Правовые основы метрологической деятельности
В Российской Федерации принят Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4871 -1 «Об обеспечении единства измерений». До него, по существу, в нашей стране не было законодательных норм в области метрологии, а нормы устанавливались постановлениями Правительства РФ (далее — Закон о единстве измерений).
Метрология относится к такой сфере деятельности, в которой основные положения обязательно должны быть закреплены стабильными законодательными актами. Цели Закона:
• защита прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики Российской Федерации от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;
• содействие научно-техническому и экономическому прогрессу на основе применения государственных эталонов единиц величин и использования результатов измерений гарантированной точности, выраженных в допускаемых к применению в стране единицах;
• создание благоприятных условий для развития международных и межфирменных связей;
• регулирование отношений государственных органов управления РФ с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений;
• адаптация российской системы измерений к мировой практике.
Закон о единстве измерений устанавливает и законодательно закрепляет основные понятия, принимаемые для целей Закона: единство измерений, средство измерений, эталон единицы величины, государственный эталон единицы величины, нормативные документы по обеспечению единства измерений, метрологическая служба, метрологический контроль и надзор, поверка и калибровка средств измерений, сертификат об утверждении типа средств измерений, аккредитация на право поверки средств измерений, сертификат о калибровке. В основу определений положена официальная терминология Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ). Основные статьи Закона о единстве измерений устанавливают:
• организационную структуру государственного управления обеспечением единства измерений;
• нормативные документы по обеспечению единства измерений;
• единицы величин и государственные эталоны единиц величин;
• средства и методики измерений.
Закон о единстве измерений определяет Государственную метрологическую службу и другие службы обеспечения единства измерений, метрологические службы государственных органов управления и юридических лиц, а также виды и сферы распределения государственного метрологического контроля и надзора. Отдельные статьи содержат положения по калибровке и сертификации средств измерений и устанавливают виды ответственности за нарушение данного Закона.
Современный переходный этап, связанный с ведением Закона о техническом регулировании, вызывает трудности в реализации некоторых положений Закона о единстве измерений (например, касающихся поверки и аккредитации соответствующих служб на право поверки, а также утверждения типа средств измерений), в связи с чем требуются дальнейшее совершенствование, актуализация, конкретизация законодательных положений.
В области государственного метрологического надзора введены: надзор за количеством товаров, отчуждаемых при торговых операциях, а также за количеством товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже, что практикуется и в зарубежных странах.
Закон о единстве измерений предусматривает добровольную систему сертификации средств измерений на соответствие метрологическим нормам и правилам, а также требованиям Российской системы калибровки средств измерений. Закон укрепляет правовую базу для международного сотрудничества в области метрологии, принципами которого являются:
• поддержка приоритетов международных договорных обязательства;
• содействие процессам присоединения России к ВТО;
• сохранение авторитета российской метрологической школы в международных организациях;
• создание условий для взаимного признания результатов испытаний, поверок и калибровок в целях устранения технических барьеров в двусторонних и многосторонних внешнеэкономических отношениях.
Законом о единстве измерений предусмотрена юридическая ответственность нарушителей метрологических правил и норм. Статья 20 Закона устанавливает различные меры пресечения или предупреждения нарушений (запреты, обязательные предписания и др.). Статья 25 предусматривает возможность привлечения нарушителей к административной, гражданско-правовой или уголовной ответственности.
Меры пресечения или предупреждения — это разновидность административных взысканий, их применяют государственные инспекторы.
Гражданско-правовая ответственность наступает в ситуациях, когда в результате нарушений метрологических правил и норм юридическим или физическим лицам причинен имущественный или личный ущерб.
Дисциплинарная ответственность за нарушение метрологических правил и норм определяется решением администрации предприятия (организации) на основании Трудового кодекса РФ.