Выбор местоположения предприятия
Местоположение предприятия выбирается в соответствии со следующими критериями:
1) близостью расположения поставщиков, ресурсных баз (с целью уменьшения издержек на транспортировку сырья и материалов промышленное предприятие лучше всего расположить недалеко от организаций-поставщиков);
2) близостью к потребителю производимой продукции (с целью минимизации издержек по доставке готовой продукции предпочтительным является близкое расположение предприятий-потребителей или рынков сбыта);
3) благоприятными климатическими условиями. Месторасположения предприятия сильно зависит от типа
производимой продукции. Предприятия пищевой промышленности должны быть в каждом населенном пункте.
Предприятия легкой промышленности лучше располагать в крупных центрах.
Предприятия тяжелой перерабатывающей промышленности удобно располагать недалеко от мест добычи сырья для производства и перерабатывающих предприятий.
При этом эффективнее всего организация промышленных комплексов, т.е. формирование замкнутой логистической системы — «добывающее предприятие (поставщик производственных ресурсов) — обрабатывающее (машиностроительное, металлургическое) предприятие-производитель — предприятие-потребитель». В этом случае будет осуществлена значительная экономия средств на транспортировку внутри логистической системы. Затраты увеличатся при движении материального потока из одной логистической системы в другую.
Условия, учитываемые при определении местоположения предприятия:
1) общие (транспортные затраты, стоимость рабочей силы);
2) специальные, (наличие сырья, воды);
3) факторы сосредоточения (рынки сбыта при высокой плотности населения);
4) региональные (месторождения сырья);
5) общественно-культурные (культурный уровень города). Условия выбора местоположения предприятия с точки
зрения снабжения определяются наличием:
1) земельных участков;
2) вспомогательных и производственных материалов (затрат на транспортировку);
3) трудовых ресурсов в зависимости от численности населения, уровня жизни в данном регионе;
4) инфраструктурой транспорта, (наличием автомобильных дорог и т.д.)
Условия выбора местоположения предприятия с точки зрения сбыта определяется: 1) потенциалом сбыта (структурой населения, покупательной
способностью и т.д.);
2) транспортными путями;
3) различными контактами, способствующими реализации. Условия выбора местоположения предприятия, определяемые государством:
1) налоги (налоговые льготы для определенных регионов);
2) законодательство, регулирующее пересечение границ;
3) мероприятия связанные с охраной внешней среды;
4) экономическая система, риски, связанные с политической нестабильностью;
5) программы содействия регионам со слаборазвитой экономической структурой, помощь в основании частных предприятий.