СНиП III-41-76 Контактные сети электрифицированного транспорта

ГОСУДА РСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР
ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА
(ГОССТРОЙ СССР)

Строительные нормы и правила

СНиП III-41-76

Правила производства и приемки работ

Часть III

Контактные сети электрифицированного транспорта

Глава 41

Утверждены
постановлением Государственного комитета
Совета Министров СССР
по делам строительства
от 4 ноября 1976 г. № 183

москва стройиздат

Глава СНиП III-41-76 «Контактные сет и электр ифицированного транспорта» разработана Всесоюзным научно-исследовательск им институтом транспортного строительства (ЦНИИС) Минтрансстроя СССР с участ ием треста «Трансэлектромонтаж» Минтрансстроя, инст итутов «Трансэлектропроект» МПС, «Тяжпромэлектропроект» им. Ф. Б. Якубовского Минмонтажспецстроя СССР, «Гипрокоммундортранс» Минжилкомхоза РСФСР и проектной конторы «Мосгортранспроект» Мосгорисполкома.

С введением в действие главы СНиП III-41-76 утрач ивает силу глава СНиП III -Д.9-62 «Ко нтактные сет и. Прав ила организац ии строительства, производства работ и приемк и в экс плуатац ию.

Редакторы - инж. Б. А. Соколо в (Госстрой СССР),

д-р техн. наук проф. В. П. Шурыгин (ЦНИИС Минтрансстроя СССР)

Государственны й комитет
Совета Министров СССР по делам строительства (Госстрой СССР)

Строительные
нормы и правила

СНиП III-41-76

Контактные сети электриф ицированного тра нспорта

Взамен
СНиП
III - Д.9-62

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 . Правила настоящей главы должны соблюдаться при выполнении и приемке работ по со оружению контактной се ти электрифицируемых железных дорог общего пользования и постоянных железных дорог промышленного транспорта коле и 1520 мм, а также дорог наземного электрифицированного г ородского транспорта (трамваев и троллейбусов) .

1 .2 . П еренос л иний связи, элек троп ередачи и других со оружений, препятствующих производству с троительных работ по сооружению контактной сети, а также переус тройство станционных путей следует выполнять до начала с троительства контактной сети на данном участке (п ерегоне, станции).

1.3 . Разработку котлованов (или ус тройство свайных фундаментов), перевозку и установку оп ор контактной сети железных дорог следует выполнять к омплектом механизмов, работающих с железнодорожного пути или «с поля».

Объемы работ, выполняемых «с поля» должны составлять, как правило, не менее одной сменной нор мы комплекта механизмов на участке длиной до 3 км с одной стороны пути.

1.4 . Сооружение опор контактной сети «с пути» на перегонах и станциях производится во время пер ерывов в движени и по ездов - в «ок на», с соблюдением де йствующ их П равил технической эксплуатации железных дорог, Инс трукц ии по д вижению поездов и Инс трук ции по сигнализации на железных д орогах СССР. В «окно», как п равило, должно работать одновреме нно не менее двух комплектов маши н на двух перегонах.

Внесены
Мин
и стерством транспортного строительства

Утверждены
постановлением Государствен ного комитета Совета Министров СССР
по делам строительства
от 4 ноября 197 6 г. № 183

Срок введения
в действие
1 июля 1 977 г.

Для производства работ на п ерегонах, главных путях станций, а также на с трелочных г орлов инах, примыкающих к главным путям, должны предоставляться «окна» продолжительностью не менее двух часов (по кажд ому пути раздельно со смещением во времен и в светлое время суток). Для производства работ на ста нцио нных путях (кроме главных) должны предоставл яться «окна» продолж ительностью не менее четырех часо в с учетом необходи мости пропуска транзитных поездов.

1.5 . До начала работ с троительная организация согласовывает с заказчиком граф ик выполнения работ, в кот ором должны быть указаны их очередность, порядок и продолжительность занятия отдельных пут ей.

1.6 . Качество опор, поп еречин, консолей, фиксаторов и дру гих конструкций для контактной сети, отгружаемых с завода-изгото вителя, должно соответствовать требованиям ГОСТ или утв ержденных в установленном п орядке технических условий.

При приемке конструкций и изделий, прибывающих на комплектовочные базы, проверяется наличие с ертиф икатов, в которых должны быть указаны: номер ваго на, сцепа или автомашины и дата по грузк и; типы, марки и за водские номера отгруженных изделий; номера заводск их партий и пасп ортов на изделия данных партий.

1.7 . Руководители работ и работники, непосредственно осуществляющие с троительство и монтаж ко нтактно й сети на действующих железных д орогах, должны иметь удостоверение о проверке знаний ими в установленном объеме действующих Правил техн ической эксплуатац ии железных д орог, Инс трукции по сигнализации на железных дорогах СССР, Инструк ции по движению поездов и Правил охраны труда и техни ки безопасности и производственной са нитарии, а руководители и работн ики, осуществляющие строительство и монтаж ко нтакт ной сети трамвая и троллейбуса, - Правил технической эксплуатации трамваев (троллейбусов), Инструкции по монтажу контактн ых сетей промышленного и городского электротранспорта, а также Правил техники безопасности на городском электротранспорте.

1.8 . Сооружение контактной сети трамваев и троллейбусов в городских условиях необходимо осущест влять с учетом интенсивности улич ного движения, а также наличия пересечений и сближе ний с другими воздуш ными и подземными комму никац иям и и сооружен иям и.

2. РАЗРАБОТКА КОТЛОВАНОВ

2.1 . Разработку котлованов или погружен ие свайных фундаментов под опоры контактной сети разрешается нач инать только после разбивки мест установки опор в соответстви и с проектом, что должно быть оформлено актом.

Положе ние опор контактной сети железных дорог должно быть заф иксировано на наружной стороне шейк и рельса железнодорожного пути с указанием порядкового номера опоры и габарита ее уста новки.

2.2 . Разработку котлованов под опоры контактной сети на действующих железнодорожных линиях следует производ ить под наблюдением представителя дистанции пути (или управления железнодорожного транспорта промышле нного предприят ия).

Руко вод итель работ должен поставить в известность админ истрац ию дистанции пути (или управления желез нодорожного тра нспорта промышленного предприятия) о местах работ не позднее , чем за 12 ч до их начала, а последняя должна выдел ить своего представителя в срок и, указан ные в извещении.

2.3 . Размеры котлована в плане должны обеспечивать возможность установк и фу ндамента в проектное положение с учетом уплот нения грунта в пазухах.

Пр и установке опор непосредственно в котлован с заполне нием его бетоном размеры котлована должны соответствовать размерам фундамента, а стенки котло вана должны быть выровнены.

2.4 . Разработку котловано в необход имо, как прав ило, осуществлять так, чтобы для опор, уста навл иваемых на прямых участках, с внешней стороны кривых, а также с внутренней стороны кривых радиусом более 1000 м котлован был расположен от оси рельсового пути (а для троллейбусных линий - от бортового камня дороги) на расстоянии, обеспечивающем возможность установки фундамента или опоры в проектное положе ние вплот ную к стенке котлована, обращенной в сторону пути.

На внутренней стороне кривых радиусом менее 1000 м котлован следует располагать на таком расстоянии от оси рельсового пути, чтобы обеспечить установку опоры или фундамента в проектное положение вплотную к стенке котлована, обращенной в сторону «поля».

2.5 . Грунт, вынутый из котлованов, необходимо располагать, соблюдая габариты приближения строений. За сыпка кюветов грунтом запрещается.

При расположении котлованов на проезжей част и улицы и около нее, дорожно -строительные материалы должны быть убраны с проезжей части ил и надежно ограждены от проезжающего тран спорта.

Излишний грунт, оставшийся после засыпки пазух котлована, должен быть спла нирован и плотно утрамбован, а в городск их условиях - вывезен. Откосы выемок, кюветы и земляное полотно, а также газоны ил и асфальтовое покрытие, наруше нные при разработке котлованов, должны быть приведены в исправное состояние.

2.6 . Вертикальные стенки котлованов, отрытых с применен ием средств малой механизации в слабых, обводненных и несвязных грунтах, подлежат креплению, обеспечивающему устойчивость их ст енок и безопасность движения транспортных средств. Крепления, должны быть инвентарными.

В сложных условиях (в плывунах, при откосах насыпей круче 1 : 1,5 и т.п.) крепление котлованов должно выполняться по индивидуальным проектам.

2.7 . Разработку котлованов под опоры без крепления следует выполнять:

при уста новке фундаментов или опор непосредстве нно за механизированной разработкой котлованов;

в выемках и нулевых местах с усто йчивым и (сухим и, связн ыми) грунтами при расстоян ии от оси пути до ближайшей грани опоры 4,9 м и более;

в сухих связных грунтах для консольных опор с пр иближе нием к оси пути 3,1 м и более.

2.8 . При устройстве котлованов в скальных и мерзлых грунтах, требующих разрыхления взрывным способом, взрывные работы должны производиться по спе циальным проектам и в соответствии с требованиями правил безопасности в переры вы в движении поездо в.

