Этикетка водки

Категория: Вкусовые товары (чай, кофе, алкогольные напитки и др.)

«Лицо» и паспорт любой бутылки водки — это ее этикетка, контрэтикетка и маленькая верхняя наклейка, которая называется кольереткой. Вот эти три документа служат не только украшением каждой бутылки, но и обязаны нести на себе множество полезных сведений для покупателя.

Известно, что самыми первыми «этикетками», которые что-то рассказывали о товаре, были древние «граффити» — надписи, процарапанные на глиняных корчагах, амфорах и глиняных или фарфоровых бутылках. На Руси нашли применение и ярлыки из бересты, которые привязывались к сосудам с водкой и вином и давали нужные сведения купцам. До конкретного покупателя-потребителя сведения эти доходили уже в устной форме через розничных продавцов товара.

Регулярная водочная этикетка в России появилась только в царствование последнего императора Николая II. В отличие от художественно оформленных бутылок, которые предназначались для состоятельных граждан, массовые этикетки было разрешено делать без украшений и позолоты. Необходимыми элементами такой этикетки были записи о месте и дате продажи этой бутылки водки. На этикетках требовалось также помещать какое-нибудь воспитательное изречение, типа «Пьянство — порок».

Согласно государственному стандарту и постановлениям, каждая бутылка водки в Российской Федерации должна снабжаться целой серией обязательных информационных сообщений. На этикетке, контрэтикетке и кольеретке производитель товара обязан разместить следующую информацию.

1. Название товара — «Русская водка», «Водка», «Старая водка» и т. д.

2. Количество зернового этилового спирта в данной водке - 40°, 40 % об., 40 % vol.

3. Фирма-производитель и ее эмблема — «Тула-спирт», «Алкон», «Ливиз», «Родник», «Кристалл» и т. д.

4. Название водки — «Левша», «Великий Новгород», «Аксаковская», «Синопская 50/58», «Самарский штоф», «Московская особая», «Петр Великий», «Березка», «Новгородская особая» и т. д.

5. Номер государственного стандарта или технических условий, которым соответствует качество данного товара, - ГОСТ 12712-80, ГОСТ 7190, ТУ 10-05031531-172.

Позволяется использовать также и некоторые необязательные элементы оформления:

6. Художественный рисунок, создающий внешне запоминающийся образ данного изделия.

7. Перечисление или изображение государственных и международных наград (если они есть) за качество выпускаемой продукции.

8. Дополнительную цифровую или словесную информацию, которую считает нужным сообщить потребителю производитель.

9. Надписи на иностранных языках и штрих-код товара.

10. Рекомендации по употреблению и хранению: «Перед употреблением охладить», «Срок хранения — шесть месяцев» и т. д.

Одна из заметных проблем связана с обозначением количества этилового спирта в водке. Согласно классическому определению крепости водки, принадлежащему Д. И. Менделееву, ее следует обозначать как 40°. Но в последнее время многие российские заводы приняли для обозначения крепости водки обозначения типа: 40 % или 40 % vol.

Дмитрий Иванович Менделеев в своей докторской диссертации доказал, что производство водки (в отличие от производства виски или джина) должно осуществляться не путем простого слияния объемов воды и зернового этилового спирта, а путем точного отмера определенной массы зернового этилового спирта.

Для того чтобы это понять, разберем простой числовой пример, в котором покажем принципиальную разницу приведенных обозначений. Но предварительно заметим, что обозначение крепости в виде 40 % вообще не имеет смысла, так как не дает потребителю информацию, от чего исчисляются эти проценты — от массы или от объема.

Итак, один литр водки, по Менделееву, имеет массу 953 г, из которой сорок частей приходятся на зерновой этиловый спирт. Эта величина составляет:

953 г  0,4 = 381 г.

Данная композиция и является основой «Московской особой водки», имеющей крепость 40°. В литре такой водки 572 г воды и 381 г зернового этилового спирта.

Далее. Если же на этикетке бутылки водки стоит надпись 40 % vol. (сорок процентов от объема), то в одном литре такой водки 40 объемных частей занимает спирт. Его масса (т) в одном литре водки равна:

р = m/V; откуда m=pV= 0,794 г/см3  400 м3 = 318 г.

Это и есть водка, имеющая обозначение 40 % vol. В литре такой водки 635 г воды и только 318 г зернового этилового спирта (такая водка, как легко показать, имеет крепость, по классическому определению Менделеева, с учетом контрактации (сжатия) спирта, не более 35°).

По качеству спиртового содержания «Русская водка», согласно данным известного голландского ученого X. Гроувена, не только стоит на втором месте после французского коньяка, но и оставляет далеко позади все другие крепкие напитки. Нижеприведенная таблица показывает результаты исследования X. Гроувена.

1. Французский коньяк — 61,4—61,7;

2. Русская (московская) водка — 54,2;

3. Ямайский ром — 43,7;

4. Шотландское виски — 42,8;

5. Ирландское виски — 42,3;

6. Английское виски — 41,9;

7. Английский джин — 40,3;

8. Немецкий шнапс — 37,9.

Производство же водки 40 % vol. загоняет «Русскую водку», согласно вышеприведенной таблице, по качеству на седьмое место.

Таким образом, у производителей водки есть только два варианта исправления ситуации. Либо вернуться к классическому менделеевскому обозначению крепости водки — 40°, либо обозначать ее крепость знаком 40 % mas., но и в том и в другом случае необходимо в обязательном порядке вернуться к менделеевскому качеству водки.

