Технологические карты. Устройство дорожных одежд и земляного полотна с применением рулонных синтетических текстильных материалов

МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РСФСР

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОРОЖНЫЙ ПРОЕКТНО - ИЗЫСКАТЕЛЬСКИЙ
И
НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

ГИПРОДОРНИИ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ
УСТРОЙСТВО
ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД И ЗЕМЛЯНОГО
ПОЛОТНА С ПРИМЕНЕНИЕМ РУЛОННЫХ
СИНТЕТИЧЕСКИХ ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Утверждены

Минавтодором РСФСР

Протокол 2

от 26 февраля 1981 г.

Москва 1981

ПРЕДИСЛОВИЕ

В последнее время в практике дорожного строительства начинают применяться прослойки , созданные из синтетических текстильных материалов . Такие материалы , обладая высокими механическими характеристиками , водопроницаемостью , стойкостью к агрессивным воздействиям , способны выполнять функции армирующих , дренирующих и защитных элементов в дорожных конструкциях . Этим они способствуют повышению модуля упругости дорожной конструкции , более быстрой стабилизации свойств грунтов ( слабых переувлажненных грунтов оснований или грунтов земляного полотна в расчетный период ) и защищают материалы нижних слоев дорожной одежды от проникновения глинистых частиц , сохраняя тем самым их начальные свойства на более длительный период .

В настоящих « Технологических картах » изложена технология устройства земляного полотна с созданием прослоек из рулонных синтетических текстильных материалов в случае их укладки в тело земляного полотна или в нижних слоях дорожной одежды .

Технологические карты разработаны в соответствии с положениями ВСН 13-73 « Методика составления технологических карт на выполнение основных дорожно - строительных работ ». - М .: Транспорт , 1974. В основу их положены исследования Гипродорнии , а также данные об опыте применения синтетических текстильных материалов . Все это является дополнением к выпущенным ранее « Рекомендациям по повышению качества земляного полотна путем его армирования , синтетическими материалами ( для опытного применения )» - М .: Гипродорнии , 1979 , где приведены данные , необходимые для выбора синтетического текстильного материала , и методика проектирования дорожных конструкций .

Технологические карты составлены канд . техн . наук Ю . Р . Перковым и инж . А . П . Фоминым , при участии инж . А . Е . Кобранова.

Все замечания и пожелания просьба направлять по адресу : Москва , 109089, наб . Мориса Тореза , 34, Гипродорнии .

Заместитель директора по научной работе

д - р техн . наук А . П . Васильев

ВВЕДЕНИЕ

« Технологические карты » предназначены для использования при разработке проекта производства работ и организации труда на объекте .

Настоящий документ состоит из трех технологических карт , относящихся к следующим областям применения синтетических текстильных материалов :

армирование активной зоны земляного полотна или нижних слоев дорожной одежды ;

укрепление обочин автомобильных дорог ;

многослойное армирование земляного полотна при его возведении из переувлажненных грунтов .

Каждая технологическая карта предусматривает состав звеньев и бригад рабочих и перечень технических средств ( машин , оборудования и пр .), необходимых для выполнения работ на участке , а также содержит технологическую последовательность процессов с расчетом объемов работ и потребных ресурсов , схему работы потока и размещение ресурсов по захваткам , указания по рациональному выполнению основных процессов работы , требования к качеству работ и технике безопасности .

При производстве работ следует руководствоваться (помимо названных в предисловии) следующими нормативными документами :

СНиП III -40-78 Правила производства и приемки работ . Автомобильные дороги . - М .: Стройиздат , 1979;

СНиП III -8-76 Земляные сооружения . Правила производства и приемки работ . - М .: Стройиздат , 1977;

ВСН 97-63 Инструкция по сооружению земляного полотна автомобильных дорог . - М : Транспорт , 1964;

ВСН 39-79 Технические указания по укреплению обочин автомобильных дорог . - М .: Транспорт , 1980;

СНиП III -А .11-70 Техника безопасности в строительстве . - М .: Стройиздат , 1970;

Правила техники безопасности при строительстве , ремонте и содержании автомобильных дорог - М .: Транспорт , 1978;

Типовая инструкция по технике безопасности для дорожных рабочих при строительстве автомобильных дорог . - М .: Оргтрансстрой , 1976;

Типовая инструкция по охране труда для машинистов грейдеров , автогрейдеров , грейдер - элеваторов . - М .; Оргтрансстрой , 1975;

Типовая инструкция по охране труда для машинистов грунто - уплотняющих машин . - М .; Оргтрансстрой , 1975.

Во всех случаях применения технологических карт , приведенных в документе , необходима привязка их к конкретным условиям производства работ .

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 1

ВОЗВЕДЕНИЕ НАСЫПИ С УСТРОЙСТВОМ В ВЕРХНЕЙ ЕЕ ЧАСТИ АРМИРУЮЩЕЙ ПРОСЛОЙКИ ИЗ СИНТЕТИЧЕСКОГО РУЛОННОГО МАТЕРИАЛА

I . Общие положения

Технологическая карта предназначена для использования при организации и производстве работ по армированию верхней части земляного полотна рулонным синтетическим текстильным материалом с устройством над ним песчаного слоя . Она применима также при соответствующем пересчете объемов работ и производительности занятых машин для случая укладки на синтетический материал не песчаного , а иного грунтового слоя или нижнего слоя основания дорожной одежды ( рис . 1 а ). Принимается , что синтетический материал поставляется в рулонах шириной 1,5 м весом 50 кг ; длина материала в рулоне 80 м .

До начала работ земляное полотно должно быть полностью , возведено и уплотнено в соответствии с требованиями СНиП II - Д .5-72, СНиП III -40-78 и ВСН 97-63 ( см . раздел « Введение »).

Работы по устройству слоев , расположенных выше покрывающего синтетический материал слоя , ведутся без изменений согласно существующим нормативным документам на производство этих работ .

II . Технологическая последовательность процессов с расчетом объемов работ и потребных ресурсов

Технологическая схема производства работ приведена в табл . 1. В схеме принято , что планировка верха земляного полотна производится автогрейдером , последующая укладка полотен синтетического рулонного материала ведется на всю ширину земляного полотна с соединением отдельных полотен при помощи специальной установки ( см . приложение 2) и предусматривается отсыпка в один слой 0,2 м песка с транспортировкой его автомобилями - самосвалами , разравниванием бульдозером и уплотнением катком на пневматических шинах . Объемы работ рассчитаны по поперечнику ( рис . 1б).

Рис . 1 . Возможные уровни укладки синтетического материала ( а ) и поперечный профиль земляного полотна ( б ):

1 - верхние слои дорожной одежды ; 2 - песчаный слой ; 3 - синтетический материал ; 4 - грунт земляного полотна

Таблица 1

Устройство земляного полотна с армированием его верхней части синтетическим рулонным материалом

Номера процессов

Номера захваток

Источник обоснования норм выработки ( ЕНцР )

Описание рабочих процессов в порядке их технологической последовательности с расчетом объема работ

Ед . изм .

Количество на 1 км

Производительность в смену

Потребность машино - смен

1

2

3

4

5

6

7

8

1

I

Расчет 1 а

Планировка верха насыпи автогрейдером Д -557 за 9 круговых проходов , при длине хода 200 м

м

1000

620

1,61

2

II

См . п . II технологической карты № 1

Укладка полотен подвезенного синтетического материала на верх земляного полотна ( 11 полотен шириной 1,5 м )

м

(1000)

(270)

(3,7)

3

II

Расчет 2

Соединение отдельных полотен при помощи специальной установки

м

(1000)

(260)

( 3, 85)

4

III

Расчет 3 а

Транспортирование песка автомобилями - самосвалами ЗИЛ -555 грузоподъемностью 4,5 т на расстояние 5 км в количестве 0,2 ´ (13,8 + 15) /2 ´ 1000 = 2880

м3

2880

29,9

96,3

5

III

§ 2-1-15 , табл . 2, п. 9б; стр . 72, прим . 3, коэффициент 0,85

Разравнивание неуплотненного песка бульдозером Д -493 с перемещением его до 10 м из расчета 0,2 ´ (13,8 + 15) /2 ´ 1000 = 2880

м3

2880

1460

1,97

6

IV

Расчет 4

Подвозка воды на расстояние 5 км и ее розлив из расчета 4 л / м2 по поверхности песчаного слоя поливомоечной машиной ПМ -130 в количестве 13,8 ´ 1000 ´ 4 = 5520 0

л

55200

42600

1,29

7

IV

§ 2-1-22 , табл . 2, п . 1 в , п . 5 б

Уплотнение песчаного слоя толщиной 0,2 м катком на пневматических шинах Д -263 в сцепе с трактором С -80 при 8 проходах по одному следу и длина гона солее 200 м 0,2 ´ (13,8 + 15)/2 ´ 1000 = 2880

м3

2880

720

4,0

Потребность машин на 1 км . маш .- смен : автогрейдер Д -557 - 1,61; катки на пневматических шинах Д-263 в сцепе с трактором С -80 - 4,0; автомобили - самосвалы ЗИЛ -655 - 96,3; бульдозер Д -493 в сцепе с трактором С -100 - 1,97; поливомоечная машина ПМ -130 - 1,29; установка для соединения полотен - 3,85.

