Рекомендации Рекомендации по укреплению обочин при ремонте и строительстве автомобильных дорог с применением рулонных синтетических материалов

МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РСФСР

Государственный дорожный прое к тно-и зыскательский и
научно
- и сследовательский институт

ГИПР О ДОРНИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО
УКРЕПЛЕНИЮ ОБОЧИН ПРИ РЕМОНТЕ И СТРОИТЕЛЬСТВЕ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ С ПРИМЕНЕНИЕМ
РУЛОН
НЫ Х СИНТЕТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛО В

Утвержены

Минавтодоро РСФСР

Протокол №11

От 20 апреля 1983 г.

Москва 1 985

ПР Е ДИСЛОВИЕ

Рулон н ые синтетические мат е риалы , обладающи е ценным и строит е льными и эксплуатационными свойствами , способны выпол н ять фун кции армирующи х , дренирующи х , г ид рои золирующих и защитны х элементов в дорожных констру к циях . Синт е тическ ие материалы содействуют усилени ю последних в результате сниже н ия деф о рмати вности и п овышения несуще й способности грун т ов , более быстрой стабил и зации их свойст в , замедления и уменьшения степен и взаимного проникновения материалов конструктивных слоев . В наибольшей степени эффект от усиления при применении данных ма т ериалов проявляется в тех конструкциях , где допустимо возникновение достаточно больших деформаций . К числу таковых относят и обочины .

Рекомендации составлены в дополн е ние п . 2.3.4 ; 3.7 ; 3.8 и разделов 4, 5 ВСН 39-79 . Технические указания по укреплен и ю обочин автомобильных дорог . Они содержат м етодику прое к тирования укрепления обочин с прослойками из си н тетических рулонных матер и ал ов и технологию производства работ .

Данный документ предназначен для организации , занима ю щихся проектированием , строительст в ом и ремонтом автомобиль н ых дорог.

Рекомендации разработаны канд . т ехн . н аук Ю . Р . Пер к овы м и ин ж . А . П . Фоминым при участии ин ж . В . Н . Емельянова на основе исследовани й , проведе н ны х Гип ро дорнии Мин авто дора РСФСР совместно с НИИОПС Госстроя СССР ( канд . т ехн . н аук В . А . Барва ш ов , В . Г . Буданов , В . Г . Ф едо ро вс кий , ин ж . В . Ф . А лександрович ), результатов опытно - экспериментального строительства , выполненного производственными подразделениями К алинин авто дора , Яр осл авль авто дора , управлений дорог Москва - Ленинград , Москва - Г ор ький , а также сотрудничества со странами - членами СЭВ .

Зам . д иректора Гипродорнии

по научной работе , д - р техн . нау к                                                    А . П . Васильев

1 . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1 .1 . Настоящие Р е комендации пред н азн аче ны для выбора конструкций укрепления обочин с примене н ием прослоек из рулонных синте т ических материалов ( СМ ), технологии производства работ . Положения Рекомендаций распространяются на укрепление обочин строящи х ся , реконструируемых и ремонтируемых автомобиль н ых дорог .

1 .2 . Общие требования к конструкциям укрепления обочин ( геометрические пара м етры , очередность и вид укрепления ) принимают в соответствии с положениями ВСН 39-79 и С НиП II - Д .5 -72.

1 .3 . Введение в ко нструкцию укрепления прослое к СМ позволяет снизить расход строительных материалов , усилить конструкции и повысить срок службы укрепления , защитить его от водной эрозии , а земляное по лотно - от переувлаж н ен ия поверхностными водами . В зависимости от типа СМ последние способны выполнять одну и л и несколько функций :

дренирование конструкции или гидроизоляция грунтов ;

защита материалов контактирующих слоев о т взаимопроникновения ( приостановление внедре н ия крупнофракционных несвязных материалов в нижележащий грунт ; предотвращение перемещения мельчайших грунтовых частиц в вышележащие слои укрепления );

замедление водной эрозии укрепления .

1 .4 . Синтетически е рулонные материалы используются в любой из конструкций укрепления , назначаемой согласно ВСН 39-79 . Основные конструктивные решения приведены на рис . 1 .

1 .5 . Расположе н ие СМ в конструкции укрепления обочи н ( его размещение по ширине конструкции и уровень заложения ) опреде л яетс я видом применяемого СМ и важностью выполнения им указанных в п . 1.3 . функций в каждом конкретном случае . При это м долж ны учиты ваться следующие положения :

СМ выполняет функцию армиру ю щего слоя , если их деф о рмати вны е характеристики не меньше з н ачений , указанных в п . 2.3;

СМ служат в качестве экранов , защищающих грунт от водной эрозии и гидроизоляцион н ых прослоек ;

эффект армирования снижа е тся с увеличением глубины заложения СМ о т поверхности укрепления и распределяющей способности вышележащих слоев укрепления ;

при укладк е СМ на границе между несвязным кру пн офракц ионным материалом ( щебне м ) и грунтом дости г ается дополнительное усиление конструк ц ии за счет пр е дотвращен ия или замедления темпов внедрения кру пн оф ракци онн ого матери а ла в грунт ( при собл ю дении требований п . 2.3 в части де фо рмативны х характеристик и возможности такой укладки без повреждения СМ );

при укладке нетканого СМ на поверхности свя з ного грунта - он способен выполнять функции дренирующего слоя ( при соблюдении требован и й п . 2.3 в части водопро н ицаемости ) и фильтра .

1 .6 . Если СМ имеют небольшую водопрони ц аемость ( соизмеримую с водопроницаемостью песчаных грунтов ) или н ет необходимости в выполнении им и ф ункций дренирующего ( г ид рои золирующего ) и защитного от водной эрозии слоя , целесообразно укладывать СМ лишь в пределах краевой укрепительной полосы с небольшим запасом ( ширина укладки СМ Всм = В1 + 0,2 м ) - рис . 1 а .

1 .7 . Если СМ выполняют фун к цию дренирующего слоя , а земляное полотно представлено связными грунтами , которые подвергаются повышенному увлажнению и имеют высокую деф о рмат ивность в отдельные периоды года , СМ укладывают непосредственно на поверхность земляного полотна по всей ширине обочины с выводом его на откос ( рис . 1 б). Так же укладывают СМ в качестве водонепроницаемых экранов при необходимости дополнительной гидроизоляции грунтов земляного полотна , если покрытие укрепления о бочины водопроницаемо .

1 .8 . Если возможна водная эрозия укрепления обочины или ее части ( остановочная полоса ), с которой , как правило , начинается размыв откоса , то СМ укладывают на всю ширину обочины с выводом из откос , в том числе и на всю его плоскость ( рис . 1 в ) с отсыпкой соответствующего материала . Вид отсыпаемого на СМ материала зависит от укрепления обочины и типа самого СМ . При укреплении обочины травосеянием на ширине остановочной полосы целесообразно применять СМ сетчатого типа ( рис . 1 г ).

1 .9 . Возможна укладка СМ с уклоном в сторону проезже й части и выводом на поверхность обочины у бровки откоса ( рис . 1 д ), если это не будет способствовать дополнительному увлажнению земляного полотна ( например , укладка СМ , водопроницаемых только в направлении , нормальном к плоскости полотен , - сетки , тканые СМ , на водопроницаемое основание ).

Рис . 1 . Основные конструкции укрепления обочин :

I - п рибров очная полоса ; II - остановочная полоса ; III - краевая укрепительная полоса ш ириной В1 ; 1 - СМ ; 2 - конструкция укреплени я ; 3 - проезжая часть

1 .1 0 . При необходимости приме н яют различные комби н ации размещения СМ в пределах обочин ( рис . 1 е ). Если в процессе возведения дорожной конструкции СМ исп о льзуют для армирования земляного полотна или ниж н их слоев дорожной одежды , то возможно одновременно усилить обочины СМ .

1 .11 . Во все х случаях целесообразно отгибать край СМ на кромку проезжей части с закр е плением отгнутой части шириной 0, 1 0 - 0,1 5 м между проезжей частью и укреплением обочины .

