенной рациональной области применения рекомендуемых типов швов и технологии заводского изготовления.

Рекомендации ориентируют на проектировани е, изготовление и установку конструкций герметичных деформационных швов в проезжей части капитальных автодорожных и городских мостов и путепроводов всех систем на дорогах общей сети РСФСР.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Опыт эксплуата ц ии автодорожных мостов свидетельствует, что от герметичн ости конструкций деформационных швов во многом зависит межремонтный срок службы и ресурс не только проезжей части, но и сооружения в целом. Ресурс элементов моста в зоне деформационных швов значительно ниже других элементов из- за шелушения бетона, заклинивания и повреждения опорных частей, коррозии арматуры и металлоконструкций. Применение водо - или г рязенеп рониц аемы х конструкций швов позволяет продлить ресурс указанных элементов сооружения от 1 ,5 до 2 раз.

В последние годы по опыту зарубежных стран в отечественном мостостроении нашли широкое применение конструкции герметичных деформационных швов с ре з иновыми к омпенсаторами К 8 для перемещений до 50 мм (разработчик Союздорнии). На базе этих конструкций в Гипродорнии проработаны модульные конструкции швов, которые и рекомендованы для применения при строительстве и реконструкции мостов.

Рекомендации подготовлены на основе исследований, выполненных Гипродорнии и Союздорнии с учетом опыта поиска герметичных конструкций для больших перемещений в проектных и мостостроительн ы х организациях Мин тран сстроя, а также опытных работ, выполненных в МСУ-1 8 ПО «Автомост» и Мостоотряде 1 8 Мостотреста. Требования к технологии изготовления и ряд конструктивных требований даны применительно к условиям изготовления конструкций на Борисовском заводе мостовых металлоконструкций.

Рекомендации составлены канд . т ехн. н аук В.И. Шестерик овы м при участии ин ж. С.Н . Саму рского (Гипродорнии) и ин ж. Е.А. Д авид ян а (ПО «Автомост»).

Замечания и пожелания по данной работе просьба направить по адресу: 1 09089 Москва, наб. М ориса Тореза, 34, Гипродорнии.

Зам . д иректора по научной работе

канд . т ехн. н аук                                                                                             А. Я. Эрастов

1 . ТРЕБОВАНИЯ К ДЕФОРМАЦИОННЫМ ШВАМ С РЕЗИНОВЫМИ КОМПЕНСАТОРАМИ

1 .1 . Конструк ц ии швов должны обеспечивать возможность перемещений концов пролетных строений на всех стадиях работы (монтажа и эксплуатации) без перенапряжения и повреждения э лементов шва, одежды ездового полотна и пролетных строений; быть водо- и г рязенеп рониц аемы ми , работоспособными в заданных диапазонах температур, а также иметь надежную анк еровку в пролетном строении.

В деформационных швах следует использовать долговечные материал ы, конструкции не должны оказывать негативного влияния на движение транспортных средств, быть удобными для осмотра, содержания и ремонта.

1 .2 . Возможность перемещений на всех стадиях работы без повреждения элементов обеспечивается за счет того, что:

- расположенные друг против друга окаймления не связаны между собой жестко, в имеющихся связях нет контакта металла с металлом и обеспечена простая статическая работа элементов;

- перемещения восполняются изгибом резиновых компенсаторов, которые надежно закреплены в фиксаторах с каждой стороны;

- перемещения равномерно распределяются между компенсаторами за счет специаль ных регулирующих устройств;

- в конструкции имеются запасы (5 мм) по перемещениям на каждый компенсатор; при исчерпании запасов в зимнее время (минималь ная температура воздуха) компенсатор вырывается из фиксатора, в летнее время (максимальная температура воздуха) окаймления упираются друг в друга.

Предотвращение повреждения элементов одежды у шва обеспечивается:

- надежной анк еровкой конструкций шва в бетоне, достаточной жесткостью конструкций в поперечном сечении;

- несовпадением рабочих стыков в слоях одежды;

- устройством монолитного бетонного прилива, защищаемого асфаль тобетонным слоем износа, и шт рабами (щелями) между окаймлением и покрытием, заполняемыми мастикой.

1 .3 . Водо - и г рязенеп рониц аемость достигается тем, что:

- компенсаторы исполь зуют на всю длину шва без стыков;

- конструкции шва изготавливают в заводских условиях, что обе с печивает достаточную точность геометрических размеров элементов (в частности, размеров фиксатора и стыков между ними);

- одновременно с заклиниванием конц ов стенок компенсатора применяют герметизирующую мастику, заливаемую в фиксатор.

Работоспособность конструкций в расчетном диапазоне температур должна обеспечиваться:

- достаточной прочностью сечений и сварных швов;

- строгим фиксированием окаймлений в определенном положении при монтаже в зависимости от установочной температуры воздуха;

- достаточной температурой хрупкости резины;

- обязательной стыковкой монтажных элементов между собой.

1 .4 . Долговечность конструкций швов гарантируется при выполнении следующих требований:

- в конструкции должны быть исключены удары одних элементов о другие; применяться долговечные материалы (сталь, резина, мастика);

- металл должен быть окрашен, а трущиеся поверхности - иметь дополнительную защиту;

- компенсатор должен быть заглублен на столько, чтобы при максимальном сжатии не выступал над уровнем проезда.

1 .5 . Предъявляемые к конструкциям швов технологические и эстетические требования предусматривают:

- простоту изготовления и монтажа, несложную замену элементов или раздвижку на заданную температуру установки;

- максимальные заводскую готовность, количество стандартных деталей и узлов, унификацию узлов;

- хороший внешний вид с проезжей части и фасада моста. Конструкции деформационных швов не должны быть металлоемкими. Удельный расход металла на 1 м шва и единицу перемещения не должен превышать значений, указанных в табл . 1.1.

Таблица 1.1

Предельные массы металлоконструкций швов

Пролетные строения

Масса конструкци й, кг /м.с м

новое строительство

реконструкция, ремонт

Железобетонные

20

25

Ста л ежелезобетонные, стальные

25

30

1.6 . При разработке конструкций швов следует учитывать требования, предъявляемые к пролетным строениям мостов и путепроводов:

- плиту проезжей части железобетонных и стал ежелезобетонных пролетных строений не следует бетонировать на ширине «в», д оста точной д ля размещения анкеровки шва, либо она должна иметь специальные за клад ные детали для закрепления конструкции шва;

- толщина плиты на конце пролетного строения должна быть увеличена для размещения модульных конструкций швов, надежной их анкеровки и снижения вибрации стальных элементов шва (табл. 1.2);

- в балочной клетке стальных пролетных строений концевые участки необходимо усиливать поперечной балкой для размещения конструкций швов.

Таблица 1.2

Минимальные размеры ниши в бетоне плиты

Разновидность шва

Ширина «в », см, не менее

Толщина слоя бетона от низа гидроизоля ц ии, см, не менее

К8 - 55

35

1 6

2К8 -1 00

50

35

3К8 -1 50

60

35

Имеющиеся поперечные балки на концевых участках реконструируемых ста л ежелезобетонны х пролетных строений усиливают.

