Выбор местоположения предприятия

Категория: Логистика

Местоположение предприятия выбирается в соответствии со следующими критериями:

1)   близостью расположения поставщиков, ресурсных баз (с целью уменьшения издержек на транспортировку сырья и материалов промышленное предприятие лучше всего расположить недалеко от организаций-поставщиков);

2)   близостью к потребителю производимой продукции (с целью минимизации издержек по доставке готовой продукции предпочтительным является близкое расположение предприятий-потребителей или рынков сбыта);

3)   благоприятными климатическими условиями. Месторасположения предприятия сильно зависит от типа

производимой продукции. Предприятия пищевой промышленности должны быть в каждом населенном пункте.

Предприятия легкой промышленности лучше располагать в крупных центрах.

Предприятия тяжелой перерабатывающей промышленности удобно располагать недалеко от мест добычи сырья для производства и перерабатывающих предприятий.

При этом эффективнее всего организация промышленных комплексов, т.е. формирование замкнутой логистической системы — «добывающее предприятие (поставщик производственных ресурсов) — обрабатывающее (машиностроительное, металлургическое) предприятие-производитель — предприятие-потребитель». В этом случае будет осуществлена значительная экономия средств на транспортировку внутри логистической системы. Затраты увеличатся при движении материального потока из одной логистической системы в другую.

Условия, учитываемые при определении местоположения предприятия:

1)   общие (транспортные затраты, стоимость рабочей силы);

2)   специальные, (наличие сырья, воды);

3)   факторы сосредоточения (рынки сбыта при высокой плотности населения);

4)   региональные (месторождения сырья);

5)   общественно-культурные (культурный уровень города). Условия выбора местоположения предприятия с точки

зрения снабжения определяются наличием:

1)   земельных участков;

2)   вспомогательных и производственных материалов (затрат на транспортировку);

3)   трудовых ресурсов в зависимости от численности населения, уровня жизни в данном регионе;

4)   инфраструктурой транспорта, (наличием автомобильных дорог и т.д.)

Условия выбора местоположения предприятия с точки зрения сбыта определяется: 1) потенциалом сбыта (структурой населения, покупательной

способностью и т.д.);

2)   транспортными путями;

3)   различными контактами, способствующими реализации. Условия выбора местоположения предприятия, определяемые государством:

1)   налоги (налоговые льготы для определенных регионов);

2)   законодательство, регулирующее пересечение границ;

3)   мероприятия связанные с охраной внешней среды;

4)   экономическая система, риски, связанные с политической нестабильностью;

5)   программы содействия регионам со слаборазвитой экономической структурой, помощь в основании частных предприятий.