2 . ТРЕБОВАНИЯ К СИНТЕТИЧЕСКИМ РУЛОННЫМ МАТЕРИАЛАМ

2. 1 . Виды рулонных СМ , их общая характеристика

2. 1 .1 . Критерием выбора СМ является соответствие его хара к теристик решаемым техническим задачам . СМ разделяют на нетканы е , тка н ые и пленочные .

2. 1 .2 . Нетканые СМ представляют собой хаоти ч но переплете н ные коро т кие или длинные ( бесконечные ) волокна , соеди н енные механическим , физическим или химическим способом . Наибольше е расп ространение получили нет к аные СМ типа Дорнит , соединен н ые механ ическим способом ( иг лопро бив ани ем ). Такие СМ обладают , как правило , высокой водопрони ц аемостью во всех направл е ниях и при достаточной толщине выполняют функции дренирующих слоев и фильтров . В то же время они имеют повышенную деф о рмати вность. Нетка н ые СМ , соединен н ые физическим или химическим способом , н е обладают , как правил о , водопрони ц аемостью в горизонтальном направле н ии , имеют более высокую жесткость и выполняют фу н кции арматуры .

2. 1 .3 . Тканые СМ отличаются регулярной структурой и меньшей де фо рмати вн ость ю , чем нетканые . Они в подавляющем большинстве случаев выполняют функции защитных и армирующих , но не дренирующих слоев .

2. 1 .4 . Пленочные СМ отличаются гидроизоляционными свойствами , но имеют обычно меньшую проч н ость и большую деф о рмати вн ость , чем СМ первых двух видов . Исключения составляют жесткие ( например , пол и сти рольны е ) пл енки , служащие гидроизоляционными и армирующими прослойками . Используя пленки , следует учитывать низкое сопротивление сдвигу на контакте их с грунтом , а также плохую сопротивляемость к воздействию пенетра ци онны х нагрузок , возникающих под слоями и з кру пн офракци онны х материалов ( щебень , гравий ). Для повышения с двиго устой чиво сти в пленочных СМ дела ю т отверст и я , обесп е чивающие соеди н ени е грунтов , расположенн ы х по обеим поверхностям СМ ( а . с . № 585249).

2.2 . Требования к форме поставки СМ

2.2. 1 . При выполне н ии работ удобнее всего использовать СМ в рулонах весом до 80 кг , длиной материала не менее 40 м .

Рулоны необходимо поставлять и хранить в закрыто й светонепро ниц аем ой упаковк е .

2.2.2 . Толщина п олоте н тканого и нетканого типов на должна превышать 2 и 6 мм . Ширина СМ долж н а быть не менее 0,7 м .

2.2.3 . СМ не должны иметь разрывов , в ы рыво в и других нарушений сплошности . Максимальные отклонения от нормируемы х значений не должны превышат ь п о :

однородност и ( плотность и толщина ) ± 5 % ;

ровност и кромки ± 5 %;

шир и не полотна ± 4 % .

2.3 . Требова н ия к основным свойствам СМ

2.3. 1 . К ос н овным строительным свойствам СМ относят :

предел прочности на растяжение Рсм;

модуль упругости ( деформации ) при растяжении Есм ;

коэффициент фильтрации Кф в плоскости полотна и нормальном к ней направлении ;

с тойкость к агрессивным во з действиям .

В . табл. 1 приведены рекомендуемые численные з н ачения о сновн ы х характеристик СМ .

Таблиц а 1

Рекомендуемые значения основных характеристик СМ

№ п / п

Показатель

СМ , применяемые в конструкции укрепления обочины в качестве сло я

армирующего

защитного ( на ко н такте с крупнофракционным материалом )

дренирующег о и защитного

1

2

3

4

5

1 .

Прочность на разрыв , Н / см

55

65

40

2.

Модуль деформа ц ии при растяжении , Н / см

250

1 00

-

3.

Модуль упругости при растяжени и , Н / см

350

1 50

-

4.

Коэффициент ф и льтрации , м / сут

-

-

60

Примечани я :

1 . Д анные таблицы представляют со б ой реко м ендуемые показатели СМ на момент их производства .

2 . Пр и необходимости выполнения СМ нескольких функций принимают максимальное из приведенны х значений характеристик .

3 . Приведенные механические характеристики соответствую т одноосному растяжению ( растяже н ие образца СМ прямоугольной формы размером 5 ´ 20 см при « рабочей » длине образца 1 0 см ). Упр ощенн ая методика оценки механических характеристик СМ приведена в пр ил . 3.

4 . Отклонения показателей по п . 1 - 3 в меньшую сторону и з - за анизотропии не допускается . Значения показателей п . 2 и п . 3 для СМ , использ у емых в целях армирования , не должны отличаться более чем на 30 % .

5 . При использования СМ в качества дренирующего слоя его толщина должна быть не меньше 2 мм с учетом также требований п . 4. Значение показателя п . 4 регламентируется при действии нормальной к плоскости полотна нагрузк и 0,0 1 М П а .

2.3.2 . СМ должн ы обладать стойкостью к агрессивным воздействиям влаги , температуры в диапазоне ± 30 ° , химически и биологически активных сред , солнечной радиации .

2.3.3 . Под стойкостью к воздействиям влаги , температуры , химически и биологически активных сред понимают сохранение свойств СМ или их снижение до величи н , обеспечивающих работоспособность конструкции на заданный срок ее эксплуатации . Действие сол не чной радиации на поверхность СМ в течение 1 0 ч не должно вызывать снижение прочности более чем на 5 %.

2.3.4 . При отсутствии прямых экспериментальных данных падение прочности СМ в процессе эксплуатации за пер и од Т ( лет ) может быть ориентировочно оценено путем умножения началь н ого значения прочности ( Р пр ) на поправочный коэффициент , рассчитываемый по следующим формулам или принимаемый по табл. 2 для СМ на основе :

полиамида

полиэфира и полипропиле н а

Таблица 2

Значени е поправоч н ого коэффицие н та К

Полимер , на основе которого изготовлены СМ

Период эксплуата ц ии , Т лет

2

4

6

8

1 0

1 2

1 8

20

Полиами д а

0,56

0,38

0,29

0,24

0,20

0, 1 7

0, 1 2

0, 11

П ол ипроп иле на и полиэфира

0,89

0,85

0,82

0,80

0,78

0,7 6

0,72

0 ,71

3 . РАСЧЕТ КОНСТРУКЦИЙ УКРЕПЛЕНИЯ ОБОЧИН С ПРОСЛОЙКАМИ ИЗ СИНТЕТИЧЕСКИХ РУЛОННЫХ МАТЕРИАЛОВ

3. 1 . Расчет конструкций укрепл е ния выполняют в следующей последовательности :

назначают , согласно п . 2 ВСН 39-79 с учетом п . 1 Рекомендаций , материалы , количество и толщину слоев укрепления , исходя при этом из с о ответствия общего модуля упругости укрепления , требуемому по условиям движ е ния на дороге ( расчет по до пу ск аемо му прогибу без учета введения прослойки СМ );

корректируют толщину и количество слоев укрепления с учетом влияния вводимой прослойки СМ на снижение деф о рм ати вн ости конструкции ( расчет по допускаемому прогибу с учетом введения прослойки СМ );

проводят проверку прочности прослойки СМ .

3.2 . Корректировку толщин и количества слоев укрепления обочин проводят по п . 3.5 , если синте т ические материал ы в ы полн яю т функции армирующих прослоек при условии , что Есм более 350 Н / см и удовлетворяется неравенство

                                                 ( 3.2. 1 )

где β = 0,01 - коэффициент привед е ния размерностей ; Е0 экв - модуль упругости нижнего слоя ( см . п . 3.5), МП а ; Есм - условный модуль упругости СМ , определяемый по методике приложения 3, Н / с м ; f - коэффици ен т приведения значения Есм в зависимости от м етоди ки его определ ен ия ( f = 2 - для методики приложе н ия 3, f = 1 - для методик испыта ни й образцов СМ в условиях плоского н апряженного состояния ); δ - толщина синтетического материал а , см .

