Сметное нормирование затрат на обеспечение безопасности труда в строительстве

*   Накладные расходы как часть сметной себестоимости

*   Учет затрат на охрану труда в строительной документации

Сметное нормирование затрат на обеспечение безопасности труда в строительстве

С.А. Варзарь,

вице-президент Союза инженеров-сметчиков

В общей схеме рыночных отношений заказчик, какое-нибудь ОАО или частник - физическое лицо, выбирает генерального подрядчика на строительство или реконструкцию объекта, заключает с ним договор с условием сдать ему в установленный срок продукцию (по терминологии Федерального закона от 27.12.02 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" здания, строения, сооружения являются продукцией) под ключ в соответствии с проектом и по взаимно обусловленной стоимости.

Генеральный подрядчик, в свою очередь, выбирает подрядчиков и с ними заключает договоры, в которых тоже предусматриваются соответствующие условия.

*   Каждый из этих субъектов, начиная с заказчика, определяя стоимость объекта и работ, пользуется действующими нормативными документами, и на этой базе разрабатывается смета как план предстоящих расходов, в котором по установленным нормативам четко определяются суммы по статьям расходов. Среди них существует статья "Накладные расходы".

Накладные расходы, как часть сметной себестоимости строительно-монтажных работ, представляют собой совокупность затрат, связанных с созданием общих условий строительного производства, его организацией, управлением и обслуживанием. В этой же статье предусматриваются расходы на обеспечение безопасности труда, но определяются они по остаточному принципу. В среднеотраслевой структуре себестоимости строительно-монтажных работ эти расходы составляют не более 2%.

В соответствии с действующими нормативными документами Госстроя России накладные определяются по нормативу от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов по видам строительства (промышленное, транспортное, сельскохозяйственное, жилищное и строительство других объектов) или по видам работ (земляные, буровзрывные, отделочные, настил полов и кровли и т.п.), При определении объектов экономии с целью снижения себестоимости строительства чаще всего подвергается пересмотру фонд оплаты труда, от которого зависят расходы на охрану труда. Так произошло, например, в 2005 г., когда в связи со снижением с 1 января максимальной ставки единого социального налога Госстрой установил к нормативам накладных расходов понижающий коэффициент 0,94, соответственно были снижены расходы и на охрану труда. Таким образом, обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, как одного из основных направлений государственной политики в области охраны труда (ст. 210 ТК РФ), остается пока без внимания.

Однако и в рамках действующих нормативов существуют ограничения по нормированию расходов на охрану труда, не учитывающие фактические особенности выполнения работ с точки зрения обеспечения безопасности труда. Каждый инженер-сметчик первым видит как недостатки в нормативной базе, так и уязвимые места сметной документации.

Характер труда в строительстве имеет ряд специфических особенностей по сравнению с другими отраслями экономики России. Главная из них - большое количество ручного труда. Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы в основном выполняются на открытом воздухе под непосредственным воздействием природно-климатических, погодных и сезонных факторов, в т.ч. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в неотапливаемых помещениях.

Многие виды работ выполняются на высоте и под землей, на воде и под водой (тоннеле-, метро-, шахто- и мостостроение, гидротехническое строительство и т.п.) в тяжелых и вредных, особо тяжелых и особо вредных условиях труда (в строительстве более 50 видов таких работ).

Одной из важнейших отраслевых особенностей, влияющих на обеспечение безопасных условий труда, является подвижность рабочих мест, связанная с переходом рабочих с объекта на объект по мере выполнения ими порученных комплексов и объемов работ.

*   Разнохарактерность объектов строительства по назначению, проектным и конструктивным решениям, продолжительности строительства, его расположению, а также многообразие технологических и организационных способов производства одних и тех же видов работ значительно усложняют решения по созданию одинаково безопасных условий труда на каждом строящемся объекте.

Все эти факторы объективно обусловливают повышенную опасность труда в строительстве. Поэтому вопрос учета затрат на охрану труда в сметной документации имеет важное значение. От его решения зависит размер средств, выделяемых на охрану труда и, в конечном счете, на сохранение жизни и здоровья строителей.

В первую очередь необходимо устранить недостатки в сметно-нормативной базе. Это можно пояснить на простых примерах сметных нормативов трудозатрат.

По существующему порядку в нормах на строительные работы затраты на установку подмостей учитываются только при работах на высоте (для разных видов работ указана разная высота), но нормы по перестановке подмостей не установлены. Считается, что они могут устанавливаться и разбираться только один раз. Такой порядок традиционно сохраняется с дореформенного периода, когда бывшим Госстроем СССР было издано инструктивное письмо о максимальном использовании одних и тех же лесов для выполнения разных работ с целью снижения затрат на их установку и разборку. И это стало руководством к действию по исключению затрат на устройство и разборку лесов, включенных в сметную документацию свыше одного раза.