Такой же необоснованной выглядит и фиксация крепости водки в английских единицах типа 80 % PROOF.

Следует обратить внимание и на то, что многие названия русских водок даются даже для внутреннего рынка в иностранном написании, например: «Moskovskaja», «Stolichnaja», «Rodnik». Такие надписи появились якобы для того, чтобы западный потребитель знал, какой товар ему предлагается.

Еще несколько слов о дополнительных надписях на некоторых этикетках. Одна из них, в частности, гласит:

«Энергетическая ценность продукта 212 кКал на 100 см3». Звучит вполне убедительно. Однако дело в том, что энергетическая ценность продукта (или калорийность) в таких единицах, какие указаны на этикетке, не измеряется.

Согласно Государственной (а также Международной) системе единиц СИ, измерение калорийности продукта осуществляется единицей, носящей название джоуль (Дж), или, в самом крайнем случае, внесистемной, старой единицей (запрещенной к использованию законом) — килокалорией (ккал). Никакими Ккал на 100 см3 эта величина не измеряется и измеряться в принципе не может.

Напомним, что калорийность (Q) твердого или жидкого топлива (а спирт, или водка, — это топливо) численно равна количеству теплоты (q), выделяемому при сгорании единицы массы топлива.

Нередко можно встретить надписи типа: «Русская водка» — изготовлена по классической технологии ... с применением специальных добавок, придающих ... тонкий аромат...»

Дело в том, что классическая технология «Русской водки» (а не водки вообще) в принципе не допускает применения каких-либо ароматических добавок. Если в водку добавляются какие-либо вкусовые или ароматические добавки, весьма вероятно, что вкусовые качества такого продукта могут нравиться определенной группе потребителей, и эта технология, несомненно, имеет право на существование, однако она не имеет никакого отношения к классической менделеевской технологии, и сочетать эти два несовместимых понятия не рекомендуется.

Интересна и надпись: «Водка изготовлена по старинным русским рецептам», а внизу, например: «ГОСТ 1980 г.».

Неужели наши пращуры сумели точно вписаться в этот ГОСТ?

В последнее время на отечественном рынке появилось некоторое количество небольших фирм, которые, стремясь провести в патентных организациях те или иные названия и рецепты, просто заказывают на известных, уважаемых заводах изготовление партии продукции, соответствующей оформленным заявкам. Как правило, именно такие фирмы, для того чтобы как-то пробиться и занять определенную нишу рынка, чаще всего применяют некорректные приемы, намеренно дезинформируя покупателя. При этом дезинформация, естественно, выносится на этикетку предлагаемого напитка.

В качестве примера такой дезинформации рассмотрим этикетку водки фирмы ЗАО «РУСТ ИНК», на которой напечатано «Русский стандарт».

На ней фирма как бы невзначай проставила цифру 1894, которая может быть принята покупателем, взглянувшим мельком на данную бутылку, за год основания фирмы. Между тем фирма организована несколько лет назад.

Там же имеется надпись: «Соответствует стандарту русской водки высшего качества, утвержденному государственной комиссией во главе с Д. И. Менделеевым в 1884 году». Однако:

во-первых, комиссия во главе с Менделеевым утверждала не стандарт высшего качества, а потребительский стандарт русской водки. А эти понятия разнятся довольно сильно.

Во-вторых, именно водка «Русский стандарт» не соответствует стандарту, утвержденному менделеевской комиссией, так как комиссия утвердила получение спирта для водки из русской ржи, произрастающей в средней полосе России. Водка же данной фирмы не готовится на ржаном спирту, о чем фирма «РУСТ ИНК» сама сделала специальную запись на этикетке.

В-третьих, водка готовится, как сообщает фирма, на «чистой ледниковой воде». Однако русская водка, а уж тем более утвержденная менделеевской комиссией, готовится не на ледниковой воде Севера, а на родниковой воде средней полосы России. Наша страна в своей средней полосе не имеет ледников. Возить же воду с Памира, Кавказа, а тем более из-за Полярного круга или из Антарктики никто не станет. Не станут возить (даже если бы транспортировка ее была экономически выгодна) ледниковую воду еще и потому, что вода ледников лишена необходимых для производства водки солей, т. е. безвкусна и безжизненна, и ее запрещают пить даже альпинистам.

В-четвертых, фирма «РУСТ» на своей этикетке упоминает о «старинных рецептах» или «традиционной технологии», но мелкими буквами в стороне имеется надпись — ГОСТ 12712-80, т. е. качество водки соответствует ГОСТУ 1980 г. Вот и вся «седая старина» двадцатилетней давности.

В-пятых, крепость водки, которую утверждала комиссия Менделеева, должна быть обязательно равна 40°, а не 40 %. Далее, в индикации на этикетке водки «Русский стандарт» даже не указано, по объему или по массе берутся эти 40 %, что тоже является явным нарушением действующего законодательства об этикетировании продукции России и ведет к дезинформации потребителя.

Необходимо также подчеркнуть некоторую дезинформацию, связанную с ценой продукта. Отечественный потребитель привык рассуждать так: если цена на товар высокая — значит, его качество соответствует цене. Ничего подобного в данном случае нет. Запредельная цена бутылки этой водки (300—400 рублей) определяется тем, что около 70 % этой цены составляет стоимость бутылки, которую фирма покупает за границей. Так что, покупая эту водку, потребитель оплачивает не ее качество, поскольку она не входит даже в число 100 лучших водок России, а ее бутылку.