3.3 . Если 1 50 ≤ Есм ≤ 350 Н / см и прослойку укладывают между слоем из крупнофракционного материала ( щебень , гравий ) и грунтом , то корректировку толщины укрепления выполняют простым перерасчетом конструкции по методике ВСН 39-79 при увеличенном значении модуля упругости грунта нижнего слоя ( см . п . 3.5 ), равном 1,2 Е0 эк в .

3.4 . При испол ь зовании прослоек в случаях , не предусмотренных п . 3.2 и 3.3 , т . е . прослойки из СМ выполняют функции гидроизолирующих , дренирующих , защитных элементов , коррект и ров ку толщин и количества слоев укрепления не проводят , конструкц ию укрепления принимают согласно расчета по ВСН 39-79 .

3.5 . Корректировка толщин и количества слоев укрепления включает два этапа . На первом этапе определяют общий модуль уп р уго сти на поверхности покрытия конструкции укрепления в случа е в ведения в нее армирующей прослойки из С М . Для этого :

н азначаемую , согласно ВСН 39-79 , конструкцию укрепления ( ри с . 2 а ) приводят к двухслойной , границей между слоями которой является прослойка СМ ( рис . 2б) . Верх н ий слой имеет параметры :

                      ( 3.5.1)

где Е с р - средний модуль упругости слоев укрепления , МП а ; Н - суммарная толщина слоев укрепления , см ; i - порядковый номер слоя от поверхности покрытия .

Нижний слой имеет модуль упругости Е0 экв , р авный модулю упругости на поверхности леж а щи х под СМ грунтовых слоев . Значение Е0 экв находится в процессе выполнения п ервой стадии расчета ( п . 3.1 ) по номограмме рис . 3 при п араметрах Е j , hj , Е0 экв ( рис . 2 а ), заменяющих на номограмме Е1 , h , Еобщ . При укладке СМ непосредстве н но на грунт земляного полотна Е0 экв принимают равным модулю упругости последнего ;

определяют общий модуль упругости на поверхност и покрытия конструкции у к репления с прослойкой СМ Еаобщ

                                                    ( 3.5.2)

где Еобщ - значение общего модуля упругости на поверхности покрытия конструкции , рассчитанной по ВСН 39-79 ; α1(2) - коэффициент усиления конструкции , определяемый по таблице пр ил . 5 при известных значениях Еср , Н , Есм , Е0 экв , Д ( Д = 33 см ).

Рис . 2 . С х емы к расчету конструкций укр е пления обочин

В связи с тем, что Еаобщ будет больше Еобщ , необходимо провести корректировку конструкции таким образом ( второй э тап ), чтобы было удовлетворено условие

Еобщ = Еаобщ .                                                         ( 3.5.3)

Это можно сделат ь , уменьшая толщину одного из слоев укр епл ени я . Второй этап корректировки выполняют в следующей по сл едователь ности :

исходя из нового значения модуля упругости на поверхности покрытия Еаобщ последовательно сверху вниз с использованием номограмм ы рис . 3 определяют значения модулей упругости на пов е рхности к ажд ого слоя укрепления ( Еаобщ 1 , Еаобщ 2, ... ) вплоть до слоя , толщину которого предполагают уменьшить . Так , при опред е ления общего модуля упругости на поверхности второго слоя укрепле н ия Еаобщ 1 параметры h , Е0 и Еобщ на рис . 3 заменяют соответственно на h 1 , Еаобщ 1 и Еаобщ ( см . рис . 2 а ). Искомое з н ачение Еаобщ 1 находят из соотношения Е0 / Е1 = Еаобщ 1 / Е1 ( вертикальная ось номограммы рис . 3) при известных h / Д = h 1 / Д ( горизонтальная ось номограммы ) и Е о бщ / Е1= Еаобщ / E 1 ( цифр а на кривых ). А н алогично находят значения модулей упругости на повер х ностях других сло е в , расположенных ниже ;

Рис . 3 . Номограмма к расчету конструкции укрепле н ия

с использованием той же номограммы определяют новое значение подлежащей уменьшению толщины слоя , соответствующее новому значению модуля упругости на его поверхности . Так , если с н ижают толщину второго слоя , ее новое значение h ' 2 находят из соотношения h / Д = h 2 / Д ( горизонтальная ось номограммы ) при известны х з н ачениях Е о бщ / Е1 = Еаобщ 1 / Е2 (ц иф ры на кривы х ) и Е0 / Е1 = Еобщ 2 / Е2 ( вертикальная ось номограммы ), т . е . параметры h , Е1 , Е0 и Еобщ на номограмме заменяют на h 2 , Е 2 , Еаобщ 2 и Еаобщ 1 ;

уста н авливают величину , на которую следует уменьшить толщину рассматриваемого слоя :

Δh = h 'i - hi = h '2 - h2.                                              ( 3.5.4)

Конструк ц ия с уменьшенной на величину Δh толщиной i - го слоя удовлетворяет требованиям условия 3.5.3.

3.6 . А н алогично выполняют расчет и в случа е изъятия из конструкции укрепления отдельного слоя . Критерием принятия таког о решения явля е тся уменьшение в результате расчета толщины слоя до значений , меньших нормируемых по технологическим соображениям . Образующуюся в этом случае остаточную толщину компенсируют увеличением какого - либо из оставшихся слоев укрепления при обеспечении расчетом удовлетворения условия 3.5.3 .

3.7 . Проверку прочности прослойки СМ проводят во всех случаях на действие строительных и эксплуатационных нагрузок в соответствии с критерием .

σa ≤ Pp ,                                                                 ( 3.7. 1 )

где σa - напряжения , возникающие в СМ от действия колесной нагрузки Р в период эксплуатации или строительства конструкции укрепления ; Рр - расчетное значение прочности СМ .

3.8 . Проверку прочности прослойки СМ на действие эксплуатационных нагрузо к выполняют в следующем порядк е :

вычисляют значение σa

                                       ( 3.8. 1 )

где β , Р , Есм , Е0 экв , δ - о б означение параметров ( см . п . 3.2; 3.7; при подстановке в формулу 3.8.1 Р , Е0 экв выражают в М П а , Есм - в Н / см , δ - см ); 1 ,9 - коэ ф фициент , з ависящий от соотношений к оэффициентов Пуассона грунта μ0 и СМ μсм ( при н ято μ0 = μсм = 0, 3);  - безразмерный параметр ( табл. 3).

Значение h э ( рис . 2 в ) в табл. 3 определяют по формуле

                                               ( 3.8.2)

Таблица 3

Значения параметра

h э / D

h э / D

0,25

0, 1 95

1 ,50

0,040

0,50

0, 1 60

1 ,75

0,03 1

0,75

0, 11 8

2,00

0,024

1 ,00

0,077

2,25

0,0 1 9

1 ,25

0,053

2,50

0,0 13

где Еаср и На вычисляют подобно Еср и Н ( см . ф ормулу 3.5.1 ), но при с к орректирован ных в соответствии с п . 3.3; 3.5 толщина х слоев ;

вычисляют значение Р р :

                                            ( 3.8.3)

где β , δ - обозначение параметров , см . п . 3.2; Р см - п рочность СМ по результатам испытаний ; К - коэффи ц иент , учитывающий старение СМ и определяемый экспериментально ( значения К при отсутствии других данных принимают в зависимости от требуемого срока службы СМ по п . 2.3.4 Рекомендаций ); n - к оэф фициен т , равный для полиамидных и полиэфирных СМ - 0,7, полипропиленовых - 0,4; m = 1 ,2 ( вводится при укладке СМ на контакте крупнофракционный материал - грунт ). При подстановке в формулу 3.8.3 Рсм в ы раж аю т в Н / см , δ - в см ;

проводят проверку соблюдения критерия 3.7. 1 . Пр и σа > Рр необходимо увеличить толщины слоев укрепления , применить СМ большей прочности или из иного сырья , обеспечивающего ме н ьшие значения n и К .

3.9 . Проверку прочности прослойки СМ на действие строительных нагрузок выполняют в порядке , описа н ном в п . 3.5 . В этом случае К = 1, а параметры конструкции укрепления Н a и Е a cp соответствуют параметрам отсыпаемого непосредственно на СМ слоя .

