Формирование ассортимента

Категория: Логистика

Ассортиментная концепция — построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения на основе потребительских требований определенных групп (сегментов рынка) с эффективным использованием предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов.

Ассортиментная политика логистической системы должна учитывать следующие аспекты:

1)   технологические возможности;

2)   потребность рынка в ассортименте или в дифференциации товара;

3)   необходимость получения конкурентного преимущества;

4)   достижения товарооборота, обеспечивающего безубыточную деятельность предприятия.

Формирование ассортимента происходит с учетом оборачиваемости товаров, размера товарооборота и получаемой прибыли. Основная задача при формировании и управлении ассортиментом — обеспечение своевременного предложения товаропроизводителем определенной совокупности товаров.

При принятии решений по формированию ассортимента необходимо учитывать степень близости между товарами различных товарных групп, их отдельных серий, возможности предприятия, требования покупателей к качеству товаров, возможность определения гарантий и уровня сервисного обслуживания, наличие конкурентов. Поскольку товарная номенклатура организации представляет собой совокупность ассортиментных групп товаров и товарных единиц, то ее формирование будет зависеть от подходов к объединению в группы.

Ассортиментная группа — это группа товаров, тесно связанных между собой в зависимости от одного из основных признаков — функции товара, группы потребителей, цены, возрастных групп, др.

Система формирования ассортимента включает:

1)   определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

2)   анализ способов использования данной продукции и особенностей покупательского поведения на соответствующих рынках;

3)   оценку конкурентной продукции;

4)   оценку качества выпускаемой продукции с позиций покупателя;

5)   принятие решения о номенклатуре товаров;

6)   принятие решения о диверсификации продукции за счет других направлений производства;

7)   анализ новых технологических возможностей;

8)   усовершенствование существующих технологий;

9)   разработку спецификаций новых или улучшенных продуктов в соответствии с требованиями покупателей;

10) проведение испытаний или тестирований продукции;

11) разработку параметрических характеристик выпускаемой продукции;

12) разработку упаковки;

13) разработку сервисного обслуживания;

14) проведение анализа ценообразования на новый ассортимент;

15) анализ рентабельности.

Формирование ассортимента может осуществляться различными методами в зависимости от масштабов сбыта, специфики производимой продукции, целей и задач, стоящих перед изготовителем. В крупных логистических системах необходимо обдумать вопрос создания службы управления ассортиментной политикой предприятия, которая поможет минимизировать издержки на принятие принципиальных решений относительно ассортимента, включая:

1)   изъятие нерентабельных видов продукции, моделей, типоразмеров;

2)   определение необходимости исследований и разработок для создания новых и модификации существующих изделий;

3)   установление четкого контроля за сбытом различных ассортиментных групп товаров;

4)   утверждение планов и программ разработки новых или совершенствования уже выпускаемых продуктов;

5)   анализ и расчет выделения необходимых финансовых средств на утвержденные программы и планы.