В связных нескальных грунтах (глинах, суглинках) разрешается устройство взрывным способом котлованов под перегонные опоры; при этом должна быть обеспечена устойчивость земляного полотна и верхнего строения пути, а работы должны осуществляться в соответствии с требованиями проекта, Единых правил безопасности при взрывных работах, утвержденных Госгортехнадзором и по согласованию с отделением железной дороги.

2.9 . При рытье котлованов «с поля» руководитель работ обязан через администрацию дистанции пути обеспечить выдачу локомотивным и поездным бригадам письменного предупреждения. Место работ должно быть ограждено переносными сигналами.

При появлении деформаций, вызывающих нарушение устойчивости земляного полотна, руководитель работ обязан обе спечить соответствующее крепление его и зая вить админ истрации дистанции пути о необходимости ограничения скорости движения поездов или установления пропуска поездов с про водн иком.

Руководитель работ обязан иметь расписание движения поездов и набор сигналов, необходимых для остановки поезда ил и снижения его скорости.

2.10 . Котлованы на стан циях и останов очных пунктах, в местах скопления людей и в населенных пунктах должны быть закрыты щитами или ограждены с соблюдением габарита приближения строений.

2.11 . Разработанные котлованы под опоры контактной сети п ере д устройс твом фундаментов должны быть пров орены. П ров ерке подлежат размеры в плане и глубина, ориентир овка в отношении оси пути или бо рта дороги, планир овка дна, надежность .крепления, а также соответствие свойств грунта в котловане проекту.

3. СОО Р УЖЕНИЕ ФУНД АМЕНТОВ

3.1 . Для обеспечен ия своевременной проверк и качества прибывающ их с завода сборных жел езобетон ных ко нструкций фундаментов их следует, как прав ило, выгружать на производственно-комплектовочных базах.

При установке фундаментов непосредственно с транспортных средств, м инуя базы, сл едует обесп еч ивать входной контроль качест ва этих конструкц ий.

3.2 . При приемке поступающих на строительство фундаментов должны быть проверены:

наличие условного обоз начен ия (марк и) элемента, наименования завода-изготов ителя, даты бетон ирован ия и заводского номера и зделия;

соответствие заводской марк ировк и, указанной в сертификате и паспорте;

размеры, в том числе размещение и размеры анкерных болтов или размеры стаканов стаканных фунд аментов;

отсутствие сколов защитного бетонного слоя, оголенной арматуры и качество предусмотренных проектом защитных покрытий.

3.3 . Геометрическ ие размеры фундаментов должны соответствовать проектным, а допуски - приведенным в главах СНиП по сооружен ию бетонных и железобетонных монолитных и сборных конструкций.

Допу скае тся на 1 м2 поверхности фундамента не более трех незаделанных раков ин и поврежден ий реб ер глуб иной не более 10 мм и дли ной не более 20 мм (б ез оголения арматуры).

3.4 . На железнодорожных насыпях, располож енны х на слабых основаниях (на болотах, марях, торфя ных, илистых и других слабых грунтах), а также в выемках и нулевых местах с водонасыщенными пласт ичным и грунтами, погружен ие односвайных фундаментов в ибропогружателями допускается производить в предва рительно образова нные направляющие скваж ины. Для обеспечения точного погружен ия свай свай ных фундаментов для опор гибких попереч ин на за данную проектом глубину, уменьшения динам ических воздейств ии на сваю, более точного выявле ния геологических данных в местах сооружения свайного фундаме нта, заб ивку сва й следует производить в предварительно образованные в грунте направляющ ие скважины.

Площадь поперечного сечения направляющих скважин должна быть равна 30-50 % площади по перечного сечения свай.

3.5 . Фундаменты должны отвечать следующ им требованиям:

н е должны иметь оголё нной арматуры;

расположение анкерных болтов, их диаметр и длина нарезной част и должны соответствовать предусмотренным рабоч ими чертежам и; анкерные болты должны быть расположены вертикально и не иметь изгибов;

отклонения опорной поверхности фундаментов от горизонтал и в сторону, противополож ную действию основных нагрузок, не должны превышать 1/30; уклон опорной поверхности фундамента в сторону действия основных нагрузок не допускается;

отклонен ия от проектных расстояний осей фундаментов до ос и пути не должны превышать +150 мм;

отклонения от проектного положения отметок верх ней поверхности фундаментов не должны превышать ± 100 мм ;

отклонен ие в плане фундамента по отношен ию к напра влен ию, перпендикуляр ному ос и желе знодорожного пут и, или от проектного положения не должно превышать 3 ° ( tg 3 ° = 1 /20);

фундаменты двух опор г ибкой или жесткой поперечины контактной сети железных дорог должны быть ра сположены так, чтобы отклонение положения осей поперечины от про ект ного положения в плане не превышало 3°; откло нение оси анкера оттяжек анк ерных опор от проектного положен ия не должно превышать 3°.

4. УСТАНО В КА ОПОР

4.1 . При пр иемке на комплектовочной базе прибывающих с завода-изготов ителя опор контактной сет и строительная организация должна проверить:

при приемке железобетонных опор

соответствие заводских номеров и маркировки данным, указанным в па с порте;

в нешний вид и геометрические размеры;

расположен ие и состоя ние закладных деталей, или монтажных, ввод ных и осмотровых отверстий, а также метки услов ного обреза фундамента;

нал ичие изолирующих втулок в отверстиях для закладных деталей железобетонных опор контактных сетей железных дорог общего пользован ия, а для участков постоянного тока - наличие изолирующих элементов и величину электрического сопротивлен ия между закладным и деталями и арматурой опор; заделку наголов ников ко нсоль ных опор; наличие выводов заземляющего про водника (для участков переменного тока) и исправность резьбы на них;

соответств ие защитного покрытия предусмотренному проектом;

при приемке стальных опор

соответствие рабочим чертежам;

марк ировку, которая должна содержать: условное обозначен ие опоры, тип конструкции, личное клеймо сварщика, наименование завода-изготовителя и заводской порядковый номер изделия; маркировка должна быть выполнена напла вным швом или выбита на металлической пластинке, приваренной к нижней части конструкции;

отсутствие погнутых поясов и раскосов, лопнувших швов и других дефектов;

наличие и качество покраски опор и блоков жестких поперечин.

4.2 . Отклонения геометрических размеров и других показателей, характеризующих качество изготовлен ия принимаемых строительной организацией железобетонных опор, должны соответствовать ГОСТу на опоры железобетонные для контактной сети железных дорог или ГОСТу на о поры железобетонные наружного освещения и контактных сетей городского электрифицированного транспорта.

4.3 . Отклонения в размерах стальных опор не должны превышать величин, приведенных в главе СНиП на изготовление и монтаж металлических конструкций.

В звеньях стальных трубчатых опор и трубчатых кронштейнов контактных сетей трамвая и троллейбуса допускается не более одного поперечного шва при условии усиления стыка внутренними трубчатыми вставками.

4.4 . После освидетельствования каждой парт ии опор должен быть составлен акт проверки качества опор, полученных с завода на электрифиц ируемый участок.

Акт составляется представителями строительной организации и заказчика; при необходимости к проверке и составлению акта привлекается представитель завода-изготовителя.

Дефекты, допущенные при изготовлени и и обнаруженные при приемке полученных с завода-изготовителя опор, должны быть устранены заводом- изготовителем с оформлением акта.

4.5 . Опоры следует разгружать кранами с применением грузозахватных пр испособлений или специальных стропов. Строповку опор надлеж ит производить в двух местах, располагаемых на расстоянии 0,3 дл ины опоры от ее центра тяжести. Запрещаются при погрузке и ра згрузке опор рывк и и удары во время подъема, разворота и опускания.

4.6 . Опоры, разгружаемые на линейных комплектовочных базах, следует распределять по типам и укладывать в штабеля высотой не более чем в четыре горизонтальных ряда. Между штабелями должны быть оставлены проезды для кранов и транспорта. Каждый ряд опор должен быть уложен на две подкладки из досок, укладываемых на расстоянии 0,2 длины опоры от ее торцов и располагаемых в одной вертикальной плоскости.

При складировании опор с закладными деталями необходимо опоры в каждом ряду укладывать так, чтобы плоскость, в которой расположены болты крепления, была повернута под углом 35-40° к горизонту.

4.7 . При погрузке опор контактных сетей железных дорог на комплектовочной базе для перевозк и в составе у становочного поезда следует, как прав ило, использовать полувагоны.

Если для перевозки опор используется не полувагон, а платформа (на которой опоры укладываются более чем в один ряд), то она должна быть оборудована стойками, установленными и укрепленными клиньями в стоечных г нездах.

4.8 . Каждая опора, предназначенная к погрузке на транспортные средства для перевозки к месту установки, должна быть осмотрена с целью проверки соответствия ее качества прав илам настоящей главы.