2 . КОНСТРУКЦИИ ШВОВ С РЕЗИНОВЫМИ КОМПЕНСАТОРАМИ И ОБЛАСТЬ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ

2. 1 . Рекомендуется применять конструкции швов трех видов: К8 - 55, 2К 8-1 00 и 3К8-1 50. Конструкции используют в железобетонных и сталежелезобетонных пролетных строениях мостов, расположенных на дорогах I - V технических категорий в районах, где минимальная среднесуточная температура воздуха на 5 ° C (не менее) выше температуры хрупкости резины компенсатора

t нс ≥ t хр + 5 °С ,

где t нс - минимальная среднесуточная температура воздуха;

t хр - температура хрупкости.

Область применения конструкций швов с компенсаторами из резины (с м. п. 3.4) ограничивается районами с t нс = - 50 °С. В более холодных условиях используют резину спец иального подбора или применяют швы со стальными скользящими листами.

2.2 . Конструк ц ия шва К8- 55 (рис. 2.1 , а) включает в себя два уголка с ребрами жесткости с внутренней стороны и фиксаторами с наружной стороны профиля. Фиксатор приварен к полке электрозаклепками и продольными (фланговыми) прерывистыми швами сверху и снизу. Устанавливаемые в фиксатор концы компенсатора заклинивают полосами, которые также приваривают прерывистым швом ( l = 40 - 50 мм чер ез 1 50 ÷ 200 мм) к обушку уголк а (р ис. 2.1 , б)

Рис . 2.1 . М онтаж ный пакет шва К8- 55

1 - монтажн ая рама; 2 - ок ай млени е; 3 - р ебро жесткости; 4 - ф иксатор; 5 - анк ер ; 6 - компенсатор; 7 - полоса, з аклинивающая компенсатор; 8 - сварной шов

Установку компенсатора, заклинивание и приварку полос осуществляют на монтаже. Завод - изготовитель поставляет швы полной готовности монтажны ми пакетами с объединяю щими связями. Размеры пакетов и геометрические х арактеристики конструкц ий изложены в каталоге завода- изготовителя, данном в п рил. 1.

В комплект конструкций шво в, предназначенны х для установки в э ксплуатируемых мостах, входят также крепежные детали и дополнительные опорные пластины, изготавливаемые по чертежам заказчика.

2.3 . Конструкция 2К8 -1 00 (рис. 2.2 ) представляет собой д ву хмоду льный шов с компенсаторами К8, выполненны й в виде двух окаймлений с ребрами жесткости и дополнительной вертикальной стенкой, в окна которой входят поперечные балки- опоры, жестко соединенные с продольной промежуточной балкой. Концы балок- опор расположены между резиновыми амортизаторами, исключающими контакт металла с металлом.

Р ис. 2.2 . К онструкция шва 2К8-1 00 с монтажным устройством

1 - конструкци я шва 2К8-1 00; 2 - монтажн ое устройство (№ 1 0 - 1 4); 3 - прихватка устройс тв а сва рной к окаймлению; 4 - стяжны е болты у ст ройства ( Æ М - 2 0); 5 - овальные от версти я ( l = 50 мм) ; 6 - установо чный раз мер , зависящий от температуры конструкций (воздуха); 7 - упорны е устройства

Рис . 2.3 . П ромежуточный э лемент (а, б ) и работа распределительного устройства (в, г ) шва 2К8-100 :

а - ф асад; б - план; в - ра спр едели тельное устройство при максимальном сжатии шва; г - то же при максимальном раскр ытии шва:

1 - прод ольная балка; 2 - фи ксатор; 3 - поперечн ая балка; 4 - заглушк а; 5 - буш; 6 - окаймление; 7 - аморти затор распределительного устройства; 8 - конц евой упор; 9 - упор на окаймлении (задвижка )

Р ис. 2.4 . Д ефор ма ционный шов 3К8-1 50 в железобетонном (а) и сталеж елезобетонн ом (б) пролетном строени и:

1 - к омпенсатор; 2 - заклини вающ ая пластина; 3 - ок ай мление; 4 - п родольная балка промежуточного элемента; 5 - поперечна я балка пром ежуточного элемента; 6 - опорны й амортизатор (нижний); 7 - опорный амортизатор (верхний); 8 - ср едни й распред елительный амортизатор; 9 - подд ержи вающ ая планка; 1 0 - конц евой распределительный амортизатор; 11 - конц евой упор; 1 2 - с редни й упор; 1 3 - фи ксатор

Рис . 2.5. П родольный разрез шва 3 K 8- 150.

3 - 1 3 (с м. о бозначения на рис. 2.4); 1 4 - ребро жесткости окаймления; 1 5 - анк ера; 1 6 - задв ижка; 1 7 - д ерж ател ь задвижки; 1 8 - нижн яя пл ита ниши

Ри с. 2.6 . П ромежуточный элемент (а) и работа распределительного устройства (б - г) шва 3К8-1 50:

а - полож ение промежуточных элементов (план); б - распределительное устройство при максимальном сжатии шва; в - то же в среднем положении; г - т о же при максимальном раскрытии шва:

1 - продольная балка; 2 - ф иксатор; 3 - п оперечная балка; 4 - концевой упор поперечной балки; 5 - средни й упор поперечной балки; 6 - упор на окаймление (задвижка); 7 - амортизатор распределительного устройства; 8 - окай млени е

Фиксаторы приварены к уголку окаймления и промежуточной балке. Для равномерного распределения перемещений между компенсаторами в конструкции шва имеются распределительные устройства в виде резиновых прокладок, расположенных вертикально между упорами (рис . 2.3). Расстояние между ними принято таким, что при температуре конструкций 1 5 ° C и выше прокладки не обжаты.

2.4 . Конструкция шва 3К8 -1 50 (рис. 2.4 и 2.5 ) выполнена аналогично конструкции 2 К 8-1 00, но с двумя промежуточными продольными балками и тремя рядами компенсаторов. Поперечные балки- опоры входят в ниши окаймления попарн о. Окаймляющие элементы одинаковы со швом 2К8-100.

Распределительные устройства (рис . 2.6) расположены в конц е одной поперечной балки, между ними и в конце другой поперечной балки. Предусмотрена возможность замены прокладок.

Во всех швах крепление компенсаторов однотипно.

2.5 . Для ста л ежелезобетонны х пролетных строений конструкции модульных швов 2К8-1 00 и 3К8-1 50 изготавливают со сплошной опорной плитой, которую крепят к пролетному строению болтами. Монолитный бетон плиты проезжей части доводят до низа конструкции шва.

Под опорную плиту в местах крепления к балкам укладывают при необходимости клиновые подкладки.

2.6 . Длины железобетонных и сталежелезобетонных пролетных строений, в которых допускается применение швов К8 - 55, 2К8-1 00 и 3К8-1 50, даны в табл. 2.1 в зависимости от района расположения моста. При проверке возможности применения тех или иных ко нструкций швов на эксплуатируемых мостах (как железобетонных, так и стал ежелезобетонны х) следует пользоваться данными табл. 2.2

Под длиной пролетного строения следует понимать длину, с которой собираются перемещения в деформационный шов.

