Основные принципы эффективного спользования логистики в коммерческой практике предприятия

Категория: Логистика

Логистический подход к управлению на фирме выражается в логистическом менеджменте.

Логистический менеджмент — комплексное соединение основных управленческих функций (организации, прогнозирования, планирования, контроля, учета, анализа) с элементарными и комплексными логистическими функциями для достижения целей логистической системы организации.

Логистический менеджмент также включает в себя понятие «управленческий персонал», который подразделяется на:

1)   высший управленческий персонал (начальника отдела логистики, членов исполнительной дирекции фирмы, интегрального менеджера и др.);

2)   средний управленческий персонал (руководителей структурных подразделений, отдельных звеньев логистической системы организации);

3)   управленческий персонал низшего звена управления (исполнительных менеджеров).

Фирма — сложная система, которую можно разделить на отдельные элементы различных областей деятельности — финансы, инвестиции, персонал, маркетинг, производство, информация, инновации.

Особенность логистического менеджмента заключается в том, что он связан со всеми функциональными областями менеджмента как по стратегическим, так и по оперативным целям и задачам.

Логистический менеджмент охватывает три основные сферы функционирования фирмы — производство, маркетинг и собственно логистику. Эти основные области функционирования фирмы образуют утилиту, т.е. составляют элементы добавленной стоимости на готовую продукцию (производство — непосредственное изменение свойств исходного материала, ресурса, маркетинг — реклама, методы продвижения товара, определение потребностей; логистика — затраты на запас, складирование, сортировку, распределение, упаковку, транспортировку и т.д.).

Разновидности утилит:

1)   утилита формы (обеспечивается производством);

2)   утилита места (обеспечивается логистикой);

3)   утилита времени (обеспечивается логистикой);

4)   утилита владения (обеспечивается маркетингом). Основная задача логистического менеджмента — способствовать реализации стратегического плана фирмы и достижению конкурентных преимуществ. Его основными показателями являются:

1)   лидерство в уровне качества товаров (услуг);

2)   лидерство в уровне затрат;

3)   дифференциация продукции (позиционирование фирмы на рынке сбыта продукции и занятие ей лидирующей позиции);

4)   стратегический фокус (стремление фирмы достичь определенного конкурентного преимущества в некоторых сегментах рынка через объединение усилий и действия в определенных стратегических направлениях). Цепь полной стоимости (сформулировал М. Портер)

инструмент разделения функций бизнеса на ключевые и поддерживающие, классификация затрат и определение возмож ных источников дифференциации продукции. Ключевые функции:

1)   поддерживание стандартов обслуживания потребителей;

2)   управление закупками и транспортировка;

3)   управление запасами;

4)   управление процедурами заказов;

5)   управление производственными процедурами;

6)   ценообразование, физическое распределение и др. Поддерживающие функции:

1)   закупки материальных ресурсов;

2)   управление персоналом;

3)   инвестиционный и инновационный менеджмент;

4)   информационно-комплексная подготовка;

5)   сбор возвратных отходов и др. С точки зрения логистического менеджмента конкурентные преимущества фирма может достичь, если она совершает какие-либо действия лучше конкурентов или если она снижает до минимума издержки (в этом случае возможно влияние ценового фактора).