Указания о составе, порядке разработки и утверждения технико-экономических расчетов (ТЭР) строительства (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования (при разработке проектной документации по схеме: ТЭР - РД)

МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

РСФСР

ГИПРОДОРНИИ

УКАЗАНИЯ
О СОСТАВЕ , ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ
ТЕХНИКО
- ЭКОНОМИЧЕСКИХ РАСЧЕТОВ ( ТЭР )
СТРОИТЕЛЬСТВА ( РЕКОНСТРУКЦИИ ) АВТОМОБИЛЬНЫХ
ДОРОГ
ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
(ПРИ РАЗРАБОТКЕ
ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
ПО
СХЕМЕ: ТЭР - РД )

Утверждены Минавтодором

РСФСР

протокол 30

от 10.03.89

Москва 1988

Указания о составе , порядке разработки и утверждения технико - экономических расчётов ( ТЭР ) строительства ( реконструкции ) автомобильных дорог общего пользования ( при разработке проектной документации по схеме : ТЭР - РД ) разработаны ГипродорНИИ.

Ответственный исполнитель - Маршак Б . З .

Замечания и предложения следует направлять по адресу: 12 54 93 Москва ул . Смольная , 1/3, владение 2, ГипродорНИИ.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 . Настоящие Указания составлены в дополнение к « Указаниям о порядке разработки и утверждения техн и ко - экономических обоснований ( ТЭО ) строительства и Технико - экономических расчетов ( ТЭР ), обосновывающих хозяйственную необходимость и экономическую целесообразность строительства автомобильных дорог общего пользования » и утвержденным Минтрансстроем 31.07.87 № АВ -561 по согласованию с Госпланом СССР и Госстроем СССР . Указания предназначены министерствам , ведомствам и организациям , осуществляющим планирование , финансирование , проектирование и строительство ( реконструкцию ) автомобильных дорог общего пользования , а также экспертным органам .

Комиссия Совета Министров СССР по вопросам строительства и реконструкции автомобильных дорог в Нечерноземной зоне РСФСР ( протокол № 1 от 14.04.88) разрешила заказчикам по согласованию с генеральными проектной и подрядной организациями на основании утвержденных технико - экономических обоснований ( расчетов ) и установленных на их основании договорных цен принимать решение о разработке проектно - сметной документации на строительство автомобильных дорог , предусмотренное постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19.02.88 № 272, в одну стадию - рабочая документация , и определять ее оптимальный состав .

Госстрой СССР п исьмом от 11.11.88 № АЧ -4020-6/5 « О порядке проектирования автомобильных дорог на территории РСФСР » также разрешил разработку рабочей документации ( без выполнения проектов ) на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования Сибири и Дальнего Востока , Поволжского , Центрально - Черноземного и Северо - Кавказского районов , Курганской , Оренбургской и Челябинской областей , а также Башкирской АССР по утвержденным технико - экономическим расчетам ( обоснованиям ) при наличии договорных цен , установленных на основании расчетных стоимостей строительства , и согласия генеральных подрядных организаций ( при подрядном способе строительства ).

В связи с указанными решениями , а также требованиями ряда нормативных документов по проектированию и строительству автомобильных дорог в Нечерноземной зоне РСФСР , вышедших после разработки Указаний в 1987 г ., стало необходимым уточнить состав , порядок разработки и утверждения технико - экономических расчетов ( ТЭР ) строительства автомобильных дорог общего пользования , проектная документация для которых разрабатывается по схеме ТЭР - РД .

1.2 . По настоящим Указаниям разрабатываются ТЭР на строительство ( реконструкцию ) автомобильных дорог общего пользования на всем протяжении , участков дорог , имеющих самостоятельное транспортно - экономическое значение , а также нескольких дорог , составляющих единую местную сеть района , колхоза ил и совхоза , проектная документация для строительства которых разрабатывается в порядке с пунктом 1.1 по схеме ТЭР - РД .