Таблица 2. 1

Область применения швов с резиновыми компенсаторами

Строи те ль но-кли мати ческ ая зона

Т нс, °С

Предельные длины пролетных строений, м, для мостов:

железобетонных1)

сталежелезобетонных

К8 - 55

2 К 8-1 00

3 К8-1 50

К8 - 55

2 К 8-1 00

3К8 -1 50

1

2

3

4

5

6

7

8

до:

I

- 20

70/80

1 30/1 50

1 95/225

88

1 60

240

II а

- 30

65 / 70

1 20/1 30

1 80/1 95

77

1 40

2 1 0

II б

- 40

60/65

1 06/1 20

1 59/1 80

7 1

1 30

1 95

III а

- 50

55/60

1 00/11 0

1 60/1 65

66

1 20

180

1) В числителе - для ребристых тонкостенных конструкций, в знаменателе - для толстостенных и коробчатых.

Табли ц а 2.2

Область применения швов с резиновыми компенсаторами при ремонте железобетонных пролетных строений

Строительно - климатическая зона

Т нс , °С

Пр е дельные длины пролетных строений, м

ста л еж елезобетонны х и тонкостенных ж/ б

толстостенных и коробчатых ж / б

К 8- 55

2К8 -1 00

3К8 -1 50

К8 - 55

2К8 -1 00

3К8 -1 50

до:

I

- 20

90

1 74

26 1

1 20

222

333

II а

- 30

80

1 54

23 1

90

1 66

249

II б

- 40

75

1 34

20 1

85

1 54

23 1

III а

- 50

70

1 26

1 89

80

1 44

2 1 6

2.7 . Дл я случаев, не оговоренных настоящими рекомендац иями, предельные длины пролетных строений определяют (см. р. 4 ) исходя из величин допустимых перемещений на швы.

3 . МАТЕРИАЛЫ И ТРЕБОВАНИЯ К НИМ

3. 1 . Стал ь ные э лементы конструкций швов изготавливают из сталей следующих марок:

1 5 ХС НД или 1 6Д по ГОСТ 6713 - 75 «Сталь углеродистая и низколегированная конструкц ионная - для мостос троения» , Ст25 + Ст45 кат. 2 по ГОСТ 1050 - 74 «Углеродистая качественная конструкционная сталь» - дл я окаймлений и промежуточных элементов.

ВСт5сп2 п о ГОСТ 380- 71 «Сталь углеродистая обык новен ного качества. Марки и общие технические требования» - толь ко для окаймлений.

ВСт3сп5 ГОСТ 380 - 71 или 1 6Д по ГОСТ 671 3- 75 - для закладных деталей и других элементов конструкц ий, подвергающихся сварке (короба, крышки, упоры и т.п.);

ВСт3 пс или ВСт3к п по ГОСТ 380- 71 - для вспомогательных элементов, не подвергающихся сварке (буши , заглушки, шпильки и т.д.).

3.2 . Для анкеров и армирования монолитных участков у швов применяют арматуру периодического профиля класса А II по ГОСТ 5781-82 «Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций» (марка ВСт5пс2 ).

Марки сталей для суровых климатических услови й, т.е . в районах со средней минималь ной температурой воздуха наиболее холодной пятидневки ниже минус 40 ° C , назначают в соответствии со специальными нормами.

3.3 . Бетон омонол и чи вани я окаймления и бетон приливов у деформационных швов должны иметь класс по прочности не ниже В25 и марку по морозостойкости 200 или 300 для районов со средней температурой воздуха наиболее холодного месяц а (по СНиП 2.01.01-82 ) до минус 1 0 и ниже соответственно. Бетон и материалы для его приготовления должны отвечать требованиям СНиП 2.05.03-84 .

3.4 . Резиновые компенсаторы деформационных швов изготавливают на заводах рез ин о- технических изделий. При этом применяют резину марки 7Н О- 68-1 по М РТУ 38.005.924.73, либо резины, и зготовленные из смесей № 26- 82 по ТУ 38.003.204- 76, № 26- 404 по ТУ 38.0 05.2 95- 77 Минн ефтехи мп рома (при вулканизации в расплаве солей).

Допускается применение других марок рези н, удовлетворяющих требованиям, при которых:

предельная прочность при разрыв е, МП а                                               8

относительное удлинение при разрыв е, %                                             200

твердость по Т11М- 2 (средняя), усл. е д.                                                 50 - 75

температура хрупкости, ° C , не выше                                                       - 55

озоносто йк ость (по времени появления трещин в образцах

толщиной 2 мм при растяжении 20 % и концентрации озона

0,00 1 %), ч, не менее                                                                                 - 3

теплостойкость, ° C , не ниже                                                                    60

3. 5. Резиновые амортизаторы в опорных устройствах поперечных балок и распределительных устройствах вырезают из пластин, изготовленных из резины марок НО - 68-1 (7НО- 68-1 ) по ТУ 38-1 05-1 299- 79 и И РП-1 34 7 Мин неф техимп рома СССР, либо друг их марок, удовлетворяющих требованиям:

предельная прочность при разрыв е, МП а                                               8

относительное удлинение при разрыве, %                                             100

твердость по ТШМ - 2, усл. ед.                                                                   50 - 75

температура хрупкости, °C, не выше                                                       - 50

теплостойкость, °C, не ниже                                                                    60

3. 6. Для обеспечения герметичности мест заклинивания резиновых компенсаторов используют заливаемые в фи к саторы герметизирующие холодные мастики - тиоколовы е герметики (например, марки АМ- 05 или УТ- 38Г по ТУ- 38-1 05874- 75 Миннефтехимпрома СССР, « Тиоп рол- 2» по ТУ 400-1- VII - 99- 85). В отдельных случаях допускается применение резин о-б итум ных или полимерно- битумных мастик, приготавливаемых в соответствии с [ 1 , 2 ]

4 . ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОНСТРУКЦИЙ ДЕФОРМАЦИОННЫХ ШВОВ

4 .1 . При разработке проектной документации, предусматривающей применение рекомендованных конструкций швов с резиновыми компенсаторами, выполняют:

- проверку расчетом перемещений конц ов пролетных строений с цель ю обоснования выбора типа конструкции шва;

- расчет анк еровки и узлов крепления конструкции ;

- проверку прочности сечения, нормального к оси шва.

При проектировании придерживаются также конструктивных требований, учитывающих условия работы конструк ц ий швов в пролетных строениях.

4.2 . Горизонтальные перемещения концов пролетных строений в уровне деформационных швов определяют от нагрузок и воздействи й, предусмотренных СНиП 2.05.03-84 , принимая коэффициенты сочетаний и надежности по нагрузкам, равными единице. Как правило, перемещения определяют от длительных воздействий δдл (усадки и ползучести), изменения температуры воздуха δ t и временной нагрузки δв; для ремонтируемых сооружени й - от температурных воздействий и временной нагрузки. При э том учитывают конструкции опорных частей и жесткости опор, работающих совместно с пролетными строениями.

Суммарная амплитуда перемещения концов пролет н ых строений не должна превышать допускаемых перемещений на тот или иной тип шва.

4.3 . При определении перемещений от ползучести и усадки бетона з начения нормативных деформаций принимают как долю от предельных деформаций усадки и ползучести, учитывая возраст бетона на момент монтажа швов (за вычетом прошедших длительных деформаций). Если на стадии проектирования невозможно установить возраст сборных желез обетонных конструкций на момент монтажа швов, пользуются следующими данными.

Длина мост а, м

Возраст балок, мес.

До 1 00

3

До 200

6

Свыше 200

9

4.4 . Амплитуду температурных перемещений определяют по нормативным значениям температур воздуха в соответствии со СНиП 2.05.03-84 .

