Лингвальные духовые инструменты

Категория: Музыкальные инструменты

В лингвальных инструментах воздух вдувают через укрепленную в их верхней части трость одинарную или двойную, которая является возбудителем колебания. Изготавливают трость из тростника. Трости различают однолепестковые (у кларнета и саксофона) и двухле-пестковые (у гобоя, фагота). Первые вставляют в клюв инструмента и оставляют в нем узкую щель; вибрируя, трость закрывает и открывает канал в клюве инструмента. Вторые состоят из двух тонких пластинок, плотно прилегающих одна к другой; вибрируя, они замыкают или размыкают щель, возникающую между ними.

К лингвальным инструментам относятся: гобой, кларнет, фагот, саксофон и родственные им инструменты.

Гобой — деревянный духовой инструмент высокого регистра. Прототипом гобоя является свирель. Звук его резковатый, но не сильный.

Гобой изготавливают из гренадильного, эбенового дерева, или эбонита. Он состоит из трех частей: двух колен (верхнего и нижнего) и раструба, усиливающего резонансное звучание и придающего звуку характерную окраску. На верхнем и нижнем коленах крепится рычажно-клапанный механизм. В узкий верхний конец инструмента вставляется двойная трость. Несколько перемещая саму трость, гобой можно подстраивать.

Среди семейства гобоев наиболее распространен гобой в строе до с диапазоном от си-бемоль малой октавы до фа третьей октавы. Разновидностями гобоя являются малый гобой (звучит на кварту выше обычного гобоя) и альтовый гобой, или английский рожок (настроен в тоне фа — квинтой ниже гобоя).

Гобои используется в оркестрах и ансамблях, а также в сольной игре. Тембр инструмента изобилует обертонами. Гобой в строе до в нижнем регистре звучит густо, несколько грубовато; в среднем регистре певуче и сочно; в верхнем резковато, напряженно.

Кларнет — духовой инструмент с одинарной тростью. Для удобства исполнителей кларнеты делаются в разных строях, наиболее употребительные из них в строе си-бемолъ и ля.

Современный кларнет — наиболее гибкий по своим выразительным возможностям инструмент среди деревянных духовых, на нем воспроизводятся разнообразные оттенки от достаточно звучного форте до нежнейшего пианиссимо, а также певучие мелодии и быстрые виртуозные пассажи. Диапазон звучания — около четырех октав.

Кларнет изготавливают из гренадильного или эбенового (черного) дерева и из пластмассы (эбонита и др.)

Кларнет имеет канал цилиндрического сечения и состоит из пяти частей: мундштука с клювом, бочонка (часть ствола инструмента), верхнего колена, нижнего колена и раструба.

На верхнем и нижнем коленах находятся звуковые отверстия в количестве 18—27 и размещена рычажно-клапанная механика. Мундштук клювообразной формы с несколько  заваленным концом в задней стенке имеет прорезь, которая является продолжением канала ствола. Трость накладывают на заднюю плоскость и прикрывают прорезь. Закрепляют трость кольцеобразным металлическим держателем, имеющим стяжные винты. Бочонок соединяет мундштук и верхнее колено. Путем перемещения бочонка, изменения натяжения винтов и положении держателя трости кларнет подстраивается.

В состав семейства кларнетов входят:

♦  кларнет малый (пикколо), в тоне ми-бемоль, реже в тоне ре;

♦  кларнет в тоне до;

♦  кларнет в тоне ля и си-бемоль;

♦  бас-кларнет в тоне си-бемоль, диапазон звучания от ноты ре малой октавы до ноты фа третьей октавы.

Наиболее распространен кларнет в тоне си-бемоль.

Применяют кларнеты в оркестрах и ансамблях, в сольной игре. Тембр кларнета насыщен обертонами. В нижнем регистре инструмент звучит густо, гудяще. Звучание среднего регистра разнохарактерно: от тусклого, матового — до ясного, чистого. В самом верхнем регистре звучит пронзительно, пустовато.

Фагот — самый большой по размеру и самый низкий по звучанию деревянный духовой инструмент. Ствол его как бы сложен пополам, отсюда и название инструмента — "фагот-то" (по-итальянски — узел, связка).

Фагот состоит из четырех частей: нижнего колена U-об-разной формы, малого колена, большого колена и раструба. Двойную трость насаживают на металлическую трубку, напоминающую по форме букву S-эска, которая вставляется в малое колено и является продолжением канала ствола инструмента. Для изменения высоты извлекаемого звука в фаготе делают 25—30 боковых отверстий, из которых 5—6 закрывают пальцами, а остальные — клапанами. На всех четырех частях фагота крепится клапанно-рычажный механизм.

Изготавливают фагот из древесины клена. Рычажно-клапанный механизм — из нейзильбера.

Фагот — непременный участник симфонического и оперного оркестров, а также он используется в качестве ансамблевого и сольного инструмента. Фагот исполняет роль баса в хоре деревянных духовых инструментов. В среднем регистре фагот звучит мягко, мелодично, по мере повышения звука приобретает гнусавый оттенок. Верхний регистр напряженный, нижний — полный, густой.

Промышленность выпускает фагот в строе до с диапазоном звучания от ноты си-бемоль контроктавы до ноты ми-бемолъ второй октавы. Общая длина фагота 1340 мм.

Саксофон — духовой инструмент с одинарной тростью, как у кларнета. Получил свое название по имени изобретателя А. Сакса, который сконструировал целое семейство саксофонов от сопрано до контрабаса.

Саксофоны используются в военных и симфонических оркестрах, в джаз-оркестрах, а также как солирующий инструмент.

Корпус саксофона представляет собой широкую конусообразную трубу, заканчивающуюся раструбом. В верхней части он имеет съемную мундштучную трубку, на которую надевается мундштук с тростью. На корпусе и раструбе расположены звуковые отверстия и крепится рычажно-клапанный механизм сложной конструкции. Мундштук саксофона по форме схож с мундштуком кларнета, но имеет несколько больший размер.

Саксофон изготавливают из латуни с последующим никелированием, серебрением или золочением.

В зависимости от высоты звука и тональности различают саксофоны: сопранино пикколо в тоне ми-бемоль, сопрано в тоне си-бемоль, альт в тоне ми-бемоль, тенор в тоне си-бемоль, баритон в тоне ми-бемоль, бас в тоне си-бемоль.

Наиболее распространены саксофон-альт в тоне ми-бе-моль с диапазоном звучания от ре-бемоль малой октавы до ноты ля-бемоль второй октавы; саксофон-тенор в тоне си-бемоль, с диапазоном звучания от ноты ля-бемоль большой октавы до ноты ми-бемоль второй октавы. Нижний регистр альт-саксофона — густой, плотный. В среднем регистре — певучий, несколько гнусоватый, верхний регистр пронзительный.