В технологической схеме на каждый рабочий процесс указаны - объем работ на 1 км дороги , принятая производительность машин , потребность в машино - сменах . Величина принятой производительности обосновывается ссылкой на соответствующий нормативный документ или номер расчета , приведенного в приложении 1.

Производительность выполнения работ по укладке полотен синтетического рулонного материала ( процесс 2) принята из данных , полученных при ведении опытного строительства :

скорости раскатывания рулонов при их ширине 1,5 - 2 м , составляющей 2 км / ч ;

потери времени на возвращение к началу участка , выравнивание уложенных полотен и анкеровку начала и конца полотен после их полного соединения составляют в среднем 0,18 ч на одно полотно при его длине 80 - 100 м .

Производительность работ по укладке полотен для принятых исходных данных равна 270 м / смену ( из расчета создания прослойки из полотен на всю ширину земляного полотна ) или 4400 м2 / смену .

Номера рабочих процессов представлены в технологической последовательности и указаны номера захваток , где они выполняются .

III . Установление скорости потока и комплектование отряда

Скорость потока и комплектование отряда определены по итогам потребности машин ( в машино - сменах ) на 1 км , приведенным в технологической схеме с учетом следующих дополнительных требований :

время нахождения полотен синтетических материалов под действием солнечного света не должно превышать 3 - 3,5 ч ;

длина захватки ( скорость потока в смену ) должна быть кратна длине синтетического материала в рулоне .

Эти условия в наибольшей степени будут соблюдены при скорости потока 240 м / смену и составе машин , приведенном в табл . 2.

Рис . 2 . Схема потока по устройству земляного полотна с армированием его верха синтетическим материалом

Таблица 2

Состав отряда при скорости потока 240 м / смену

Наименование машин

Количество машин и коэффициент внутрисменной загрузки

Квалификация рабочих

Количество рабочих

Автогрейдер Д -557

1 (0,39)

Машинист 6 разр .

2

Каток Д -263 в сцепе с трактором С -80

1 (0,96)

Тракторист 5 разр.

1

Водитель III кл .

24

Бульдозер Д -493 в сцепе с трактором С -100

1 (0,48)

Рабочие :

при машинах

4

Автомобиль - самосвал 3М -555

23 (1,0)

на ремонте машин

3

Поливомоечная машина ПМ-130

1(0,31)

Всего рабочих в смену

34

Установка для соединения полотен

[1 (0,93)]

IV . Схема работы п отока и размещение ресурсов по захваткам

На рис . 2 приведена схема работы потока по устройству земляного полотна с армированием его верхней части синтетическим рулонным материалом с учетом скорости потока 240 м / смену .

Рулоны (11 шт .) синтетического материала подвезены заранее и распределены по длине захватки через 80 м ( длина синтетического материала в рулоне ) у начала каждого из участков .

V . Указания по рациональному выполнению основных процессов работ

1. Планировка верха земляного полотна

Планировка верха земляного полотна производится автогрейдером Д -557, оборудованным системой « Профилъ -1». Он совершает рабочие проходы в двух направлениях по кольцевой схеме ( рис. 3).

Рис . 3 . Схема работы автогрейдера Д -557 при планировке :

1 - 7 - номера проходов

Планировка выполняется за три цикла по 3 круговых прохода - в каждом с перекрытием следа предыдущего прохода на 0,5 м . За первый цикл производят грубую планировку земляного полотна при ручном управлении и движении на 2 передаче ; за второй и третий циклы производят окончательное выравнивание верха земляного полотна при автоматическом режиме управления автогрейдером и движении на 2 - 3 передачах .

2 . Укладка полотен подвезенного рулонного синтетического материала на верх земляного полотна и соединение полотен

Укладка полотен производится вручную двумя рабочими путем раскатки рулонов вдоль земляного полотна , начиная от его края . После раскатки первого рулона длиной 80 м рабочие возвращаются к началу участка и кладут второй рулон таким образом , чтобы перекрытие полотен было равно 8 - 12 см . Во время этого процесса необходимо периодически производить разравнивание полотен во избежание образования каких - либо складок .

После укладки первого и 15 - 20 м второго полотен начинается процесс соединения смежных полотен друг с другом . В дальнейшем процессы по укладке и соединению полотен ведутся одновременно ; расстояние между раскатываемым рулоном и идущей вслед за ним установкой 15 - 20 м ( рис . 4).

Соединение полотен производится тепловым методом с помощью специальной установки - схема , технические характеристики и правила работы с ней приводятся в приложении 2.

При небольшом объеме работ возможно соединение полотен с помощью паяльных ламп . Ввиду ухудшения качества соединения укладка полотен в этом случае производится с перекрытием 20 - 25 см . В процессе соединения полотен разогреваются паяльной лампой поверхности синтетических материалов на ширине перекрытия полотен . Сразу после плавления производится обжатие свариваемых полотен на ширине перекрытия ручным катком с вальцом весом не менее 25 - 30 кг при ширине его 40 - 50 см и выравнивание их . Затем края торцевой части полотен армирующего слоя у начала участка прижимаются к грунту металлическими анкерами диаметром 3 - 6 мм и длиной 150 - 200 мм .

Рис . 4 . Укладка и соединение полотен (1 - 11) с помощью установки (12):

13 - 17 - первые проходы по укладке и соединению

Расстояние между анкерами 1,0 - 1,2 м . Работы по укладке и соединению полотен ведутся бригадой в составе четырех человек .

3 . Транспортирование и разравнивание песка

Песок подвозится автомобилями - самосвалами и разравнивается бульдозером в последовательности , указанной на рис . 5. Выполнение этих операций начинается непосредственно после укладки и соединения полотен на первом участке длиной 80 м захватки 11, а также нахождения синтетического материала под действием света не более 3 - 3,5 ч .

Автомобили - самосвалы выгружают первые партии песка на край созданного армирующего слоя , не заезжая задними колесами на него . Бульдозер постепенно подвигает выгруженный песок на армирующий слой , не затрагивая гусеницами его открытую поверхность , и выполняет проходы с перекрытием 1,0 м . Следует избегать резких поворотов бульдозера на одной гусенице , так как это может привести к повреждению полотен синтетического матери ала .

Все работы по возведению вышележащего над синтетическим материалом песчаного дренирующего и морозозащитного слоя ведутся способом « от себя» без заезда занятых на строительстве машин на открытую поверхность материала .

4 . Уплотнение песчаного слоя с дополнительным увлажнением

Уплотнение производится прицепным катком на пневматическом ходу , движение которого следует проводить с перекрытием предыдущего прохода на 0,3 - 0,4 м продольными круговыми проходами ( рис . 6). Грунт уплотняют до максимальной плотности с предварительным увлажнением при 8 проходах катка по одному следу . Степень уплотнения проверяют лабораторно - контрольные посты строительного объекта .

VI . Требования к качеству работ и технике безопасности

Рис . 5 . Схема отсыпки песчаного слоя на уложенные и соединенные полотна (1 - 11):

1 - 3 - проходы бульдозера

Рис . 6 . Схема работы катка по уплотнению :

1 - 6 - номера проходов катка

После планирования верха насыпи автогрейдером для укладки полотен синтетического материала отдельные неровности поверх ности не должны превышать 4 - 6 см . Уложенные и соединенные полотна синтетического материала не должны иметь складок или повреждений . Качество шва , достигаемое в результате соединения тепловым способом данного вида материала , оценивается предварительно . Для этого из соединенных по принятой методике небольшой длины полотен отбираются образцы размером 5 ´ 20 см и испытываются на прочность при растяжении .