Горизонтальные перемещения концов пролетных строений от временной нагрузки δв включают перемещения от вертикал ь ной нагрузки δв в и торможения δвт, учитываемые при:

- максимальном раскрытии шва (холодное время года) как сумма перемещений δ вв и δв т одного из примыкающих к шву концов пролетных строений; перемещения направлены в сторону раскрытия шва;

- максимальном сжатии (теплое время года) как разность этих перемещений, направленных к оси шва.

4.5 . При привязке конструкций швов к конкретным объектам следует предусматривать их а н керовку в пролетном строении, о беспечивающую устойчивость конструк ции и ее надежное закрепление от действующих нагрузок по сочетаниям А и Б (рис. 4.1 , 4.2 ).

Рис . 4.1 . Н агрузки на ок аймл ения швов К 8 (а) и 3К8 (б).

Сочет а ние А .

N 1 - горизонтальная временная нагрузка (приложена к верху окайм ления); Р - вертикальная временная нагрузка (приложена к обушку уголка); R - реакция в горизонта льных анкерных стержнях; V 1 - реакция в вертика льных анкерных стержнях внутреннего ряда

При сочетании А (рис . 4.1) определяют реакции в горизонталь ных R и вертикальных (внутреннего ряда) V 1 анкерных стержнях

;                                                              (4.1)

                                                                  

от горизонтал ь ной временной нагрузки, действующей в сторону оси шва

N 1 = K пв (1 + μ) φ = 1 07,8 кН ,

и вертикальной временной нагрузки

P = K пв (1 + μ) = 1 54 кН,

где a 1 , a 2 , d - плечи усилений (размеры см. н а рис. 4.1)

K - класс нагрузки, равный 11 0 кН по СНиП 2.05.03-84

При сочетании Б (рис . 4.2) определяют реакц ию в вертик альных (внешнего ряда) V 2 анкерных стержнях

                                                      ( 4.2 )

от горизонтал ь ных нагрузок N 1 и N2 = 60 кН /м (сопротивление льда в зазоре шва).

4.6 . Усилие в анкере не должно превышать допустимого, определяемого с учетом близкого расположения анкера к кромке шва:

V 2 ≤ [ V ] = π r 2 Rp K в ,

где r - глубина заделки анкера в бетоне, м;

Rp - расчетное сопротивление бетона растяжению, Па;

Кв      - коэффициент, учитывающий снижение несущей способности анкера по прочности бетона, принимаемый в зависимости от расстояния С от анкера до кромки.

Рис . 4.2 . Н агрузка на окаймления швов К8 (а) и 3К8 (б).

Сочетание Б.

N 1 - см. о бозначения на рис. 4.1; N 2 - горизонтальная нагрузка от температурных деформаций пролетного строения в зимнее время; V2 - реакция в вертикальных анкерных стержнях внешнего ряда

С

не менее

0,9 ч

0,8 ч

0,6 ч

0,4 ч

К в

1 ,00

0,96

0,86

0,69

0,52

4.7 . При определении сечения анкеров все усилия от одного колеса тележки А К временной нагрузки распределяют на ширину L о (вдоль шва ), определяемую в зависимости от жесткости окаймления (см. г рафик рис. 4.3 ).

При приварке окаймления швов К8 - 55 к сплошному опорному листу (рис. 4.4) или 2К8-1 00 (3К 8-1 50) к нижнему несущему листу, используемому в стал ежелезобетонны х пролетных строениях (рис. 4.4), учитывают момент инерции составного сечения. При этом ширину в o окаймления принимают по линии, проходящей через нейтральную ось сечения.

Рис . 4.3 . Г рафик д ля определения д лины распределения L о

в - ширина площадк и о пирания колеса; у - м омент инерции сечени я окаймления: в o - шири на окаймления; Δl - дополнител ьный участок распределения

Рис . 4.4 . Р асчетные сечения- окаймления:

а - шов К8- 55; б - м оду льны е швы

4.8 . При расчете а н керов ки закладных деталей в железобет онных конструкц иях, к которым приваривают окаймления деформац ионны х швов, учитывают дополнитель ное растягивающее усилие в вертикальных анкерах каждого ряда от разниц ы температур между верхом и низом закладной детали в процессе сварки.

При шаге ребер жесткости 0,7 ÷ 1 ,5 это усилие определяе т по формуле

,                                                               ( 4.3 )

где ΔV - дополнительное усилие в анкерах одного ряда в пределах длины L о ;

в 3 , δ3 - ширина и толщина закладной детали, м;

l а - шаг анк еров, м ;

Kt - коэффициент, зависящи й от пе репада температуры между верхом и низом закладной детали:

при δ 3 ≤ 1 2 мм                                   К t = 0,005

пр и δ 3 > 1 2 мм                                   К t = 0,004

4.9 . При применении модульны х швов концевые участки плит проверяют следующим расчетом:

на прочность составного сечения по моменту и поперечной силе - в случае установки в железобетонных пролетных строениях;

на прочность окаймления и сварных швов без учета бетона омонол и чи ван ия - п ри установке в стал еж елезобетонны х пролетных строениях.

Расчетом проверяют достаточность армирования бетона монолитного участка на ширине В = Н и сечение нижнего листа окаймления. В качестве расчетной принимают нагрузку от оси тележки АК и полосовую нагрузку. В расчете учитывают сечения, приведенные на рис. 4.4.

4. 1 0 . При привязке конструкций швов к строящемуся или реконструируемому сооружению берут в расчет следующие требования:

- диаметр арматуры хомутов и анкеров не должен быть меньше 1 6 мм (периодическая арматура) или 20 мм (гладкая арматура);

- конструкции целесообразно устанавливать на всю ширину пролетного строения, совмещая их с тротуарами, располагаемыми в уровне проезжей части;

- толщину закладных пластин выбирают равной 1 2 - 1 5 мм, а опорных пластин в модуль ных швах - 20 - 22 мм;

- толщину резиновых амортизаторов принимают одинаковой и равной 30 или 40 мм;

- в месте примыкания шва к тротуару в бордюре и на шве закрепляют кожух и пластины, закрывающие доступ грязи под тротуар и в щель между ним и швом;

- с фасада конструкции швов закрывают декоративным листом.

5 . ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОНСТРУКЦИЙ ДЕФОРМАЦИОННЫХ ШВОВ И КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА

5. 1 . Конструкции деформационных ш вов изготавливают в заводс ких условиях блоками длиной от 4,5 до 7,5 м максимальной заводской готовности. Шаг номенклатурного ряда длин заводских блоков принят равным 1 м. При необходимости могут б ы ть изготовлены конструкции иных размеров при наличии в проекте доку ментаци и в соответствии с требованиями р. 1 настоящих Рекоменда ц ий. Номенклатура конструкций дана в п рил. 1 .

Конструкции делают на стенд е, позволяющем фиксировать и закреплять их от смещения в двух направлениях.

5.2 . В процессе изготовления конструкции проверяют н а возможность обеспечения расчетного диапазона перемещений (контроль по перемещениям). Для этого одно из окаймлений блока шва К8- 55 закрепляют на стенде (сборочном столе) и вплотную придвигают противоположное окаймление. Показателем возможности обеспечения заданных перемещений является величина просвета между соприкасающимися фиксаторами, не превышающая 3 мм (рис. 5.1 ). В этом случае ставят знак ОТК , подтверждающий допустимые перемещения (55 мм) на каждый собранный блок. Если же зазоры находятся в пределах 8 мм, то на шов ограничивают перемещения до 50 мм и ставят соответствующий знак ОТК (например, ОТК- 50).