4 . ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ

4. 1 . Основные операции по укреплению обочин автомобильных дорог выпол н яют в соответствии с положениями СНиП III - 40-78 и ВСН 39-79 . Технические карты на производство работ составляют в зависимости от дорожной обстановки , плана и профиля дороги , конструк ц ии укрепления , парка машин и применяемых доро жн о-строительных материалов . При составлении карт использу ю т Технологические карты по устройству дорожных одежд и земляного полотна с применением рулон н ых синтетических текстильных материалов ( Г ип ро дорнии . - М .: Ц БНТ И Мин автодора РСФС Р , 1 981) .

4.2 . Машины и механ и змы для производства работ , а также порядок их работы следует принимать в зависимости от способа и конструкции укрепления в соответствии с табл. 4.1 - 4.3 ВСН 39-79 .

4.3 . Работы по укреплению обочин с использованием СМ включают следующие операции :

рыхление грунта ( материала ) обочины кир к овщик ом ;

устройство корыта с перемещением грунт а ( материала ) на откосы или в валы на обочины для последующего вывоза или использования в конструкции укрепления ;

транспортировку , распределение по участку рулонов СМ и их укладку ;

транспортировку и отсыпку ( укладка ) материалов слоев укрепления , и х разрав н иван ие , планировку и уплотнение .

4.4 . Дно корыта перед укладкой СМ не долж н о иметь колей , ям и других неровностей более 5 см от отметки поверхности в данной точке .

4.5 . Рулоны СМ транспортируют к месту производства работ перед укладкой и распределяют по длине участка работ через рас с тояние , соответствующее длине полотна в рулоне . Расчет производительности автомобиля при перевозке рулонов СМ выполняют п о формуле :

 м2 / сме ну ,                                      ( 4.5.1)

где Т = 8,2 ч - продолжительность рабочей смены ; к = 0,85 - коэффицие н т в ну трисменн ой загрузки ; l - дальность транспортирования ( км ); V - скор о сть д виж ени я ( км / ч ); t = 0,2 ч - время простоя под погрузкой и разгрузкой ; n - количество рулонов СМ , которое может перевести автомобиль ( для бортового автомобиля З ИЛ - 1 30 n 1 = 1 2 ¸ 1 4 при ширине рулона 1 ,5 м и диаметре 0,6 - 0,7 м ); V 0 - количество СМ в рулоне ( м2 ).

4.6 . Раскатку рулонов СМ по д н у корыта и укл адку полотен в рабочее поло ж ение выполня е т трое рабочих вручну ю , начиная с низовой ( по отношению к направлению с ток а воды ) стороны . После раскатки первы х метров рулона полотно прижимают к грунту у начала участка по ширине двумя - тремя анкерами ( ст е ржни д л иной 1 5 - 20 см с отогнутым верхним и заостренным нижним концам и ) или прис ы пают материалом укрепл е ния . При дальнейшей раскатка производят периодическое разравнивание полотна с небольшим продольным его натяж е нием и перемещением в проектное поло ж ен ие - к кромке дорожно й одежды проезжей части с от г ибом 0, 1 0 - 0,1 5 м края полотна .

Рулоны СМ в проектном положени и закрепляют прижатием полотна к грунту через 1 0 - 1 2 м анкерами , присыпкой грунтом , щ ебенко й . Прижатие производят во избежание смещения полотна при действии ветровой нагрузки , укладка вышележащих слоев укр е пле ния , а также для сохранения небольшого предварительного его натяж е ни я .

Производительность работ по укладке полотен рассчитывают , исходя из следующих да н ны х :

скорости раскатки рулона , составляющей 1 км / ч при его ш ирине 1 ,5 - 2 м .

потерь времени на разравнивание по л отен , их перемещение в проектное положение и закрепление , составля ю щих в ср е дне м 0, 1 5 ч на одно полот н о при его длине 80 - 1 00 м . Соединение отдельных полотен по длине обочин выполняют перекрытием их на дл ину не менее 1 м .

4.7 . При недостаточной ширине СМ полот н а укладывают с перекрытием не менее 0, 1 - 0,1 5 м ( при создании гидроизолирующих слоев - 0,3 м ), а в случае возможности возникновения в месте перекрытия полотен значительных растягивающих напряжений - соединяют . Соединение выполняют если :

перекрытие расположено в пределах краевой укрепительной полосы , а основной функцией СМ в конструкции укрепления является армирование ;

полотна укладывают с выходом на откос с целью его защиты , а перекрытие расположено в пределах 0,5 м от бровк и откоса .

Выбор способа соеди н ения зависит от вида применяемого СМ и функ ц ий , которые он выполняет в конструкции . Соединение производят , как правило , н а месте проведения работ и лишь в отдельны х случаях ( неблагоприятные погодн о - кли мати ческие , грунтовые условия ) - за пределами участка строительства . Практически наиболее доступен способ тепловой сварки , которым могут соединяться термопластичные материалы , если они не предназначен ы для выпол н ения функций дренирующего слоя . Тепловую сварку осуществляют с помощью специальной установки1) или паяльных ламп ( при небольших объемах работ ). В последнем случае полотна укладывают с перекрытием 0,2 м ; их повер х ности разогревают на ширине перекрытия до плавления , после чего обжимают ручным катко м с вальцом весом 25 - 30 кг . Сварку производит звено в количестве 2 - 3 человек вручную . Производительность е е составляет 40 - 50 м шва в час . Соединение полотен может быть выполнено также склейкой любым водостойким материалом , в том числе вязким битумом или сшивкой специальных портативных машин . Послед н ий способ предпочтителе н , так как позволяет сохранить водопроницаемость прослойки в ее плоскости .

1 ) А . С . № 927524; Схема , описание установки и порядок работы с ней содержится в Т е хнологических картах , упомянутых в п . 4.1 .

4.8 . При устройстве прослоек из СМ , особенно гидроизолирующих , необходимо проверять качество планировки и соответствие поперечных уклонов проектным , качество швов соединения полотен через каждые 50 м дороги .

4.9 . Отсыпку на СМ материала вышележащего слоя укрепления должны вести с таким расчетом , чтобы СМ находился под действием дневного света не более 4 - 5 ч . Отсыпку ведут по способу « от себя » без заезда строительных машин на открыты е полотна . Материал укрепле н ия выгружают непосредственно в корыто на уложенные полотна , надвигают , р азравнивают и профилируют бульдозером и автогрейдером , после чего уплотняют . При строительстве избегают резких поворотов гусеничных машин , так как это может привести к повреждению полотен СМ .

4. 1 0 . Первый слой укрепления поверх СМ отсыпают на толщину не менее требуемой , исходя из данных расчета на ст ро ительны е нагрузки по п . 3.9 настоящих Рекомендаций . Если на поверхность СМ уклад ы вают крупнофракционный материал ( щебень , гравий ), а да н ные по стойкости СМ к пенетра ци онны м воздействиям отсутствуют , проверяют во з можность такой укладк и путем в и зуальной оце н ки степени повре ж дения образца СМ размерами 2 ´ 2 м после проезда постро еч ного транспорта по покр ы вающему его слою . П ри н евозможности т акой укладк и на СМ отсыпают те х нологический слой из мелкозернистого материала толщ ин ой в уплот н енном состоянии не м е нее 5 см ( для пленок - 1 0 см ).

4. 11 . После уплотнения покрыва ю щего СМ слоя работы производят по обычной те хн ологии в соотв е тств ии с поло ж ениями нормат и вных документов .

4. 1 2 . Работы по укреп л ению обо ч ин выполняют в соответствии с действующими правилами по технике безопасности . Сх е ма расположения дорожных знаков и ограждений при укреплении обо чин эксплуатируемой дороги назначают в соответствии с рис . 4 .

Рис . 4 . Схема ограждения участка работ при укреплен и и обочин .

