Транспортно-экспедиционное обеспечение распределения товаров
Развитие транспорта под государственным контролем привело к:
1) отсутствию гибкости в деятельности предприятий;
2) наличию в АТП большого количества подвижного состава, эксплуатируемого неэффективно;
3) задержкам в пунктах взаимодействия разных видов транспорта;
4) недостаткам банковских операций и страхования грузов;
5) усложнению схемы документооборота;
6) отсутствию четкой координации деятельности производства и системы распределения товаров;
7) недостаточной развитости системы экспедирования. Выделив транспортно-экпедиционное обеспечение распределения товаров в отдельное звено, производитель высвобождается от осуществления следующих несвойственных ему функций:
1) заключения договоров и оформления перевозочных документов;
2) банковских операций по расчетам за перевозку;
3) организации погрузо-разгрузочных работ;
4) управления запасами;
5) выбора тары для перевозки;
6) страхования рисков, связанных с перевозочной деятельностью;
7) страхования груза;
8) консолидации мелких отправок;
9) таможенного обеспечения;
10) соблюдения графиков поставок;
11) оформления и распределения заказов и т.д.
Доставка товаров — это процесс выполнения, помимо перевозки, целого ряда работ, операций, услуг, комплекс которых обеспечивает эффективное распределение товаров. Основное условие эффективной работы транспортно-экспеди-ционных фирм — обеспечение потребностей фирм.
Выделяют следующие системы доставки товаров:
1) одновидовые — доставка осуществляется одним видом транспорта;
2) многовидовые (мультимодальные или интермодальные) — доставка осуществляется двумя или более видами транспорта.
Интермодальная система перевозки — это система смешанной перевозки (несколькими видами транспорта) «от двери до двери». Организатор интермодальной перевозки на всех этапах разработки и осуществления перевозочного процесса целенаправленно координирует действия всех участвующих в нем сторон: грузовладельцев, перевозчиков и перевозочных комплексов в интересах ускорения перевозки груза и снижения совокупных затрат на его перевозку.
Основными признаками интермодальных перевозок (метод интеграции перевозочного процесса) являются:
1) участие в перевозке по меньшей мере двух видов транспорта;
2) наличие договора меду «центром» и грузовладельцем о перевозчике груза «от двери до двери», в котором предусматривается ответственность «центра» за сохранность груза и сроки его перевозки, а также размер тарифной платы за весь комплекс услуг, предоставляемых «центром» грузовладельцу (сквозной тариф);
3) укрупненная грузовая единица;
4) единая ответственность за груз;
5) централизованное взаимодействие всех звеньев транспортной цепи.
Преимущества:
1) более рациональное использование имеющихся транспортных мощностей;
2) более экономное расходование энергии;
3) повышение надежности перевозок и др. Интермодальная система сложнее юнимодальной, особенно в международном сообщении. Договор на перевозку заключает первый перевозчик (оператор). Каждый перевозчик несет ответственность за груз с момента принятия до момента передачи. Сущность этой логистической транспортной системы — доставка грузов во все концы земного шара с использованием сквозного тарифа, по единому перевозочному документу, под управлением одного оператора.