Если воруют работники магазина

Категория: Как обманывают, жульничают, мошенничают, воруют, грабят

Одна из главных причин потерь в розничной торговле — хищения, осуществляемые работниками магазина. В зависимости от размера магазина и вида реализуемого товара такие потери составляют обычно от 30 до 50 % общей недостачи товара. Большинство специалистов, занимающихся предотвращением потерь, считают, что их величина колеблется между 40 и 45 %. Статистические данные показывают, что каждый случай воровства со стороны персонала обходится в среднем в 200 долларов убытка, хотя эта сумма, в конечном счете, определяется сферой деятельности магазина.

Одной из главных проблем при борьбе с воровством подобного рода является то обстоятельство, что многие собственники не хотят признать, что их работники, которым они доверяют, воруют на рабочем месте. Чаще всего управляющие розничными магазинами считают всех подчиненных честнейшими людьми, а причину всех потерь и недостач видят в покупателях. Эти менеджеры предпочитают верить, что они — замечательные профессионалы и нанимают на работу только лучших представителей рода человеческого. Но убеждение, что ваши сотрудники не крадут у вас, не избавляет от самой проблемы. Факт остается фактом — некоторые люди, будь у них такая возможность, всегда воспользуются случаем и украдут то, что плохо лежит. Заголовки газетных статей типа «Работнику предъявлено обвинение в воровстве, «Виновник — менеджер магазина» или «Владелец сувенирной лавки не заметил хищения» только дополняют печальную статистику. Причем такие статьи описывают случаи, происходящие не только в крупных компаниях или больших городах. Частенько подобные потери обнаруживаются даже в небольших магазинчиках где-нибудь в сельской местности. Поэтому первый шаг в предотвращении хищений со стороны работников магазинов — это ПРИЗНАНИЕ ПРОБЛЕМЫ.

Пытаясь понять причины таких случаев, обратите внимание на «воровской треугольник», приведенный ниже. Для того чтобы кто-то что-то украл, должны существовать три фактора: потребность или жадность, меркантильность и возможность. Первый фактор в «воровском треугольнике» — личные потребности или жадность человека — вы не можете контролировать. Это то, что в той или иной степени присуще каждому человеку.

Воровской треугольник

Второй фактор — меркантильность. Работники считают, что хозяин магазина, в котором они трудятся, достаточно богат и может себе позволить закрывать глаза на выносимый ими товар или кражу наличных. Они даже могут считать, что компания «должна» им что-то за то, что они по собственному желанию проработали на несколько часов дольше обычного или не ушли на обеденный перерыв. Какова бы ни была причина, ваш подчиненный считает, что он имеет право на нечто большее. Эту часть проблемы также очень трудно контролировать.

Третья сторона треугольника — наличие возможности для хищения. Если эта возможность существует одновременно с сильным влиянием двух первых факторов, то треугольник замыкается и происходит кража.

Поскольку воздействовать на первые две стороны не в ваших силах, то для сокращения потерь от действий своих сотрудников вы должны воздействовать хотя бы на третью сторону треугольника. Сделать это можно с помощью введения достаточных мер контроля и отчетности. Они, конечно, не предотвратят полностью воровство со стороны работников, но заметно снизят возможности его осуществления, а значит, и причиняемые потери.

Считается, что от 10 до 20 % работников — люди абсолютно честные, которые не пойдут на кражу ни при каких обстоятельствах. Еще 10 -20 % будут пользоваться малейшей возможностью, чтобы украсть, — от совершения кражи их не удержит никакой контроль, каким бы суровым он ни был. Оставшиеся работники составляют 60-80 % коллектива. Эта группа является довольно чувствительной к наличию возможности для хищений. По своей природе это люди честные, однако при наличии подходящей возможности они могут решиться на кражу.

