Принадлежности для фотосъемки и фотолабораторий

Категория: Бытовые товары

Для расширения функциональных возможностей фотоаппаратов, создания специальных эффектов и упрощения процесса съемки фирмы-производители предлагают широкий ассортимент всевозможных фотопринадлежностей:

♦  сменные объективы;

♦  приставки и насадки;

♦  светофильтры;

♦  фотолампы и осветители;

♦  вспомогательные элементы (штативы, бленды, промежуточные кольца).

Сменные объективы являются наиболее дорогостоящими принадлежностями. Основной объектив фотоаппарата характеризуется тем, что его угол зрения составляет 45—50°, а фокусное расстояние приблизительно равно диагонали кадра. Дополнительные объективы имеют различные фокусные расстояния. Применение сменных объективов дает возможность в соответствии с замыслом фотографа успешно решать как технические, так и изобразительные задачи. Они позволяют получать изображения предметов в разных масштабах с одной и той же точки съемки, снимать как удаленные предметы (телеобъективами), так и близко расположенные (широкоугольными объективами). Выбор объективов с тем или иным фокусным расстоянием подсказывается темой и условиями съемки.

Маркировка объективов содержит его наименование (марку) и дополнительные буквы и цифры.

Буквы МС, стоящие перед наименованием, обозначают, что линзы объектива имеют многослойное просветление, повышающее качество воспроизведения снимаемого объекта,

например: объектив МС Индустар-61 Л/3 — многослойное просветление, лантановая оптика.

Буква "А", стоящая после наименования объектива, обозначает, что объектив может быть использован в аппаратах с иной посадочной резьбой, для чего следует использовать адаптер (переходное кольцо), например: Мир-10А (сменный адаптер M42xl-M39xl)

Цифра "2", стоящая после наименования объектива, обозначает, что адаптер для объектива не применяется: Ге-лиос-40-2.

Буква "М" обозначает, что объектив снабжен "прыгающей" (нажимной) диафрагмой, закрывающейся до заранее установленного значения при нажатии на спусковую кнопку:

МИР-20М (нажимная диафрагма);

МС МИР-24М (многослойное просветление, нажимная диафрагма).

Буквы "Б", "В", "К"и "Н", стоящие после наименования объектива, обозначают тип байонета:

ЗОДИАК-8В (объектив с байонетом типа "В");

МИР-38Б (объектив с байонетом типа "Б").

Приставки и насадки применяют для изменения фокусного расстояния объектива и создания специальных эффектов. К ним относятся:

♦  приставки теленегативные;

♦  насадки для изменения фокусного расстояния;

♦  насадки с трансфокатором;

♦  насадки для макросъемки;

♦  насадки для получения различных эффектов.

Теленегативные приставки (телеэкстендер) представляют собой блок линз, который устанавливается между объективом и камерой и предназначен для увеличения фокусного расстояния. Приставка состоит из 4—7 линз, что обеспечивает увеличение фокусного расстояния в 1,5—3 раза. Применяется в зеркальных фотоаппаратах.

Насадки для изменения фокусного расстояния бывают двух типов:

♦  широкоугольные — уменьшают фокусное расстояние объектива в 1,5—2 раза;

♦  телескопические — увеличивают фокусное расстояние объектива в 1,5—2 раза.

Оба типа насадок состоят из нескольких линз и крепятся с помощью байонетного или резьбового соединения перед объективом.

Применение насадок линз ведет к ухудшению качества изображения из-за аберраций.

Насадки для макросъемки представляют собой положительную линзу с фокусным расстоянием до 0,1 м. Она крепится перед объективом с помощью байонетного или резьбового соединения.

Насадки для получения различных эффектов — специально изготовленные линзы и маски. Наиболее интересные кадры получаются при использовании множительных и центрирующих линз. Множительная линза предназначена для получения нескольких одинаковых изображений на одном снимке. Центрирующие линзы — это положительные линзы с отверстием в центре. При съемке с применением такой линзы в центре снимка получается наибольшая резкость, а края выглядят размытыми, или наоборот.

Использование масок придает фотографическому объекту фигурное обрамление. Обычно маски продаются вместе с держателями для насаживания на объектив. При использовании маски съемка производится сквозь фигурные вырезы.

Светофильтры фотографические — сменные оптические элементы, применяемые в качестве насадок к фотообъективам с целью изменения спектрального состава и уменьшения интенсивности проходящего через них светового потока для достижения определенного фотографического эффекта. Крепятся они на передней части оправы объектива или за его последней линзой. На оправу светофильтра наносится марка светофильтра, обозначающая цвет стекла, размер присоединительной резьбы, средняя кратность по отношению к изопанхроматической пленке (черно-белого фотографического

материала с галогеносеребряным эмульсионным слоем, сенсибилизированного к зеленым, желтым, оранжевым и светло-красным лучам).

Кратность светофильтра показывает, во сколько раз должна быть увеличена экспозиция при съемке с ним по сравнению с экспозицией, определенной для съемки без светофильтра. Выпускаются светофильтры различных цветов (желтого, желто-зеленого, красного, оранжевого и голубого) и различной плотности: Например: ЖЗ-1,4; Ж-2; 0—2,8; Г-1,4 и др.

Светофильтры бывают следующих типов:

♦  ультрафиолетовые;

♦  нейтральные;

♦  серые;

♦  конверсионные (компенсационные);

♦  коррекционные;

♦  цветные для черно-белой фотографии.