Рис . 5.1 . К онтрол ь качества по перемещениям шва К8-55 :

1 - стенд; 2 - упор; 3 - шов ; 4 - контроли руемы й размер

Зазоры свыше 8 мм не допускаются.

Собранные конструкции модульных швов (крышки к ним при этом отсутствуют) закрепляют с одной стороны на стенде (сборочном столе) и сдвигают вплотную окаймления (рис . 5.2). Зазоры между фиксаторами не должн ы превышать 3 мм (ОТ К-1 00 или ОТ К-1 50). При этом размер между упорами шва должен находиться в пределах в + 20 ± 2, где в - ширина резинового амортизатора.

Рис. 5.2 . К онтрол ь качества по перемещениям шва 3К8-1 50:

1 - стенд; 2 - м есто для крышки ниши (на момент контроля отсутствует); 3 - контролир уемы й размер между фиксаторами; 4 - то же между окаймлениями; 5 - то же между упорами

Если расстояние между упорами отличается от указанного, то упоры переваривают.

5.3 . Блоки швов К8 - 55 изготавливают в следующем порядке:

- отмеряю т з аготовки уголков ок аймления и уклады вают их на стенд в перевернутом виде (обушком вниз, рис. 5.3а); закрепляют уголки прижимным болтом;

- устанавливают в уголок с использованием кондуктора заготовленные ребра жесткости и прихваты вают их сваркой к полкам с двух сторон;

- укрепляют в пространстве между уголками фиксаторы ;

- приваривают окончательно ребра жесткости по всей длине окаймления, начиная от крайних ребер и заканчивая средними;

- освобождают прижимные болты, приваривают фиксаторы;

- выправляют конструкции, выдерживая требования по допустимому искривлению и закручиванию; правку осуществляют горячим способом, прогревая уголки на отдельны х участках. Затем конструкции швов проверяют в соответствии с п. 5.2, приварив аю т к ребрам жесткости анкера и собирают пакет. Пакет формируют (скрепляют) при раздвинутых на 20 мм окаймлениях (от максимально сближенного состояния).

Рис . 5.3 . П оследовательность изготовления швов К8-5 5:

1 - стен д; 2 - ограни читель; 3 - у голок окаймления; 4 - прижи мной болт; 5 - к онду ктор; 6 - ребр о жесткос ти; 7 - фи ксатор; 8 - под ставка; 9 - м есто приварки фиксатора

Для стыковки пакетов на монтаже в тор ц ах уголков окаймления снимают фаску на 4 - 5 мм.

5 .4 . Последовательность изготовления блоков модульных швов окаймлений, промежуточн ы х элементов и сборка пакетов следующая.

Все элементы вначале прихватывают сваркой и после закрепления окаймлений на стенде приваривают окончательно. После правки и грунтовки окаймлений лакокрасочными материалами в нишах закрепляют резиновые амортизаторы с помощью эпоксидного клея или клея марки 8 8Н .

При изготовлении промежуточных элементов делают отдельно продольные и попер е чные профили (с приваренными фиксаторами и опорными пластинами), затем их соединяют и осуществляют горячую правку элемента, после чего наносят грунтовочное и ан тик оррозийное покрытие.

5.5 . При сборке пакетов модульных швов одно из окаймлений закрепляют на стенде в развернутом на 90° положен ии (рис. 5.4 , а). Краном опускают в нишу один из промежуточных элементов и при необходимости его п риг ру жают (рис. 5.4 , б). После установки второго промежуточного блока на поперечные балки нанизывают второе окаймление (рис. 5.4 , в ) и пригружают его, обеспечивая максимальное сближение фиксаторов. Затем выполняют проверку по п. 5.2 . Сборка блоков может быть осуще с твлена также с помощью домкратов, проталкива ю щих промеж уточные элементы в ниши окаймлений.

Рис . 5.4 . П оследова тельнос ть сборки модульных конструкций:

1 - стенд; 2 - окайм лени е; 3 - резинов ый амортизатор; 4 - п ромежут очный э лемент

На пакете проверяют также положение собранных в него э лементов по вертикали. В частности, относительное смещение верха промежуточных элементов от линии, соединяющей окаймления, не должно превышать 5 мм. При большем отклонении регулировку по вертикали осуществляют за счет толщины резиновых амортизаторов и дополнитель ной горячей правки продольных элементов. После чего приваривают крышки ниш и горизонтальные анкеры.

5.6 . Для стыковки на монтаже пакетов модульных швов их концевые участки снабжают устройствами, обеспечивающими совпадение стыкуемых элементов и обжатие стыков. В частности, на конце окаймления с одной стороны пакета установлены направляющие подкладки , крайние ребра жесткости имеют отверстия для расположения стяжных болтов. Продольные балки из прямоугольных труб на одном конце имеют заглушку, а на другом - выс тупающий буш, которые фиксируются с помощью вертикаль ных шпилек. Для упрощения обжатия стыка шпильки оставляют выступающими из продольных балок (рис. 5.5 ).

Рис . 5.5 . К онцевой учас ток блока шва 3К8-1 50 :

1 - н аправляющ ая под кладк а; 2 - фиксирующ ее отверсти е; 3 - у порно-с топорная шпи лька; 4 - отверс тие для стяжного б олта: 5 - ок айм лени е: 6 - пр омежу точны й элемент; 7 - поперечи на; 8 - фи ксатор; 9 - ни ша; 1 0 - край нее стыковое ребро; 11 - сты ковочны е болты; 12 - резьба; 1 3 - место опи рания фиксатора; 1 4 - буши ; 1 5 - поп еречная балка; 1 6 - опорный амортизатор

5.7 . Перед складированием пакеты окаймления модульных швов раздвигают от максимально сближенного состояния на 40 (2К8) и 55 мм ( 3К8), что соответствует раздвижке под температуру установки примерно 1 0 - 20 ° С. Хранение конструкций допускается под открытым небом.

Резиновые компенсаторы для швов поставляют в отдельных упаковка х длиной, равной длине шва.

6 . ТЕХНОЛОГИЯ УСТРОЙСТВА ДЕФОРМАЦИОННЫХ ШВОВ

6 .1 . Блоки конструкций деформационных швов К8 - 55 устан авли вают в недобетони рованны х концевых участках плит пролетных строений с последую щим их омоноли чи ван ием, либо приваривают к закладным деталям, заан керенны м заранее в железобетонной плите проезжей части. Причем установку конструкций можно производить как до, так и после устройства слоев одежды на остальной части моста. При м о нтаже конструкц ий до устройства одежды выдерживают проектные отметки верха окаймления, а после - учитывают фактические отметки уже выполненных слоев.

6 .2 . Б локи модульных конструкций деформац ионных швов (2К 8-1 00 и 3К8-1 50) устанавливают в недобетони рованны х концевых участках пролетных строений, имеющих выпуски арматуры из железобетонных конструкций, а также подведенную и закрепленную опалубку концевого участка. Как и при монтаже швов К8- 55, конструкции могут быть установлены до или после устройства слоев одежды на остальной части моста. При необходимости пропуска строительных машин через шов устраивают специаль ные пандусы или переездные мостики.