По согласованию сторон ( заказчика и проектной организации ) для технических несложных участков дорог общегосударственного и республиканского значения можно ра зрабатывать проектную документацию по схеме ТЭР - РД , в этом случае состав ТЭР должен отвечать требованиям настоящих « Указаний ».

Для технически сложных участков дорог общегосударственного и республиканского значения следует разрабатывать проектную документацию по схемам : ТЭО - П - РД или ТЭР - РД , при этом состав документации должен отвечать требованиям « Указаний » Минтрансстроя СССР 1987 г. и « Эталона » ТЭР Минавтодора РСФСР 1988 г .

1.3 . ТЭР является проектным документом , т. к. после его рассмотрения и утверждения разрабатывается и передается на строительство только рабочая документация . Поэтому в ТЭР должны быть приведены и обоснованы следующие основные технико - экономические показатели объекта :

- категория автомобильной дороги ;

- направление автомобильной дороги ( с выбором трассы по вариантам );

- протяженность объекта ;

- основные технические решения ;

- о бъемы основных строительно - монтажных работ;

- расчетная стоимость строительства и договорная цена ;

- сроки строительства , источники обеспечения материалами и конструкци я ми , очередность строительства , пусковые комплексы , организация строительства;

- экономическая эффективность строительства .

1.4 . ТЭР должен включать материалы по сооружениям и дорогам , имеющиеся в схемах и проектах районной планировки , развития автомобильных доро г как общего пользования , так и внутрихозяйственных автомобильных дорог . Предусматриваемый в ТЭР технический уровень и основные технико - экономические показатели должны соответствовать или быть выше показателей лучших отечественных сооружений и объектов - аналогов в данном регионе .

1.5 . Расчетная стоимость строительства , предусмотренная в утвержденном ТЭР, является лимитом на весь период проектирования и строительства . Расчетная стоимость строительства учитывается при составлении планов капита льного строительства и не может быть превышена в дальнейшем при проектировании и строительстве объекта .

1.6 . В районе тяготения должен проводиться в необход и мых объемах комплекс инженерных ( топографогеодезических , инженерно - геологических и г идрометеорологических ) и экономически х изысканий и обследований , достаточных для выбора рекомендуемого варианта трассы , обоснования объемов строительных работ на эталонных у частках , обоснования размеров постоянно и временно занимаемых земель .

2. СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ ТЭР

2 .1 . ТЭР строительства автомобильной дороги или ее участка , а также районной сети должен состоять из следующих разделов :

а) Исходные положения:

- копия задания на разработку ТЭР ;

- ссылка на план работ по составлению ТЭР, утвержденный в установленном порядке;

- данные о рассматр ив аемом объекте, содержащиеся в схемах ;

- сведения о б источниках исходной инфо рмации для разработки ТЭР;

- краткое описание современного состояния существующего объекта ( сети), время постройки, последнего капитального ремонта ;

- соответствие технических параметров дороги ее значению и к атегории;

- данные о размере движения .

б ) Т ранспортно -экономическая характеристика хозяйств района тяготения дороги.

На основании данных статотчетности, плановых материалов, данных учетов движения из схем, а при необходимости в полном объеме экономических изысканий согласно ВСН 42-87, раздел должен иметь :

- показатели существующего состояния и развития экономики хозяйств района в отчетном году и ожидаемые в перспективе (население, сельское хозяйство, промышленность, строительство, торговля, транспорт, наличие зон массового отдыха, размеры транзитного движения).

По данным автодора , другим материалам :

- размещение , существующее с остояние и п ерспективы развития дорог общего пользования и внутрихозяйственной с ети , в заимодействие ее с сетью дорог общего пользования , место и роль рассматриваемой дороги в транспортной сети . Размеры грузового и пассажирского движения п о данным учетов на проектируемом и н а соседних участках , соответствие данных учетов р асчетным ра змерам движения из схем ;

- характеристика основных грузообразующих и грузопоглощающих точек, транспортных связей, анализ перевозок .