Ультрафиолетовые светофильтры — это фильтры, которые не пропускают ультрафиолетовые лучи. Действие ультрафиолетовых светофильтров особенно сильно ощущается при съемке в горах и на море, где имеется сильное ультрафиолетовое излучение. При использовании таких фильтров устраняются нерезкость и "затуманенность" изображения, что позволяет получить ясные и четкие цветные и черно-белые снимки.

Нейтральные фильтры являются идеальными фильтрами для цветной фотографии. По своим спектральным характеристикам они близки к ультрафиолетовым и лишь незначительно отличаются от них способностью поглощать видимую сине-голубую часть спектра. Эти фильтры особенно желательны для съемки при дневном свете на цветные, в первую очередь обращаемые пленки.

Серые светофильтры являются абсолютно нейтральными по передаче цветов на фотопленку. Их применяют в тех случаях, когда требуется уменьшить светочувствительность пленки. Фильтры используют для увеличения экспозиции, если это необходимо, или для улучшения четкости снимков.

Конверсионные (компенсационные) светофильтры используются для обеспечения нормального цветового баланса. Для характеристики спектрального состава света введен термин "цветовая температура", которая показывает распределение энергии в спектре источника света. Определяется она с помощью идеального излучателя — абсолютно черного тела (АЧТ).

Температура АЧТ, при которой распределение энергии в его спектре будет сходно с распределением энергии в спектре данного источника, и есть цветовая температура этого источника. Выражается цветовая температура в градусах Кельвина. Например, цветовая температура лампы накаливания равна 2850°К.

Для правильного цветовоспроизведения при съемке на цветную многослойную фотопленку необходимо, чтобы спектральный состав света был таким, для которого установлен цветовой баланс данной пленки. Обычно цветные фотопленки, предназначенные для съемки при дневном освещении, сбалансированы для солнечного света, цветовая температура которого равна примерно 5600°К. Цветовой баланс фотопленок для съемки при искусственном освещении рассчитан на цветовую температуру около 3200°К. Иногда используется фотопленка, сбалансированная для дневного освещения при съемке с лампами накаливания или наоборот. Чтобы получить в этом случае нормальный цветовой баланс, используются конверсионные (компенсационные) светофильтры.

Коррекционные светофильтры применяются для незначительного (по сравнению с компенсационными фильтрами) изменения цветовой температуры источника света. Например, в спектре излучения некоторых электронных фотовспышек преобладает синий свет, в результате чего при черно-белой портретной съемке цвет кожи становится слишком темным. От этого эффекта можно избавиться, если использовать светло-розовый корректирующий светофильтр.

Цветные светофильтры для черно-белой фотографии — это светофильтры, предназначенные для изменения спектрального состава света, что приводит к изменению соотношения плотностей изображений отдельных элементов объекта при съемке на черно-белую пленку. Их используют, например, для подчеркивания облаков, уменьшения или усиления атмосферной дымки.

Поляризационные светофильтры не обладают спектральной избирательностью, они смягчают или полностью устраняют на снимке световые блики, созданные блестящими предметами. Поляризационный фильтр действует как оптическая решетка. Через него проходят только те световые волны, плоскость поляризации которых параллельна плоскости поляризации фильтра.

Осветительные приборы для фотосъемок выпускают с одним из двух типов источников искусственного света — с лампами постоянного свечения или с газоразрядными лампами импульсного действия.

Осветители с лампами постоянного свечения питаются от сети переменного тока, создают освещенность от 250 до 450 лк.

Осветители с лампами импульсного действия используются при фотосъемках. Принцип их действия основан на способности газа, наполняющего колбу лампы, давать мощную кратковременную вспышку под действием электрического импульса высокого напряжения, который возникает при разряде конденсатора через электроды лампы.

Источником питания служат сеть переменного тока или гальванические элементы.

Спектральный состав вспышки импульсной лампы близок к солнечному, поэтому импульсные фотовспышки могут применяться при съемке на цветную фотопленку, предназначенную для фотографирования при естественном дневном освещении.

Основным потребительским свойством импульсной фотовспышки является ведущее число, которое численно равно произведению диафрагменного числа на расстояние (в метрах) от осветителя до объекта съемки.

Электронная фотовспышка имеет калькулятор, рассчитанный на основе ее ведущего числа и позволяющий быстро

определить необходимое диафрагменное число с учетом светочувствительности применяемой фотопленки.

Штативы применяются для крупномасштабных съемок, выполнения репродукций, архитектурной и технической съемок. При съемках длиннофокусными объективами, макросъемке, съемке с большими выдержками не допускается даже небольшое смещение фотоаппарата. Выдержка, при которой еще можно снимать с рук, не должна превышать 1/30—1/25 с. Если необходима более длительная выдержка, следует применять штативы. Требования, предъявляемые к штативам, очевидны: устойчивость, большое число степеней свободы, прочность, малая масса и удобство транспортировки и использования. При съемке со штатива необходимо пользоваться спусковым тросиком.

Тросик спусковой — используется для плавного спуска затвора ФА, установленного на штативе. Он ввинчивается в специальное гнездо в аппарате.

Бленды светозащитные укрепляются на объективе ФА, служат для исключения попадания в объектив фотоаппарата постороннего света, не участвующего в образовании изображения. Тем самым уменьшается отражение от деталей объектива и камеры, которое снижает контрастность изображения.

Бленды имеют различный посадочный диаметр (от 37 до 55 мм) и угол (от 28° до 60°) в соответствии с параметрами распространенных марок объективов.

Промежуточные кольца применяются при макросъемке зеркальными фотоаппаратами. Они устанавливаются между камерой и объективом. По мере увеличения масштаба изображения необходимо дальше выдвигать объектив относительно фильмового канала камеры, для чего применяются промежуточные кольца различной ширины (или наборы колец).