При завершении процесса соединения полотен, полученные швы осматриваются , их качество оценивается визуально . После создания армирующего слоя запрещается проезд по его незащищенной поверхности любых машин .

Технология производства работ с применением синтетических материалов не связана с какими - либо дополнительными требованиями с точки зрения техники безопасности и предусматривает соблюдение требований действующих документов , перечисленных в разделе « Введение » .

VII . Расчет технико - экономических показателей

Произведенный расчет основных технико - экономических показателей приведен в табл . 3 - 6.

Таблица 3

Расчет основной заработной платы рабочих , занятых в смену

Машины ( рабочие )

Разряд рабочих

Кол - во рабочих

Заработная плата одного рабочего в смену , руб .

Общая заработная плата руб .

Автогрейдер Д -557

6

1

6,47

6,47

Каток Д -263

5

1

5,75

5,75

Автомобиль - самосвал ЗИЛ -555

водитель III кл.

23

5,0

115

Бульдозер Д -493

6

1

6,47

6,47

Поливомоечная машина ПМ -130

водитель III кл.

1

5,0

5,0

Итого

34

170,21

Таблица 4

Основные стоимостные показатели машин в отряде

Машины

Количество машин и коэффициент их внутрисменной загрузки

Стоимость машино - смены , руб .

Расчетная стоимость машины , тыс. руб.

одной машины

общая

одной машины

общая

Автогрейдер Д -557

1 (0,39)

29

29

7,5

7,5

КатокД -263 в сцепе с трактором С -80

1 (0,96)

39

39

9,6

9,6

Самосвал ЗИЛ -555

23 (1,0)

16

368

3,6

82,8

Бульдозер Д -493 на тракторе С -100

1 (0,48)

35

35

7,3

7,3

Поливо м оечная машина ПМ -130

1 (0,31)

15

15

6,0

6,0

Итого

487

113

Таблица 5

Стоимость материалов на 1 км

Материал

Цена за единицу измерения , руб .

Объем

Сумма , руб .

Синтетический материал - м 2

0,8

16500

13200

Песок - м3

2,3

2880

7200

Итого

20400

Таблица 6

Расчет основных технико - экономических показателей

№ пп

Показатели

Ед . изм .

Величина показателей

1

2

3

4

А . Общие данные

1

Расчетная стоимость машин

тыс . руб .

113

2

Производительность отряда

в смену

м

240

в год ( при 250 сменах )

км

60

3

Количество рабочих , занятых в смену :

на машинах

чел .

27

при машинах

-" -

4

на ремонте машин

- " -

3

Итого рабочих

34

4

Основная заработная плата рабочих в смену:

машинистов

руб .

139

рабочих при машинах и на ремонте машин

- " -

31

Итого

170

5

Прямые затраты в смену :

стоимость эксплуатации машин

руб .

482

стоимость материалов

-"-

4896

зар . плата рабочих при машинах

- " -

16

Итого прямых затрат

5399

Б . Показатели на 1 км земляного полотна

6

Прямые затраты

руб .

22516

7

Основная заработная плата рабочих

- "-

708

8

Трудовые затраты

чел. - дни

141

9

Накладные расходы :

условно - постоянные (10 % от суммы прямых затрат )

руб .

2251

зависимые от основной заработной платы (15 % от п . 7)

-"-

106

зависимые от трудоемкости работ (1 р . 90 коп . за 1 чел.-день )

-"-

268

Итого накладных расходов

2625

10

Плановые накопления 16 % от суммы прямых затрат и накладных расходов

руб .

1508

11

Сопоставимая себестоимость работ ( п . 6 + п . 9 + п . 10)

- " -

26649

12

Удельные капиталовложения в машины ( п . 1: п . 2 б )

- " -

1955

13

Приведенные сопоставимые затраты ( п . 11 + п . 12 ´ 0,12)

руб .

26883

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 2

УКРЕПЛЕНИЕ ОБОЧИН АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ С ПРИМЕНЕНИЕМ РУЛОННОГО СИНТЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

I . Общие положения

Технологическая карта предназначена для использования при организации и производстве работ по укреплению обочин существующей дороги с применением рулонного синтетического материала , который укладывается на грунт земляного полотна под слой гравийной смеси оптимального состава . Конструкция укрепления обочины представлена на рис . 7. Технологическая карта применима при соответствующем пересчете объемов работ и производительности занятых машин для случая укладки синтетического материала на грунт земляного полотна под любой грунтовый слой или слой укрепления обочины из несвязного материала .

Поскольку наиболее часто наездам подвергается первая треть ширины обочины , непосредственно примыкающая к кромке проезжей части , предусмотрена укладка одной полосы синтетического материала именно в этой части . Край материала шириной 0,1 м отгибается для его закрепления между слоем укрепления обочины и дорожной одеждой ( см . рис . 7) с целью создания лучших условий для работы материала .

Рис . 7 . Конструкция укрепления обочины :

1 - гравийная смесь оптимального состава ; 2 - синтетический материал

Принимается , что синтетический материал поставляется в рулонах шириной 1,5 м весом 50 кг ; длина материала в рулоне 80 м.

При организации и производстве работ должны быть учтены требования , изложенные в ВСН 39-79 ( см . раздел « Введение » ).

II . Технологическая последовательность процессов с расчетом объемов работ и потребных ресурсов

Технологическая схема производства работ приведена в табл . 7. В схеме принято , что разработка слоя грунта толщиной 0,15 и производится а втогрейдером , последующая укладка полотен синтетического рулонного материала ведется вручную и предусматривается отсыпка 0,15 м гравийной смеси с транспортировкой ее автомобилями - самосвалами , разравниванием автогрейдером , увлажнением с помощью поливомоечной машины и уплотнением вальцовыми катками . Объемы работ рассчитаны по поперечнику ( см . рис . 7).

Таблица 7

Укрепление обочин с применением рулонного синтетического материала

Номера процессов

Номера захваток

Источник обоснования норм выработки ( ЕНиР )

Описание рабочих процессов в порядке их технологической последовательности с расчетом объема работ

Ед . изм .

Количество на 1 км

Производительность в смену

Потребность машино - смен

1

2

3

4

5

6

7

8

1

I

Расчет 1б

Разработка слоя грунта толщиной 0,15 м автогрейдером Д -557 за 3 круговых прохода при длине хода около 400 м из расчета 2 ´ 1000 = 2000

м

2000

2300

0,87

2

II

Расчет 5

Транспортировка синтетического материала автомобилем ЗИЛ -130 на расстояние 20 км из расчета 1,5 ´ 1000 ´ 2 = 3000

м 2

3000

4562

0,66

3

II

См . п . II технологической карты № 2

Укладка подвезенного синтетического материала вручную из расчета 2 ´ 1000 = 2000

м

(2000)

(4100)

(0,49)

4

III

Расчет 3а

Транспортировка гравийной смеси автомобилями - самосвалами ЗИЛ -555 грузоподъемностью 4,5 т на расстояние 5 км из расчета 0,15 ´ 2 ´ 1000 ´ 2 = 600

м3

600

27,9

21,5

5

III

§ 17-1 , табл . 2, № 8; стр . 1, табл . 1, коэффициент 1,15

Разравнивание гравийной смеси автогрейдером Д -557 из расчета 2 ´ 1000 ´ 2 = 4000

м 2

4000

3100

1,29

6

IV

Расчет 4

Подвозка воды на расстояние 5 км и ее розлив по поверхности гравия ( из расчета 6 % воды от веса гравия ) поливомоечной машиной ПМ -130 в количестве 600 ´ 1,6 ´ 0,06 ´ 1000 ´ = 57600

л

57600

42600

1,35

7

IV

§ 17-11 , табл . 1, п . 14

Подкатка гравия легкими катками Д -552 при четырех проходах по одному следу из расчета 2 ´ 1000 ´ 2

м 2

4000

3700

1,08

8

IV

Выполняется звеном дорожных рабочих , см . § 17-11

Проверка ровности и поперечного профиля поверхности укрепления с исправлением дефектных мест

-

-

-

-

9

IV

§ 17-11 , табл . 1, п . 15

Уплотнение гравийного укрепления средним катком Д -399 при 15 проходах по одному следу из расчета 2 ´ 1000 ´ 2 = 4000

м 2

4000

1000

4,0

Потребность машин на 1 км маш.-смен : автогрейдер Д -557 - 2,16; автомобили - самосвалы ЗИЛ -555 - 21,5; поливомоечная машина ПМ -130 - 1,35; легкий каток Д -552 - 1,08; средний каток Д -399 - 4; автомобиль ЗИЛ -130 - 0,66.

