Контроль в логистике
Контроль в логистической систем отвечает на вопросы, насколько эффективна логистическая система, обеспечивает, ли достижение конечной цели организации, стимулирует, ли работу, исполнителей.
Черты эффективного управления организацией с использованием логистического подхода:
1) необходимое наличие стратегических целей организации;
2) разработка тактических целей для достижения поставленных стратегических целей;
3) выбор единицы измерения, определенный поставленной целью, нормами или контрольными цифрами в выбранных единицах;
4) осуществление сравнения информации об управляемом процессе со стандартами, нормами, контрольными цифрами;
5) принятие решения и корректирующих действий по результатам сравнения;
6) контроль результатов управляющего воздействия. Этапы осуществления контроллинга логистической
системы:
1) «вход». Самым сложным этапом контроллинга является выбор «входа» в систему управления. При этом необходимо определить главную область деятельности, основную цель, которая будет достигаться работниками системы (повышение качества, снижение издержек, повышение прибыли, улучшение показателей эффективности и др.). Трудность состоит в том, что трудно Определить приоритетное направление приложения усилий. Возникают противоречивые движения;
2) получение информации по каналам обратной связи о промежуточном результате работы (важно правильно выбрать время и объем получения информации);
3) сравнение установленных параметров системы и норм с информацией о параметрах промежуточного результата (определение рассогласования между заданными параметрами и полученными);
4) определение направления, регулирующего воздействия и принятие мероприятий по улучшению параметров системы.
Контроль может производиться на разных этапах функционирования логистической системы на этапе осуществления закупок и выбора поставщика, на этапе хранения запасов, на этапе производственной обработки, на этапе складских и сборочных операций, на этапе реализации и транспортировки. Контроль за состоянием запасов включает в себя изучение и регулирование уровня запасов продукции производственно-технического назначения, сырья, материалов, необходимых для производства, товаров народного назначения методами учета, инвентаризации с целью определения несоответствия норме запасов и принятия оперативных мер по ликвидации этих несоответствий. Необходимость контроля обусловлена повышением издержек в случае возникновения несоответствий с процессом работы системы. Контролирование функционирования логистической системы необходимо, т.к. это способствует повышению качества работы системы и ее эффективности.
Качество логистической системы включает:
1) надежность логистической системы;
2) безотказность и своевременность ее работы (обеспечение бесперебойной поставки в определенной место, определенный срок товара определенного качества и ассортимента при минимальном уровне совокупных издержек);
3) высокий уровень послепродажного обслуживания в гарантированные сроки и после них.
Если логистическая система обеспечивает 95% общего объема поставок с требуемым уровнем качества, то такая система считается качественной. При уровне качественных поставок ниже 75% считается, что логистическая система функционирует неудовлетворительно.
При осуществлении контроля работы логистической системы важно, чтобы менеджер по контроллингу был высококвалифицированным специалистом, имеющим навыки расчета параметров системы с использованием ЭВМ и без его использования, потому что от точности определения параметров качества, правильно расставленных приоритетов деятельности и совершенствования зависят уровень повышения его показателей и направление принятых мероприятий.