Этикетка вина

Категория: Вкусовые товары (чай, кофе, алкогольные напитки и др.)

Первые винные этикетки на территории нашей страны, содержащие деловую информацию о вине, появились много тысячелетий назад. Эти «этикетки» представляли собой надписи, процарапанные на глиняных корчагах или кувшинах, в которых хранилось или транспортировалось вино. Археологи назвали эти надписи граффити и, несмотря на их краткость, считают их ценным археологическим материалом, который рассказал ученым о винах, путях их транспортировки, о местностях, в которых они были приготовлены, и о людях, их продающих и покупающих. Так, например, в 1948 г. при раскопках в Старой Рязани найден фрагмент корчаги начала XI в. с надписью, которая в современной транскрипции звучит так: «Новое вино доброе послано князю Богушу».

Более развитым типом славянской этикетки — самой первой этикетки в мире — несомненно, могут служить берестяные грамоты. В X—XII вв. Русь была одним из самых грамотных государств мира. Грамотой владели не только князья и бояре, монахи или специальные писцы, но и очень многие простые жители страны, как городские, так и деревенские.

Естественно, что корчаги для хранения и транспортировки вина, остатки которых встречаются довольно часто при раскопках, снабжались в то время берестяными ярлыками-этикетками, в которых обозначался сам товар и его владелец. Такие археологические объекты, как берестяные грамоты, чаще всего обнаруживают в Великом Новгороде — торговой республике Руси. Так, например, ученые установили, что найденная ими берестяная грамота № 58 и деревянная бирка представляют собой торговые этикетки, которые

привязывалась к продаваемому товару, и на них обозначено имя владельца товара, соответственно — «Маремеяне» и «Устиева».

Найдены и более пространные этикетки с перечислением товаров в партии и их ценами. Это, например, грамота № 438.

В Западной Европе этикетки в виде, напоминающем современные, появились в XVIII в. на шампанских винах. По внешнему виду они были просты. В них содержались только сведения о типе вина, годе его выпуска и фирме-изготовителе.

Шло время, шло и развитие этикетки. Все больше и больше необходимых потребителю сведений появлялось на ней.

Современная винная этикетка несет на себе довольно солидную информацию, необходимую потребителю. Принципы этикетирования вин задолго до современных западноевропейских были полностью разработаны великими русскими виноделами — князьями Л.С. Голицыным, К. А. Горчаковым, П. Н. Трубецким.

Этикетки вин, выпускаемых их заводами, содержали до 8 единиц сведений. Современная этикетка увеличила количество информационных сведений до 10—12 единиц.

Во главу угла оформления современной этикетки поставлены несколько основных информационных записей, гарантирующих надежность и достоверность информации и обеспечивающих защиту прав потребителя.

В настоящее время информация на этикетке делится на обязательную и необязательную. К обязательной, важной для потребителя, относится:

1. Тип и вид продукта.

2. Узнаваемость производителя (его название или его товарный знак).

3. Наименование документа (указа, распоряжения), который устанавливает стандарты качества на тот или иной тип вина (ГОСТ, ОСТ и т. д.).

4. Параметры качества (выдержка, количество спирта, сахара и т. д.).

На этикетках элитных вин должна быть сделана запись о месте их изготовления (винзаводе, совхозе, вин-хозяйстве). Надпись, фиксирующая место розлива вина. Для игристых и шампанских вин указывается их тип: сухое, полусладкое и т. д.

В последнее время на бутылках появляется так называемый штрих-код — система условных обозначений, закодированная толщинами линий и их взаимным расположением.

Из необязательных надписей на этикетке могут быть размещены:

— торговая марка,

— год урожая,

— награды,

— различные рисунки,

— рекомендации по употреблению.

В настоящее время художественному оформлению этикетки уделяется исключительное внимание. Подчас к ее оформлению привлекаются знаменитые художники и дизайнеры. В их исполнении этикетки четко соответствуют «жанру» вина, характеру народа, природе и многим другим характерным особенностям страны-производителя вина.

В последнее время в связи с получившими распространение случаями фальсификации вин и этикеток некоторые отечественные фирмы переходят на тип этикеток, несущих в себе многие элементы защиты: голо

граммы, рельефное изображение. Однако при этом не ясно, каким образом эти сложности могут сократить число подделок. Ведь известно, что финансовые возможности производителей фальшивой алкогольной продукции ничуть не меньше возможностей аналогичных государственных предприятий, и наладить производство этих же этикеток и бутылок им не составит особого труда.

Кроме разрешительного принципа, в оформлении этикеток существуют и несколько запретительных. К таким требованиям относится, например, такое: надписи на этикетке должны быть сделаны на одном языке. Как правило, это должен быть язык страны-производителя вина.