Незарегистрированные сделки
1. Общие сведения
Иногда нечестные кассиры регистрируют не все совершенные сделки. Когда покупатель расплачивается наличными деньгами, кассир может нажать клавишу «no sale» (несостоявшаяся сделка), чтобы открыть ящик с деньгами и отсчитать сдачу. Такое возможно, когда наряду с кассовыми чеками используются бланки заказов и им подобные документы, например, когда один работник оформляет заказ покупателю и отправляет его с бланком заказа к кассиру для оплаты. Если покупатель знает, как правильно должна оформляться такая сделка, и потребует чек, кассир просто поставит на бланке заказа печать или подпись как свидетельство оплаты.
2. Меры предосторожности
а) Ведите журнал несостоявшихся сделок (см. форму № 5), в котором обязательно должна указываться причина. Каждый случай несостоявшейся сделки заверяется подписью кассира.
б) Если товар доставляется на дом, то на бланке заказа должен быть оттиск кассового аппарата с указанием стоимости сделки. Как минимум необходимо прилагать к бланку заказа кассовый чек с указанием полной суммы и суммы, полученной от покупателя.
в) Четко распределяйте обязанности между кассирами и административными работниками магазина.
Ж. Выплаты за возврат тары
1. Общие сведения
В магазинах, продающих товары, за упаковку которых взимается отдельная плата (например, различные бутылки), воровство происходит особенно часто. Как и в случаях с возвратом товара, кассир просто оформляет выплату денег якобы за возврат тары, а деньги присваивает.
2. Меры предосторожности
Все выплаты денег за возврат тары должны сопровождаться заполнением специальных бланков. В каждом из них должны указываться фамилия и номер телефона покупателя, а также его подпись.
В России сегодня такие кражи часто происходят в торговых точках, чаще всего мелких, где продукты — хлеб, крупы и пр. — упакованы в полиэтиленовые пакеты, цена которых включается в стоимость товара. Однако некоторые продавцы спрашивают покупателей — хотят ли они взять товар в пакете? Если следует ответ «да», то к цене покупки добавляется еще и стоимость упаковки, которую продавец кладет себе в карман. Покупателю, для того чтобы разобраться — обманули его или нет, нужно потребовать документы, которых у розничных торговцев зачастую «не оказывается под рукой», да и связываться с жуликоватым продавцом из-за та-. ких «мелочей» вряд ли кто станет.
Страдает здесь именно покупатель, поскольку владельцу торговой точки прямого ущерба не наносится: весь поставленный товар продан, полная сумма получена. Однако за таким продавцом все же следует установить наблюдение, поскольку, начав с обмана покупателей, он впоследствии может перейти и к обману своего работодателя. К тому же товар часто упаковывается не только из соображений удобства торговли, но и для повышения конкурентоспособности, а мошенник, взимающий дополнительную плату за пакеты, сводит эту маркетинговую работу на нет.
Обнаружить, что продавец собирает «дань» за упаковку, достаточно просто: если у него скапливаются пустые пакеты, значит, некоторые покупатели отказываются от них, а это происходит лишь в тех случаях, когда упаковка объявляется платной. — Прим. ред.