СанПиН 2.1.6.575-96 Гигиенические требования к охране атмосферного воздуха населенных мест
Государственная система санитарно-эпидемиологического
нормирования Российской Федерации
Федеральные
санитарные правила, нормы и гигиенические
нормативы
2.1.6. АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ И ВОЗДУХ ЗАКРЫТЫХ
ПОМЕЩЕНИЙ, САНИТАРНАЯ ОХРАНА ВОЗДУХА
Гигиенические требования к охране
атмосферного воздуха населенных мест
Санитарные правила и нормы
СанПиН 2.1.6.575-96
Минздрав России
Москва 1997
1. Разработаны: д.м.н. Буштуева К.А., к.м.н. Безпалько Л.Е. (РМА последипломного образования), д.м.н. Гильденскиольд Р.С. (НИИ гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана).
2. Утверждены и введены в действие Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 31 октября 1996 г. № 48.
3. Введены взамен Санитарных правил по охране атмосферного воздуха населенных мест № 4946-89.
Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
«Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности.
Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями, независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами» (статья 3).
«Санитарным правонарушением признается посягающее на права граждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), связанное с несоблюдением санитарного законодательства РСФСР, в том числе действующих санитарных правил …
Должностные лица и граждане РСФСР, допустившие санитарное правонарушение, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности» (статья 27).
СОДЕРЖАНИЕ
1. Область применения . 2 2. Нормативные ссылки . 2 3. Гигиенические требования к качеству атмосферного воздуха населенных мест . 3 4. Гигиенические требования по охране атмосферного воздуха при размещении, строительстве и реконструкции (техническом перевооружении) объектов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха . 3 5. Требования по охране атмосферного воздуха при эксплуатации объектов, являющихся источниками загрязнения атмосферы .. 8 6. Требования к организации ведомственного лабораторного контроля за загрязнением атмосферного воздуха селитебных территорий . 9 Приложение 1 Определение ПЗА по среднегодовым значениям метеорологических параметров . 9 |
УТВЕРЖДЕНО
Постановление Госкомсанэпиднадзора
России от 31 октября 1996 года № 48.
Дата введения - с момента опубликования
2.1.6. АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ И
ВОЗДУХ ЗАКРЫТЫХ
ПОМЕЩЕНИЙ, САНИТАРНАЯ ОХРАНА ВОЗДУХА
Гигиенические требования к
охране
атмосферного воздуха населенных мест
Санитарные правила и нормы
СанПиН 2.1.6.575-96
1. Область применения
Настоящие санитарные правила и нормы разработаны в соответствии с Законом РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1991) с учетом действующих законов РФ «Об охране окружающей природной среды» (1991), основ земельного, водного и другого законодательства, связанного с охраной окружающей среды, а также «Положением о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5.06.94 г. № 625.
Санитарные правила устанавливают требования к качеству атмосферного воздуха населенных мест и соблюдению гигиенических нормативов при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции (техническом перевооружении) и эксплуатации объектов, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на состояние атмосферного воздуха, а также при разработке всех стадий градостроительной документации.
Требования настоящих санитарных правил обязательны для исполнения органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, организациями независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами, лицами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью и гражданами.
Требования по охране атмосферного воздуха от загрязнения, включаемые в республиканские и местные санитарные правила, государственные стандарты и ведомственные нормативные документы, должны соответствовать положениям настоящих санитарных правил.
Государственный контроль за соблюдением требований настоящих санитарных правил осуществляется органами и учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской федерации в соответствии с действующим положением.
2. Нормативные ссылки
В настоящих санитарных правилах и нормах использованы ссылки на следующие документы.
2.1. Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
2.2. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды».
2.3. «Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5.06.94 г. № 625.
2.4. Классификатор санитарно-гигиенических и эпидемиологических нормативных и методических документов, утвержденный Госкомсанэпиднадзором России 09.04.93.
2.5. ГОСТ 17.2.3.01-86. Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов.