4.9 . При погрузке ко нструкц ий на железнодорожны й подвижной состав установочного поезда необходимо соблюдать следующие правила:

сбор ные бетонные и железобетонные фундаменты опор контактной сети, имеющие пр изматическую или цил индрическую форму, следует груз ить на платформы в горизонтальном положен ии;

ступенчатые фундаменты сл едует устанавливать в вертикаль ном положении, подошвой вниз, н епосредст венно на пол платформы или полу вагона с зазорам и и продольном направлении до 2,5- 3 см; по ш ир ине ваго на фундаменты могут быть устано в лены без зазоров; по дл ине ваго на расстояние от фундамента до торцевого борта ил и стенки платформы или полу ваго на должно быть не менее 200 мм;

центрифугированные опоры следует укладывать по пять в каждом ряду; между рядам и опор укладывают по две поперечных прокладки сечением не ме нее 4 ´ 15 с м , которые должны располагаться точно од на над другой;

стальные решетчатые опоры и жесткие попереч и ны следует перевозить на платформах или в полувагонах, укладывая в один или несколько рядов по высоте, при этом между рядами у кладывают деревянные прокладк и из досок толщиной 2 5 мм.

4.10 . При перевозке железобетон ных опор автомобиль ным или тракторным транспортом к месту их установки должна быть обеспечена сохранность опор от толчков, ударов и чрезмерной п ерегрузки, превышающей расчетную в точках опирания опоры на подкладк и, ра сполагаемые на расстоянии 0,2 дл ины опоры от ее торцов. Запрещается пр и разгрузке сбрасывать опоры на землю. Опоры пр и разгрузке следует укладывать так, чтобы они оп ирал ись в двух точках, расположенных от торцов на расстоян ии 0,2 дли ны опоры.

4. 1 1 . Сооружен ие опор контактных сетей железных дорог с пути следует осуществлять комплектом маш ин, включающим уста новочный поезд и котлованокопатели, а сооружение опор «с поля» - комплектом маш ин, включающим бульдозер, котлованокопатель, кра ны на тракторном ходу и транспортные средства для развозк и опор. Установку опор «с поля» рекомендуется совме щать с разгрузко й их с транспортных средств.

4.12 . Опору следует устанавливать с помощью стропов или захватов, обеспечивающих возможность ее подъема, перевода в вертикальное поло жение, установку в котлован и снятие стропа без подъема рабочих на опору. Применяемые стропы или захваты должн ы обеспеч ивать безопасность работы и не допускать повреждений опоры.

4.13 . При установке опор необход имо соблюдать расстояния от оси пути или борта дорог и до передней грани опоры и обеспечивать правильность ее заглубления и расположения закладных деталей для крепления консолей, а также положения отверст ий для кабельных выводов и блоков грузовых компенсаторов.

4.14 . После установки железобетонной опоры в котлован и выверки прав ильности ра сстояния ее от ос и железнодорожного пут и опору следует закреп ить, засыпав пазухи котлована на 1 м, и после этого произв ест и расстроповку.

Одновреме нно с засыпкой фундаментной части (или бетонированием монолитного фундамента вокруг установленной опоры) следует производить регулировку .опоры так, чтобы ее вертикальная ось была наклонена в летнее время на 1,5-2 %, а зимой - на 2-3 % в сторону, противополож ную действию основных нагрузок. Наклон опоры, устанавл иваемой с внешней стороны кривой и .на прямом участке пути, следует делать в сторону поля, а на внутренней стороне кривой опоры следует устанавливать вертикально.

Загрузку опоры контактной сет и трамвая и троллейбуса, установленной в бетонный монолит ный фундамент, можно осуществлять не ранее достижен ия бетоном прочности на сжатие 100 кгс/см2.

4.15 . При установке опоры на свежеотсыпанных насыпях высотой, ра вной или превышающей ее заглублен ие, должны выполняться мероприятия, обеспечивающ ие устойчивость опор при неравномерной осадке откосов и ядра насыпи.

4.16 . Опорные плиты и лежни следует устана вл ивать в соответствии с рабочими чертежами и пла ном контактной сети желез ных дорог. Не разрешается засыпка котлова нов до установки лежней, предусмотре нных проектом.

Лежн и должны плотно пр илегать к опоре.

4.17 . Око нчательную вертикаль ную регул ировку и засылку фундаментной части нераздельных опор следует производить в день их установки (после «окна »); для обеспечен ия безопасности движения поездов, установленные железобетонные опоры должны находиться под наблюден ием строительного мастера или бригадира до полной засыпки котлованов.

4.18 . За опорами и фу ндаментами, уста новленными в зимних условиях, строительная организация должна установить систематическое наблюдение до сдачи объекта в эксплуатац ию. При обнаружении наклона опор или просадки грунта в пазухах должны быть приняты меры к выправке опор и дополнительному уплотнению грунта в пазухах котлована.

4.19 . При установке опор и анкеров в районах распространения вечномерзлых грунтов в теплое время года с применением деревянных коробов разрыв во времен и между око нчанием разработки котлова на и установкой опоры или анкера должен быть не более суток; разры в во времени между установкой короба и его засыпкой дренирующим грунтом должен быть не более пяти суток.

4.20 . При уста новке опор с применением специаль ных конструкций и мероприятий, предотвращающих морозное выпучивание грунта с опорой, следует составлять акты на освидетельствован ие скрытых работ по установленной форме.

4.21 . Перевозку жестких металлическ их попереч ин контактных сетей железных дорог от пункта их изготовления до комплектовочной базы следует производить, как правило, отдельными блоками. Прибывшие блок и необходимо складировать на спланированной площадке на деревянных подкладках, с подбором типов блоков по длине и ширине.

При сборке на ком плектовочной базе жестких поперечин из отдельных блоков следует обращать особое внимание на правильность расположения подкосов и обеспечение строительного подъема.

У ста новку жестких металли ческих поперечин на станциях следует прои зводить в присутствии начальника станции или выделе нного им представителя, а руководить установкой должен производитель работ или с троительный мастер.

Во время уста новки жесткой поперечины на стойки, на чиная с подъема до установки и закр епления ее на ве ршинах стоек, не разрешается передвижение поездов или других подв ижных средств в зоне работ.

4.22 . При установке железобетонных опор жестких п оперечин на железнодорожных станциях и многопутных перего нах необход имо соблю дать следующие правила:

о поры жесткой п опереч ины следует устанавливать вертикально;

необходимо обеспечивать точность расстояния между опарами одной поперечины, определяемого ра змерами принятого ригеля; при этом отклонения от проектного полож ения опор в плане и по вы соте не должны пре вышать допусков, пр иведе нных в настоящей главе;

для обеспечения возможности р егул ировки при монтаже жесткой попереч ины подз емная ча сть опоры долж на засыпаться на глубину 1 м; засыпку осталь ной части котлова нов следует производить после установ ки ж есткой п оперечины;

при установке поперечины допускается регулировка опор с отклонением продольной оси от вертикал и до 1 см на 1 м длины опоры;

запрещается оставлять жесткие поперечины после установки незакрепленными на стойках болтами.

4.23 . До установки стальных опор должны быть выполнены следующие работы: проверено положение фундамента, засыпаны пазухи, выправлены анкерные болты и исправлена резьба болтов (если она была повреждена при перевозке и установке).

4.24 . Станционные опоры гибких поперечин контактных сетей железных дорог следует устанавливать по заранее разработанному графику производ ства работ, согласова нному с начальником станции.

При выполнении работ с пути опоры должны размещаться на платформе в соответствии с очередностью их установки.

После установки стальных о пор на анкерные болты фундаме нта они должны б ыть закреплены гайкам и не менее чем на одном болте под каждой стойкой. При вы равнивании опор по вертикали допускается приме н е ние стальных подкладок, по не более тр ех общей толщиной до 30 мм.

Установленная опора пр и окончательной регулиро вке должна быть закреплена на болтах га йками с шайбами и контргайкам и. На анкерных болтах, размещ ен ных в сжатой зоне фу ндамента ста нц ио нных опор гибк их поперечин, устано вка контргаек не обязательна.

4.25 . Установленные опоры контактной сет и должны быть сданы под мо нтаж орган изаци и, осуществляющей монтаж контактной подвеск и. Приемка опор под мо нтаж производится с участием представителя заказчика и с офор мл ен ием акта установленной формы.

Опоры наружного освеще ния, предназ наченные для подвеск и проводов контактной сети трамвая и троллейбуса следует сдавать под мо нтаж ком иссии, в работ е которой обязательно должен участвовать представитель трамвайно-троллейбусного управле ния.

Запрещается производить мо нтажные работы на опорах, не принятых под монтаж.

4.26 . Од новременной сдаче под монтаж подлежат опоры, установленные на целом перегоне, станции ил и в отдель ном парке станц ии в соответств ии с планам и контактной сети.

На перегонах дли ной 18 км и более допускается сдача опор под мо нтаж в два срока.

Переходные и анкерные опоры сопряжений анкерных участков перегона со станциям и (воздушных промежутков, ограничивающих перего н), а также габаритные ворота сдаются под мо нтаж вместе с опорам и п ерегона.

Опоры фидерных л иний, отходящ их от тяговых подстанций, сдаются под монтаж од новремен но с опорам и соответствующих станц ий.

