Основные принципы эффективного спользования логистики в коммерческой практике предприятия
Логистический подход к управлению на фирме выражается в логистическом менеджменте.
Логистический менеджмент — комплексное соединение основных управленческих функций (организации, прогнозирования, планирования, контроля, учета, анализа) с элементарными и комплексными логистическими функциями для достижения целей логистической системы организации.
Логистический менеджмент также включает в себя понятие «управленческий персонал», который подразделяется на:
1) высший управленческий персонал (начальника отдела логистики, членов исполнительной дирекции фирмы, интегрального менеджера и др.);
2) средний управленческий персонал (руководителей структурных подразделений, отдельных звеньев логистической системы организации);
3) управленческий персонал низшего звена управления (исполнительных менеджеров).
Фирма — сложная система, которую можно разделить на отдельные элементы различных областей деятельности — финансы, инвестиции, персонал, маркетинг, производство, информация, инновации.
Особенность логистического менеджмента заключается в том, что он связан со всеми функциональными областями менеджмента как по стратегическим, так и по оперативным целям и задачам.
Логистический менеджмент охватывает три основные сферы функционирования фирмы — производство, маркетинг и собственно логистику. Эти основные области функционирования фирмы образуют утилиту, т.е. составляют элементы добавленной стоимости на готовую продукцию (производство — непосредственное изменение свойств исходного материала, ресурса, маркетинг — реклама, методы продвижения товара, определение потребностей; логистика — затраты на запас, складирование, сортировку, распределение, упаковку, транспортировку и т.д.).
Разновидности утилит:
1) утилита формы (обеспечивается производством);
2) утилита места (обеспечивается логистикой);
3) утилита времени (обеспечивается логистикой);
4) утилита владения (обеспечивается маркетингом). Основная задача логистического менеджмента — способствовать реализации стратегического плана фирмы и достижению конкурентных преимуществ. Его основными показателями являются:
1) лидерство в уровне качества товаров (услуг);
2) лидерство в уровне затрат;
3) дифференциация продукции (позиционирование фирмы на рынке сбыта продукции и занятие ей лидирующей позиции);
4) стратегический фокус (стремление фирмы достичь определенного конкурентного преимущества в некоторых сегментах рынка через объединение усилий и действия в определенных стратегических направлениях). Цепь полной стоимости (сформулировал М. Портер) —
инструмент разделения функций бизнеса на ключевые и поддерживающие, классификация затрат и определение возмож ных источников дифференциации продукции. Ключевые функции:
1) поддерживание стандартов обслуживания потребителей;
2) управление закупками и транспортировка;
3) управление запасами;
4) управление процедурами заказов;
5) управление производственными процедурами;
6) ценообразование, физическое распределение и др. Поддерживающие функции:
1) закупки материальных ресурсов;
2) управление персоналом;
3) инвестиционный и инновационный менеджмент;
4) информационно-комплексная подготовка;
5) сбор возвратных отходов и др. С точки зрения логистического менеджмента конкурентные преимущества фирма может достичь, если она совершает какие-либо действия лучше конкурентов или если она снижает до минимума издержки (в этом случае возможно влияние ценового фактора).