2.6. ГОСТ 17.2.3.02-78. Охрана природы. Атмосфера. Правила установления предельно допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями.
3. Гигиенические требования к качеству атмосферного воздуха населенных мест
3.1. Основой регулирования качества атмосферного воздуха населенных мест являются гигиенические нормативы - предельно допустимые концентрации (ПДК) атмосферных загрязнений химических и биологических веществ, соблюдение которых обеспечивает отсутствие прямого или косвенного влияния на здоровье населения и условия его проживания.
Для отдельных веществ допускается использование ориентировочных безопасных уровней воздействия (ОБУВ), сроки действия которых устанавливаются постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.
3.2. Не допускается превышение ПДК на селитебных и других территориях проживания и 0,8 ПДК в местах массового отдыха населения, а также на территориях размещения лечебно-профилактических учреждений длительного пребывания больных и центров реабилитации.
К местам массового отдыха населения следует относить территории, выделенные в генпланах городов, схемах районной планировки и развития пригородной зоны, решениях местных органов управления для организации курортных зон, размещения санаториев, домов отдыха, пансионатов, баз туризма, дачных и садово-огородных участков, организованного отдыха населения (городские пляжи, парки, спортивные базы и их сооружения на открытом воздухе).
3.3. Предотвращение появления запахов, раздражающего действия и рефлекторных реакций у населения, а также острого влияния на здоровье в период кратковременных подъемов концентраций обеспечивается соблюдением максимальных разовых ПДК (ПДКмр).
Предотвращение неблагоприятного влияния на здоровье населения при длительном поступлении атмосферных загрязнений в организм обеспечивается соблюдением среднесуточных ПДК (ПДКсс). Не допускается превышение как максимальных разовых, так и среднесуточных ПДК, а также ОБУВ.
Для веществ, имеющих только среднесуточные ПДК при использовании расчетных методов определения степени загрязнения атмосферы используются ПДКсс.
3.4. Соблюдение для селитебных территорий ПДК, а для зон массового отдыха 0,8 ПДК должно быть обеспечено с учетом суммации биологического действия веществ или продуктов их трансформации в атмосфере, а также загрязнения атмосферы за счет действующих, строящихся и намеченных к строительству объектов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха.
4. Гигиенические требования по охране атмосферного воздуха при размещении, строительстве и реконструкции (техническом перевооружении) объектов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха
4.1. Общие положения
4.1.1. При размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных объектов, при техническом перевооружении действующих объектов должны приниматься меры по максимально возможному снижению выброса загрязняющих веществ с использованием малоотходной и безотходной технологии, комплексного использования природных ресурсов, а также мероприятия по улавливанию, обезвреживанию и утилизации вредных выбросов и отходов.
4.1.2. Запрещается размещать, проектировать, строить и вводить в эксплуатацию объекты, являющиеся источниками загрязнения атмосферы, на территориях с уровнями загрязнения, превышающими установленные нормативы.
Реконструкция и техническое перевооружение действующих объектов разрешается на таких территориях при условии сокращения на них выбросов в атмосферу до предельно допустимых выбросов (ПДВ), устанавливаемых с учетом требований раздела 5.2.
4.1.3. Запрещается размещать, проектировать, строить и вводить в эксплуатацию объекты, в составе выбросов которых присутствуют вещества, не имеющие утвержденных ПДК или ОБУВ.
4.1.4. Площадка для строительства новых и расширения существующих объектов должна выбираться с учетом аэроклиматической характеристики, рельефа местности, закономерностей распространения промышленных выбросов в атмосфере, а также потенциала загрязнения атмосферы (ПЗА).
Размещение предприятий, отнесенных в соответствии с санитарной классификацией к I и II классам, на территориях, относящимися к высокому и очень высокому ПЗА (приложение 1), решается в индивидуальном порядке Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации или его заместителем.
4.1.5. Запрещается размещение объектов 1, 2, 3 классов вредности на селитебной территории населенного пункта и в зонах массового отдыха населения.