На участках, предъявляемых к сдаче под монтаж. должны быть установлены, закреплены и отрегул ированы все предусмотрен ные проектом опоры, жестк ие попереч ины, анкерные оттяжки и а нкеры, опоры и поперечины для проводов, идущих к постам секц ио нирован ия.

4.27 . При приемке под монтаж проверяется соответствие проектным следующ их факт ич еск их данных: типов опор, мест и габаритов их установки, глубин заделки о пор, объед инен ных с фундаментом или фундаментов в грунте, кроме того, проверяется правильность установк и опор направлен ного типа по отношению к направлению действующих нагрузок, а в опорах с закладными деталям и - комплектность деталей и правиль ность их установки, а также наличие выводов заземляющего прово д ника на участках переменного тока; наличие и и справ ность изолирующих элеме нтов для опор, уста навливаемых на участках постоянного тока.

4.28 . Для установленных опор допускаются откло нен ия от проектных данных, пр иведен ные в таблице.

На и м ено вание пар амет ра

Д опускаемые отклонения для

желе зны х дорог

горо дского тра нс порта

общего пользования

промышленного транспорта

трамвая

троллейбуса

По глубине заделк и опор или фундаме нтов в гру нт1

± 100 мм

± 100 мм

± 100 мм

± 100 мм

По длине пролета2

+1 м;

-2 м

-

+1 м;

-2 м

+1 м;

-2 м

Смеще ние о пор вдоль пути 2:

опор, ф икс ирующих воздушные стрелки, схо дные и управляемые стрелк и, пересечен ия и криводержатели

Не более ±0,5 м

-

Не более ±0,5 м

Не более ±0,5 м

По дл ине пролета для простой компенсирован ной подвески:

на прямых участках пут и и кривых рад иусом 800 м и более

-

+2 м;

-3 м

-

-

на кр ивых рад иусом от 300 до 800 м

-

+1 м;

-2 м

-

-

на кривых рад иусом ме нее 300 м

-

-2 м

-

-

По дл ине прол ета дл я цен ной полукомпенсирован ной подв еск и:

на прямых участках пути и кривых радиусом 800 м и более

-

+2 м;

-3 м

-

-

на кривых радиусом менее 800 м и на стрелочных съездах

-

+1 м;

-2 м

-

-

Разворот опор в плане относительно направлени я, перпендикулярного оси пути

± 3 °

± 3 °

± 3 °

± 3 °

По расстоянию от оси пути до ближайшей к пути грани опор на уровне головки рельса3

+150 мм

+150 мм

-

-

Наклон оси опоры относительно вертикали:

в сторону, противоположную действию основных нагрузок

3 %

3 %

3 %

3 %

вдоль пути для анкерных опор

0,5 %

0,5 %

0,5 %

0,5 %

вдоль оси пути для промежуточных опор

1 %

1 %

1 %

1 %

Отклонение от проектного положения вдоль пути между анкерной опорой и анкером для оттяжки

± 0,2 м

± 0,2 м

± 0,2 м

± 0,2 м

Откло нения осей поперечин от проектного положения4

± 3 °

± 3 °

± 3 °

± 3 °

_____________

1 Глуби на проверяется по п оложению верха фу нд аме нта или услов ного его о бреза у опор, объед иненных с фундаментом, о тно сительно уровня головки рельса или ур овня дорожного покрыт ия.

2 Если по гидрологическим или друг им усл овиям требуется большее смещение опоры от проектного положе ния, то изме нение длин пролета должно быть согласова но с проектной организацией.

3 Из м енен ие этого расстоя ния в сторону уменьшения не допус кается; большие плюс овые отклонения допускаются по согласов анию с проектной и монтажной органи зациям и и заказчиком при условии обеспечения проектного положения под веск и на консоли по отношению к ос и пути и достаточной прочности опоры.

4 Опоры (стойки) жестких и гибких поперечин должны р асполагаться так им обр азо м, чтобы сме ще ние опор в плане не вызывало отклонения осей поперечин от проектного положения больше ч ем ук азано в данной таблице.

4.29 . В металлическ их опорах для контактных сетей ж елезных дорог, устанавливаемых на фундаменты, проверяется надежность их закрепления и наличие электрической изоляции опор от анкерных болтов в случаях, когда такая изоляция предусмотрена проектом.

4.30 . В се наруж ные металлические части и оттяжки опор, а также стальные опоры должны быть окрашены, а резьба покрыта антикоррозионной смазкой. Оттяжки должны быть в натянутом состоянии.

4.31 . При приемке в эксплуатац ию железобетонных опор трещины в них допускаются в пределах, установленных ГОСТом на железобетон ные и бетонные изделия.

4.32 . При прием ке в эксплуатацию опор контактных сетей железных дорог общего пользования на участках постоянного тока заказчик (п ри необходимости) проверяет величину омического сопротивления цепи «заземляемые стальные детали - рельс - гру нт - бетонный защитный слой фундаментной части - арматура - бетонный защитный слой надземной части - изолирующ ие элементы - заземляемые стальные детали». В еличина этого сопротивления должна обеспечивать ограничение величины тока утечки до значения, не превышающего критерия опасности по электрокоррозии (0,6 мА/дм2).

Если сопротивление цепи будет менее указанного, то производится проверка наличия и правильности установки изолирующих втулок, про кладок и клиц крепления заземляющего проводника, а также изоляции стальных опор от фундамента; обнаруженные неи спра вности устраняются и вновь проверяется вел ич ина сопротивления; если оно будет меньше указанного, то эти опоры допускается по согласованию с заказчиком принимать в эксплуатацию, если на них смонтировано заземление с диодными заземлителями или с искровыми промежутками.

На участках переменного тока опоры, имеющие сопротивление цепи заземления менее 100 Ом, должны присоединиться к рельсам через искровые промежут ки.

4.33 . На установленных опорах контактной сети железных дорог общего пользования строительной организацией должны быть нанесены нумерация и знак высокого напряжен ия.

З нак д олжен иметь в ысоту не м ен ее 1 60 мм и очертание по ГОСТу на знаки высокого эл ектр ического напряже ния. Номер ные знаки должны располагаться на высоте 5 м от головк и рельса и долж ны быть отчетл иво видны с поезда.

На установлен ных опорах контакт ной сети трамвая и троллейбуса строительной орга низац ией должны быть на несены по трафарету масляной краской на высоте 2-2,5 м порядковый номер опоры по проекту, тип опоры, год установки.

5. МОНТАЖ КОНТАКТНО Й ПОДВЕСКИ

5.1 . Монтаж контактной сети следует про из вод и ть после приемки под монтаж опор в соответствии с правилами на стоящей главы, а контактной сети трамвая и троллейбуса, кроме указанного, после заделки стенных крюков на зданиях и монтажа поддерживающ их устройств.

5.2 . Все сталь ные детали и конструкц ии контактной сети должны быть окрашены или оцинкованы, а резьба окрашенных деталей покрыта антикоррозионной смазкой.

Перед установкой сварных конструкций должно быть проверено состоян ие сварных швов путем в нешнего осмотра.

5.3 . Концы тросов, выходящие из деталей, должны быть забандажированы с основным тросом, и иметь длину выступающей части 10-15 см.

5.4 . Применение зажимов и соединителей, не соответствующих типу, марке и сече нию проводов, не допускается.

5.5 . Поддерживающие конструкции и детали армировки для контактной сет и железных дорог следует развозить и уклады вать на обочину земляного полотна на расстоянии не более 3-5 м от соответствующей опоры с обязательным соблюдением габарита пр ибл ижен ия строе ний.

Монтировать консоли следует с помощью маш ины с шарнирной стрелой; допускается монтаж консолей с помощью полиспастов ил и переносных лебедок.

Армирование консолей изоляторами следует осуществлять на месте работ. При выполнен ии монтажа изол ированных кон солей с помощью маш ины с шарнирной стрелой армирован ие их стержневыми изоляторами следует выполнять на прорабском пункте. При этом изолированные консоли, погружаемые на транспортные средства, следует укладывать на специальные стеллажи так , чтобы изоляторы не соприкасались и не могли быть повреждены при перевозке.

Запрещается при монтаже:

нахожд ение монтеров па изолированных ко нсолях и фиксаторах со стержневыми изоляторами;

закрепление за изолированную консоль цепью предохран ительного пояса.

5.6 . При перевозке, погрузке, выгрузке и монтаже следует не допускать ударов по изоляторам и деталям, непосредственно связанным с ними. Запрещается разгрузка изоляторов сбрасыванием. Механическая и термическая обработка арматуры изоляторов, а также пр иварка к ней каких-либо частей запрещается.

5.7 . Фарфоровые изоляторы признаются дефектными и непригодными к монтажу, если у них имеются радиальные трещины по фарфору или цементной заливке, искривление или нарушение закр епления серьги ил и пестика подвесных изоляторов. Для изоляторов, работающих в гирлянде, допускается скол ребер или краев тар елки об щей площадью не более 3 см2.

5.8 . Консоли (кро нштейны) полукомпенсированных и простых подвесок следует располагать на прямых участках пути перпендикулярно, а на кр ивых - радиально к оси пути или проезжей части дороги. Смещение конца кронштейна (консоли) от этого положения в направлении вдоль пути не должно превышать 200 мм для кронштейнов (консолей) дл иной до 5 м и 300 мм - длиной более 5 м.