Такой порядок распространен и на устройство подмостей при ведении работ в помещениях, где в соответствии с технологией строительно-монтажных работ необходимость их перестановки возникает неоднократно, не менее 4, а иногда до 6 раз. Это связано с тем, что по технологии работы ведутся одновременно на разных уровнях, внизу и на высоте. Например, сантехнические трубопроводы прокладываются в одном направлении и на одной высоте, а вентиляционные воздуховоды - в другом направлении и на другой высоте. Выполнять какие-либо работы с приставных лестниц, когда мешают подмости или леса, нельзя. Поэтому подмости разбираются и устанавливаются на новом месте, а затем этот процесс повторяется, но никакими нормативами трудозатраты не учитываются. В связи с этим в сметной документации следовало бы предусматривать затраты на установку, перестановку и разборку подмостей прямым счетом, аналогично тому, как исчисляются в сметной документации затраты на установку и разборку лесов, только не ограничивать одним разом.

Иными словами, есть технология строительного производства, есть определенная последовательность и очередность выполнения работ, и не считаться с этим нельзя. Соответственно, при расчете суммы средств, выделяемых на охрану труда, это должно учитываться.

В настоящее время в сметных нормативах предусмотрен единый повышающий коэффициент к нормам затрат труда и нормам времени в размере 1,2 только при эксплуатации машин. Занятость работников в условиях повышенной опасности не учитывается и не дифференцируется. Все знают, например, насколько сложно работать в охранной зоне действующей воздушной линии электропередачи. Необходима особая осторожность при производстве работ, в связи с чем производительность труда резко падает. Но одно дело работать в охранной зоне, и совсем другое - в действующей трансформаторной подстанции, которую не всегда можно полностью остановить. Отключаются несколько щитов, на которых необходимо выполнять работы, а остальные щиты и трансформаторы действуют. И в этих условиях люди работают, но в смете затрат на проведение таких работ предусмотреть повышающий коэффициент не представляется возможным.

Аналогичная ситуация наблюдается при выполнении кровельных работ, особенно при устройстве кровель, имеющих большую крутизну, и ряда других видов работ.

В сметных расчетах не удается пока дифференцировать работы, выполняемые на современном оборудовании и на физически изношенном оборудовании, представляющем прямую опасность при его использовании.

За последние десять лет появилось значительное количество новых технологий производства работ. Так, на многих стройках выполняются ремонтно-строительные работы на высотных конструкциях методом промышленного альпинизма. В соответствии с постановлением Минтруда России от 17.05.01 № 40 в раздел "Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства" ЕТКС внесена профессия "промышленный альпинист" (5 - 7-е разряды). Но, к сожалению, вопросы выполнения ремонтно-строительных работ методом промышленного альпинизма не отражены ни в СНиП " Организация строительного производства", ни в СНиП " Безопасность труда в строительстве", соответственно, не разработаны и сметные нормативы.

Таким образом, говорить всерьез о безопасности труда работающих в строительстве без наличия средств на организацию безопасного труда нельзя. Именно поэтому качественное составление сметной документации и полный учет затрат на обеспечение охраны труда, санитарных, противопожарных, экологических и других мероприятий крайне необходимо.

Применение новых технологий и новейших отделочных материалов, многие из которых являются пожароопасными, требует осуществления в ходе строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ дополнительных мер пожарной безопасности. К сожалению, данное направление сметой не предусматривается.

Мы рассмотрели лишь некоторые проблемы учета затрат на охрану труда в сметной документации, однако даже от их решения зависит увеличение размеров финансирования на эти цели.

Союз инженеров-сметчиков считает настоятельной необходимостью исключение затрат на охрану труда из состава накладных расходов и внесение их в обязательном порядке отдельной строкой в главу IX сводных сметных расчетов и смет.

Имеется еще одна важная проблема, связанная с Федеральным законом " О техническом регулировании". С его принятием в области технического нормирования в строительстве возник правовой вакуум. Пока нет ни одного технического регламента, а значительное количество ранее действовавших СНиП отменено. Выпущенные взамен их нормативы так и не зарегистрированы Минюстом России.

Главным негативным следствием такой ситуации стало резкое снижение качества строительства. Вопросы обеспечения безопасности объектов строительства, а также жизни и здоровья граждан не регулируются, и ситуация приобрела угрожающий характер. Об этом свидетельствуют обрушение почти построенного моста в г. Екатеринбурге, взрыв канализационно-насосной станции в г. Красногорске Московской области. Все это - звенья одной цепи.

По всем этим вопросам Минрегионразвитию России и Федеральному агентству по строительству и ЖКХ необходимо принять разумные решения.

(Журнал «Справочник специалиста по охране труда» № 3 2007 г.)

Похожие документы