в ) Обоснование мощности дороги:

- обоснование значения и категории дороги по СНиП 2.05.02-85 или по региональным нормам ;

- существующие и перспективные объемы перевозок;

- технико - эксплуатационные показатели работы автомобилей ;

- принятые размеры существующей и перспективной интенсивности движения , состав автомобилей .

Согласование объемов перевозок автомобильных дорог ( мостовых переходов ) м е стного значения , проектируемых по нор ма тивам IV - III категории , с плановыми органами не обязательно , если при разработке ТЭР п роводился контрольной учет движения , использовались материалы статотчетности плановых органов по перспективе развития хозяйства.

г ) Сравнение вариантов и выбор направления дороги:

- принципы назначения вариантов , предварительное согласование конкурентоспособных вариантов проложения трассы дороги ;

- увязка вариантов с существующей и перспективной планировкой населенных пунктов и с сетью внутрихозяйственных дорог ;

- характеристика и оценка вариантов , выбор рекомендуемого варианта , окончательное согласование направления ( с составлением акта выбора трассы и решений соответствующих исполкомов Советов народных депутатов об их утверждении );

Сравнение конкурентоспособных вариантов по основным технико - экономическим показателям ( протяжение , скорость движения, стоимость ).

д ) Основные строительные ( проектные ) решения по рекомендуемому варианту:

- обоснование проектных решений по элементам плана, продольного и поперечного про филя, конструкциям дорожной одежды , искусственных сооружений , типам пересечений и примыканий , зданиям и сооружениям дорожной и автотранспортной служб , обустройству дороги.

е ) Организация строительства:

- основные условия и особенности , определяющие общую схему организации строительства ;

- обоснование сроков и очередности строительства ;

- объемы основных строительно - монтажных работ ;

- определение потребности в материально - технических ресурсах ;

- п отребность в основных машинах , меха низмах и в кадрах ( трудоемкость строительства );

- источники получения строительных материалов и конструкций и способы их транспортировки .

ж ) Охрана окружающей среды:

- характеристика и оценка мероприятий по охране земель , воздушной среды , водоемов ;

- мероприятия по защ и те от шума , загазованности ;

- мероприятия по рекультивации земель ;

- мероприятия по благоустройству населенных пунктов ;

- предложения по использованию отходов производства при строительстве дорог .

з ) Рас четная стоимость строительства:

- расчетная стоимость и договорная цена строительства объекта в целом , в том числе по участкам или дорогам ( при составлении ТЭР районной сети ) с составлением сводных расчетов , сводки затрат , объектных и ло кальных смет или расчетов .

и ) Экономика строительства.

Составляется , как правило , в виде таблицы , где приводятся показатели :

- себестоимость автомобильных перевозок ( коп . за авт - км или за т / км ), капиталовложения в строительство , ремонты , скорости потока автомобилей , уменьшение транспортных расходов , уменьшение потерь сельского хозяйства , уменьшение потребности в шоферах , в топливе ;

- сравнение технико - экономических показателей проектируемой дороги с показателями нормативов удельных капитальных вложений , норм расходов материалов на 1 млн . СМР , а также сравнение с показателями аналогично построенных автомобильных дорог .

Отмечается социальная эффективность строительства доро ги ( сети дорог ), искусственных сооружений . При необходимости , постановка вопроса о долевом участии в строительстве дороги , отдельных сооружений.

к) Выводы и предложения:

- общая оценка целесообразности строительства объекта ;

- основные технико - экономические показатели , рекомендуемые к утверждению ;

- соответствие принятых строительных решений новейшим достижениям отечественной и зарубежной н ауки и техники;

- рекомендуемая очередность и стадийность проектирования и строительства ;

- долевое участие ( при необходимости ).