1 - обочи н а ; 2 - зона работ по укреплению ; 3 - проезжал часть

5 . ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ УКРЕПЛЕНИЯ ОБОЧИН С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СМ И ВЫБОР ВАРИАНТА УКРЕПЛЕНИЯ

5. 1 . Расчет выполняют с це лью опред е ления экономической эффективности от прим е нения в конструкции укрепления обочин рулонны х синтетич е ских материалов сопоставлением приведенны х затрат по базово м у и внедряемому вариа н там .

5.2 . Сниж е ние пр и веденны х затрат в результате применен и я прослойки СМ достигается за счет :

экономии дор ожн о - с троительных мат е риалов в связ и с ум е ньш ен ием толщины слоев укрепления ;

снижения затрат по экспл у атации машин и основной заработной платы в связи с у м еньшением затрат на транспортировку до ро жн о - с троительны х материалов , их укладку , уплотнение и т . д .;

снижения затрат на средние ремонты ( ув е личение срока между средними ремонтами ), текущ и й ремонт и содержание укрепл е ния . Это связа н о с э ф фектом усиления конструкции укреплен и я пр осл ойкой СМ ( если толщины укрепления н е снижают ) и выполнением СМ , помимо функций усиления , также функций защит н ой , гид ро изоли рую щей ( дрениру ю щей ) и т е хнологической прослойк и , что учитывается в расчете по п . 3 лишь част и чно ;

снижения удельных капитальных в л ожен ий в производственные фонды , связанного с уменьшением общей стоимости машин , занят ых на устройстве укреп л ен ия ( прежде всего автом о билей , занятых т ран спо ртиро вк ой материалов ).

5.3 . За базовый вариант принимают конструкцию укрепления , назнач е нную согласно поло ж ений ВСН 39-79 , за внедряемый - ту же конструкцию , но облегченную за счет применения СМ ( снижена толщина слоя или л и кви дированы отдельные кон с труктивные слои укреплен и я ) согласно положений п . 1 , 3 настоящих Рекомендаций .

5.4 . Расч е т приведенных затрат производят на единицу площади укреп л ени я обочины или одной из ее частей ( краевая укрепительная , остановочная и л и пр и бро во чн ая полоса ), если конструкции други х по базовому и внедряемому вариантам одинаковы .

5.5 . Приведенные затрат ы (З) по вариантам рассчитывают по формуле

З = С + Е н · К ,                                                     ( 5.5. 1 )

где К - уде льны е капита л ьные вложения ( ед ин овременные з атраты ) в производственные фо н ды ; Ен - н ормативный коэффициент (0, 1 5); С - себесто и мость един и цы п л ощади укрепления , опред е ляемая по ф ормуле

С = П + Н = ( Пм + Пз + Пэ + Пр ) + Н ,                                    ( 5.5.2)

где П - прямые затраты , вк л ючающие стоимость материалов ( Пм ), основ н ую заработную п л ату ( Пз ), расходы по эксплуата ц ии ма ш ин ( Пэ ) при устройстве укреп л ения обо ч ин , а так же затраты на ремонт и содер ж ание в про ц ессе эксплуатации ( Пр ).

                                    ( 5.5.3)

где Пср - затраты на сред н ий ремонт ( табл. 2 п рил . 4 ВСН 39-79 ) при общем кол и честве ремонтов n , за период суммирования затрат tp ( срок службы дороги до капитального ремонта - см . п . 5.6) и п ериоде между средними ремонтами t ср ( табл. 1 прил . 4 ВСН 39-79 ); Пт - затраты на текущ и й ремонт и содержание укрепленных о бочин ( табл. 2 прил . 4 ВСН 39-79 ), соответству ю щие году их ос ущ ест влени я ; Н - накладные расходы , включа ю щие 8,6 % от П , 1 5 % от Пз , а такж е зависящие от трудоемкост и ( 1, 9 р . на 1 чел .- ден ь ).

5.6 . При использовании прослойки СМ для усиления констру к ции укрепления без снижения толщин его слоев период суммирования для внедряемого варианта t рв расс ч итывают по формуле

                                   ( 5.6. 1 ).

где N б пр , N в пр - п риведенны е интенсивности движ е ния для базо вого и внедряемого варианта . N б пр определяют исходя из фа к ти чески х данных по интенсив н ости движения ( см . п . 2.2 ВСН 39-79 ) ; N в пр находят по рис . 2.1 ВСН 39-79 для найденного ( п . 3 Ре ко менд аций ) повышенного за счет введе н ия прослойки СМ модуля упругости на поверхност и конструкции ; γ - коэффициент , зависящий от типа покрытия ( для усовершенствованного капитального - 0, 1 2, облегчен н ого - 0, 1 48, пере х одного - 0, 1 71); q - показатель роста инт е нсивности движе ни я ( 1 ,1); t рб - п е риод суммирования д л я базового варианта ( табл. 1 пр ил . 4 ВСН 39-79 ).

Пер и од суммирования t рб не дол же н превышать периода от устройства укрепления обочины до капитального ремонта проезжей части дороги .

5.7 . Годовой экономическ и й эффект (Э) от применения СМ равен

Э = ( Зв - Зб ) ´ А ,                                                    ( 5.7. 1 )

где Зв , Зб - приведенные затраты по внедря е мому и базовому вариантам ; А - годовой объем работ .

5.8 . Форму и порядок расчета экономической эффективности укрепления обочин с использованием СМ и выбора варианта укрепления принимают в соответствии с примером расчета , приведен н ым в пр ил . 2 .

Приложение 1

ПРИМЕР РАСЧЕТА КОНСТРУКЦИИ УКРЕПЛЕНИЯ ОБОЧИНЫ С ПРОСЛОЙКОЙ СМ

1 . Ис х одные да н ные . Требуется назнач и ть констру к цию укрепления обочин участка автомобил ь ной дорог и III категории , и меюще й асфальтобетонное по к рытие . Участок расположен на под х оде к населенному пункту в четвертом районе III дор о жн о - кли мати чес кой зоны . Ширина проез ж ей части - 7 м , обочин - 2,5 м . Интенсивность движ е ния на момент нача л а эксплуатации участка с укрепленными обочинам и N ср - 1 600 авт. / сут . Зем ля ное полотно слож е но супесью пыл еватой . Местность по услов и ям и х арактеру увлажнения относится к третьему типу .

В распоряжении дорожной службы имеется местный несортированный щебень ( модуль упругости 200 МП а ), щебень I класса ( модуль упругости 250 МПа ), вяз ки й битум , синтетический рулонный материал ( п . 4 пр ил . 5 ) .

2 . Согласно положений ВСН 39-79 и раздела 1 настоящи х Рекомендаций , для укрепления обочин применя ю т следующие вариант ы конструкц ий укрепления ( рис . 1 ):

1 - остановочную полосу шириной 1 ,5 м укреп л яют несортированным щебнем , краевую полосу шириной 0,5 м - щебнем I класса , обработанным битумом по способу пропитки ;

2 - то же , но с укладкой прослойки СМ под краевой полосой .

3 . Требуемые модули упругости кон с трукции укреп л ения определены по ВСН 39-79 и составляют для :

остановочной полос ы Ептр = 62,5 МПа ( п . 2 .1.4 ВСН 39-79 );

укрепительной полос ы Етр = 92 М П а ( п . 2 .2 , рис . 2.1 ВСН 39-79 при приведенном числе наездов N н пр = 11 ,7 авт. / сут , рассчитанном в зависимости от N ср ) .

Толщины слоев конструкций укрепления по варианту 1 рассчитаны в соответствии с п . 2 .4 ВСН 39-79 . Принято укрепление остановочной полосы слоем щебня толщиной 20 см ( рис . 1б), кра е вой укрепительной полосы слоем щебня h 1 + h 2 = 8 + 1 8,5 = 26,5 ≈ 27 см с пропиткой его битумом толщиной h 1 = 8 см ( р ис . 1 в ).

