Типология потребителей фотоматериалов

Категория: Бытовые товары

Потребителей фотоматериалов условно подразделяют на две группы: любителей и профессионалов.

Для фотолюбителей фотоаппарат стал чем-то вроде дневника-события семейной жизни, что находит отражение в фотографиях в семейном альбоме. Период, в течение которого будет отснята пленка полностью, иногда может растягиваться на месяцы. Поэтому для любителей выпускаются и более короткие пленки по 24 и 12 кадров; пленки же для профессионалов менее 36 кадров встречаются редко. Кроме того, пленка у любителей хранится довольно продолжительное время в условиях от комнатной температуры до повышенной как до, так и после съемки.

Отсюда следует, что характеристики любительских пленок не должны заметно меняться при длительном хранении как перед экспонированием, так и в промежутке между экспонированием и обработкой. Поэтому при изготовлении любительских пленок, как правило, применяется технология преднамеренного смещения характеристик. Смысл этой технологии состоит в том, что любительские пленки выпускаются с предприятия-изготовителя с характеристиками, отличающимися от требуемых. Чувствительность и контрастность пленок выше, чем нужно, цветовой баланс перекошен, цвета насыщеннее, чем надо, и т. д. Но

это делается на основании точного расчета. Если известно, что при длительном хранении пленки ее цветовой баланс "уходит" в желто-зеленую область, то, сместив его при изготовлении в обратную сторону (в данном примере к сине-пурпурным цветам), можно добиться того, что в результате хранения цветовой баланс пленки как раз станет оптимальным.

Сам период хранения пленки, в течение которого происходит изменение ее характеристик до оптимальных значений, при такой технологии называется "созреванием" эмульсии. Время "созревания" выбирается таким образом, чтобы рабочие характеристики пленки приближались к оптимальным спустя примерно полгода со времени изготовления. Срок пригодности к использованию для большинства любительских пленок составляет 20—24 месяца со дня выпуска.

Такая технология кроме очевидных достоинств имеет и недостатки. Увеличенные показатели чувствительности, контрастности и цветовой насыщенности, необходимые для того, чтобы в период "созревания" компенсировать ухудшение характеристик пленки, не лучшим образом влияют на другие качественные характеристики пленки — резкость, цветопередачу, качество воспроизведения деталей в тени и т. д. Однако при любительском применении пленки эти особенности не приводят к сколько-нибудь заметному ухудшению результатов съемки.

У профессионалов расход пленки намного больше, чем у любителей, да и результаты съемки требуются чаще всего незамедлительно. Кроме этого, профессионалы стараются хранить пленку в холодильнике, чтобы свести к минимуму изменения в сенситометрических характеристиках в течение времени. Поэтому большинство пленок для профессионалов выпускают сразу с характеристиками, близкими к оптимальным, и не требуют "дозревания". Пик рабочих характеристик профессиональных пленок рассчитан на обработку в максимально короткий срок после экспонирования от нескольких часов до нескольких дней. Кроме того, многие типы профессиональных пленок рассчитаны на хранение при пониженной температуре 13—15°С и ниже.

Если большинство требований, предъявляемых к любительской пленке, вполне можно воплотить в конкретной линейке пленок, отличающихся друг от друга лишь чувствительностью, то у профессионалов в зависимости от выполняемой задачи требования к свойствам пленки могут существенно отличаться.

Весь спектр пленок, выпускаемых для профессионалов, молено приблизительно разделить на следующие:

♦  пленки универсального назначения;

♦  пленки для портретной фотографии;

♦  пленки для фотожурналистики;

♦  пленки для спецэффектов.

Пленки универсального назначения — хороши для съемки пейзажей, натюрмортов, жанровых сцен, архитектуры, репродукций и многих других работ.

Портретная фотография — это особый вид съемки со своими правилами композиции и освещения. Пленка для портретной фотографии характеризуется меньшим, чем у пленок общего назначения, контрастом, а часть из них дополнительно имеет пониженную насыщенность цветов, отчего изображение становится мягким и пастельным.

В отличие от фотографа, работающего в студии или на пленэре, фоторепортер лишен возможности управлять светом и вынужден пользоваться тем освещением, которое есть в данный момент. Поэтому высокая чувствительность пленки — иногда единственная возможность сделать ценный кадр. Репортерская пленка должна быть по возможности высокочувствительной, не очень требовательной к точности экспонирования.

В практике профессионального фотографа нередки случаи, когда изображение на фотографии должно не просто отражать действительность, а быть ярче с более насыщенными цветами. Такая необходимость возникает в случае, когда насыщенность цветов на объекте съемки невелика, а также для спецэффектов, находящих применение в рекламной фотографии. Специально для этого выпускаются пленки с особой насыщенностью цветов.