6.3 . Монтаж блоков осуществляют с учетом фактической температуры конструкций, по которой фиксируют зазор между окаймлениями. Вначале устанавливают и закрепляют один блок шва. Зазоры в последующих блоках контролируют по первому.

6.4 . Монтаж конструкций К8 - 55 рекомендуется принимать следующим:

- устанавливать блок шва, а по нему и последующие блоки в проектное положение, регулируя его подкладками под поперечной связью (рис. 6.1, а);

- осуществлять армирование концевого участка плиты и сварку выпусков арматуры со швом; крепить отдель ные блоки между собой обваркой по фаскам стыкуемых уголков окаймления;

- омоноли чи вать шов, используя при этом бетон с гидрофобными и возду хововл екающи ми добавками (рис. 6.1, б);

- удалять поперечные связи при затвердевании бетона омоноли чи вани я, проверять наличие жесткого бетона под полкой уголка окаймления (при отсутствии подбивать бетон вручную) и очищать от грязи и бетона фиксаторы шва;

- устанавливать заполнение шва (рис. 6.1, в).

Уход за бетоном омонол и чи вани я ведут в соответствии с требованиями существующих нормативных документов.

6.5 . Монтаж модульных конструкций швов производят в следующем порядке:

- устанавливают в проектное положение блок шва, а по нему последующие блоки, обеспечивая необходимый продольный или поперечный профиль с помощью поперечных монтажных рам (рис. 6.2, а); осуществляют с помощью опорных винтов или подкладок регулировку конструкций швов в сталеж елезобетонны х пролетных строениях;

Рис . 6.1 . Последовательность монтажа швов К8- 55:

1 - пли та проезжей части; 2 - конструкци я шва; 3 - монтажн ая рама; 4 - ни ша на конце плиты; 5 - подк ладки ; 6 - опал убка бетона прилива; 7 - бетон омон оли чи вания ; 8 - опал убка в з азоре; 9 - компенсатор; 10 - заклини вающ ая пластина

- а рмируют концевой участок пролетного строения, соединяют все выпуски арма туры с анкерами (хомутами) шва;

- осуществляют стыковку сосед них блоков, для чего устанавли вают и стягива ют по ребрам жесткости болты, промежуточные элементы, упираясь в шпильки, фиксирующие буш и за глушку (см. р ис. 5.5); перед оконча тельным обжа тием стык обмаз ывают герметизи рующи м ма териалом;

- после стыковки монтируемых за смену блоков и их анке ровки ослабляют болты монтажных рам, проверяют герметичность опалубки и осуществляют бет онирование (рис. 6.2, б);

- после набора бетоном не менее 50 % прочности уд аляют монтажные рамы, срезают выступающие из промежуточных элементов шп ильки;

- устанавливают заполнение швов (рис. 6.2, в ).

Р и с. 6.2 . М он таж модульных конструкций швов:

1 - пролетное строение; 2 - монтажн ая рама; 3 - фи ксир ующи е болты; 4 - конструкц ия шва ; 5 - анкера; 6 - вы пуски арматуры из плиты; 7 - вы равнивающи й слой; 8 - бетон омоноли чи вания: 9 - опалу бка; 10 - ш траба; 11 - гид роизол яци я; 1 2 - защи тны й слой; 1 3 - б етонная подбивка; 1 4 - заполнени е шва; 1 5 - верхний слой покрытия; 1 6 - нижн ий слой покрытия

6.6 . При монтаже заполнения швов с резиновыми компенсаторами К8 одновременно осуще с твляют и их герметизацию за счет обжатия концевых утолщенных участков компенсаторов. Для заполнения возможных пустот между резиной и металлом применяют герметизирующие мастики, например тиоколовы е строительные герметики (УТ- 38Б, АМ- 05 и др.) . Герметик заливают в фиксатор на 1 /3 - 1 /2 его объема (расход 1 50 - 200 г на 1 м фиксатора), устанавливают компенсатор таким образом, чтобы он своими концами вошел в герметик , забивают заклинивающие полосы и приваривают их прерывистым сварны м швом к обушку окаймления.

Для лучшего розлива герметика (например, из лейки) умень ш ают его вяз кость до удобной консистенции за счет добавления скипидара в количес тве от 4 до 8 % от общей массы герметика в зависимости от температуры окружающей среды. Технологичнее использовать для заливки герметика шприц ы.

Сварной шов накладывают электродами диаметром 2 - 4 мм с шагом 200 мм и длиной 40 - 50 мм. При сварке резину защищают экраном - металлическим или асбестовым листом. После приварки полос сверху ре зиновых компенсаторов может быть разлита мастика (тиоколовая, битумная, биту мн о- поли мерная и др.).

6.7 . Устройство слоев одежды у деформационных швов производят в следующем порядке (рис . 6.3 ):

- стыкуют с бетоном омоноли чи вани я выравнивающий слой;

- укладывают гидроизоляцию, заводя ее в шт рабу бетона омоноличивания; уплотняют штрабу изоляционным жгутом (гернит ом, пороизолом) или пеньковым канатом, пропитанным битумом или приваренным в петролату ме;

- укладывают защитный армированный бетонный слой;

- тщательно очищают и грунтуют битумным лаком поверхность бетона защитного слоя и бетона омоноличивания, п осле чего укладывают асфальтобетонное покрытие на уровне окаймления;

- прорубают щель между покрытием и окаймлением шириной 5 - 1 5 мм, заполняемую битумной мастикой.

Водонепроницаемость швов со стороны проезжей части обеспечивается за счет герметизации узла примыкания асфальтобетона к окаймлению, применения гидрофобного бетона омоноличивания, поверхностной пропитки бетона омоноличивания и з ащитного слоя, а также несовпадения стыков слоев одежды.

Рис . 6.3 . Сопряжение с лоев одежды с деформа ционным швом:

1 - асфальт обет онное покрытие; 2 - защитны й бетонный слой; 3 - гид роизоляция; 4 - уп лотнител ь конца изоляции; 5 - покры тие над приливом; 6 - ш траба, заполненная мастикой ; 7 - бетонны й прилив; 8 - бетон, з абиваемый штыковкой; 9 - о каймление ; 10 - м оно ли тны й бетон концевого участка

6.8 . При реконструкции швов эксплуатируемых мостов вначале подготавливают концевые участки пролетных строени й, а затем монтируют швы и вос станавливают слои одежды. Работы выполняют , как правило, на половине проезжей части, сохраняя движение по мосту в одном направлении. При этом длина ремонтируемого участка должна превышать на полметра половину габарита проезда.

6.9 . Для случая замены существующих конструкций на шв ы К8- 55 предваритель но выясняют возможность дальнейшего применения имеющегося окаймления без усиления или с усилением его а нкеровк и. Если использование допускается, порядок работ по подготовке концов пролетных строений может быть принят следующим:

- огораживают место работ, располагая рядом со швом компрессорное и сварочное оборудование;

- удаляют поврежденн ые элементы существующего шва (скользящий лист, пружины и др.) ;

- вырубают слои одежды у шва (рис. 6.4);

- усиливают при необходимости ан керовку окаймления с помощью горизонталь ных стержней, привариваемых к оголенной арматуре плиты, или к поперечной полосе, закрепляемой болтами к плите проезжей части.