4 . Укрепление остановочной полосы по варианту 2 при н ято аналогичным укреплению по варианту 1 ( СМ в пределах остановочной полос а не укладывают ). Так как Е с м = 1 400 Н / см > 350 Н / см , необ х одимость выполне н ия корре к тировки толщин слоев краевой укр е пительной полосы ( р ис . 1 в ) при пр и менении данного вида СМ оценивают по условию 3.2.1 ( п . 3.2 )

гд е β = 0,0 1 ; f = 2 ( см . п . 3.2); Есм - модуль упругост и СМ ( 1 400 Н / см ); δ - толщина СМ (0,04 см ); Е0 экв - общий модуль упругости на поверхно ст и ле ж ащих под СМ г рунтовы х слоев (28 МП а )

Рис. 1 .

1 - щебень 1 - го класса , пропитанный битумом ; 2 - щебень 1 - го класса ; 3 - местный несортирова н ный щебень

Условия соблюдаются , корректировка по п . 3.5 Р е комендаций необх одима .

5 . Корректировку толщин и количества слоев укрепл е ния краевой полосы варианта 2 ( расчет по допускаемому прог и бу в ыпо лняют с уч е том введения прослойки СМ - п . 3.5 Рекомендаций ):

конструкцию ( рис . 1 в ) привод я т к двухслойной с толщиной верхнего слоя Н = h 1 + h 2 = 8 + 1 8,5 = 26,5 см и модул е м упругости Еср = (ε1 h 1 + ε 2 h 2 ) / H = (600 · 8 + 250 · 1 8,5 ) / 26,5 = 355,7 МПа ( формула 3.5.1 ). Е0 экв = 28 МП а ( СМ укладывают не посредственн о на земляное полотно );

по табли ц е прил . 5 для значен и й Н / Д = 26,5 / 33 = 0,803, Еср / Е0 экв = 355,7 / 2 8 = 1 2,7, Е0 экв = 28 МПа после интерполяц и и находят значение α = α1 ( так как Есм > 600 Н / см ) α1 = 0,86;

вычисляют повышенное в результате введения прослойки СМ значение общего модуля упругости на повер х ности укрепитель н ой полосы ( см . 3.5.2) Еаобщ = Еобщ / α1 = 920 / 0,86 = 1 07 МПа;

находят значение Еаобщ2 ( рис . 1 г ): из номограммы см . рис . 3 при Еобщ / Е1 = Еаобш / Е1 = 1 07 / 600 = 0,1 78, h 1 / Д = 8 / 33 = 0,242 отношение Е2 / Е1 = Еаобщ 2 / Е1 = 0 ,1 3; отс ю да Еаобщ 2 = 600 · 0,1 3 = 78 МПа ;

находят значен и е h '1 = h ' 2 : из той же номограммы пр и Еобщ / Е1 = Еаобщ 2 / Е1 = 78 / 250 = 0,31 2, Е2 / Е1 = Е0 экв / Е2 = 28 / 250 = 0,11 2 отнош е ние h / Д = h ' 2 / Д = 0,776; отсюда h ' 2 = 0,776 · 33 = 25,6 см ;

вычисляют величину , на которую следует умень ш ить толщину рассматриваемого слоя ( см . 3.5.4) Δh = h ' 2 - h 2 = 25,6 - 1 8,5 = 7,1 см . Отс ю да h a 2 = h 2 - Δh = 1 8,5 - 7,1 = 11 ,4 с м ≈ 1 2 см .

По варианту 2 при н ято укреплен и е краевой полосы слоем щебня толщиной Ha = h 1 + h a 2 = 8 + 1 2 = 20 см с пропиткой его битумом толщиной h 1 = 8 см .

6 . Проводят проверку прочности прослойки СМ на действие эксплуатационных нагрузок ( п . 3.8 Рекомендаций ):

по формуле 3.8.1 выч и сляют значение σ а

где β = 0 ,01 , Есм = 1 400 Н / см , δ = 0,04 см , Е0 экв = 28 МПа ( см . п . 4 Примера расче т а ); Р = 0,6 МПа ( давление от колеса рас ч ет ного автомобиля );   определяют в зависимости о т h э / Д ; h э - по формуле 3.8.2;   = 48 см ( Ha = h 1 + ha 2 = 8 + 1 2 = 20 см ; ); пр и h э / Д = 48 / 33 = 1,4 6 после интерполяции п о табл. 3 находят  = 0,042;

по формуле 3.8.3 вычисляют знач е ние Р p .

где β = 0,0 1 , δ = 0,04 см ( см . п . 4 Примера расчета ); n = 0,7, m = 1 ,2 ( п . 3.5 ); К = 0,22 - для полиамидного СМ при требуем о м сро к е сл ужбы Т = 9 лет ( см . п . 2.3.4, табл. 2 Ре к оме ндаций ); Рсм = 200 Н / см - проч н ость СМ ( п . 4 т аблицы пр ил . 5 Ре к омендаций ); проверяют собл ю дение условия 3.7.1.

σа = 0,6 МП а < Рр = 6 ,4 М П а .

7 . Проводят проверку прочност и прослойки СМ н а действие стр оительных н агрузок ( п . 3.9 Рекомендаций ):

по формуле 3.8.1 вычисляют значение σа

где в х одящие в формулу величины равны в е личинам по п . 6 расчета , но  = 0,053 оп ределено по табл. 3 для h э / Д = 4 1 ,5 / 33 = 1 ,26, гд е   = 41 ,5 см ( Ha = h 1 + ha 2 = 2 0 см ; Еаср = Ещ = 250 МПа , так как отсыпку щебня ведут в один слой толщиной 20 см, после чего проводят его пропитку битумом );

по формуле 3.8.3 вычисляют знач е ние Рр :

где в х одящи е в формулу величины равны величинам п . 6 расчета , но К = 1 ( р . 3.9 Рекомендаций );

проводят проверку собл ю дения условия 3.7.1.

σ = 0,755 МПа < Рр = 29 МПа .

8 . Окончательно принимают конструкцию укрепления остановочной полосы по рис . 1 б , краевой полосы по рис . 1 в ( вариант 1) и рис . 1 г ( вариант 2 - с прослойкой СМ ). Выбор варианта укрепления возможен после проведения соответствующи х экономических расчетов ( см . п рил . 2 ) .

Приложение 2

ПРИМЕР ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ УКРЕПЛЕНИЯ ОБОЧИН С ПОМОЩЬЮ СМ И ВЫБОРА ВАРИАНТА УКРЕПЛЕНИЯ

1 . Выбор вариа н та у к репл ения обочин и определени е э к ономи ческого эффекта от применения СМ проводят сопоставлением затрат на устройство констру к ций , данные по к оторым приведены в пр ил . 1 .

2 . Конструк ц ию укр е пления оста н овочной полосы принимают одинаковой для ср а внивае мы х вариантов . В соответствии с п . 5.4 Рекоменда ц ий за базовый вариа н т прини м ают устройство к раевой укрепительной полосы шириной 0,5 м из щебня I класса толщиной 27 см с пропиткой его на глубину 8 см , за внедряемый - устройство краевой укрепительной полосы той же ширины из щебня I класса толщиной 20 см с пропиткой его так же на глубину 8 см на прослойке из СМ .

3 . При выполнении экономически х расчетов учтен следующий состав работ :

устройство корыта для укрепительных п олос ( Е Ни Р 1 7- 23 а );

транспортировка и укладка СМ ( для внедряемого варианта );

транспортировка щебня ;

разравнивание и упло т нение щебня ( ЕНиР 1 7- 21);

розлив вяжущего распределителем ( ЕНиР 1 7- 4).

4 . Расчет себестоимости единицы площади укрепления С и удельны х капитальных вложений К выполнен в соответствии с п . 5.5 Рекомендаций в табличной форме . Расчетные данные на 1 000 м2 краевой укрепительной полосы для базового и внедряемого вар и анта составляют по себестоимости ( табл. 1 ) 5 1 01 ,1 р . и 4727,9 р ., по капитальным вложениям ( табл. 2 ) - 7060 и 5470 р .

5 . Расчет пр и веденных затрат в ы полняют по формуле 5.5.1 на 1 000 м2 укрепительной полосы :

базовый вариант Зб = 5 1 01 ,1 + 0,1 5 · 7060 = 61 60,1 р .;

в недряемый вариант З в = 4727,9 + 0, 1 5 · 5470 = 5548,4 р .