4.1.6. Для предприятий, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками загрязнения атмосферного воздуха, устанавливаются санитарно-защитные зоны (СЗЗ) в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов.
Санитарная классификация, требования к размеру СЗЗ, ее организации и благоустройству изложены в СанПиН № 2.2.1.5/2.1.1.567-96 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
4.1.7. Достаточность ширины санитарно-защитной зоны должна быть подтверждена расчетами прогнозируемых уровней загрязнения в соответствии с действующими указаниями по расчету рассеивания в атмосфере вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий, а также результатами лабораторных исследований атмосферного воздуха в районах размещения аналогичных действующих объектов.
4.1.8. В СЗЗ запрещено проживание людей. СЗЗ или какая-либо ее часть не могут рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения промышленной или селитебной территории.
4.2. Гигиенические требования к выбору площадки для строительства
4.2.1. Выбор площадки для строительства объектов осуществляется на предпроектной стадии. Ответственность за организацию выбора площадки (трассы) для строительства объектов, подготовку необходимых материалов и полноту согласований намечаемых при этом решений несет заказчик проекта.
4.2.2. Площадка для строительства выбирается в соответствии с действующим земельным, водным, лесным и др. законодательствами и утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией (генеральными планами городов и других поселений, схемами и проектами планировки и застройки территориальных образований и др.).
4.2.3. Материалы по охране атмосферного воздуха, представляемые в органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы для заключения о соответствии санитарным нормам и правилам на стадии выбора площадки, должны содержать:
· обоснование выбора района, пункта, площадки (трассы) для строительства, включая особенности физико-географических и аэроклиматических условий, в том числе, скорости и повторяемости ветров отдельных румбов, рельефа местности, ПЗА, а также согласованные с органами государственной санитарно-эпидемиологической службы данные о фоновом загрязнении атмосферного воздуха;
· перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, с указанием для них ПДК или ОБУВ. Для последних указывается установленный срок действия. Запрещается исключать из перечня вещества, не имеющие норматива (ПДК или ОБУВ);
· качественные и количественные характеристики выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с обоснованными результатами опытно-промышленных испытаний новых технологий, данными длительной эксплуатации действующего аналога, материалами зарубежного опыта по созданию подобного производства;
· намечаемые принципиальные решения по предупреждению загрязнения воздушного бассейна, включая вторичные источники и неорганизованные выбросы;
· данные о возможных аварийных и залповых выбросах в атмосферу;
· обоснование размеров СЗЗ и объемов финансирования на ее организацию;
· расчеты ожидаемого (прогнозируемого) загрязнения атмосферного воздуха с учетом действующих, строящихся и намеченных к строительству объектов;
· перечень и характеристика научно-исследовательских (НИР), экспериментальных и (или) опытных работ, которые необходимо выполнить для осуществления принятых решений по охране атмосферного воздуха от загрязнения и сроки их выполнения. Для веществ, требующих разработки гигиенических нормативов (ПДК, ПДК взамен ОБУВ) НИР должны завершаться до утверждения проектно-сметной документации;
· графические материалы: ситуационный план с указанием действующих, строящихся и намеченных к строительству объектов и их санитарно-защитных зон, существующих и перспективных районов жилищно-гражданского строительства, с нанесением «розы ветров» и данных о существующем и ожидаемом загрязнении атмосферного воздуха; генплан площадки намечаемого к строительству объекта с нанесением источников выбросов в атмосферу.
4.2.4. По представленным материалам органы государственной санитарно-эпидемиологической службы выдают заключение о соответствии принятых решений по охране атмосферного воздуха санитарным нормам и правилам.
Вопросы, требующие проведения НИР, экспериментальных и (или) опытных работ формулируются в виде санитарного задания, которое должно быть включено в задание на проектирование объекта.
4.2.5. Запрещается предоставление земельных участков под строительство без заключения органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы или при наличии в нем замечаний о нарушении санитарных норм и правил.