Порядок монтажа швов:

- размечают положение конструкц ий швов, приваривают К8- 55 к существующим конструкциям, удаляя (при необходимости) частично ребра жесткости монтируемого шва (по согласованию К8- 55 для указанного случая могут быть сделаны с уменьшенными по высоте ребрами жесткости);

- восстан авливают у шв а выравнивающий слой и изоляцию;

- устраивают защитный слой, армируя его;

- укладывают асфальтобетонное покрытие, грунтуя предварительно защитн ый слой у шва.

Ри с. 6.4 . П оследовательнос ть ремонтных работ:

а - вырубка слоев од ежды ; б - установ ка анкеров; в - гидрофобизаци я и закрепление плас тин ; г - м онтаж шва и о мон оли чив ание

6. 1 0 . При з амене существующих конструкц ий на швы 2К 8-1 00 и 3К8-1 50 подготовка концевых участков заключается в ступенчатой вырубке слоев одежды, удал ении существующих конструкций швов и срубке бетона плиты на участке, достаточном для размещения и установки новых конструкций швов.

При омоно ли чив ании установленных конструкций на половине шва предусматривают выпуски связующей продольной арматуры.

При монтаже конструк ц ий и устройстве одежды мостового полотна соблюдают требования по технике безопасности, оговоренные в документах, используемых при строительстве мостов.

7 . ЭКСПЛУАТАЦИЯ ШВОВ С РЕЗИНОВЫМИ КОМПЕНСАТОРАМИ

7. 1 . В процессе эксплуатации моста осуществляют постоянный осмотр и уход за швам и, а при появлении повреждений - текущий или средний ремонт. Визуальный осмотр швов с проезжей части выполняют весной и осенью. При этом проверяют отсутствие протечек через элементы шва на опору. Швы очищают сверху от грязи, заклинивающих резину предметов (например, щебенки, попавшей в участок между компенсатором и окаймлением). При обнаружении протечек на участки между компенсаторами и окаймлением разливают герметизирующую мастику.

7 .2 . При осмотре швов снизу обращают внимание на состояние металлоконструкций, наличие коррозии и стука в местах оп и рани я поперечных балок модуль ных швов. При обнаружении коррозии конструкции очищают снизу щетками, промывают водой под давлением и продувают сжа тым воздухом, после чего окрашивают металлические поверхности битумным лаком за 2 раза. Одновременно очищают опорные площадки и опоры.

В случае появления стука выясняют прежде всего его причин ы и затем устраняют.

7.3 . Возможными причинами появления стука при переезде через шов автомобилей являются:

отсутствие резиновых опорных амортизаторов под поперечными балкам и ( в этом случае продоль ная балка значительно прогибается под нагрузкой) - дефект завода- изготовителя;

недостаточная толщина опорного амортизатора (при отсутствии нагрузки между поперечной балкой и аморти з атором существует щель, обнаруживаемая щупом) - дефект завода- изготовителя;

разрушение (разрыв) опорного амортизатора или его смещение из - за малого размера (определяется прощупыванием) - дефект завода- изготовителя или завода РТИ;

смещение нижнего амортизатора в зазор и з- за отсутствия заслонки- упора ниши (устанавливается визуально) - строитель ный де ф е кт;

наличие в ни ше посто ронних металлических элементов - арматуры, пластин и др. (обнаруживается прощупыванием) - р азрыв сварных швов над по перечн ой балкой.

Д ля устранения указанн ых причин поперечную балку поддомкрачивают снизу, п рипо днимая до упора в окаймление (рис. 7.1), о чищают нишу, выправляют положение амортизатора или заклинивают его на новый, удовлетворяющий требованиям настоящих Рекомендац ий. После э того устанавливают з аслонку и фиксируют ее положение болтом.

Рис . 7.1 . Замена опорного амортизатора в шве 2К8-1 00:

а - вид на окаймление с выдвинут ыми заслонками; б - выд омкрачи вани е промежуточного элемента и извлечение амортиз атора; в - установ ка нового амортизатора

7.4 . В про це ссе эксплуатации швов с резиновыми компенсаторами могут появляться дефекты из- за нарушения конструктивных и технологических требований как при изготовлении элементов и самих швов, так и при их монтаже. Возможные повреждения и пути их устранения приведены в табл . 7.1 .

Таблица 7 .1

Перечень возможных повреждений (отказов) в констру к циях швов

№ п.п.

Повреждения

Пути устранения

вид

причина

внешние признаки

1

2

3

4

5

1.

Компенсатор вырван из фиксатора в отдельных местах

Недостаточная толщина компенсатор а, неплотное обжатие компенсатора, заклинивающей пластиной

Скво з ная щель между компенсатором и окаймлением; локаль ные протечки воды и грязи на опорные площадк и

Повторная локальная заклинка резины (п . 7.5 )

2.

Один компенсатор вырван в модульны х швах на большей части длины

Нарушена работа распределительных устройств из - за неправильной установки или повреждения упоров

Увеличенная по сравнению с соседними ширина зазора над одним из компенсаторов . П ровал на части длины компенсатора в щ ель (ши рин а зазора более 80 мм )

Разборка заполнения на значительной длине шва, выправка распределительных устройств и повторный монтаж заполнения (п . 7.6 )

3.

Отрыв фиксаторов

Некачественное изготовление и приварка фиксатора, сильная коррозия из - за отсутствия антикоррозийной защиты

Провалы резиновых компенсаторов, протечки воды и грязи в отдельных местах

Л окальное восстановление заполнения швов с приваркой новых фи ксаторов (п. 7.7 )

4.

Отсутствие тре б уемого зажима компенсатора

Компенсатор не попал в фиксатор своими стенками

Сквозные щели между компенсатором и окаймление м, нарушение герметичности. Компенсатор выше окаймления

Повторная локальная заклин к а компенсаторов (см. строку 1 табл. 7.1 )

5.

Поврежд е ние покрытия в месте примыкания к окаймлению

Отсутствие гермети з ирующей шт рабы (з азора) в покрытии

Трещины вд о ль окаймления. Ч астич ное разрушен ие кромок трещин

Я мочны й ремонт покрытия. Устройство штр абы (зазора) между окаймлением и покрытием и заполнение ее мастикой

7.5 . Работы по повторной локальной заклин к е резины выполняют в следующем порядке:

- очищают шов сверх у, отмечают границы повреждений;

- удаляют зак линивающие пластины на участке повреждения и по одной полосе за г раницами этого участка;

- очищают фиксатор от грязи и остатков мастики;

- наваривают на фиксатор дополнител ь ную металлическую полосу толщиной 1 - 2 мм в зависимости от фактической толщины резины и ширины просвета в фиксаторе; защищают фиксатор от коррозии;

- восстанавливают заполнение (см. п. 6.6).

Д л я удаления заклинивающих пластин срезают прерывистый сварной шов с помощью электро- или пн евмоин ст ру мента (наждачного круга), з атем отгибают верх пластин зубилом. Повторное использование пластин возможно после их рихтовки.

Дополнительную металлическую полосу наваривают с внутренней стороны фиксатора прерывистым сварным швом (электроды толщиной не более 2 мм) с последующей зачисткой швов и ок руглением кромки. Дополнительную полосу приваривают н а длине поврежденного участка и на п оло вине длины фиксаторов, примыкающих к этому участку.

