Обьекты товароведной и коммерческой дисциплины: взаимосвязь товароведных характеристик со стоимостью

Категория: Основы товароведения

Объект - предмет, явление, на которое направлена какая-либо деятельность.

Объектами товароведения и коммерческой деятельности (различие между этими видами деятельности в широте охвата объекта) являются товары, а также все, что с ними связано: процессы, хранение, товародвижение, подготовка к продаже, контроль качества, упаковка, маркировка.

Товарная деятельность - направлена только на товары и сопутствующие им торговые услуги (по хранению, подготовке к продаже, контролю качества). В практике современной торговли товаровед не только обеспечивает товародвижение, но и является одним из исполнителей услуг по закупке, сбыту, хранению упаковыванию товаров, а так же услуг розничной и оптовой торговли.

Коммерческая деятельность - широко охватывает объекты, включает не только товары, но и услуги, интеллект, продукцию, работу по товародвижению. При этом в качестве объектов могут выступать не только потребительские товары, но и промышленного назначения (сырье, полуфабрикаты, оборудование).

Товары как объекты товароведной деятельности имеют 4 основополагающие характеристики:

1)  количественная - совокупность определенных свойств, выраженных в единичном измерении.

2) качественная - совокупность свойств, обладающих способностью удовлетворять потребности потребительских свойств, безопасности и экологичности (например, покупатель уверен в безопасности товара - покупает)

3) ассортиментная - совокупность отличительных свойств и признаков товара, определяющих его функциональное назначение. Отличие одного вида или наименования товара от другого (масло сливочное, топленое, растительное) 4) стоимостная - каждый товар имеет цену. Потребности людей изменяются под влиянием природы, научно-технических, и др. факторов.

Все товароведные характеристики связаны со стоимостью, но не все одинаково. Тесно связаны 1) и 4), это обусловлено тем, что цена как мера стоимости устанавливается чаще всего за единицу измерения товара. Между 2) и 4) не всегда существует прямая зависимость, что объясняется многофакторностью формирования цены. При этом в условиях конкурентной среды качество выступает лишь одним из критериев ценообразования. В зависимости от стратегии ценообразования фирмы основное влияние на формирование цены могут оказывать себестоимость продукции, издержки, имидж фирмы- изготовителя, сервисное обслуживание, состояние спроса и предложения, каналы распределения, рекламная поддержка, а так же качество товара и его упаковки. Слабая связь между 3) и 4). Товары одних и тех же наименований могут быть дешевыми или дорогими (например, обувь, одежда). Существуют дорогие товары определенных ассортиментных групп: ювелирные изделия, натуральные меха, деликатесы рыбы. Высокие цены на эти товары обусловлены повышенными, по сравнению с другими более дешевыми товарами, качественными характеристиками. Однако дешевый товар - не значит пониженное качество. Не стоит забывать, что на ряд товаров повседневного спроса устанавливаются определенные ограничения в области цен или торговых надбавок.

Благодаря мерам государственного регулирования поддерживают низкие цены (картофель, детск. питание). Отсутствие регулирования приводит к «вымыванию» из ассортимента дешевых товаров. Эта тенденция характерна сейчас для российского рынка потребительских товаров.