Структура типового технического регламента

Категория: Стандартизация, метрология, сертификация

Как отмечалось ранее, проработка макроотраслевых (горизонтальных) технических регламентов выявила возможность объединения данных регламентов и «накрываемых» ими групп специальных (вертикальных) регламентов в единые макроотраслевые блоки. Это позволяет:

1)  обеспечить рациональную организацию множеств требований вынесением инвариантных требований макроотрасли в горизонтальные регламенты (или общие разделы макроотраслевых регламентов);

2)  обеспечить координацию отдельных технических регламентов в рамках данной макроотрасли с целью исключения «щелей», дублирования требований и образования противоречий между ними;

3) укрупнить деление системы технического регулирования с целью оптимизации процессов промежуточных согласований в Правительстве РФ, а также прохождения системы регламентов в Государственной Думе Федерального Собрания РФ.

Пакетный принцип позволяет оптимизировать процесс внесения последующих изменений в техническое законодательство пересмотром укрупненных, а не множества отдельных актов. Это позволит оптимизировать процесс согласования конфликтных позиций между близкими отраслями (например, между молочными и масложировыми производствами), что с организационной и процедурной точки зрения удобнее делать в рамках подготовки объединенных регламентов, нежели в процессе согласования регламентов, вносимых, рассматриваемых и дорабатываемых отдельно друг от друга.

Согласно п. 2 ст. 9 Закона о техническом регулировании разработчиком технического регламента может быть любое лицо. С юридической точки зрения такая запись избыточна, поскольку по Конституции РФ любое лицо (юридическое или физическое) может быть разработчиком любого закона. Однако в данном случае было признано целесообразным сохранить данную запись, с тем чтобы подчеркнуть концептуальную установку реформы на отказ от ведомственного нормотворчества и на максимальное привлечение к разработке нового технического законодательства представителей предпринимательского, независимого экспертного и научного сообщества.

Разработчик проекта технического регламента должен:

•   найти субъект права законодательной инициативы, вносящий данный законопроект;

•   пройти установленную законом процедуру публичного обсуждения проекта.

Далее на проект должны быть получены:

•   заключение соответствующей экспертной комиссии;

•   заключение или отзыв Правительства РФ на законопроект либо пройти в установленном порядке согласования с заинтересованным федеральными органами исполнительной власти в случае принятия технического регламента постановлением Правительства РФ.

И, наконец, проекту предстоит:

•   пройти установленные регламентом чтения в Государственной Думе Федерального Собрания РФ;

•   утверждение Советом Федерации Федерального Собрания РФ;

•   подписание Президентом РФ.

В конечном итоге процедура разработки и принятия технических регламентов предполагает гармоничное согласование позиций и интересов государства, общества, бизнеса, а также носителей экспертного и научного знания. Вместе с тем участие представителей органов государственной власти в разработке инициативных проектов позволяет уже на начальных стадиях выявлять позиции, требующие согласования, и заранее в рабочем порядке снимать непринципиальные противоречия.

Последовательность и приоритеты в разработке специальных технических регламентов целесообразно определять по следующим основным критериям:

•   отрасли, в которых существующее нормирование и процедуры образуют наибольшие технические и административные барьеры и соответственно в которых введение технических регламентов может дать наибольший экономический эффект (как правило, это сферы «быстрого и жесткого» бизнеса, в которых максимально сближена дистанция между производителем и потребителем, например пищевые производства, товары повседневного спроса и т.п.);

•   бюджетообразующие отрасли, в которых введение технических регламентов может также дать значимый экономический эффект;

•   продукция и производственные процессы, в отношении которых отсутствие адекватного нормирования представляет критическую угрозу безопасности (граждан, окружающей среды), национальным интересам и пр.;

•   требования к видам продукции и процессам ее производства, особо значимым в социальном отношении;

•   ряд отраслей со сложным техническим нормированием, в которых требования могут быть оперативно переведены из действующей нормативной базы в новое техническое законодательство, поскольку данные требования практически полностью определяются техническими параметрами и практически не подвержены экономической и административной конъюнктуре;

•   блоки требований, которые нуждаются в оперативной гармонизации с международными нормами в целях устранения барьеров в международной торговле, а также в целях ускоренного вхождения России в мировое экономическое пространство (например, в контексте присоединения к ВТО).