7.6 . При регулировке распределительных устройств в случае повреждения упоров осуществляют их приварку в проектное или новое положение. Конфигурация упора может быть иной , ч ем проектная, для удобства выполнения сварочных работ снизу. Работы по регулировке следует вести при температуре свыше плюс 1 0 °С.

Если работа распределительных устройств нарушена из - за неправильной приварки упора или н едостаточной ширины амортизаторов, амортиз атор зам еняют. Причем, если увеличена ширина зазора над средним компенсатором в швах 3К8 -1 50, то заменяют средний амортизатор, а если над крайним зазором - крайний амортизатор. Для его замены отодвигают заслонку ниши, а з аменяя средний - снимают нижний ограничитель (см. р ис. 2.4 поз. 9).

Перед установкой нового амортизатора в ы правляют положение продольных промежуточны х балок домкратами или клиньями сверху. Необходимо следить, чтобы зазоры между амортизаторами и упорами были одинаковы.

7.7 . Для замены поврежденных фиксаторов удаляют заклинивающие пластины , ( см. п. 7.5 ), отклоняют резину в сторону, а для модульны х швов - отодвигают к одному окаймлению промежуточную продольную балку (балки) с помощью домкратов или клиньев, удаляют поврежденный фиксатор, тщательно очищают место расположения фиксатора и приваривают новый. Новы й фиксатор может отличаться от старого (рис. 7.2 и 7.3 ) и приваривается сварным швом сверху (катет шва 8 - 1 0 мм) за один или несколько проходов (послойная наплавка).

Рис . 7.2 . З амена фиксатора в шве 3К8-1 50:

а - уд алени е заклинивающей полосы и освобождение фиксаторов; б - смещени е промежуточных э лементов и закрепление их в сдвинутом состоянии; в - замена поврежденных фиксаторов и удаление крепежных элементов; г - новы й фиксатор:

1 - окай млени е; 2 - заклини вающ ая пластина; 3 - ком пенсатор; 4 - промежут очный элемент; 5 - фи ксатор; 6 - крепежный элемент; 7 - новый фиксатор

Ри с. 7.3 . Возможные виды фиксаторов:

а - ш тампов анны й из полосы δ = 4 мм; б - ф резерованны й из тол столи стовой стали; в - с оставно й из обрезанного уголка 65×4

З аявка на конструкции д еформационных швов поступает от строительной организации в Объединение «Автомост» с указанием типа деформационных швов, длины пакетов и их количества, длины резиновых компенсаторов.


Приложение 1

Заводской каталог конструкций

Р ис . 1

Рис . 2

Рис. 3


Рис . 4 . Р езиновый компенсатор К8 (рез ина марки 7Н О- 68-1, № 26- 82).

Требования к компенсатору:

1 . Р езиновые компенсаторы д олжны иметь толщину не менее 7 мм. Н а поверхности резины не должно быть раковин, разрывов и непровулканизированны х участков;

2 . Д опускаемые отклонения - +1 мм;

3 . Р езиновые компенсаторы предусмотрены без стыков на всю длину шва. При необход имости компенсаторы стыкуе т на заводе в переносных вулканизаторах

l , мм

мас са, к г

4500 (4498 + 2)

1 02,1

5500 (5498 + 2 )

1 24,8

6500 (6498 + 2 )

1 47,4

7500 (7498 + 2 )

1 70,2

Рис . 5. У гол ок (У-1 )

Рис . 6 . Ф иксатор.

* - отверстия для крепления в штампе

Ри с. 7 . З аклинивающая полоса

* - размер для справок

l , мм

масса кг

5 00 (499 + 1)

1,6

750 (749 + 1 )

2 , 4

1 000 (999 + 1 )

3, 1

Приложение 2

Методика определения экономического эффекта от применения деформационных швов с резиновыми компенсаторами

Экономический эффект от применения швов в соответствии с настоящими Рекомендациями подсчитывают для конкретных сооружений по формуле

Э = Эун · L + Э тр (р/мост),                                                      ( 1)

где Э ун - нормативный удельный показатель экономического эффекта, принимаемый по табл. 1, р/м шва;

L - длина швов (устанавливаемых или ремонтируемых) на мост у, м;

Этр - доля экономического эффекта на транспорте, учитывается только при ремонте (при новом строительстве Этр = 0 );

Этр = 0,393 W ф ,                                                               ( 2)

W ф - фактическая интенсивность движения автомобилей на ремонтируемом мосту, авт/сут .

Табли ц а 1

Удельные нормативные показатели экономического эффекта

Пролетные строения

Нормативный удельный показатель экономического эффекта, Р, для швов

К8 - 55

2К8 -1 00

3К8 -1 50

Железобетон

200

110

200

Ста л еж елезобетон

200

1 50

250

Нормативный удельный показатель Эун определен на основании расчетов для конкретных объектов в соответствии с «Инструкцией по определению экономической эффективности использования в строитель стве новой техники, изобретений и рационализаторских предложений» СН 509-78 (Госстрой СССР, 1 978) и «Отраслевыми методическими указаниями по определению экономической эффективности использования в дорожном строительстве новой техники, изобретений и рационализаторских предложений » (Мин автодор РСФСР, 1 978).

При планировании объемов внедрения допускается принимать значение Э равным 200 руб. на 1 м шва.

ЛИТЕРАТУРА

1 . Методические рекомендации по проектированию и устройству конструкций деформационных швов в автодорожных и городских мостах и путепроводах . Сою здорнии . М. 1 982.

2 . Рекомендации по ремонту и содержанию деформационных швов в малых и средних мостах на автомобильных дорогах. Минавтодор РСФСР. М. 1982.

3 . Шестериков В.И. Деформационные швы в автодорожных мостах. М. Транспорт, 1978.

4 . Строительные конструкции и основания. Стандарт СЭВ ст. СЭВ 384 - 76. Основные положения по расчету. 1979.

5 . Wabo - Maurer, seal record 26 «movements» «Roads and Struts» 1973, 116, № 6

6 . Elastometal pressure sealing systems. Elastometal catalogue. «Elastometal R 2. New - Iork. 1984

7 . Maurer - Expension joints. «Maurer Sohne». Munchen (проспект деформационных швов ФРГ)

8 . Судаков В.В. Контроль качества и надежности железобетонных конструкций. Л.: Стройиздат. 1980.

9 . Мосты и трубы. Нормы проектирования. СНиП 2.05.03-84 .

10. Lep expansion joint for bridges Chaten France.

11. Expansion joint systems. «Wercholoz - Honel Systems» (проспекта деформацион. швов США, 1981)

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие . 1

1. Требования к деформационным швам с резиновыми компенсаторами . 2

2. Конструкции швов с резиновыми компенсаторами и область их применения . 3

3. Материалы и требования к ним .. 8

4. Проектирование конструкций деформационных швов . 9

5. Изготовление конструкций деформационных швов и контроль качества . 13

6. Технология устройства деформационных швов . 16

7. Эксплуатация швов с резиновыми компенсаторами . 20

Приложение 1. Заводской каталог конструкций . 24

Приложение 2. Методика определения экономического эффекта от применения деформационных швов с резиновыми компенсаторами . 28

Литература . 28