Выбор оптимального перевозчика
Одним из наиболее важных решений в транспортной логистике является выбор оптимального перевозчика. Основные параметры, на которые следует ориентироваться, — надежность перевозки и покупательная способность.
Надежность перевозки характеризуется такими параметрами, как время перевозки, сохранность партии и потребительских свойств товаров при перевозке, стабильность предоставления услуг, квалификация персонала.
Время перевозки может являться решающим факторов при принятии решения по выбору перевозчика. Иногда стоимоть перевозки стоит на втором месте, и из двух перевозчиков предпочтение отдается тому, который сможет доставить товар в минимальные сроки. Кроме того, немаловажным является и провозная способность того или иного перевозчика. Например, при перевозке товаров небольшими партиями наиболее рационально выбирать автомобили с относительно небольшой грузоподъемностью, ставки на которые ниже, чем на крупнотоннажные транстортные средства.
Стабильность предоставления услуг также немаловажна при принятии конкретного решения. Как правило, для фирмы с постоянным товародвижением немаловажно наличие постоянных договоров с одним или несколькими перевозчиками, способными удовлетворить их потребности в перевозке независимо от товаропотока на данный период.
Крупные компании стараются заключать договоры на перевозки с транспортными фирмами, имеющими свое собственное имя и статус на рынке транспортных услуг. По покупательной способности выбирают тарифы и наличие скидок с тарифа выбираемых перевозчиков.
Выбор перевозчика включает несколько этапов:
1) задание относительных весов параметров (ранжирование). Необходимо определить параметры, по которым будет проводиться оценка услуг перевозчиков, решить вопрос о степени важности выделенных параметров для покупки услуг перевозчиков, т.е. определить вес параметра. Для задания весов параметров используются методы взвешивания, метод попарных сравнений;
2) предварительный выбор возможных перевозчиков. Проводится сбор информации о предоставляемых транспортных услугах, сравниваются провозные возможности, надежность, репутация транспортных компаний, принимается предварительное решение о выборе возможных перевозчиков;
3) оценивание перевозчиков по выбранным параметрам. Математически это сводится к заданию оценок перевозчиков по отношению к каждому параметру. Параметры конкретизируются до тех пор, пока не становится возможным количественное или качественное определение их значений. Этапы 1 и 2 методики повторяются для всех новых параметров;
4) вычисление предпочтений перевозчиков относительно целевой функции. На данном этапе проводится ранжирование перевозчиков по всей совокупности параметров и вы-яление предпочтений;
5) анализ результатов выбора перевозчика. В результате решения задачи экспедитор получает список перевозчиков, ранжированных по отношению к целевой функции. Анализ сводится к выявлению предпочтений перевозчиков по отношению к каждому параметру;
6) использование дополнительных параметров выбора. Если по результатам проведенного анализа не представляется возможность по тем или иным причинам выбрать оптимального перевозчика, проводится повторный отбор по дополнительным параметрам. Выбор перевозчика с оптимальными параметрами позволит предотвратить последствия нежелательных результатов доставки. От правильного принятие решения зависят время движения материального потока (товарного потока), логистические издержки на транспортные расходы, возможность доставки точно в срок, сохранение репутации компании.