Показатели эффективности логистического подхода к управлению предприятием

Категория: Логистика

Материальный поток, двигаясь через все звенья логистической системы, приобретает все большую стоимость. В готовой продукции 70% цены составляют логистические издержки, связанные с хранением, транспортировкой, упаковкой, сортировкой и др.

Экономический эффект от использования логистического подхода к управлению составляется из снижения уровня издержек на осуществление некоторых этапов хозяйственной деятельности за счет совершенствования системы хозяйствования.

Применение логистического подхода к производству и реализации позволяет:

1)   уменьшить величину запасов на всем пути движения материального потока;

2)   уменьшить время прохождения товаров по всем элементам логистической цепи;

3)   уменьшить транспортные расходы (за счет оптимизации и рационализации транспортировочных маршрутов, составления и согласования графиков работы транспортных средств);

4)   уменьшить затраты ручного труда;

5)   уменьшить трудоемкость и себестоимость операций с грузом.

Сокращение уровня запасов играет определяющую роль при определении эффективности логистического подхода по следующим причинам.

Затраты на хранение запасов составляют приблизительно 50% всех логистических расходов (сюда включаются оплата труда управленческого и обслуживающего персонала, издержки от порчи и кражи).

В производстве расходы на содержание запасов составляют треть всего объема производственных издержек.

Большая часть оборотного капитала составляется из запасов.

Время на совершение логистических операций составляет около 95% всего времени на хозяйственную деятельность, т.е. эффективное использование и сокращение времени на логистические операции позволяет увеличить оборачиваемость капитала, увеличить прибыль за счет увеличения товарооборота, высвободить капитал. Сокращение затрат ручного труда обеспечивается за счет применения однотипных средств механизации и автоматизации по отношению к продукции одного типа. Рассмотрение предприятия с точки зрения логистики как единой системы во взаимосвязи с поставщиками и потребителями позволяет улучшить, укрепить и оптимизировать связи внутри логистической цепи.

Логистика на предприятия достигла конечной цели при условии выполнения шести основных ее задач, таких как:

1)   доставка нужного (заказываемого) товара;

2)   доставка товара (ресурса) необходимого качества;

3)   обеспечение товаром в требуемом количестве;

4)   обеспечение товаром в нужное (установленное) время;

5)   поставка товаров в назначенное место;

6)   поставка товаров с минимальными затратами.

До применения логистического подхода к управлению производством критерием оценки эффективности системы «снабжение — производство — сбыт» считалась функция, определяемая как минимумы всех составляющих затрат, т.е. сводились к минимуму затраты на снабжение, затраты на производство, затраты на транспортировку, и эти минимумы складывались. При применении логистического подхода к управлению издержки рассматриваются не изолированно по элементам, а в совокупности. Логистика стремится свести совокупные затраты к минимуму, только в этом случае возможно достижение полной эффективности использования ресурсов, т.е. функция оптимума определяется как минимум всех суммарных затрат. Условие эффективности считается выполненным, если улучшение одних показателей произошло, но при этом другие показатели не ухудшились. Оптимум (эффективная точка), по В. Парето, это решение, которое не может быть улучшено с точки зрения некоторого критерия без того,

гих критериев. Логистический подход к управлению производством стре мится рационализировать всю сферу обращения и производства в комплексе.