Смещение конца кронштейна (консоли) компенс ированной подвески вдоль пути относительно положен ия, предусмотренного монтажными таблицами, не должно быть более 50 мм.

5.9 . Гор изонтальная часть (стрела) консолей (кронштейнов) с наклонными тягами (однопутных и двухпутных) должна находиться в горизонтальном положении.

Отклонение от горизонтали конца стрелы таких консолей дл иной до 5 м допускается на вел ич ину до 100 мм, а дл иной более 5 м - до 200 мм.

Отклонение от проектного положения точек крепле ния пяты и тяги консол и при креплении их на опоре с помощью хомутов допускается не более ± 100 мм.

Подкосы на консолях следует монтировать до регулировки контактной подвески (до установления зигзагов контактного провода) .

6.10 . Гибкие попереч ины при полукомпенсированных и простых подвесках следует располагать на прямых участках перпендикулярно, а на кривых радиально к оси пути или прое зжей части дороги.

Допускаются отклонения гибких поперечин контактных подвесок городского электрифицированного транспорта от указанного положения на прямых участках пути на угол до 25°, а на кривых участках на угол до 10°.

Угол между направлением контактных проводов и направляющими сложных поддерживающих устройств (угольников, трапеций и пр.) должен быть не менее 30° для трамвайной контактной сети и 40° для троллейбусной и смешанных контактных сетей.

5.11 . При закреплении стенных крюков контактной сети трамвая или троллейбуса следует учитывать разницу в вертикальных отметках проезжей части или головки рельсов под контактными проводами и грунта в месте закрепления крюков.

Отклонение положения стенных крюков от проектного допускается таким, чтобы длина пролета контактной подвески отличалась от проектной не более чем на +1 м или минус 2 м, а величина угла излома анкерных ветвей в месте их отклонения не превышала проектную более чем на 2°.

5.12 . При монтаже гибких поперечин необходимо выполнять следующие правила:

стыкование поперечных несущих тросов гибких поперечин контактных сетей железных дорог не допускается;

в фиксирующих тросах с числом жил более семи допускается не более одной оборванной проволоки в сечении; места обрыва должны быть забандажированы проволокой из того же металла;

поперечн ые несущие и фиксирующие тросы должны быть без изломов в плане.

5.13 . Фиксаторные кронштейны на опорах след ует монт ировать горизо нтально и перпендикулярно оси пути; допускаемые отклонения предусматриваются проектом.

5.14 . Метод монтажа проводов контактной сети железных дорог следует выбирать в зав исимости от интенсивности Движения поездов и хара ктеристики плана пути. Монтаж контактной сети на изолированных консолях (со стержневыми изоляторами) методом «по низу» запрещается.

5.15 . Провода следует раскатывать под руководством произво дителя работ или мастера, который обязан пер ед выездом проверять надежность закрепления барабанов и состояние устройств для их торможения.

5.16 . При монтаже контактной сети жел езных дорог комбинирован ным методом необходимо выполнять следующие прав ила:

временное стыкование раскатываемого троса допускается одним соединительным зажимом для медных проводов с оставлением необходимого для постоянного стыкова ния запаса длины концов тросов;

временные стыки должны быть заменены постоянными до вытяжки троса;

вытяжку несущего троса полукомпенсированной цепной подвески следует производить участками, равными по длине анкерным участкам контактного провода;

запрещается временная анкеровка несущего троса за промежуточные опоры, а также за анкерные опоры, на которых не смонтированы предусмотренные проектом оттяжки;

подъем несущего троса и закладка его в седла допускаются только после проверки производителем работ или мастером качества стыкования; состояния поверхности и стрел провеса несущего троса;

подъем н есущего троса на внешней стороне кривой разрешается произво дить только в «окно» или же в два этапа: под пяту, а затем в седло;

допускается одновременный подъем несущего троса и консолей на участках с изолированными и прямыми наклонными консолями; при этом для изолированных консолей такое совмеще ние допускается только на прямых участках пути и на кривых радиусом 1200 м и более; подъем несущего троса в эт их случаях следует производ ить после окончан ия его раскатки, вытяжк и, анкеровки и подвески к нему струн.

5.17 . При монтаже контактной сети железных дорог раскатку несущего троса и контактного провода методом «поверху» следует производ ить в «окна» с занят ием железнодорожного пути; при раскатке контактного провода следует делать только постоянные стыковки.

5.18 . При монтаже контакт ной сети желез ных дор ог методом «понизу» необход имо выполнять следующ ие правила:

временное стыкование раскатываемых понизу проводов допускается одним зажимом с заменой его постоянным стыком до вытяжки проводов;

на переездах раскатанные по земле провода должны быть уложены во временный канал, закрываемый наст илом из досок;

смонтированная па обоч ине подвеска должна быть поднята на опоры на высоту не менее 0,5 м от земли не позже чем через два дня после раскатки, а под пяту консоли - не позже чем через пять дней;

подвеску, смонтированную методом «понизу», разрешается под нимать под пяту консоли только по указанию производителя работ или мастера, который до подъема должен проверить правильность и надежность стыков, концевых заделок и остальных узлов контактной подвески, а также состояние поверхности и качество вы правки проводов;

работы по переводу продольного несущего троса ко нтактной подвески в седла в пределах анкер ного участка следует выполнять в течение одного рабочего дня с осуществлением перевода от средней анкеровки в сторону сопряжений анкерных участков; если перевод троса в седло в тече ние рабочего дня осуществить невозможно, то провода должны быть надежно закрепл ены на опоре; при этом должно быть обеспечено их свобод ное перемещение при изме нен иях температуры и соблюдение габарита подвижного состава;

после перевода цепной подвески в седла, до начала регулировки, должны быть про вер ены стрелы провеса несущего троса по монтажным таблица м.

5 .19 . Откло нение несущего троса от проектного положения в плане допускается не более ± 200 мм для железных дорог и ± 50 мм для трамвая и троллейбуса.

5.20 . Проверку стрелы провеса н есущего троса следует осуществлять замером высоты подвески троса у опор и в точке его наибольшего провеса в серед ине пролета. Стрела провеса определяется как разность между средней высотой подвески троса у опор и высотой подвески его в точке на ибольшего провеса.

Стрела провеса троса измеряется в двух-трех пролетах с каждого конца анкерного участка, но не в пролетах анкеровочных ветвей.

5.21 . Натяжения новых некомпенсированных несущих тросов при монтаже следует с учетом последующей вытяжки увеличивать на 10-15%, против приведенных в монтажных таблицах.

5.22 . Отклоне ния от установленного проектом номинального натяжения компенсированных проводов в анкер ном участке не должны быть более 10 % для несущего троса и 15 % для ко нтактных проводов.

5.23 . При монтаже компе нсаторов на новых проводах необходимо расстояние от низа грузов до поверхности фундамента или гру нта (взятое по монтажным таблицам или графикам) при нимать с учетом вытяжки проводов.

5.24 . Откло не ние от проектного расстояния между точками крепления струн цепной контактной подвески допускается не более 0,5 м.

На соседних путях железнодорожных перегонов и на ста нциях струны должны, как правило ; располагаться в одном створе. Двой ные контактные провода можно крепить на общ их струнах (с отд ельными нижними звеньями для каждого провода) ил и каждый на самостоятельных струнах, расположен ных в шахматном порядке.

5.25 . При стыковании несущих тросов главных путей железных дорог допускается не более двух стыков на анкерный участок (по контактному проводу) при расстоянии между ними не мене е 150 м. На остальных путях допускается не более тр ех стыков на анкерном участке.

5.26 . При монтаже ко нтакт ных сетей железных дорог мед ные и сталемедные тросы сечением 35, 50, 70, 95, 120 мм2 и алюминиевые провода сечением 120, 150, 185 мм2 необходимо стыковать овальными соединителям и соответствующего сечения методом обжат ия. Допускается стыкование медных проводов и сталемедных тросов четырьмя соединительными зажимами соответствующего сечения, а алюминиевых тросов тремя зажимами; расстояние между зажимами должно быть равно 1,5 длины зажима. На обводах фидеров у анкерных опор, спусках и шлейфах разъединителей и других свободно висящ их электрических соединителях допускается стыковка алюминиевых и сталеалюминиевых проводов термитной сваркой. В местах , где сталеалюминиевые и алюминиевые тросы испытывают натяже ние, их соединение допускается производить при помощи термитной сварки в сочетании с прессованием тросов овальными соединителями соответствующего сечения или соединительными (питающими) зажимами.

Сталемедные тросы сечением 50, 70, 95 мм2 допускается стыковать клиновыми зажимами с соединительной планкой между ними и соед инением выходящих из зажимов концов тросов.

Стальные тросы следует стыковать клиновыми зажимами с соединительной планкой между ними и дополнением в необходимых случаях шунта или треххомутовыми стыковыми зажимами для стальных тросов, монтируемым и на тросах сечением 70 мм2 по два зажима, а на тросах сечением 50 мм2 по одному зажиму.