л ) Приложения:

- карта - схема транспортной сети района, место на ней проектируемой дороги , сооружения , основные населенные пункты, участки дороги с указанием вида покрытия , непостоянно действующие переправы через реки , построенные, строящиеся участки;

- пл ан трассы с в ариантами ;

- продольный профиль ( участка дороги или эталонных участков );

- характерные поперечные профили дороги с привязкой по длине дороги;

- поперечный профиль конструкции дорожной одежды;

- общий в ид моста или путепровода ;

- ведомость резервов;

- ведомость устройства съездов и переездов ;

- ведомость обустройства д ороги;

- календарный график строительства;

- сводная ведомость потребности с троительства в основных дорожно-строительных материалах, конструкциях , изделиях и полуфабрикатах;

- сводная ведомость потребности в трудозатратах , основных стр оительных машинах и механизмах, оборудовании и транспортных средствах;

- сводный расчет стоимости;

- сводка затрат (при необходимости);

- объектные и локальные сметы или расчеты;

- ведомость договорной цены ;

- копии документов согласования .

2.2 . Состав и содержание ТЭР строительства мостового перехода аналогичен составу и содержанию ТЭР строительства автомобильной дороги с отражением в ТЭР данных и показателей , учитывающих специфику объекта : о гидрологическом режиме и расчетном расходе, класс реки , протяжении существующего моста и подходов , габаритах, допустимых нагрузках и конструкции моста и т . п .

2.3 . При разработке ТЭР строительства обходной дороги необходимо приводить данные о ней , содержащиеся в генеральном плане и схеме комплексного развития т ранспорта города , характеристику технического состояния улиц и дороги , используемых для пропуска транзитного движения через населенный пункт в настоящее время и оценку возможности его пропуска в перспективе.

2.4 . При разработке ТЭР строительства сети дорог района необходимо приводить данные проектов планировки населенных пунктов и производить увязку со схемой развития внутрихозяйственных дорог .

3. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РАСЧЕТОВ

3 . 1 . Разработка ТЭР осуществляется по заданиям ор г анизации-заказчика на основании плана работ по составлению технико - экономических расчетов, обосновывающих хозяйственную необходимость и экономическую целесообразность строительства предприятий и сооружений .

3.2 . Разработка ТЭР строительства дорог общегосударственного и республиканского значения , сети местных дорог района или обхода крупного населенного пункта выполняется, как правило , силами головных дорожных п роектно -и зыскательских организаций Мин автодора РСФСР или Минтрансстроя СССР .

3 . 3 . Разработка ТЭР больших ( титульных ) мостов и путепроводов может поручаться только тем проектным организациям, которые имеют право или разрешение Госстроя СССР на их проектирование .

3.4 . Разработка ТЭР , как правило, н ачинается за 2 года до начала строительства. В случае , если с момента утверждения ТЭР до начала строительства п ройдет более трех лет , в него должны быть внесены, в случае необходимости , соответствующие изменения с последующим согласованием и утверждением . ТЭР на строительство сети автомобильных дорог района составляется с выделением оче редей строительства дорог по п ятилетке . Расчеты с тоимости строительства составляются на основе объектных смет или расчетов отдельных сооружений и локальных смет или расчетов отдельных работ и затрат. Все расчеты стоимости по очередям и видам объектов объединяются в сводный расчет стоимости строительства на полное развитие .

Объектные и локальные сметы или расчеты стоимости составляются по формам , разработанным для объектных и локальных смет на основе общесоюзных и ведомственных укрупненных показателей стоимости строительства ( УПСС ), данным объектов - аналогов , п рейскурантов на потр е бительскую единицу строительной продукции или построечным единичным расценкам , составленным на основе калькуляций сметных цен на материалы.

3.5 . В случаях , если в ТЭР предусматривается строительство сооружений автомобильных дорог и мостов по типовым проектам или по эталонным участкам , то объем ТЭР может быть сокращен . В этом случае должна даваться только обоснованная ссылка на соответствующий проект , приводиться содержащиеся в нем данные о месте размещения , протяженности , мощности , технико - экономических показателях и расчетной стоимости его строительства .