Та к к ак Зб < Зв , прин и мают устройство укрепления п о в не дряемому варианту .

6 . Экономическая эффективность применения СМ при укреп л ени и обочин в расчете на 1 км дороги ( 1 000 м2 укреп и тельн ой полосы ) составляет :

Э = Зб - З в = 6 1 60,1 - 5548,4 = 611 ,7 р .

Годовой экономическ и й эффект в ре з ультата применения СМ при годовом объ е ме работ А = 30000 м2 укрепитель н ой полосы обо ч ин (30 км дороги ) определяют в соответствии с п . 5.8 Рекомендаци й :

Эг = ( З1 - З2 ) ´ А = Э ´ А = 611 ,7 ´ 30 = 1 8351 р .

При этом обеспече н а экономия :

трудо з атрат - строка 4 табл. 1 (77,5 - 62,5) ´ 30 = 4 50 ч ел. - дн ;

щебня - поз. 1 табл. 3 (239,4 - 1 51 ,2) ´ 30 = 2646 м ;

ма ш .- см ен автомобилей самосвалов - поз . 2, 3 табл. 2 (56 ,8 - 42,1 - 0,6 6) ´ 30000 / 800 = 526,5.

Таб л ица 1

2 Расчет себесто и мости устройства 1 000 м2 укр е пите льной полосы

Показат е ля

Единица измере н ия

Вариант 1 ( базовый )

Вариант 2 ( вн е дряемый )

Количество

Сумма , р.

Количество

Сумма , р .

1 . Материал ы ( табл. 3 )

р .

-

3 1 42,9

-

3 1 46

2. Основная зарплата рабочих ( табл. 5 )

р .

-

387,9

-

3 1 0,5

3. В том числе при машинах

р .

-

1 0,1

-

20,2

4. Трудовые затраты всех рабочих ( табл. 5 )

че л .- дн.

77,5

-

62,5

-

5. Рас х оды по эксплуата ц ии машин ( табл. 2 )

р .

-

1 355

-

1 035

Итого прямых затра т ( п . 1 + 3 + 5)

р .

4508

420 1 ,2

На кл адные расходы :

условно - постоянны е (8 ,6 % от прямых за т рат )

р .

-

387,7

-

36 1 ,3

зависящие от трудо е мкости ( 1 ,9 р . н а 1 че л .- де нь )

р.

-

1 47,2

-

11 8,8

зависящие от основной заработной платы ( 1 5 %)

р.

-

58,2

-

46,6

Итого накладных расходов :

р .

593, 1

526,7

Всего себестоимость :

р .

-

5 1 01 ,1

-

4727,9

Таблица 2

Со ст ав отряда , стоимость эксплуатации и расч е тные стоимости машин ( кап . вложения в основ н ые фонды )


Смен ны й успе х - 8 00 м2

№ п/п

Наиме н ование машин и ме х анизмов

Стоимость ма шин о - смен ы , р. ( СНиП IV -3 -82)

Расчетная стоимость машин ы , тыс . р .

Вариант 1 ( базовый )

Вариант 2 ( внедряемый )

количество ма ш .- с мен

Стоимость ма ш .- смен всех маши н, р .

Кол-во машин

С тоимость всех машин , ты с . р .

Ко л иче ство маш .- смен

Стоимость м аш . - смен всех м ашин , р .

Кол - во машин

Стоимость все х машин , тыс . р .

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1 0

11

1 2

1 .

Автогрейдер Д - 1 44

3,27 ´ 8,2 = 26,8

9,7

24,9

1

9,7

2 1 ,4

1

9,7

2.

Автомобили З ИЛ 555 на перевозке щебня

18

3, 4

1 022,4

57

1 93,8

757,9

42

1 42,8

3.

Автомобили З ИЛ 555 на перевозке СМ

1 8

3,4

-

-

-

-

11 ,9

1

3,4

4.

Каток Д 552

20,6

2,9

8,6

1

2,9

8,6

1

2,9

5.

Автогудронатор

7,32 ´ 8,2 = 60

5,3

28, 1

1

5,3

28, 1

1

5,3

Итог о :

а ) стоимость ма ш .- см ен

1 084

827,9

б ) стоимость ма ш ин

2 11 ,7

1 64,1

Всего на 1000 м2 укрепительной волосы :

а ) стоимост ь маш . - с мен

1 355

1 035

б ) стоимость маши н , где 30000 м2 или 30 км - го довой объем работ ).

7,06

5,47

Пр и мечания : * ЕН и Р 17- 23 а ( с уч е том дополнительного 5- го про х ода автогрейдера при устройстве корыта глубиной 0,27 м) ; Е Ни Р 1 7- 21 ; ** Те х нологические карты на устро й ство доро ж ных одеж д и зем л яного полотна с применение м синтети ч еск их материалов. М ., Гипр о дорнии , 1 981 ( расчет 3 пр ил . 1 ). Производительность ЗИЛ 555 П = 6 т / смену = 3,8 м3 / смену ( транспортировка щебня на 50 км ). Расчет 5 Приложения I , П = 1 930 м2 / с м ену ( транспортировка СМ на 50 км ) ; *** На устройство укрепительной полосы площадью 800 м2 и шириной 0,5 м употребляют следующее количество СМ: 800 ´ (0,5 + 0,2 + 0 ,1 ) / 0,5 = 1 280 м2 ( п . 1.6.1.11 Рекомендаций ) ; **** С НиП IV - 3- 82, С НиП IV -5-8 2, 27-1 43.


Таблица 3

Стоимость материа л ов , необ х одимых д л я устройства 1 000 м2 укрепительной полос ы

№ п / п

Наименование материала

Еди н ица измерения

Вариант 1 ( базовый )

Вариант 2 ( вн е дряемы й )

с тоимость единицы1 изм е рения, р .

кол - во еди н ицы2 измерения

общая стоимо с ть , р .

стоимость единицы1 измерения, р .

кол - во единицы2 измер е ния

общая стоимость , р.

1 .

Щебен ь 40 - 70 мм

м 3

1 2,21

( 1 8,9 + 4 ´ 1,26) ´ 10 = 239,4

2923

1 2,21

( 1 8,9 - 3 ´ 1, 26) ´ 10 = 1 51, 2

1 846,1

2.

То же 1 0 - 20 мм

м 3

1 4,66

1 ,5 ´ 1 0 = 1 5

2 1 9,9

1 4,66

1 ,5 ´ 1 0 = 1 5

2 1 9,9

3.

Синтетический материал

м 2

-

-

-

1 ,08

1 000

1 080

Итого :

3 1 42,9

3 1 46

Примечания : 1 - см . табл. 4 ; 2 - ЕРЕР 27 - 43

Таблица 4

Калькуляция стоимости материалов

Наи м енование материал ов

Ед иница измерения

Наименование поставщика

Вид отпускной цены

Тра н спортные расходы 1 т гру з а1

На единицу измерения

Отпускная цена

Наценка сбытовых и снаб ж . орган .

Стоимость тары и ре к визита

Транспортные расходы

Итого : франко - приобъектный склад

За го товитель но-складские расходы ( 2 %)

Всего :

Щебень 40 - 70 мм

м3

стационарный карьер

Ф ВС О

5,42

3,3*

-

-

8,67

11 ,97

0,24

1 2,21

Т ож е 1 0 - 20 мм

м3

- " -

- " -

5,42

5,7*

-

-

8,67

1 4,37

0,29

1 4,66

Синтетический материал

м 2

завод

- " -

-

-

-

-

-

-

-

1 ,08

При м ечания : 1 См . калькуляции Транспортных расходов . Для щебня принята тра н спортировка по железной дороге на расстояние 400 км и последующие автомобиль н ые перевозки на расстояние 50 км .

* Отпускные цены приняты по Ценнику № 1 для III пояса .

Таблица 5

Расчет зараб о тной п л аты рабо ч их

Рабочи е и их разряды

Тарифная ставка , р . / см .

Вариант 1 ( базов ы й )

Вариант 2 ( внедряемы й )

количество рабочих1

сумма заработной платы , р .