Если вы исходите из этого соотношения 10-10-80, то вы, конечно, понимаете, что 80 % ваших работников чувствительны к степени контроля на рабочих местах. Если риск быть пойманным невелик, кражи будут происходить. Именно для этих людей и разрабатываются меры контроля, и именно они являются одной из целей программы предотвращения потерь.

Когда увеличивается риск быть пойманным, вероятность кражи снижается. Мы снова приходим к тому, что хороший, качественный контроль снижает потери от воровства.

Чаще всего хищения со стороны персонала происходят при передаче наличных денег, работе за прилавком, обслуживании покупателей в торговом зале, в отделе поставок и во время перевозки товара.

В большинстве магазинов розничной торговли значительная часть краж происходит при работе с наличностью. Хищения со стороны персонала — вещь технически гораздо более сложная, нежели плутовство покупателей, так как часто осуществляется с помощью мошеннических сделок. Для того чтобы скрыть нечестные действия, работники составляют подложные документы. Воровство с их стороны может нанести значительно больший ущерб магазину, чем нечестность покупателей. Нечистый на руку сотрудник способен украсть во много раз больше, чем жулик-покупатель, потому что он осведомлен о слабых местах в работе магазина.

Одним из способов хищений, которым пользуются вороватые кассиры, является аннулирование чеков, когда уже совершенная сделка признается недействительной. При этом все деньги кассир кладет себе в карман. Из примера № 4 видно, как подобные махинации влияют на недостачу товара и потерю наличности.

Ваш магазин закупил десять предметов общей стоимостью 100 долларов и продает их по 15 долларов за штуку. Два предмета были проданы на сумму 30 долларов, причем покупатель расплатился наличными. Кассир совершенно незаконно аннулирует сделку и присваивает деньги себе. Он увеличивает недостачу товара на 30 долларов: все записи свидетельствуют, что в наличии должно быть десять предназначенных для продажи предметов по 15 долларов, а на самом деле их только восемь.

Воровство наличных денег может и не повлиять на недостачу товара. Если хищение производится через аннулирование чеков, то будет возникать недостача товара, так как кассовая машина «добавляет» товар к имеющемуся на складе, хотя на самом деле его там нет. Но когда кассир просто забирает деньги из кассы или работник крадет ваши средства с банковского счета, то на количестве имеющегося товара это никак не сказывается.

Работники розничных магазинов иногда воруют и товар. Его могут вынести в то время, когда магазин закрыт, во время обеденного перерыва или во время перекуров. Более того, служащий может просто выйти за пределы магазина, положить похищенный товар в мусорную корзину, а позднее забрать его или передать украденное в фирменном пакете своему другу, делая вид, что тот только что совершил покупку.

Напоминаем, что цель этой статьи — познакомить вас с основными пунктами программы предотвращения потерь. Мы вовсе не собираемся вызвать у читателя манию преследования. Помните, что воруют не все работники, а только малая часть их. Но что вы станете делать, если у вас возникли подозрения о мошенничестве или оформлении нечестных сделок? Если в вашей компании или магазине нет компетентных служащих по таким вопросам, то имеет смысл обратиться за помощью к профессионалу.

Кого бы вы ни выбрали, нужно быть уверенным в профессионализме этого человека, в его знаниях о возможности сокращения потерь в розничной торговле. Убедитесь, что человек, которого вы нанимаете, разбирается в бухгалтерских записях. Особенно в отчетах о приемке/сдаче наличных денег. Помните, вам решать, что делать, и порой для раскрытия воровства требуется лишь совсем небольшая помощь.

И еще один совет: не бойтесь обвинять. Персонал ворует во всех организациях. Вы будете не первым и не последним менеджером или владельцем магазина, пострадавшим от этого. Если сотрудника поймали за руку, не бойтесь позвонить в полицию. Но следите за тем, чтобы увольнения работников были юридически безупречными — при незаконном увольнении вам могут предъявить встречные обвинения. Поэтому в случае сомнений всегда обращайтесь за помощью к юристу.