Допускается стыкование тросов методом взрыва.

5.27 . Стыковать контактные провода контактных сетей железных дорог на всех путях перегонов и станций допускается не менее чем через 300 м; при этом не учитываются стыковки на нерабочих анкерных ветвях и места заводской сварки (пайки) проводов. На главных путях перегонов и станций должно быть не более двух стыковок на анкерный участок.

На контактных проводах трамваев и троллейбусов стыковые зажимы следует располагать не далее 1 м от струны или гибкой попереч ины.

5.28 . Концы медных и сталемедных несущих тросов в узлах анкеровок должны быть заделаны, как правило, через вилочный коуш и закреплены овальным соединителем; стальные тросы следует заделывать стыковыми (треххомутовыми) зажимами. Допускается закрепление медных проводов тремя соединительными зажимами соответствующего сечения, а сталемедных и стальных тросов - клиновыми зажимами, рассчитанными на соответствующую нагрузку.

5.29 . Компенсаторные тросы и грузы при их движени и не должны касаться конструкций и деталей опор контактной сети. На опоре или внутри трубчатой опоры (контактной с ети трамваев и троллейбусов), на которой монтируется компенсатор, должны устанавливаться ограничители перемещения грузов.

5.30 . Регулировку контакт ной сети следует производить, как правило, после окончания работ по сооружению или переустройству пути, включая рихтовку.

Регулировку цепной контактной подвески необходимо выполнять в следующем порядке: монтаж средней анкеровки, выправка контактных проводов, закрепление струновых зажимов на контактных проводах, соединение струн с зажимами с регулировкой контактного провода по высоте согласно монтажным таблицам, монтаж фикс аторов с регулировкой положения контактного провода в плане, монтаж электрических соединителей, монтаж и регулировка сопряжений анкерных участков.

До начала монтажа и регулировки сопряжений необходимо, чтобы на прилегающих к сопряжению анкерных участках была выполнена регулировка, а несущий трос на переходных и анкерных опорах был уложен в седла.

5.31 . При регулировке положения контактных проводов в плане должны соблюдаться предусмотренные проектом их выносы от оси токоприемника, а также чередование з игзагов, т. е. изменения положения провода относительно оси токоприемника. Отклонение величины зигзага и выноса контактного провода при его расчетном беспровесном положении, а для некомпенсированных подвесок - при среднегодовой температуре не должно превышать ± 30 мм от установленных проектом. При этом во всех случаях наибольшая величина выноса или зиг зага контак тного провода от оси токоприемника не должна превышать:

для железных дорог 400 мм на прямых и 500 мм на кривых участках пути;

для трамвайных л иний 300 мм на прямых и 350 мм на кр ивых участках.

В ел ичина угла излома контактных проводов тролле йбуса в горизонтальной плоскости не должна отличаться от проектной на кривых держателях более чем на 5°, а на стрелочных углах и пересечениях не более 2°. От клонение положения трассы контактных проводов троллейбуса в плане от проектного допускается не более чем на 0,5 м, а на площадях при подвешивании на г ибких поперечинах - не более чем на 1 м.

5.32 . Отклонения от принятой в проекте высоты крепления фиксаторов не должны превышать допусков, предусмотренных в рабочих чертежах.

Отклонение от проектной высоты контактного провода над головкой рельсов или проезжей частью ул ицы в точках фиксации должно быть не больше ± 50 мм.

5.33 . При регулировке контактных сетей железных дорог на поперечинах поддерж ивающие косые стру мы следует монтировать на фиксирующем тросе в тех места х, где кр епятся фиксаторы или где располагаются врезные изоляторы. Расстояние между отрегулированными по высоте контактными проводами и рессорной струной в точке наибольшего провеса полукомпенсированной подвеск и должно быть не менее 1000 мм.

5.34 . Уклон контактного провода пр и переходе от одной его высоты к другой при беспровесном положении для железных дорог общего пользования со скоростям и дв ижения до 120 км/ч должен быть не круче 0,004, а на станционных путях (кроме главных), где наибольшая ск орость подвижного состава не превышает 50 км/ч, - не круче 0,01.

На участках железных дорог общего пользования со скоростями движения 120-140 км/ч по обоим концам каждого переходного участка с уклоном 0,004 должны выполняться переходные вставки с уклоном 0,002. На участках со скоростями движения более 140 км/ч основной уклон должен быть не более 0,002, а уклон переходной вставки - 0,001 .

Дл я промышленных железных дорог уклон контактного , провода должен быть не круче 0,02.

В контактных сетях трамвая и троллейбуса уклон контактного провода при переходе от одной его высоты к другой (относительно продольного проф иля рельсового пути ил и дорожного покрытия) должен быть не бол ее 0,02; на территори ях депо и ремонт ных мастерских (заводов) - 0,04 и внутри прои зводственных зданий - 0,05.

5.35 . Запр ещается оставлять контактный про вод с выв ернутой или перевернутой фаской.

5.36 . Стыко вой зажим контактного провода контактных сетей ж елезных дорог сле ду ет подвешивать на отдел ьной стру не. Пр и дво йном контактном проводе стыко вой заж им подв ешивают на 30-50 мм выше второго нестыкового провода.

5.37 . Стрелы провеса несущих тросов и контактных проводов в пролетах цепной подвески должны соответствовать монтажным таблицам. Допускаемые отклонения не до лж ны превышать ± 10 % для контактных проводов и ± 5 % для несущих тросов.

5.38 . Длина каждой из ветвей средней анкеровки контактных проводов цепных подвесок железных дорог должна быть равна десят икратному расстоя нию по вертикали м ежду контактным проводом и несущим тросом в сер едине пролета; для подвесок трамвая и троллейбуса - пятикратному расстоянию между несущим тросом и контактным проводом под поддерживающими конструкциями.

5.39 . Продоль ные и обводные электрические соед ин ител и ко нтактных сетей жел езных дорог должны иметь сечение, соответствующее с ечению соединяемых им и провод ов. На ст анциях междупутные электрические соед ин ители межд у контактными подвесками должны быть смонтированы не далее как через каждые 300-400 м и в зон е трогания поездов. Пр и п еременном токе для контактны х подвесок со сталемедным несущим тросом сле дует монтиров ать по два поперечных электричес ких соеди нителя на анкер ный участок (по одному м ежду сопряжениями и средней анкеровкой). При стальном несущем тросе сое динение проводов подвески производится в местах сопряжений анкер ных участков и на средней анкеровке.

Питающ ие электрические соединители в контактн ых по двесках трамвая и тролле йбуса должны быть выполнены из м едного провода сечением не менее суммарного сечен ия двух присоединяемых к ним контактных проводов. Сечен ия междупутных электрических соединителей должны бы ть не менее сечения контактного провода. Пр ис оединен ие питающих и междупутных соединителей к контактны х проводам следует производить гибкими перемычками (дужками) из медного изолированного провода сечением 95 мм2 с изоляцией на напряжение не н иже 1000 В. Подключение каждого контактного провода и п итающему соединителю необходимо выполнять двумя дужками, а к междупутному соединителю - одной дужкой.

5.40 . Отводы несущего троса и контактных проводов эл ектрифицированных железных дорог, изолированные врезкой изоляторов, должны быть соединены проводникам и с рабочей подвеской, находящейся рядом с отводом.

5.41 . Крепление основного стержня фиксатора к изолятору должно обеспечивать их жесткое соединение, а к кронштейнам, стойкам, нижним фиксирующим тросам - шарнирное, обеспечивающее возможность перемещения стержня в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

Болтовые и фиксирующие зажимы и подвесные заж имы контактных сетей трамвая и троллейбуса должны быть смонтированы так, чтобы основные щечки зажимов, укрепленные на валках, располагались с внутренней стороны угла, образуемого контактным проводом.

5.42 . Двойные контактные провода контактных сетей желез ных дорог в точках фиксации должны быть расположены на расстоя нии 40 мм друг от друга. В контактной подвеске с ромбовидным расположением проводов расстояние между проводами должно соответствовать указанному в проекте с доп ускаемым отклонением не более ± 10 мм.

5.43 . Отклонение от проектного расстояния по вертикал и от оси врезного изолятора у переходной опоры изолирующего сопряжения до рабочего контактного провода допускается не более +50 мм.

Отклонение от проектного гори зонтального расстояния между внутренними сторонами проводов изол ирующего сопр яжен ия допускается не более ± 50 мм.

5.44 . На од иночных стрелочных переводах точка пересечения проводов, образующих воздушную стрелку, должна, как правило, отстоять от осей соединяемых путей на 360-400 мм и находиться в том месте, где расстояние между внутренн ими гранями головок рельсов крестовины равно 720-800 мм для железных дорог и 900-1000 мм для трамвая.

На перекрестных стр елочных пер еводах и глухих пересечениях точка пересечения контактных проводов для железных дорог должна быть расположена над центром стрелочного перевода или глухого пересечения.

5.45 . Несущие тросы в точках пересечения контактных проводов, образующих воздушную стрелку полукомпенсированной подвески для железных дорог, должны быть соединены между собой соединительным зажимом соответствующего сечения.