количество рабочих2

сумма заработной платы , р .

Машинисты 5- го разряда

5,75

1 + 1 + 1 = 3

1 7,25

1 + 1 + 1 = 3

1 7,25

Водители автомоби л ей 3- го клас с а

5

57

285

43

2 1 5

Дорожные рабочи е 2- го разряда

4,04

2

8,08

2 + 2 = 4

1 6,1 6

Итого за 1 с м ену ( сменный успе х 800 м2 )

62

3 1 0,3

50

248,4

В том числе зарплата рабочи х при машинах

8,08

1 6,1 6

Всего зарплата на 1 000 м2 основания ( стр . 4 ´ 1 000/800)

77,5

387,9

62,5

3 1 0,5

Зарплата рабочих при машинах на 1 000 м 2 ( стр . 3 ´ 1 000/ 800)

10,1

20,2

Примечания : 1 - Е НИ Р 1 7- 4, 1 7-21 , 1 7-23 а , см . табл. 2 ; 2 - Технологические карты ( см. с . 3 1).

Приложение 3

УПРОЩЕННАЯ МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК СМ

О сновными меха н ически ми х арак тери стиками СМ являются прочность при растяжении ( Рсм ), м одули деформации и упругости ( Ед см , Е см ). Упрощ е нно механические характеристи ки могут быть определены путем растяжения образца СМ прямоугольной формы размерами 5 ´ 20 см ( рис . 1).

Рис . 1 .

1 , 2 - верхний неподвижный и ниж н ий подвижный зажимы ; 3 - образец СМ , 4 - направляющие полосы ; 5 - шкала ; 6 - грузы

Образ е ц к репят на дву х зажимах , один из которых устанавливают неподвижн о , а через второй ст упенями п риклады вают нагрузку . Расстоя н ие между за ж имами - 1 0 см . П о боковым граням подви ж ного зажи м а уста н авли ваю т направля ющ ие , служащие для предотвращ е ния его п е рекоса в процессе испытаний . На направля ю щие наносят шкалу , по которой производят замер перемещений зажима после каждой с ту пени н агру ж ени я и разгруже ни я ( замеряется как общая , так и остаточная деформация ). О бщее число ступеней н агружения - 8 - 1 0, причем 4 - 5 из них дол ж ны приходиться на диапазон нагрузок до 25 - 30 Н / см . Время в ы держки на каждой ступен и - 1 5 с . Перед началом испытания на СМ вдоль кромок зажимов наносят полосы . Правильность закрепления СМ в зажимах контролиру ю т , набл ю дая за характ е ром разрушения образца и за перемещением полос , нанесенных на СМ . При закреп л ении образца не долж н о быть его пережатия , если же оно имеется , то разрушени е происходит не в средней части образца , а по кромкам зажимов . В случае перемещения нанес е нных полос образец закрепл е н недостаточно надежно . Испытывают не менее трех образцов, как в продольном , так и в поперечном направлениях .

Механичес к ие характеристики СМ определяют п о следу ю щим формулам :

 

где Р , l - нагрузка и деформация при разрыв е ; l 0 = 1 0 см ; ε ' 0 и ε - обща я и упругая относительная деформация при нагрузке Р1 = 25 ¸ 30 Н / см .

Приложение 4

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РУЛОННЫХ СМ

Вид СМ , наиме н ование

Толщин а , мм

Миним альн ая прочность Н / см ( пл енки - МП а )

Группа п о д еформ атив ности*

Коэффицие н т филь трации , м / сут .

1. Н еткан ый пол ик апроамидный , и глопробивной

4

70 - 1 20

2

Более 40

2 . П олотн о иглопробивное прорези н енное ** ( ТУ 63. 1 78 О П )

3 - 5

40 - 50

2 - 3

До 30

3 . Полотно л и нолеум ное** ( ТУ 63. 1 78.39-78)

2

40

1 - 2

-

4 . С етка фильтровальная , ткань сетч а тая

0,4

200 - 220

1

-

5. Сет к а из сте кл оволокн а СПАП по ТУ 6- 11- 21 7-76

2

300 -

1

-

6 . П олотно ПН Х ( ТУ В НИИТТ 1 52-82)

0,7

32

1 - 2

-

7 . Нетканый иг лопробивной марки Дор ни т ( ТУ-21-29 -81):                                             Ф - 1

4

90 - 1 00

3

Более 50

                                                  Ф -2

4

50 - 70

3

Более 50

8 . П ленки : п ол и этил еновая

0,06 - 0,2

1 0 - 45

3

-

из втор и чного полиэтилена ( ТУ 6-05- 1 631 -78)

пол и винил хл оридн ая

2,5 - 5

3

-

мягкая

1 0 - 40

3

-

жесткая

50 - 60

1 - 3

-

полипропиленовая

1 5 - 40

3

-

поли ст ироль ная

30 - 50

1

-

полиамидная

20 - 250

2 - 3

-

* Группы по де ф орм ативн ости : 1 - Есм > 600 Н / см ; 2 - 350 ≤ Ес м ≤ 600 Н / с м ; 3 - 1 50 ≤ Е см ≤ 350 Н / с м ;

** Производство пла н ируется c 1 986 г .

Приложение 5

ЗНАЧЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ α К РАСЧЕТУ ПО П. 3.5 РЕКОМЕНДАЦИЙ (рисунок)

ЛИТЕРАТУРА

1 . Инструк ци я по проектированию доро ж ных одежд не ж естк ого типа , ВСН 46-72 / М ин тран сстро й СССР . - М .: Т ранспорт , 1 973. - 1 08 с .

2 . Методические ук азания по оценке прочности и расчету усилен и я нежестки х доро жных одеж д / М ин авто дор РСФСР . - М .: Т ранспорт , 1 979. - 48 с .

3 . М етодические рекомендации по применению нетканых синтетических мат е риалов при строительстве авто м обил ьных дорог на слаб ы х гру н тах / М ин тран сстро й СС С Р . - М .: С ою здорнии , 1 981. - 64 с .

4 . Рекомендации по повышению качества земляного полотна пут е м его армирования синтетическими материалами дл я опытного п рим енени я / Гип ро дорнии . - М .: Ц БНТ И Мин авто дора РСФСР , 1 979. - 52 с .

5 . Руководство по сооружению земляного полотна автомобильны х до ро г / Мин тран сстро й СССР . - М.: Т ранспорт , 1 982. - 1 60 с .

6 . Отраслевые методические указания по определ е нию экономической эффект и вности использования в дорожном строительстве новой техники , изобретений и ра ц . пре дл ожений / Гип ро дорнии . - М .: ЦБНТИ Минавтодора РСФСР , 1 978. - 56 с .

7 . Технические указания по укре п лению обочин автомобильных дорог , ВСН 39-79 / М ин автодор РСФСР . - М .: Т ранспорт , 1 980. - 48 с .

8 . Т ех нологические карты по устро й ству дорожн ы х одежд и зе м ляного полотна с применением рулонных синтетических т е кстильных м атери ал ов / Гип ро дорнии . - М .: Ц БНТ И Мин авто дора РСФСР , 1 981. - 59 с .

9 . Указания по организации и обеспечению безопасности дви ж ения на автомобильных дорогах . ВСН 25-76 / М ин авто дор РСФ С Р . - М .: Транспорт , 1 977. - 1 76 с .

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения . 1

2. Требования к синтетическим рулонным материалам .. 3

3. Расчет конструкций укрепления обочин с прослойками из синтетических рулонных материалов . 5

4. Технология производства работ . 9

5. Определение экономической эффективности укрепления обочин с использованием см и выбор варианта укрепления . 11

Приложение 1. Пример расчета конструкции укрепления обочины с прослойкой см ... 13

Приложение 2. Пример определения экономической эффективности укрепления обочин с помощью см и выбора варианта укрепления . 15

Приложение 3. Упрощенная методика определения механических характеристик см ... 21

Приложение 4. Основные характеристики рулонных см ... 22

Приложение 5. Значения коэффициентов α к расчету по п. 3.5 рекомендаций . 22