3.6 . По согласованию сторон ( заказчика и проектной организации ) в состав ТЭР могут быть дополнительно включены работы по сбору исходных данных и по составлению тома отвода земель , при этом заказчик производит доплату к стоимости ТЭР , определенной в разделе 4 .

3.7 . Расчетная стоимость строительства и договорная цена , определенная в ТЭР , согласовываются заказчиком с генеральной подрядной строительной организацией .

3.8 . ТЭР , разработанный в соответствии с нормами , правилами , инструкциями и указаниями ( что должно быть удостоверено генеральным проектировщиком соответствующей записью ), дополнительному согласованию , при отсутствии разногласий с органами государственного надзора и заинтересованными организациями не подлежит .

3.9 . ТЭР оформляется в виде пояснительной записки с приложениями , содержащими необходимые материалы в соответствии с настоящими Указаниями . Графический материал и ведомости оформляются в соответствии с эталоном ТЭР , утвержденным Минавтодором РСФСР в 1987 г . Объем материалов ТЭР определяется сложностью данного объекта . Они должны составляться без лишней детализации и повторений при минимальном объеме , достаточном для оценки принятых проектных решений , объемов строительных работ и стоимости объекта, входящих в него сооружений и видов работ .

3.1 0 . ТЭР разрабатывается и представляется заказчику в количестве экземпляров , установленном договором .

3.11 . Согласование ТЭР с соответствующими заинтересованными министерствами и ведомствами производится заказчиком .

3.12 . Разработанные ТЭР на строительство ( реконструкцию ) местных автомобильных дорог общей сети рассматриваются и утверждаются Советами Министров АССР , краевыми и областными исполнительными советами народных депутатов . Для ТЭР на строительство ( реконструкцию ) автомобильных доро г общегосударственного и республиканского значения сохраняется действующий порядок утверждения .

3.13 . В документе об утверждении ТЭР указываются основные данные и технико - экономические показатели объекта ( приложения 1 и 2 ).

3 . 14 . Ор ганизации , осуществляющие разработку , экспертизу и утверждение ТЭР , должны обеспечивать их высокое качество , достоверность и п рогрессивность технико - экономических показателей объектов строительства , не допускать неоправданного увеличения объема строительных и проектных р абот и излишней их детализации .

4. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ ПРОЕКТНО-ИЗЫСКАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ТЭР

4.1 . Стоимость изыскательских работ определяется по Сборнику цен на изыскательские работы для капитального строительства , утвержденному Госстроем СССР 16 июля 1981 г . № 121.

4.2 . Стоимость проектных работ определяется по Сборнику цен на проектные работы для строительства , утвержденному Госстроем СССР 02.02.87 № 21.

4.2.1 . Стоимость разработки ТЭР строительства автомобильной дороги ( сети дорог ) определяется по действующему сборнику цен на проектные работы по формуле :

где  - стоимость разработки ТЭР автомобильной дороги ;

0 ,6 - коэффициент приведения ;

СП - стоимость составления проекта по действующему сборнику цен .

При разработке ТЭР сети дорог района стоимость ПИР определяется от суммарной протяженности сети .

Относительная стоимость разработки документации и видов работ в процентах от

Табл . 1

Общая пояснительная записка

Экономическая часть

Строительные решения

Организация строительства

Сметная документация

трасса , земляное полотно

водопропускные трубы

дорожная одежда

организация и безопасность движения, обустройство дорог

охрана окружающей среды

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

7

38

2

10

1

8

18

6

4.2.2 . Стоимость разработки ТЭР строительства мостового перехода определяется как сумма стоимости проектных работ по подходам ( по 4.3.1) и по мосту , при этом стоимость части ТЭР строительства моста ( путепровода , эстакады ) определяется от стоимости проектирования комплексного проекта по формуле:

где  - стоимость разработки части ТЭР , относящейся к искусственному сооружению;

0 ,6 - коэффициент приведения ;

 - стоимость разработки комплексного проекта моста ( путепровода ) по действующему сборнику цен на проектные работы.