Фиксирующие устройства воздушных стрелок должны быть расположены на расстоянии 1-2 м от точки пересечения контактных проводов (в направлении остряка). На контактных проводах в зоне между точкой пересечения проводов воздушной стрелки и двойными (приемными) струнами установка зажимов всех видов не допускается.

На воздушных стрелках и сопряжениях анкерных участков в местах приема (подхвата) контактного провода полозом токоприемника на отходящих ветвях контактного провода должны быть смонтированы двойные струны.

При двойных контактных проводах стыковые зажи мы должны быть расположены на расстоянии не менее 6 м друг от друга (на разных проводах).

Отклонения подвесных изоляторов от вертикали вдоль пути не должны превышать 15°.

5.46 . При регулировке контактной сети железных дорог должны соблюдаться требования ГОСТ на габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог, а при регул ировк е контактной сети трамвая и троллейбуса - главы СНиП по проектированию электрифицированного городского транспорта в части расстоян ий от контактной сети, находящейся под напряжением, до заземленных частей искусственных и других сооружений, расположенных около контактной сет и.

5.47 . После окончания работ по регулировке смонтированная контактная сеть железных дорог и трам вая должна быть проверена прорабом или мастером путем осмотра с дрез ины или вагона-вышки, оборудованной выверенным токопр иемником. Пр и этом следует обращать особое в нимани е на соответствие проекту з игзаго в контактного провода.

5.48 . Монтаж секционных изоляторов, воздушных стрелок, пересечений и тому подобных следует производить на железных дорогах после монтажа компенсирующих устройств, регулировк и контактного провода, монтажа фиксаторов и ф иксирующих тросов, а на трамвай ных и троллейбусных линиях - после провески, вытяжки и заделки контактных проводов.

5.49 . Провода п итающ их, усиливающих и отсасывающих линий, подвешенные на изоляторах в отдельных седлах, должны быть соединены между собой в пролете распорками (обычно деревянными) или соединены между собой проволочными вязками.

5.50 . Кабели, прокладываемые по опорам и поперечинам контактной сети железных дорог к светильникам или прожекторам, должны быть неброниро ванными и закр епле нными на деревянных клицах.

Разделка и крепление кабелей уличного освещения в местах их ввода в опоры контактных сетей трамвая и троллейбуса должны быть изолированы от опоры и закреплены на изоляционных клицах, а прокладываемы е внутри опор провода должны иметь изоляц ию на напряжение 3000 В.

5.51 . Все металлические конструкци и (мосты, пут епроводы, светофоры, отдельно стоящ ие опоры, крыш и зданий, гидроколонки и т. п.), расположенные на расстоянии менее 5 м от находящихся под напряжением частей контактной сети железных дорог должны быть заземлены на тяговый рельс. Металлические опоры контактной сети, конструкции креплен ия изоляторов контактной сети, воздушных линий напряжением 6-35 кВ и линий системы ДПР (два провода - рельс) на железобетонных опорах и на железобетонных или неметаллических искусственных сооружен иях, а также хомуты оттяжек на ж елезобетонных опорах должны быть заземлены.

На деревянных опорах должны быть за землены грузовые компенсаторы, приводы секцио нных разъединителей, а также другая арматура, где расстоян ие по дереву между этой арматурой и частями оттяжек менее 400 мм.

Искусст венные сооружен ия, опоры ригелей и не изолированных гибк их попер ечин должны быть заземл ены с одной стороны. Если на опоре гибкой поперечины установлен разрядник, то заземляющее устройство должно быть смонтировано на этой же опоре. При изолированных гибк их поперечинах следует заземлять обе опоры.

Заземление опор контакт ной сети и других сооружений разрешается выполнять как индивидуальным, так и групповым заз емляющим проводником, подсоединенным к электротяговому рельсу или к средней точке путевого дроссель-трансформатора.

5.52 . Заземляющие проводники, прокладыва емые между опорой и рельсом железных дорог, должны быть изолированы от земли. Изоляция осуществляется двукратным покрытием по всей длине проводника кузбасским лаком пли другими покрытиями и укладкой проводника на отрезках шпал. Места присоединения заземляющ их проводн иков к рельсам и заземляемым устройствам должны быть доступны для контроля. Крепление заземляющего проводн ика к рельсу следует осуществлять только ме ханическим способом (без применения сварки) специальным башмаком, а к стальной опоре - болтом.

5.53 . Заземляющие спуски к рельсу железных дорог на железобетонных опорах долж ны быть расположены с полевой ил и с боковой стороны; пр и этом спуск и проводн иков должны находиться в натянутом состоянии и не касаться опор, для чего их крепят к пропитанным дере вянным ил и друг им изол ирующ им прокладкам, закрепленным на опоре.

На участках с автоблокировкой при двухниточных рельсовых цепях заземляющие проводники опор на перегонах должны присоединяться в пределах каждого блок-участка к одной рельсовой нити. Если все опоры расположены с одной стороны путей, то в пределах блок-участка заземляющие проводники должны быть присоедин ены к бл ижайшей рельсовой нити.

5.54 . Заземление металлических и железобетонных опор питающих линий постоянного и переменного тока, расположенных вдали от железнодорожных путей, присоединяют к отсасывающим пров одам, а при их отсутствии - к специально подвешенному проводу группового заземления.

На фидерных линиях постоянного тока провод группового заземления должен быть изолирован от опор.

5.55 . Опоры конта ктных сетей железных дорог, на которых установлены секционные разъединители, разрядники, запирающие и согласующие контуры и сопротивления волноводного провода, спуски гру пповых заземлений, а также опоры, расположенные в общедоступных местах (посадочные платформы, места посадки и высадки пассажиров, не имеющие посадочных платформ, оборудованные переезды и переходы на уровне железнодорожных путей, места систематической погрузки и выгрузки, мосты, путепроводы, пешеходные и сигнальные мостики), должны быть заземлены двойным заземлением.

Присоединения проводников двойных заземлений к рельсу должны находиться на расстоянии не более 200 мм друг от друга.

Заземляющие спуски, прокладываемые по железобетонным опорам от троса группового заземле ния и раз рядников, а также от приводов секционных разъединителей, должны быть двойными.

Заземлители металлических ферм мостов дл иной более 50 м на электрифицируемых участках железных дорог общего пользования должны быть подключены к средним точкам действующих или дополнительно установленных путевых дросселей. Заземление пунктов группировки должно быть двойным и иметь выводы с разных сторон пункта, присоединенные к рельсовой цепи в разных точках, но в пределах одного блок-участка.

5.56 . Шлейфы разрядников контактных сетей железных дорог должны быть присоединены к электрическим соединителям с креплением их на подвесных изоляторах, подвешенных на несущем тросе. Вентильные разряд ники допускается присоединять к питающим выводам.

Разрядники контактной сети железных дорог должны, ка к прав ило, устана вливаться на пе реходных опорах.

В контактных сетях трамвая и троллейбуса разрядники следует устанавливать в местах присоединения к цепи питающих кабелей и заземлять их присоединением к металлическим оболочкам и броне питающих кабелей или специальным заземлителям с сопротивлением растеканию тока не более 10 Ом.

Пр и расположении рогового разрядника в средней части опоры заземленный рог должен находиться со стороны опоры, при этом расстояние от этого рога до опор ы должно быть не менее 800 мм при постоянном токе и 1000 мм - при переменном.

Расстояние от концов рогов разрядника до проводов, тросов, изоляторов, расположенных вы ше разрядника, должно быть не менее 3 м.

5.57 . На участка х переменного тока электрифицированных железных дорог трубчатые разрядники следует располагать на опоре таким образом, чтобы конец разряд ника был обращен вниз под углом не менее 15° к горизонтали.

Разрядники фидерных линий следует заземлять присо единением к проводу группового заземления.

На фидерных линиях постоянного тока спуски для зазем лен ия разрядников на металлических, желе зобетонных и деревян ных опорах, расположенных вдали от пути, должны быть присоединены к самостоятельному контуру с сопротивлением растеканию тока не более 3 Ом.

Монтаж роговых и трубчатых разрядников на анкерных и других опорах, имеющих оттяжки, не допускается.

Расстояние от троса, соединяющего разрядник с контактной с етью, до заземленных частей опоры, поп еречины, консол и и т.п. должно быть не менее 1 м.

5.58 . На всех электрифицируемых участках долж ны быть приваре ны к рельсам стыковые электр ические сое динители.

На вторых путях железных дорог общего пользования, сооружаемых после электрификации первого пути (по системе переменного тока), приварка стыковых электрических сое динителей и монтаж предусмотренных проектом междупутных п еремычек должны быть выполнены до начала монтажа контактной подвески; при этом рельсовая цепь перегона должна быть соединена с р ельсовой цепью огран ичивающих его станций (без изолирующих вставок) .

5.59 . На путепроводах и пешеходн ых мостах, расположенных над электрифицируемыми путями железных дорог, к моменту сдачи участка в эксплуатац ию долж ны быть установлены предохранительные щиты. Высота щитов должна быть равна 2 м, а по ширине они долж ны выступать не менее чем на 1 м в каждую сторону от частей контактной сети, которые будут находиться под напряжен ием.