4.3. Гигиенические требования по охране атмосферного воздуха при разработке проекта
4.3.1. Проектно-сметная документация должна быть разработана в соответствии с решениями по охране атмосферного воздуха, по которым на стадии выбора площадки под строительство было дано заключение органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы об их соответствии санитарным нормам и правилам.
Внесение изменений в указанные решения требует заключения органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы в установленном порядке до окончания разработки проекта.
4.3.2. На заключение в органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы представляется одновременно проектно-сметная документация на строительство объекта и проект организации и благоустройства СЗЗ.
4.3.3. Проект организации и благоустройства СЗЗ должен быть разработан в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1./2.1.1.567-96 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» и включать в числе первоочередных мероприятий переселение жителей в случае попадания жилой застройки в СЗЗ.
4.3.4. Проектно-сметная документация на строительство объекта должна включать следующие материалы технологической части проекта и раздела «Охрана окружающей природной среды»:
· обоснование принятых проектных решений по технологии производства в части уменьшения образования и выделения загрязняющих веществ и сопоставление их с лучшими отечественными и зарубежными аналогами;
· обоснование выбора оборудования и аппаратуры для очистки выбросов в атмосферу с подтверждением принятой эффективности очистки условиями эксплуатации на аналогичных предприятиях с передовыми технологическими решениями в отечественной и зарубежной практике или материалами лабораторно-производственных испытаний при использовании новых приемов очистки;
· предложения по предотвращению аварийных выбросов загрязняющих веществ;
· мероприятия по снижению неблагоприятного воздействия залповых временных выбросов, предусмотренных технологическими регламентами;
· обоснование мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий;
· качественные и количественные характеристики выбросов вредных веществ в атмосферу по отдельным цехам, производствам, сооружениям;
· данные о существующих уровнях загрязнения атмосферного воздуха (фоновые концентрации), согласованные с учреждениями госсанэпидслужбы на основе натурных наблюдений или учтенных расчетным методом;
· результаты расчета загрязнения атмосферного воздуха в районе размещения предприятия и его анализ (с учетом продуктов трансформации);
· предложения по ПДВ вредных веществ;
· сметная ведомость о затратах на реализацию мероприятий по охране атмосферного воздуха;
· очередность строительства и пусковые комплексы;
· предложения по системе контроля за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов объекта;
· графические материалы: ситуационный план района размещения предприятия с нанесением на него санитарно-защитных зон действующих, строящихся и намеченных к строительству предприятий, селитебной территории, зон массового отдыха населения, генплан площадки намечаемого к строительству объекта с нанесением источников выбросов в атмосферу;
· приложения: акт по выбору площадки для строительства; заключение территориального управления гражданской авиации в случае проектирования высоких труб.
4.3.5. Проект организации и благоустройства СЗЗ должен быть выполнен в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1./2.1.1.567-96. Запрещается выносить сроки реализации проекта организации и благоустройства СЗЗ за пределы сроков окончания строительства объектов.
4.3.6. Заключение о соответствии проектно-сметной документации санитарным нормам и правилам при условии последующего внесения дополнений в проектные материалы не допускается.
4.4. Требования по охране атмосферного воздуха на стадии строительства и ввода в эксплуатацию объектов
4.4.1. Запрещается строительство объектов по проектам, не имеющим заключения органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы об их соответствии санитарным нормам и правилам.
Ответственность за допущенные нарушения санитарных норм и правил несет заказчик (застройщик) и соответствующая проектная организация.
4.4.2. Отклонения от проектных решений при строительстве не допускаются. Необходимость внесения изменений в решения по охране атмосферного воздуха должна быть обоснована проектной организацией - генеральным проектировщиком объекта, и строительство вестись лишь после заключения органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы о соответствии этих изменений санитарным нормам и правилам.
4.4.3. Заказчик (застройщик) строящегося объекта обязан в установленном порядке уведомить органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы о формировании приемочной комиссии.