Производительность выполнения работ по укладке полотен синтетического рулонного материала ( процесс 2) принята из данных , полученных при ведении опытного строительства :

скорости раскатывания рулонов при их ширине 1,5 - 2 м , составляющей 1 км / ч ;

потери времени на выравнивание уложенных полотен , анкеровку начала и конца полотен и перемещение материала в проектное положение с установлением дополнительных анкеров составляют в среднем 0 ,15 ч на одно полотно , при его длине 80 - 100 м .

Производительность работ по укладке полотен для принятых исходных данных равна 4100 м / смену или 6100 м2 / смену .

III . Установление скорости потока и комплектование отряда

Скорость потока и комплектование отряда определены по итогам потребности машин ( в машино - сменах ) на 1 км , приведенным в технологической схеме с учетом следующих дополнительных требований :

время нахождения полотен синтетических материалов под действием солнечного света не должно превышать 3 - 3,5 ч ;

длина захватки ( скорость потока в смену ) должна быть кратна длине материала в рулоне .

Эти условия в наибольшей степени будут соблюдены при скорости потока 400 м / смену и составе машин , приведенном в табл . 8

Таблица 8

Использование ресурсов

Наименование машин

Количество машин и коэффициент внутрисменной загрузки

Квалификация рабочих

Количество рабочих

1

2

3

4

Автогрейдер Д -557

1 (0,86)

Машинист 6 разр .

1

Автомобили - самосвалы ЗИЛ -555

9 (0,96)

машинист 5 разр .

3

Поливомоечная машина ПМ -130

1 (0,54)

Водитель III кл .

11

Каток Д -552

1 (0,43)

Рабочие : при машинах

8

Каток Д -399

2 (0,8)

Автомобиль ЗИЛ -130

1 (0, 26)

на ремонте машин

8

Всего рабочих в смену 31

IV . Схема работы потока и размещение ресурсов по захваткам

Схема работы потока приведена на рис . 8.

Рулоны синтетического материала распределены по длине захватки через 80 м ( длина материала в рулоне ) в количестве двух рулонов у начала каждого участка ( по рулону у каждой из обочин ). Распределение рабочих при машинах по захваткам приведено в табл. 9.

Таблица 9

Распределение рабочих по захваткам

Номер захватки

Разряд рабочего

Количество человек

Наименование рабочих процессов , выполняемых рабочими

I

2

2

Зачистка кромок корыта под слои укрепления обочины

II

3

1

Укладка и разравнивание подвезенного синтетического материала с выполнением анкеровки его

2

2

IV

3

3

Проверка ровности и поперечного профиля поверхности укрепления с исправлением дефектных мест

2

2

V . Указания по рациональному выполнению основных процессов работ

1. Подготовка корыта под слои укрепления обочин.


Рис . 8 . Схема потока по укреплению обочин с применением синтетического материала


Разработка грунта для создания корыта под слои укрепления обочины производится автогрейдером Д -557 за три кольцевых прохода по одному следу . При двух первых проходах срезаются слои грунта толщиной по 6 - 7 см ; при третьем выполняется окончательная планировка дна корыта с необходимым поперечным уклоном . Рабочие проходы выполняются в двух направлениях с разворотом в конце захватки и переходом с одной обочины на другую . При движении автогрейдера на второй передаче отвал его устанавливается в рабочее положение , при котором угол захвата составляет 35 ° , угол резания - 50 ° . Такой угол захвата обеспечивает подготовку корыта шириной 2 м . Срезаемый грунт сбрасывается через 15 - 20 м хода автогрейдера на откос . Кромка подготовленного корыта , примыкающая к дорожной одежде проезжей части , зачищается вручную .

2 . Транспортировка и укладка синтетического материала

Материал транспортируется бортовым автомобилем ЗИЛ -130 и распределяется по длине захватки в соответствии с п . IV настоящей технологической карты .

Укладка рулонов производится вручную тремя рабочими , путем раскатки их у кромки дорожной одежды по подготовленному корыту .

После раскатки первых метров полотно прижимается к грунту у начала участка по ширине тремя - четырьмя металлическими анкерами ( стержни длиной 15 - 20 см с обогнутым верхним и заостренным нижним концами ). В процессе дальнейшей раскатки производится периодическое разравнивание полотна и его перемещение в проектное положение - к кромке дорожной одежды проезжей части с отгибом 0,2 м . Для закрепления проектного положения вдоль кромки дорожной одежды по перегибу полотна через 10 - 12 м устанавливаются анкера . Укладка полотен ведется на всю длину захватки сначала на одной , а затем на другой обочине .

3 . Транспортировка и разравнивание гравийной смеси

Гравийная смесь оптимального состава подвозится автомобилями - самосвалами и выгружается непосредственно в корыто на уложенные полотна через расстояние , равное

 м,

где Р - грузоподъемность автомобиля , т ;

1 ,3 - коэффициент уплотнения ;

g = 1,6 т / м3 - объемный вес гравийной смеси ;

h - толщина полосы укрепления , м;

в - ширина полосы укрепления , м .

Разравнивание и планировка гравийной смеси производится автогрейдером Д -557 за четыре прохода по одному следу при рабочих проходах в двух направлениях с разворотом в конце захватки и переходом с одной обочины на другую . В начале каждого прохода отвал автогрейдера устанавливается в рабочее положение , а в конце прохода поднимается в транспортное и производится поворот .

Первыми двумя проходами выполняется грубое разравнивание гравия в ручном режиме управления путем постепенной надвижки его на синтетический материал без заезда . За третий проход производится окончательное разравнивание и предварительная планировка гравия . Эту работу выполняют в автоматическом режиме управления . За четвертый проход выполняется окончательная планировка поверхности обочины по всей ее ширине , включая и неукрепленную часть шириной 0,5 м после которой контролируют шаблоном поперечный уклон обочины .

4 . Уплотнение гравийного слоя укрепления с предварительным увлажнением

Сразу после планировки гравийный слой уплотняется моторными катками с гладкими вальцами : подкатка катком весом 5 - 6 т , укатка - 10 - 15 т . Увлажнение создается непосредственно перед катком .

Подкатка выполняется за четыре прохода по одному следу . Проходы ведутся от кромки проезжей части со смещением последующих проходов на   часть ширины катка . После этого уплотнение продолжается с перемещением от бровки земляного полотна к проезжей части . По окончании подкатки проверяется ровность и поперечный профиль поверхности укрепления , дефектные места исправляются .

Уплотнение выполняется за 15 проходов по одному следу в том же порядке что и подкатка при скорости движения на первых проходах 1,5 - 2 км . Число проходов уточняется на месте . Уплотнение ведется до исчезновения образования волны перед катком , стабилизации работы мотора катка и отсутствия заметных осадок гравия .

VI . Требования к качеству работ и технике безопасности

У подготовленного корыта под слои укрепления обочины величина отдельных неровностей не должна превышать 3 - 5 см . Уложенные в него полотна ( перед отсылкой на них песка ) не должны иметь складок и повреждений . По незащищенной поверхности полотен проезд любых машин , занятых на строительстве , запрещен .

Требования к качеству материалов конструктивных слоев укрепления изложены в ВСН 39-70 и указанных в предисловии «Рекомендациях» .

При строительстве следует выполнять требования СНиП III - А .7-62 и ВСН 39-79 . Перед началом работ необходимо провести ограждение участка и установить знаки в соответствии с требованием этих нормативных документов.

При выполнении укрепления и работе с машинами надо руководствоваться правилами техники безопасности , изложенными в действующих документах ( см . раздел « Введение» ).

VIII . Расчет технико - экономических показателей

Расчет основных технико - экономических показателей произведен в табл . 10 - 13.

Таблица 10

Расчет основной заработной платы рабочих , занятых в смену

Машины ( рабочие )

Разряд рабочих

Кол - во рабочих

Заработная плата одного рабочего в смену, руб .

Общая заработная плата , руб .

1

2

3

4

5

Автогрейдер Д -557

6

1

6,47

6,47

Автомобили - самосвалы ЗИЛ -555, а также ПМ -130 и ЗИЛ -130

водитель III кл .