Относительная стоимость разработки документации и видов работ в процентах от

Табл . 2

Пояснительная записка

Местоположение, варианты, осн. конструкции, гидрология

Строительные решения

Организация строительства

Сметная документация

опоры

пролетные строения

архитектурное оформление, прочие конструкции

1

2

3

4

5

6

7

6

42

12

6

2

20

12

Относительные стоимости отдельных видов работ по табл . 1 и 2 могу т быт ь изменены главным инженером комплексного проекта в зависимости от сост ава и сложности работ по конкретному объекту .

4.3 . В случаях, когда заказчик поручает проектной о рганизации работы по составлению акта выбора трассы, к стоимости проектно-изыскательских работ по составлению ТЭР добавляется повышающий коэффициент 0,05 от стоимости проекта (письмо Госплана СССР от 10.06.85 № ВВ-21-Д).

4.4 . В случаях , когда заказчик и проектная организация согласовали необходимость и возможность разработки на стадии ТЭР тома отвода земель , стоимость этих работ о пред е ляется по формуле:

а) для дороги

 - стоимость проектных ра бот по составлению тома отвода з емель ;

0 ,2 - относительная стоимость разработки тома отвода от общей стоимости проекта дороги ( СП ).

б ) для мостового перехода

0 ,1 - относительная стоимость разработки тома отвода от общей стоимости проекта мостового перехода ( СП).

5. ПОРЯДОК ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАЗРАБОТКИ ТЭР

5.1 . Оценка качества ТЭР производится в порядке , определенно м « Временным положением об оценке т ехнического уровня и качества проектов на строительство , расширение и реконструкцию предприятий », утвержденным Госстроем СССР и ГКНТ 10 июня 19 8 8 г . № 23- Д .

Приложение 1

Таблица основных технико-экономических показателей автомобильной дороги, рекомендуемых к утверждению

№№ пп

Наименование

Измеритель

Количество

1.

Категория дороги (участка)

-

2.

Протяженность дороги (уч астка )

км

3.

Категория подъездов

-

4.

Протяженность подъездов

км

5 .

Ширина земполотна

м

6.

Ширина дорожной одежды

м

7.

Ширина укрепленной части обочины основной дороги

м

8.

Тип дорожной одежды и вид покрытия

9.

Количество мостов ( путепроводов)

шт / п.м

1 0.

Продолжительность строительства

мес.

11.

Стоимость строительства

тыс . руб.

1 2.

Стоимость строительства 1 км дороги

тыс. руб.

13.

Договорная цена

тыс . руб.

Приложение 2

Таблица основных технико-экономических показателей мостового перехода, рекомендуемых к утверждению

№№ пп

Наименование

Измеритель

Количество

1.

Категория дороги

-

2.

Протяженность мостового перехода

км

3.

в том числе длина моста

п . м

4.

Ширина земляного полотна подходов

м

5 .

Ширина проезжей части

м

6.

Тип дорожной одежды и вид покрытия

-

7.

Га барит моста и ширина тротуа ров

-

8.

Расчетные нагрузки

-

9.

Продолжительность строительства

мес .

1 0.

Расчетная стоимость строительства

тыс . руб .

11.

Стоимость строительства 1 км подходов

тыс . руб .

1 2.

Стоимость строительства 1 м2 моста

тыс . руб .

13.

Договорная цена

тыс . руб .

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения . 1

2. Состав и содержание тэр . 2

3. Порядок разработки и утверждения технико-экономических расчетов . 4

4. Порядок определения стоимости проектно-изыскательских работ для составления тэр . 5

5. Порядок оценки качества разработки тэр . 6

Приложение 1. Таблица основных технико-экономических показателей автомобильной дороги, рекомендуемых к утверждению .. 6

Приложение 2. Таблица основных технико-экономических показателей мостового перехода, рекомендуемых к утверждению .. 6