Маркетинг: капиталовложение или расход
Первый вопрос, который все задают о маркетинге, звучит так: требует ли он расходов или окупается? Ответ заключается в вашем расчете прибылей и убытков. Где-то под общим заголовком «производственные расходы» будут находиться
расходы на маркетинг — на рекламу, на связи с общественностью, на выпуск брошюр о компании и т.д. Подсчитать доходы от маркетинга гораздо труднее. Даже если вы будете использовать купоны, рекламу с телефонными номерами и т.д., вы никогда точно не установите, насколько снизились бы ваши продажи без маркетинга.
Поэтому перестаньте волноваться по этому поводу. Возьмите объем продаж, вычтите себестоимость проданных товаров и издержки, включая маркетинг. Вы получите чистую прибыль, которую принес вам маркетинг. Увеличьте бюджет на маркетинг и измерьте объем продаж. Если хотите, попробуйте сделать то же самое, уменьшив бюджет маркетинга. Со временем вы сможете оценить влияние маркетинга на вашу основную линию стратегии.
Я уверена, что бухгалтерия в фирме «Бездонные лодки Максима» не возражала бы против того, чтобы мы посмотрели на финансовые расчеты в отделе каноэ-каяков. Краткая форма записи прибылей и убытков выглядит следующим образом:
Объем продаж нетто 140 000 долларов
Минус себестоимость проданных товаров 65 000
Валовая прибыль 75 000
Минус издержки 56 250
Чистая прибыль 18 750
Более длинная форма счета прибылей и убытков включает еще несколько десятков дополнительных статей, чтобы объяснить, куда ушли деньги, но основная линия та же. Измените расходы на маркетинг в большую или меньшую сторону, чтобы изучить его значение.