4.4.4. Запрещается исключать из состава приемочной комиссии представителей органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы.
4.4.5. Запрещается ввод в эксплуатацию объектов и пусковых комплексов с недоделками, препятствующими их нормальной эксплуатации и соблюдению гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, с отступлениями от утвержденного проекта или состава пускового комплекса, без опробования, испытания и проверки работы всего установленного оборудования и механизмов и выпуска продукции, предусмотренной проектом в объеме, соответствующем нормам освоения проектных мощностей в начальный период, а также готовности предприятия к осуществлению лабораторного контроля за загрязнением атмосферного воздуха.
4.4.6. При осуществлении комплексного опробования оборудования заказчик (застройщик) обязан обеспечить проведение лабораторных исследований качества атмосферного воздуха в зоне влияния объекта. Результаты лабораторных исследований, соотнесенные к объему выпускаемой продукции в начальный период, подписанные заказчиком (застройщиком), являются обязательной составной частью документов приемочной комиссии. После выхода объекта на полную проектную мощность заказчик обязан обеспечить проведение лабораторных исследований качества атмосферного воздуха в зоне влияния объекта, что должно быть зафиксировано актом приемочной комиссии, и передать результаты исследований в органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы.
4.4.7. При наличии нарушений санитарного законодательства заказчик обязан принять необходимые меры по устранению имеющихся нарушений до предъявления объекта в эксплуатацию приемочной комиссии.
4.4.8. Приемка объекта в эксплуатацию приемочной комиссией не допускается без наличия в акте заключения и подписи представителя государственного санитарного надзора. Отсутствие подписи представителя государственного санитарного надзора является нарушением Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
5. Требования по охране атмосферного воздуха при эксплуатации объектов, являющихся источниками загрязнения атмосферы
5.1. Общие требования
5.1.1. Руководители объектов вне зависимости от форм собственности обязаны:
разрабатывать и осуществлять планы организационно-технических или иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с загрязнением атмосферного воздуха;
обеспечить разработку ПДК или ОБУВ для веществ, не имеющих нормативов;
обеспечить контроль за загрязнением атмосферного воздуха селитебных территорий в зоне влияния выбросов объекта;
получать заключение органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы на все изменения технологического процесса или оборудования (увеличение производственной мощности, изменение состава сырья, номенклатуры выпускаемой продукции и другие отклонения от утвержденного проекта);
обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно-защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами;
информировать органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы о всех случаях нерегламентированных выбросов вредных примесей в атмосферный воздух, разрабатывать мероприятия по их ликвидации и предотвращению аналогичных ситуаций;
выполнять в установленные сроки предписания органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы по устранению нарушений санитарных норм и правил.
5.1.2. Запрещается любое изменение технологических процессов, связанных с увеличением объема отходящих газов, концентрации вредных веществ или состава вредных веществ, без заключения органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы.
5.2. Требования при установлении нормативов ПДВ на действующих объектах
5.2.1. Нормативы ПДВ, устанавливаемые для каждого источника действующих объектов, утверждаются специально уполномоченными государственными органами после согласования их с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы.
5.2.2. Запрещается устанавливать ПДВ, превышающий выброс, согласованный с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы для данного источника загрязнения атмосферы на стадии проектирования объекта.
5.2.3. При разработке нормативов ПДВ должны быть учтены выбросы вредных веществ от данного источника и соседствующих, определяющих загрязнение атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов рассматриваемого объекта ( ГОСТ 17.2.3.02-78).
Существующее загрязнение атмосферного воздуха (фоновое загрязнение) при разработке предложений по ПДВ может учитываться расчетным путем или определяться по результатам лабораторных исследований в установленном порядке. Перечень источников соседствующих предприятий, учтенных расчетным путем, и значение фоновой концентрации подлежат обязательному согласованию с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы.
5.2.4. Проекты нормативов по, отдельным объектам до включения их в сводный том предельно допустимых выбросов конкретной территории должны быть представлены на рассмотрение в органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы.