11

5,0

55

Каток Д -552

5

1

5,75

5,75

-"- Д -399

5

2

5,75

11,5

Всего :

15

78,72

Рабочие:

при машинах

2

8

4,04

32,32

на ремонте машин

4

8

5,12

40,96

Итого :

31

152,0

Таблица 11

Основные стоимостные показатели машин в отряде

Машины

Кол - во машин и коэфф . их внутрисменной загрузки

Стоимость машино - смены , руб .

Расчетная стоимость машины , тыс . руб .

одной единицы

общая

одной машины

общая

Автогрейдер Д -557

1 (0,86)

29

29

7,5

7,5

Самосвалы Д -555

9 (0,96)

16

144

3,6

32,4

Поливомоечная машина ПМ -130

1 (0,54)

15

15

6,0

6,0

Автомобиль ЗИЛ -130

1 (0,26)

17

17

3 ,1

3,1

Каток Д -552

1 (0,43)

19

19

2,9

2,0

-"- Д -399

2 (0,8)

21

42

3,9

7,8

Итого :

266

59,7

Таблица 12

Стоимость материалов на 1 км

Материал

Единица измерения

Цена за единицу измерений

Объем

Сумма , руб .

Синтетический материал

м2

1,0

3000

3000

Гравийная смесь

м3

5,0

600

3000

Итого :

6000

Таблица 13

Расчет основных технико - экономических показателей

№ пп.

Показатели

Ед . измерения

Величина показателей

1

2

3

4

А . Общие данные

1

Расчетная стоимость машин

тыс . руб .

59,7

2

Производительность отряда

в смену

М

400

в год при 250 сменах

км

100

3

Количество рабочих , занятых в смену

на машинах

чел .

16

при машинах

- " -

10

на ремонте машин

- "-

8

Итого рабочих

34

4

Основная заработная плата рабочих в смену

машинистов

руб .

79

рабочих при машинах и на ремонте машин

- "-

73

Итого :

152

5

Прямые затраты в смену

стоимость эксплуатации машин

руб .

256

стоимость материалов

руб .

6000

заработная плата рабочих при машинах

- " -

32

Итого прямых затрат

6298

Б . Показатели на 1 км насыпи

6

Прямые затраты

руб .

7437

7

Основная заработная плата рабочих

- " -

556

8

Трудовые затраты

чел .- день

112

9

Накладные расходы :

условно - постоянные (10 % от суммы прямых затрат )

руб .

744

зависящие от основной зарплаты (15 % от основной зарплаты )

- " -

83

зависящие от трудоемкости работ (1,90 руб . за 1 чел .- день )

руб .

213

Итого накладных расходов

1040

10

Плановые накопления (6 % от суммы прямых затрат и накладных расходов )

руб .

509

11

Сопоставимая себестоимость работ ( п . 6 + п . 9 + п . 10)

руб .

8986

12

Удельные капиталовложения в машины ( п . 1 : п . 2б)

- " -

1466

13

Приведенные сопоставимые затраты ( п . 11 + п . 12 · 0,12)

- " -

8986

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 3

ОТСЫПКА НАСЫПИ ИЗ ПЕРЕУВЛАЖНЕННЫХ ГРУНТОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ СИНТЕТИЧЕСКОГО РУЛОННОГО МАТЕРИАЛА

I . Общие положения

Технологическая карта предназначена для использования при организации и производстве работ по возведению насыпи из переувлажненных грунтов с отсыпкой и чередованием слоев с синтетическим рулонным материалом . Поперечный профиль нижней части земляного полотна приведен на рис . 9.

Принимается , что синтетический материал , поставляемый в рулонах шириной 1,5 м весом 50 кг при длине материала в рулоне 80 м , предварительно соединяется в полотна шириной 10 и 8,5 м , длиной 40 м за пределами строительного участка и только после этого подвозится на строительный участок .

До начала описываемых работ должны быть выполнены работы по подготовке основания под насыпь в соответствии с ВСН 97-63 и ВСН 166-70.

Предполагается , что возведение насыпи из переувлажненных грунтов осуществляется при последующем стадийном строительстве дорожного покрытия с учетом естественной консолидации земляного полотна . Грунты могут иметь влажность больше оптимальной и допускаемой , но должны иметь влажность меньше наибольшей из условия достижения коэффициента уплотнения 0,9 ( ВСН 166-70)*. Кроме того , влажность грунтов должна быть ниже значений , обеспечивающих возможность работы землеройно - транспортных средств без существенного снижения производительности ( влажность дана в долях от влажности на границе текучести WT );

1 ,0 WT - при легких супесях и пылеватых песках ;

0 ,9 WT - при пылеватых и тяжелых супесях , легких суглинках ;

0 ,7 WT - при тяжелых и пылеватых суглинках , глинах .

При проектировании и строительстве должны соблюдаться положения основных документов*) .

*) « Технические указания по возведению земляного полотна автомобильных дорог из переувлажненных грунтов» , ВСН 166-70. - М .: О ргтрансстрой , 1970; Методические рекомендации по сооружению земляного полотна автомобильных дорог из грунтов повышенной влажности . - М .: Союздорнии , 1980.

Технологическая карта составлена для случая возведения насыпи с поперечным профилем , показанным на рис . 9 вариант Б .

Из перечня работ при отсыпке насыпи ( по варианту А , рис . 9) исключается лишь операция по отгибу синтетического материала на откос . Работы по отсыпке верхней части насыпи из стабильных грунтов проводятся без изменений согласно существующим нормативным документам , за исключением работ по отсыпке первого от поверхности синтетического материала слоя , которые должны вестись согласно технологической карте № 1.

Таблица 14

Отсыпка насыпи из переувлаженных грунтов с применением синтетического рулонного материала

Номер процессов

Номер захватки

Источник обоснования норм выработки ( ЕНиР )

Описание рабочих процессов в порядке их технологической последовательности с расчетом объема работ

Ед . изм .

Кол - во на 1 км

Производительность в смену

Потребность машино - смен

1

2

3

4

5

6

7

8

1

-

§ 2-1-7 А , табл . 3, п . 6 а . коэфф . 1,05, гл . 1, п . 3

Разработка грунта 1 группы в притрассовом карьере экскаватором Э -10011 с ковшом емкостью 1,5 м с погрузкой грунта в транспортные средства из расчета

м3

22860

490

46,6

2

-

См . п . II технологической карты № 3

Соединение синтетического материала в полотна шириной 8,5 м и 10 м с помощью специальной установки за пределами строительного участка в количестве (2 ´ 10 + 5 ´ 8,5) ´ 1000 = 62500

м2

62500

4400

14,2

3

I

См . п . II технологической карты № 3

Укладка и соединение полотен синтетического материала ( укладка четыре слоя с устройством двух соединительных швов в среднем для каждого слоя ) из расчета (2 ´ 10 + 5 ´ 8,5) ´ 1000 = 62500

м2

(62500)

(6000)

(10,42)

4

1

Расчет 3 в

Транспортировка грунта в насыпь автомобилями - самосвалами КрАЗ -256 Б грузоподъемностью 11 т на расстояние 2 км в количестве

м3

22860

108

212

5

1

§ 2-1-15 , табл . 2, п . 9 а стр . 72, прим . 3. снижение производительности в 1,2 раза согласно п . II технологической карты № 3

Разравнивание грунта 1 группы бульдозером Д -493 с перемещением его до 10 м из расчета

м3

22860

1520

15

м3

22860

1520

15

6

II

Расчет 6 а

Послойная подкатка грунта насыпи слоями 0,3 м самоходным катком на пневматических шинах Д -627 без балласта весом 8,5 т при 10 проходах по одному следу из расчета

м 2

73500

1710

42,9

7

II

Расчет 6б

Послойное уплотнение насыпи самоходным катком на пневматических шинах Д -624 с балластом , весом 35 т при 20 проходах по одному следу из расчета

м 2

73500

1702

43,2

8

II

§ 2-1-46 , п . 8 а , см . п . II технологической карты № 3

Отгиб края синтетического материала на откос с укладкой его на край поверхности грунтового слоя , анкеровкой и предварительной подчисткой поверхности материала из расчета

[(1,35 + 0,45 + 1,1) ´ 2 + 1,1 ´ 6] ´ 1000

м 2

(12400)

(1080)

(11,48)

Потребность машин на 1 км ., маш.-смен : экскаватор Э -10011 - 46,6; автомобили - самосвалы КрАЗ -256 Б - 212; бульдозер Д -493 - 15: каток Д -627 - 42,9; каток Д -624 - 43,2; установка для соединения полотен - 14,2.

