Формы сбыта товара
Различают следующие формы сбыта товаров:
1) прямой сбыт (канал товародвижения нулевого уровня). Продажа продукции осуществляется непосредственно от производителя потребителям на основе прямых контактов с ними. Основные условия для реализации стратегии прямого сбыта:
а) большой спрос на производимый товар;
б) узкий и специализированный круг потребителей;
в) небольшая территория сбыта;
г) необходимость предоставления высококачественного и специализированного сервиса;
д) наличие вертикального рынка;
е) постоянно варьируемая цена;
ж) наличие собственной складской сети;
з) наличие транспорта, способного удовлетворить потребности в перевозках;
и) возможность изготовления товара на заказ;
2) косвенный сбыт (многоуровневый канал товародвижения) — продажа продукции через посредников. Сбыт бывает интенсивным, селективным (выборочным) и эксклюзивным. Основные условия для реализации стратегии косвенного сбыта:
а) горизонтальный рынок;
б) наличие широкого круга потребителей;
в) нехватка средств для создания собственной сбытовой сети;
г) географическая широта потребления;
д) невысокий процент маржи;
е) возможность поставки товаров крупными партиями оптовым покупателям;
3) интенсивный сбыт подразумевает наличие широкой сети посредников независимо от формы их деятельности. Представляет собой очень плотную сбытовую сеть с развитой рекламой и жестким контролем за платежеспособностью посредников;
4) селективный (выборочный) сбыт подразумевает ограничение количества торговых посредников. Используется при реализации технически сложной продукции;
5) эксклюзивный сбыт подразумевает намеренно ограниченное число посредников, торгующих данной продукцией в рамках сбытовых территорий.
При принятии решения о форме сбыта товаров необходимо учитывать такие факторы, как место и условия производства товара, его качественные и количественные характеристики, формы потребления, наличие или отсутствие собственного транспорта, наличие собственной сбытовой сети и т.д. Необходимо учитывать, что при небольшом числе посредников легче обеспечить тесные связи с ними, влиять на уровень подготовки сбытового персонала, установить жесткий контроль за процессом реализации и гарантийного сервиса.
Факторы, влияющие на решение о выборе канала распределения:
1) качественные и количественные характеристики товара;
2) ассортимент выпускаемой продукции;
3) технические характеристики товара;
4) преимущества и недостатки товара;
5) условия и сроки хранения;
6) возможность выпуска на заказ;
7) транспортабельность товара;
8) географический фактор;
9) возможные сегменты рынка сбыта;
10) емкость рынка;
11) конкурентоспособность товара;
12) возможность развития сбытовой сети;
13) наличие квалифицированного персонала;
14) наличие свободных средств;
15) возможность создания собственной складской сети;
16) опыт конкурентов в решении данного вопроса;
17) широта охвата потребителей;
18) особенность конечных потребителей;
19) уровень доходов потенциальных потребителей;
20) возможность контроля потенциальных посредников;
21) сравнительная стоимостная характеристика различных форм сбыта.
Приступая к разработке стратегии сбыта, необходимо уяснить задачи, стоящие перед службой, в рамках общей концепции маркетинга предприятия и увязать их с программой по стимулированию сбыта. Как правило, чем выше массовость потребления товара, чем шире ассортимент, тем более разветвленной будет сеть распределения. На практике используются различные смешанные формы организации товародвижения.