Региональная система стандартизации стран европейского экономического сообщества

Категория: Стандартизация, метрология, сертификация

В мире действует семь региональных организаций по стандартизации, подобных рассмотренной на предыдущей лекций, — в Скандинавии, Латинской Америке, Арабском регионе, в Африке, в Объединенном Европейском союзе (ЕС). Наиболее интересен опыт стандартизации в ЕС. Интеграция Европейского экономического сообщества (ЕЭС) сформировала единый внутренний рынок, который обслуживает в общей сложности более 320 млн жителей Англии, Бельгии, Германии, Греции, Дании, Италии, Испании, Ирландии; Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Франции. При этом первоочередное значение в устранении национальных барьеров придается развитию европейской стандартизации.

Еще в 1957 г. руководители организаций по стандартизации стран — членов ЕЭС и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) обсуждали возможность совместных действий по согласованию национальных стандартов в условиях экономической интеграции этих стран. В 1961 г. был учрежден Европейский комитет по стандартизации (СЕН), в 1972 г. был создан Европейский комитет по стандартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК). В 1972 г. Советом ЕС была

принята Генеральная программа устранения технических барьеров в торговле в пределах Сообщества. В рамках этой программы ставилась задача создания системы обязательных для ЕС единых стандартов: из сотен национальных стандартов в каждой европейской стране сделать несколько тысяч единых стандартов. Единые стандарты должны были лишить страны _ члены ЕС возможности отказа от иностранных продуктов из государств Сообщества.

Важнейшим правовым актом, направленным на защиту стран ЕС от распространения недоброкачественной продукции, стал принятый в 1985 г. Закон «Об ответственности изготовителя за выпуск дефектной продукции». Всем государствам — членам ЕС предписывалось в течение трех лет с момента его опубликования (30 июля 1985 г.) привести свои правовые и административные акты, касающиеся ответственности за выпуск дефектной продукции, в соответствие с указанным законом.

В данном законе устанавливалась презумпция виновности изготовителя за ушерб, возникший вследствие дефектного продукта. Потерпевший потребитель не должен более доказывать, что продукция произведена с нарушениями, ему достаточно указать на наличие дефекта в продукции и причинной связи с понесенным ущербом, а также размер ущерба. Изготовитель хорошо знает свое производство и, если ему не удается привести доказательства своей невиновности (а юрисдикция предъявляет очень высокие требования), то он несет ответственность за возникший ущерб. Под ущербом в этом законе понимается:

•   ущерб, вызванный смертью или повреждением здоровья;

•   повреждение или уничтожение любого имущества (кроме самой дефектной продукции) стоимостью не менее 500 евро.

Величина возмещения ущерба изготовителем в данном Законе не ограничивается. При этом государствам — участникам предоставлено право установить предельную величину компенсации, но не ниже 70 млн евро. В целом структура Закона ЕС «Об ответственности изготовителя за выпуск дефектной продукции» показана в табл. 7.1.

Кроме того, 21 декабря 1989 г. постановлением Совета Европы № 90/С 10/01 принята Глобальная концепция оценки соответствия, которая предусматривает формирование условий, необходимых для обеспечения обязательного взаимного признания свидетельств соответствия. В целях реализации Глобальной концепции были приняты два важнейших законодательных акта:

1.  Решение Совета Европы от 13 декабря 1990 г. «Об использовании модулей для различных фаз процедуры оценки соответствия» (90/683/EWG), устанавливающее восемь формализованных процедур оценки соответствия продукции европейскому законодательству, которые отчасти могут комбинироваться друг с другом.

2.  Решение Совета Европы от 22 июля 1993 г. «Об использовании модулей для различных фаз процедуры оценки соответствия и правилах нанесения и использования знака соответствия» (93/465/EWG), предписывающее маркировать всю продукцию, вводимую в обращение на территории ЕС и соответствующую законодательству ЕС, особым знаком .

Рис. 7. /. Знак соответствия законодательству ЕС

Таблица 7.1 Структура Закона ЕС «Об ответственности изготовителя за выпуск дефектной продукции»

Согласно основополагающим принципам Глобальной концепции Совет Европы выпускает директивы по гармонизации, в которых устанавливает минимальные требования к продукции, а также порядок ее ввода в обращение. Директива ЕС — это законодательный акт, предписывающий всем государствам — членам ЕС привести национальное законодательство в соответствие с требованиями данной директивы. Государства-участники обязаны внедрять директивы ЕС в национальное законодательство.

Директивы по гармонизации преследуют цель, которая состоит в том, чтобы благодаря изданию единого правового акта сразу получить возможность урегулирования проблем перемещения определенной группы продукции на территории ЕС введением единых требований для всех стран-участниц без постоянного их взаимного согласования.

Если продукция полностью или частично подпадает под действие какой-либо директивы ЕС, то говорят, что данная продукция подпадает в законодательно регулируемую область. Изготовитель такой продукции при вводе ее в обращение на территории ЕС заявляет под свою исключительную ответственность, что данная продукция соответствует всем положениям директив и маркирует эту продукцию знаком. Для данной процедуры разработана так называемая модульная концепция оценки соответствия , введенная благодаря принятию Глобальной концепции.

Директивы ЕС по гармонизации устанавливают требования к продукции, которая является потенциально опасной для человека, окружающей среды, инфраструктуры. Значительная часть изделий не подпадает под действие этих директив и, следовательно, ее ввод в обращение не регулируется на законодательном уровне. Поскольку законодательство не предъявляет к такой продукции никаких требований, то ничто не может ограничить производителя при вводе этой продукции на рынок. При этом установление, подтверждение или доказательство соответствия продукции чему-либо также не требуется. Принято считать, что продукция, не подпадающая под действие законодательства, попадает в законодательно нерегулируемую область, которую еще называют свободной, добровольной или нерегулируемой.

Итак, нормативную базу стандартизации ЕС составляет хорошо развитое техническое законодательство.

Особенность и сила большинства евростандартов заключаются в том, что в их основу закладывают, как правило, лучшие

стандарты отдельных европейских стран. Например, широко известные своим высоким техническим уровнем стандарты Швеции по электромагнитной безопасности персональных компьютеров положены в основу единого стандарта ЕС.

 Рис. Модульная концепция оценки соответствия