II . Технологическая последовательность процессов с расчетом объемов работ и потребных ресурсов

Технологическая схема производства работ приведена в табл . 14, где принято , что переувлажненный грунт, разрабатываемый в притрассовом карьере экскаватором и транспортируемый автомобилями - самосвалами отсыпается на полотна синтетического материала , соединенные за пределами строительного участка и уложенные вручную . Затем он разравнивается бульдозером слоями толщиной 0,3 м и уплотняется самоходными катками на пневматических шинах . Толщина слоя грунта между двумя прослойками из синтетического материала - 0,6 м . По окончании устройства грунтового слоя ( его отсыпки на синтетический материал , разравнивания и уплотнения ) толщиной 0,6 м , края синтетического материала , лежащего под ним , отгибаются на откос, кладутся на поверхность этого грунтового слоя и крепятся анкерами . Схема расположения полотен указана на рис . 10. В дальнейшем операции повторяются . Объемы работ рассчитаны по поперечнику см . рис . 9 вариант Б .

В технологической схеме на каждый рабочий процесс указаны объем работ на 1 км дороги и потребность в машино - сменах , требуемые в целом для возведения нижней части земляного полотна принятого сечения ( см . рис . 9), а не для создания каждого из грунтовых слоев , что соответствовало бы объему работ на захватке . Это связано с тем , что работы по созданию каждого из трех грунтовых слоев повторяются трижды в одной и той же последовательности при небольшой разнице в объемах работ для каждого слоя ( см . п . IV ).

Производительность занятых при строительстве машин принята в соответствии с нормативными документами , указанными в технологической схеме , или номером расчета , приведенного в приложении 1 . Учитывается , что в результате работы с переувлаженными грунтами происходит снижение производительности бульдозера в 1,2 раза , катков - в 1,3 раза ( при снижении давления в шинах до 0,3 МПа - (3 кгс / см2 ), экскаватора - в 1,1 раза .

Рис . 9 . Поперечный профиль насыпи , отсыпаемой из переувлажненных грунтов :

А - вариант без отгиба синтетического материала на откос ; Б - вариант с отгибом ; 1 - синтетический материал ; 2 - грунт , отсыпаемый слоями 0,3 м ; а - е - слои грунта в порядке их отсыпки

Рис . 10 . Схема расположения полотен :

1 - 7 - номера полотен ( в скобках - ширина полотен )

Производительность выполнения работ по соединению синтетического материала в полотна шириной 8,5 м и 10 м за пределами строительного участка ( процесс 2) принята из данных , полученных при ведении опытного строительства :

производительность работ по укладке полотен вручную и соединению при ширине их 1,5 - 2 м с помощью специальной установки составляет 4400 м2 / смену ( см . технологическую карту № 1), т . е . затраты времени составляют 0,19 ч на 100 м2 материала ; потери времени на скатывание соединенных полотен в рулоны шириной 8 - 10 м ( при длине материала в рулоне около 40 м ) с подготовкой их под погрузку составляет 0,14 ч на 100 м2 материала ( производительность работ по скатыванию рулонов около 8000 м2/ смену ). Таким образом , общие потери времени при выполнении процесса 2 составляют 0,25 ч на 100 м2 материала , что соответствует производительности 2880 м2 / смену при работе бригады в составе четырех человек . При составе шести человек (3 - 4 человека на укладке и соединении полотен и 2 - 3 человека на скатывании полотен ) производительность работ при выполнении процесса 2 составляет 4400 м2/ смену .

Производительность выполнения работ по укладке и соединению полотен синтетического материала шириной 8,5 и 10 м ( процесс 3) принята в результате учета средней скорости соединения их с помощью паяльной лампы 150 м / ч , затрат времени на раскатывание , выравнивание и анкеровку полотен в размере 0,07 ч на каждое - шириной 8,5 ÷ 10 м и длиной 40 м , и соответствует 6000 м2 / смену ( состав бригады - 6 человек ).

Производительность выполнения работ по отгибу края синтетического материала на откос с укладкой его на поверхность вышележащего грунтового слоя , с анкеровкой и предварительной подчисткой поверхности материала ( процесс 8) - при работе бригады из 6 человек - назначена исходя из суммарных затрат времени на подчистку поверхности (0,58 ч по § 2-1-46, п . 8 а ЕНиР ) и укладку края материала шириной 1,5 - 2 м в проектное положение (0,18 ч по данным опытного строительства ) и составляет 1080 м2 / смену .

III . Установление скорости потока и комплектование отряда

Производительность и комплектование отряда определены из условий наиболее полной загрузки всех машин , обеспечения нормальных условий для их работы , наличия фронта работ , с учетом кратности длины захватки длине полотна синтетического материала (40 м) и недопустимости нахождения материала под действием света более 3 - 3,5 ч .

Этим условиям в наибольшей степени удовлетворяет сменная производительность отряда 200 м ( работы по созданию слоя насыпи толщиной 0,6 м - см . п . IV ) и состав машин , приведенный в табл . 15.

Таблица 15

Использование ресурсов

Наименование машин

Количество машин и коэффициент внутрисменной загрузки

Квалификация рабочих

Количество рабочих

Экскаватор Э -10011

3 (1,0)

Машинист 6 разр .

10

Самосвалы КрАЗ -256 Б

14 (1,0)

Помощники машинистов 5 разр .

3

Бульдозер Д -493

1 (1,0)

Водитель 3 кл .

14

Каток Д -627

3 (0,95)

-"- Д -624

3 (0,95)

Установка для соединения полотен

[1 (0,95)]

Рабочие : при машинах

18

на ремонте машин

6

Всего рабочих в смену 51

IV . Схема работы потока и размещение ресурсов по захваткам

Отряд может работать поточным методом с выполнением работ , указанных в табл . 7 , при трехкратном повторении каждой из операции , начиная с третьей новым звеном машин .

№ сменных захваток

I

II

Наименование процессов

Укладка и соединение полотен синтетического материала , транспортировка и разравнивание грунта

Уплотнение грунта , отгиб синтетического материала на откос

№ процессов

3, 4, 5

6, 7, 8

№ звеньев

3, 4

5, 6

Длина захватки , м

200

200

Машины , потребные на каждую смену , их загрузка

Автомобили - самосвалы КрАЗ -256 - 14 шт . (1,0); Бульдозер Д -493 - 1 шт . (1,0)

Каток Д -627 - 4 шт . (0,96); Каток Д -624 - 4 шт . (0,96)

Рис . 11 . Схема работы отряда по возведению насыпи из переувлажненных грунтов с применением синтетического материала

В этом случае требуется концентрация значительных ресурсов , что является нежелательным ввиду сложности грунтовых условий . При сравнительно небольшой общей длине участка схема работы отряда может планироваться как для сосредоточенных работ или поточным методом . В последнем случае создается сначала первый грунтовый слой толщиной 0,6 м , и отряд переходит к началу участка для возведения следующего слоя . В любом случае общая технологическая схема производства работ , представленная в табл . 14, не изменится .

Схема работы отряда по отсыпке насыпи из переувлажненных грунтов с применением рулонного синтетического материала приведена на рис . 11. Принято , что отсыпка ведется участками длиной по 200 м , который делится на две равные захватки по 100 м каждая . Работу организуют так , чтобы укладка материала с отсыпкой на него грунта и разравниванием велись на одной захватке , а уплотнение - на другой .

V . Указания по рациональному выполнению основных процессов работ

1 . Укладка и соединение полотен синтетического материала

Соединение полотен синтетического материала с помощью специальной установки в условиях переувлажненных грунтов затруднительно .

Применение же паяльных ламп связано с большими трудозатратами , помимо этого не позволяет добиться и высокого качества шва . Целесообразно вести соединение материала в полотна большой ширины с применением специальной установки вне пределов строительного участка ( см . технологическую карту № 1), а затем перевозить и укладывать их , обеспечивая при этом минимальный объем работ по соединению непосредственно на месте строительства . Ширина предварительно соединяемых полотен назначается из условия возможности перевозки их имеющимися транспортными средствами с таким расчетом , чтобы создание прослойки обеспечивалось укладкой не более двух - трех полотен при минимальном перерасходе материала .

