ТОИ Р-66-54-95 Типовая инструкция по охране труда для слесарей по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов

СОГЛАСОВАНА
поста новлением Президиума
ЦК профсоюза р аботнико в
строительства и промышленности
строительных материалов России
от 15 декабря 1994 г.
№ 19-70

У ТВЕРЖДЕНА
постано влением Минстроя России
от 13 марта 1995 г.
№ 18-22

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
по охране тр уда для слесарей по ремонту дорожно-строительных маши н и тракторов

ТОИ Р-66-54-95

Дата введения 01.07.95

РАЗРАБОТАНЫ АОЗТ ЦНИИОМТП (В.Н. Пивовар, В.Ф. Новиков, Н.Д. Левинсон) при участии АК «Электромонтаж» (В.Н. Мелкозеров, В.И. Кабанов, В.А. Бычков), РАО ЕЭС России (В.В. Подойма) и других организаций, акционерных обществ, концернов, корпораций и объединений.

Взамен ранее действующих типовых инструкций, утвержденных союзными министерствами и ведомствами.

Типовые инструкции разработаны с учетом Основ законодательства Российской Федерации об охране труда и действующих нормативных документов по охране труда.

Предназначены для организаций строительства, предприятий промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства.

ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Главэкономикой Минстроя России (канд. техн. наук В.А. Алексеев, инж. В.К. Ягодин).

УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Минстроя России от 13 марта 1995 г. № 18-22.

ПРЕДИСЛОВИЕ

В соответствии с действующим законодательством по охране труда на работников организаций и предприятий (в пределах порученных им участков работ) возлагается выполнение требований инструкций по охране труда, которые утверждаются руководителями этих организаций и предприятий совместно с профсоюзными комитетами. Указанные инструкции являются нормативными документами и обязательны для выполнения в процессе труда работниками этих предприятий.

В целях унификации требований инструкций по охране труда специализированными организациями разрабатываются типовые инструкции по охране труда, которые утверждаются министерствами и ведомствами и согласовываются с профсоюзами.

Настоящие типовые инструкции разработаны в соответствии с «Положением о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда» Минтруда России с учетом строительных норм и правил Российской Федерации, других нормативных документов, содержащих требования по охране труда, утверждаемых органами федеральной власти Российской Федерации, взамен ранее действующих типовых инструкций, утвержденных союзными министерствами и ведомствами. Типовые инструкции охватывают наиболее массовые профессии работников строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Для удобства пользования общие требования охраны труда, предъявляемые к работникам, выделены в отдельную инструкцию. Остальные инструкции составлены по видам выполняемых работ или наименованиям профессий работников, предусмотренных ЕТКС для этих профессий.

Слесари по ремонту дорожно-строительных машин и трак торов (далее - «слесари») при производстве работ согласно имеющейся квалификации обязаны выполнять требования безопасности, изложенные в «Типовой инструкции по охране труда для работников строительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства», настоящей типовой инструкции, разработанной с учетом строительных норм и правил Российской Федерации, Правил по охране труда на автомобильном транспорте, а также требован ия инструкций заводов-изготовителей по эксплуатации обслужи ваемого оборудования и технологи ческой оснастки.

Требован ия безопасности перед начало м работы

1. Пер ед началом работы слесари обязаны:

а) пр едъявить руководителю удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ, получить за дани е и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ;

б) над еть спецод ежду, спецобувь и при работе на строит ельной площ адке - каску устано вленного образца.

2 . После получения задания у бригадира или руководителя работ слесари обязаны:

а) подготовить необходимые средства индивидуальной защиты и проверить их исправность.

б) проверить рабочее место и подходы к нему на соотв етствие требованиям безопасности;

в) подобрать инструмент, оборудование и технологическую оснастку, необходимые при вы полнении работы, проверить их исправность и соответствие тр ебованиям безопасности;

г) при пользовании переносной электролампой проверить ее ис правность и целостность изоля ции шлангового провода.

3 . Слесари не должны приступать к выполн ению работ при следующих нарушениях требований безопасност и:

а) неисправностях т ехнологической оснастки, средств защиты работающих и инструмента (гаечных ключей, слесарных молотков, кувалд, зубил, к ерн и т.д.), указанных в инструкциях заводов-изготовит елей по их эксплуатации, при которых не допускается их применен ие;

б) несвоевременном провед ении очер едных испытаний (технического осмотра) технологической оснастки, инструмента и приспособл ений;

в) несвоевр еменном проведении очередных испытаний или истечении срока эксплуатации ср едств зашиты работающих, установленного заводом-изготовителем;

г) н еустойчивом положении узлов, агр егатов строит ельной техн ики;

д) вблизи эл ектрических проводов и электроустановок, находя щихс я под напряжением;

е) недостаточной освещ енности или загроможденности рабочих мест и подходов к ним;

ж) отсутствии сред ств пожаротушения. Обнаруженные нарушения тр ебований бе зопасности д олжны быть устранены соб ств енными силами до начала работ, а при н евозможност и сделать это сл есари обязаны сообщить о них бригадиру или руководителю работ.