5.2.5. ПДВ по отдельным объектам должны содержать
инвентаризационный перечень источников с качественной и количественной характеристикой каждого из них;
предложения по нормативам ПДВ для каждого источника и загрязняющего вещества;
план мероприятий по достижению ПДВ;
способ учета фоновых концентраций; результаты прогнозных расчетов (при необходимости - первичные материалы по расчетам) на каждый этап достижения ПДВ;
ситуационный план с изолиниями концентраций на каждый этап достижения ПДВ.
5.2.6. Проекты нормативов ПДВ по отдельным объектам могут быть включены в сводный том только после доработки материалов в соответствии с замечаниями органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы.
5.2.7. Согласование нормативов ПДВ органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы осуществляется в составе сводного тома конкретной территории.
5.2.8. В случае невозможности достижения ПДВ современными средствами должны быть предусмотрены меры и конкретные сроки по сокращению или исключению данного загрязнения путем изменения технологического процесса, сокращения мощности или перепрофилирования предприятия.
5.2.9. В плане мероприятий по достижению ПДВ не допускается превышение существующего выброса вредных веществ на отдельных этапах достижения ПДВ.
5.2.10. На период достижения ПДВ при наличии данных о неблагоприятном влиянии выбросов на здоровье населения производитель обязан возмещать ущерб здоровью населения, проживающего в зоне влияния выбросов данного объекта.
6. Требования к организации ведомственного лабораторного контроля за загрязнением атмосферного воздуха селитебных территорий
6.1. Каждый объект, являющийся источником загрязнения атмосферного воздуха, должен обеспечить систему контроля и наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха селитебной территории в зоне влияния выбросов этого объекта.
6.2. Система контроля и наблюдения должна соответствовать требованиям ГОСТа «Правила контроля качества атмосферного воздуха населенных мест».
6.3. Размещение постов наблюдения, перечень загрязняющих веществ, подлежащих контролю, методы их определения, а также периодичность отбора проб атмосферного воздуха согласовываются с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы.
6.4. Результаты ведомственного контроля и наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха представляются в органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы по согласованной форме. Обобщенные за год результаты исследований атмосферного воздуха представляются с анализом причин динамики изменения загрязнения за последние 3 года мероприятиями по снижению загрязнения атмосферы с конкретными сроками их выполнения.
Приложение 1
Определение ПЗА по среднегодовым значениям метеорологических параметров (по Э.Ю. Безугловой, 1980 г.)
Потенциал загрязнения атмосферы (ПЗА) |
Приземные инверсии |
Повторяемость в % |
Высота слоя перемещения, км |
Продолжительность тумана, ч |
|||
Повторяемость, % |
мощность, км |
интенсивность, °С |
скорость ветра 0 - 1 м/сек |
в том числе непрерывно подряд дней застоя воздуха |
|||
Низкий |
20 - 30 |
0,3 - 0,4 |
2 - 3 |
10 - 20 |
5 - 10 |
0,7 - 0,8 |
80 - 350 |
Умеренный |
30 - 40 |
0,4 - 0,5 |
3 - 5 |
20 - 30 |
7 - 12 |
0,8 - 1,0 |
100 - 550 |
Повышенный: |
|
|
|
|
|
|
|
континентальный |
30 - 45 |
0,3 - 0,6 |
2 - 6 |
20 - 40 |
3 - 18 |
0,7 - 1,0 |
100 - 600 |
приморский |
30 - 45 |
0,3 - 0,7 |
2 - 6 |
10 - 30 |
10 - 25 |
0,4 - 1,1 |
100 - 600 |
Высокий |
40 - 60 |
0,3 - 0,7 |
3 - 6 |
30 - 60 |
10 - 30 |
0,7 - 1,6 |
50 - 200 |
Очень высокий |
10 - 60 |
0,3 - 0,9 |
3 - 10 |
50 - 70 |
20 - 45 |
0,8 - 1,6 |
10 - 600 |