С учетом перечисленных соображений было принято , что материал предварительно соединяется в полотна шириной 8,5 и 10 м . Два полотна шириной по 10 м обеспечивают создание первой прослойки , укладываемой непосредственно на основание при сохранении достаточного запаса на перекрытие полотен и отгиба их на откос , а полотна шириной 8,5 м - создание трех остальных прослоек ( рис . 10).

Вес рулона составляет 140 - 145 кг при длине материала в нем - 40 м , что определяет легкость выполнения погрузки - разгрузки и работ по скатыванию и раскатыванию рулонов .

Укладка полотен производится вручную . П осле раскатки вдоль земляного полотна первого рулона рабочие возвращаются к началу участка и повторяют процесс со вторым рулоном , но с перекрытием полотен в 20 - 25 см . При укладке полотен необходимо периодически производить разравнивание . Затем выполняется их соединение путем разогрева паяльной лампой поверхностей синтетических материалов на ширине перекрытия . Сразу после начала плавления производится обжатие свариваемых полотен на ширине перекрытия ручным катком с вальцом весом не менее 25 - 30 кг при ширине 40 - 50 см . Далее производится укладка и соединение двух следующих полотен по длине участка .

Края ( торцевая часть ) прослойки , созданной у начала участка по ширине земляного полотна , прижимаются через 1,5 - 2 м к грунту металлическими анкерами длиной 15 - 20 см с отогнутой верхней и заостренной нижней частями . Анкера также устанавливаются вдоль земляного полотна с двух сторон по контуру вышележащего грунтового слоя через 6 - 8 м . Работы ведутся бригадой в составе 6 человек .

2 . Транспортировка и разравнивание грунта

Грунт , разрабатываемый экскаватором - драглайн , транспортируется автомобилями - самосвалами и разравнивается бульдозером . Первые партии грунта выгружаются на край полотен . Постепенно надвигая грунт на полотна , бульдозер выполняет проходы от центра к краю земляного полотна с перекрытием следа на 1 - 1,2 м. При этом для предотвращения повреждения материала следует избегать резких поворотов бульдозера на одной гусенице .

Все работы по созданию вышележащего над синтетическим материалом первого грунтового слоя ведутся способом « от себя» . После отсыпки этого слоя толщиной 0,3 м работы можно вести способом « на себя» с подъездом автомобилей - самосвалов по уже уплотненному грунтовому слою для отсыпки второго слоя.

3 . Уплотнение грунта

При возведении земляного полотна осуществляется послойное его уплотнение слоями толщиной 0,3 м и катками на пневматическом ходу . Для увеличения их проходимости давление в шинах желательно снизить до 0,3 МПа .

Грунт уплотняют круговыми проходами за два периода : сначала - более легкими катками ( Д -627 без балласта весом 8,5 т , 10 проходов по одному следу при скорости хода 3,2 км / ч ), затем - тяжелыми ( Д -624 с балластом весом 35 т , 18 проходов по одному следу при постепенном увеличении скорости от 3,2 до 5,7 км / ч ).

Во избежание обрушения грунта первые проходы начинают на расстоянии 2 - 2,5 м от бровки отсыпанного слоя . Затем следующими проходами , смещаясь за каждый проход на   ширины катка (0,5 - 0,6 м ), уплотняют упорные полосы по краям насыпи . После этого уплотнение грунта продолжают с перемещением от краев насыпи к ее оси и перекрытием проходов на   ширины катка (0,4 - 0,5).

Оптимальные условия работы грунтоуплотняющих машин устанавливают пробной укаткой . Степень уплотнения проверяют лабораторно - контрольные посты строительства .

4 . Укладка краев синтетического материала на откос в проектное положение

После отсыпки на синтетический материал двух грунтовых слоев ( толщиной по 0,3 м) и уплотнения их производится подчистка краев полотен до линии предполагаемого их отгиба , зафиксированной анкерами . Затем полотна постепенно , участками длиной 8 - 12 м, отгибаются на откос , а оставшаяся их часть шириной 0,5 - 1,35 м ( рис . 10) укладывается на поверхность вышележащего грунтового слоя . Полотна прижимаются анкерами к грунту , устанавливаемыми через 6 - 8 м , по их краю вдоль земляного полотна .

При укладке краев материала в проектное положение ( в соответствии с рис . 10) необходимо следить , чтобы материал не имел складок .

VI . Требования к качеству работ и технике безопасности

Уложенные полотна синтетического материала перед отсыпкой на них вышележащего грунтового слоя не должны иметь складок . Качество соединения отдельных полотен данного материала тем или иным способом в единое оценивается предварительно . Для этого из соединенных полотен отбираются образцы и испытываются на прочность при растяжении . Непосредственно на месте строительства созданные швы осматриваются , их качество оценивается визуально.

Лабораторно - контрольные посты строительства проверяют влажность грунтов , из которых возводится насыпь и степень их уплотнения .

Влажность грунтов должна обеспечивать достижение коэффициента уплотнения не менее 0,9 ( наибольшая влажность ) и работу землеройно - транспортных машин без существенного снижения их производительности ( п . II настоящей технологической карты ). Наибольшую влажность грунта ( WH ) определяют по формуле :

,

где Va - объем защемленного воздуха , %, принимается равным при : песках - 7, супесях - 5, суглинках и глинах - 3 - 4;

D в - удельный вес воды , г / см3 ;

g ск. max - максимальная стандартная плотность , г / см3 ;

g уд - удельный вес грунта , равный для песка 2,65, супеси - 2,68, суглинка - 2,71, глины - 2,74 г / см3 .

При возведении насыпи должны быть соблюдены требования , перечисленные в нормативных документах ( см . раздел « Введение» ).

VII . Расчет технико - экономических показателей

Расчет основных технико - экономических показателей в табл . 16 - 19.

Таблица 16

Расчет основной заработной платы рабочих , занятых в смену

Машины ( рабочие )

Разряд рабочих

Кол - во рабочих

Заработная плата одного рабочего в смену , руб .

Общая заработная плата , руб.

1

2

3

4

5

Экскаватор Э -10011

6

3

6,47

19,41

5

3

5,75

17,25

Автомобили - самосвалы КрАЗ -256 Б

водитель III кл .

14

5,0

70

Бульдозер Д -493

6

1

6,47

6,47

Каток Д -627

6

3

6,47

19,41

-"- Д -624

6

3

6,47

19,41

Всего :

27

151,95

Рабочие :

при машинах

2

18

4,04

72,72

на ремонте машин

4

6

5,12

30,72

Итого :

51

255,39

Таблица 17

Основные стоимостные показатели машин в отряде

Машины

Кол - во машин и коэф . их внутрисменной загрузки

Стоимость машино - смены , р уб .

Расчетная стоимость машины , тыс . руб.

одной машины

общая

одной машины

общая

Экскаватор Э -10011

3 (1,0)

71

213

20,3

60,9

Автомобили - самосвалы

КрАЗ -256 Б

14 (1,0)

32

448

9,5

133

Бульдозер Д -493

1 (1,0)

35

35

7,3

7,3

Каток Д -627

3 (0,95)

58

174

21,3

63,9

-"- Д -624

3 (0,95)

76

228

30

90

Итого :

1098

355,1

Таблица 18

Стоимость материалов на 1 км

Материал

Цена за единицу измерения , руб .

Объем

Сумма , руб.

Синтетический материал , м2

0,8

62500

50000

Итого :

50000

Таблица 19

Расчет основных технико - экономических показателей

№ п /п

Показатели

Ед . изм .

Величина показателей

1

2

3

4

А . Общие данные

1

Расчетная стоимость машин

тыс . руб .

355

2

Производительность отряда :

в смену

м

в год ( при 250 сменах )

км

16,7

3

Количество рабочих , занятых в смену :

на машинах

чел .

27

при машинах

-"-

18

на ремонте машин

- "-

6

Итого рабочих :

51

4

Основная заработная плата рабочих в смену :

машинистов

руб .

152

рабочих при машинах и при ремонте машин

-"-

103

Итого :

255

5

Прямые затраты в смену :

стоимость эксплуатации машин

руб .

1098

стоимость материалов

-"-

4166

зар . плата рабочих при машинах

-"-

73

Итого прямых затрат

-"-

5337

Б . Показатели на 1 км земляного полотна

6

Прямые затраты

руб .

80055

7

Основная заработная плата рабочих

руб .