Щ иты могут быть выполнены металлическими с сеткой в верхней част и или сплошными деревянными.

На лестницах пешеходных мостов предохран ительные щиты следует устанавливать в тех случаях, когда расстояние от частей контактной сет и до лестницы менее 2 м.

5.60 . Поставляемые з аводами-изготовителями комплектные посты секционирования и пункты параллельного соединения для электрифицируемых участков железных дорог общего пользования должны прин иматься пр и наличии комплекта аппаратов, а также деталей закрепления блоков на фундаментах. Блок и комплектных постов секцион ирова ния устанавливают краном грузоподъем ностью 10-15 т на заранее подготовленные фундаменты и закрепляют.

Корпус поста секционирован ия постоянного тока должен быть заземлен присоединением к отдельному заземляющему контуру, имеющему сопрот ивление растеканию не более 10 Ом. Выводы реле заземления должны быть присоединены к нулевой точке путевого дроссель-трансформатора двумя стальными проводниками с еч ением не менее 100 мм2 каждый.

В местах присоединения заземл яющих прово дников, идущих от оборудования постов с екц ионирования, пунктов группировки, компенс ирующ их устройств, отсасывающих трансформаторов к рельсам или путевым дросселям, должен быть установлен знак, предупреждающий об опасности прикосновения.

6. ПРИЕМКА КОНТАКТНО Й СЕТИ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ

6.1 . Заказчик обязан в период подготовки к приемке в эксплуатацию контактных сетей оповестить работников промышленных предприятий, а также ж ителей населенных пунктов, расположенных в зоне элект риф ицируемого участка и пр илегающ их к ней, через го родск ие, районные, сельские и поселковые Советы депутатов трудящихся, а также через печать и радиовещательную сеть за пятнадцать дней о предстоящей подаче высокого на пряжения в контактную сеть; на ста нциях через радиовещательную сеть п ериодически оповещать пассажиров, локомотивные и поездные бригады и всех работн иков станций за пять дней до подачи напряжения и в течен ие пятнадцати дней после подачи о налич ии высокого напряжения в контактной се ти.

6.2 . Не менее чем за два месяца до подачи напряжения в контактную сеть заказч ик обязан выдать монтажной организации согласованные с энергоснабжающей организацией (у правлением эн ерго системы) данные о фазировке линии электропередачи, а после оконча ния монтажа питающих линий пров ерить соответствие проекту их фазировки.

До подачи напряже ния в контактную сеть зака зчик совместно с энергоснабжающей орга низацией должен разработать про грам му и порядок включения тяговых подстанций.

6.3 . Строительно-монтажная организация при сдаче в эксплуатацию контактной сети обязана в дополнение к документации, представляемой рабочим приемочным ком иссиям согласно главе СНиП по приемке в эксплуатацию законченных строительством предприятий, зданий и сооружений, представить следующую техническую документац ию:

акты о сдаче службе пути стыковых соединений, приваренных к рельсам;

ведомость п ересечений с контактной сетью воздушных л иний и каб ельных сетей;

ведомости оп ор контактной сети с указанием номеров и типов опор, года установки, типов и мар ки бетона бетонных фундаментов, глубины их заложения и отметки грунтовых вод, катег ории грунта и характеристики защит ного по крытия фундаментной части; для д еревянных опар указываются также способ пропитки, диаметры опор и пасы нков в верхнем отрубе; в ведомости приводятся также фактические расстояния от опор до оси ближайшего пути, а для опор, установленных в междупутьи, - расстоян ия от осей обо их смежны х путей, замеренные с участием представителей эксплуатационного персонала; для опор с лежнями указывается число лежней, тип анкера и данные по оттяжкам (одинарная или двойная, тип оттяжки);

ведомость контактной сети по анкерным участкам с указанием марок проводов, номеров барабанов и сертификатов;

ведомость раскатки проводов;

ведомость габаритных ворот на переездах с указанием расстояния их от оси ближайшего пути, материала и конструкции;

ведомость габаритов контактной сети в искусственных сооружениях;

6.4 . Заказчик при сдаче в эксплуатацию контактной сети в дополнение к материалам, представляемым государственным приемочным комиссиям согласно главе СНиП по приемке в эксплуатацию законченных строительством предприятий, зданий и сооружений, представляет следующую техническую документацию:

ведомость запаса материалов, инструментов, приспособлений и средств транспорта для эксплуатационного обслуживания контактной сети с выделением запаса, передаваемого строительно-монтажными организациями, в соответствии с утвержденными нормами;

схему административного деления электрифицированного участка;

схему линий связи, обслуживающих линии электропередачи.

6.5 . При приемке контактных сетей в эксплуатацию должна быть произведена их проверка согласно главе СНиП по приемке в эксплуатацию законченных строительством предприятий, зданий и сооружений.

В приложении к настоящей главе приведен примерный перечень проверок применительно к специфике данного вида работ.

6.6 . Обкатка контактной сети производится представителями заказчика совместно с представителями строительно-монтажной организации до подачи напряжения (холодная обкатка).

Все выявленные недостатки должны быть устранены.

Для проверки условий токоснимания производится горячая обкатка электрифицированного участка действующим электровозам (мотор-вагонной секцией) на железных дорогах или испытательным вагоном (трамваем, троллейбусом) на трамвайных или троллейбусных линиях.

6.7 . Напряжение в контактную сеть подастся по приказу начальника службы электрификации и энергетического хозяйства железной дороги (службы электроснабжения управления трамвая или троллейбуса) после получения уведомления от строительных и монтажных организаций, выполнявших работы, о предупреждении и снятии людей с контактной сети и о готовности ее к приему напряжения. Дальнейшие операции производятся по приказам энергодиспетчера. Контактная сеть считается под напряжением с момента первой подачи тока в сеть.

После первого включения контактной сети под напряжение строительно-монтажные организации могут вести работы на ней только с ведома и разрешения энергодиспетчера участка железной дороги или управления трамвая (троллейбуса) и в соответствии с Правилами безопасности при эксплуатации контактной сети электрифицированных железных дорог или Правилами техники безопасности на городском электротранспорте.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОВЕРОК ПРИ ПРИЕМКЕ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ КОНТАКТНЫХ СЕТЕЙ

В процессе приемки проверяются:

расстояния от оси пути до установленных опор, соответствие типа опор, арматуры и деталей рабочим чертежам, наличие нумерации опор и предупреждающих надписей на них об опасности высокого напряжения, наличие заземлении опор и других конструкций, а также качество выполнения работ;

соответствие выполненной схемы секционирования контактной сети утвержденному проекту;

сечение контактной сети. отсутствие узких мест по сечению в горловинах станций;

работа секционных разъединителей контактной сети и правильность их установки;

габаритные расстояния проводов контактной сети;

наличие, размер и расположение габаритных ворот на переездах и оградительных щитов на мостах;

габаритное расстояние и состояние воздушных переходов через контактную сеть, а также габаритное расстояние контактной сети под мостами, в тоннелях и других стесненных местах; особенно тщательно должно быть проверено состояние контактной сети в местах со льготным габаритом;

установка разрядников;

выполнение строительных и монтажных работ на постах секционирования, соответствие этих работ утвержденным проектам, наличие протоколов испытаний и наладки оборудования;

выполнение строительных работ по зданиям дистанций контактной сети, обеспечение дистанций дрезинами, лейтерами, защитными средствами по технике безопасности, инструментом, инвентарем и неснижаемыми запасами материалов и деталей;

величина пролетов между опорами контактной сети (проверять выборочно);

акты освидетельствования скрытых работ;

крепление опор к фундаментам;

качество сварки стальных опор (наружным осмотром основных швов);

качество и правильность установки железобетонных опор с проверкой наличия в них трещин;

наличие ограничителей и полного количества компенсаторов;

соответствие числа стыковок контактного провода допускаемому нормами;

наличие полного количества, правильность размещения и сечения поперечных, продольных и обводных электрических соединителей;

правильность регулировки воздушных стрелок и сопряжений анкерных участков;

регулировка контактной сети в соответствии с монтажными таблицами, а также величина зигзагов и выносов контактных проводов в средних частях пролетов (указанная проверка, как правило, должна производиться вагоном-лабораторией контактной сети);

наличие изолирующих элементов и сопротивление цели заземления опор контактной сети на участках постоянного тока (выборочно по усмотрению комиссии); качество монтажа рельсовых цепей и цепей отсосов;

комплектование дистанции контактной сети обслуживающим персоналом и соответствие его требуемой квалификации;

действие связи между энергодиспетчером и дистанциями контактной сети с участком энергоснабжения, поездным диспетчером, дежурными по электродепо;

действие местной связи на станциях, обеспечивающей вызов бригад для восстановления контактной сети.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения . 1

2. Разработка котлованов . 3

3. сооружение фундаментов . 4

4. Установка опор . 5

5. Монтаж контактной подвески . 11

6. Приемка контактной сети в эксплуатацию .. 21

Приложение Примерный перечень проверок при приемке в эксплуатацию контактных сетей . 22