Требова ния безопасности во время работы

4. В про цессе работы слесари обязаны соблюдать следующие требова ния:

а) при ремонте или т ехническом обслуживании дорожно-строительной техники повесить на рулевое кол есо или рычаги машины табличку «Двигатель не пускать - работают люди !»;

б) выполнять работы по ремонту или техническому обслуживанию дорожно-строительных маш ин при неработающем двигателе, за исключением работ по регулировке карбюратора, пров ерк е электрооборудования и тормозной системы;

в) залезать под машину и вылезать из-под нее следует со стороны противоположной про езду , а находясь под машиной, следу ет разм ещаться м ежду кол ес ами или гус еницами вдоль маши ны;

г ) до начала производства с варочны х ра бот сл ить б ензин, дизельное топливо и масло, а бензобаки закрыть асб естовыми ч ехлами;

д) разборку и сборку агрега тов выполнять в стационарных или перед ви жных маст ерских только на сп ециальных ст ендах, оснащенных устройствами закрепления;

е) не производить работы на отд ельных узлах машин, поднятых грузоподъ емным механизмом;

ж) опустить на опоры или заблокировать сборочны е единицы машин, агр егатов, которы е могут пер ем ещаться под действием собств ен ной массы, а так же подложить под гусеницы и колеса машин противооткатны е упоры (башмаки);

з) не хранит ь на рабоч ем м ест е ле гков оспламе няющиеся жидкости и обтирочный материал.

5 . Домкраты следу ет устанавливать на прочную и устойчивую д ер евянную подкла дку. Высота подъ ема домкрата должна соответствовать необходимой высоте подъема машины и ее част ей. После подъ ема машины домкратами следу ет подстав лять козелки. Работать под машиной, поднятой только домкратом, но не установл енной на коз елки, запр еща ется.

6 . При выполн ении работ на самосвале с по днятым кузовом сл едует предварит ельно установ ить кузо в на упорную штангу.

7 . Слив масла и воды из агр егатов машины необходимо производить только в сп ециальную тару. Случ айно пролито е на пол масло или оброн енный солидол сл еду ет немедленно засыпать опилками или сухим песком и собрать в сп ециально отве де нное м есто.

8 . При рабо тах, с вязанных с проворачиванием кол енчатого и карданного валов, сл есари должны пров ерить , выключены ли з ажигани е и по дача топли ва (для диз ельных машин) , поставит ь рычаг п ер еключ ения п ер едач в н ейтрально е полож ение, освободить стояночный тормоз. Посл е окончания работ сл еду ет затянуть рычаг тормозной сист емы и включить п ервую п ер едачу.

9 . Разборку и сборку колес следует производить на стенде или ровной чистой площадке. Накачивать шины колес следует только при наличии ограждения или страхующего устройства. Осаживать стопорное кольцо молотком или кувалдой запре щается.

10 . При ремонте и обслуживании дорожно-строительных машин с высокой платформой слесари долж ны пользоваться специальными лестницами-стремянками со ступенями шириной не менее 300 мм. Применять приставные лестницы не допускается.

11 . При ремонте доро жно-строительных машин следует снимать, транспортировать и устанавливать двигатель, коробку передач, задний и передний мосты, кузов и раму с помощью подъемно-транспортных механизмов, оборудованных инвентарными захватными приспособлениями, гарантирующими безопасное выполнение работ.

12 . Проверку соосности отверстий при сборке узлов следует выполнять с помощью конусной оправки.

13 . Производить осмотр и ремонт машин в осмотровой яме следует в защ итных очках.

14 . При сметании стружки и пыли с верстака или деталей необходимо пользоваться волосяной щеткой и защитными очками. Запрещается сдувать сжатым воздухом металлическую стружку (опилки).

15 . При осмотре машин в стационарных помещениях следует пользоваться переносной электролампой напряжением не выше 42 В, а при повышенной влажности или на открытом воздухе - не выше 12 В. Пользоваться открытым огнем при осмотре машин не разрешается.

16 . При работе с электросварщ иком следует пользоваться очками с защитными светофильтрами.

17 . При применении грузоподъемных механизмов к строповке агрегатов и деталей допускаются слесари, имеющие удостоверение стропальщика.

18 . К работе с электрифицированным инструментом допускаются слесари, имеющие II квалификационную группу по электробезопасности.

Требован ия безопасност и в авар ий ных ситуациях

19 . В случае возникновения загорания необход имо работу прекратить, принять участие в тушении пожара (огнетушителями, асбе стовыми покрывалам и, п еском или сильной струей воды), а при невозможности ликвидировать загорание следует вызвать пожарную охрану.

20 . При потере устойчивости узлов и агрегатов дорожно-строительных машин во время р емонтных работ их сл едует пр екратить и сообщить о случившемся бригадиру или руководителю работ. Посл е этого слесари должны принять участие в предотвращении произвольного пер емещ ения частей машин.

Требования безопасности по окончании работы

21. По окончании работы слесари обязаны:

а) привести в порядок рабоче е место, убрать инструмент, приспособления и мат ериалы;

б) отключить от с ети применяемы е в работе эл ектроинструмент, станки и механизмы;

в) убрать ручно й инструм ент и спецод ежду, спецобувь и средства индивидуальной защиты в пр едназнач енно е для хранения место;

г) о вс ех зам еч енных во вр емя работы н еполадках сообщить бригадиру или руководителю.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие . 1

Требования безопасности перед началом работы .. 1

Требования безопасности во время работы .. 2

Требования безопасности в аварийных ситуациях . 3

Требования безопасности по окончании работы .. 3