3825

8

Трудовые затраты

чел.-дни

765

9

Накладные расходы :

условно - постоянные (10 % от суммы прямых затрат )

руб .

8005

зависимые от основной заработной платы (15 % от основной заработной платы )

- "-

574

зависимые от трудоемкости забот (1 руб . 90 коп . за 1 чел.-день )

- "-

1454

Итого накладных расходов

10034

10

Плановые накопления (6 % от суммы прямых затрат и накладных расходов )

руб .

5405

11

Сопоставимая себестоимость работ ( п . 6 + п . 9 + п . 10)

руб .

95494

12

Удельные капиталовложения в машины ( п . 1: п . 2 б )

- "-

21257

13

Приведенные сопоставимые затраты ( п . 11 + п . 12 · 0,12)

-"-

98045

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

РАСЧЕТ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ МАШИН ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Расчет 1

Расчет производительности автогрейдера Д -557

,

где Т = 8,2 ч - продолжительность смены ; К = 0,8 - коэффициент внутрисменного использования ; V = 3 км / ч - скорость движения автогрейдера ; t = 0,05 ч - продолжительность разворота в конце участка ; ℓ - длина участка , км ; n - количество круговых проходов .

Расчет 2

Расчет производительности установки для соединения полотен синтетических материалов

где Т = 8,2 ч - продолжительность смены ; К = 0,85 - коэффициент внутрисменного использования установки ; ℓ = 0,08 км - длина полотна ( длина материала в рулоне ); V = 2 км/ч - рабочая скорость установки ; V 1 = 3 км/ч - скорость передвижения установки без выполнения соединения полотен ( передвижение к началу захватки ); ∑t = 0,15 ч - продолжительность простоя установки за один ее проход , связанная с заправкою полотна на валик установки , зажиганием и регулировкой газовой горелки , выравниванием полотна ; ( m - 1) - количество проходов установки по ширине земляного полотна ( m - число полотен , уложенных по ширине земляного полотна ).

Расчет 3

Расчет производительности автомобилей - самосвалов ЗИЛ -555 и КрАЗ -256 Б

где Т = 8,2 ч - продолжительность рабочей смены ;

К = 0,85 - коэффициент внутрисменной загрузки ;

ℓ - дальность транспортирования материалов , км ;

q - грузоподъемность , т ; V = 20 км / ч - средняя скорость движения ; ч = 0,2 ч - время простоя под погрузкой и разгрузкой .

а )

П = 29,9 м3 при транспортировке песка ;

П = 27,9 м3 -"-       -"-                       гравия ;

б )

в )

Расчет 4

Расчет производительности поливомоечной машины ПМ -130

где Т = 8,2 ч - продолжительность рабочей смены ;

К = 0,85 - коэффициент внутрисменной загрузки ;

V = 20 км / ч - скорость движения ; Р = 6000 л - емкость бака ; t 1 = 0,16 ч - время заполнения бака водой , присоединения и отсоединения шланга ; t 2 = 0,3 ч - время розлива воды и опорожнения бака ; ℓ - среднее расстояние транспортирования воды , км .

Расчет 5

Расчет производительности бортового автомобиля при перевозке рулонов синтетического материала

где Т = 8,2 ч - продолжительность рабочей смены ;

К = 0,85 - коэффициент внутрисменной загрузки ;

ℓ = 20 км - дальность транспортирования материала ;

V = 20 км / ч - средняя скорость движения ;

t = 0,2 ч - время простоя под погрузкой и разгрузкой ;

n - количество рулонов материала , которое может перевезти автомобиль (12 - 14 при ширине рулона 1,5 м и при диаметре рулона 0,6 - 0,7 м ); V 0 - количество материала в рулоне , м2 (120 м2 при ширине материала 1,5 м и длине его в рулоне 80 м )

Расчет 6

Расчет производительности самоходных катков на пневматических шинах Д -627 и Д -624

где Т = 8,2 - продолжительность смены ; К = 0,8 - коэффициент внутрисменного использования ; ℓ - длина участка , м ; в - ширина участка , м ; n 1 , n 2 , n 3 - количество проходов по одному следу ; V 1 , V 2 , V 3 - р абочие скорости катка , м / ч ; α = 0,8 - снижение скорости при буксировании и т . д .; n = n 1 + n 2 + n 3 - общее количество проходов по одному следу ; m - число проходов по всей ширине ; t = 0,001 ч - время переключения передач ; К1 = 1,3 - снижение производительности при работе с переувлажненными грунтами .

а ) Каток Д -627

б ) Каток Д -624

ПРИЛ ОЖ ЕНИЕ 2

УСТАНОВКА ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ПОЛОТЕН СИНТЕТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ*)

*) Рационализаторское предложение № 87/7 от 24.10.79 г ., Гипродорнии , Перков Ю . Р ., Фомин А . П ., Поспелов Е . А ., Захаров Е . В . Установка разработана совместно Гипродорнии и Владимирским филиалом треста Росдороргтехстрой .

Установка предназначена для теплового соединения ( сварки ) отдельных полотен термопластичных синтетических материалов. Она имеет следующую техническую характеристику :

габаритные размеры , мм :

длина                                                                                  - 1200

ширина                                                                               - 620

высота                                                                                 - 1000

вес ( без газового баллона ) кг                                            - 30

рабочее давление газа , МПа                                             - 0,08 ÷ 0,15

средняя скорость соединения полотен , км / ч                  - 2

Установка ( см . схему на рис . 12) состоит из тележки (1) на колесном ходу (2), на которой установлены газовый баллон (3) с редуктором в каркасе (4), поддерживающий валик (7) и подвижная опора (8) горелки (13). Газовая горелка жестко соединена с опорой , которая в свою очередь шарнирно прикреплена к оси колесного хода тележки и снабжена колесом (9), что обеспечивает подвижность опоры , а также и самой горелки , в вертикальном направлении и следование горелки неровностям профиля поверхности грунта в процессе движения . Газ от баллона подводится к горелке по жесткому (5) и гибкому (6) газопроводам .

Поддерживающий валик предназначен для поднятия верхнего из соединяемых полотен (10, 11) с целью ввода в образовавшуюся полость газовой горелки . Он состоит из полой трубы , закрепленной с помощью двух подшипников на двух вертикальных направляющих с возможностью регулирования высоты установки трубы над уровнем поверхности грунта .

Рис . 12 . Схема установки для соединения полотен синтетических материалов :

1 - рама тележки ; 2 - колесный ход ; 3 - газовый баллон с редуктором ; 4 - установочный каркас ; 5 - газопровод ( металлическая трубка ); 6 - газопровод ( гибкий напорный шланг на 1,5 атм ); 7 - поддерживающий валик ; 8 - опора горелки ; 9 - колесо опоры горелки ; 10 - нижнее свариваемое полотно ; 11 - верхнее свариваемое полотно ; 12 - манометр ; 13 - газовая горелка ; 14 - внешняя защитная металлическая трубка с отверстиями ; 15 - трубка газопровода ; 16 - хомут

Газовый баллон и редуктор стандартного типа .

Газовая горелка состоит из внешней защитной трубки (14) с отверстиями для подвода воздуха , внутри которой проходит трубка (15), сплющенная на конце . Трубка (15) и кожух скреплены между собой хомутом (16).

Установка работает следующим образом . На спланированное и уплотненное основание укладываются полотна синтетического материала с перекрытием краев 5 - 10 см . Верхнее из полотен пропускается через поддерживающий валик и заправляется под колеса установки . Включается газовая горелка и установка вручную перемещается вдоль полотна . В процессе движения пламя горелки разогревает поверхность как верхнего , так и нижнего полотен до плавления , а колесо их прижимает . Полотна в месте их плавления после остывания соединяются .

В зависимости от погодных условий при проведении работ и вида синтетического материала режим работы установки регулируется путем изменения давления газа или расстояния от горелки до поверхности полотна .

Установку обслуживают 2 человека .

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие . 1

Введение . 1

Технологическая карта № 1 Возведение насыпи с устройством в верхней ее части армирующей прослойки из синтетического рулонного материала . 2

Технологическая карта № 2 Укрепление обочин автомобильной дороги с применением рулонного синтетического материала . 11

Технологическая карта № 3 Отсыпка насыпи из переувлажненных грунтов с применением синтетического рулонного материала . 19

Приложение 1 Расчет производительности машин при выполнении отдельных процессов . 27

Приложение 2 Установка для соединения полотен синтетических материалов . 30