Составляющие всеобщего управления качеством (TQM)

Категория: Основы товароведения

Всеобщее управление качеством (от англ. Total Quality Management — TQM) — концепция, предусматривающая всестороннее целенаправленное и тщательно скоординированное использование систем и методов управления качеством во всех областях деятельности от исследований и разработок до послепродажного обслуживания при участии руководства и сотрудников всех уровней и при рациональном использовании технических возможностей. Такая модель распространяется на предприятие в целом, на используемые на нем технологические процессы и систему менеджмента.

Всеобщее управление качеством представляет собой технологию руководства процессом повышения качества. Ее основными составляющими являются:

1. Коренная система — это методы и средства, которые используются для анализа и исследования. Как правило, такие методы базируются на статистических методах контроля и используются во всех организациях. Они могут импортироваться в любую страну.

2. Система технического обеспечения — это Приемы и программы, позволяющие обучить персонал владению этими средствами и правильному их использованию. Такая система отражает специфику страны и каждого предприятия, связана с национальной культурой и традициями страны.

3. Система постоянного развития принципов и содержания TQM. Она очень специфична, на ней отражаются национальные особенности, экономические порядки внутри страны, действующее законодательство. Основными процессами, включающимися в TQM являются: « осуществление мероприятий, направленных на создание культуры качества; « входной контроль материалов;

■  оценка качества опытного образца;

■  планирование качества продукции и производственного процесса;

■ контроль, оценка и планирование качества поставляемого материала;

■  оценка качества производственного процесса;

■  контроль в процессе разработки новой продукции;

■ контроль готовой продукции;

■ контроль аппаратуры, дающей информацию о качестве продукции;

■ анализ специальных процессов;

■  использование информации о качестве продукции;

■  обучение методам обеспечения качества, повышение квалификации персонала;

■  гарантийное обслуживание;

■  координация работ в области качества;

■  создание атмосферы заинтересованного участия, благополучия и процветания в организации;

■  деятельность кружков качества;

■  совместная работа по качеству с поставщиками;

■  участие в национальных компаниях по качеству;

■  разработка политики в области качества (согласование политики в области качества с общей стратегией экономической деятельности, привнесение целей качества во все аспекты административной, хозяйственной и экономической деятельности, принятие мер, обеспечивающих понимание на фирме политики в области качества);

■  подготовка специалистов для руководства деятельностью в области качества.

В целом TQM позволяет представить широкое понимание качества.